Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V († 18.08(?).675, К-поль), свт. (пам. 18 авг.), патриарх К-польский (с 25 нояб. 669). До избрания на престол был пресвитером, занимал посты скевофилакса и эконома патриаршего ведомства Св. Софии (вероятно, в разное время). Избран на Патриарший престол после смерти патриарха Фомы II 15 нояб. 669 г. Подробных сведений о Патриаршестве И. нет. Большую часть этого периода Византийская империя находилась под угрозой нападения арабов, флот которых господствовал в Геллеспонте и в 670-677 гг. с моря осаждал К-поль. В период Патриаршества И. в Византии продолжал формально действовать Типос 648 г., запрещавший диспуты по проблеме монофелитства . Взаимоотношения К-польской Церкви и Рима оставались неясными, хотя активной полемики не велось. Вскоре после возведения на престол И. отправил окружное послание в Рим, однако оно не было принято папой Виталианом . Тем не менее на VI Вселенском Соборе в 681 г. И. был признан православным, его имя внесено в церковные диптихи. И. причислен к лику святых в Византии, вероятно вскоре после VI Вселенского Собора. По мнению И. Делеэ, день памяти 18 авг. (SynCP. Col. 908; Mateos. Typicon. T. 1. P. 376) одного из К-польских патриархов по имени Иоанн и патриарха Георгия I (679-686) относится к И. (SynCP. Col. 1033). Совместная память святителей Иоанна и Георгия, патриархов К-польских, повторена под 29 марта в служебной Минее Vindob. Theol. gr. 300, XIII-XIV вв. (SynCP. Col. 567-568). Ист.: Zonara. Annales. 1844. Vol. 2. P. 220-221, 225; Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 457; Theoph. Chron. P. 351; Niceph. Const. Chronogr. 1880. P. 118; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 107; SynCP. Col. 908; Mateos. Typicon. T. 1. P. 376; ACO. Vol. 2. Pt. 2. P. 612-619. Лит.: Dieten J.-L., van. Geschichte der griechischen Patriarchen von Konstantinopel: Von Sergius I. Bis Johannes VI (610-715). Amst., 1972. S. 121-122; PMBZ, N 2704. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/469586.html

Неофитом Затворником († после 1214) (BHG, N 667). По местному кипрскому преданию, зафиксированному прп. Неофитом, Г., смещенный с К-польской кафедры еретиком Акакием, тайно покинул столицу и отправился в Иерусалим. По пути он остановился на Кипре и захотел посетить пещеру, в к-рой подвизался прп. Иларион Великий (около Пафоса), но заблудился. Дойдя до с. Киссоптера, Г. стал проситься на ночлег, но никто не впустил его в дом, не поверив, что перед ним патриарх. В тот год выдалась необыкновенно холодная зима, и оставшийся без крова Г. замерз. Днем его тело опознали и с честью похоронили в Пафосе. От его мощей происходили исцеления. Соч.: CPG, N 5970-5986; PG. 85. Col. 1613-1622 [окружное послание]; Ibid. Col. 1622-1623 [догмат. отрывки]; Ibid. Col. 1623-1734 [экзегет. отрывки]; Staab K. Die Pauluskommentare aus der griechischen Kirche. Münster, 1933. S. 352-422; Diekamp F. Analecta Patristica. R., 1938. P. 73-76 [Против глав Кирилла]; Ibid. P. 77-78 [Похвала Льву]; Ibid. P. 79-82 [окружное послание]; Ibid. P. 84 [отрывки]; Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l " Octateuque et des Rois. Vat., 1959. P. 183-185; idem. Les anciens commentateurs grecs des Psaumes. Vat., 1970. P. 318; Duval Y. M. Le livre de Jonas dans la littérature chrétienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 651-652. Ист.: ActaSS. Aug. T. 5. P. 148-155; Theoph. Chron. P. 111-114; SynCP. Col. 233, 240, 924; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. T. 26. P. 221-228 [Похвальное слово Неофита Затворника]; Χατζηιωννου Ι. Ιστορα κα ργα Νεοφτου. Αλεξνδρεια , 1914. Σ. 316-324; ЖСв. Авг. С. 610-613. Лит.: RegPatr. T. 1. Fasc. 1. P. 143-147; Diekamp F. Analecta patristica. R., 1938. P. 54-108; Παπαδπουλος Σ. Γεννδιος Α//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 271-272; Janin R. Gennadio, patriarca di Constantinopoli//BiblSS. Vol. 6. Col. 132-134; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 89; LACL. S. 248-249. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/162100.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Святые 27.11.2017 Подвиг святого Нила был так угоден Богу, что тело преподобного по кончине, погребенное рядом с пещерой, мироточило столь изобильно, что миро стекало в море с многометровой высоты. 23.11.2017 Однажды, когда святитель Нектарий Эгинский, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием всех своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Казалось, он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов 18.11.2017 В канун престольного праздника афонской болгарской обители Зограф великомученик Георгий Победоносец явил ему волю Божию: вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким игом, и стать духовным наставником для народа. 11.11.2017 Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Отец Паисий был крещён преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь. 11.11.2017 10 ноября (28 октября ст.ст.) Православная Церковь чтит память святителя Афанасия I (ок. 1235 - ок. 1315), Патриарха Константинопольского (с 1289 по 1293 гг. и с 1303 по 1309 гг.), начинавшего свой подвижнический путь простым послушником на Святой Горе Афон. 11.11.2017 Скорбь о потере любимой жены угнетала бедного Триандафила, и он решился во что бы то ни стало вырвать ее у когтей диавола, почему, кроме усердной молитвы, он тайно чрез других увещевал ее оставить мусульманскую веру, угрожал за ее отступничество вечным мучением. Усердная молитва, приносимая от полноты сердца, была услышана Небесным Творцом. 02.11.2017 Прп. Анастасия (в миру Великая княгиня Александра Петровна Романова, в протестантском крещении Александра Фредерика Вильгельмина) родилась 2 мая 1838 года в Санкт-Петербурге. Дочь принца Ольденбургского Петра Георга 01.11.2017 3 ноября в Салониках состоится научная конференция: Паисий Хиландарский и Балканы XVIII века.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&pid=3

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛИТИНА [Греч. Μελιτιν], мц. (пам. греч. 29 окт.; пам. визант. 29, 30 окт.). Место и время мученической кончины неизвестны. Сведения о М. содержатся в визант. Синаксарях семейства М (по классификации И. Делеэ ), т. е. в стишных Синаксарях, либо под 29 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523), либо под 30 окт. (напр., ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Там же). В Синаксарях повествуется, что М., как христианка, была схвачена и приведена к местному правителю. Тот велел бить ее по лицу, а затем сорвать одежды. Неск. часов мученица стояла обнаженной в зале суда, почитая за честь страдать за Христа. М. дерзко обличала идолопоклонство и его приверженцев, и правитель приказал подвергнуть ее пыткам, а затем отсечь голову мечом. По мнению прп. Никодима Святогорца и иером. Макария Симонопетрита, М. не является одним лицом с мц. Мелитиной из Маркианополя, тогда как Делеэ и Ж. М. Соже склонны к отождествлению этих 2 мучениц. Из визант. стишных Синаксарей сведения о М. были заимствованы греч. печатной Минеей (Венеция, 1592; SynCP. Col. 177-178) и прп. Никодимом Святогорцем при составлении им «Синаксариста». В ряде агиографических памятников они помещены не под 29, а под 30 окт.: напр., в Минее с синаксарными житиями из Базельского университета A.III.16, XV в., в печатной Минее (Венеция, 1592; SynCP. Col. 179-180), в печатной Минее 1815 г. Память М. неизвестна по славяно-рус. календарным памятникам, она не вошла в нестишные и стишные Прологи, ВМЧ, Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» и в совр. календарь РПЦ. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 449-450. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 336, 338; Sauget J.-M. Melitina, santa, martire a Marcianopoli di Tracia//BiblSS. Vol. 9. Col. 306-307; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 332; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 2. Σ. 322-323. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/2562894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ I († февр. 686), свт. (пам. 18 авг.), патриарх К-польский (с нояб./дек. 679). О жизни Г. до избрания патриархом, а также после Вселенского VI Собора почти ничего не известно. Был пресвитером и скевофилаком храма Св. Софии, когда по указанию имп. Константина IV его возвели на К-польскую кафедру вместо отправленного в ссылку Феодора I (после смерти Г. он вновь занял Патриарший престол). Этот выбор был сделан императором для облегчения примирения с Римом после разрыва 672 г., связанного с ересью монофелитства . Вскоре после интронизации Г. по настоянию императора созвал в К-поле Вселенский Собор (7 нояб. 680 - 16 сент. 681). Он и патриарх Антиохийский Макарий I были призваны обосновать офиц. монофелитскую доктрину, принятую в Византии уже более 50 лет, выступив против обвинений рим. легатов. Защищая монофелитство, Г. и Макарий ссылались на учение 5 первых Вселенских Соборов, на авторитет К-польских патриархов Сергия I , Пирра I, Павла II и Петра, папы Римского Гонория I, на труды свт. Кирилла Александрийского и др. святоотеческие тексты. На 7-м заседании (13 февр. 681) легаты в присутствии императора потребовали от них ответить на письма папы Римского свт. Агафона относительно монофелитского спора. 7 марта на 8-м заседании Г. заявил о согласии с папой Агафоном. В диптихи К-польской Церкви было включено имя папы Римского Виталиана , что означало окончание церковного раскола Востока и Запада. На 16-м заседании Г. попросил легатов не настаивать на анафеме поддерживавших монофелитство К-польских патриархов Сергия, Пирра, Павла и Петра. Представители папы, поддержанные Собором, отказались пойти на такую уступку, и Г. был вынужден покориться. 16 сент. 681 г. на Соборе было принято правосл. исповедание веры, утверждавшее две воли и две энергии во Христе. Г. подписал его после рим. легатов. Им было также подписано соборное послание к папе Агафону. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 655-656; Theoph. Chron. P. 362; Mansi. Т. 11. Col. 213B, 336D, 620E-521B, 640D, 688C; SynCP. Col. 908. Лит.: Γεδεν Μ. Πατριαρχικο πνακες. Κωνσταντινοπολις, 1890. Σ. 50 - 51; Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen. B., 1980. S. 110-111; Bundy D. Georges I, patriarche de Constantinople//DHGE. T. 20. Col. 614; Janin R. Giorgio I//BiblSS. Vol. 6. Col. 543-544. М . В . Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/164289.html

8. Не стремиться к видениям и откровениям. 9. Не относиться дерзко к самому себе. 10. Не полагать, что обладаешь непадательным знанием, ибо помыслы смертных [падательны] и пр. 11. Спешить не позволять развлекаться, но собирать помысел... 15. Не считать добрым время от времени говорить о добром, пользуясь руководитетелем богоносным гимнотворцем, говорящим, что умолчах от благ ( σγησα ξ γαθν ) (Пс. 38, 3) Но какая от этого выгода? Согреяся, он говорит, сердце мое во мне(Пс. 38, 4), огнем Божественного Духа. Ты видишь, как при мысленном упражнении тот огнь возгорелся у пророка? Тебе подобает знать, что три первые главы осуществляются при помощи тела, а все остальные духом: когда они правильно упражняются, душа сочетается с умом, очищенная же через плотское очищение, и таким образом ум, украшенный Божественным сиянием, [и] тройственное станет простым, когда первое соединится с простейшей Троицей, и тогда ты смог бы сказать, ни плотское, ни душевное, но всецело духовное» . В последнем из них содержится высочайший аскетическо-мистический результат благого молчания - о духовном единении с Богом. Известен ли подлинный автор или быть может адресат этих возвышенных строк, которые увенчивают правило монаха? Как показал текстологический поиск, безвестный составитель или переписчик монашеского правила, возможно, Рафаил Кавсокаливит, ведая или неведая почти дословно процитировал писателя XIV в. монаха Феоктиста Студита, а именно отрывок из его сочинения «О перенесении мощей святого Афанасия Константинопольского» - известного свт. Афанасия I (ок. 1235-1315), патриарха Константинопольского (1289-1293; 1303-1311): ... ν " οτω δ μν νος φωτισθεη πρς Θεο, καθαρθεη δ ψυχ κα τ σμα καθαγνισθεη, κα τλος τ σμα σν τ ψυχ πισυναφθεη τ νο, κα τ τριπλον πλον γνηται δι τν πρς τν πλουσττην τριδα νωσιν, κα γνηται νθρωπος ο σαρκικς, οδ ψυχικς, λλ τ λον πνευματικς ... Для всех кавсокаливийских монахов это был особо чтимый святой, агиорит, постриженик Эсфигмена, покровитель и по сути дела друг «духовного ктитора» и старца Кавсокаливий прп. Максима Кавсокаливита, который во время своего пребывания в Константинополе именовал Афанасия «новым Златоустом» и смиренно отказывался от его патриаршего гостеприимства . И память этих двух святых современников совершается вместе - в Соборе Афонских преподобных, а память свт. Афанасия еще и отдельно 24 октября. Для истории России и Русской Церкви свт. Афанасий тоже значимая личность хотя бы тем, что поставил в июне 1308 г. в митрополиты всея Руси Московского святителя Петра...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Для мелодического содержания др. группы песнопений Н. Э. характерно сходство с западноевроп. муз. традицией, что соответствует муз. вкусам того периода. Так, за 10 лет до публикации этих сочинений Н. Э. в К-поле было распространено подобное сочинение протопсалта Великой ц. Иакова Навплиотиса, в к-ром есть фрагмент - гимн-моление ко Пресв. Богородице (см.: Ναυπλιτης Ι. Θρμιγξ, τοι συλλογ σμτων κα δν.... Κωνσταντινοπολος,1894. Σ. 6), имеющий сходство по мелодическому содержанию с более поздним сочинением Н. Э. Т. о., исходя из примечаний самого Н. Э., можно сделать вывод о его выборе между 2 стилями - «нецерковным» и «церковным». Для 1-го Н. Э. представляет, как образец, новые собственные сочинения, 2-й подразумевает следование определенным указаниям и исполнение гимнографического песнопения соответствующим образом: на мелос подобна или на определенный глас. Н. Э. обозначил 2 характерных личных песнопения («Евангелие Божественной Любви»), устная традиция к-рого была сохранена монахинями Свято-Троицкого мон-ря на Эгине и распета по образцу др. 6 песней «Феотокариона», и «Ικετριοι Ωδα πρς τν Κριον μν Ιησον Χριστν»; песнопения, как отмечено в пояснении, «написаны согласно «Δσποινα Δσποινα Μτερ» из «Феотокариона» и поются на глас 3-й βαρς и 4-й плагальный» (Θεοτοκριον. 1905. Σ. 177-179). Лит.: Χαλδαικης Α. Δο χειργραφα το Θεοτοκαρου το γου Νεκταρου//Θεολογα. 1994. Τ. 65. Σ. 355-394; Η μουσικτης του Αγου Νεκταρου//Ο Εφημριος. Αθνα, 1995. Τευχ. 13. Σ. 313-316; idem. Ο Αγιος Νεκτριος και η αγπη του για την ποηση και τη μουσικ. Αθνα, 1998; idem. Ο Πενταπλεως Νεκτριος Κεφαλς: νας μουσικτατος γιος το κπνοντος ανς μας//Θεοδρομα. 1999. Τ. 1. Τεχ. 3. Σ. 37-52; idem. Αγιος Νεκτριος μελωδς ερρχης//Η Αγιναα. 2001. Τεχ. 4. Σ. 70-75. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)

http://pravenc.ru/text/2564898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНДЕЙ [греч. Κινδος, Κινδαος], свт. (пам. визант. 19, 20, 21 февр.; пам. греч. 20 февр.), еп. Писидийский. Время жизни неизвестно, Житие святого не сохранилось. Память К. без к.-л. дополнительных сведений содержится под 19, 20 или 21 февр. в визант. Синаксарях (SynCP. Col. 476-478, 482) и в Типиконе Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 50; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 236), где говорится, что он «скончался в мире». В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (Х в.) под 19 февр. указано мученичество еп. Киндея ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 51, 161-162). В нек-рых рукописях имя К. искажено: Кентей, Кендий, Киндист (SynCP. Col. 476-478). По мнению И. Делеэ, св. Киндин, упоминаемый под 20 февр. в мраморном Неаполитанском календаре (сер. IX в.), является одним лицом с К. ( D[elehaye] H. Hagiographie Napolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 12, 14). Из греч. стишных Синаксарей, где память К. и посвященное этому святому двустишие указываются под 20 февр. (ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 538), сведения об этом святом были заимствованы прп. Никодимом Святогорцем , который при составлении «Синаксариста» также поместил их под 20 февр. Впосл. под этой датой память К. утвердилась в современном календаре Греческих Церквей. Во всех греческих агиографических источниках К. назван преподобным, а не святителем. Ист.: SynCP. Col. 476-478, 482; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 296. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 50; Doren R., van. Cendenas//DHGE. 1953. T. 12. Col. 136; Ambrasi D. Cindino//BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 1256; Κινδαος//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 581; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 251; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουριος. Σ. 230. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/1684640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Ипомона. Икона. 2009 г. (мон-рь Ватопед) мц. (пам. визант. 3, 5, 9, 10 апр.). Место и время мученической кончины неизвестны. В Синаксарях и других разновидностях византийских календарей указано только имя мученицы. В большинстве рукописей память И. отмечена 5 апр., в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) - 9 апр., в Синаксаре Vat. gr. 2046. Fol. 212b, XII-XIII вв.,- 10 апр. Служба И., составленная прп. Феофаном Начертанным , сохранилась в одной из служебных Миней монастыря Ватопед - Ath. Vatop. 1104. Fol. 99-101, X в. В заглавии канона И. названа преподобной. В славяно-рус. нестишных Прологах под 10 апр. указана память мц. Терпены (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45 об., нач. XIV в.; Тип. 175. Л. 32, 1-я треть XIV в.; Тип. 173. Л. 48 об., 1-я пол. XIV в.; Тип. 174. Л. 34, 1-я пол. XIV в., и др.). Архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что речь идет о Трифене , мц. Кизической, память которой отмечается 11 апр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 104). Однако упоминание мц. Трифены под этой датой не встречается в тех редакциях визант. Синаксарей, к-рые послужили источниками Пролога, а имеется только в стишных Синаксарях. Наиболее вероятно, «Терпена» является слав. переводом имени Ипомона (πομον - терпение). Память И. не вошла в греческие печатные Минеи и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и отсутствует в современных календарях греческих Церквей и РПЦ. Имя Ипомона приняли в монашестве Елена Кантакузина († 1397), дочь визант. имп. Иоанна VI Кантакузина и жена Иоанна V Палеолога, ее невестка Елена Драгаш († 1450), супруга Мануила II Палеолога, и ее внучка Елена († 1473), дочь Фомы Палеолога, жена серб. деспота Лазаря Бранковича. Ист.: SynCP. Col. 596; Ταμεον. Ν 559. Σ. 186. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97, 99, 103; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Θεοφνης Γραπτς//Να Σιν. 1936. Τ. 31. Σ. 533; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 457; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 93. О. В. Л. Гимнография В древних и совр. богослужебных книгах И. не упоминается, однако по рукописям известен канон И., составленный прп. Феофаном Начертанным, с акростихом Τος σος γνας, Υπομον, θαυμσω (Твоим подвигам, Ипомона, подивлюсь) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τρνωσν μου τν γλσσαν (Уясни мой язык) (Ταμεον. Σ. 186). Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/673773.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010