Выборы возобновились лишь в нач. 1288 г. 15 февр. Джироламо да Асколи был избран папой Римским, однако он отказался принять это решение. Лишь 22 февр. кардиналам удалось получить его согласие. Джироламо да Асколи избрал имя Николай в честь папы Римского Николая III, который возвел его в достоинство кардинала. 24 (или 25) февр. состоялась папская коронация Н. в базилике св. Петра. Н. стал 1-м папой Римским из ордена францисканцев. В начале понтификата Н. жил гл. обр. в Риме (до мая 1288 - в Ватикане, позднее - в папской резиденции при базилике Санта-Мария-Маджоре), на жаркие месяцы уезжая в Риети (с мая по окт. в 1288 и 1289). С июня 1290 по нояб. 1291 г. он находился в Орвието (обл. Умбрия), затем вернулся в Рим, где оставался до конца понтификата. В управлении Папским гос-вом Н. опирался преимущественно на представителей рода Колонна: Стефано был назначен ректором Романьи, Ландольфо - ректором герц-ства Сполето, Джованни - ректором Анконской марки, в 1290-1291 гг.- сенатором Рима. Среди 6 новых кардиналов, назначенных Н. на консистории 16 мая 1288 г., был Пьетро Колонна († 1326). Также в числе новых кардиналов были Наполеоне Орсини († 1342), племянник папы Николая III, и генеральный министр ордена францисканцев Маттео д " Акваспарта († 1302). Буллой «Coelestis altitudo» от 18 июля 1289 г. Н. увеличил роль коллегии кардиналов в системе Римской курии: коллегия кардиналов получала право на половину доходов Папского престола от налогов и сборов ( денария святого Петра , сборов за назначение на епископскую кафедру, выплат во время посещения епископами Рима ad limina apostolorum и др.). Для управления этими средствами было создано особое ведомство - камера коллегии (лат. camera collegii). Папа Римский Николай IV у ног Богоматери. Фрагмент мозаики в апсиде ц. Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме. 1288–1291 гг. Худож. Я. Торрити Папа Римский Николай IV у ног Богоматери. Фрагмент мозаики в апсиде ц. Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме. 1288–1291 гг. Худож. Я. Торрити Н. пытался урегулировать конфликт между представителями Анжуйской и Арагонской династии из-за Сицилийского королевства.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

В период существования Великоустюжской и Тотемской епархии (1682-1788 гг.) Успенский собор был кафедральным и служил местом захоронения архиереев. На стенах собора – северной и южной – сохранились увековечивающие память живописные изображения некоторых из них, что следует признать достаточно редким художественным явлением. Временем исполнения портретов предпочтительно считать период между 1768 и 1780 годами. Резной золоченый иконостас и лепнина – это все, что осталось от некогда роскошного интерьера XVIII столетия, на украшение которого в 1780 году императрицей Екатериной II была пожертвована большая сумма. Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в конце XX века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма. Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976; www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum; http://v-ustyug.goodcities.ru Кафедральный соборный храм во имя Успения Пречистой Богородицы. Первоначальная церковь на месте нынешнего Успенского собора возникла вероятней всего на рубеже XII - XIII веков. Точной и более достоверной информации не имеется. В 1290 году устюжский Успенский собор впервые упоминается в Летописях: «Ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, - но не первоначальный». Кроме того, епископ Тарасий привез в Устюг колокол под названием " Тюрик " и икону " Богоматери Одигитрии " , ставшую главной святыней собора. Если обратиться к Летописцу Петра Юринского, то Тарасий приезжал освящать Успенский собор не в 1290 году, а 1282 году: «В лето 6790-м (1282). Князь Дмитрий Борисович послал на Устюг Великий владыку Тарасия на освящение церковь соборной Успение пресвятыя Богородицы да с ним же послал Тюрик колокол». Это здание собора (будем считать второе) просуществовало около ста лет и сгорело во время пожара 1396 года.

http://sobory.ru/article/?object=00246

В 1899 г. в Москве, на В. Красносельской ул., при доме призрения им. И. Н. Геер его вдовой был возведен храм, освященный во имя небесного покровителя ее покойного мужа св. Иосифа Обручника. В наст. время эта богадельня возрождена. Лит.: Дубенский Н. Я. Следование святыни Афонской в Могилев и по Вост. Белоруссии в 1866 г. по случаю освящения возобновленного Могилевского Иосифовского правосл. собора. СПб., 1867; Описания знамений и исцелений, благодатию Божиею бывших в разных местах в 1863-1867 гг. от св. мощей и части животворящего древа Креста Господня, принесенных со Св. Афонской Горы из Русского Пантелеимонова мон-ря. М., 19016; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 288, 393-394; Булгаков С., прот. Друг Жениха: О правосл. почитании Предтечи. П., 1927; Filas F. L. The Man Nearest to Christ: Nature and Historic Development of the Devotion to St. Joseph. Milwaukee, Stramare T. Giuseppe, sposo di Maria Vergine: Nel culto//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1268-1287; DSAMDH. T. 8. Col. 1316; Lienhard J. T. Augustine, Sermon 51: St. Joseph in Early Christianity//In Dominico Eloquio: Essays on Patristic Exegesis in Honor of R. L. Wilken/Ed. P. M. Blowers et al. Grand Rapids; Camb., 2002. P. 336-347; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007; Иосиф (Крюков), игум. История почитания св. Иосифа Обручника в Правосл. Церкви: Дис./МДА. Серг. П., 2010. Ркп. Игум. Иосиф (Крюков) Почитание на Западе Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) О почитании И. О. в поздней античности и в раннее средневековье известно мало.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Кроме того, Д. А. Ровинский описал гравюры: 1799 г. работы Уткина по оригиналу Д. Г. Левицкого (выполнена в бытность М. священником, подпись завершается словами: «Дружба изобразила черты лица его»), 1817 г. А. Г. Ухтомского (карандашная манера, с вензелем «АЧ» - архиепископ Черниговский; переделан в 1822), А. А. Осипова (погрудное изображение) (см. также: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292. 1, 2, 8; Морозов А. В. Каталог моего собрания рус. гравированных и литографированных портретов. М., 1913. Т. 3). Лит.: Ровинский Д. А. Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. СПб., 1884; он же. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292; Т. 4. Стб. 98, 111, 226-227, 313, 420-421, 503, 564, 594; Русские портреты XVIII и XIX ст.: Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 2. 39; Сорок семь литогр. портретов членов имп. Рос. академии/С ист. справкой Б. Л. Модзалевского. СПб., 19112; Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 158-159; Гос. Третьяковская галерея: Кат. собрания: Живопись XVIII-XX вв. М., 1998. Т. 2: Живопись XVIII в. С. 77-78. Кат. 83; Духовные светочи России. С. 96-97. Кат. 81-83; Живопись: Кат.: 1-я пол. XIX в.: А-И/ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 72. Кат. 122; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; Смирнов И. А. и др. Русское искусство XVII-XIX вв.: Казенная палата Кирилло-Белозерского мон-ря: Путев./КБМЗ. М., 2003. С. 42-43. Ил.; Дружинин П. А. Собрание рус. гравированных портретов в колл. Г. Н. Геннади. М., 2004. С. 150-151. 501-507; Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825): Религ. живопись/ГРМ. СПб., 2009. С. 26-27, 99. Ил. 1. Кат. 16. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф

http://pravenc.ru/text/2640894.html

владений вновь, как и во времена Салах-ад-Дина, были полностью окружены неприятелем. Мамлюкский султан Кутуз (1259-1260) был убит вскоре после битвы при Айн-Джалуте. Глава заговорщиков Бейбарс I (1260-1277), объявленный новым султаном, не замедлил развернуть военную кампанию против оставшихся территорий Иерусалимского королевства. В 1265 г. пали Кесария, Хайфа и переданный в 1261 г. госпитальерам Арсуф. В 1266 г. христиане потеряли Галилею. В 1267 г. мамлюки предприняли 1-ю попытку овладеть Акрой. В 1268 г. пали Яффа и Антиохия (ныне Антакья, Турция). В 1271 г. султан Бейбарс I осадил замок Крак-де-Шевалье. После месячной осады гарнизон крепости был вынужден капитулировать с правом свободного отхода. Султан Калаун (1279-1290) вскоре возобновил войну против крестоносцев. В 1285 г. он осадил Маргат - последнюю мощную крепость госпитальеров - и взял ее после месячной осады. Гарнизону было позволено беспрепятственно отступить из замка. В 1287 г. Калаун захватил Латакию, а в 1289 г.- Триполи (город обороняли госпитальеры). В нач. апр. 1291 г. султан аль-Ашраф (1290-1293) осадил Акру, где с войсками находился магистр ордена госпитальеров Жан де Вилье (1285-1293/94). Оборона города продолжалась до 18 мая 1291 г., когда мамлюкам удалось прорваться в Акру. Тамплиеры удерживали свой замок в городе до конца мая. Лишь тяжело раненному в бою магистру Жану де Вилье и 7 госпитальерам удалось эвакуироваться на Кипр, куда прибыли все уцелевшие беженцы. Новым центром ордена св. Иоанна стал Лимасол. Внутреннее устройство ордена Организация и иерархия ордена св. Иоанна оформились к посл. трети XII в. Вместе с завершением процесса милитаризации руководящая роль отошла к братьям-рыцарям (milites, fratres armorum) - мирянам, приносившим перед вступлением в орден 3 монашеских обета: бедности (нестяжания), послушания и целомудрия. Братья-священники (sacerdotes) отвечали за пастырскую, душепопечительскую и госпитальную деятельность ордена. В ордене имелись служащие братья (сержанты - servientes armorum, servientes officii) и сестры (sorores), а также связанные с орденом донаты (donati, donatae - букв.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

2227 Намекает на одиннадцатый стих двенадцатой главы книги Даниила, где, однако, от времени прекращения жертвы, которое настанет вместе с явлением антихриста, полагается срок в 1290 дней, т. е., три с половиной года с небольшим. Впрочем в этом месте не сказано, до смерти-ли антихриста, или до какого иного момента определено 1290 дней. 2229 Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово, в русском переводе 39-е в 3-й ч., стр. 30. 2232 Migne. Patr. Curs. Compl. Ser. gr. T. 7, Col. 1191. S. Irinaei Contra haereses. Lib. 5, cap. 25, 4. 2242 Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. В русск. перев. 39-е. Ч. 3, стр. 35. 2251 39-е Слово, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. Русск. пер. Ч. 3, стр. 34 и 35. 2254 Чудеса не согласны с законами природы, превышают их, как, например, рождение человека девою. Однако и их нельзя назвать противоестественными: они вышеестественны; потому что, не соответствуя законам низшим, природным, они вполне согласны с законами высшими, каковы законы разума и нравственные законы. Истинный чудеса всегда разумны, как по существу своему, так и по цели своей; потому что они совершаются силою Божию, а Бог не может делать ничего неразумного, незаконосообразного, вообще недостойного Себя. Этим истинные чудеса существенно отличаются от ложных, обманных или мнимых чудес. 2255 В подлиннике, в первом издании сочинения, мысль выражена иначе, а именно следующим образом: «Единственное еще остающееся место, в котором в нашей книге (11:3) встречается выражение 1260 дней, точно также могло бы быть объяснено из этого понимания числа; но рассматривать это здесь не уместно». Der Prophet Daniel und die Offenbarung Iohannis in ihrem gegenseitigen Verhältnisz betrachtet und in ihren Hauptstellen erläutert von Carl August Auberlen, Dr. d. Philos., Lic. und Prof. d. Theol. zu Basel. 1854. S. 253. 2256 Пророк Даниил и Апокалипсис Святого Иоанна. Перевод протоиерея А. Романова. Тула. 1882 г., 267–286 стр., особенно 283–286. Ср. 253–256 стр. первого издания этого сочинения на подлинном (немецком) языке, вышедшего в Базеле в 1854 г. Сличение перевода с подлинником показывает, что переводчик не очень заботился о буквальной точности перевода, переводил вольно. Впрочем мы сличали перевод с первым изданием подлинника, а не со вторым, которого у нас под руками не было, с которого, по-видимому, и сделан перевод и который, кажется, полнее первого издания, как видно из предисловия к переводу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Напомним, что один из лидеров иеговистов, Рутерфорт, пророчил Армагеддон в 1925 г. Эту дату сектанты исчислили следующим образом. К 1575 г. до Рождества Христова (время исхода евреев из Египта) прибавили три с половиной тысячи лет (-15753500=1925). Эти 3500 лет получены иеговистами путем умножения цифры семьдесят на пятьдесят (период семидесяти юбилеев, каждый из которых охватывает промежуток времени в пятьдесят лет). Надо заметить, что получение искомой ими даты – 1925 г. – результат ничем не мотивированной арифметической игры. На каком основании иеговисты связывают семьдесят юбилеев и исход евреев из Египта? В пророчестве о семидесяти седьминах ( Дан. 9:24–27 ) сказано исключительно о указании на срок Первого Пришествия Христа Спасителя, вычисления которых у православных богословов и иеговистов одинаковые. Отчего юбилейный цикл (50 лет) нужно умножать на семьдесят? Не обошли вниманием иеговисты и двенадцатую главу книги пророка Даниила о тысячи двухстах девяноста днях. «Мерзостью запустения» ( Дан. 12:11 ) они называют созданную в 1919 г. Лигу Наций. «Прекращение ежедневной жертвы» ( Дан. 12:11 ) – взятие американскими властями под стражу руководителей Бруклинского центра. В пересчете на 1290 дней – это чуть менее трех с половиной лет. К 1918 г. – «времени прекращения ежедневной жертвы» иеговисты прибавляет 1290 дней и получают 1922 г., время проведения конгресса (шт. Огайо) свидетелей Иеговы, который, конечно же, был «предсказан», что и следует из приведенных выше расчетов. Там же в книге пророка Даниила видят иеговисты и указание на срок Второго Пришествия Христа. «В то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего: и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» ( Дан. 12:1 ). «Михаил, – говорит блаженный Феодорит, – Архангел Господень, которому вверено попечение о вас (иудеях. –  И.Е. ), восстанет тогда против нападающих» 204 . Речь идет именно об Архангеле, что следует из предшествующих глав книги, где он назван «князем» и покровителем народа иудейского ( Дан. 10,13:21 ). И только следствием экзегетического недоразумения можно считать отождествление Архангела Михаила с Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

2–3 стихи, несомненно относятся ко времени всеобщего воскресения (ср. Ин.5:29 ; 1Кор.15:51–53 ; 1Сол.4:16 ). 4–9. Мужи, которых видит Даниил суть ангелы: Бог клялся бы Собою. В 7 стихе дается указание на продолжительность царства антихриста: время, времен и полвремени суть три с половиною года. Рассеяние иудеев (по смыслу перевода LXX-mu) к тому времени окончится и «остаток Израиля спасется» ( Рим.11:25–26 ). С 10 стиха пророк, повидимому, снова излагает откровение о гонении времен Антиоха. Как понимать 1290 дней и 1335 дней? Прекращение жертв в гонении Антиоха Епифана было 15 Хаслева 145 года ( 1Мак.1:54 ), возобновление их 25 Хаслева 148 года; промежуток этого времени равен 3 годам 10 дням, или 1105–1102 дням. Лишних дней в дате 1290–185–8 дней, а в 1335 еще 45. Предполагают, что 185 дней прошло до момента, когда Антиох «встревожился» ( 1Мак.6:5–13 ), а 45 дней длилась его предсмертная болезнь, после которой он умер в 149 году. Правильность такого толкования подтверждается тем, что в 1335 днях около 4-х лет; прибавляя эту сумму к 145 годам, получаем год смерти Антиоха – 149-й. Смерть эта для народа Божия является счастливым событием (ст. 12) 37 . 13 ст. Время Антиоха – прототип по отношению ко времени антихриста и в 13 стихе разумеется участие пророка во всеобщем воскресении мертвых 38 . В тексте 12-й главы книги пророка Даниила адвентисты останавливают свое внимание на 2-м и 13-м стихах: «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной»... «А ты иди к твоему концу, и успокоишься и возстанешь для получения твоего жребия в конце дней». На этих стихах в учении адвентистов обосновывается отрицание ими жизни людей на пространстве времени: от смерти до всеобщего воскресения. Как известно, адвентисты учат: жизнь души не возможна вне тела; живет тело – жива душа; умер человек – и все, вся его психическая жизнь исчезает; мертвые непробудно спят во прахе земли, они покоятся там и пробудятся тогда, когда настанет конец мира. Это учение изложено специально в адвентистской брошюрке «Состояние мертвых при свете Библии» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Бурдуково, чтобы видеть там, как сказано раньше, раскольническую „знаменитость» в лице крест. Ивана Владимирова Обрезкова. В то время, когда мы прибыли в дом его, он уже почивал, заблаговременно «спраздновавши» празднику. Однако домашнее скоро разбудили его. С важностью поздоровавшись с нами, он предложил нам чаю, но от всякой беседы о вере стал отказываться под тем предлогом, что он «выпивши» (выпил, по его словам, целую кружку: „по маленьку я не люблю», говорил он). Хотя, действительно, Иван Владимиров был несколько „выпивши», но упоминание (особо – усиленное) об этом обстоятельстве с его стороны было только „политичным» приемом для вступления в беседу с нами, именно с тою целью, чтобы потом, во время самой беседы, в случае своей несостоятельности, сослаться на него для своего оправдания, как это и было на самом деле: всякий раз, когда ему нечего было сказать против того или другого нашего довода, он приблизительно говорил: „да вот я выпивши-то, а то-бы я припомнил, а теперь путаюсь». Главным предметом беседы с Обрезковым был вопрос об антихристе, о том, наступило-ли его царство, и в каком состоянии будет церковь во времена его, будет-ли тогда священство и таинства. Ничего особо нового в решении этих вопросов Обрезков, конечно, не сказал, хотя, нужно правду сказать, обнаружил большую начитанность в писании и старопечатных книгах (из коих, кстати, многие у него собственные). Рассуждения его были в духе и направлении общебезпоповщинских. Не мешает, впрочем, упомянуть только, что он, указывая на мнимую неправильность учения православной церкви о царствовали антихриста, сослался дов. для меня неожиданно на 12 главу пророка Данила, где, между прочим, говорится, „от времени-же применения жертвы всегдашняя, и дается мерзость запустения на дни тысяча двести девять десять, т. е. на 1290 дней, тогда как в 3 1/2 года дней не 1290, а 1260. На это пришлось ответить, что если это место и относить ко времени царствования антихриста, то и в таком случае оно ничуть не благоприятствует учению безпоповцев, потому что в нем указывается только на 30 дней больше общецерковного учения о продолжительности царствования антихриста; между тем как, по учению безпоповцев, он царствует со времени п.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

докл. XXI межвуз. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (С.-Петербург, 26-30 нояб. 2001 г.). СПб., 2002. С. 7-8; она же, вступит. ст., пер., коммент. Никифор Влеммид: Царская статуя//ВВ. 2003. Т. 62(87). С. 283-321; Stavrou M. Le théologien Nicéphore Blemmydès (1197 - v. 1269), figure de contradiction entre Orthodoxes et Latinophrones//OCP. 2008. Vol. 74. P. 165-179; Беневич Г. И. Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др.: Вопрос об исхождении Св. Духа//Антология восточно-христ. богосл. мысли: Ортодоксия и гетеродоксия/Сост.: Г. И. Беневич. М.; СПб., 2009. Т. 2. С. 426-436; Larchet J.-C. Grégoire II de Chypre (1241-1290), patriarche de Constantinople (1283-1289): Vie - oeuvre - pensée théologique//La vie et l " oeuvre théologique de Georges/Grégoire de Chypre (1241-1290), patriarche de Constantinople/Éd. J.-C. Larchet. P., 2012. P. 95-113; Макаров Д. И. Была ли поздняя триадология Никифора Влеммида традиционной?//АДСВ. 2013. Вып. 41. С. 203-238; он же. Мариология Феофана Никейского в контексте визант. богословской традиции VII-XIV вв.: С прил. переводов трактатов Никифора Влеммида и св. Каллиста I К-польского. СПб., 2015; Louri é B. What Was the Question?: The Inter-Byzantine Discussions about the Filioque, Nicephorus Blemmydes, and Gregory of Cyprus//Scrinium. 2014. Vol. 10. P. 499-506; idem. Nicephorus Blemmydes on the Holy Trinity and the Paraconsistent Notion of Numbers: A Logical Analysis of a Byzantine Approach to the Filioque//Studia Humana. 2016. Vol. 5. N 1. P. 40-54. О. А. Родионов Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2565526.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010