Ос.13:12 . Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережен его грех. «Как в мире временном», – говорит блаж. Иероним в пояснение ст. 12-го «то, что связывается, оберегается и не утрачивается для того, для кого было связано, так все беззакония, через которые Ефрем грешил против Бога, связаны для него и сберегаются как бы скрытые в кошельке». – Евр. Zarur (связано в узел) LXX читали как сущест. Zeror, συσιροφ – связка; отсюда в слав. «согромаждение» (неправды). Ос.13:13 . Мýки родильницы по­стигнут его; он – сын нера­зу­мный, иначе не стоял бы долго в по­ложе­нии рожда­ю­щихся детей. С муками родильницы в ст. 13 сравниваются предстоящие Израилю бедствия. Вместе с тем дается мысль, что эти бедствия, как и муки рождающей, послужат началом новой жизни. «Он – сын неразумный, иначе не стоял бы... в положении рождающихся детей». Вторую половину изречения с евр. точнее должно бы передать: «ибо он во время (et – accus. temp. ) не становится в двери детей», т. е. «не входит в отверстие ложесн матери», замедляя и затрудняя этим рождение (Бродович). Пророк хочет сказать, что Ефрем мог бы облегчать свое рождение в новую жизнь, мог бы уменьшить через раскаяние муки суда Божия. Но Ефрем – сын неразумный. Чтение греч. -слав: «зане ныне не устоит в сокрушении чад» произошло вследствие слишком буквальной передачи LXX -ю текста подлинника. Ос.13:14 . От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя по­беда? Раскаяния в том не будет у Меня. Многие экзегеты (Шмоллер, Симон, Новак и др.) толкуют 14-й ст. в том смысле, что в нем выражается мысль о неотвратимости погибели Израиля ( «раскаяния в том не будет у Меня»). Начальные предложения ст. 14-го считают при этом вопросительными и при том такими, которые предполагают ответ отрицательный (Искуплю ли? Избавлю ли?) А во второй половине стиха, в словах «смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» видят обращенный к смерти и аду призыв или побуждение губить Израиля. Но изложенное понимание ст. 14-го не вполне гармонирует с контекстом речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7 . С 7–13 ст. писатель неразумность идолопоклонства старается показать на способе приготовления идолов, подобно тому, как и в Прем.13:11–16 ст. Но между этими двумя отделами есть то различие, что «древодел» XIII гл. сам проникается религиозным чувством к сделанному идолу (см. Прем.13:17 ст.), а изображаемый здесь ваятель обнаруживает в своей работе легкомыслие и неверие. Мысль 7-го ст. та, что идолы по способу приготовления ничем не отличаются от глиняной посуды. Одно и то же лицо из одного и того же материала делает и то и другое. От горшечника зависит, для какого употребления создать предмет из приготовленного материала: «какое каждого из них употребление, судья – тот же горшечник». Под «горшечником» 7-го ст. разумеется не только гончар, но и ваятель (см. 8 ст.). Прем.15:8 . И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его. Прем.15:9 . Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе в славу, что делает мерзости. 8–9 . «…суетный труженик…» Это тот же горшечник 7-го стиха; «…суетный бог…» – идол. – «…родился из земли и вскоре пойдет туда…» Ср. Быт. 2:7, 3:19 . – «…взыщется с него долг души…», жизнь рассматривается как нечто, полученное от Бога в долг, который уплачивается со смертью. Этим образом обозначается безусловная зависимость земной жизни человека от Бога. – «Но у него забота не о том, что он должен много трудиться…» Понимают это выражение часто в том смысле, что ваятель не беспокоится о том, что приготовление идолов потребует от него много времени и труда, лишь бы достигнуть известного совершенства. Такое понимание не отвечает контексту. Начало девятого стиха является противопоставлением 8-му. Человек скоро должен умереть, «он о том не думает», свою краткую жизнь он должен наполнить серьезным трудом, «а у него не о том забота»; ваятель предался тщеславию, он поглощен мыслью о том, чтобы в изображении идола достигнуть такого совершенства, чтобы соперничать с «художниками золотых и серебряных изделий».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Геннадий, Санкт-Петербург 15 января 2021г. 13:19 " Датировка событий, предшествующих распятию и воскресению Иисуса Христа, в частности, время совершение Тайной Вечери, у евангелистов расходится. 14-й день месяца Нисана, когда закалывают пасхального агнца, у синоптиков наступает раньше, чем в повествовании апостола Иоанна. " (Геннадий). Чтобы эти мои слова не показались голословным заявлением, приведу тому доказательства: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк. 14, 12). «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22, 7 – 8). День опресноков - это второй день еврейской Пасхи, т.е. 15-й нисан. Согласно повествованию синоптиков - составителей синоптических книг Евангелия ( Мф, Мк, Лк ) - Иисус Христос в этот день был еще жив и совершал Тайную Вечерю со Своими учениками. «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18:28). «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.» (Ин.19.30-31) Согласно повествованию апостола Иоанна Богослова, в пятницу утром " пасху еще не ели " , а это значит, что день еврейской Пасхи (14-й нисан ) еще не наступил. Великий день суббота из Ин.19.31 и есть день еврейской Пасхи. В канун этого дня Иисус Христос был распят на кресте. То есть день еврейской Пасхи в Евангелии от Иоанна сместился в сравнении с синоптическими повествованиями. Алексей Владимирович Гоманьков 16 января 2021г. 17:03 //Датировка событий, предшествующих распятию и воскресению Иисуса Христа, в частности, время совершение Тайной Вечери, у евангелистов расходится. 14-й день месяца Нисана, когда закалывают пасхального агнца, у синоптиков наступает раньше, чем в повествовании апостола Иоанна//. Поскольку день у евреев начинался с вечера, а пасхальную трапезу надлежало совершать вечером, то закалывать пасхального агнца полагалось не 14-го нисана, а 13-го, или даже вечером 12-го. Кроме того, закон Моисеев допускал для иудея при наличии у него каких-либо форсмажорных обстоятельств совершать пасхальную трапезу не 14 нисана, а на день раньше или на день позже. Поскольку обстоятельства у Иисуса Христа были форсмажорными в высшей степени, то Он и совершил пасхальную трапезу 13 нисана и это не было с Его стороны нарушением Моисеева закона. Косвенным указанием на справедливость такой интерпретации являются слова Лк 22:15. Таким образом, расхождения в датировке Тайной Вечери между синоптиками и Евангелием от Иоанна не существует.

http://bogoslov.ru/article/6169494

Пророк (ст. 15) видит в 15 стихе, что Господь увидел беззакония и „это противно очам Его“; далее он видит (ст. 20) Искупителя (ср. LIII гл. и др.), но он еще не видит всего величия милосердия Божия, прощающего тех, которые с злобою поражали тело Его, забивая гвозди в пречистые руки Его, и радовались Его страданию и насмехались над Ним, над Его страданиями, над судом и истиною. И эти мучители могли быть прощены, если бы с покаянием и верою обратились к Нему. Мы должны повторить здесь последнюю часть стиха 15-го, с которой связуется ст. 16 и следующая. Пророк с 15-го стиха говорит уже не от лица народа, а от своего лица. Ст. 15:.... „И Господь увидел это (неправду и беззакония) и противно было очам Его, что нет суда“. 16 . И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. Место это очень трудно. Очевидно одно, что вторая половина стиха говорит о Том, который в ст. 20 называется Искупителем, Который в Ис. 50говорит: „Вот Господь Бог помогает Мне“, Который описан в главе LIII, и о пришествии Которого под именем Еммануила, Чудного, Советника, Бога Крепкого, Отца вечности, Князя мира, Отрасли Корня Иессеева, Пастыря 1760 , пророк проповедовал по повелению Духа Божия с самого начала своего служения, а именно в год смерти царя Озии ( Ис. 6:1,13 ), ибо в этом видении пророку было в таинственных словах открыто о „святом семени“, имеющем быть корнем новой земли и жизни. Но и ранее того пророку было открыто ( Ис. 2:2–4 ), что „гора дома Господня будет поставлена во главе гор“.... и „потекут к ней многие народы“.... и Некто, не наименованный еще, но названный Он, (который есть Бог Иаковлев) „будет судить народы“. В первой части стиха 16-го выражение: „нет заступника“ кажется должно быть истолковано на основании исторических сказаний ветхого завета. Первое указание на возможность спасения града, если в нем найдется хотя десять праведных, мы видим в молении Авраама о Содоме ( Быт. 18:32 ). Потом заступником за народ является Моисей (в книге Исход Исх. 32:11–13, 33:1–3,12–17 с пр. в Св. Летописи) после греха народа поклонения золотому тельцу. В книге Чисел ( Чис. 12:44–48 ) заступниками народа, поражаемого за ропот и возмущение, были Моисей и Аарон; последний, по приказанию Моисея, побежал в среду общества (48) и стал между мертвыми и живыми и поражение прекратилось“ В книге же Чисел ( Чис. 25:7–8 ) порыв Финееса спас народ от истребления, и о нем сказано так: ( Чис. 25:13 ) „Он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых“. Нам кажется, что мысль Исаии может еще быть пояснена словами Иезекииля, который от имени Господа, видящего беззакония народа Своего, глаголет: „Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел“ ( Иез. 22:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

488. Таковы были: Алексей, человек Божий (17 марта), святой Иоанн Кущник (15 января), преподобный Виталий Монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. 489. Мф. 7. 26. 490. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. — Лествица. Слово 27, гл. 33. 491. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях. 492. Заимствовано из поведаний преподобного Кассиана Римлянина. 493. Лествица. Заглавие 25 го Слова. 494. Пс. 50. 19. 495. Добротолюбие. Ч. 1. 496. Духовная теплота достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святого Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в «Слове о Иисусовой молитве». Аскетические опыты, том 2. 497. Мф. 14. 27. 498. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к «Преданию». 499. Начало 3-го Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 500. Ин. 8. 32; 14. 6. 501. Пс. 141. 8. 502. Пс. 142. 3. 503. Рим. 8. 6. 504. 1 Тим. 6. 20. 505. 1 Кор. 15. 50. 506. Ин. 11. 25. 507. Начало 3-го Слова. 508. Быт. 3. 13. 509. Ин. 8. 44. 510.  Змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3. 13). 511. Цитата из преподобного Симеона Нового Богослова, в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. — Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2. 512.  Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4. 7). 513. Ин. 8. 32. 514. В подлиннике сказано: «Аще кто мечтает высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтобы отчетливее показать значение слова мнение. 515.  Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3. 18–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5: «у Господа один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день» 390 . И ниже (ст. 10 той же главы послания) Апостол, говоря, что приидет «день Господень как тать ночью», и тогда «небеса с шумом приидут... земля и все дела на ней сгорят », – очевидно памятует и слова Господа нашего Иисуса Христа 391 и псалом 101, ст. 26–27, в котором говорится о земле и небе, созданных Богом: «но они погибнут, а Ты пребудешь и лета Твои не кончатся». Апостол Павел в посланиях своих неоднократно ссылается на Псалтирь, иногда не цитируя буквально, как напр. в Puмл. II, 6 , когда он говорит, что Бог воздаст каждому по делам его, но имея несомненно в мыслях стих 13-й псалма 61-го, который говорит: «Ты, Господи, воздаешь каждому по делам его». Но в большей части случаев Апостол Павел приводит псалмы буквально, очевидно как знающий наизусть весь Псалтирь и находящий в нем постоянное утешение, что он советует и христианам 392 . Апостол Павел часто употребляет псалмы как обличение против нечестивых, напр. в Puмл. III, 4 слова псалма 50, 6: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» и далее III, 11, 14, 18 – он приводит подлинные слова псалмов: 13-го, ст. 1–3; пс. 139, ст. 3; пс. 5, ст. 10; пс. 9, ст. 28 и пс. 35, ст. 2, – говорящих о тех, которые не ищут Бога, не делают добра, у которых нет страха Божия. Puмл. IV, 7–8 Ап. Павел говорит словами псалма 31, ст. 1–2: «Блаженны чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». В главе VIII, 36 послания к Римлянам, говоря о гонениях, воздвигаемых на него и на других верующих в Господа нашего Иисуса Христа воскресшего, он, словами псалма 43, ст. 23, говорит о себе и верующих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание " … Эту главу Апостол заканчиваем тем торжественным возгласом, который глубоко западает в душу: «Ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». Римл. Х, 18 . Апостол Павел указывает на пророческое значение слов псалма 18-го ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В связи с указанными пророчествами и законами стоит и рассматриваемое выражение Моисея. Этим закончим разбор возражений против подлинности Пятокнижия и перейдем к более обширному вопросу о единстве Пятокнижия 27 . Единство Пятокнижия 1.Разбор критических возражений против единства Пятокнижия Современные критики Пятокнижия, кроме анахронизмов и иногда отказываясь от последних, обращают очень серьезное внимание на единство Пятокнижия и отвергают его. Это отношение, как мы видели из истории вопроса, началось еще давно, с 17-го, 18-го и 19-го вв., продолжается и доселе с разными вариациями в частностях. Стараясь казаться в своих выводах объективными, критики ссылаются на мнимые библейские свидетельства о различии писателей Пятокнижия. Их критики находят в следующих местах: 4Цар.17:13 «тогда Господь через всех пророков своих, через всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь от злых путей ваших, и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим, и которое Я преподал вам через рабов Моих, пророков». Еще: 1Ездр.9:11 «ибо мы, говорит Ездра, отступили от заповедей Твоих, которые Ты заповедал через рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтобы овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов и их мерзостями». Но, кажется, и эти тексты едва ли могут быть признаны «объективными» свидетельствами о различии писателей Пятокнижия, потому что о последнем, как письменном памятнике, здесь нет ни слова. А устно произносивштеся пророками «заповеди, уставы и повеления Господни, а равно и предостережения о земле Ханаанской, находятся действительно, кроме Пятокнижия, во многих священных книгах ( Нав.23:6–13;24:13–24 ; Суд.6:8–10 ; Исх.1:5 ; Иер.2–8 ; Иез.20:23 ), но они не имеют отношения к Пятокнижию и его написанию. Более распространенным и давним, часто встречавшимся нам вопросом о подлинности Пятокнижия, доказательством различия его писателей считается употребление в нем имен Божиих. Ухватившись за гипотезу Астрюка, приложенную им лишь к книге Бытия, критики приложили ее на все Пятокнижие и исторические книги. С течением времени они нашли, что «древние документы и фрагменты», из коих образовалось Пятокнижие, обнимали и позднейшие Моисея эпохи: Иисуса Навина, судей, царей, а потому и Пятокнижие, очевидно, имеет гораздо позднейшее Моисея происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 1 1–12. Ассирийский царь Навуходоносор объявляет войну мидийскому – Арфаксаду, с союзными ему народами. 13–16. Поражение Арфаксада и смерть. Разрушение его столицы (Екбатан). Торжество Навуходоносора. Иудиф.1:1 В двенадцатый год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии,– во дни Арфаксада, который царствовал над Мидянами в Екбатанах: 1 . Начало 1-го стиха имеет свое прямое продолжение в 5-м стихе, вставка же об Арфаксаде (со второй половины 1-го стиха по 4-й включительно) – есть как бы вводное предложение, знакомящее точнее с некоторыми побочными обстоятельствами и временем повествуемого события. Вместо «12-го» года Сирийский текст имеет 13-й. Навуходоносор, царь Ниневии, есть – быть может – Ассурбанипал (667–647). Правда, ни один из ассирийских царей не носил имени Навуходоносора (значение имени: «да покровительствует короне Небо!»), потому что бог Небо почитался лишь в Вавилонии. Однако, так как Ассурбанипал царствовал над обеими странами, Ассирией и Вавилонией, естественно было бы, если б он, в качестве вавилонского царя, принял и имя Навуходоносора, служившее выражением почтения богу страны. Надписи того времени, открытые при раскопках и прочитанные, рассказывают об Ассурбанипале, что именно он победил мидян и потом, после этой победы, пожелал восстановить свою власть над всей западной Азией, возмутившейся против него – от Лидии, где царствовал Гигес († 650 г.), до Мемфиса в Египте, где царствовал Псамметих I († 617 г.), сын Нехао I († 666 г.). Арфаксад – есть, быть может, имя, измененное переписчиками из Фраорта или Афраата (617–625), преемника Дейока (700–647), царя мидийского. Иудиф.1:2 и построил вокруг Екбатан стены из тесаных камней, шириною в три локтя, а длиною в шесть локтей; и сделал высоту стены в семьдесят, а ширину в пятьдесят локтей, Иудиф.1:3 и поставил над воротами башни во сто локтей, имевшие в основании до шестидесяти локтей ширины; Иудиф.1:4 а ворота, построенные им для выхода сильных войск его и для строев пехоты его, поднимались в высоту на семьдесят локтей, а в ширину имели сорок локтей:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь ( Мф.6:13 ). Ему слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.5:11 ). Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь ( 2Пет.3:18 ). Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь ( Иуд.25 ). Ему слава во веки веков. Аминь ( Гал.1:5 ; 2Тим. 4:18 ; Евр.13:21 ). Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь ( Флп.4:20 ). Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь ( 1Тим.1:17 ). Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь ( Откр.1:5–6 ). Возглас, завершающий молитву первого антифона, почти буквально воспроизводит фразеологию этих новозаветных славословий, которые, в свою очередь, отражают литургический язык апостольской общины и ранней Церкви. Рассмотренная молитва является первой в чреде из трех молитв, читаемых священником в начальной части Литургии, до малого входа. Эти молитвы имеют, предположительно, весьма древнее происхождение 614 . Две другие молитвы будут рассмотрены ниже. Три антифона За великой ектенией следуют три антифона, чередующиеся с малыми ектениями и молитвами священника. Чередование антифонов с ектениями диакона и молитвами священника было характерно для константинопольского «песненного последования», откуда, надо полагать, оно и проникло в Литургию оглашенных (произошло это около VIII века) 615 . Эта часть службы составлена из нескольких разнородных элементов и некогда представляла собой отдельное богослужение. Церковный устав предписывает по будням 616 исполнять на Литургии так называемые «антифоны вседневные», состоящие из стихов псалма 91 («Благо есть исповедатися Господеви»), 92 («Господь воцарися, в лепоту облечеся») и 94 («Приидите, возрадуемся Господеви»). К стихам псалмов добавляются припевы: к стихам 1-го антифона – «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; 2-го – «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 3-го – «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуйя». В Греческой Церкви вседневные антифоны исполняются ежедневно, кроме дней, имеющих праздничные антифоны. В приходах Русской Церкви, напротив, вседневные антифоны исполняются довольно редко 617 , а вместо них – и по будням, и по воскресеньям – поются «антифоны изобразительные»: псалом 102 («Благослови душе моя Господа»), псалом 145 («Хвали душе моя Господа») и евангельские Блаженства. Первые два антифона имеют хвалебный и благодарственный характер, что соответствует Литургии как праздничному богослужению. Для некоторых праздников полагаются особые «праздничные антифоны», по содержанию соответствующие празднуемому событию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Обычными предположениями, что в девятом месяце проявился в народе религиозный индифферентизм, произошло охлаждение к постройке храма или даже приостановка ее, и что именно на это негодует пророк, трудность истолкования ст. 14-го не устраняется. Во-первых, это только предположения, в подтверждение которых нельзя привести ни одного свидетельства. Во-вторых, охлаждение народа и даже приостановка постройки храма все же не делали бы народ подобным прикасающемуся к трупу и не давали бы основания для усвоения ему наименования goj. Кроме трудности истолкования ст. 14-го, при обычном понимании рассматриваемой речи пр. Аггея нелегко установить также связь ст. 14-го с предыдущими. В ст. 12–13 пророк, по повелению Божию, предлагает священникам два вопроса о законе: „если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей, и полою своею коснулся хлеба или чего-либо вареного, или вина, или елея или какой-нибудь пищи, сделается ли это священным? И отвечали священники, и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу, сделается ли это нечистым? И отвечали священники, и сказали: будет нечистым». Какая связь приведенных вопросов и ответов с ст. 14-м, если в последнем, как обычно полагают, пророк обличает иудеев за нерадение о постройке храма? Существующие комментарии на кн. пр. Аггея эту связь определяют неодинаково. По мнению Велльгаузена, пророк в ст. 12–14 желает сказать: непрямое соприкосновение с освященным не освящает (ст. 12), но прямое соприкосновение с нечистым оскверняет (ст. 13); мирские интересы настолько захватили народ, что малый элемент святости (жертвенник без храма) не может оказать на народ никакого влияния в смысле освящения его; поэтому нужно принять большее участие в святости, т. е. ревностно вести постройку храма 43 . Андре, выражая понимание многих других комментаторов, передает смысл рассматриваемых стихов так: Израиль с одной стороны подобен человеку, который носит освященное мясо в поле одежды своей, с другой – тому, кто сделался нечистым вследствие соприкосновения с трупом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010