Таким образом, и здесь мы опять видим, что противоречие в изъясняемых нами местах Библии существует только для тех, которые или не знают слова Божия, или же неправильно понимают его. Раздел 4 И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. 1Цар.15:29 И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся,что воцарил Саула над Израилем. 1Цар.15:35 Здесь опять, по-видимому, прямое противоречие, к которому мы должны отнестись тем с большим вниманием, что выражение «раскаялся Бог» и тому подобные обороты речи в Священном Писании повторяются довольно часто, как например Быт.6:6–7 , Иер.18:8–10 , Иез.24:14 , Иоил.2:13 , Ион.3:9–10 и 4:2. Вся трудность заключается здесь единственно в том, что для двоякого рода предметов и понятий употреблено одно и то же слово; и гармония или согласие обоих мест вытекает их того обстоятельства, что слово «раскаяние» или «раскаяться» имеет двоякий смысл, именно – прямой (буквальный) и непрямой (образный). В первом приведенном выше месте 1Цар.15:29 слово «раскается» употреблено в своем собственном прямом и буквальном смысле, неизменяемость Бога противополагается там непостоянству и изменчивости человека, как это прямо подтверждается словами: «ибо не человек Он чтобы раскаяться Ему». Точно так же и в другом месте говорится: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Числ.23:19 ). Люди, так как они не всеведущи и не могут провидеть будущего, нередко вынуждаемы бывают изменять свои планы и предприятия или раскаиваться в своих поступках – но у Бога этого быть не может. Как Существо бесконечно Премудрое и Всеведущее, Он так же хорошо знает будущее, как и прошедшее. Он видит мысли людей «издалеча» ( Пс.138:2 ), «ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ). И история всегда подтверждает то, что говорит здесь Священное Писание . Далее истина неизменяемости Бога в Его существе, Его планах и действиях, во всей ее полноте содержится и излагается в следующих местах Священного Писания: Пс.101:26 , Мал.3:6 , Притч.8:22 , Иак.1:17 , Евр.13:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

– Что Бог выступает и ведет войну против народов, и что ноги Его стоят на горе Масличной, и все остальное, выраженное в священном Писании человекообразно ( νδρωποπδως), и чувственно понимаемое, мы должны понимать достойным Бога образом, в противоположном значении, так как Апостол говорит: Он есть образ Бога невидимого ( Кол.1:15 ), и снова: Царю же веков, нетленному невидимому Богу ( 1Тим.1:17 ) и в Евангелии написано: Бога никто не видал никогда: Единородный Сын, Который в лоне Отца, Он явил ( Ин.1:18 ) и снова: Ибо Бога никто не видал кроме Того, Который от Отца ( Ин.6:46 ). И как соответственно различию действий и значения толкования мы понимаем и гнев Его, и раскаяние, и душу, и руки, и ноги, и чрево, и глаза, и другие члены тела; подобно этому и написанное здесь: Выступит Господь и ополчится должно быть истолковано соответственно тому, что мы читаем у Аввакума: Ты выступил на спасение парода Твоего, на спасение со Христом Твоим ( Авв.3:13 ), у Михея: Ибо вот Господь выступит от места Своего, сойдет вниз и наступит на высоты земли, и истребятся горы под Ним и долины расступятся ( Мих.1:3–4 ); также и у Исаии: Выступит Господь сил и сокрушит рать, и возбудит рвение, и с крепостию возопиет против врагов своих ( Ис.42:13 ). Итак выступит Господь от места Своего, когда пожелает прекратить покой и обнаружение кротости и милосердия Своего в прощении грешников; Он хотя по естеству Своему и кроток, но пороками нашими преогорчевается, т. е. делается горестным ( παραπικρανεται) не Себе, а претерпевающим страдания, которым горестны мучения. Он, в другом месте говорящий через пророка: Я есмь Бог и не изменяюсь ( Мал.3:6 ), и Тому говорит: Ты же один и тот же и остаешься неизменным ( Пс.101:28 ), и в послании Иакова: У Которого нет перемены ( Иак.1:17 ); ныне Он выступает и воюет, как в дни битвы, когда Он потопил Фараона в Красном Море и выступил в защиту народа Израильского ( Исх.14 ). И станут ноги Его на тех, над которыми Он умилосердился, так что о Нем снова может быть сказано: И Господь возгремит трубою, и будет ходить в движении страшного гнева Своего ( Зах.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

101 «Вас постигло искушение не иное , как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх ваших сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10:13 ). 102 Митрополит Макарий говорит: «Второй причиною падения наших прародителей, причиною в собственном смысле, были они сами» (21: 480). П. Д.: Заметим, что с точки зрения предлагаемой нами терминологии, сами прародители (их чувства, мысли, желания) и являлись собственно (единственной, а не второй) причиной грехопадения. «… Ева, хотя пала по обольщению от дьявола, но пала не по необходимости, совершенно свободно… Адам пал вследствие убеждений жены и пристрастия к ней, – значит, пал также не по необходимости, а по своей воле… и сам виновен в том, что послушал голос жены своей» (21: 481). «Бог в силу Своей любви к человеку не хотел вторгнуться в человеческую свободу и насильственно предотвратить грех. Но и диавол не мог принудить человека к злу. Виновником грехопадения является сам человек, употребивший во зло дарованную ему свободу» (148. Гл. 5. Раздел «Грехопадение»). 103 Здесь «воля» имеет значение «власти», то есть возможности исполнять (реализовывать) свои желания. 104 Приведем и другие цитаты по данному вопросу. «Как видим, Бог, прежде чем осудить человека, вопрошает его, ожидая, что тот принесет искреннее раскаяние. Ведь человек – это “открытая возможность”. Ему дан разум, чтобы он мог сознательно осудить свой поступок. Ему дана свободная воля, чтобы иметь мужество открыто признаться в преступлении против заповеди» (12: 240). «Господь призвал Адама словами: (Адам) где ты? ( Быт. 3:9 ). По объяснению святых отцов (преподобного аввы Дорофея поучение 1), эти слова суть слова величайшего милосердия и соболезнования. Они значат: “В какое ты впал бедствие! Какое тебя постигло глубокое и несчастное падение!” Адам, где ты? – Не понимает омраченный грешник гласа, призывающего его к сознанию греха и к раскаянию в нем. Он старается оправдать себя и оправданием оговаривает: Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся ( Быт. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

11. Ведь Даниил показал Навуходоносору, что в своем видении тот видел истукана, стоящего напротив него; голова истукана из золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра 89 его из меди, голени его и ноги его из железа и глины 90 . И сказал Даниил Навуходоносору: Ты – это золотая голова 91 . И почему он был назван «золотой головой»? Не потому ли, что исполнилось на нем слово Иеремии, ибо Иеремия сказал: (208) Вавилон был золотой чашей в руке Господа, напоявшего всю землю Своим вином 92 . И также главой всех царств был назван Вавилон, как написано: Главой царства Нимрода быгл Вавилон 93 . 12 . А сказав: Грудь и руки истукана из серебра 94 , – указал на царство меньшее [первого], то есть на [царство] Дария Мидянина, потому что тот принял царство отмеренное. Ибо взвешено было царство Нимрода, и оказалось неполным 95 . И поскольку неполным принял его Дарий, [Даниил] назвал царство его меньшим. И поскольку неполным было [царство], то не властвовали сыновья Мадая над всей землей. Чрево и бедра истукана из меди 96 , – и сказал [Даниил]: третье царство будет владычествовать над всей землей 97 , – это царство есть царство сынов Иавана, которые являются потомками Иафета 98 . И вышли сыновья Иавана против царства своих братьев, ибо Мадай и Иаван – сыновья Иафета. Мадай же был глуп и не мог управлять царством, пока не пришел его брат Иаван, который был мудр и искусен в управлении царством: ведь Александр, сын Филиппов, властвовал над всем миром. 13 . Голени и ноги истукана из железа 99 , – это царство потомков Сима, сынов Исава, которое крепко как железо. И сказал [Даниил]: (209) Как железо разбивает и раздробляет все, так и четвертое царство разобьет и растопчет все 100 . И он разъяснил, что ноги и пальцы частично из железа, и частично из глины 101 , ибо сказал: Они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной 102 . Этим он указал на четвертое царство, потому что в царстве сыновей Исава не принято, чтобы царский сын был преемником царской власти, но, собравшись в столицу, сыновья Исава держат совет, и на нем поставляют главу государства: мужа мудрого, который будет править страной. Чтобы когда Владычествующий над их царством взвесит их, не оказались они неполными, и чтобы из-за этого не было отнято от них царство, подобно тому, как было отнято царство у сыновей гордого Нимрода и было отдано сыновьям глупого Мадая 103 . И правящий царь уничтожал семя предшествующего ему царя, и они не преемствовали друг другу. Поэтому действительно глина указывает на семя человеческое, ибо, когда царь избирается на царство, то смешивается он с корнем царства, что из железа 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

13. Когда будут падать на вас иней и снег вместе с их холодом, и все снежные ветры со всеми своими бедствиями, то вы не устоите в те дни против них. Глава 101 1. Рассмотрите небо, все дети земли, и каждое произведение Всевышнего, и устрашайтесь пред Ним, и не делайте пред Ним ничего злого! 2. Если бы Он закрыл окна небесные и задержал из-за вас дождь и росу, чтобы они не падали на землю, то что вы стали бы тогда делать? 3. И если Он посылает Свой гнев на вас и на все ваши произведения, то можете ли вы не поклоняться Ему, так как вы высказываете надменные и бесстыдные речи против Его правды, и для вас не будет мира. 4. И не видите ли вы управителей кораблей, как их корабли бросаются волнами, и качаются ветрами, и подвергаются опасности; 5. и они вследствие этого впадают в страх, так как они взяли с собою в море самое лучшее из своего имения, и они беспокоятся в своем сердце, как бы море не поглотило их и как бы они не погибли в нем? 6. Все море, и все его воды, и все его движение – не есть ли творение Всевышнего, и не запечатал ли Он все Свое дело и не заключил ли его совсем в песок? 7. Оно засыхает от Его угроз и устрашается, и все его рабы и все, что есть в нем, умирают: и вы, грешники, живущие на земле, не боитесь Его. 8. Не сотворил ли Он небо, и землю, и все, что есть на них? и кто дал учение и мудрость всем, которые движутся на земле и которые живут в море? 9. Не боятся ли моря все цари кораблей? а грешники не боятся Всевышнего. Глава 102 1. В те дни, когда Он пошлет на вас мучительный огонь, куда вы убежите и где спасетесь? И когда Он пошлет на вас Свое слово, не будете ли вы поражены тогда и не устрашитесь ли? 2. Все светила потрясутся тогда от великого страха, и вся земля будет поражена, и она задрожит и устрашится. 3. И все ангелы выполнят данные им повеления и будут стараться укрыться пред Тем, Кто велик во славе, и дети земли задрожат и затрепещут; и вы, о грешники, будьте прокляты на веки, и пусть не будет для вас мира! 4. – Не страшитесь вы, души праведных, и уповайте на день своей смерти в правде!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

15:2—6; сн.: Мк. 7:11; Исх. 20:12). Слышишь ли, каким образом, находясь под руководством иных вождей, они могли быть обличены, и весьма легко, в том, что решились мыслить и делать иное, нежели что угодно было законодателю? Итак соблудила синагога иудейская. Но дева чистая и непорочная, свободная от всякой «скверны или порока» (Еф. 5:27), то есть Церковь, обещает Христу соблюсти честный и неповрежденный образ супружества, говоря: «брат мои мне и аз Ему» (Песн. 2:16). Итак, образом синагоги иудейской мы представим наложницу Иакова, разумею Валлу, с которою имел сообщение Рувим, то есть народ — первенец, в особенности же потому, что Валла значит «обветшавшая», а Рувим — «сын осквернения». Ибо обветшала и стала опороченною синагога иудейская, а вместо нее возник новый и верующий народ И радуясь о нем, поет Давид: «поколение грядущее восхвалит Господа» (Пс. 101:19); потому что «кто во Христе, тот новая тварь» , по Писаниям (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15). Скверным же и нечистым может представляться Израиль, как непринявший очищения чрез Христа. Но что это я говорю? Он наложил руки даже на самого призывавшего к очищению. Посему и устами самих святых пророков сказано, в одном случае: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23), в другом же случае Иерусалиму как бы жене: «хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог» (Иер. 2:22). Итак, «Рувим , — говорит Иаков, — первенец мой! Ты — крепость моя и начаток силы моей» (Быт. 49:3). Ибо на первенце и из Египта выведенном народе было явлено много крепости от Бога. Так наказываема была многоразлично и удивительным образом страна Египетская: то воды превращаемы были в кровь, то скнипы (мошки) были насылаемы, то наведены были жабы, то ниспосылаем был град, то истреблены были первенцы, а к тому же еще избавленные от рабства прошли посреди моря, как по суше. Поэтому Рувим и назван «крепостию Божию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

19:28)? И волосы главы Его — как чистая волна . Огонь ничего не истреблял, он был безвреден. Видишь ли здесь образ государства и народа? Престол был страшен, потому что имел много огня, и не просто огня, но как пламя огня . Чтобы ты не думал, что он употреблен для сравнения, пророк указал и действие его, сказав, что он был не просто огонь, но как пламя огня . Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним , судьи сели т. е., Он для того пришел, чтобы произвести суд. И раскрылись книги . Что говоришь ты? Разве имеет нужду в книгах Бог, знающий все прежде бытия его (Дан. 13:42), создал по одному сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32:15)? Нет, это говорится применительно к обычаю начальников, подобно тому, как употребляются у нас записи. Как у нас записи читаются не для того, чтобы только начальник узнал дело, но чтобы видна была справедливость суда, так и здесь: хотя и знает праведный Судия, но открывает книги. Для чего? Что ты хочешь сказать? А почему он не говорит и о почестях? Он сказал: поставлены были престолы , в знак того, что Бог определил и почести; но так как мы не послушались, то Он назначил наказание и мучение. Не такое ли воззвание и к нам сделал Христос? С того времени , говорит евангелист, Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Не разумей здесь, возлюбленный, ничего телесного, и не думай, что беспредельный Бог объемлется престолом. Если в руке Его все концы земли (Пс. 94:4), если Он взвесил на весах горы , если народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах , как Сам Он говорит (Ис. 40:12, 15), то какое место может объять Его всего? Нет, Он не был объемлем престолом. Если же Он имел одежду, то как огонь не истребил ее? Как называется Ветхий днями Тот, Кто существует прежде всех веков? Как Он может быть ветхим? А Ты , говорит Псалмопевец, тот же (Пс. 101:28). Как же Он может быть ветхим? И лета Твои , говорится, не оскудеют (Пс.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

1 88 К Тебе, Господи, взываю, Боже мой; не безмолвствуй предо мною, да при безмолвии Твоем не уподоблюсь нисходящим в гроб! 2 Услышь, Господи, моление мое, когда молюсь я Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему! 3 Не привлеки меня с грешниками и с творящими неправду не погуби меня, с теми, кто говорит «мир» ближним своим со злобою в сердце своем! 4 Воздай им, Господи, по делам их и по лукавству замыслов их, по делам рук их воздай им, воздай им заслуженное ими! 5 Ибо не уразумели они деяний Господних, деяний рук Его. Срази их и не дай им восстать! 6 Благословен Господь, ибо услышал Он моление мое! 7 89 Господь Податель помощи и Защитник мой; на Него уповало сердце мое, и помог Он мне, и процвела плоть моя; и по доброй воле прославляю Его. 8 Господь твердыня людей Своих, Защитник и спасение помазанника Своего. 9 90 Спаси людей Твоих и благослови достояние Твое, спаси их и возвышай их вовеки! 1 101 Псалом, песнь на обновление дома Давидова, 29. 2 Превознесу Тебя, Господи, ибо поднял Ты меня и не дал торжествовать врагам моим надо мной. 3 Господи Боже мой, воззвал я к Тебе, и Ты исцелил меня. 4 102 Господи, извел Ты из ада душу мою, удалил меня от нисходящих в гроб. 5 Пойте Господу, праведные Его, помните и прославляйте святыню Его! 6 Ибо карает ярость Его, и дарует жизнь воля Его: с вечера водворится плач, а наутро радость. 7 А я сказал в благоденствии моем: «Не поколеблюсь вовеки!» 8 Господи, по воле Твоей дай силу душе моей! Но отвратил Ты лицо Свое, и впал я в смятенье. 9 К Тебе, Господи, воззову и Богу моему помолюсь. Что даст мне кровь моя, когда подвергнусь я тлению? 10 Разве прославит Тебя прах мой, или возвестит он истину Твою? 11 Услышал Господь и помиловал меня; Господь даровал мне помощь. 12 Обратил Ты плач мой в радость, разодрал рубище мое и препоясал меня веселием. 13 Да воспою Тебя в славе моей, и не буду скорбен. Господи Боже мой, вовеки прославлю Тебя! Слава: 1 103 В конец, псалом Давида, в исступлении, 30 2 На Тебя, Господи, уповал, да не посрамлюсь вовеки. Правдою Твоей избавь меня от бед и спаси меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

377.  Войди в комнату твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6. 6). 378. 1 Сол. 5. 17. 379.  Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10. 4–5). 380. Лествица. Слово 28, гл. 46. 381. Слово 2. 382. Слово 28, гл. 55. 383. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 384. Добротолюбие. Ч. 4. Об авве Филимоне. 385. О третьем образе внимания и молитвы святого Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 386. Лествица. Слово 4, гл. 2. 387. Лествица. Слово 28, гл. 31. 388.  Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее (Сир. 6. 18–20). 389. Иак. 1. 6–8. 390.  Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 391.  Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 392. Пс. 50. 19. 393. Мф. 5. 3. 394. Мф. 5. 4. 395. Лк. 18. 1–8. 396.  Весь день сетуя хожу (Пс. 37. 7). 397.  …ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей (Пс. 37. 8). 398.  Служите Господу со страхом и радуйтесь [ пред Ним] с трепетом (Пс. 2. 11). 399.  На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66. 2). 400.  …призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их (Пс. 101. 18). 401. Ср.: …оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57. 15). 402. Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. 403. Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 404. Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 406. Он же. Слово 11. 407. Преподобный Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. «Егда видит кого диавол, — говорит святой Григорий, — плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

378. 1 Сол. 5:17. 379. Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10:4–5). 380. Лествица. Слово 28, гл. 46. 381. Слово 2. 382. Слово 28, гл. 55. 383. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 384. Добротолюбие. Ч. 4. Об авве Филимоне. 385. О третьем образе внимания и молитвы святого Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 386. Лествица. Слово 4, гл. 2. 387. Лествица. Слово 28, гл. 31. 388. Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее (Сир. 6:18–20). 389. Иак. 1:6–8. 390. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). 391. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). 392. Пс. 50:19. 393. Мф. 5:3. 394. Мф. 5:4. 395. Лк. 18:1–8. 396. Весь день сетуя хожу (Пс. 37:7). 397. …ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей (Пс. 37:8). 398. Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом (Пс. 2:11). 399. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66:2). 400. …призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их (Пс. 101:18). 401. Ср.: …оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57:15). 402. Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. 403. Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 404. Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 406. Он же. Слово 11. 407. Преподобный Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. «Егда видит кого диавол, — говорит святой Григорий, — плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся». 408. Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3); Лествица. Слово 28, гл. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010