131 . Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах. «Устами, – говорит бл. Феод., – называет здесь пророк сердечное усердие; потому что оно привлекает благодать Духа. Узрев, что желаю заповедей Твоих, сподобил Ты меня благодати Твоей». С Евр.: «Открываю уста мои, и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду». – Слова пророка означают сильнейшее желание познать и исполнить закон Божий, подобно тому, как утомленный зноем путник отверзает уста для принятия свежего воздуха. 132 . Призри на мя и помилуй мя, по суду лубящих имя Твое. С Евр.: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое». Т.е. «умоляю и о мне дать то же определение, какое даешь о любящих Тебя» (Бл. Феодорит). Как определил миловать и прощать любящих Тебя, так и меня снабди той же милости (Св. Афан.). 135 . Лице Твое просвети на раба Твоего. С Евр.: «Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим». «Под явлением лица Божия, – говорит бл. Феод., – разуметь должно прекращение горестей и подаяние благ». – Святый Афанасий под лицом Божиим разумеет Сына Божия, потому что Он есть образ Отца, а под оправданием – новый завет. Ст. 136. Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних 623 закона Твоего. С Евр.: «Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего». «Много пролил я слез, оплакивая преступающих закон Твой» (Свят. Афан.). «Исходищами водными пророк назвал множество слез» (Бл. Феод.). 138 . Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. С Евр.: «Откровения Твои, которыя Ты заповедал, правда и совершенная истина». Под свидениями разумеется закон Божий, который проявляет правду в обещании наград и наказаний, а истину в том, что подтверждает это делами» (Бл. Феод.). 139 . Истаяла 624 мя есть ревность Твоя. С Евр.: «Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои». «Не просто приходил в ревность, но истаял от ревнования по Тебе, если видел забывающих словеса Твои» (Свят. Афан. Под. Пс. 68:10 ; Ин. 2:17 ). 140 . Разжжено слово Твое зело. С Евр.: «Слово Твое весьма чисто». Разжжено – «испытано, беспримесно, не содержит в себе ничего укоризненного» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

132 . Если даже слух людей не всегда телесен, как ты можешь ждать в Боге звуков – показателей человеческой слабости – и свойственных телу органов слуха? О Боге говорится, что Он слышит, потому что Он знает. Мы знаем лишь то, что услышали, и слушаем прежде, чем мы сможем узнать. В Боге же, поскольку Он знает все прежде бытия его ( Дан. 13:42 ) 84 , знание предшествует слышанию. Выражая ту мысль, что Сыну не остается неведома воля Отца, мы говорим: «Он услышал». Нет в Боге ни звука, ни слога, которыми обычно выражается воля, но единство воли созерцается в божественных тайнах и выражается в наших символах. 133 . Что же значит: Не от Себя говорить будет ( Ин. 16:3 )? Следующее: Дух не говорит без Меня, ибо говорит истину и выдыхает премудрость; Дух не говорит без Отца, ибо Он Дух Божий; Дух слушает Отца, ибо всё от Бога 85 . 134 . Сын все получил от Отца, как Он Сам сказал: Все предано Мне Отцем Моим ( Мф. 11:27 ). Сын обладает всем, чем обладает Отец, о чем Он тоже сказал: Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16:15 ). И все, чем Он обладает по единству природы, по этому же единству от Сына получает Дух, как Сам Господь Иисус свидетельствует о Своем Духе: Потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:15 ). Следовательно, возвещаемое Духом – от Сына, а данное Сыном – от Отца. Таким образом, не от Себя говорят Сын и Дух, ибо Троица говорит ничего в Себе Самой. 135 . Если ты задумаешь считать слышание недостатком Святого Духа, сходным с несовершенством, присущим человеческому телу, так ты дойдешь и до оскорбления Сына, ибо Он сказал о Себе: Как слышу, так и сужу ( Ин. 5:30 ) – и еще: Сын ничего неможет творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего ( Ин. 5:9 ). Если это верно, как верны и следующие слова Сына: Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16. 15 ), то Сын и Отец одно по божеству 86 . Одно – по природе и сущности, а не Один, как утверждает ересь Савеллия. Одно по свойству сущности не может быть разделено, и поэтому Сын может творить лишь то, что услышал от Отца, поскольку Слово Божье пребывает вовек 87 , а Отец никогда не отделен от действия Сына. Сын знает, что совершаемое Им угодно Отцу, знает и Отец, что Сын творит по Его желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

132. Какой духовный смысл миссии? Миссионер сталкивается с тремя мирами одновременно: с миром Бога, от имени которого он действует; с миром людей со свободной волей, при чем видит здесь и немыслимое зло, которое там скрыто и немыслимое добро, которое там тоже скрыто; с миром злых духов, которые реально против него восстают. Поэтому, миссионер находится в точке трех миров – это пограничное состояние. Монахи – спецназ православия, а миссионеры – это диверсанты, они готовят наступление за пределами Церкви. Миссионерство – это крайне опасная, но и крайне великая вещь, потому, что речь идет уже о таких реальностях. Которые находятся на границе вселенной. 133. Что является естественным откровением? Естественное откровение Бога, это то, что мы можем через наблюдение за природой увидеть. Это то, что мы можем увидеть через действие Промысла Божия в истории, через рассматривание творений. В качестве ключевого текста о познании Бога по результатам опыта можно привести следующие слова: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем.13:1–5 ). Эти строки говорят нам о естественном откровении, которое существует в этом мире. 134. Объективна ли наука? Нет. Во-первых, наука не может касаться прошлого. Прошлое не подвергаемо эксперименту: никто не может поставить эксперимент, например, над Наполеоном Бонапартом. Во-вторых, вне сферы деятельности науки находится все то, что невозможно проверить. В-третьих, наука не может описать и оценивать невоспроизводимые события. Разовые события находятся вне сферы деятельности науки. 135. Возможна ли научная картина мира?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

18 . А о третьем звере [Даниил] сказал: Он похож на барса, на спине у него четыре птичьих крыла, и четы г ре головы г были у зверя сего 127 . Этот третий зверь – Александр Македонский, ибо он был силен как барс; четы г ре кры г ла и четыре головы были у зверя 128 – [сказано] потому, что он передал царство четырем своим друзьям, которые правили после него. И когда он пришел, то убил Дария и воцарился вместо него. (220) 19. А о четвертом звере [Даниил] сказал: Он страшны г й и мощны г й и весьма сильный; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами 129 , – это царство сыновей Исава. По воцарении Александра Македонского, явилось царство греков, так как и сам Александр из греков. Хотя видение третьего зверя исполнилось на нем, однако третий и четвертый [зверь] – един. И процарствовал Александр двенадцать лет, и было после Александра семнадцать греческих царей, чьи годы [правления] составляют двести шестьдесят девять лет от Селевка Никанора до Птолемея; а [затем] были кесари: от Августа до кесаря Филиппа – двадцать семь царей, чьи годы [правления] составляют двести девяносто три года, и восемнадцать лет [правления] Севера 130 . 20. Вот сказал Даниил: Я увидел десять рогов на голове зверя 131 . Ведь десять рогов суть десять царей 132 , которые правили до Антиоха. И еще сказал: Вышел между ними еще небольшой рог, и три пали перед ним 133 . Ведь когда стал Антиох править царством, то подчинил (221) трех царей 134 . Он превознесся над святыми Всевышнего и над Иерусалимом 135 , и осквернил Святилище. Была прекращена жертва и приношения на седмину и половину седмины 136 – [то есть на] десять с половиной лет. Он ввел блудниц в дом Господень 137 и отменил предписания Закона 138 . Убил праведников и оставил [их] птицам небесным и зверям земным. Так исполнилось в его дни слово, сказанное Давидом: Боже! Язычники пришли в наследие Твое; осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их 139

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

2 . Труба же есть властное слово. И хотя он повторяет то же, говоря о чашах 124 , но не потому, что это случилось дважды, а потому, что эти события будучи для них предстоящими, описываются, как повеления для них, и поэтому о событии, которое случится однажды, говорится дважды. Итак, то, что он в меньшей степени сказал говоря о трубах, то он подробнее изложил, говоря о чашах. И не должно обращать внимание на порядок сказанного, потому что Дух Святой семиобразен, и, когда дошел до последнего времени и конца, возвратился обратно к тому же времени и дополнил то, о чем сказал мало. И не нужно исследовать порядок в Апокалипсисе, но нужно исследовать смысл [написанного в нем], так как есть и псевдопророчество. Итак, написанное о трубах и о чашах обозначает или страдания от бедствий, посланных на мир 125 , или безумие самого антихриста 126 , или злословие народов 127 , или многообразие бедствий 128 , или надежду в Царствии святых 129 , или падение городов 130 , или падение Вавилона, то есть Римского государства 131 . 3 . Орел летящий посреди неба 132 обозначает Духа Святаго, который через двух пророков свидетельствует, что близятся великий гнев и бедствия, чтобы кто-либо мог бы еще спастись, каким-либо образом, хотя это и последнее время. Глава X 1 . И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он ноги свои на море и на землю 133 . Этот [ангел] обозначает нашего Господа, как сказано ранее о словах «лице Его подобно солнцу» 134 , то есть о воскресении. Радуга над головой Его – суд, который уже произошел или произойдет. Открытая книжка – это Апокалипсис, который принял Иоанн. Ноги Его, как мы ранее сказали – это «закаленные» апостолы, ибо Он стоит на море и на земле, что обозначает, что все покорено под Его ноги. Он именуется ангелом как вестник всемогущего Отца, ведь [пророк] называет его вестник великого совета 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? И вот таких бедняков 129 некоторые христиане, обличаемые апостолом, презрели (τιμσατε) – букв.: обесчестили, бесчестно поступили, опозорили. О каких богатых здесь идет речь? Вряд ли иудеохристиане, пусть и богатые, доходили до такого притеснения ( притесняют – καταδυναστεουσιν) 130 , что влекли (λκουσιν 131 ) бедняков в языческие суды римлян. Скорее всего, это был местный иудейский суд, где предпочтение отдавалось, как правило, богатому. 2:7 7 οκ ατο βλασφημοσιν τ καλν νομα τ πικληθν φ’ μς; 7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Бесславят (βλασφημοσι) – точнее: хулят, богохульствуют. Доброе имя (καλν νομα) – т.е. имя «христианин», в то время так уже повсеместно называли последователей Христа; которым вы называетесь (τ πικληθν φ’ μς) – букв.: нареченное над вами – имеется в виду Таинство Крещения. Возможно, на иудейских судах неверующие во Христа иудеи хулили имя Спасителя. Если эти богатые и были христианами, то они совершали двойной грех: во-первых, судились с бедняками, отнимая у тех последнее имущество; во-вторых, давали повод иудейским судьям хулить имя Господа Иисуса Христа. 2:8 8 ε μντοι νμον τελετε βασιλικν κατ τν γραφν, γαπσεις τν πλησον σου ς σεαυτν, καλς ποιετε· 8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Закон царский (νμος βασιλικν) – царский, т.е. самый высший, исходящий от Царя царей; самый главный нравственный закон, данный еще в Ветхом Завете 132 и потом подтвержденный Иисусом Христом 133 . Мы должны заботиться о других (о всех без исключения: о бедных, о богатых 134 ), как о самих себе 135 , не должно быть никакой разницы в нашей любви к ближнему! Хорошо делаете (καλς ποιετε) – здесь «хорошо» означает «правильно, угодно Богу». 2:9 9 ε δ προσωπολημπτετε, μαρταν ργζεσθε, λεγχμενοι π το νμου ς παραβται. 9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

7 . Седьмая степень – готовность за благодеяния 128 принимать нанесенные обиды, радоваться им 129 и благодарить за них Бога 130 . К тем, кто достигает этой степени, относятся слова Христа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня ( Мф. 5:11 ). Святые отцы обыкновенно советуют относиться к обижающему нас как к врачу, посланному промыслом Божиим, чтобы излечить нашу душу от болезней (тщеславия и гордости) 131 . Они подчеркивают духовную пользу, которую можно извлечь уже здесь и в будущей жизни из того, что нам пришлось претерпеть. Патерик передает слова аввы Зосимы: «Когда кто, приведши на мысль оскорбившего его, или вред ему причинившего, или поносившего и оклеветавшего, или другое какое зло ему сделавшего... должен потому воспоминать о нем как о враче, посланном тебе от Христа. ...То самое, что ты страдаешь, есть признак, что душа твоя больна; если б ты не был болен, то и не страдал бы. Посему должен ты благодарен быть брату за то, что чрез него узнал ты ход болезни своей, и то, что ты от него потерпел, с любовию принять как целительное врачевство, посланное от Самого Господа Иисуса» 132 . Святой Иоанн Газский пишет: «Если будем праведны, то искушение от них [врагов] послужит нам к преуспеянию, если же грешны, то оно послужит нам к оставлению грехов и исправлению, к опытности и научению в терпении» 133 . 8 . Восьмая степень – добровольно принимать оскорбления 134 . Такое расположение души соответствует словам Христа: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф. 5:39 ). 9 . Девятая степень – желание пострадать более, нежели того хочет причиняющий нам обиду 135 . 10 . Десятая степень – не испытывать вовсе ненависти к обижающим нас 136 . 11 . Одиннадцатая степень – не испытывать ни обиды, ни гнева, ни негодования по отношению к нашим врагам 137 . «Любовь, – пишет св. Иоанн Лествичник , – собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любовь не мыслит зла ( 1Кор. 13:4–5 )» 138 . .12. Двенадцатая степень – не обвинять и не укорять наших врагов, не говорить о них плохо 139 , вообще не рассказывать другим о том, что они сделали злого 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

LIII. Если представляется необходимость, то мы охотно приведем еще и второе пророчество, явно относящееся к Иисусу. Это – пророчество, которое за столь много лет еще до пришествия Иисуса было записано Моисеем. Он говорит, что Иаков перед своей кончиной каждому из сыновей высказал пророчество и Иуде, между прочим, сказал следующее: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная (ποκεμενα) ему» ( Быт 49:10 ) 128 . Читая это пророчество, которое в действительности много древнее даже Моисея – хотя неверующий, конечно, может подумать, что оно высказано самим же Моисеем – можно только дивиться, каким образом Моисей мог предсказать, что цари иудейские, при существовании двенадцати колен среди еврейского народа, произойдут именно из колена Иудина и будут царствовать над народом. Вот почему и весь народ (еврейский) получил название иудеев, являясь таким образом соименников царственного колена. Во-вторых, читатель, относящийся без предубеждения, может дивиться в нем и тому, каким образом, предсказывая о происхождении князей и вождей народа из колена Иудина, пророк установил в то же время и предел его власти в словах: « Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков» 129 (Ср. Быт. 49:10 )». Действительно, пришел Помазанник ( Χριστς) Божий, Которому принадлежит «отложенное, – скипетр» 130 ,о Котором говорят обетования Божии. И, очевидно, только «Ему покорность народов» 131 , всех, которые жили до Него, и, – скажу дерзновенно – были после Него. Ведь от всех народов произошли те, которые уверовали через Него в Бога, и на Его имени основали народы свою надежду по слову Исаии, сказавшего: «на имя Его будут уповать народы» 132 .Он ведь и был Тот, Который «узникам» 133 – ведь каждый связан узами своих грехов – сказал: «выходите» 134 , и тем, которые обретаются в неведении, (повелел) выйти к свету. Все это точно также было предсказано пророком в следующих словах: «и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь " » 135 . И следует обратить взоры на то, что при Его пришествии в лице простосердечно верующих по лицу всей земли пришло в исполнение следующее пророчество: «Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

   Вопрос 131. Кто не вкушает того, что едят братья, а домогается другого, хорошо ли делает?    Ответ. Вообще домогаться снеди – противно заповеди, потому что Господь сказал «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь», и еще внушительнее присовокупил: «всего этого ищут люди мира сего» ( Лук.12, 29–30 ). А приставленный к снедям должен тщательно исполнять сие: «и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян. 4, 35 ).    Вопрос 132. Что значит, если кто говорит: «это мне вредно», и скорбит, если не дано ему иное? Ответ. Сим показывается, что он не имеет в себе упования Лазарева, и не знает любви того, кому вверено попечение о всех и о нем. Вообще же суд о том, что вредно или полезно, всякий должен представлять не себе, но тому, кто приставлен дознавать потребное для каждого, и главным образом ищет пользы душевной, а за сим, во-вторых уже, сообразно с волею Божьею, распределяет и потребное для нужд телесных.    Вопрос 133. А если и роптать будет из-за пищи? Ответ. Тогда подвергается одному осуждению с роптавшими в пустыне ( Числ.11, 1 ); ибо Апостол говорит: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» ( 1Кор.10, 10 ).    Вопрос 135. Утрудившемуся надобно ли самому требовать чего либо большего против обыкновенного?    Ответ. Если подъемлет он труды ради мздовоздаяния от Бога: то не здесь должен искать утешения за труд, но приуготовлять себя к мздовоздаянию от Господа, зная, что от человеколюбца Бога удостоен будет как награды за труд, так и утешения за терпение нужды. Впрочем приставленный исполнять сказанное: «каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4,35 ), необходимо должен знать каждого из трудящихся и удовлетворять его, как должно.    Вопрос 137. Хорошо ли решиться на тот или другой срок удерживаться от какой либо снеди или от какого либо питья? Ответ. Поскольку Господь сказал: «не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня» ( Иоан.6,38 ), то всякое решение собственной своей воли обманчиво. Зная сие, Давид сказал: «клялся хранить праведные суды Твои, и исполню» ( Псал.118,106 ), а не свои изволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. – Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это. Глава XI. И вода крещения и крест Христов были предуказаны в Ветхом Завете Исследуем теперь, угодно ли было Господу предварительно открыть о воде благодатной и о кресте. Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет того крещения, которое доставляет отпущение грехов, а учредит для себя иные 132 . Так пророк 133 говорит: «… удивись небо, и да содрогнется земля от того, что два великих преступления сделал этот народ: Меня, источник живой, оставили и ископали себе колодези сокрушенные 134 . Ужели камень безводный – гора святая Моя, Синай 135 ? Ибо будете вы как птенцы птицы, отлетающие прочь по разорении гнезда» 136 . И еще говорит 137 пророк: «… я пойду перед тобою и уравняю горы, и сокрушу двери медные, и сломлю вереи железные, и дам тебе сокровища тайные, сокровенные, невидимые, дабы знали 138 , что Я Господь Бог.» Также: «… он будет жить в высокой пещере крепкой скалы» 139 . И что далее говорит пророк о Сыне: «… вода Его верна; вы увидите Его царем во славе, и душа ваша поучится страху Господню 140 . У другого пророка 141 говорится: «… делающий это будет, как древо насажденное при источниках вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет; и все, что он будет делать, благопоспешится. Не так нечестивые, не так; но они будут как плева, которую уносит ветер с лица земли. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Примечайте, как он в этих словах изобразил воду и вместе крест. Вот смысл их: «… блаженны те, которые, надеясь на крест, низошли в воду; ибо получат награду во время свое, тогда, – говорит Бог , – Я воздам им».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010