– М.: Тип. Снегиревых, 1889. – 6 с. – Отт. из: Детская помощь. – 1889. 1207 . Образное представление пророческого смысла Притч. 9, 1–11 //Радость христианина. – 1895. – Кн. 3. 1208 . Общение живых и умерших: Слово в Родительскую субботу. – М.: Типо-лит. Ефимова, Ценз. 1891. – 10 с. – Из: Кормчий. – 1891. 1209 . Общие молитвы и общий хор Древней Церкви//Радость христианина. – 1891. – Кн. 3. – С. 27–50. 1210 . По поводу открытия мощей святителя и чудотворца Феодосия Черниговского: С изображением святителя и автографом его//Радость христианина. – 1896. – Кн. 11. – С. 243–250. 1211 . Памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//Радость христианина. – 1893. – Кн. 10. – С. 46–56. 1212 . Пение в храме как средство к благодатному сообщению богооткровенных истин. – М., 1896. – 16 с. – Отт. из: Радость христианина. – 1896. 1213 . Первое и главное средство спасения от всенародного бедствия. – М.: Унив. тип., 1905. – 13 с. 1214 . Православие как сила Отечества нашего//Радость христианина. – 1896. – Кн. 11. -С. 215–219. 1215 . Промыслом Божиим посланное испытание русскому народу: Слово в день рождения государыни императрицы Александры Феодоровны 25 мая 1904 г.. произнесенное в Московском Успенском соборе. – М.: Унив. тип., 1904. – 18 с. – Отт. из: Моск. ведомости. – 1904. 1216 . Пророчества как доказательства Богодухновенности Библии//Радость христианина. – 1898. – Кн. 6. – С. 544–561. 1217 . Псалом 44//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – Окт. – С. 200–233; Нояб. – С. 296–329. 1218 . Радость Господня – сила наша: Из мыслей и чувств на праздник Благовещения//Радость христианина. – 1898. – Кн. 3. – С. 265–272. 1219 . Распространение Царства Христова в мире//Радость христианина. – 1893. – Кн. 8. – С. 23–41. 1220 . Руководство к последовательному толковательному чтению Евангелия: С общим введением о книгах Нового Завета: (Для учащихся в средних учебных заведениях и всех внимающих тексту Евангелия). – М.: Печатня Снегиревой, 1905 (обл. 1906). Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этом, однако, история службы не закончилась. Осенью 1922 года ее текст был вновь пересмотрен и дополнен собором из пяти архиереев и четырех священников в 17 камере Владимирской тюрьмы, где оказался находившийся с 10 сентября под следствием владыка Афанасий. Соавтором дополненной службы стал священник Сергий Дурылин, составивший два тропаря канона и второй светилен 1208 . Здесь же 10 ноября была совершена служба в новом составе, а 14 ноября епископ Афанасий был осужден и направлен в Таганскую тюрьму, где 16 февраля 1923 года в одиночной камере освятил в честь всех русских святых походный антиминс своей «келейной церкви» 1209 . В 1926 году богородичен к первоначальному тропарю службы, перенесенному на молебен, составил иеромонах Иоанн (Широков) 1210 . Дополнять и редактировать службу русским святым владыка Афанасий продолжал многие годы, но и в конце своей жизни еще не считал эту работу завершенной 1211 . Чин погребения диаконов Вопрос об особом чине диаконского погребения был выдвинут на заседании VII отдела 12 октября 1917 года В.К. Недельским 1212 ; в ноябре члены отдела дважды проголосовали за составление такого чина и внесение его в Требник 1213 . Подготовительная работа была поручена Б.А. Тураеву , который составил проект с использованием чина погребения диаконов, существующего в Коптской Церкви, молитвы над скончавшимся диаконом из Ватопедского евхология XIV века, а также гимнографического материала из чина погребения мирян и иерейского погребения. Проект Тураева был представлен отделу 12 апреля 1918 года и с внесением некоторых поправок передан на благоусмотрение Епископского совещания 1214 . 23 апреля Соборный совет постановил передать доклад на рассмотрение Высшему церковному управлению, но это решение не было исполнено, поскольку 28 мая такой порядок рассмотрения не заслушанных Собором докладов был приостановлен ввиду скорого возобновления работы Собора 1215 . Однако и на третьей сессии Собор не спешил с рассмотрением доклада, что побудило 36 членов Собора с Тураевым во главе направить в Соборный совет заявление о спешном рассмотрении вопроса. Ввиду краткости времени, оставшегося до закрытия Собора, решение дела было 19 сентября передано Патриарху и Священному Синоду 1216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О божественных именах, 2, 5 — PG 3, 644А. 1204 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4, 1 — PG 3, 177С. 1205 Там же — 177D. 1206 Он же, О божественных именах, 4, 20 — PG 3, 717D–720A. 1207 Он же, О церковной иерархии, 3, 3 — PG 3, 429А. 1208 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22 — PG 90, 321А; Главы богословские, 1, 76 — PG 90, 1212А. 1209 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1210 Василий Великий (псевдэпиграф), Заметка на Исаию, вступление 3 — PG 30, 121С. 1211 Там же 121D–124A. 1212 1 Петр. 2:9. 1213 Максим Исповедник, Главы богословские, 1, 58 — PG 90, 1101А. 1214 Гал. 5:22. 1215 См.: Гал. 5:22. 1216 Лк. 21: 15. 1217 Мф. 10:20. 1218 Прем. 1:4. 1219 Прем. 1:5. 1220 1 Кор. 2:9. 1221 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 7, 4. 1222 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах, 7, 4». 1223 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 7, 4. 1224 Все предложение представляет собой парафраз цитированных выше мест Дионисия и Максима. 1225 См.: Афанасий Александрийский, Письмо к епископам Египта и Ливии, 2–3 — PG 25, 541–544. 1226 Меретакис понимает это «πεχειροτονετο» в смысле лишения священного сана (новогреческий перевод: «καθαιρθηκε»), но поскольку исторические данные о таковом лишении Акиндина священного сана отсутствуют, мы предпочитаем понимать этот глагол в более общем смысле: что архиереи, проголосовав, вынесли о нем отрицательный вердикт. 1227 Фраза кажется лишенной смысла. Меретакис в новогреческом переводе переносит закрывающие кавычки и читает: «А что превосходит еще и это злочестивое новшество, так это то, что он говорит: " если не считает кто–нибудь, что у Христа две божественности: одна — во всех смыслах низшая, а другая — высшая; одна безначальная, а другая — от явления на горе получившая начало и с того времени неотделимо сосуществующая с человеческой составляющей Христа " ; стало быть, это он говорит о двух божественностях — высшей и низшей». 1228 Иоанн Дамаскин, Канон 6–го августа, песнь 6, тропарь 2 — PG 96, 849А. 1229

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

О начале архимандритьи 1203 в Данилове манастыри 1204 Бысть же, егда благочестивому государю царю и 1205 великому князю Василию Ивановичю добре содержавшу скипетр всего Росийскаго 1206 царствия и пременившу земным царством 1207 небесное, иноческий 1208 образ восприим и наречен бысть Варлам, к Господу отиде. И по нем на престоле его седша и царствующу 1209 сынови его, царю и великому князю л.100. Ивану. И в 1210 шестое лето державнаго царствия его виде себе Данил старостию изнемогша и к концу приближающас, и призва братию и 1211 глагола им: «отцы и братия, о Христе возлюбленная! Бог собра вас на месте сем в прославление святому Своему имени, и Пречистыя Матере 1212 Своея, и всех святых Его, иде же обещастеся 1213 работати Богови и до кончины кождо вас спасения ради душа своея, и мене ж[е] обещника 1214 себе иместе. Ныне же видесте, яко состарехся, и сила, иж во мне, об. изнеможе; и к тому не могу старейшинствовати вам. И кого хощете, да будет вам в мое место наставник?» Они ж скорби исполнишас[я] и недоумеваху, что быша сотворили. И мнози восхотеша Кирила, егож и Данил хотяше наставником быти братству 1215 . Но тогда иж[е] о Кириле умолчаша. Последи ж[е] пакы бысть Кирил архимандрит тоя обители 1216 . И пойде Данил во царствующий град Москву возвестити о сих благочестивому царю 1217 и великому князю Ивану и л.101. священному 1218 митрополиту Иоасафу. И бывшим 1219 им у Святыя Троицы в Сергиеве 1220 манастыре и по совету троетцкаго 1221 игумена Порфирия 1222 избраша Илариона, Данилова же постриженика, иж[е] бяше единожитель Порфирию: бысть в пустыни на Белеозере 1223 и тогда ж[е] живяше Иларион в Порьеве 1224 пустыни. И повелением царскым и благословением митрополичим быс[ть] 1225 Иларион поставлен архимандритом Данилову манастырю 1226 . Тогда 1227 ж[е] благочестивый царь 1228 и великий князь Иван об. в манастырь Данилов и село свое придал, Троецкое именуемо 1229 , и Воргушу 1230 , иж[е] бяше у самого манастыря, иж некогда владущии 1231 Воргушею сею пакости деяху Данилу 1232 , – глаголаху, яко сей старец хощет обладати селы сими 1233 , еже ныне збыстьс[я] 1234 ; такο ж[е] 1235 и Григорий Изьядинов 1236 глаголаше 1237 , яко обладати имат Данил лугом нашим, егож неции от сродства его к тому же манастырю вдаша, иде ж[е] ныне Слободка манастырская 1238 . л.102. И оттоле бысть архимандрития в Данилове манастыре, и вся по чину 1239 устраяшес.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

После взятия крестоносцами в 1207 г. Девола и Костура в 1208 г. там появились католич. епископы, занявшие также часть епархий О. а. в Албании. Но, вероятно, в кон. 1213 или нач. 1214 г. католич. епископию упразднили, когда этими землями завладел севастократор Стрез (1211-1214), племянник болг. правителей Асеней и предположительно брат болг. царя Борила . Впосл. О. а. восстановила власть над албан. епархиями и, возможно, над Драчем, а также над Скопье и Призреном. После смерти севастократора Стреза его земли были разделены между Фессалоникийским королевством и Эпирским деспотатом, поэтому О. а. утратила Могленскую и Струмицкую епархии (Там же. С. 98-99). В 1216 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука завоевал Охрид, Прилеп, Костур и Скопье, позже - всю Албанию, Просек, Веррию, Серры, Драму и фракийские города до Адрианополя. Поскольку с момента взятия К-поля рыцарями 4-го крестового похода (1204) К-польский патриарх пребывал в Никее, а в К-поле правил лат. патриарх, эпирский деспот, желавший иметь независимого главу Церкви, обратился с этим к Охридскому предстоятелю и в 1224 г. был коронован в Охриде архиеп. Димитрием II Хоматианом. Эта коронация устранила влияние К-польского патриарха на западные (европейские) епархии, объединившиеся под главенством Охридского архиепископа. Отвечая на обвинения патриарха К-польского Германа II (1223-1240), на каком основании глава Болгарской Церкви возлагал корону, Димитрий Хоматиан разъяснял, что его престол получил право помазывать царя по благоволению имп. Юстиниана, поставившего архиепископский престол Болгарии вслед за К-польским ( Gelzer. 1902. S. 16-19. RegPatr, N 1239, 1244). О. а. вернула Скопскую, Веррийскую и Сервийскую епархии и получила контроль над епископами Фессалоникийского королевства ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 125-129). В этот период обострился вопрос о «загорских» (тырновских) епископах в О. а., хиротонисанных Тырновскими архиепископами, поставление к-рых считалось незаконным, т. к. архиеп. Василий был поставлен неканонически и под давлением светских властей. Охридский клир разделился на 2 лагеря: одни считали, что «загорских» епископов и рукоположенных ими священнослужителей надо отстранить, а другие призывали сохранить их духовный сан в силу человеколюбия Церкви. По этому вопросу Димитрий Хоматиан обращался за советом к митр. Керкирскому Василию Педиадиту ( Ников. 1921. С. 42-49; Принцинг. 2004). Феодор Комнин созвал Архиерейский Собор в Охриде (1217-1220) под председательством архиепископа и пожелал, чтобы решение удовлетворило «болгарскую» партию, поскольку большая часть паствы О. а. была болгарской. В итоге на основании 12-го и 13-го правил Халкидонского Собора «загорским» епископам предписывалось покинуть кафедры, на к-рые следует поставить новых канонических иерархов, но совершённые ими священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 129-134).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Почитание святого Георгия у южных славян Почитание святого Георгия Победоносца пришло на южнославянские земли задолго до официального принятия христианства. Как известно, один из древнейших храмов Софии (Сердики) – ротонда VI века – был посвящен святому Георгию. Имя Георгий в средние века и в настоящее время является одним из популярнейших в регионе. Однако оно не вошло в ономастикон правящей болгарской династии ни в эпоху Первого Болгарского царства, ни в правление Асеней (1186–1279), хотя известны представители боярства, носившие это имя, например Георгий Войтех, возглавивший в 1172 году болгарское восстание против византийского владычества. Верховные правители с этим именем (происходящие из боярского рода Тертовичей) появляются только в посл. четверти XIII века: цари Георгий I Тертер (1280–1292) и его сын Георгий II Тертер (1321–1322). Святой Георгий пользовался особым почитанием в Сербии, особенно среди членов династии Неманичей. В житии святого Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя), написанном его сыном, королем Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде великомученика Георгия, освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть. В память об этом событии в 1167–1170 годах (или в 1-й половине 1171 года) Неманя построил монастырь Джурджеви Ступови на Лиме. В начале XIV века этот монастырь обновил король Стефан Драгутин и впоследствии был там погребен. Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя великомученика Георгия в Будимле на реке Лим, где находится гробница Стефана. У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд сербских удельных правителей, например, дуклянский король Георгий (1208–1216), сын Вукана, внук Стефана Немани. Святитель Савва Сербский построил во имя великомученика Георгия монастырь Ораховица, возобновленный в начале XIV века королем Стефаном Урошем II Милутином. По свидетельству летописей, король Драгутин построил монастырь во имя великомученика Георгия в Ломнице. Святому Георгию посвящена и возведенная в 1318 году задужбина Милутина – монастырь в Старо-Нагоричино близ Куманова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Православная Церковь не проводила обязательного крещения народов, находившихся в политической (даннической) зависимости от Полоцкого княжества. В 1184 г. в Полоцк за разрешением начать миссионерскую деятельность в низовьях Даугавы прибыл буд. католич. еп. Мейнард. Князь дал такое разрешение, что объяснялось как отсутствием в то время епископа на Полоцкой кафедре, так и желанием найти союзника в лице Бременского епископа против наступавших на полоцкие владения на Даугаве язычников-литовцев. Деятельность Мейнарда послужила началом крестоносного завоевания территории совр. Л.- Ливонии (по имени 1-го покоренного народа - ливов; затем название было распространено на все земли, захваченные крестоносцами на территории совр. Л. и Эстонии). В 1186 г. было официально учреждено католич. Икшкильское (Ливонское) епископство «в Рутении», т. е. на Руси. Утверждение власти католич. Церкви на землях ливов и латгалов произошло при епископе Альберте I (1199-1229). В 1201 г. на месте старого торгово-ремесленного центра ливов, у впадения р. Ридзене (Рига) в Даугаву, была основана Рига - главный опорный пункт власти крестоносцев в регионе. Туда была перенесена епископская кафедра, а еп-ство с 1209 г. получило название Рижского. В 1202 г. по инициативе Альберта был создан военно-рыцарский орден меченосцев . Призывая к крестовым походам против местного населения, католич. Церковь заявляла о предоставлении защиты от неверных всем христианам, но православных считала схизматиками и врагами. В ходе завоевания были разрушены православные церкви (в 1208 - в Кокнесе, в 1209 - в Ерсике), а местная знать приняла католичество и признала себя вассалом Рижского епископа. К 1215 г. прекратили сопротивление сев. латгалы областей Талава и Адзеле. В 1216 г. со смертью полоцкого кн. Владимира прекратилась борьба Полоцка за потерянные владения по Даугаве. С началом завоевания, сопровождавшегося обязательным обращением жителей региона в католичество, правосл. миссионеры активизировали проповедническую деятельность. В нач. XIII в. Православие приняли данники Новгорода - сев. латгалы области Имера, а затем области Талава, к-рые относились к православным как к союзникам в борьбе с крестоносцами.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Сами же по себе в Духе Святом апостолы были велики. О каждом из них некогда сказал Господь, что меньший более Иоанна Крестителя во Царствии Небеснем 1208 . Меньший – это всякий из апостолов, принявший начаток Духа Утешителя, сподобившийся быть сопрестольником Христу, судией Израиля и служителем Духа 1209 . Апостольская проповедь людям состояла не в одной передаче евангельских слов, но вместе с тем в передаче силы и действенности Духа 1210 . Когда апостолы проповедовали слово Божие, Дух Святой нападе на верующих 1211 . В местах благовествования они желали бы соделать здоровыми всех страждущих, оживить у них всех мертвецов. Но желание их вполне не исполнялось, так как им не дано было делать все желаемое 1212 . Они, главным образом, просвещали людей благодатно и воспитывали их так, чтобы каждый из них стал сыном и братом Христовым через освящение ума и сердца своего и устремление помыслов к Богу 1213 . Итак, о жизни в Церкви кратко можно сказать, что она исполнена свободно предпринимаемых верующими подвигов и вместе с тем духоносна, христолюбива и противоположна по делам и достижениям мирской, греховной жизни. Разница церковной и мирской страстной жизни проступает еще резче на фоне выявленных признаков христианского совершенства и святости, к описанию которых мы переходим. VIII. Духовное совершенство и личная святость христианина Рассуждать о бесстрастии и совершенстве можно немногим. Неощущавшие в себе действенности радования и бесстрастия если ведут речь об этом настроении, то на деле не все бывает так, как они говорят 1214 . Сказать просто на данную тему нетрудно и удобно, но дознать опытом состояние бесстрастия то же, что на деле стать совершенным 1215 . Цель христианского совершенства та, чтобы каждый, сознавая себя обнищавшим от небесного богатства, с горящим и напряженным духом поспешал к тому последнему пределу, пока он его не достигнет. Полная свобода от страстей дается за горячую, действенную, духовную любовь к Богу и ближним 1216 . Имеющий ко Господу любовь, горячность и памятование о Нем день и ночь – чист 1217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Светские владетели южной Франции не сдавались ни на что. Папа Иннокентий III (1198–1216 гг.) особенно горячо взялся за обращение еретиков. В 1198 году он отправил в южную Францию легатов с неограниченными полномочиями. Но только До­минику, присоединившемуся к легатам, удалось обратить некоторых. Легаты же мало имели успеха; один из них, Петр Кастельнский, был даже убит (1208 г.). Теперь Иннокентий решился поднять на еретиков крестовый поход. Крестоносное войско, состоявшее из самых отчаянных разбойников, вступило в южную Францию и начало огнем и мечом обращать еретиков. Так, при взятии города Безьера было убито ими 20000 человек; при этом папский легат, ввиду нерешительности крестоносцев как бы вместе с еретиками не умертвить католиков, кричал: «Бейте их, ибо Господь знает своих!» Целых двадцать лет опустошали они южную Францию и, наконец, очистили ее от еретиков. Римская Церковь позаботилась, чтобы еретики не появлялись и на будущее время. На соборе Тулузском в 1229 году были постановлены строгие правила относительно разыскивания еретиков и их наказания. А папа Григорий IX в 1232 году учредил для этого инквизиционный суд, который предоставил доминиканскому ордену. Иннокентий IV в 1259 году дозволил в суде инквизиции употреблять пытки. Секта вальденсов получила свое начало во второй половине XII века от Петра Вальда, лионского купца. Это был человек глубоко религиозный, любивший читать Священное Писание, которое было переведено для него двумя духовными лицами. Через это чтение он познакомился с Церковью апостольского века и, сравнивая ее с Церковью Римской, пришел к убеждению, что Римская Церковь далеко отступила от той. Внезапная смерть одного из друзей Вальда послужила поводом к решительному шагу. Он раздал свое имение бедным и в видах восстановления апостольской Церкви сделался странствующим проповедником покаяния и обращения на путь истинный. К нему пристали другие, и таким образом образовалось целое общество странствующих проповедников. Их называли лионскими нищими, уничиженными, саботатами (по обуви).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третьи утверждают, что Ап. Иоанн обличает иудаистов, отвергавших мессианское достоинство Иисуса Христа 1204 , лжехристов 1205 , отпадших Иудео-христиан 1206 . С полной уверенностью можно утверждать, что Ап. Иоанн встречался и полемизировал с Керинфом. Ап. Иоанн не раз в своих посланиях говорит о существовании того учения, какое проповедовал этот „обольститель“ 1207 . А св. Ириней 1208 , Евсевий Памфил 1209 , блаж. Феодорит 1210 и Никифор Каллист 1211 свидетельствуют единогласно, что Апостол встречался с ним. Встречался он и с другими еретиками Николаитами 1212 . Основателем этой общины все древние писатели – св. Ириней 1213 Тертуллиан 1214 , Климент Александрийский 1215 , Ипполит 1216 , блаж. Иероним 1217 , св. Епифаний Кипрский 1218 , бл. Августин 1219 , Филастрий 1220 , Апостольские постановления 1221 единогласно считают Николая, прозелита из Антиохии 1222 , одного из семи диаконов, избранных Апостолами для наблюдения за „столами“ 1223 . Вероятно, один его необдуманный поступок дал повод этим сектантам ссылаться на него в оправдание своих безнравственных деяний 1224 . Не раз встречался св. Апостол с последователями жены Иезавели, Фиатирской лжепророчицы, которая вводила в заблуждение многих христиан. Повинуясь голосу этой лжепророчицы, совращенные нарушали святость богоучрежденного супружеского союза, принимали участие во всех мерзостях языческих и чрез то разрывали таинственный союз, невидимо соединяющий верующих в одно тело с Главою Христом 1225 . Жизнь и деятельность этой лжепророчицы была почти всецело сходна с жизнью Иезавели, упоминаемой в Ветхом Завете 1226 . Может быть, Ап. Иоанн встречался с гностиками, Василидом, Сатурнином и Карпократом 1227 . Тертуллиан 1228 , св. Епифаний 1229 , Филастрий 1230 , Пациан (Patianus) 1231 , бл. Иероним 1232 , бл. Августин 1233 говорят о встрече его с Евионом 1234 и евионитами. В посланиях Иоанна можно встречать очень сильные намеки на существование такого учения 1235 . Несомненно, св. Апостол не имеет в виду гностиков и докетов второго века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010