Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25 ), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-mu). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх 20.10 ; Исх 22.4–5 ; Лев.22:28 ; Втор 25.4 ), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными. Притч.12:12 .  Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Притч.12:13 .  Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.– Притч.12 :13a.  –[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] Притч.12:14 .  От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его. Притч.12:15 .  Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Притч.12:16 .  У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Притч.12:17 .  Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман. Притч.12:18 .  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует. Притч.12:19 .  Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение. Притч.12:20 .  Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев. Притч.12:21 .  Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. Притч.12:22 .  Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.12:6 .  Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих. После общих рассуждений о несостоятельности мудрости друзей, в частности Софара, Иов указывает на ошибочность их главного положения, в установлении и обосновании которого и сказывается вся их мудрость. Теория друзей, будто спокойствие и безопасность – удел одних благочестивых ( Иов 5:19–21, 24, 8:6, 11:18–19 ), опровергается жизнью. Она неотразимо свидетельствует, что данными благами пользуются лица, попирающие божеские и человеческие законы ( " грабители», раздражающие Господа), лица, не признающие другого божества, кроме силы своих рук ( Авв 1.11 ). Иов.12:7 .  И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; Иов.12:8 .  или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Иов.12:9 .  Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? Иов.12:10 .  В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. И подобное явление, т. е. благоденствие нечестивых, – дело не случая, а рук Божиих. Одушевленная и неодушевленная природа ясно свидетельствует, что все в мире делается по воле Господа (ст. 9). В Его руке, власти душа («нефеш») всего живущего, – низшая, элементарная сторона психической жизни, и дух («руах») «всякой человеческой плоти», – то, чем отличается от животных, – разум и высшие идеальные стремления и потребности. Если же все зависит от Бога, то Он, очевидно, допускает и благоденствие нечестивых. Иов.12:11 .  Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? Иов.12:12 .  В старцах – мудрость, и в долголетних – разум. Иов.12:13 .  У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Для оправдания своей теории друзья ссылаются на авторитет предков ( Иов 8.8, 10 ). И никто, конечно, не станет отрицать, что долгая жизнь – школа мудрости (ст. 12). Но, во-первых, нельзя принимать на веру все сказанное ими. Это противно свойственной человеку способности лично познавать истину, различать правду от неправды ( «не ухо ли разбирает слова?» ср. Евр 5.14 ), как лично при помощи языка различать вкус в пище (ст. 11). С другой стороны, хотя старцы и обладают мудростью, но все же остается вопросом, способны ли они понять мироправление существа абсолютного (ср. ст. 12 с Иов 21.22 ), обладающего для управления миром всеми необходимыми свойствами: премудростью – способностью познавать вещи и явления в их существе; силою, – способностью без всяких затруднений осуществить свои планы; советом, – способностью находить самые лучшие пути и средства для достижения известных целей, и разумом, – способностью различать между истиною и ложью, полезным и вредным ( 3Цар 3.9, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.12:18 .  Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, Евр.12:19 .  не к трубному звуку (ср. Исх.19:19 ) Показывает, что если не терпят и в то же время не верят в обетования, то они гораздо более виновны, чем ветхозаветные. И смотри, как делает сравнение. Показав превосходство Нового Завета пред Ветхим во многих отношениях, как это уже известно, выставляет теперь и ветхозаветные великие и чудесные события, бывшие на горе Синай ( Втор.5:22 ), и показывает, что они ничтожны и не могут сравниться с событиями Нового Завета. Ибо там, говорит, много образов для устрашения младенчествующего того народа. Присоединяет также и «огонь», чтобы открыть карательную силу Законодателя и чтобы Он тотчас же явился страшным. «Облако» и «мрак» указывали на значение Ветхого Завета, как тени. Ибо если тот завет был образом, то ясно, что пока не пришла истина, образы были неясными, почему и не знали, что они обозначают. Чрез них же открывалось невидимое Божие. Ибо, говорит, облако – подножие ног Его. Буря же побудила беспечных евреев к вниманию. Трубы же означали как бы присутствие царя. Ибо это будет и во второе пришествие Христово. и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, Ибо слышали, что говорит Бог, для того, чтобы законоположение было достойным веры и чтобы не подумали, что это – слова Моисея. Вообще же голос Божий страшен, а Моисея – слаб. Поэтому они отказались слушать Бога, говоря Моисею: «говори ты с нами... чтобы не говорил с нами Бог» ( Исх.20:19 ). Евр.12:20 .  ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: То есть не могли они выносить ушами, как страшное, то, что говорил Бог. Итак, они стали причиной явления Бога во плоти, чтобы сделаться доступным для них. если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); Евр.12:21 .  и столь ужасно было это видение, Показывает превосходство Нового Завета и в этом. Ибо Ветхий Завет, не имея ничего столь великого, как Новый, был чем-то ужасным, так что по нему нельзя было и зверю прикасаться к горе ( Исх.19:12 ), то есть какому-нибудь из тех животных, какие имелись у народа. Новый же Завет, обладая всем совершенством, не содержит в себе страшного, напротив, все – милостивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

5. Жизнь, жизненная сила. В большинстве употреблений   обозначает факт или состояние существования живого существа как противоположность угрозе жизни, болезни или смерти и в этом смысле соответствует рус. «жизнь» или «здоровье». В таком значении   употребляется в контекстах, где речь идет о сохранении, спасении жизни, а также об угрозе, опасности или о гибели. Часто спасение   прямо противопоставляется смерти. Так, напр., дочь Саула и жена Давида Мелхола, предупреждая мужа о готовящемся покушении на его жизнь, говорит ему: «...если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит» (1 Цар 19. 11). Теми же словами прор. Нафан сообщает Саломии об угрожающей ей и ее сыну опасности: «Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою (  ) и жизнь сына твоего (    ) Соломона» (3 Цар 1. 12). В словах Иова следствием избавления   от смерти является жизнь (  ): «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов 33. 28; ср.: 33. 30). Согласно Книге Притчей Соломоновых, соблюдение заповедей равнозначно сохранению   тогда как нарушение их ведет к смерти: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (   - умрет)» (Притч 19. 16); «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч 21. 23); «Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» (Притч 22. 5; ср.: 1. 19). В том же значении слово   используется в выражении «искать (  ) душу», описывающем желание лишить кого-либо жизни: «И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей» (Исх 4. 19); «Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?» (1 Цар 20. 1; ср.: 22. 23; 23. 15; 25. 29; 2 Цар 4. 8; 16. 11; 3 Цар 19. 10; Иер 4. 30; ср.: 11. 21; 19. 7, 9; 21. 7; 22. 25; 34. 20, 21; 38. 16; 44. 30; 46. 26; 49. 37; Пс 34(35). 4; 37(38). 13; 39(40). 15; 53(54). 5; 62(63). 10; 69(70). 3; 85(86). 14). Эта же идея выражается синонимичными оборотами «подстерегать душу» (        ), «нападать на душу» (    ) и др. Такие выражения характерны для Псалтири, пророческих книг и лит-ры Премудрости, напр.: «...ибо вот, они подстерегают душу мою» (Пс 58 (59). 3); «Толпою устремляются они на душу (    ) праведника и осуждают кровь неповинную» (Пс 93(94). 21; ср.: 34(35). 7; 55(56). 7; 70(71). 10, 13; 123(124). 7; 142(143). 3, 12; Иов 19. 2; Иер 18. 20; Иез 13. 18, 20; Притч 1. 18; 18. 7; 22. 25). Встречаются они также и в исторических текстах. Так, Давид говорит Саулу: «Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил... а ты ищешь души моей (    ), чтоб отнять ее» (1 Цар 24. 12; ср.: 3 Цар 3. 11; 2 Пар 1. 11).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Деян.19:14 .  Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвящен­ника Скевы.: «Семь сынов Скевы». Кто был этот Скева и в каком смысле он назван иудейским первосвященником, неизвестно. Быть может, это был один из начальников священнических черед ( Мф.2:4 ), сыновья которого выселились из Иудеи и промышляли волхвованием. Деян.19:15 .  Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? «Иисуса знаю, и Павел мне известен». Этими словами демон признает свою силу и власть над собою Господа Иисуса Христа и Его апостола, а выражением – " вы же кто»? – высказывает презрение и свою власть над этими злоупотребителями Имени Иисуса. Деян.19:18 .  Многие же из уверовав­ших при­ходили, исповедуя и открывая дела свои. «Приходили, исповедуя и открывая дела свои», т. е. грехи, под влиянием чувства страха и величия Имени Господа Иисуса ( Деян.19:17 ). Это особенно должны были сделать бывшие заклинатели, бросившие свое ремесло и обратившиеся ко Христу: покаяние было следствием их уверования и решимости присоединиться к христианскому обществу, что потом запечатлено было их крещением. Деян.19:19 .  А из занимав­шихся чародей­с­т­во­м довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед­ всеми, и сложили цены их, и ока­за­лось их на пятьдесят тысяч драхм. «Собрав книги свои», в которых записаны были способы производства разных чародеяний и заклинаний, заклинатели предали их публичному торжественному сожжению. Этот оригинальный костер для толпы был лучшею проповедью о силе Христовой, в особенности ввиду ценности сожженного – на 50 000 серебра. Дееписатель не указывает, какою монетою насчитывалась такая сумма. Но, несомненно, в греческом торговом городе считали тогда «драхмой» ­­ 20–25 к. Следовательно, более точно эта сумма составляла на наши деньги около 10 000–12 500 руб. Деян.19:21 .  Когда же это совершилось, Павел по­ложил в духе, прой­дя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, ска­за­в: по­бывав там, я должен видеть и Рим. «Прошедши Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим». Из посланий апостола ( 1Кор.16 и д.; 2Кор.8 ; Рим.15 и д.) видно, что этот путь апостола сопровождался собиранием милости для Церкви Палестинской, на что указывал он и далее в своей речи ( Деян.24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов. 19 :23. Кто бы дал (возможность) написать слова мои и положить в книге на веки? Иов. 19 :24. И на дощечке 391 железной и олове, или на камнях вырезать их? Иов. 19 :25. Ибо я знаю, что Присносущенъ 392 Имеющий искупить 393 меня Иов. 19 :26. (И) 394 на земле воскресить 395 кожу мою, терпящую 396 это, ибо отъ Господа со мною это совершилось 397 . Иов. 19 :20. Это 398 я знаю в себе самом, это видели глаза мои, а не другой (человек), все это у меня совершилось во внутренности 399 . Иов. 19 :28. Если же и скажете: „что скажем против него и причину события 400 (всетаки) найдем в немъ“, Иов. 19 :29. То убойтесь же и вы меча 401 , ибо беззаконников постигнет ярость, и тогда они увидятъ 402 , где их сила 403 . Глава 20 Иов. 20 :1. И отвечал Софар Минейский, и сказал: Иов. 20 :2. Я не такъ думал возражать тебе в сем, и вы 404 знаете не более, чем и я. Иов. 20 :3. Обидное вразумление себе я выслушал и дух разумения (моего) 405 отвечает во мне 406 . Иов. 20 :4. Ужели ты этого еще не знал издревле 407 , какъ поставлен человек на земле? Иов. 20 :5. (Ведь) веселие нечестивых необычайно гибельно 408 и радость беззаконников – пагубна. Иов. 20 :6. Если бы достигли небес дары его и жертва его коснулась облаковъ 409 , Иов. 20 :7. То, когда он признает себя непоколебимымъ 410 , тогда до конца погибнет, видевшие же его скажут: „где онъ“? Иов. 20 :8. Какъ удалившийся сон, он не будет найден, как ночное видение, унесся 411 . Иов. 20 :9. Глаз, видевший его, более не увидит (его) и не узнает уже его место его 412 . Иов. 20 :10. Сыновей его погубят (люди) негодные 413 , а руки его будут причинять 414 болезни. Иов. 20 :11. Кости его наполнились грехами 415 юности его и съ ним в прахе будут лежать. Иов. 20 :12. Если сладка в устах его злоба, он скроет ее под языком своим, Иов. 20 :13. Не удержится от нея и не оставит ея, а соберет ее внутри гортани своей 416 , Иов. 20 :14. Но не сможет помочь себе: желчь аспидовъ 417 — во чреве его 418 . Иов. 20 :15. Богатство, неправедно собираемое, будет изрыгнуто, из храмины его 419 исторгнетъ 420 его Ангелъ 421 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Лев.19:20 .  Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: Лев.19:21 .  пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей; Лев.19:22 .  и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил. Жертва вины за соблазн и осквернение рабыни обрученной (если бы она была свободна, требовалась бы смерть соблазнителя, Втор 18.25–26 , или и соблазненной, Лев.18:23–24 ). Лев.19:23 .  Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам,] и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; Лев.19:24 .  а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; Лев.19:25 .  в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш. Закон – подобно другим некоторым ( Лев.14:34, 23:10, 25:2 ), имевший войти в силу лишь по вступлении Израиля в Ханаан и с началом собственно оседлой жизни. Коль скоро посажено фруктовое дерево, закон регулирует пользование его плодами делением жизни дерева на 3 следующие периода: 1) 3 первые года плоды его запрещены для вкушения, как нечто некультурное, «необрезанное» – нечистое (ср. Ис 52.1 ; Иер 6.10 ); 2) в 4-й год весь сбор плодов дерева должен быть посвящаем Иегове, как благодарение (hitlulim, Vulg.: laudabilis, слав.: « похвален«) за оплодотворение дерева, – как начатки плодов его; 3) с 5-го года плоды дерева были достоянием его собственника, причем ему – за точное соблюдение предписания закона – обещается » прибыток» (слав.; евр.: lehosiph – для прибавления) плодов (LXX: πρσεμα μν τ γενματα). Основание и значение закона не столько сельскохозяйственное и практическое (польза правильного ухода за деревьями, устранение вреда употребления сырых неокрепших плодов), хотя закон и мог иметь это в виду, а религиозно-теократическое – посвящение Иегове первых произведений для освящения всей целости употребляемых человеком в пользу свою предметов: вполне аналогично посвящению первенцев скота ( Исх 13:12, 34:19 ). Данная статья развита талмудистами в целый трактат «Орла» («необрезанное»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.19:27 . Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? «Петр, отвечая, сказал»: вопрос Петра вызван был требованием, предложенным от Господа юноше, и поступком этого юноши, предпочетшего свои сокровища последованию за Господом и оставившего Его (посему – «отвечая»). Вот, говорит Петр, мы сделали то, чего Ты требовал от юноши, «оставили все», что имели, и «последовали за Тобою: что же будет нам?» – «Оставили все»: вероятно, не многое, ибо они были люди бедные, – сети, уды, лодки, бедные жилища; но это немногое было их все, что они имели, и, оставив это немногое, они явили величайшее самоотвержение, – такое же, какое бы оказал богач, отказавшись от своего богатства. – «Что нам будет»: какая нам будет награда, какое воздаяние? – Но «получив еще на земле ключи Царства Небесного, Петр тем более мог быть уверен в наследии благ оного», – для чего же он спрашивает еще об ожидающей его и других апостолов награде? «Поскольку Господь сказал: «если хочешь быть совершенным» и пр. ( Мф.19:21 ), то дабы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным? Для того Петр и предлагает вопрос Иисусу, дабы ты, бедный, знал, что бедность твоя ни мало не вредит тебе... он предложил Иисусу вопрос сей вместо всей вселенной» (Злат.). Сообразно сему и ответ Господа ( Мф.19:28–30 ) относится не к одним только апостолам. Мф.19:28 . Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. В ответе на вопрос о награде, Господь говорит сперва о награде ближайшим своим ученикам – 12 апостолам ( Мф.19:28 ), потом о награде всем Своим истинным последователям ( Мф.19:29 ), и присовокупляет к сему наконец изречение ( Мф.19:30 ), отстраняющее лживые притязания на награду недостойных и имеющее тесную связь с излагаемою далее притчей ( Мф.20:1 и дал.). Награда обещается в будущем, «в пакибытии».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Надеясь, что бичевания будет достаточно для удовлетворения ненависти иудеев, Пилат приказал показать толпе одетого в багряницу Иисуса с терновым венцом на голове. Желая возбудить сострадание ко Христу и показать беспочвенность обвинений в притязаниях галилейского учителя на царскую власть, правитель воскликнул: « Се, Человек !» (Ин.19:5). Но первосвященники и старейшины иудеи вновь криком потребовали казни Иисуса. Раздраженный их упорством Пилат резко ответил: « Возьмите Его вы и распните; ибо я не нахожу в Нем вины » (Ин.19:6), зная, что они не посмеют этого сделать. От бессилия первосвященники начали обвинять Христа в нарушении религиозных законов: « Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим » (Ин.19:7). Пилат был скептиком, но религиозное чувство ему не было чуждо. Новое обвинение против Христа внушило ему страх перед Подсудимым. Отношение Пилата было укреплено его женой, которая во время суда послала к мужу слугу, попросив не делать зла этому Человеку, потому что она много пострадала за Него во сне. Встревоженный Пилат наедине спросил Христа: « Откуда Ты ?» (Ин.19:9). Но Христос молчал. Тогда Пилат напомнил Узнику о своих полномочиях: « Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя ?» (Ин.19:10). Этими словами Пилат осуждает сам себя, т.к. свидетельствует, что у него была свобода выбора и он имел власть и возможность отпустить Невиновного. На вопрос Пилата Христос ответил, что не имел бы правитель над Ним власти, если бы это не было попущено свыше, но больше греха на тех, кто предал Христа в руки Пилата (Ин.19:11). Так, Спаситель указывает и на вину Пилата и на сугубую, более тяжкую вину иудеев. Когда первосвященники поняли, что Пилат намерен все-таки отпустить Христа, они решили добиться Его казни с помощью угроз. Как только Пилат появился из здания претории и вновь спросил иудеев: « Царя ли вашего распну ?», они, словно забыв, что ненавидят язычников и римскую власть, закричали: « Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю » (Ин.19:12). Угроза иудеев написать донос императору подействовала на Пилата и он уступил их желанию. Разбойник Варавва получил свободу, а Христос был приговорен к распятию. Пилат демонстративно умыл руки перед народом, сказав: « Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы » (Мф.27:24). На эту попытку самооправдания толпа отреагировала криком: « Кровь Его на нас и на детях наших » (Мф.27:25) – т.е. иудеи приняли на себя ответственность за смерть Христа. Подлинное значение этих безумных слов открылось вскоре, когда римляне потопили Иерусалим в крови и разрушили его, а также в дальнейшей истории еврейского народа, полной кровавых гонений и преследований. Крестный путь на Голгофу

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010