И на огонь я нашлю им беду. И душой веселиться Станут они на нее и возлюбят... 1291 , (2) Еврипид сочинил: ...и вместо этого огня другое пламя, несокрушимое, пошлю я в виде девы 1292 . (3) А слова Гомера: Один лишь не может ничем побежден быть желудок, жадный, насильственный, множество бед причиняющий смертным 1293 , – (4) переписал он так: Дай силы мне преодолеть желудок, насильственный и жадный, зла источник 1294 . (5) Кроме того, комический поэт Каллий написал: Для безумца, как говорят, все остальные безумны. 1295 (6) А Менандр так пересказывает это в «Полуменах» 1296 : Полезен разум не всегда. Разумней перед безумными предстать безумцем. (7) Антимах Тиосский 1297 сказал: Множество бед принесли людям дары. (8) Агий 1298 же сочинил: Дары человеческий разум предают и дела. (13,1) Гесиод сказал: Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете, но ничего не бывает ужасней жены нехорошей. 1299 (2) Симонид [из Аморгоса] вторит ему: Лучше хорошей жены ничего нет для мужа, нет ничего ужасней жены нехорошей. 1300 (3) Далее. Эпихарм сказал: Много ли, мало ли жить – пусть тебе будет едино. 1301 (4) А Еврипид пишет: Отчего при добром здравье неуверенность, что мешает жить счастливо и беспечно? 1302 (5) Вслед за словами комедиографа Дифила: Слишком изменчива жизнь человека 1303 , – (6) Посейдипп говорит: Никто из смертных жизнь свою беспечно не в силах до конца пройти, избегнув бед 1304 . (7) Но ведь так говорит и Платон, называя человека существом изменчивым 1305 . (8) Согласно Еврипиду: О, смертных жизнь многопечальная, всему подвержена легко. Вот ты растешь, а вот уж тлеешь. Один предел положен смертным, Ведет их путь всегда к единому Концу всепоглощающему, посланному Зевсом 1306 . (9) А Дифил пишет: Как жизнь пройти безбедно? Не избегнуть забот, невзгод, потерь, сомнений и болезней. И смерть, как врач, дает успокоенье, покой дарует в вечном сне. 1307 (14,1) Далее, вослед за Еврипидом, говорящим: Многовидны явленья божественных сил, против чаянья много решают они, 1308 – (2) трагический поэт Феодект пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

B., 1997. Bd. 31. S. 158-196; Blumenthal U.-R. Papal Reform and Canon Law in the 11th and 12th Cent. Aldershot, 1998; Lansing C. Power and Purity: Cathar Heresy in Medieval Italy. N. Y.; Oxf., 1998; Il monachesimo italiano nell " età comunale: Atti del IV Conv. di studi storici sull " Italia benedettina (Bergamo, 1995)/Ed. F. G. Trolese. Cesena, 1998; L " «Ordo Vallisumbrosae» tra XII e XIII sec.: Gli sviluppi istituzionali e culturali e l " espansione geografica (1101-1293): 2. Colloquio vallombrosano (1996)/Ed. G. Monzio Compagnioni. Vallombrosa, 1999; Enzensberger H. Die lateinische Kirche und die Bistumsgründungen in Sizilien zu Beginn der normannischen Herrschaft//Rassegna storica online. 2000. N 2 (http://www.storiaonline.org/mi/rassegna.2.htm [Электр. ресурс]); Il monachesimo benedettino in Friuli in età patriarcale: Atti del Conv. intern. di studi (Udine-Rosazzo, 18-20 nov. 1999)/A cura di C. Scalon. Udine, 2002; Das Papsttum in der Welt des 12. Jh./Hrsg. E.-D. Hehl, I. H. Ringel, H. Seibert. Stuttg., 2002; The Society of Norman Italy/Ed. G. A. Loud, A. Metcalfe. Leiden; Boston; Köln, 2002; Deus non voluit: I lombardi alla prima crociata (1100-1101): Dal mito alla ricostruzione della realtà: Atti del Conv. (Milano, 1999)/Ed. G. Andenna, R. Salvarani. Mil., 2003; Itineranza pontificia: La mobilità della Curia papale nel Lazio (sec. XII-XIII)/Ed. S. Carocci. R., 2003; Beccaria S. Associazioni laicali a enti monastici tra XI e XIII sec. in area subalpina: Conversi, oblati, renduti, prebendari, richieste di sepoltura e di partecipazione ai benefici monastici: Una ricerca sul campo: Diss. Torino, 2004; Норвич Д. Расцвет и закат Сицилийского королевства: Нормандцы в Сицилии, 1130-1194: Пер. с англ. М., 2005; он же. История Венецианской республики: Пер. с англ. М., 2009; Thompson A. Cities of God: The Religion of the Italian Communes, 1125-1135. Univ. Park (Pennsylv.), 2005; Loud G. A. The Latin Church in Norman Italy. Camb., 2007; New Cambridge Medieval History/Ed.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

67. Слепыми их прозвали изначала. — В " Хронике " Дж. Виллани (II, 1) приводится такое объяснение этой клички: поверив обещаниям остготского короля Тотилы, флорентийцы впустили его в свой город, а он истребил жителей и не оставил камня на камне. 15-70 70. В обоих станах — в стане Белых и в стане Черных. 15-71 71-72. Тебя взалкают — то есть " захотят тебя поглотить, уничтожить: Черные — как своего противника. Белые — как отпавшего от них сторонника " (Р., XVII, 61-69). 15-73 73. Фьезольские твари — флорентийцы, в большинстве своем — потомки фьезоланцев (см. прим. 61-63). 15-78 78. В гнездилище неправды и тревог — во Флоренции. 15-85 85. К жизни вечной — то есть к бессмертию славы. 15-89 89. Другие записи — предсказания Чакко (А., VI, 64-72) и Фаринаты (А., X, 79-81). 15-90 90 Та, кто умеет — Беатриче (А., X, 130-132). 15-94 94. К таким, посулам — к предвещаниям грядущих невзгод. 15-97 97. Мой учитель — Вергилий. 15-101 101. Кто из его собратий — то есть из грешников его " дружины " (ст. 41). 15-109 109. Присциан — знаменитый латинский грамматик VI в. 15-110 110. Аккурсиев Франциск — Francesco d " Accorso (1225-1293), сын знаменитого флорентийского юриста Аккурсио и тоже видный юрист. 15-112 112-114. Который послан был рабом рабов... — Речь идет об Андреа деи Модзи, епископе флорентийском, которого за его скандальное поведение Бонифаций VIII (титул " раб рабов божьих " применен к этому властолюбивому папе иронически) перевел в 1295 г. из Флоренции (на реке Арно) в Виченцу (на реке Баккильоне), где тот и умер год спустя. 15-119 119. Клад — " Книга о сокровище " (см. прим. 30). 30. Сэр Брунетто — Брунетто Латини, или Латано (род. ок. 1220 г., умер ок. 1295 г.), ученый, поэт и государственный деятель Флорентийской коммуны, сторонник гвельфской партии. Ему принадлежат: " Книга о сокровище " , обширная энциклопедия в прозе на французском языке, и " Малое сокровище " , дидактическая поэма в итальянских стихах. Молодой Данте, к которому Брунетто Латини относился дружески, многими знаниями был обязан ему и смотрел на него как на своего учителя. 15-122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

474 Антоний. Догматическое богословие. Стр. 233–234. Сравн. Макарий. Правосл. догматич. Т. V. Стр. 27. Сравн. Филарет Черниг. Правосл. догматич. богословие. Ч. II. Стр. 338. Сравн. Платон. Сокращ. излож. догматов веры.... Стр. 229. 476 Антоний. Догматическое богословие. Стр. 234–235. Сравн. Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. V. Стр. 31–32. 477 Грамоты царская и восточных патриархов. Посл. Восточн. Патр. Чл. 10. Сравн. Пространный христианский катехизис. Стр. 95. Сравн. Антоний. Догматическое богословие. Стр. 234–236. 493 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. V. col. 724: „πρπει δ τος γμοσi κα τας γαμουμναις, μτα γνμης το τισκπου τν νωσιν ποιεσϑαι, va γμος κατ Θεν, κα μ κατ’ πιϑυμαν. Πντα ες τιμν Θεο γενσϑαι”….. 494 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XXX. col. 944–945: „quod etsi terrarum interjecta prolixitas disjungere vos ad tempus forte videbitur, naturae tamen foedus, et benedictionis jugum sit vobis indiscreta conjunctio».... 495 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XVI. col. 984–985: „sed prope nihil gravius quam copulari alienigenae, ubi et libidinis et discordiae incetiva, et sacrilegii flagitia conflantur. Nam cum ipsum conjugium velamine sacerdotali, et benedictione sanctificari oporteat " ….. 496 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. LIV. col. 443: „nescis quomodo adolescentia per se sit in malum proponsa? cur honesta nuptiarum mysteria publice dehonestas? cum oporteret haec omnia depellere, et verecundiam principio docere puellam, et sacerdotes vocare, et precibus et benedictionibus concordiam conjugii constringere:, ut amor sponsi augeatur, et puellae continentia crescat” ….. 497 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. I. col. 1292–1293: „tune si secundum scripturam qui in matrimonio gentili a fide deprehenduntur, propterea non inquinantur, quia cum ipsis alio quoque sanctificantur: sine dubio isti, qui ante nuptias sanctificati sunt, si extranene carni commisceantur, sanctificare eam non possunt, in qua non sunt deprehensi. Dei autem gratia illud sanctifiicat, quod invenit. Ita quod sanctificari non potuit, immundum est; quod immundum est, cum sancto non habet partem, nisi ut de suo inquinet et occidat….. Haec cum ita sint, fideles gentilium matrimonia subeuntes stupri reos esse constat et arcendos ab omni communicatione fraternitatis ex litteris Apostoli dicentis, cum ejusmodi nec cibum sumendum ( 1Cor. 5:11 ). Aut numquid tabulas nuptiales de illo, apud tribunal Domini proferemus? et matrimonium rite contractum allegabimus”?.....

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Наряду с этим Понтификалом широкое распространение получил Понтификал Гийома Дюрана (Вильгельма Дуранда; 1293-1295). Совершение К. отмечено в чине Крещения на Пасху ( Durand. Pontificale. III 4. 19//Le Pontifical romain au Moyen Âge. Vat., 1940. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand. P. 591. (ST; 88)), но само чинопоследование выписано в начале 1-й книги и подразумевает визитацию епископом приходов своего диоцеза (Ibid. I 1. 1-8//Ibid. P. 333-335). Детально описывается облачение епископа и его действия. Говорится, что он омывает пальцы рук и после начальных молитв вытягивает руки в сторону конфирмируемых и читает молитву о семиобразном Духе. Затем совершается помазание с формулой «Signo te signo crucis». После этого епископ легко ударяет конфирмованного по щеке со словами «Мир тебе» (алапа). Совершавшееся в раннее средневековье в этот момент чинопоследования лобзание мира Дюран заменил алапой, которую, вероятно, заимствовал из обрядов рыцарского посвящения (militaris alapa, la colée), поскольку после К., по мнению Дюрана, верующий становится новым воином Христовым (см.: Durand. Rationale. VI 84). Далее Дюран описывает, как епископ должен омыть и отереть пальцы от хризмы с помощью кусочка хлеба, к-рый потом погружается в купель или др. источник воды в храме. На 3-й день с принявшего К. снимается головная повязка, место помазания омывается. Повязку следует использовать для лампад, горящих на алтаре. О К. Дюран подробно пишет и в своем «Учебнике божественных служб» (Ibid.). По мнению Дюрана, между крещением и К. должно пройти не менее 7 дней - по числу даров Духа, поэтому К. совершается на октаву Пасхи. Он подробно цитирует Лжеисидоровы декреталии и труд Рабана Мавра. Алапу Дюран объясняет тем, что конфирмованный должен быть готов к исповеданию веры во Христа. Этот удар символизирует возложение рук апостолов, а также прогоняет нечистых духов, подобно тому, как произошло в Житии св. Бенедикта ( Greg. Magn. Dial. 2. 32). К. может совершаться в любом месте (in campo), но лучше в церкви. Наиболее подходящий возраст - 12-15 лет. Головные повязки снимаются на 7-й день. Их можно сохранить и использовать повторно при К. других. Неконфирмованный не может быть восприемником при крещении (см.: Durand. Rationale. VI 84).

http://pravenc.ru/text/2057158.html

13. Ноября 4. О разрешении Хозяйственному Управлению распределить в постоянное содержание с 1 Января 1896 г. между 1293 причтами 43 епархий 410960 р. 15 коп. 1. Января 12. О переименовании сбора «На сооружение и содержание православных церквей и школ в западных губерниях» в сбор «на сооружение н содержание беднейших православных церквей в Империи» . 2. Секретный. 3. Февраля 12. По вопросу о сокращении переписки по делам бракоразводным в случае уклонения ответной стороны от явки в Консисторию на судоговорение. 4. Апреля 9. Об изыскании способов к улучшению постановки учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях. 5. Мая 28. С подтверждением о точном исполнении Св. Зак. т. IX. изд. 1876 г. ст. 362, запрещающей монашествующим отдавать деньги под частные долговые обязательства. 6. Мая 30. По делу об изготовлении серебряных наперсных крестов по высочайше утверждённому рисунку (ср. Ц. Вед. 22 приб.). 7. Июня 3. О вызове воспитанников духовных семинарий в состав новых курсов духовных академий. 8. Июня 14. О доставлении сведений о мерах к устранению примесей к пчелиному воску при выделке церковных свечей. 9. Сентября 16. О распределении 201722 р. 48 к. на содержание 538 причтов 23 епархий. 10. 10 Октября 2. О предписании духовным консисториям требовать по делам о незаконности браков от участвующих в деле лиц объяснений. 1. Секретный. 2. Марта 29. О порядке распределения доходов, поступающих в пользу архиерейских домов, подворий и монастырей, в коих епархиальные архиереи состоят настоятелями. 3. Апреля 21. О доставлении ведомостей о лицах, состоящих в монастырях на епитимии, и о назначении посылаемым в монастыри определённого послушания. 4. Апреля 30. О принятии мер к содержанию кладбищ в благоустроенном виде. 5. Мая 31. По вопросу об объявлении решений епархиальных начальств по делам о незаконности браков участвующим в деле сторонам. 6. Мая 31. По вопросу о сокращении переписки по делам о расторжении браков, за ссылкою одного из супругов в Сибирь. 7. Июня 19. О распределении беднейшим причтам 260.191 р. 8 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. 1285 . В отношении к распоряжению и пользованию церковного имущества должно заметить следующее: 1) Отчуждение церковных земель производится не иначе, как с особого каждый раз высочайшего соизволения, испрашиваемого через комитет министров. Земли, отведенные от прихожан церквям для довольствия причтов, не подлежат отчуждению, за исключением тех особо уважительных случаев, когда продажа или обмен такой земли представляют существенную для церкви выгоду 1286 . 2) Св. Синоду предоставляется право разрешать залог принадлежащих духовному ведомству недвижных имуществ в местных городских кредитных учреждениях 1287 . 3) Монастырям и архиерейским домам не запрещается не нужные для собственного их употребления земли и угодья отдавать в наем с тем только, чтобы на таковых землях не было учреждаемо от них самих торговых заведений 1288 . Приходские причты извлекают выгоды из участков церковной полевой земли по своему собственному усмотрению, или через обработку земли средствами собственного хозяйства, или через передачу ее в аренду 1289 . Срок найма церковных недвижимых имений не может простираться далее 12 лет 1290 . Внутренние монастырские и церковные здания не могут быть отдаваемы в наем под торговые и трактирные заведения. 4) Денежные суммы воспрещено церковным учреждениям отдавать под заклады 1291 , хотя и допускаются займы из церковных сумм, если бы в них встретилась надобность, с разрешения Св. Синода 1292 . Вообще же циркулярным Указом Св. Синода 9 сент. 1873 г. было предписано и в 1888 г. вновь подтверждено, чтобы церковные причты и старосты ни под каким видом не оставляли при церквях более 100 рублей, чтобы на внесенные в кредитные учреждения церковные суммы были приобретаемы непременно именные билеты на имя церквей, и чтобы могущие оказаться у церквей билеты внутренних с выигрышным займов неотложно были передаваемы, под расписки на имя церквей, для хранения в государственной банк или в местные конторы и отделения его 1293 . В частные банки воспрещено вкладывать церковные денежные суммы 1294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Кор. Этельстан подносит св. Кутберту кн. Жития святых (Cantabr. Corp. Crist. 183. Fol. 1v) Из «вторичных» реликвий К. в период англо-шотл. войн кон. XIII - нач. XIV в. особое значение приобрела т. н. хоругвь К. (впервые упом. в кон. XI в.; см.: Bliese. 1998. Р. 235-241). Она находилась в англ. армии, в частности в сражениях при Фолкерке (1298), Невилс-Кросс (1346) и Флоддене (1513). В последний раз хоругвь упоминалась в источниках в связи с «Паломничеством милости» - прокатолич. восстанием в Сев. Англии (1536). С XII в. известно о хранившихся в Дареме колоколе К. и казуле, якобы снятой с мощей святого в 698 г. В XV - нач. XVI в. на о-ве Линдисфарн хранились посох, перчатки и пояс святого. В раннее средневековье почитание К. не ограничивалось общиной Линдисфарна. По-видимому, важными центрами культа святого были аббатство Мелроз и г. Карлайл. Уже в поэме Алкуина о королях, епископах и святых Йорка (2-я пол. VIII в.) К. был представлен как покровитель всей Нортумбрии. К XI в. в связи с упадком или исчезновением мн. церковных общин Сев. Англии почитание К. приобрело еще большее значение. Территория между реками Тайн и Тис рассматривалась как земля К., а ее жители - как «народ святого» (древнеангл. Haliwerfolc). Обширные правовые и податные привилегии Дарема сохранились после Нормандского завоевания 1066 г. В 1293 г., готовясь к вторжению в Шотландию, кор. Эдуард I (1272-1307) предоставил Даремскому еп. Энтони Беку (1283-1311) широкий адм., судебный и фискальный иммунитет, даровав ему титул палатина (palatinus). Как автономное образование графство-палатинат Дарем существовало до 1836 г. Благодаря почитанию св. К. и представлению о «народе святого» в графстве Дарем сложилась устойчивая региональная идентичность, в значительной мере сохранившаяся и в Новое время ( Liddy. 2008). Одним из чудес, связанных в массовом сознании с К., стали события весны 1942 г., когда в ходе нем. налета на север Англии Дарем не пострадал из-за внезапно возникшего густого тумана ( Webb E., Duncan J. Blitz over Britain. Tunbridge Wells, 1990. P. 163). Крест К. изображен на флаге графства Дарем (с 2013), на гербах ун-тов Дарема и Ньюкасла-апон-Тайн.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

В борьбе Григория с Игнатием сталкивались не одни личные интересы. —407— К Григорию примкнули не только его личные друзья, а что важнее, люди одинакового с ним образа мысли. Среди духовенства Григорий мог рассчитывать на сочувствие всех, кто одобрял церковную политику Мефодия и его частные мероприятия. В светском обществе Асбеста находил сторонников среди людей, с кругозором мысли более широким, чем студийско-монашеский, и особенно среди ценителей просвещения. Сам Григорий был даровитым и просвещенным человеком, интересовался науками и работал в этой области настолько, что создал около себя целую школу учеников. Сохранившаяся в биографии Феодора Студита 1293 характеристика этой школы отмечает в ней смелое – конечно, в известных пределах – критическое направление мысли. 1294 Без сомнения, таков был и её учитель. Сторонник широких гуманных мер в политике, он был убежденным поклонником просвещения. Иное нужно сказать об Игнатии. Взгляды, выросшие в суровой монастырской обстановке, он принес с собой на патриаршую кафедру и склонен был проводить их с суровой прямолинейностью. Без уступок и терпимости в политике, ригорист-монах всего менее способен был ценить просвещение. Науку он понимал только как изучение Свящ. Писания и Отцов. Светские дисциплины он отрицал и к людям, занимавшимся ими, относился очень неблагосклонно. 1295 Каков был Игнатий, такова была и его партия. Глубокая разница взглядов углубляла разделение между двумя церковными партиями и делала для них примирение очень трудным. Непрекращавшаяся церковная смута вовлекала в борьбу таких людей, которые по своему общественному положению и обычным интересам могли стоять от неё очень далеко. Среди них был и Фотий. Его личные дружеские отношения к Асбесте, 1296 духовное сродство с этим человеком, —408— общность научных интересов и стремлений не позволяли ему остаться равнодушным зрителем церковной борьбы. Но в чём выразилось сочувствие Фотия своему другу, установить довольно трудно. Его враги утверждают, что это сочувствие доходило до активной борьбы с Игнатием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того, здесь надо иметь в виду и то обстоятельство, что слово: естество , или природа в эпоху св. Кирилла не было строго разграничено от слова: ипостась . Поэтому мы находим отождествление этих слов в возражении Феодорита, Еп. Кирского по поводу третьего анафематства св. Кирилла 1290 . Допускается это отождествление и св. Кириллом и, притом, в том же самом месте, где приводится формула, о которой идет речь 1291 . Что под словами ее: «одно естество Сына» надо разуметь именно Ипостась, об этом лучше всего свидетельствует сам св. Кирилл, который в своем «Защищении против Феодоритова возражения» по поводу второго анафематства против Нестория, объясняя смысл выражения «ипостасное соединение», говорит, что оно означает «не иное что, как то, что естество Слова, или ипостась (что означает самое Слово), поистине соединилось с естеством человеческим без всякого превращения, или изменения, как весьма часто мы говорили, и мыслится и есть единый Христос – Бог и человек» 1292 . Таким образом, в настоящей своей формуле св. Кирилл выражает учение, что после соединения двух естеств во Христе пребывают не два лица, а Одно лицо, или одна Божественная Ипостась Слова, или один Христос в обоих естествах, как Бог и человек. Что именно с этим значением надо понимать выражения: одно естества Слова воплощенное , для этого св. Кирилл ссылается на учение из книги о воплощении св. Афанасия, где последний говорит о двух естествах и одной воплотившейся природе Слова, отождествляя ее самым контекстом речи с Сыном Божиим 1293 . С этой целью св. Кирилл говорит об одной природе человека, при наличии в нем двух совершенно различных природ – души и тела. «Мы, – говорит св. Кирилл, – соединяя их (два различных естества) исповедуем одного Христа... и называем поэтому одно только естество Бога воплощенное. Нечто подобное можно сказать и о всяком человеке. Ибо и он состоит из различных природ, т.е. из тела и души. Хотя разум... и доставляет понятие об их различии, однако, соединяя их, мы составляем одну природу человека. Почему допускать различие естеств не значит одного Христа делить на двух» 1294 . Вне всякого сомнения, здесь под одною природою человека надо разуметь человеческую личность, которою объединяются душа и тело. В таком случае в силу аналогии и под одним воплощенным естеством Слова надо разуметь Личность Христа, объединяющую собою два естества, о чем свидетельствует в данном случае и самый контекст речи св. Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010