В частности, исторические данные, которые относятся непосредственно ко времени царствования Феодосия, представляют немало затруднений для исследователя вопроса о состоянии нравственности общества. Дело в том, что показания современников эпохи Феодосия В. в данном случае отличаются, с одной стороны, неопределенностью и даже неполнотою 1291 , а с другой – удивительной противоречивостью. Так ритор Дрепаний Пакат, искусный панегирист, составивший себе своими дифирамбами прочную карьеру, авторитетно заявляет, что в нравственном отношении при Феодосии все обстояло прекрасно, что нравственность общества как бы росла не по дням, а по часам 1292 . Напротив, темными красками рисуют состояние нравственности Зосим и Аммиан Марцеллин. По свидетельству Зосима 1293 , нравственность общества шла на убыль: все было распущенно, и каждый старался превзойти другого роскошью и необузданностью, а украшение в добродетели не находило себе никакой похвалы. Пагубное увлечение артистами и артистками вместе с жаждою удовольствий еще более способствовали экономическому и нравственному краху общества. Подобными чертами описывает Аммиан Марцеллин 1294 нравственный уровень высших классов общества. Последние теперь измеряли, по замечанию Аммиана Марцеллина, величие своего положения и свое значение вышиною своих колесниц и тяжестью своих великолепных убранств. По своему нравственному облику аристократы приближались к типу людей, способных на все, лишь бы достать денег для удовлетворения своих разнузданных прихотей. Само собою понятно, что чернь стремилась не отставать в развращенности от знати, чему много способствовала почти бесплатная раздача хлеба и вина, разжигавшая незаметно дурные инстинкты толпы. Такой же отрицательный взгляд на нравственность общества IV в. проводят в своих сочинениях «великие художники римских нравов» 1295 : Григорий Б. 1296 , Иоанн Златоуст 1297 , Иероним 1298 . И только один язычник Симмах 1299 в своих письмах способен отмечать не только дурные, но и хорошие стороны жизни. Римлянин по духу и плоти, глубоко еще веровавший в вечность империи, Симмах откровенно признается во многих недостатках жизни, но в то же время спешит найти и нечто доброе, что могло оправдать его веру в процветание «вечной» империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—105— имже трудится под солнцем ( Екк.1:23 ), сказал другой мудрец, – преходит образ сего ( 1Кор.7:31 ), возвещал сосуд богоизбранный. Зная, что и другие священные писания возвещают подобное этому, и вместе с тем принимая во внимание изречение, которое мы узнали от одного из прославленных внешних (языческих) философов: «лучше вести простую жизнь, чем обладать величайшею властью, если не имеешь совершить ничего достойного», – я презрел настоящую славу, как исчезающую подобно театральной сцене. Тогда я немедленно же обратился к исследованию самого себя, и посему, с помощью Божиею, отказался от этой должности, удалился из царского дворца и от городского шума и поселился на вершине одной отдаленной приморской горы, утесистой и едва доступной. Таким образом я удалился от столицы на несколько стадий около Пропонтиды и здесь старался устроить свою жизнь, как мог, предаваясь уединению, ибо к нему-то я больше всего и стремился, и мною обладала столь сильная любовь к уединению и спокойствию, что я решил встретить конец жизни не в другом каком месте, как здесь. Но ведь невозможно, чтобы всё происходило согласно нашим намерениям, и бывают случаи, где господствует необходимость и где предприятия получают тот исход, коего хочет Бог. Это именно и случилось со мной. Я не достиг того, что предполагал. Не знаю, для каких целей (кои ведает Соизволивший и Попустивший это Бог), я был отторгнут от любезного мне уединения и приведен снова в царский дворец, свидетель в этом Бог, определением и решением занимавших тогда —106— царский трон 1295 , общего церковного священного собрания и сената. Вот они-то (так как в то время уже пременил жизнь предстоятель столицы 1296 , как человек, заплативший долг человеческий), с непоколебимою и неумолимою властью и возвели меня на священный сей трон, хотя я сильно не желал и отказывался, так что дело сие было устроено скорее принуждением, чем по согласию. Итак, поскольку я подъял иго сие против желания и принял на себя заботы о душах недостойно, – не так, как подобает любви, – то я боялся прежде всего разнообразных и хитросплетенных козней изобретателя зла и нападения злых и невидимых духов, чтобы они, застав меня беззащитным и не вооруженным доспехами добродетели (ибо они знали меня за человека еще неопытного в духовном и божественном, или видели меня упражняющимся и подвизающимся в борьбе с ними) и нанося раны стрелами греха, не начали разгонять богоизбранное стадо Церкви и приводить в беспорядок ее благоустроенные ряды, издеваясь над поражением невежественного и неискусного военачальника. А потом, увидав и неприязненность начальства и враждебность ненавистников, я стал замечать коварство и злокозненность тех, кои весьма старательно следят за нашими делами, хорошо или нет обстоящими. Не видя в своих глазах бревен и не желая очищать с них гной, но усердно занимаясь чужими сучцами, они ради дел совершенно ничтожных, пустых, не стоящих никакого внимания, нечестиво вооружают свои языки против пред-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1288 . Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца между господином аввою Максимом и его учениками (с одной стороны) и начальниками (с другой). Relatio motionis factae inter domnum abbatem Maximum et socium ejus atque principes in secretario (=Acta I). C. 50–83. PG 90, 109–129. BHG 1231. 1289 . Святого аввы Максима к Анастасию монаху. Sancti Maximi abbatis ad Anastasium monachum. C. 85–89. PG 90, 132–133. BHG 1232. 1290 . Святого отца нашего и исповедника Максима, о деяниях (актах) в первой его ссылке, то есть в Визии: прения, бывшие между Феодосием епископом Кесарии Вифинской и им (Том второй). Gesta in primo exilio seu dialogue Maximi cum Theodosio episcopo Caesareae in Bithynia (=Acta II). C. 90–152. PG 90, 136–172. BHG 1233. 1291 . [Житие] (продолжение). С. 153–171. PG 90, 104–109. BHG 1233m, 1234. 1292 . Окончание жития, (пер. с грузинского) 336 . С. 171 –176. По груз, тексту, изданному прот. К. Кекелидзе в: Труды КДА. Ноябрь. С. 481–484. 1293 . Окончание письма св. Анастасия. С. 176 –183. PG 90, 174 –180 337 (лат.). BHG 1233d. 1294 . Примечание. Scholium 338 . С. 183–184. PG 90, 178–180 (лат.). 1295 . Предисловие к нижеследующим священным свидетельствам. С. 184–185. 1296 . Святого Ипполита, епископа порта или гавани Римской и мученика истины. Против Верона и Илика еретиков о богословии и воплощении отрывков]. С. 186–197. PG 90, 180–188. 1297 . Рассуждения о вышеизложенных богомудрых свидетельствах и других – того же святого Анастасия. Syllogismi de suppositis divinitus sapientibus testimoniis, et aliis ejusdemque sancti Anastasii. C. 197–208. PG 90, 187–194. 1298 . Примечание или воспоминание. Scholium sive Hypomnesticum 339 . C. 209–205 340 . PG 90, 193–202 (лат.). 1299 . На Константинопольцев за святого отца нашего Максима поношение, сочиненное одним монахом от огорчения сердечного. Pro sancto patre nostro Maximo, invectiva a quodam monacho, diri facinoris execratione amaro corde conscripta. C. 231–233. PG 90, 201–205. 1300 . Служба Преподобному Максиму. Служба 1. С. 234–257. PG 90, 205–213.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

1288 Пространная глава действительно начинается с краткого сообщения о венгерском нападении на Германию в начале X в., в правление короля Конрада I. 1289 Рассказ о путешествии гамбургского архиепископа Унни основан на «Хронике» Адама Бременского (Adam I, 58–60). 1290 Буквальное, хотя и сильно сокращенное, воспроизведение части главы I, 60 из «Хроники» Адама Бременского (см. 22/1 и комментарий). 1291 В основе – Adam I, 26. Ссылкой на Адама Бременского Хельмольд заменил ссылку самого Адама на датского короля Свена Эстридсена как своего информатора. Названные епископы (кроме Маркона, который был епископом в Шлезвиге) – первые после основания епископии для ободритов в Ольденбурге-Старгарде, вероятно, ок. 972 г. Эцикон вынужден был покинуть кафедру ок. 990 г. в результате языческой реставрации у ободритов. 1293 Дословное воспроизведение второй части одной из схолий «Хроники» Адама (Adam II, 35, schol. 24). Хельмольд только уточняет: «по ту сторону Одера», но делает это неудачно. Под пером немецкого хрониста «по ту сторону» может значить только «на восточном берегу Одера», тогда как Адам имеет в виду, несомненно, славян вне собственно польских пределов (см. 22/3 и комментарий). Не вполне удачно выбран и контекст, в который Хельмольд поместил схолию: завоевания польского князя Болеслава I приходятся на первую четверть XI в., тогда как языческая реакция у ободритов и в Дании при Свене Вилобородом наступила ок. 990 г. 1294 Мстиславе, князе ободритов на рубеже X–XI вв., дочь которого была замужем за датским королем Харальдом Синезубым. 1295 Сведения о преследованиях Мстиславом мекленбургского монастыря – оригинальное добавление Хельмольда; у Адама их нет. 1297 Рассказ Хельмольда о Свене Вилобородом основан на «Хронике» Адама Бременского (Adam II, 27–29, 31–32). 1298 В 1157 г. датский король Свен III погиб в битве с Вальдемаром I, сыном Кнута Лаварда и Ингиборг, дочери киевского князя Мстислава Владимировича Великого. 1301 Первоначально Любек был основан гольштейнским графом Адольфом II в 1143 г., после того как Генрих Лев дал ему в лен Вагрию (см. примеч. 1303). Удобное расположение быстро сделало из Любека успешного торгового конкурента герцогскому Бардовику (в низовьях Эльбы, близ Люнебурга). В результате Генрих в 1156 г. решился на запрещение торга в Любеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Например, поморские ответы указывают на руку мощей Ильи Муромца. Я знаю её только в изображениях (в которых впрочем нет причины сомневаться, потому, что оне сняты с предмета, всенародно видимого в Киевских пещерах), и по оным вижу, что указывают на неё напрасно. Она не представляет большого перста, четвертого и мизинца равных вкупе: напротив большой палец идет у неё к среднему и указательному, и таким образом более согласуется с перстосложением троеперстным. Поморские ответы указывают еще на руку Святого Василия Великого , изображенного в сборнике Великого князя Святослава, писанном в 6581 году. О сей книге я могу говорить как очевидец, а ты, глаголемый старообрядец, можешь поверить мои слова с книгой в Синодальной Библиотеке. Изображение Святителя в числе прочих Святых на листе 128 не велико, и краски уже не ярки от времени: однако, при помощи увеличительного отекла, ясно вижу я расположение перстов его десницы. Она не молебная, а благословляющая, как видно по самому её положению против тела Святителя. Трех перстов, большого, четвертого и мизинца, равных вкупе, в ней нет: напротив большой перст лежит поперек нагнутого четвертого и концем своим проходит далее четвертого: а сие входит в состав именословного перстосложения для представления буквы х . Мизинец наклонен более, нежели обыкновенно бывает в именословном перстосложении: впрочем, как наклоненный, он тем не менее может представлять букву с , и следственно также входит в состав именословного перстосложения. И так указание поморских ответов опять неверно и не доказывает того, чего хотели поморцы.» В той же книжке Христианского Чтения, на странице 81 говорится: «что в Российской Церкви с первых её времен, употребляемы были оба перстосложения, именословное и троеперстное; о том, кроме известных, есть достопримечательные, но не многими доныне примеченные свидетельства в изображениях, находящихся на древних печатях. «В первом томе Собрания Государственных грамот и договоров на странице 5 под грамотою 1295 года можно видеть снимок печати, на коорой благословляющая рука Святителя представлена хотя не совершенно в отношении к искуству, впрочем, с ясным признаком перстосложения именословного: ибо четвертый перст нагнут, а большой поставлен поперек четвертого, что и есть изображение буквы х в перстосложении именословном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Новости Конституционный суд Турции не принял иск Киликийского Католикоса о возврате своего имущества 30.04.2015 15:12 Пресс-конференция в Вашингтоне с участием международных юристов по иску в Конституционный суд Турции Ереван, 30 апреля, Благовест-инфо. Поданный 28 апреля армянским Киликийским Католикосом Арамом I в Конституционный суд Турции иск не принят высшей судебной инстанцией этой страны. Арам I намерен обратиться к Европейскому суду по правам человека в Страсбурге. «Мы пока не можем с уверенностью сказать примет или все таки нет Конституционный суд Турции наш иск. Но прошло два дня и мы не получили пока никакого ответа из Турции», пояснили «Благовест-инфо» в Киликийском Католикосате. Юристы Католикосата провели сегодня в Вашингтоне пресс-конференцию, на которой рассказали о ходе подготовки документов по иску в Конституционный суд. В дело вовлечены международные юристы, в том числе и специалисты по законодательству Турции.  По их мнению, вся документация соответствует турецкому законодательству и может быть отклонена Конституционным судом лишь по политическим мотивам, что, в свою очередь, даст повод армянской стороне обосновать  жалобу в Европейский суд по правам человека. Город Сис Католикос Арам I по возвращении в Ливан из Армении , где принимал участие в церемонии канонизации жертв геноцида армян в Османской империи, подал иск в Конституционный суд Турции, требуя возвращения исторических угодий и имущества Католикосата Великого Дома Киликийского в Сисе. Ныне эта бывшая столица армянского Киликийского королевства  находится в составе Турецкой Республики и называется Козан. Киликийский Католикосат Армянской Апостольской Церкви - административно независим от Первопрестольного Эчмиадзина. В период с 1295 по 1921 года Киликийский Католикосат находился в Сисе. В годы геноцида армян правительство Османской Турции дало ровно два дня тогдашнему Католикосу Сааку II (Хапаян) на то, чтобы собраться и уехать из Сиса, что и было сделано.  Католикос с немногочисленной свитой смог увезти с собой некоторые древние рукописи, ритуальные принадлежности, в том числе котел для мироварения. Вначале Католикос переехал в Иерусалим, потом в сирийские Аллеппо и Дамаск, на Кипр и только в 1930 году обосновался в Ливане в местечке Антилиас в пригороде Бейрута, где по сей день находится резиденция Киликийских Католикосов Армянской Апостольской Церкви. Наринэ Киракосян Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Насельники Л. искали поддержки как у правителей Германии, так и у местных аристократов. С нач. XIII в. многие аббаты принадлежали к знатному семейству Фоконье, которое фактически контролировало обитель. Кор. Филипп Швабский подтвердил привилегии, дарованные Л. прежними правителями (5 дек. 1201 - B ö hmer. Reg. Imp. 5. Bd. 1. T. 1. N 63), а кор. Фридрих II Штауфен принял аббатство под защиту (февр. 1218 - Ibid. N 928). В соответствии с грамотой кор. Генриха VII, сына имп. Фридриха II, монахи получили разрешение построить крепостную стену вокруг аббатства и возникшего при нем города (29 дек. 1228 - Ibid. T. 2. N 4124). Однако этих мер оказалось недостаточно, чтобы обеспечить безопасность Л. и защитить его владения от посягательств местной знати. После переговоров с герцогом Лотарингии и графом Бара монахи заключили соглашение с Тибо V, гр. Шампани (1258). Он обязался защищать аббатство и его владения (45 селений в окрестностях Л.); за это он получил значительную часть доходов, право назначать судей наравне с аббатом, построить на монастырских землях не более 4 замков и т. д. Однако Гуго из Шалона, пфальцгр. Бургундии (Франш-Конте), также выдвинул претензии на роль «защитника» аббатства и начал военные действия против Тибо V. Конфликт удалось уладить благодаря вмешательству франц. кор. Людовика IX Святого, но впосл. Алиса, вдова Гуго, захватила мон-рь и потребовала от монахов расторгнуть договор с Тибо V. Когда графство Шампань перешло к франц. кор. Филиппу IV Красивому, тот воспользовался правами «защитника» Л., чтобы упрочить свои позиции в обл. Франш-Конте. Притязания короля привели к новым столкновениям. Первоначально аббат Теобальд III (Тибо де Фоконье; 1287-1308) занял антифранц. позицию: в 1294 г. он принял участие в собрании бургундских баронов в Безансоне, которые обязались оказывать сопротивление французам (договор был возобновлен в 1295, когда пфальцгр. Оттон IV решил продать графство франц. королю). Однако кор. Филипп Красивый, установив контроль над Франш-Конте, не пренебрегал обязанностями «защитника» Л.: королевские чиновники выносили судебные решения в пользу обители, заставляли местную знать возмещать убытки, нанесенные мон-рю. Поэтому аббат Теобальд III поддержал франц. короля в конфликте с папой Римским Бонифацием VIII , а его преемники также поддерживали хорошие отношения с королями Франции. В 1291 г. аббат признал права и свободы горожан Л., в т. ч. право наследования, свободной торговли, сбора муниципальных налогов (к этому времени большинство городов Франш-Конте имели подобные грамоты). При аббате Одоне II (Эде из Шарантона; 1319-1345) было завершено строительство готической монастырской церкви (освящена 7 дек. 1340 во имя апостолов Петра и Павла). При аббате Гийоме де Бюссюле (1382-1416) началось возведение клуатра, была перестроена ц. Нотр-Дам, за пределами крепостных стен сооружен госпиталь св. Ромарика. С сер. XIV в. аббат обычно жил в замке Бодонкур, находившемся в 3 км от Л.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

1291 . С равной энергией продолжалось османское завоевание севера Балканского полуострова. Уже в 1393 г. было окончательно подчинено болгарское царство. Царская столица Тырново пала 17 июля после жестокой осады и стала жертвой жажды завоевателей к уничтожению. После этого остальные земли быстро подпали под власть турок 1292 . На пятьсот последующих лет Болгария стала провинцией османской державы. Более тяжелое противостояние ожидало турок в борьбе с валашским князем Мирней Старым, который пользовался сильной поддержкой Венгрии. На равнине Ровине 17 мая 1395 г. дело дошло до кровавой битвы. На стороне осман во исполнение своего вассального долга сражались сербские князья Стефан Лазаревич, сын и наследник косовского героя, сын Вукашина Марко, владевший маленькой областью вокруг Прилепа, и тесть Мануила II Константин Драгаш, правивший в Восточной Македонии. Король Марко и Константин Драгаш нашли в этой битве свою смерть. С военной точки зрения Мирча, казалось, одержал победу, однако он тоже был вынужден покориться власти султана и обязался платить дань 1293 . Добруджа, бывшая в последние десятилетия болгарским удельным государством и незадолго до этого подчинившаяся власти Мирчи, оказалась теперь во владении осман, а переправы через Дунай были заняты турецкими гарнизонами. Последние успехи осман произвели на Западе огромное впечатление. После подчинения Болгарии Венгрия почувствовала непосредственную угрозу, а латинские княжества в Греции смогли близко познакомиться с мощью наступательного порыва турок. Если до сих пор византийские призывы о помощи и папские увещания оставались неуслышанными, то теперь на Западе стали осознавать необходимость совместного, выступления христианских народов против турецкой опасности. На призыв венгерского короля Сигизмунда откликнулось рыцарство нескольких европейских стран, и прежде всего легко загоравшиеся идеей крестового похода французские рыцари. Венеция после долгих колебаний также примкнула к коалиции и отправила в Дарданеллы небольшую эскадру, которая должна была наблюдать за проливами и поддерживать связь между Византией и собравшимся в Венгрии крестоносным войском. Однако это перспективное предприятие потерпело полный крах. В битве при Никополе 25 сентября 1396 г. сильное, но слишком пестрое воинство потерпело от турок сокрушительное поражение из-за недостаточной координации между венгерскими и французскими войсками 1294 . Король Сигизмунд лишь бегством смог спастись от плена и в сопровождении великого магистра иоаннитов и нескольких немецких рыцарей на корабле прибыл в Константинополь, чтобы оттуда кружным путем через Эгейское и Адриатическое море прибыть домой. Его плавание через Дарданеллы сопровождалось горестными криками христианских пленников, которых султан приказал выставить на берегах пролива для унижения побежденного короля 1295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будьте, умоляю вас, снисходительны ко мне, потому что слово мое не с тою целию содержит в себе вполне явное обличение, чтобы уязвить или опечалить вас, но чтобы удалить от стада все чуждое ему... И недорогое платье может быть наряднее того, которое обшито золотом. В самом деле, когда платье имеет слишком яркий цвет, и когда оно с особенною заботливостью прикреплено поясом около груди, и образует множество складок, – то ужели оно не гораздо больше может прельстить, чем всевозможные шелковые платья?... Убоимся возлюбленные, чтобы и нам не услышать того же, что пророк говорил еврейским женщинам, которые заботились о наружном украшении: вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения главы твоей плешь имети будеши (ср.: Ис. 3:23 ). Минь. Т. XI. С. 541 Творения Т. XI. С. 673, 674, 675 1295. Забота родителей о детях с юности; венцы брачные только для достойных Беседа IX . Отцы, воспитывайте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках. Только при таких усилиях возможно обуздать ее... Если вначале и с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим же им делать того, что приятно и вместе вредно, не будем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем сохранять их в целомудрии, – тут более всего возможен вред юности. Об этом мы особенно должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны. Скорее будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединялись с невестами. Такая любовь особенно бывает пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. Сир. 23:23 . Для того и возлагаются на головы венцы, – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, – что они не были одолены похотью. Если же кто увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на главе, когда он побежден? Это будем им внушать, этим будем их вразумлять, устрашать, угрожать, делая то одно, то другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Сторонники поздней датировки И. считают, что Раамсес, упоминаемый в Исх 1. 11,- это егип. г. Пер-Рамсес, построенный Рамессидами, и И. произошел при фараоне Рамсесе II, в XIII в. до Р. Х. (1260 г. до Р. Х.) ( Kitchen. 1996. P. 12). Если угнетение и И. все же связывать со временем правления династии Рамессидов и учитывать библейский текст, то И. не мог произойти ранее 1215 г. до Р. Х. (80 лет после начала правления основателя династии Рамсеса I, к-рое приходится на 1295 г. до Р. Х.; новая датировка - 1306/05 г. до Р. Х. в принципе ничего в аргументации не меняет). В этом случае приход евреев в Ханаан датируется приблизительно 1175 г. до Р. Х., однако эта датировка противоречит сообщению важного егип. источника, стелы Мернептаха, о присутствии евреев в Ханаане в 1208 г. до Р. Х. Время между угнетением и И. не укладывается в 67-летний период правления Рамсеса II (1279-1212). Поэтому гипотеза, согласно которой угнетение и И. описываются в Библии в современных этим событиям терминах, заставляет отказаться от букв. понимания ряда библейских текстов и искать их символический смысл ( Wood. 2005. P. 478). Существует неск. вариантов идентификации Пер-Рамсеса. У. М. Питри в 1905-1906 гг. обнаружил в долине Вади-Тумилат (на северо-востоке Дельты) на Телль-эр-Ретаба артефакты, связанные с именем Рамсеса II ( Petrie W. M. F. Hyksos and Israelite Cities. L., 1906), и предположил, что это место и есть библейский Раамсес ( Hoffmeier. 2008. P. 52). Найденные артефакты были связаны с сиро-палестинской культурой периода средней бронзы II (1800-1650) и могли указывать на присутствие здесь евреев ( Bimson, Livingston. 1987). Впосл. нек-рые исследователи идентифицировали это место как Пифом ( Rainey, Notley. 2006. P. 119). В 1928 г. П. Монте проводил раскопки на Телль-Сан-эль-Хагар (также в долине Вади-Тумилат) и обнаружил множество стел, статуй и обелисков с надписями, относящимися к правлению Рамсеса II. Мн. исследователи отождествили именно это место с библейским Раамсесом, поскольку арабское название Телль-Сан-эль-Хагар сохранило древнеегип. Джанет и евр.   (  ) ( Hoffmeier. 2008. P. 52). Поздний топоним Цоан как название земли проживания евреев в Египте до И. известен из Пс 77. 12, 43. Долгое время идентификация этого места как библейского Раамсеса была широко распространена.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010