1268 Сравнение текстов Феофана и Никифора, пользовавшихся общим источником, но сохранивших разные детали, позволяет предположить, что фракисийцы были тяжеловооруженными воинами-гоплитами. Когда в «Хронографии» упоминается о сборе Юстинианом войск для отражения приближающегося флота с Варданом-Филиппиком, речь вновь идет о «части фракисийцев» (kai meros Thrakesion). Автор «Бревиария» перечисляет тот же состав ромейских сил, только вместо фракисийцев пишет о «другом тяжеловооруженном войске» (kai stratou opliten eteron) (ср.: Чичуров И. С. Указ. Соч. – C.41, 65,157,165). 1269 Совершенно правильно понял это место источника П.И. Кеппен; отметивший, что посланные прибыли из столицы в Херсон «для того, чтобы там восстановить прежний порядок и извинить его (Юстиниана II) перед каганом» (Кеппен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – С. 89). 1270 Чичуров И.С. Указ. соч. – С. 41,64,156,164; ср.: Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды: Краткие исторические очерки. – К., 1906. – С. 65 (автор необоснованно полагал, что тудун был отправлен обратно из Константинополя в Херсон, «к хазарам» (sic!), причем Юстиниан II якобы, поручил просить тудуна, чтобы тот «заставил херсонесцев выдать Илию и Вардана»: типичный и, к сожалению, не единственный пример путаницы, допущенной при интерпретации источника). Из текстов Никифора и Феофана можно заключить, что ссыльный армянин Вардан был призван (ta anakletheis) в Константинополь по распоряжению Юстиниана II с Кефалонии (Кефалинии) – одного из группы Ионийских островов, находящегося против входа в Патрский залив. Остров этот, ставший первоначально местом ссылки Вардана, имел свою епископскую кафедру, города, из которых главным по численности являлся Аргостион, а вторым – Ликгури (Полный православный богословский энциклопедический словарь. – М., 1992. – Т. 2. – Стб. 1265). Скорее всего, Вардан был доставлен из Константинополя первым карательным флотом, посланным Юстинианом в Херсон, и «оставлен там изгнанником» (exoriston ekeise katalipein). Феофан пишет, что столичные высокопоставленные посланники должны были привести василевсу спафария Илью и Вардана, но Никифор упоминает о таком приказе только в отношении Ильи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чествование этого идола было довольно широко распространено между арабами. Приведенные нами арабские писатели преимущественными её почитателям выставляют сякифитян в Тайефе и корейшитов в Мекке. Точно также и Абульфарадж свидетельствует, что Аллата почиталась в Нахле сякифитянами 1256 . Тоже самое говорил и Шахрастани 1257 . Ибн Исхак говорит: «Аллата была у сякифитян в Тайефе 1258 ». Абульфеда 1259 также выставляет чтителями Алаты сякифитян в Тайефе. Доказательством чествования Аллаты в этих коленах, а также и в других, еще не упомянутых нами, и вообще широкого распространения её культа среди арабов служат собственные имена, в состав которых входит ими Аллаты. Таковы, например, собственные имена . 1260 Между коленами арабскими, обитавшими в Хиджазе, мы встречаем одно, имевшее название Теим-Аллат, отрасль колена Дабах 1261 , и колено Зейд-Аллат 1262 . Также известно колено Теим-Аллат-бену-Сягляб 1263 . В колене Кельб известны три брата, которые носили имена: Вахб-Аллат, Шуим-Аллат и Зейд-Аллат 1264 . В колене Хаарадж мы встречаем фамилию Теим-Аллат . 1265 Клятвы, сохраненные нам преданием, заключают в себе нередко имя этой богини и служат подтверждением широкого распространения её культа. Выше говоря об Уззе, мы имели уже случай привести клятвы, в которых вместе с Уззой встречается и Аллата 1266 . В схолиях на пословицы y Мейдани также встречается клятва богиней Аллатой, произнесённая Рабией 1267 . Ибн-Исхак приводит один стих Кааба-бну-Малик-Аль-Ансари, гласящий 1268 : «Забыты Лат, Узза и Вудд, и мы лишили их ожерельев и серег». Из этого стиха, видно, что Аллата пользовалась на ряду с другими упомянутыми здесь божествами большим почетом и ей жертвовались более или менее драгоценные дары. С именем этой богини составленные собственные имена встречаются и в надписях Сафы. Так здесь мы встречаем «Аллата дает», «слуга Аллаты», «убежище Аллаты» 1269 . Варфоломей Едеский говорит, что мусульмане свой азан, т.е. призыв на молитву с мечети, заимствовали от арабов многобожников 1270 . Хотя Варфоломей и не показывает, что именно заимствовано мусульманами в их азане от арабов язычников, но можно предполагать, что в мусульманском восклицании «Аллах акбар» – «велик Бог», Варфоломей видел постановку слова Аллах вместо слова Аллата, какое было у арабов язычников. Нас приводят к этому следующие соображения. Зигабен и Константин Порфирородный, как мы уже видели, говорят о почитании арабами Кюбра «великая», что мы отнесли в свое время к Венере. Теперь если Аллата также представляла богиню утренней звезды Венеру, что мы сейчас подтвердим, то, по всей вероятности, молитвенное восклицание у язычников арабов состояло именно из этих двух имён: Аллаты и Кюбра и было, можно предполагать, такое: «Аллат Кюбра» «Великая Аллата».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

I. Папское законодательство получило для себя разные формы выражения. Общее название папских законов – тоже самое, которое у римлян служило для обозначения императорских указов – constitutiones. Для актов, не имеющих общего значения, а относящихся к отдельному случаю или к отдельному лицу, удержался римский же термин – rescripta. Так как обыкновенно подобные акты вызывались или апелляционными жалобами на судебные решения низших инстанций, или назначением на церковные должности или бенефиции, то рескрипты были или rescripta ad lites или rescripta ad beneficia. По внешней своей форме, папские конституции стали появляться или в виде булл (bullae) 789 , или в виде т. н. бреве (literae breves). Буллы пишутся на толстом черноватом пергамене старинным галльским шрифтом, употреблявшимся во времена пребывания пап в Авиньоне, обыкновенно на латинском языке, без знаков препинания и без заголовка, так как начальные слова буллы – именно имя папы с добавлением: servus servorum Dei – пишутся в строку; к ним привешивается свинцовая печать на белом или красноватом снурке, шелковом или пеньковом. Бреве издаются в менее торжественных случаях; начало их восходит к Клименту IV (1265–1268). Бреве пишутся на белом, тонком, продолговатой формы пергамене, обыкновенным латинским шрифтом, на латинском, или на итальянском языке, без знаков препинания, с именем папы в заголовке. На левой стороне самого документа оттискивается печать (annulus piscatoris), на которой изображен апостол Петр сидящим в рыбачьей лодке с ключом в правой руке 790 . С XIV столетия ведут свое начало т. н. правила апостольской канцелярии (regulae cancellariae apostolicae), которые суть не что иное, как инструкции, даваемые папой, состоящим при нем центральным церковным учреждениям относительно производства известных дел, именно относительно того, как должны быть осуществляемы высшие, центральные права папы (jura reservata) в отношении к замещению церковных должностей, а также в отношении к рассмотрению апелляций и дарованию диспензаций 791 . Выработался обычай, по которому каждый, вновь вступающий на кафедру св. Петра, папа одобряет программу, которой держался его предшественник в указанных отношениях, так что составилось известное количество правил (72), которые неизменно одобряются и публикуются каждым папой 792 , по вступлении его на кафедру. Когда, с учреждением конгрегаций кардиналов, явилась более регулированная сравнительно с прежним временем централизация церковного управления, некоторым конгрегациям было предоставлено право издавать указы с характером аутентического толкования законов, т. е. с характером закона же. Так в особенности это право получила конгрегация собора тридентского (congr. concilii Tridentini interpretum) в области применения и дальнейшего развития постановлений тридентского собора 793 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Тщеславие преследует даже добрые дела человека, 1265 даже духовное наставление ближних нередко предваряется, и сопровождается тщеславием. 1266 Тщеславие может заражать иногда настроение целого братства, которое сможет тщеславиться не только по причине вещественных преимуществ своего монастыря, но и по причине высокого мнения мирян об особенном благочестии его устава. 1267 Тщеславие почти всегда действует вместе с утонченным сладострастием и доставляет человеку самое тонкое греховное наслаждение. Яд этого наслаждения так тонок, что многие признают наслаждение тщеславием и сладострастием за утешение совести, даже на действие Божественной благодати. Обольщаемый этим наслаждением подвижник мало по малу приходит в состояние самообольщения; признавая самообольщение состоянием благодатным, он постепенно поступает в полную власть падшего ангела, постоянно принимающего вид Ангела светлого,-делается орудием, апостолом отверженных духов. Из этого состояния написаны целые книги, восхваляемые слепотствующим миром и читаемые неочистившимися от страстей людьми с наслаждением и восхищением. Это мнимое духовное наслаждение есть ничто иное, как наслаждение утонченными тщеславием, высокоумием и сладострастием. Тщеславие растлевает душу точно так же, как блудная страсть растлевает душу и тело. Тщеславие делает душу неспособной для духовных движений, которые тогда начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением. Тщеславие влечет к противозаконному приобщению славе человеческой, и, прикасаясь к сердцу, приводит в нестройное сладостное движение кровь,-этим движением изменяет все расположение человека, вводя в него соединение с дебелым и мрачным духом мира, и, таким образом, отчуждая его от Духа Божия. 1268 Тщеславный лицемер не способен ни к вере, ни к Богопознанию. 1269 Столь душевредное действие тщеславия и лицемерия на человека, по уяснению Владыки Игнатия, мотивируется тем, что страсти эти затрудняют, делают невозможным переживание спасительного покаяния и лишают человека осознания своей греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Что касается древлян, то они платили дань Олегу много лет, вплоть до смерти князя, о чем судим по записи летописца: «И деревляне затворишася от Игоря по Олгове смерти». 1258 В Летописце Переяславля Суздальского вместо слова «затворишася» фигурирует «отвръгошясь», 1259 а в Никоновской летописи – «заратишася». 1260 Древляне, как видим, встали за свою независимость от Киева. Дело дошло до войны. Об этом прямо говорят Новгородская Первая летопись и Архангелогородский летописец, извещая, что Игорь княжил в Киев, «воюя на Древяны». 1261 Причина войны четко обозначена в Истории Российской В. Н. Татищева: «Древляне отложились от Игоря по смерти Ольгове, не хотя дань, ни войска давать». 1262 Отказ древлян платить дань Киеву вызвал немедленную реакцию: «Иде Игорь на деревляны, и победив а, и возложи на ня дань болши Олговы». 1263 Дань «болши Олговы» есть, конечно, наказание древлян за строптивость. 1264 Право сбора древлянской дани Игорь вскоре передал Свенельду, который облегчил ношу данников, вернувшись к тому, что установил некогда Олег: «И дасть же дань деревьскую Свенделду, И имаша по черне куне от дыма». 1265 Княжеская дружина роптала: «Се дал еси единому мужеве много». Похоже, Свенельд собирал дань с древлян не постоянно, а с перерывами. На это, возможно, намекает еще одна запись Новгородской Первой летописи, отстоящая от только что цитированной на двадцать лет: «Въдасть (Игорь. – И. Ф¦) дань деревьскую Свенделду». 1266 Второе пожалование датировано 942 г. Но три года спустя, в 945 г., за данью к древлянам ходил уже сам Игорь. Данное обстоятельство породило у М. И. Артамонова сомнение в передаче Свенельду вообще «права взимания дани в свою пользу». 1267 По-другому оценивал упоминаемые летописцем события Л. В. Черепнин. Он писал: «Судя по Новгородской 1 летописи, право сбора дани с Древлянской земли получил на началах ленного пожалования дружинник киевского князя Игоря Свенельд... На эти доходы последний кормил и одевал собственную дружину... Но от доходов с древлян не хотели отказаться и другие дружинники Игоря, требовавшие от него полюдья в Древлянскую землю, хотя он и отдал ее в лен Свенельду. Под натиском таких претензий Игорь отправляется «в Дерева» и вторично собирает там дань, несмотря на то, что перед ним то же самое делал Свенельд». 1268

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христа, пригвожденного к кресту 1265 ; крещаемый получает исцеление души от грехов, вечное спасение, отпущение всякой вины и всякой казни, вводится, так сказать, в приязнь с Богом, и становится подобным первому человеку, созданному по образу Божию. В крещении образ входит в соотношение с оригиналом, составляющим вечность, человек восприемлет Духа Святого, вдунутого в него Богом в начале мира и утраченного им неповиновением своим» 1266 . В крещении совершается видимое действие, но при этом видимом действии и посредством него смываются греховные пятна в душе – в силу тесной связи души с телом, – «душа омывается в воде через тело, а плоть очищается духом» 1267 . Но все эти плоды таинства тогда только получит человек, благодать крещения низольется на него в том только случае, если человек выполнит со своей стороны требуемое условие: «воды омывают и очищают нас от греха не иначе, как при исповедании веры нашей, запечатленной печатью Отца и Сына и Св. Духа, коих всех троих мы призываем в свидетели 1268 . Лишь только совершено погружение в воду, сейчас же начинается другой акт, непосредственно следующий за первым, «святое помазание елеем по древнему чину». Этим актом крещаемый освящается или посвящается на служение Богу, подобно древним первосвященникам и Христу, Которого Бог Отец помазал и через это помазание исполнил Святого Духа. Как в погружении, так и в помазании елеем совершается видимое действие, – помазание производится на теле; но «действие его простирается и на душу» 1269 . Но этим помазанием дело не ограничивается. Хотя человек крещен, т. е. погружен в воду, хотя члены его помазаны елеем, тем не менее, он не сделался еще вполне маслиной, привитой к небесной лозе – И. Христу. Поэтому после крещения и елеопомазания совершается другое таинство, присоединяемое к первому: после помазания елеем «возлагаются на нас руки, призывая и привлекая к нам Духа Святого молитвою, совровождающей сей священный чин» 1270 . Тогда-то Дух Святый охотно сходит от Бога Отца на тела таким образом очищенные и благословенные, и почивает на водах крещения, видя в них как бы древнее свое седалище...

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Должность покаянного пресвитера, появившаяся на Востоке в III в., не имела решающего значения для покаянной дисциплины Востока 1263 . По смыслу учреждения этой должности епископами, которые одни только имели власть вязать и решить, покаянный пресвитер с самого начала явился заместителем епископа в деле исповеди и покаяния 1264 . Институт покаянных пресвитеров, созданный во имя смягчения первоначальной суровой практики Церкви 1265 , был органом публичного покаяния без открытой исповеди 1266 . Однако учреждение должности покаянного пресвитера не было вместе с тем и введением тайной исповеди: публичная и тайная исповедь, не подлежит никакому сомнению, существовали и ранее этой должности 1267 . Равным образом тайная исповедь могла только ослабить значение публичной исповеди, но не уничтожить ее, так как канонические грехи, которые главным образом и приходилось выслушивать покаянному пресвитеру, по-прежнему подвергали грешника временному отлучению и прохождению открытого покаяния 1268 . Пресвитер был только заместителем епископа в этом деле с правом наказывать, но без права разрешать кающихся 1269 . Следовательно покаянная дисциплина и с введением института покаянных пресвитеров осталась в своих основных чертах неизменной. Отсюда, само собою понятно, чрезвычайных пертурбаций в покаянной дисциплине не могло вызвать и уничтожение этого института при Нектарии, приказ которого, кроме Константинополя, не имел еще обязательной силы для других восточных церквей, где институт духовников-пресвитеров мог продолжать спокойно существовать. С уничтожением этого института практика должна лишь была возвратиться к тому состоянию, в котором она находилась до возникновения этого института и в котором она продолжала находиться на Западе до времен Сократа и Созомена 1270 . Иначе говоря, функции, соединенные с должностью пресвитера-духовника, не уничтожились с отменой этой должности, а только перешли к епископу, которому они и прежде принадлежали 1271 . Фактически же уничтожение института покаянных пресвитеров повело к общему ослаблению покаянной дисциплины, потому что существование специального органа придавало ей большую крепость и силу 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1252 Видимо, неточная цитата из Гомера (Il. VII, 101—102); Archiloch., fr. 57 Diehl. 1253 Il. XVI, 235. 1254 Euripides, fr. 367 Nauck-Snell (TGF) 1255 Fr. 57 Diehl (111 West). 1256 Od. XIV, 228. 1257 Oineus, fr. 560 TGF. 1258 Aeschylus, Fr. inc. 317. 1259 Philoctet., fr.793. 1260 Fr. 132 Koerte. 1261 Theognis, 209. 1262 Medea, 561. 1263 Epicharm., fr. 298 Kaibel (CGF). 1264 Cf. Euripides, fr. 914. 1265 Medea, 618. 1266 Aiax, 665. 1267 Solon, fr. 5, 9 Diehl (6 West). 1268 Theognis, 153. 1269 Thucydides, III 39, 4. 1270 Philistos, Fr. 51 FHG. 1271 Meleager, fr. 525, 4—5. 1272 Critias, fr. 32 DK. 1273 Il. XVIII, 483.607. 1274 Pherecydes, fr. 4 Kern, fr. 2 DK. 1275 Il. XXI, 44—45. 1276 Erechtheus, fr. 365. 1277 Orest., 211. 1278 Eriphyle, fr. 198 (fr. 47 Гаспаров). 1279 Antigona, fr. 168. 1280 Aleadai, fr. 84,2 (fr. 391 Гаспаров). Полностью текст таков: А: Ужель законным ты сочтешь ублюдка? В: Законно всякий доблестный рожден (пер. М. Гаспарова). 1281 Незвестное место. Ни одно из произведений трагика не засвидетельствовано под таким названием. Cf. Hippol. Pr. 432, 2 (Stahlin, ad loc). 1282 Minos, fr. 374. Как и в предыдущем случае, это единственный известный фрагмент этой трагедии. 1283 Alex., fr. 60. 1284 Hipponoos, fr. 280. 1285 Eumelos, fr. 16 Kinkel. 1286 Solon, fr. 1, 1 Diehl (13, 1 West). 1287 Od. XIV, 187. 1288 Euripides, Aigeus fr. 1. 1289 Theognis, 509—10. 1290 Panyassis, Heracleia fr. 14,1.5 Kinkel, 19, 1.5 Bernabe (cf. V. J. Matthews. Panyassis of Halikarnassos: Text and Commentary. Leiden, 1974, p. 76). 1291 Opera et dies 57—8. 1292 Hippol. fr. 429. 1293 Od. XVII 286—7. 1294 Euripides, fr. inc. 915. 1295 Callias, fr. 20 CAF. 1296 Menander, Pwlou menoi, fr. 345 Koerte. 1297 Antimachos, fr. 1 Kinkel. 1298 Cf. Agias Troezenius, Nostoi, fr. 8 Kinkel (8 Bernabe). 1299 Hesiodus, Opera et dies, 702—3 (пер. Вересаева). 1300 Semonides, fr. 6 Diehl. 1301 Epicharm., fr 24 DK. 1302 Euripides, Antiope, fr. 196,4—5. 1303 Diphilos, fr.118 CAF (II). 1304 Poseidippos, fr. 30 CAF (III).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

1264. Epist. 4 (27 M), 4. 1265. Такое же толкование мы находим у блж. Иеронима: interpr. hebr. nom. 8. 7; 9. 25. 1266. Подробнее см.: Nauroy Р. 119–183. 1267. См.: Ibid. Р. 59–118. 1268. Ж. Норуа это прекрасно показал на примере Быт. 24. 63. См.: Nauroy G. Ambroise de Milan. Écriturc et esthétique d " une exégèse pastorale. P. 388–390. 1269. Ibid. P. 387 1270. Примечания к латинскому и русскому текстам составлены редактором. При составлении примечаний использовалось издание: Sancti Ambrosii episcopi Mediolanensis. De Iacob et vita beata/Introd., trad., not. e indici R. Palla//Sant’Ambrogio. Opere esegetisehe IIÏ Isacco о l’anima. Il bene della morte. Giaeobbe c la vita beata. Giuseppe. Milanö Biblioteca Ambrosiana, Romä Città Nuova, 1982. P. 215–333. 1271. bonus R " : boni ÁD bonis cett. codd. 1272. non dominus Schenkl: dominus Nauroy. 1273. lacunam indicauit Schenkl. 1274. alicui coni. Nauroy. animi coni. Schenkl. 1275. Мысль о том, что рассудок является судьей в вопросах добра и зла, была высказана уже Сенекой (epist. 66. 35: ratio ergo arbitra bonorum ac malorum). 1276. Издатель 1897 г. (CSEL; 32/2) К. Шенкль считал, что в этом месте латинского текста находится лакуна, и предложил в аппарате к тексту чтение recta ratio («правильное рассуждение»), так как из дальнейшего текста можно предположить, что субъектом является ratio. Ж. Норуа внес эту конъектуру Шенкля в текст своего издания (Nauroy. Р. 350). 1277. adsumimus codd.: adsumemus Schenkl. 1278. Логос (Verbum) здесь понимается как разум, который сдерживает чувства. Исследователи находят, что словоупотребление Маккавейской книги, написанной на греческом языке, повлияло на свт. Амвросия, см. подробнее: Palla. Р. 229, п. 2. 4; р. 231, п. 6–9. 1279. Цицерон называет наслаждение «первым побуждением», а страдание (dolor, букв, боль) — первым отвержением (fin. 5. 6. 17–19). Человек стремится или получить наслаждение, или избежать боли. 1280. См.: Быт. 25. 33. 1281. Vergilius. Aen. 6. 853: parcerc subiectis et debellare superbos.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Некоторые из этих сравнений заимствованы из Библии – например, в тех случаях, когда речь идет о том, что мы должны быть терпеливы, как змеи, и просты, как голуби 1252 ; или когда упоминается о том, что мы получили силу наступать на змей и скорпионов 1253 . Последние, как и все другие вредные и опасные животные, были символами демонов. Но некоторые из сравнений поливалентны. Так, дьявол подобен льву рыкающему 1254 , однако и монах, в свою очередь, должен быть так же грозен в отношении бесов, как лев в отношении онагров 1255 . Но, с другой стороны, онагры, как и верблюды, – образцы смирения и выносливости 1256 . Также и собака, самое презираемое египтянами животное, выступает то как образ демона из-за своей ненасытности 1257 , то как образ покорного монаха, который ходит туда, куда ему повелят 1258 , либо монаха, упорного в достижении своей цели 1259 . Бесы нападают на отшельников подобно пчелам 1260 , но те же пчелы являются хорошим примером энтузиазма и постоянства в работе 1261 . Птицы являются и символом бесов, низвергающихся на монаха как на добычу 1262 , и образом монаха, возвышающегося над землей и земными вещами 1263 . Лукавые помыслы, постоянно изводящие монаха, подобны мышам 1264 , ящерицам, скорпионам и лисам, мухам или мошкаре 1265 . Страсти, которые опустошают душу, подобны червям, которые наводняют поля и проникают в тела животных 1266 . Лев, как правило, символизирует гнев, медведь – сладострастие 1267 . Монах должен внимательно следить за своим телом посредством поста подобно тому, как ослицу посохом заставляют идти по верному пути 1268 . Мысли отшельника в келье подобны осленку, который бегает туда-сюда, но при этом всегда возвращается к матери 1269 . Монах не должен ходить с открытым ртом, как сардина, и собирать всё, что ни попадя, как муравей 1270 . Это лишь немногие из тех сравнений, что встречаются в корпусе апофтегм, но и они достаточно ясно показывают – и своим числом, и разнообразием – знание Отцами пустыни многих животных и их повадок. Причем животных самых разных – как домашних, так и диких, как больших, так и очень маленьких – от верблюда до муравья или мошкары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010