Завоевание мира, предпринятое татарами в начале 13 в., стало последней волной гигантского нашествия, с незапамятных времен периодически накатывавшегося из неведомых глубин Средней Азии, неся рабство, разрушение и смерть всем, кто оказывался на его пути. Теперь нам понятны хотя бы некоторые из причин неизбежности этих «вулканических извержений» в жизни человечества. 4 Однако для тех наций, что в прошлом падали жертвой кочевых орд, внезапное появление татар казалось необъяснимым бедствие, воплощением Божьего гнева, катастрофой, перед которой бессильно любое человеческое сопротивление и беспомощны любые расчеты. С точки зрения военного дела 13 в. татары действительно представляли собой грозную силу. Они были отличными наездниками, которые могли, не слезая с коней, проводить в седле день за днем, есть и спать; были искусными лучниками, с дикой отвагой и неустрашимостью кочевника, оставившего позади все, что он знает и любит, шли в бой. Свойственная им мобильность превосходила все ожидания военных специалистов того времени. Татары были всегда готовы напасть на врага в том месте и в то время, когда они менее всего ожидались, и могли ретироваться с поля боя так же быстро, как вступили в сражение. Китай, Персия, Туркестан, вся Средняя Азия, а позднее большая часть Малой Азии и Индии пали беззащитной жертвой их неотразимого натиска. Следовательно, неудивительно, что, когда татары решили завоевать Русь, они не встретили серьезных препятствий со стороны этой огромной страны, поделенной на мелкие княжества, с немногочисленными и разрозненными городами, защищенными только деревянными частоколами. Систематический труд по завоеванию и разорению страны был начат в 1237 г. И завершен в 1240 г. К тому времени все города Руси за исключением северо-западных столиц Новгорода и Пскова, были сожжены и уничтожены, а их население перебито или угнано в рабство. Где бы ни проходили татары, они оставляли после себя только развалины и трупы. Казалось, что русская история подошла к концу, и что ее народ никогда не оправится от удара, оказавшегося роковым для стольких наций.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Аще же кто обрящется, ныне или на прочая, непокорив и бесстыден, аще же и грабежники 1232 и хищники, и дерзнет двигнуть сия, яже уставихом, или восхочет 1233 возложить руку от данья чести 1234 архиепископии суздальской, или реченному пастырю и предстателю, или честь церкви той архиепископия отьять, ли отторгнуть 1235 церковное от предела ее: и оттуда своей души беду 1236 происходатает и Божьей церкви раздор и мятежи такой разум того человека. Смирение наше от Бога отместье и в нынешнем веке и в грядущем тягость отлучения страшного на нь полагает, яко да от всех содержатся 1237 и соблюдутся сии 1238 , яже зде рекохом, неподвижно и немятежно, добре, Божьей благодатью, от нас [и] вселенские Христовы церкви явления 1239 , предложенные и проповеданные. Яко же убо отлучения положихом тягость на непокоривого оного и хищника, тако же и молим Бога о споспешествующих и помогающих и здействующих сему нашему доброму оставлению, яко добрые о чти 1240 церкве Христовы [и] о благочестии 1241 поборницы подвизающеся, яко да дарует им Господь Бог свыше вся благая, всесвятого Духа благодатью, настоящую жизнь сию неоскудную и благовременную, и вечная благая и нескончаема. Сего ради дасться боголюбивому архиепископу Дионисию и церкви его сущей, собором святым и великим, сия с печатью грамота нашего смирения, и положится в [со]судохранильницы архиепископии его, всепоминания же ради и крепости в грядущие все и вечные лета, по нем преемником его. Еще же дарует боголюбивому архиепископу сему смирение наше, яко аще восхощет архиепископии своей честные праздники сотворить, якоже зде узрить, да не имать ни от когоже забавления, ни смущения: честно бо есть и то в славу Божью и церкви 1242 его, в веки веком, аминь. 1229 Место это, начиная от слов: «и душа пользовати могуща» почти дословно читается в настольной патриаршей грамоте, данной по всей вероятности, тому же Дионисию на русскую митрополию, но в последствии переделанной у нас на имя м-та Фотия. См. Акт. Ист. т. I, 254. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В 1206 году был сделан решающий шаг к избранию в качестве «императора» («кагана» или «хана») молодого вождя одного из монгольских племен. Его звали Темучин, но он получил новое имя (или титул) - Чингиз. Племя Темучина принадлежало к племенному объединению «монголов». Другое племенное объединение, примкнувшее к этому союзу, называлось татарами. С течением времени именно последнее название стали употреблять в отношении империи Чингисхана; на западе оно употреблялось в искаженном виде «тартары» (что фонетически напоминало мифический Тартар). К 1225 году завершилось покорение монголами Центральной Азии, Персии и Северного Китая, включая Пекин. В июне 1223 года два монгольских военачальника - Дэбе и Субудай - из Персии перевалили через Кавказ и на реке Калке нанесли сокрушительное поражение русским и куманским отрядам, но вскоре вернулись в Азию. Перед смертью (1226 г.) Чингисхан разделил свою огромную империю между четырьмя сыновьями. Северо-западные области, включавшие Казахстан и часть Урала, отошли к старшему сыну Джучи. Поскольку Джучи умер на несколько месяцев раньше отца, северо-западный улус наследовал его сын, внук Чингисхана, Батый. В 1229 году собрание племенных монгольских вождей избрало Угудея, третьего сына Чингисхана, великим ханом. Его столица находилась в Каракоруме, и ему подчинялись остальные ханы, в том числе Батый. В течение четырех лет (1239-1242) орды Батыя, руководимые Субудаем, распространили власть великого хана на всю страну. Татары разрушали города, которые оказывали им сопротивление, вырезали население, но систему управления менять не собирались. Их господство выражалось в том, что местные князья обязаны были, под угрозой нового набега, платить им дань. Первой была завоевана Центральная Россия, после того как в 1237 году пала Рязань. В 1238 году был сожжен Владимир. После передышки в 1239 году татары двинулись на юг и в 1240 году захватили три крупнейших центра Киевской Руси: Переяславль, Чернигов и Киев. Продвигаясь дальше на запад, татары в 1241 году покорили Галицкое княжество, Венгрию, вторглись в Хорватию и, взяв Дубровник (Рагузу), вышли к Адриатическому морю. Другая часть пересекла Польшу, Силезию и Моравию. Однако весной 1242 года Батый получил известие о смерти Угудея и вернулся в Азию, предвидя на родине борьбу за власть. Он сохранил прямое управление Русью, включенной в состав огромной территории, называвшейся Кипчак. Его постоянная резиденция была расположена на нижней Волге и называлась Золотой Ордой; со временем на ее месте вырос новый город - Сарай. Русские князья должны были ездить туда на поклон к кипчакскому хану, чтобы получить ярлык на княжение. Некоторых заставляли предпринимать длительное путешествие в Каракорум, чтобы предстать перед великим ханом.

http://sedmitza.ru/lib/text/438201/

Восточные влияния проникают и в изобразительное искусство. По свидетельству А. Эфроса, в те времена «долго и крепко дул восточный ветер в мастерских художников» 1237 . А некоторых Восток вдохновлял так же, как Таити Гогена. Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян стремились к Востоку, как к некоторой идейной первооснове, они искали там духовно цельных людей, не испорченных западной цивилизацией. Наталья Гончарова писала: «...Я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада... Мой путь – к первоисточнику всех искусств, к Востоку» 1238 . Н.К. и Е.И. Рерихи ищут родство русской и индийской культур. Под влиянием теософских идей они стремятся постичь восточные корни не только русской, но и вообще европейской культуры. Увлечение уводит их в долгие путешествия по Памиру, Алтаю, Тибету. В июне 1926 г. Н.К. Рерих встречался с наркомом иностранных дел Г.В. Чичериным и вручил ему послание махатм Правительству СССР, где, в частности, говорилось: «...Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии!» 1239 Рерих передал ларец со священной гималайской землей с посланием, где сказано: «На могилу брата нашего, махатмы Ленина» 1240 . Знаменательна эта сцена, когда хранители «последней» восточной мудрости снисходительно одобряют действия вождя, мнящего себя обладателем этой «последней» мудрости. Грозно предстал Восток в русской революции. Народ обрел свободу по своей воле. Интеллигенции казалось, что он радостно пойдет по путям демократии и прогресса, приуготовленным либералами. Но этого не произошло. Народная стихия оказалась темной и жестокой. Поэты и мыслители ее узнали и назвали «азиатчина». Многие тогда задавали себе вопросы: «Почему же возобладала в революции восточная стихия? Так ли уж мы, русские, чужды ей?» Ответ на них мог дать лишь тщательный анализ того, что произошло. Эту задачу и поставили перед собой несколько представителей эмигрантской интеллигенции, объединившись в движение евразийцев. 2. Печатные органы и состав участников. Евразийское движение объединяло в основном представителей интеллигенции – людей, взгляды которых эволюционировали на протяжении 20 лет существования движения. Были случаи отхода и даже выступлений против него бывших активных участников. Можно по-разному описать эти сложные явления. Первый путь подобен нахождению наименьшего общего кратного и более подходит для монографии о евразийцах 1241 . Мы же попытаемся найти наибольший общий делитель их взглядов, то есть то общее, что их всех объединяло.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Душа проста, единична, неразделима, бессмертна 1234 . Что же такое смерть, как смотреть на нее, и что станется с душой, когда будет порвана связь ее с телом? Первый человек не был сотворен смертным, – таковым он сделался уже после; первозданный человек не подвергся бы ей, если бы не согрешил 1235 . Только с грехопадением явилась смерть и стала долгом природы, debitum naturae. Отсюда-то и объясняется страх смерти как неестественного в начале явления, здесь же лежит причина и того, почему не так легко разрывается союз души с телом 1236 . Как скоро этот союз разрушен, душа не уничтожается вместе с телом, – как в сонной жизни, так и здесь, душа продолжает свое существование 1237 , только уже не на земле, – все те мнения, будто души после смерти удерживаются на земле до тех пор, пока не оправдаются, будто души людей, умерших неестественной смертью, скитаются на земле до тех пор, пока не выйдет предназначенный им срок смерти 1238 , – все эти мнения несправедливы. Освободившись от уз тела, душа нисходит в преисподнюю, которую Тертуллиан помещает в недрах земли 1239 . Его преисподняя не есть какое-либо место, открытое со всех сторон, не есть помещение с какою бы то ни было кровлею в известной части света, – преисподняя – это какая-то бездна, где заключены души до дня судного. От этого места заключения душ отличается райское место, paradisus, в котором, с воскресения Господа находятся патриархи и пророки 1240 . В райские же места прямо идут и поселяются там даже до всеобщего суда и души мучеников и предвкушают там блаженство, участие в блаженном видении Бога (души остальных людей всех без исключения идут в преисподнюю, ad inferos, и остаются там до дня суда) 1241 . Говоря о сонной жизни, Тертуллиан касается и сновидений, и задается вопросом, как смотреть на них? нужно ли им верить? По представлению Эпикура, все вообще сны нельзя назвать пустяками, праздной мечтой, – им нужно верить; поэтому не без причины же существует множество различных снотолкователей и комментаторов снов 1242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Мν – единому. 1230 В свойстве Бога – невидимости, Апостол показал, что ничто видимое не может служить преградой действиям силы Божией и изменить Его блаженных передначертаний. Мыслью же о единстве Бога, св. Павел переносится в область духовную. Он намерен сказать, что и в мире духовном все делается по воле Спасителя Бога, и что ни начала, ни власти, ни силы не могут служить ограничением Божественной любви, спасающей человека 1231 . Σοφ – премудрому. Бесконечная любовь, спасающая грешника, является, вместе, как премудрость, неистощимая в средствах к достижению своей цели 1232 . Как бы ни были тяжелы обстоятельства грешника, он должен совершенно положиться на Бога Спасителя 1233 . Его премудрость развяжет узлы греховных уз и, сквозь мрачную область греха, среди бесчисленных распутий, укажет грешнику, сперва, быть может, тесную, но, зато, прямую тропинку, которая со временем выведет его на открытый путь спасения 1234 . Враг – диавол хитр и лукав 1235 ; но его хитрость ничтожна перед мудростью Бога 1236 ; она умудряет спасаемых и дает им разуметь самые глубины сатаны 1237 . Наконец, Бог один премудр. Ему одному принадлежит премудрость 1238 . Его совет никто из людей не может постигнуть, уразуметь 1239 . Человек знает только то, что ему откроет Господь 1240 . Поэтому, человеку непозволительно противиться Божественным велениям, а должно с покорностью принимать их и с благодарностью пользоваться ими для своего спасения 1241 . Кроме указанного значения свойств Божиих, они имеют еще и иной смысл. Задавшись целью опровергнуть лжеучение, Апостол и здесь косвенно напоминает о нем. Лжеучители учили о мифах и генеалогиях, о предметах, касающихся происхождения чего-то, причин появления и существования чего-то. Апостол, говоря, что Бог есть Царь веков, а, следовательно, и всего сущего, показывает, что мысль наша должна стремиться только к Богу, и что учения о всех прочих вещах и предметах, как существующих во времени, не могут иметь первенствующего значения и, следовательно, когда они отвлекают мысль от истинного предмета познания, от Бога, то делаются пустословием. Самый первый и величайший предмет познания – Бог . Истинное и величайшее учение – истинное учение о Боге, здравое евангельское учение и спасение наше заключается, исключительно, в Боге, а не в чем-либо другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

«Достигла уровня» не значит полностью уподобилась. Как мы убедились, Киевская Русь активно восприняла все лучшее из того, что ей предлагали Византия и южнославянские народы, но переосмыслила и переплавила это богатое культурное (и эстетическое в его составе) наследие на своей восточнославянской основе и в связи с потребностями культурного развития молодой, становящейся народности русичей. Первые два века развития Руси в качестве средневекового государства в русле нового мировоззрения показали, что она обладает мощным творческим культуросозидательным потенциалом, духовным оптимизмом, устремленностью к новым культурно-историческим горизонтам. Все это нашло яркое выражение и в художественной культуре домонгольской Руси, и в активном развитии ее эстетического сознания. Всеобъемлющее осознание красоты мира и человека, эстетическое переживание духовности как высшего достояния человека, открытие книжной культуры и неутилитарное восприятие красоты искусства-все это, как хороший разбег, предвещало активный взлет русской художественно-эстетической культуры и, возможно, активное формирование эстетической мысли в самом недалеком будущем. Однако история рассудила по-иному… Лихая година Процесс активного культурно-историчес-кого развития на Руси был приостановлен татаро-монгольским нашествием. Бесчисленные полчища кочевников, прокатившись в первой трети XIII в. по всей Азии, хлынули на Русь. В 1223 г. русские потерпели поражение в битве на Калке, а к концу 30-х годов татаро-монголы захватили большую часть русских земель. В 1237 г. была разрушена Рязань, затем пал Владимир, многие другие русские города; в 1240 г. кочевй ники захватили Киев. Начался длительный (период суровых испытаний для русского народа, русской культуры. Были разрушены или пришли в упадок многие культурные центры, разорены крупнейшие города, уничтожены памятники культуры, искусства, письменности. Более чем на столетие русская культура как бы впала в летаргический сон. Волна нашествия не докатилась только до крайних северных и западных центров, но зловещие зарева пожаров, пылавших по всей Руси, болью и страхом наполнили сердца русичей и в этих землях.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Нек-рые поселения, возникшие в Х - 1-й пол. XII в., оказались заброшены или перенесены в др. места. Основным типом сельского поселения стала малая деревня. В сельской местности сузился ассортимент бытовых вещей, уменьшилось количество предметов из цветного металла, исчезла значительная часть привозных вещей и металлических украшений костюма, ранее служивших знаками высокого социального положения. В 1-й пол. XIII в. в большинстве древнерус. областей исчезли курганные погребения и грунтовые могильники, сохранявшие память о язычестве и о связанном с ним типе общественных отношений. Появились кладбища у приходских церквей. В сельском ландшафте заметны и прогрессивные элементы. Так, поселения возникли на водоразделах и на широких территориях после расчистки там лесов. В центре и на севере Др. Руси расселение охватывает зоны, ранее не освоенные как сельскохозяйственные угодья. Выросла их площадь, увеличилось число сельских поселений и жителей, появилось разнообразие в устройстве поселений и организации хозяйства. Недостаток пахотных земель в освоенных зонах, потребность увеличения пищевых ресурсов, связанная с ростом населения, неэффективность традиц. систем землепользования, климатические изменения и др. причины заставляли консервативное средневек. общество идти на перемены в расселении и землепользовании. XIII-XIV века отмечены существенным похолоданием и увеличением годовой нормы осадков, о чем свидетельствуют летописи (1230) и данные дендрохронологии (1-е десятилетие, 20-30-е и 70-80-е гг. XIII в.). Во 2-й пол. XIII-XIV в. жители давно освоенных районов, интенсивно эксплуатировавшихся в период температурного оптимума, столкнулись с дефицитом ресурсов пищи, истощением почв, недостатком строительного леса, исчезновением отдельных видов диких животных. Военный удар 1237-1240 гг. совпал с эпохой внутренних сдвигов в древнерус. обществе 1-й пол. XIII в., обострил и ускорил их течение, но не был единственной причиной происшедших изменений. Материальные и природные ресурсы, служившие основой стремительного подъема Др. Руси в X-XII вв., к XIII в. во мн. были исчерпаны, стереотипы хозяйствования и социальные механизмы не обеспечивали экономического роста, сократились объемы дальней торговли, изменились традиц. формы сельского расселения, часть жителей Др. Руси была вынуждена перейти к более скромному потреблению. Через 100-150 лет были освоены новые источники роста и найдены способы восстановления рус. культуры, генетически связанной с традицией Др. Руси.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Митрополиты Киевские и всея России Митрополит Кирилл III В самый год нашествия Монголов на владимирскую Русь, т. е. в 1237 году, прибыл к нам из Греции митрополит Иосиф, чтобы занять место митрополита Кирилла III, умершего в 1233 году. После взятия Монголами Киева в 1240 году мы не находим этого митрополита в России и какая была его судьба, остаётся неизвестным, потому что наши летописи, сообщив об его прибытии, затем ничего о нём не говорят 84 . Более чем вероятно, что перед нашествием Батыя на Киев он удалился в Грецию, чтобы избежать угрожавшей опасности смерти. Если бы в минуту взятия Батыем Киева он находился в последнем и был убит в нём Монголами, то летописи едва ли бы преминули сказать о мученической смерти митрополита, увенчавшей его доблестное поведение как пастыря. Не должно и несправедливо было бы слишком удивляться тому, что у митрополита – пришлого Грека не нашлось самоотверженной готовности разделить судьбу со своей паствой: как мы знаем, некоторые и из епископов наших, природные Русские, искали спасения от Монголов в бегстве. После нашествия Монголов на место Иосифа митрополит поставлен был не из Греков, а из природных Русских. Отчего это случилось, – от того ли, что Русские восхитили у Греков их права, или, наоборот, от того, что Греки поступились Русскими своими правами, остаётся неизвестным. Если первое, то Русские, по какой-то неведомой причине, хотели восхитить у Греков их права только отчасти: митрополит, избранный ими самими и из природных Русских, ходил для посвящения к патриарху 85 . Но гораздо и несравненно вероятнее последнее, т. е. что Греки поступились своими правами. Митрополит Иосиф, бежавший от Монголов из России, должен был принести в Грецию страшные вести об ужасах, творившихся в нашем отечестве, и совершенно естественно было случиться тому, чтобы на этот раз не нашлось между Греками охотников занять кафедру русской митрополии, несмотря на всю её привлекательность... В самой России позаботиться о замещении кафедры митрополии, как само собой понятно, должны были те её князья, которые были в ней старшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

»Божественная же благодать 1235 , – по мудрому в речах 1236 Максиму, – хотя и дает вкушение причастным 1237 по благодати, но не постижение, так как остается , даже в причастии вкушающих ее, непостижимой, ибо по природе как несотворенная ( γνητος) обладает беспредельностью» 1238 . Согласно божественному Григорию Нисскому , «существует двоякий смысл в обещании видеть Бога: один – знать превысшую всего природу, другой – срастворение с Ним чрез чистоту жизни; первый вид познания глас святых определяет, как невозможный, второй же обещает человеческой природе Господь, ублажая чистых сердцем 1239 " 1240 . Но и видимое глазами, если [воспринимается] тварной силой, несомненно чувственно; если же оно превыше любого такового восприятия, зрится силой Духа, согласно сказавшему об оном свете: »аБога не видел никто никогда” 1241 , , а то, что видел, в Духе это узрено " 1242 ; если, стало быть, оно зрится в силе Духа достойными, то и никоим образом не является собственно ( κυρ ως) чувственным и тварным. Так и божественный Григорий Нисский отвечает на это кажущееся противопоставление, когда пишет о Стефане, взглянувшем на небо, и приникнувшем взглядом к [тому, что] по ту сторону [неба], и узревшем незримую славу 1243 . Уже после [изложения] доказательства он в заключение говорит: «Итак, ясно уличается злодейство духоборов, так как мы научены 1244 Писанием, что подобное узревается подобным. Ведь Стефан видит божественное, не оставаясь в человеческой природе и силе, но, смешавшись с благодатью Святого Духа, Тем был вознесен к созерцанию ( καταν ησιν) Бога " 1245 . О созерцании же сказал он не потому, что оное зрелище покорно мысли ( νο σει) (ведь прежде он запретил [думать так]), но поскольку божественная слава и оный свет – называемые то видением, то мыслью, то по обоим [словам вместе] умным чувством, то иным чем-либо подобным, в особенности же более возвышенно откровением, единением, срастворением, духовным чувством – не подвластны ни человеческим словам, ни зрению ( ψεσιν). Замена 1246 и сочетание имен указывают вместе с тем и на то, что оный свет не принадлежит ни душе, ни телу, но обитающему и действующему в достойных душах и телах Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010