89. ААЭ. Т. II. С. 17. Великий Князь Юрий Bлaдuмipobuч Долгорукий родился около 1098 года. Примерно с 1132 года Князь Суздальский, почитается основателем Москвы, Твери, Переславля Залесского, Юрьева Польского, Кснятина (Константина), Дмитрова, Дубны и некоторых других городов. 27 Августа 1149 года занимает Киевский Великокняжеский Престол, где пребывает до Апреля 1152 года. В 1115 году вновь садится на Великое Княжение в Киеве. Умер 15 Мая 1157 года. 90. ААЭ. Т. II. С. 17. Великий Князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо родился 19 Октября 1154 года. В 1173 году ненадолго становится Киевским Князем, но не Великим Князем, поскольку Великокняжеский Престол его старший брат Великий Князь-Мученик Андрей Боголюбский перевел во Bлaдuмip-ha-Kлязьмe. В 1176 году Всеволод Юрьевич становится Великим Князем Bлaдuмipckuм. Умер 15 Апреля 1212 года. Великий Князь Ярослав Всеволодович родился 8 Февраля 1190 года. В Апреле 1238 года занимает Великокняжеский Престол во Bлaдuмipe. Умер 30 Сентября 1246 года. Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский родился 13 Мая 1221 года. Во время нашествия Батыя в 1238 году находился в Новгороде Великом. Умер 14 Ноября 1212 года. 91. ААЭ. Т. II. С. 17. Выделено мной. - Л.Б. (Великий) Князь Московский Даниил Александрович родился в Декабре 1261 года. Умер 5 Марта 1306 года. 92. ААЭ. Т. II. С. 17. Выделено мной. - Л.Б. О духовно-историческом содержании Первопрестольноого достоинства Москвы в материале: Болотин Л.Е. Святые Ключи Русской Державы//Русская Народная Линия. 01.12.2009. . 93. ААЭ. Т. II. С. 17. Выделено мной. - Л.Б. Год рождения Московского Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты Доброго неизвестен, впервые упоминается в летописи около 1293 года. В 1315-1317 годах, когда его старший брат Юрий был в Орде, начал управлять Москвой. После смерти брата сам отправляется в Орду, возвращается оттуда в 1322 году, а в 1325 году договаривается со Святителем Петром о переносе Митрополичьей кафедры из Bлaдuмipa-ha-Kлязьмe в Москву, по указанию Святителя Петра 4 Августа 1326 года закладывает Успенский собор в Московском Кремле. Умер 31 Марта 1340 года.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

972 Восписание и сказание предписанное о похвал святаго; и зд мало нчто имат к похвал святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. – В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554–19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2–72), Житие Антония Сийского (л. 73–369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369–385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.–391). 977 ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... – Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир. 978 ...Михаилом митрополитом... – Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII–XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется. 979 ...Олга! – великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324–377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги). 981 ...предле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... – Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322–25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254–411 (Житие Сергия Радонежского). 982 ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! – Павел Обнорский (1317–1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. 1. Епископ есть верховный учитель в своей епархии. Как такому, ему вверено проповедание христианской истины и распространение ее повсюду 1305 . Следовательно проповедь составляет, как особо отличительное право епископа, так и одну из первых его обязанностей 1306 . Ему принадлежит во всей полноте право проповедования в своей епархии 1307 , и от него исходить право проповеди , принадлежащее священникам 1308 , так что помимо епископа и без его ведома никто не может проповедовать в церкви 1309 . Кроме проповеди , епископу принадлежит право попечения о религиозном образовании, и прежде всего: а) юношества. Без полномочия от епископа никто ни в каком училище не может преподавать закон Божий 1310 , без его одобрения нельзя вводить веро-учительных книг и вести по ним преподавание 1311 . б) В целях религиозного просвещения он проповедует в кафедральном храме или сам, или, если почему либо не может, то кто-нибудь по его уполномочию 1312 , а в приходских церквах он назначает для этого или приходских священников, или посылает туда особых проповедников 1313 . Во время обозрения епархии он особенно должен стараться об исполнении этой своей обязанности 1314 . в) Образование духовенства составляет одно из главных дел учительской власти епископа, вследствие чего ему принадлежит: руководство всем, что касается воспитания кандидатов священства в семинариях 1315 , руководство и надзор за учением в высших богословских училищах 1316 , испытание лиц, имеющих занять какую либо церковную должность 1317 , и побуждение духовенства составлять собрания по вопросам о богословском образовании 1318 . Кроме того, епископ имеет право верховного попечения, чтобы все в его епархии хранили здравое учение 1319 и поэтому он должен пресекать всякое явившееся ложное учение 1320 , запрещать своим верным чтение книг, противных вере и нравственности 1321 , надзирать, говорит ли духовенство в проповедях то, чему учить церковь 1322 и, наконец, издавать правила для упрочения повсюду христианского учения 1323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

«I. Чертеж Кирилова Белоозерского первоклассного монастыря, лежащего в Новгородской губернии в уездном городе Кирилове. А. Большой монастырь, окруженный каменною оградою, время построения которой неизвестно, однако же без сомнения прежде 1612 года 1315 , ибо в сем году выдержала она приступ от Литвы. На сей ограде девять башен. 1 . Въездная. В ней церковь св. Иоанна Списателя Лествицы, а под нею святые ворота. 2 . Мельничная. 3 . Банная. 4 . Угловая. 5 . Воротная. В ней церковь Преображения с приделами Николая чюдотворца и мученицы Ирины. 6 . Поваренная 1316 . 7 . Хлебенная 1317 . 8 . Плотничья иначе черная, или малая мереженная. 9 . Наугольная. Внутри-же ограды: 10 . Собор Успения Богородицы, построен в 1496 году; но после несколько раз перестроиван 1318 . 11 . Церковь Св. Кирилла Белоозерского. В ней почивают под спудом мощи сего угодника. Построена вероятно при царе Иване Васильевиче после 1577 года 1319 , но за ветхостью назад тому лет с 30 разобрана и вновь выстроена 1320 . На ней находится ныне ризница. 12 . Церковь св. Князя Владимира построена вскоре после 1558 г. княгинею Воротынскою 1321 . В ней погребены князья Воротынские. 13 . Церковь св. Епифания построена 1645 г. князем Телятевским. 14 . Церковь св. Евфимия, построена 1653 г. 15 . Церковь Введения Пресвятые Богородицы. Когда построена неизвестно 1322 . 16 . Церковь Архангела Гавриила, с приделом Константина и Елены, построена 1554 г. 1323 17 . Колокольня и под нею монастырская Архива. 18 . Старые настоятельские кельи. 19 . Нынешние настоятельские кельи. 20 . Монашеские кельи, духовное училище и разные строения, в которых прежде были кладовые, больничные палаты и проч. Из них многие стоят теперь в пусте. 21 . Прежняя оружейная. 22 . Нынешняя оружейная и книгохранилище. Б. Меньшой или Ивановской Предтечев Монастырь. В нем: 23 . Соборная церковь св. Иоанна Предтечи с приделом св. Кирилла, построена в 1531 г. 24 . Церковь св. Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого, неизвестно когда построена 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

(Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках - на иконе Божией Матери «Благодатное небо» , 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе». Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия , митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? - с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» - среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч.

http://pravenc.ru/text/115200.html

Pselli, Dialogus, cap. V, Migne, CXXII, col. 823; cp. 820. Тоже самое рассказывает про одну секту хлыстов Димитрий Ростовский в Розыске. 1316 Так можно судить по возглашению многолетий. Migne, col. 48. Так заключают Толлий и Селье. Ceillier, Histoire gènéral des auteurs sacrés et ecclesiastiques. Paris, 1863. XIV, a, p. 153. В проповеди , приписанной патриарху Иоанну Ксифилину (1064–1075), отрывок из которой напечатан у Миня (том СХХ, col. 1289), упоминается о сожжении массалиан по повелению царя. Проповедь эта принадлежит вероятно Георгию Ксифилину (1193–98), а не Иоанну. 1317 Ликопетром (Волко-Петром) Петр назывался потому, что когда он побит был камнями, то будто бы в присутствии его учеников, ожидавших три дня его воскресения, из кучи камней вышел диавол в образе волка. Любопытно, какой-то Петр богомил был потом анафематствован на болгарском соборе 1210 г. при царе Борисе. 1320 Ср. Döllinger, S. 34. Гильфердинг, на основании исследования Шмидта и приведенного в нем свидетельства Рейнера Саккони, различает в богомильстве, именем которого стали называться все вообще дуалистические секты, два толка: македонский или дреговичский, строгого дуализма павликианского, и болгарский – смягченный. Сочинения, I, стр. 132–134. Ср. Иречек, 283. 1321 По воззрению богомилов человек в сущности не имеет свободной воли: он роковым образом подчиняется борющемся в нем началом: злому, или доброму, смотря по тому, какое начало превозмогает над другим. 1322 Пασης υδομδος δευτραν, κα τετρδα, κα πακασκευν καραγγελουσι νηστεειν ες ρας εντης. Migne, CXXX, col. 1320, c. (След. не во вторник, четверг и пятницу или даже субботу, как переводят это место многие. В тексте по Голубинскому). 1324 Они списывали св. Писание, не изменяя ни одной буквы. Единственное сохранившееся богомильское Евангелие на славянском языке написано в 1404 г., но содержит весьма древние формы языка. Даничич, О кодексе Босняка Хвала (герцога) в Старине III, 1–146. 1326 Анафематствования, относящиеся к богомилам, встречается теперь только в рукописных греческих синодиках; они не печатаются в греческой Постной Триоди, не находят их и в русских переводных синодиках (Успенский, 209).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В 1998 г. Московская торгово-промышленная палата учредила почетную награду «Дарственное подношение имени Ивана Калиты», состоящую из свидетельства, золотого значка с профилем И. Д. и серебряной фигуры И. Д. на постаменте. В 2006 г. она была передана в ГММК в честь 200-летия со дня создания музея. Наградной крест ордена Ивана Калиты, к-рый вручается правительством Московской обл., также содержит изображение И. Д. в центральном медальоне. И. Д. представлен в совр. станковой живописи, напр. на картине новосибир. худож. А. М. Смолина «Свт. Петр и Иван Калита». Лит.: Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Рис. 17; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 36-37, 57, 81, 86, 102; Гос. Рус. музей: Живопись XVIII - нач. XX в.: Кат. Л., 1980. С. 216, 239; Щукина Е. С. Два века рус. медали: Медальерное искусство в России, 1700-1917 гг. М., 2000; Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII - нач. XX в.: Очерки. М., 2003; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004; Гос. Ист. музей: [Альбом]/Отв. ред.: Е. М. Юхименко. М., 2006; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 6: Остермановский 1-й т. Ч. 1; Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и проч. замечательные вещи из колл. М. Н. Бардыгина, ныне собр. Егорьевского ист.-худож. музея. М., 2008. С. 230-233; Беляев С. А. Митр. Петр и перенесение места жительства митрополитов в Москву//Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: [Сб. ст.]. М., 2009. С. 57, 60; Коновалов И. В. Первая колокольня св. Руси//Там же. С. 90. М. В. Басова Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/469776.html

В. А. Микаелян пишет также, что для достижения своих целей «миссионеры и латинские епископы в Каффе нередко прибегали и к насилию... даже к подкупу отдельных служителей армянской церкви... Армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период - в 1358 г.- недалеко от Старого Крыма знаменитого армянского монастыря Сурб-Хач (Св. Крест)» (с. 69-70, 72). Итак, внедрение итальянцев в Крым имело, как мы видим, далеко идущие последствия. Но необходимо выяснить вопрос о взаимоотношениях итальянцев с Золотой Ордой. Целесообразно еще раз обратиться к соответствующей статье БСЭ, поскольку она в сжатом виде выражает более или менее «общепринятые» представления: «Генуэзцы в 1266 добились от ставленника Золотой Орды в Крыму Мангу-хана передачи им во владение Кафы (совр. Феодосия), ставшей позже центром их колоний. В 1357 генуэзцы захватили Чембало (Балаклаву), в 1365 - Солдайю (Судак)... Генуэзцы поддерживали союзнические отношения с монгольско-татарскими ханами. В 1380 генуэзская пехота участвовала на стороне Мамая в Куликовской битве». Правда, тут же в статье сообщается нечто прямо противоположное: «Тем не менее генуэзские колонии неоднократно подвергались нападениям и разорению со стороны татарских ханов (1299, 1308, 1344-1347, 1396- 1397 и др.)» (Т. 6, с. 248-249). Следует добавить, что Золотая Орда атаковала пришельцев из Италии также в 1317-1318, 1322, 1327 и 1338 годах то есть нападения были при всех ханах конца XIII - первой половины XIV века - Токте (1291-1312), Узбеке (1313-1342) и Джанибеке (1342-1357) - и не реже чем через девять лет. Только после гибели Джанибека наступает долгий перерыв в этих нападениях - до 1396 года. Словом, утверждение БСЭ о «союзнических отношениях» генуэзцев с Золотой Ордой по меньшей мере сомнительно: оно основано только на одном факте - участии генуэзской пехоты в походе Мамая на Москву Но об этом еще пойдет речь. При первом появлении генуэзцев в Кафе в 1266 году крымский наместник Золотой Орды предоставил им - очевидно, не без выгодных обещаний с их стороны - возможность обосноваться здесь, на окраине монгольского государства.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

В греч. подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» М. описан как «старец с длинной бородою, был усечен мечем» (Ерминия ДФ. С. 212, под 20 июня). Нередко в минейных циклах предпочтительной для изображения становится именно сцена мучения. Так, в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44r, 1322-1340 гг.) в нижнем правом клейме листовой миниатюры показана сцена усекновения главы святого (имеется надпись с именем): М.- старец с недлинной клиновидной бородой, в фелони, с омофором на плечах, поставлен перед казнью на колени, руки в молении, за его спиной палач заносит меч; взгляд святого устремлен на стоящую справа (у самой разгранки) фигуру безбородого юноши с нимбом. В росписи притвора ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317/18) М. представлен человеком средних лет, с темными короткими вьющимися волосами и короткой округлой бородой, облачен в темный плащ и светлый хитон; святой склонился под занесенным над его головой мечом, протянутые в молитве руки скрыты под плащом; в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; между 1390 и 1391), в нартексе кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский), а также в пронаосе храма мон-ря Воронец (Румыния; 1546) М. показан в архиерейском облачении. Единоличные изображения в настенных минологиях представлены в притворах ряда храмов: Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия; ок. 1320), погрудно, рядом с прп. Иосифом, М. преклонных лет, с кудрявыми волосами и бородой, в хитоне и гиматии, в правой руке держит крест; Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия; ок. 1350), в рост; свт. Николая в Пелиново (Черногория; 1717-1718), в рост. Известны примеры включения образа М. как архиерея в святительский чин в виме храма: вместе с Модестом Иерусалимским святой представлен в нижнем ярусе росписи, в центре, на стене юго-восточного компартимента алтарного пространства наоса кафоликона Хиландарского монастыря на Афоне (1321/22); между Спиридоном Тримифунтским и Евтихием К-польским М. помещен в росписи свода жертвенника кафоликона мон-ря Симонопетра на Афоне (сер. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных. В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучались 7 мальчиков. Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице-Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в ... Рождественском монастыре». Никоновская летопись в статье, сообщающей о смерти князя Всеволода Большое Гнездо, пишет, что князь, создав Богородице-Рождественский монастырь во Владимире, наделил его «селы, и бортми, и озеры, и реками и многим имением удоволи». Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты великого князя Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также с. Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале. В конце XIV - начале XV в. св. кн. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала Богородице-Рождественскому монастырю села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале. В первой половине XV в. великие князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали монастырю мельницу на реке Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира. В XVI в. были пожалованы великим князем Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по реке Рпень у Владимира и село Шахово Московского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=01817

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010