В свою очередь судьба по-своему расправилась с теми, для кого клятва не значила ничего. В ноябре 1160 г. Рено де Шатийон решил по-разбойничьи отбить громадные стада скота, которые турки выгнали в район реки Евфрат на зимние пастбища. Однако на этот раз его ждала неудача. Молочный брат Нур ад-Дина, наместник Алеппо Маджд ад-Дин разбил его отряд, а самого Рено взял в плен, где тот провел долгих 16 лет. Впрочем, о нем никто не жалел... Это событие имело далеко идущие последствия, вновь осложнившие отношения между Константинополем и Иерусалимом. Под давлением баронов Антиохии Балдуин III провозгласил 15-летнего Боэмунда III Заику (1163–1201), сына покойного Раймунда де Пуатье, князем города, не спросив мнения Мануила Комнина. Разумеется, это не могло понравиться Византийскому императору. Однако ссора не переросла в нечто большее благодаря печальному событию: 10 февраля 1163 г. в Бейруте, по дороге из Триполи в Антиохию, внезапно скончался на 33-м году жизни Иерусалимский король Балдуин III, оставивший 16-летнюю вдову; детей у них не было. Даже мусульмане горевали по поводу смерти короля. А когда советники Нур ад-Дина предлагали атабегу напасть на Святой город, пока идет подготовка к похоронам, он ответил: «Не нужно мешать народу оплакивать своего великого вождя» 617 . Преемником покойного Балдуина III стал его брат Амори I (1163–1174), 26-летний граф Яффы и Аскалона. Мало уступавший своему предшественнику в уме и образовании и ничуть не отличавшийся от него твердостью характера, он сразу же был вынужден начать войну с армянами, придя на помощь Византии. Князь Торос, в очередной раз предавший императора Мануила Комнина, штурмом взял город Мамистру и перебил византийский гарнизон. Амори благородно предложил василевсу свою помощь, и совместными усилиями они загнали вероломного армянина в горы. Вслед за этим Иерусалимский король задумал реализовать давнюю мечту своего венценосного брата и завладеть Египтом. Совершив необходимые приготовления, Амори обвинил визиря Шавара, традиционно довлевшего над номинальным главой Египта халифом аль-Адидом (1160–1171), в неуплате дани и в сентябре 1163 г. высадился в Египте. Вместе с армией он пересек Синайскую пустыню, но так удачно начинавшийся поход внезапно прекратил Нил, широко разлившийся в том году и перекрывший все дороги. Крестоносцам пришлось отступить 618 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—226— видение, а желать разрешиться от здешней жизни «есть первое и вернейшее благо, и свойственно человеку подлинно здравомыслящему и умному». 1199 На небе святая душа восходит к самому Источнику блага, чистым умом созерцает чистую истину и, в награду за здешнее ревнование о добре, наслаждается совершеннейшим обладанием и созерцанием добра. 1200 К такому созерцанию, как ступени, ведут дела или соблюдение заповедей. 1201 Если восхождение к Источнику блага есть блаженство и цель христианского тайноводства: 1202 то, наоборот, отвержение грешников от Бога и стыд в их совести будут для них величайшим и нескончаемым мучением. 1203 Время человеческой деятельности Бог ограничил пребыванием на земле; а в жизни будущей последует только исследование сделанного здесь. 1204 Поэтому нужно все принести в жертву духу и все переносить «ради любви к Богу и по упованию». 1205 Таковы догматические основания христианской нравственности. Соединяя их все воедино, можно определить общую норму духовно-нравственной христианской жизни. Этим пунктом должна заканчиваться первая часть моего главного исследования. Размеры отчета не позволяют мне излагать дальнейшие пункты нравоучения св. Григория с кратким их раскрытием, подобным предыдущему: я вынуждаюсь только обозначит эти пункты. Во второй части следует учение о царстве Б., понимаемом субъективно. Здесь – речь: 1 . О нравственном чувстве человека вообще и об отношении его к другим духовным способностям. 2 . О нравственном законе, – внутреннем и откровенном. 3 . О нравственных силах человека в особенности. 4 . О грехе, как начале, противоположном началу царства Б. Происхождение греха. Процесс и степени развития порочного состояния. 5 . О добродетели как собственной стихии царства Б. Свойства истинной добродетели: смирение, бескорыстие (вопрос о награде —227— за добродетель), мера во всём (царский путь) и пр. Процесс и степени развития христианского настроения. Отношение последнего к внешнему благородству. 6 . О средствах к поддержанию христианского настроения (борьба с искушениями, молитва , таинства и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1201 Конечно, наука была поставлена этим в чрезвычайно узкие границы, особенно если вспомнить, что законы Юстиниана должны были с этого времени сделаться основой всякого научного исследования, и тем более узкие, что соблюдение императорских повелений в действительности было невозможно. Несмотря на наказания, налагавшаяся на их нарушителей, эти меры остались мертвой буквой. Их уважали только по внешности и под именем indices давались свободные изложения текста; в них делались толкования его, сопровождающиеся объяснительными и научными комментариями (παραγραφα). 1202 Пример этому дали сами члены комиссии, учрежденной Юстинианом; так Феофил и Дорофей составили на греческом языке Jndices к Дигестам, а в конце царствования другой профессор права, Стефан, издал, тоже по-гречески, очень пространный комментарий к Пандектам. На греческом же языке появилось изложение 98. Миниатюра из ватиканского списка Козьмы Индикоплевста.                             Институций, приписываемое, быть может ошибочно, Феофилу; наконец для Кодекса были изданы по-гречески комментарии юрисконсультами Фалалеем, Исидором и Анатолием. Все эти работы свидетельствуют о большой деятельности в школах права VI века; они показывают также крайнюю необходимость перевода на греческий язык официальных латинских текстов нового законодательства для того, чтобы оно сделалось доступным массе населения. Тем не менее, можно было опасаться, что при такой крайне ограниченной области, предоставленной для работ, юридическая наука должна была довольно скоро прийти в некоторый упадок. Узко ограничивая самостоятельность других, Юстиниан не намерен был ограничивать свою. Сверх того, что он сохранил за собой право во всех случаях, не предусмотренных законом, устранять возникшее недоразумение в силу своей императорской власти, он формально обещал, что если в будущем ему покажется необходимым изменить какое-либо постановление или если он придумает лучшее решение, – издавать соответствующее законоположение. 1203 И он очень широко воспользовался данным им самому себе разрешением.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

м) Духовного Собора Киево-Печерской Успенской Лавры, от 10 ноября за 8446, с препровождением, на трехмесячный срок, рукописи Лаврской библиотеки под 290 (145): «Книга словес» иеромонаха Епифания Славинецкого. н) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 30 сентября за 2790: «Вследствие отношений Совета от 12 и 22 сентября сего года за 500 и 514 имею честь сообщить, что греческая рукопись Патриаршей Библиотеки за 163 получена в це- —728— лости. Что касается славянской рукописи Чудов. собр. 318, то она хорошей сохранности, никем не нанята и могла бы быть выслана; но, в виду расстройства почтовых отправлений, вызванного обстоятельствами военного времени, Библиотека опасается вверять ценные памятники письменности обычным способам пересылки и уже отказала некоторым учреждениям в их отправке. Если бы, однако, Совет нашел возможным прислать благонадежное лицо в качестве нарочного с доверенностью на получение памятника, то он мог бы быть вручен доверенному в помещении Библиотеки для доставления в Академию. Уполномоченное лицо могло бы зараз получить и ту рукопись, о которой заявлял, Заведующему Библиотекой Профессор Муретов (хотя и не указал Такой способ пересылки обошелся бы, в виду близости расстояния от, Москвы, не дороже почтового, да и Академия один раз уже прибегала к нему по собственному почину». о) Императорского Московского и Румянцовского Музея, от 15 октября за 1201: «В ответ на отношение от 13-го сего сентября за 553 Императорский Московский и Румянцовский Музей имеет честь уведомить Совет Императорской Московской Духовной Академии, что высылка рукописей, в виду не вполне, правильной железнодорожной службы, по причине военного времени, представляется весьма затруднительной, и посему приостанавливается до окончания войны». Определили: Принять к сведению. XX. Отношение Совета Императорской Киевской Духовной Академии, от 6 ноября за 1991: «Вследствие просьбы экстраординарного профессора Ф.И. Мищенко, Совет Императорской Киевской Духовной Академии покорнейше просить выслать необходимый студенту IV курса В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

34. Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжении святок заводить, по некоторым старинным идолопоклонническим преданиям, игрища, и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни. 36. Запрещаются лжепредсказания и лжепредзнаменования. 38. Нигде, ни в городах, ни в уездах, с образами, свечами или книгами для сбора на церковные строения, монастыри или другие богоугодные заведения без особого надлежащего дозволения, отнюдь не ходить. 39. Приходские священники должны отвращать прихожан своих от всяких суеверий, а местное полицейское начальство старается не допускать к совершению суеверных обрядов. 41. В случае суеверных действий или разглашений, производящих в народе заметное впечатление, особенно с признаками неблагонамеренного вымысла, или корыстных видов, Епархиальный Архиерей обращается к мерам вразумления и увещания, а между тем относится к Начальнику Губернии и, смотря по важности дела, доносит Святейшему Синоду, от которого и ожидает дальнейшего разрешения. 42. Те, которые, пользуясь легковерием простых или слабоумных людей и выдавая себя за колдунов или чародеев, будут представлять им мнимые ведения, или делать предсказания или предзнаменования, или же приготовлять и раздавать или продавать мнимоволшебные напитки или иные составы, имеющие будто бы сверхъестественные силы и действие, или же какие либо, под названием талисманов или иных, также будто бы очарованные вещи, подвергаются наказаниям и взысканиям по правилам в статьях 1200 и 1201 Уложения о Наказаниях постановленным. Сие правило не относится до именующихся чародеями или кудесниками инородцев Сибирских и других, когда они в сем только следуют суеверным правилам своего закона и соединенные с тем обряды исправляют лишь для своих единоверцев. 46. Кто ради корысти, суетной славы или другой личной выгоды будет разглашать или велит разгласить подложно о каком либо, будто бы случившемся, чуде, или же, посредством подлога, какое либо свое, или по распоряжению его, приготовленное действие выдавать легковерным за чудо, того отсылать к суду и наказывать по правилам, изложенным в статье 1199 Уложения о Наказаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

чг. Добродтели пть, начинающымъ уб желати правды, жестокъ и дрхлъ мнитс, не за ном таковом быти, но за человческом чрева матерн, пространствомъ сластей жити свойственно: сщымъ же сред тог прешедшымъ, сладокъ весь и раденъ показетс. Добрымъ бычаемъ покорено ради благаг, безсловесное сластей заглаждаетс въ памти: тмже прочее сладц дша проходитъ добродтелей. Сег ради гдь ввод насъ въ пть глаголетъ, что тсна врата и прискорбный пть, вводй въ жизнь, и малы тмъ пойдтъ 1195 : къ хотщымъ же твердымъ проходити стыхъ заповдей реч: иго мо благо, и брем мо легко 1196 . Подобаетъ убо начала подвига, нжднымъ сты содловати запвди: да видвъ гдь мысль наш и трдъ и томъ, сладц низпослетъ прилжати того заповдемъ: гда бо тогда уготовлетс 1197 , к во мнозй нкоей радости содловати намъ непрестанн благое: тогда бо воистинн размемъ, к бгъ дйствй въ насъ, и хотти, и дти 1198 . чд. Имже бразомъ не разгрнъ и немгченъ воскъ, свтл не можетъ налагаемю том печать избразити: сице и человкъ, аще не трды и немощми искситс, не можетъ вмстити добродтели печать: сег ради убо гдь глаголетъ бжественном пал: довлетъ т благодать мо: сила бо мо въ немощи совершаетс 1199 . Самъ же аплъ хвалитс глагол: Сладц уб похвалюс паче въ немощехъ моихъ, да вселитс въ м сила хртова. Но и во притчахъ писано любитъ гдь, наказетъ: же вскаго сына, 1200 . и аплъ уб немщи, глаголетъ, врагъ крта же част том, и всмъ тогда стымъ прилчахс, да не превозностс, коже самъ глаголетъ, 1201 : но паче да пребываютъ ради во браз частыхъ ради бжественный даръ преподобн соблюдающе: мы же нын немщи, лкавы помыслы глаголемъ, и Тогда бо, понеже звамъ смертонснымъ, и различнымъ инымъ скорбемъ тлеса, иже на грхъ подвизающихс стыхъ предавахс, вышше бх страстей, иже человческом грха прившедшихъ: нын же понеже миръ церквамъ множитс гд, тог ради подобаетъ частыми подстркательствы тл, помыслы же лкавыми дшамъ подвижниквъ искшатис: наипаче же въ нихже размъ во вскомъ чвств и дйстветъ, да и вскаг и кром бдтъ: и возмогтъ вмстити въ сердца сво коже речес, многимъ бжественны доброты печать, по глаголющем пророк: Знаменас на насъ свтъ лица твоег гди 1202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Ап. Павла во время его третьего путешествия могли быть его спутниками при самом начале путешествия, т. е. при выходе Апостола из Иерусалима? Хотя ни св. Дееписатель в своем весьма кратком сообщении об этом выходе св. Апостола из Иерусалима ничего не упоминает о со­провождавших его тогда спутниках, ни сам св. Ап. Павел в своих Посланиях не говорит о них прямо, однако по некоторым косвенным указаниям и кн. Деяний и Посланий самого Апостола возможно приблизительно точно указать этих спутников, вышедших вместе с ним из Иерусалима и, таким образом, вместе с ним на­чавших его третье путешествие. Не все из перечис­ленных выше сотрудников св. Ап. Павла могли быть при нем в самом начале третьего путешествия. Из этого числа должно, прежде всего, исключить Прискиллу и Акилу, о которых известно, что их оставил Апостол —99— в Ефесе пред своим отправлением в Иерусалим 1197 , – затем всех тех, о которых известно, что они сдела­лись сотрудниками св. Павла не ранее начала третьего путешествия. –Таким образом, несомненная возможность быть спутниками при начале третьего путешествия св. Павла открывается: для Тимофея, ставшего спутником св. Апо­стола в начале его второго путешествия 1198 , для Тита, который стал сотрудником св. Апостола еще в конце его первого путешествия 1199 , и для того, неназванного по имени, спутника Тита, о котором св. Апостол говорит, что он во всех церквах похваляется за благовество­вание, который, следовательно, проповедовал и раньше, и не в одной, но во многих церквах 1200 . Что касается Эраста, Гаия, и Аристарха, то по отно­шению к ним несколько затруднительно определить как и время их обращения в христианство, так и начало их сопутствования св. Апостолу. – Эраст, упоминаемый в Деяниях 1201 , есть, несомненно, лицо тождественное с Эрастом, которого св. Павел в своем Послании к Римлянам называет οκονμος τς πλεως (т. е. города Коринфа, где написано это Послание) 1202 и о котором он упоминает в Послании к Тимофею 1203 . Некоторые, правда, различают Эраста – городского казначея от Эраста – спут­ника Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На Западе, наоборот, больше склонялись в сторону действительной всеобщей греховности, унаследованной от Адама. Уже Тертулиан говорил о порче (corruptio), проистекающей во всех людях из греховности рождения (ex originis vitio 1187 ), св. Киприан настаивал на необходимости ради отпущения грехов крещения и не только для взрослых, но и для детей, утверждая, что в крещении отпускаются не собственные, но чужой (т. е. первородный) грех. 1188 Св. Амвросий всё время 1189 колеблется между восточной и западной концепцией первородного греха, но всё же в нём заметен значительный наклон в сторону Запада 1190 и, именно в направлении к Августину. Классическим местом в данном случае является следующая тирада св. отца, повторенная позже и  блаженным Августином 1191 : «Был Адам и в нём были все. Погиб Адам и в нём погибли все». 1192 Возможность такого перехода греха одного на других основывается на том, что Адам был начальником рода. «Чрез одного грех перешёл на всех ( Рим. 5, 18 ). И как нам не избежать начальника рода, так не избежать первовиновника смерти; и как чрез одного к нам вошла смерть, так чрез одного и воскресение». 1193 Своим непослушанием, этой «заразой древнего греха», 1194 Адам совлёк с себя одежду веры и нанёс «смертельную рану» всему человеческому роду, 1195 который пал, таким образом, во грехе своего прародителя. 1196 Отсюда все люди рождаются во грехе, 1197 поскольку каждый из них во грехе Адама. 1198 Никого нет без греха, 1199 ибо быть без греха свойственно одному Богу, 1200 только Христу, 1201 даже Пресвятая Дева – и та была не без недостатков. 1202 Несколько неопределённо только говорит св. Амвросий о греховности детей: то он утверждает, что дитя не имеет никакого греха и вины, и потому оно чисто пред праведным Судиёю (parvuli apud iustum iudicem nulla est culpa…, quia parvulus sine ullo est crimine praevaricationis et culpae 1203 ), что невинно детство людей, 1204 то, наоборот, говорит, что люди становятся причастными скверны ещё раньше своего рождения (antequam nascimur 1205 ), что в каждом из нас сначала рождается Каин, сам себя превозносящий, потом Авель, почитатель Бога, 1206 что никто не может оправдаться в глазах Божиих, так как даже однодневный младенец не свободен от греха, 1207 и что в силу этого необходимо крестить не только взрослых, но и детей. 1208 В этом противоречии св. Амвросия яснее всего сказалось его колебание между восточным 1209 и западным воззрением не первородный грех. 1210

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Но защищая всеми силами Леонтия от обвинений его в разрыве с традиционными началами византийского богословия и в переходе на сторону аристотелизма, а вместе с этим – схоластики, мы не хотим этим сказать того, что богословское учение Леонтия чуждо всяких недостатков и блещет только одними высокими достоинствами. Мы уже отметили некоторые из недочетов этого богословия и теперь можем продолжить их перечисление. Здесь мы должны будем отметить главным образом некоторую терминологическую невыдержанность и неточность, благодаря которой речь Леонтия иногда приобретает сбивчивый, если не сказать двусмысленный, характер. И это нужно сказать даже о самых главных терминах христологии Леонтия – φσις и πστασις, с которыми все время имеет дело наш автор. В сочинениях Леонтия можно встретить несколько определений этих понятий, по смыслу не всегда совпадающих друг с другом. А потом и эти определения иногда разбиваются на два-три смысла каждый, без точного, однако, указания, какому следует в том или другом случае сам автор и какой вообще должен считаться правильным. Чем же можно объяснить эту неточность и непоследовательность Леонтия, для которого эта неустойчивость могла привести к весьма вредным последствиям? Объяснить это можно только тем 1201 , что позиция, занимаемая Леонтием ввиду нападений на нее со всех сторон иномыслящих, была очень трудна для стойкой и систематической обороны. Под аргументы Леонтия подкапываются скрытыми ходами, его ловят на словах, отвлекают внимание от главных пунктов на второстепеннные. Ему приходится не только отражать наносимые удары, но и предупреждать подготовляемые. В таком критическом положении ему и самому всегда грозила опасность и полемическом задоре перейти границу истины и вдаться в крайность. В увлечении он иногда, действительно, переходит эту границу, теряя строгую последовательность. Так, для целей христологии Леонтия требовалось признать за ипостасью понятие самосознающей личности как сверхфизического, всепроникающего принципа духовно-телесных сил 1202 , а за природой – комплекса общих признаков, характеризующих известную группу вещей или существ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1201  Вейсс имеет в виду слова Христа: не прейдёт род сей, как всё сие будет ( Мф. 24:34 ). Но род, γενε, хотя значит поколение, но значит также племя. Иисус Христос высказал то, что это племя, т. е. Иудейский народ, не вымрет до кончины мира. 1202  Lehrbuch der biblischen Theologie des Neuen Testaments. Sechste, verbesserte Auflage. Berlin. 1895. S. 223–227. § 63. 1203  Jahrbücher für Protestantische Theologie herausgegeben von Hase, Lipsius, Pfleiderer, Schrader. Jahrgang 1880. S. 681–705. Zum Verständnis von 2Сол. 2:3–12 . Ein Beitrag zur Kritik des 2-ten Thessalonicher Briefes. 1204  Bornemann. S. 457. Книга Бентковского: Les épitres aux Thessalonians, издана в Женеве в 1880 г. 1206  Толкование Шмидта на Первое Послание к Фессалоникийцам, к которому присоединена статья о Втором Послании, вышло в свет в 1885 году. 1207  Das Urchristentum, seine Schriften und Lehren, in geschichtlichem Zusammenhang beschrieben von Otto Pfleiderer, Dr. u. Prof. d. Theologie an d. Universität Berlin. Berlin. 1887. S. 356–358. 1208  Bornemann. S. 452–453. Мысли свои Клёппер изложил в сочинении: Der zweite Brief an die Thessalonicher. 1889 г. 1211  Краткое опровержение гипотезы Спитты есть у Шмиделя. Hand-Kommentar zum. N. Т. von Boltzmann... Zweiter Band. Zweite Auflage S. 39–41. 1212  Neutestamentliche Theologie, oder geschichtliche Darstellung der Lehren Jesu und des Urchristentums nach den neutestamentlichen Quellen. Zweiter Band. Halle. 1892. S. 343–343. 1213  Hand-Kommentar zum Neuen Testament, bearbeitet von Holtzmann, Lipsius, Schmiedel, Soden. Zweiter Band. Die Briefe an die Thessalonicher und an die Korinther, bearbeitet v. Schmiedel. Zweite Auflage. 1893, S. 37–43. 1214  Zur Geschichte und Literatur des Urchristentums. Erster Band. S. 135–136. Иудейский сивиллист в 71 и даже около 80 года передаёт сагу в первоначальной её форме, т. е. что Нерон ушёл к Парфянам. 1219  The Epistles of St. Paul to the Thessalonians, Galatians and Romans. By Benjamin Jowett, Third edition. London. 1894. P. 86–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010