P., 1887; Seeberg R. Die Theologie des Johannes Duns Scotus: Eine dogmengeschichtliche Untersuchung. Lpz., 1900; Lexicon scholasticum philosophico-theologicum/Ed. M. Fernández García. Quarracchi, 1910. Hildesheim etc., 1988r; Raymond P. Duns Scot//DTC. 1911. T. 4. Pt. 2. Col. 1865-1947; Carreras y Artau J. Ensayo sobre el voluntarismo de Juan Duns Scot. Gerona, 1923; Callebaut A. Le B. Jean Duns Scot etudiant à Paris vers 1293-1296//AFH. 1924. Vol. 17. P. 3-12; idem. La maîtresse du Bx. Jean Duns Scot en 1305//Ibid. 1928. Vol. 21. P. 206-239; idem. Les séjours du B. Jean Duns Scot à Paris//La France franciscaine. 1929. T. 12. P. 353-373; idem. A propos du Bx. Jean Duns Scot de Littledean: Notes et recherches historiques de 1265 à 1292//AFH. 1931. Vol. 24. N 3. P. 305-329; Longpr é E. La philosophie du B. Duns Scot. P., 1924; idem. Le B. Jean Duns Scot: Pour la Sainte Siège et contre le gallicanisme (25-28 juin 1303)//La France franciscaine. 1928. T. 11. P. 137-162; idem. L " ordination sacerdotale du Bx. Jean Duns Scot: Document du 17 mars 1291//AFH. 1929. Vol. 22. N 1/2. P. 54-62; idem. Philippe de Bridlington O.F.M. et le Bx. Duns Scot//Ibid. P. 587-588; idem. Duns Scot et l " Immaculée Conception, а propos du Théorème XIV, 27//Études franciscaines. N. S. 1956. T. 7. P. 36-44; Bali C. Les commentaires de Jean Duns Scot sur les quatre livres des Sentences. Louvain, 1927; idem. De Collationibus Ioannis Duns Scoti Doctoris subtilis ac Mariani//Bogoslovni vestnik. Ljubljana, 1929. Vol. 9. P. 185-219; idem. Une Quaestion inédite de J. Duns Scot sur la volonté//Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1931. T. 3. P. 191-208; idem. Ioannis Duns Scoti doctoris mariani, Theologiae marianae elementa. Sibenici, 1933; idem. Il reale contributo di G. Scoto nella Quaestione dell " Immacolata Concezione//Antonianum. R., 1954. Vol. 29. P. 475-496; idem. Ioannes Duns Scotus et historia Immaculatae Conceptionis//Ibid. 1955. Vol. 30. P. 349-488; idem. The Mediaeval Controversy over the Immaculate Conception up to the Death of Scotus//The Dogma of the Immaculate Conception: History and Significance/Ed.

http://pravenc.ru/text/471161.html

Обычным фактом в XIII в. были браки сербских правителей с католическими принцессами. Особого внимания заслуживают свидетельства, связанные с личностью королевы Елены, жены Стефана Уроша. Французская аристократка, родственница анжуйских правителей Южной Италии, она отличалась преданностью католической вере и побуждала своих сыновей Драгутина и Милутина «к соединению с Римской Церковью» . Получив в удел после низложения и смерти мужа значительную часть Приморья, она основала в поморских городах целый ряд францисканских монастырей , а в 1303 г. отдала свои земли под опеку папского престола . В постройке католических храмов и пожалованиях католических аббатств вместе с матерью участвовал православный король Стефан Милутин , а сама Елена наряду с католическими обителями построила православный монастырь в Градце, в котором и была похоронена. В сборнике житий сербских правителей и пастырей Сербской Церкви, составленном в начале XIV в. архиепископом Даниилом II, помещена и биография «блаженной» Елены, которую автор — глава Сербской Православной Церкви — хвалил за благочестие, строгий образ жизни и помощь бедным. Для него королева — «дарованный от Господа светильник преславъномоу отьчьствию своему земли срьбьсцей». Святость ее подтверждает обретение ее «нетленных останков» . Елена прилагала большие усилия, чтобы склонить к унии с Римом сыновей — Стефана Драгутина и Стефана Милутина и второго мужа — болгарского царя Георгия Тертера . На рубеже XIII–XIV вв. снова начались переговоры сербских правителей с Римом о церковной унии. Правитель северо-западных районов Сербии Стефан Драгутин, тесно связанный с венгерским двором, в 1291 г. просил папу Николая IV прислать в его владения францисканских монахов для борьбы с богомильской ересью . Сербский король Стефан Милутин, когда находил это для себя выгодным, охотно вступал в соглашения с латинскими противниками Византийской империи. Так, в начале 80-х гг. XIII в. он небезуспешно искал сотрудничества с главным врагом императора Михаила VIII Палеолога Карлом Анжуйским . В начале XIV в. он снова попытался использовать в своих интересах конфликт между Византией и латинским претендентом на императорский трон Карлом Валуа, братом французского короля Филиппа IV Красивого. По договору, заключенному в 1308 г., французский принц обязался в обмен на помощь, полученную от короля, передать ему часть византийских владений в Македонии .

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

A. Mingarelli epistola prævia, 1191–6. Fg. in Matth. VI, 22–3 (G.), 1189–90. Testimonia veterum, 973–82. Allatius. Diatriba de Theodoris, n. 62, 1205–32. Notitia G., 963–72. GROSOLANUS. Vide PETRUS CHRYSOLANUS. H HAMARTOLUS. Vide GEORGIUS, JOB, MICHAEL H. HARMENOPULUS. Vide CONSTANTINUS H. [HEGEMONIUS], s., IV 10. Acta disputationis Archelai cum Manete (G.), 10, 1105–1528. Testimonia veterum, 1421–28. Notitia G., 1405–20. HEGESIPPUS, s. II, 5. Fg. ex libris 1–5 Commentariorum actuum ecclesias-ticorum 1–7 (G.), 1307–28. Notitia G., 1303–08. HELLADIUS TARSENSIS, ep., s. V. Epistolæ 1–8 in Synodico, 84, cap. 68, 111, 114, 130, 144, 164, 192, 193. HERACLEO HÆRETICUS, s. II, 7. Fg. 2 Commentarii in Lucam (Massuet), 1291–2. Fg. 43 Commentarii in Joannem (Massuet), 1293–1322. HERACLIUS, imperator, 610–41. Methodus qua invenitur cujusque mensis quæcum-que dies (Du Cange in appendice ad Chronicon paschale), 92, 1123–32. HERMAS, s. II, 2. Pastor (G.), 891–1012 (varies lectiones et notæ). Testimonia veterum, 891–1012. Cotelerii judicium, 859–64. Le Nourry. Dissertatio, 833–60. Gallandii proo_emium, 863–72. Lumper. De doctrina H. 871–92. Index analyticus, 1249–64. HERMIAS, s. III? 6. (Editio Maran.) Irrisio gentilium philosophorum, 1169–80. Notte conjectuæ et emendationes, 1761–4 72]. Index græcitatis, 1605–10. Index rerum, 1611–78 HERMOGENES in Cilicia II ep., s. V. Epistola in Synodico, с 131, 84, 745–6. HESYCHIUS CASTABALENSIS ep., s. 5. Epistola in Synodico, c, 157. 84, 750–1. HESYCHIUS HIEROSOL., presb., s. V, 93. In Leviticum, lib. 1–7, latine (Bibl. Pat. Lugd,), 787–1180. In Psalmos (Corderius), 1179–1340. De titulis Psalmorum (PS. ATHANASIUS), 27, 849–1344. In 12 Prophetas minores (Pearson), 93, 1339–70. In Isaiam (id.), 1369–86. In Ezechielem, fg. latine (Villalpandus), 1385–8. In Danielem fg, (M.), 1387–8. In Acta apostolorum (Cramer et Wolf), 1387–90. In Epistolam Jacobi (Wolf), 1389–90. In I Petri, 1389–90; ex comm. in Ps. 33, 13 . In Epistolam Judæ, 1391–2; ex comm. in Ps. 61,7 , Ouæstiones 61 ex concordia evangelica (Cotelerius). 1391–1448.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

777 Сербскии споменници 24. Этот уговор возобновлен был спустя 5 лет другою грамотою, 1281 г. 31. По житию, Милютин «владяше аки краль и самодержец уже от 1275 лета». 778 См. октября 10 числа. Родослов Даниила, повторяя слова грамоты, называет имп. Михаила мужем кровей, человеком лукавой веры (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). 779 Даниил не многое прибавляет к известиям грамоты (см.: Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Пахимер (Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Кн. 2) и Никифор Грегорас (Никифор Григора. Римская история//Под ред. Шалфеева. СПб., 1862) только в общих чертах указывают на эти войны Сербии: так они приятны были на вкус греческий (Stritteri. Serbica. § 81, 85). 780 Грек замечает, что преемник Михаила дозволил наемному войску вступить в Сербию всего более из опасения, что иначе беспокойные толпы могли пускаться на грабежи в империи. Житие Милютина: «устремишася на сербскую землю, плена ради, – обаче разсыпани Быша поспешествующу Господу». Даниил: «противу толи- каго множества и силы не сотвориша толики пакостя отечествию благочестиваго» (Афонский патерик. Ч. 1). Михаил Палеолог «скоропостижно умер в конце 1283 г.» (Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Кн. 6, гл. 36). 781 Житие Милютина: «вниде с силами своими до Хвостна, недалече от печьския патриархии, которую опленити хотяше» (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Ждрело – жерло, узкая долина между параллельными горами, по которой протекает река, в Пожеравичском округе (Гласник. Кн. 4). Догадка Раича о времени войны против Куделина и Дремана (2, 454) неверна; надобно отнести войну эту к 1291 г.; притом более чем вероятно, что эти разжившиеся аристократы Драгутина действовали по внушениям Шишмана, завидовавшего, как говорит Даниил, Милютину и после уничтожения их хотевшего завладеть их уделом. 784 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. О Новаке Гребостреке из рода Комненов, см: Гласник. Кн. XII. 785 Грамота напечатана у Григоровича (Григорович В. Очерк путешествия). Она дошла без конца и потому без года. Но так как в ней говорится о войне с Персиею 1303 г. и король называет императора тестем своим, то надобно положить, что писана она не прежде 1304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

69 Григорий Нисский. In sextum Psalmum. McDonough, J. (editor), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, P. 189. 70 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 63. PG 90, 672С. 71 « των κεκληρομνων » — т. е., клириков. 72 «Положения» здесь возможно понимать как в смысле «звания», «сана», так и — «утверждения». 73 Имеется в виду принцесса Ирина Хумнина (1291–1354 5), впоследствии в 1303–1307 гг. царица, супруга деспота Иоанна Палеолога. Затем по смерти мужа и пострижении в монашество с именем Евлогия она стала основательницей и игуменьей столичного монастыря Спаса–Человеколюбца. Духовная дочь св. Феолипта Филадельфийского, она была активной участницей паламитских споров, покровительницей антипаламитов и сторонницей Григория Акиндина. Интересно, что и в монашестве она продолжала именовать себя «царицей» ( βασλισσα ), что и вызывает здесь, очевидно, нарекания св. Григория. 74 Ср.: Сирах. 8:2. В Славянской Библии это место — « μ ριζε μετα ανθρωπου πλουσου, μποτε αντιοτση σου την λκν » — переводится: «не тяжися с человеком богатым, да не когда отяготить ти меру», но в настоящем контексте предпочтительнее другие значения слов. 75 На самом деле Эфесский (Третий вселенский) Собор, бывший в 431 г., не мог принять Томос св. папы Льва, поскольку его понтификат приходился на 440–461 гг.. Вероятно, Палама имеет в виду догматическое послание, которое папа Лев послал в 449 г. Константинопольскому патриарху Флавиану и которое послужило основой для догматического определения Четвертого вселенского Собора. 76 Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 200С. 77 Там же. PG 91, 96В; см. также: 201АВ 78 Василий Великий. Против Евномия, 4, PG 29, 689С (р. п.: С. 161). В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» ( αθυπστατος ), как у Паламы, но «воипостасная» ( νυπστατος ) 79 Григорий Нисский. К Евномию, 1. PG 45, 369А. 80 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 1, 9. Op. cit., 9, 2–6 (р. п.: С. 27(99)). 81 Кирилл Александрийский. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 7. PG 75, 100AB.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3137...

1285 Тихон (Оболенский; 25.05.1856май 1926). В 1880 окончил медицинский ф-т Казанского ун-та. С 1881 служил уездным врачом в Калужской губ. 1890 – вольнослушатель СПбДА, иеромонах. 1891 – архимандрит, наст. Спасо-Преображенского единоверческого м-ря Самарской губ. Создал в стенах м-ря двухклассную ЦПШ с миссионерским отделением и приемный покой для больных с бесплатным лечением. 1901 – еп. Николаевский, вик. Самарской епархии. 1908 – еп. Уральский и Николаевский, вик. Самарской епархии, упр. единоверческими приходами и м-рями. Член Собора 19171918 гг. по избранию от монашествующих. 1918 – архиеп. С 1919 врем. упр. Самарской епархией. В 1923 вошел в состав Священного синода при патр. Тихоне. 1924 – митр. С 1926 – проживал в Москве без права выезда. Умер в Москве (Обзор I. 390391). 1290 Преображенский Алексей Феоктистович (ок. 1861?). В 1898 окончил КазДА. 1902 – препод. Орловской ДС, и. д. доцента КазДА. 1904 – магистр богосл., доц. и священник. Ок. 1910 – проф. богосл. Саратовского ун-та. Член Собора 19171918 гг. по избранию от университета (Обзор I. 361). 1291 В этой связи делопроизводитель отдела Н.М. Гринякин напомнил, что решение о приглашении представителей Восточных патриархов отдел принял еще на 20 заседании. 1293 Черноуцан Александр Миныч (18821937). 1907 – окончил СПбДА. 1908 – пом. смотрителя Кутаисского, затем Пинского дух. училища. 1910 – пом. смотрителя Минского дух. училища. 1916 – пом. смотрителя Нижегородского дух. училища. Член Собора 19171918 гг. по избранию как мирянин от Нижегородской епархии. Ок. 1918 – принял священный сан, служил в Удмуртии и Нижнем Новгороде. 19261937 – тюрьмы и ссылки. Расстрелян (Обзор I. 404). 1296 Остроумов Николай Иванович (1876?). Препод. Рязанской ДС. 19171918 – член редколлегии ж-ла «Голос свободной церкви» (Рязань). Член Собора 19171918 гг. как заместитель С.П. Веселовского. 1918 – ред. «Миссионерского сборника» (Рязань) (Обзор I. 347). 1303 О нем см.: Левитин и Шавров. 411431; Обновленческий раскол. 361–362; Резолюция предсоборного совещания; Кравецкий и Плетнева. 203204.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Но если угрозу с Запада Андронику удалось предотвратить, то почти вся Малая Азия (за исключением прибрежных городов) к началу XIV в. была завоевана турками . В 1303 году Андроник Палеолог охотно принял на службу наемный каталанский отряд численностью шесть тысяч человек под командованием Рожера де Флора; в ответ на обязательство освободить малоазийский полуостров от турок император согласился выдать замуж за Рожера свою племянницу и присвоил ему титул великого дуки, назначив огромное жалованье и привилегии каталанскому войску. Первоначально отряд Рожера де Флора добился значительных успехов, освободив Филадельфию и разгромив турок в нескольких сражениях. Однако из-за недовольства местного населения, вызванного грабежами со стороны каталанцев, а также из-за опасений, что Рожер пожелает основать в Малой Азии собственное независимое княжество, император отозвал его отряд в Европу под предлогом борьбы с болгарами. Оплата жалованья наемникам подорвала финансовое положение империи. Каталанцы, обосновавшиеся на Галлипольском полуострове недалеко от Константинополя, перестали подчиняться императору, отказываясь воевать против болгар и турок, а также постоянно вымогая у Андроника Палеолога деньги и земельные владения. Император вынужден был пойти на уступки: Рожеру де Флору был присвоен высший титул кесаря, предоставлена значительная сумма денег и практически неограниченная власть над Малой Азией. Однако в апреле 1305 года Рожер, прибывший перед походом в Адрианополь к Михаилу IX , был с ведома последнего зарезан вождем отряда телохранителей-аланов. В ответ каталанцы объявили войну императору и длительное время опустошали Фракию и Македонию , разорили многие афонские монастыри , а затем двинулись в Грецию. В конечном счете т. н. Каталанская кампания принесла Византийской империи лишь новые бедствия и разорения. В царствование Андроника II в 1291 году пала последняя цитадель крестоносцев в Палестине, крепость Акра (Сен-Жан д’Акре). Внутренняя политика Во внутренней политике Андроник Палеолог сразу же после восшествия на престол отказался от крайне непопулярной в Византии униатской линии Михаила VIII . Противники унии были возвращены из ссылок и тюрем, а поддерживавший ее патриарх Иоанн XI Векк отрекся от престола и был отправлен в монастырь. В 1305 году по настоянию константинопольского патриарха Афанасия I конфисковал землю францисканского монастыря, находившегося на рыночной площади Константинополя, и изгнал его монахов.

http://drevo-info.ru/articles/13672965.h...

Она была едва ли не единственным оплотом Православия, каковым была всегда и прежде. Ее игумен, после удаления из Иерусалима православного высшего духовенства, был единственным представителем православных, которого почитали и уважали сами иерусалимские короли. 1290 В прилегавших к лавре горах и пещерах, по словам Даниила, подвизалось много анахоретов, мужественно переносивших бедствия времени и невзгоды дикой, безводной страны. 1291 На северо-западе от монастырей свв. Саввы и Харитона был расположен монастырь св. Феодосия. «Монастырь, – говорит о нем Даниил, – на горе градом оделан бысть и видети от Иерусалима». В нем лежали мощи св. Феодосия и многих других св. отцов. 1292 Иерихон имел монастырь св. Михаила, который был построен на том месте, где архистратиг Михаил явился Иисусу Навину. 1293 К востоку от Иерихона, в Иорданской пустыне, лежали три монастыря: один – св. Герасима и два – во имя Иоанна Предтечи; один из последних лежал в развалинах. 1294 Южнее этих обителей, при устье Иордана, находился монастырь Богородицы, называвшийся Каламония – «доброе обиталище». 1295 Во времена Даниила он был «градом оделан весь, черноризцев же в нем двадцать». 1296 В двух верстах от Каламонии стоял монастырь св. Иоанна Златоуста . «Тый монастырь, – замечает о нем Даниил, – такоже градом оделан весь и есть богат вельми». 1297 Назарет имел «весьма прекрасный» монастырь на месте Благовещения Богородицы, 1298 а Рамла – монастырь св. Георгия. 1299 На соседней с Назаретом горе Фаворе во времена Зевульфа стояли три монастыря: один – во имя Господа нашего Иисуса Христа, другой – во имя Моисея, а третий, несколько поодаль от первого, – во имя пророка Илии. 1300 Наш паломник Даниил упоминает только об одном монастыре на Фаворе, расположенном на самом месте Христова Преображения, да и тот принадлежал латинянам. 1301 Наконец, Зевульф видел в Кане Галилейской монастырь Архитриклиний. 1302 В патриархате Антиохийском главным средоточием монашества была сама Антиохия. В 1100 г. в ней и ее окрестностях было 360 1303 монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Все состояния, связанные с унынием, сопровождаются беспокойством или тревогой, которая является, помимо отвращения, основным свойством этой страсти 1290 . Нечистый дух уныния нападает прежде всего на тех, кто посвящает себя духовному деланию, стараясь таким образом отвратить их от пути Святого Духа, любым способом помешать занятиям, которые подразумевает такая жизнь, и особенно воспрепятствовать упорядоченности и постоянству аскетического делания, которые необходимы для духовной жизни 1291 , нарушить способствующие ей тишину и неподвижность 1292 . Так, преподобный Иоанн Лествичник показывает ее как «расслабление души, небрежность ума, нерадение об аскетическом делании» 1293 . Уныние «ослабляет духовного [человека] и лишает его храбрости в отношении дел, которые он должен делать у себя, препятствует ему оставаться там и возрастать в делании» 1294 . Под влиянием уныния его ум «становится расслабленным и неспособным к любому духовному деланию» 1295 , он становится равнодушным ко всем творениям Божиим 1296 , больше не желает будущих благ 1297 и доходит даже до того, что обесценивает духовные блага 1298 . Все святые отцы видят в унынии одно из основных препятствий к молитве 1299 . Преподобный Иоанн Лествичник определяет его как «изнеможение в псалмопении, слабость в молитве» 1300 . «Демон уныния в особенности нападает на тех, кто уже преуспел в молитве или старается преуспеть», – замечает преподобный Симеон Новый Богослов 1301 . И многие замечают, что особенно во время молитвы он производит оцепенение в душе и теле и ввергает человека в сон: «Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является. И когда богослужение заканчивается, наши глаза открываются», – обращает внимание преподобный Иоанн Лествичник 1302 . Но «когда приходит время богослужения и молитвы, [этот бес] начинает снова отягощать наше тело; стоящих на молитве он погружает в сон и с помощью зевания, которое одолевает нас время от времени, мешает произносить стихи полностью», – говорит тот же святой 1303 . И если верно, что уныние поражает прежде всего тех, кто старается подчинять себя постоянной духовной дисциплине и ради этого сводит к необходимому минимуму внешнюю деятельность и перемещения, а также ищет полной тишины и уединения, если верно, что человек настолько подвержен нападению этой страсти, особенно боящейся отшельников, насколько дисциплинирует себя в духовном отношении и уединяется, чтобы в тишине посвятить себя молитве, объединяющей с Богом, то тем более тот, кто живет вне любой дисциплины или даже вообще вне какой-либо духовной деятельности, подвержен нападениям уныния.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010