Находящуюся при этом изображении надпись И. И. Срезневский относит ко времени до 1200 года, – следовательно, к тому же времени, по-видимому, нужно отнести и изображение князя. Не возражая против ученых соображений автора, основанных на признаках письма, мы в то же время не можем считать вопрос этот окончательно решенным. Составитель надписи выражает пожелание Ярославу царства небесного в бесконечные веки. Но такое пожелание возможно было только после кончины Ярослава; при жизни же было естественно пожелать ему здравия и долгоденствия. Так это и делали русские писцы. Согласимся, что в приписке на известном Мстиславовом Евангелии Алекса Лазарев выражает пожелание царства небесного живому князю Мстиславу Владимировичу, но форма этого пожелания иная: Алекса желает «наследия царства небесного и долголетнего княжества»; здесь же буквально одно «царствие небесное со всеми святыми». Речь идет от составителя надписи и относится к лицу, уже умершему; следовательно, над этою надписью работала неизвестная рука не в 1199 году, когда Ярослав был жив, но спустя некоторое время. Время кончины Ярослава в летописях не отмечено. В летописи по архивскому списку, изданному археографическою комиссиею, под 1214 годом, замечено, что Ярослав засел в Торжке; издатели признают в этом Ярославе строителя Нередицкой церкви 140 . Он жив был даже в 1233 г., как видно из слов: «Борисова чад взяла Изборск изгоном с князем Ярославом Владимировичем и с немци» 141 . Если верно, что Ярослав скончался после 1233 года, то ясно, что рассматриваемую надпись нельзя относить к концу XII века. В 1199 году Ярослав был еще жив и в том же году выведен Всеволодом из Новгорода 142 . Отнести надпись к концу XII в. возможно только в том случае, если будет доказано, что Ярослав в том же 1199 г., то есть, когда расписывалась Нередицкая церковь , скончался. Более вероятным представляется первое предположение – особенно в виду следующих соображений. Покойный Прохоров, усмотрев на голове Ярослава подобие татарской фески, усомнился относительно времени происхождения этого изображения и решился отмыть верхний слой фрески, – предположение о феске оказалось ошибочным, но промывка привела к важному открытию: в изображении оказались следы поновлений; под верхним изображением князя открылось другое первоначальное изображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

662 Брюсова В. Г. О содержании росписей XI–XII вв. Мартирьевской паперти Софийского собора Новгорода//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 165 и сл. 663 Штендер Г. М. «Деисус» Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде//ДРИ. Монументальная живопись. Μ., 1980. С. 77 и сл. 666 Лазарев В. H. 1) Искусство Новгорода. Μ.; Л., 1947. С. 27, 59; 2) Фрески Старой Ладоги; 3) Мозаики и фрески... С. 44; Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески/Ред.-сост. В. Д. Сарабьянов. Μ., 2002; Сарабьянов В. Д. Фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге и стилистические течения в новгородской живописи последней трети XII в.//ВВ. 1999. Т. 58(83). С. 128– 147; Т. 59 (84). 2000. С. 166–188. 667 Датировка основана на расчетах С. В. Лалазорова, определившего время второго этапа «после 1166 г.». По стилю эти годы не противоречат стилю росписи. 669 Фрески здесь не сохранились. Аналогия приему – в живописи Нередицы, где люнеты увенчаны монументальными полуфигурами архангелов. Правда, в Нередице архангелы в люнетах основного креста не связаны с изображениями в конхах малых алтарей, где представлены Богоматерь и Предтеча. В. Н. Лазарев и В. Д. Сарабьянов настаивают на отведении люнетов под праздничные сцены, которых должно быть, по их мнению, девять. Но цикл мог быть и сокращенным: к шести композициям в сводах были добавлены две крупные сцены в нижнем ярусе на северной и южной стене (сохранилось «Крещение») (Лазарев В. Н. Фрески Старой Ладоги. С. 28 и сл., 53; Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа... С. 127 и сл.). 670 Возможно, именно поэтому «начальная» сцена праздничного цикла, традиционно располагаемая в люнете или склонах свода, оказалась опущенной в нижний ярус росписи. 671 О реконструкции росписи, описание уцелевших композиций см.: Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа... С. 126 и сл. 673 Согласиться, что этот замысел определен княжеским заказом, как это полагает В. Д. Сарабьянов, затруднительно (Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа... С. 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для удобства дальнейшего изложения введем следующие наименования и обозначения композиций: 1 . «Царь Соломон». 2 . «Цвет и яблонь» (2 глава). 3 . «На ложи моем в нощех исках, егоже возлюби душа моя...», или сокращенно: «На ложи моем в нощех» (3 и 5 главы). 4 . «Брат мой посла руку Свою сквозе скважню, и чрево мое вострепета от Него», или сокращенно: «Посла руку сквозе скважню» (5 глава). 5 . «Едина есть голубица Моя», или «Христова голубица» (6 глава). 6 . «Союз Христа и Церкви», или «На ложе» (4 и 7 главы). В церкви Илии-пророка композиция «Союз Христа и Церкви» расположена последней в ряду, остальные композиции сохраняют ту же последовательность. Смысловая последовательность, избранная в церкви Илии-пророка (Ярославль), нам кажется более удачной, и мы расположим наше описание тоже таким образом. Каждую композицию мы будем описывать, соединяя в один образ фрески из разных храмов. Для удобства записи введем такие обозначения: [Р] – фрески церкви Воскресения в Романове-Борисоглебске. [К] – фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. [Я-И] – фрески церкви Илии-пророка в Ярославле. [Я-П] – фрески церкви Иоанна Предтечи на Толчкове в Ярославле. [Я-Ф] – фрески церкви Феодоровской Божией Матери в Ярославле. Репродукции композиций, приведенные в работе, выполнены с фресок церкви Воскресения, Романов-Борисоглебск [Р]. В начале описания к каждой композиции мы будем приводить стихотворный перевод латинских подписей к гравюрам в Библии Пискатора. Стихотворные надписи на фресках ярославско-костромских храмов составлены подражательно этим стихотворениям Библии Пискатора, хотя и не повторяют их. Ввиду поврежденности фресок надписи на них удалось восстановить только частично. Рассмотрение храмовых фресок вводит нас в удивительный мир святой Песни Песней. Молитвами преподобных иконописцев наших да откроет Господь тайны этих изображений. Композиция первая. Царь Соломон Соломон царь сый зело богатейший, Никтоже бо ин его бысть краснейший. Мудростию же и многим державством,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Л., 1978; ДРИ. М.; Л., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв.; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. Н. Новгородская икона XII-XVII вв. Л., 1983; Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве. М., 1987; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М, 1989; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы, Русь. С. 351-378; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новг., 1999; она же. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002; он же. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI -1-я четв. XII в. М., 2004; Смирнова Э. С., Сарабьянов В. Д. История древнерус. живописи. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008; Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011; Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монументальной живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: Дис. СПб., 2011; Геров Г. Церковь Спаса на Ковалёве. Новг., 2013; История рус. искусства: В 22 т. Т. 2. Ч. 1: Искусство 20-60-х гг. XII в. М., 2015. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Причём, речь Татарова как ведущего фильма представляет собой уникальное явление с точки зрения владения русским языком. Попробую застенографировать то, что он говорит: «Мы хотели бы рассказать о человеке, который подарил нам эту несусветную радость, благодаря которому фрески Дионисия, как привет и напутствие от потомков, дошли до нас почти в авторском виде» (2 мин.51 сек.). В фильме фрески Дионисия называются «несусветной радостью». Я не поверил собственным ушам и проверил в толковом словаре значение этого слова. Действительно, «несусветный» – это «несуразный, поражающий своей нелепостью». Неужели автор хотел выразить именно эту мысль?! Как говорится, это же «несусветная чепуха»! На этом фоне уже не так удивляет заявление о том, что фрески Дионисия шлют нам «привет и напутствие от потомков». Видимо, Татаров хотел сказать «привет потомкам от предков», но получилось так, как получилось. Уже от этих первых неуклюжих фраз теряется доверие к фильму и возникает тревожное ожидание еще каких-нибудь подобных перлов. Почему редакторы не поработали над фильмом, не вырезали эти неряшливые фразы, – остаётся загадкой. Православие среди кряшен: исторический опыт и современная ситуация На этой надуманной концепции о том, что игумения Таисия спасла и подарила человечеству фрески Дионисия, что «человечество обязано Таисии» за эти фрески, строится фактически весь фильм. Он начинается этим заявлением и заканчивается той же мыслью: только благодаря Таисии сохранились росписи Дионисия. Но подобные заявления сильно удивили бы, прежде всего, саму матушку Таисию. Да, действительно, в 1903 году Ферапонтов монастырь по инициативе игумении Таисии (Солоповой) был возобновлен как женский, но это совершенно не значит, что именно она спасла фрески. Таисия написала книгу «Сказание о Ферапонтовом монастыре», где подробно рассказала о том, как была восстановлена обитель. После просмотра фильма я специально перечитал эту книгу и нигде не нашел в ней ни одного упоминания Дионисия и его фресок. Ею двигали совершенно другие мотивы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/13/ne...

В Смоленске, Полоцке были уничтожены многие храмы. Из музейного фонда государственного музея в Полоцке были украдены многие ценнейшие памятники прикладного искусства. Среди них бесследно исчез уникальный напрестольный крест прп. Ефросинии Полоцкой. Особо жестоко разрушались памятники церковного зодчества в Новгороде. Эти земли исторически избежали многих страшных разрушительных нашествий, но их не миновали события последней войны. Осада Новгорода продолжалась 29 месяцев и была снята только 20 января 1944 г. Сильно пострадала св. София Новгородская (XI в.). Храм получил многочисленные серьезные повреждения, разрушен центральный купол. Погибла уникальная фреска Пантократора. Бесследно исчезла часть богатейшей ризницы, не вывезенная советскими властями. Среди утрат: иконы XVI в., иконостасы, резные позолоченные царское и митрополичье место, уникальное паникадило, вложенное в собор царем Борисом Годуновым. При отступлении немецкие солдаты сняли с куполов всю позолоченную медную обшивку. Значительно пострадал древнейший собор Юрьева монастыря (XII в). Храм остался без кровли, золоченые медные листы с куполов были украдены. В башне собора (где находятся фрески XII в.) захватчики устроили наблюдательный пункт. В Никольском соборе на дрова разобрали нижний ярус иконостаса XVIII в. Росписи XII в. во многих местах прострелены. Храм Спаса на Нередице (XII в.) был уничтожен полностью прицельным огнем. Погибли почти все фрески XII-XIII вв. Превращен в руины храм свт. Николая на Липне (XII в.), погибли уникальные фрески. Полностью уничтожен храм Успения Богородицы на Волотовом поле (XIV в.), погибли уникальные фрески и иконостас (XV в.). Погибли храмы: Спаса на Ковалеве, Благовещения на Городище, св. Андрея на Ситке, свв. Флора и Лавра, Архангела Михаила в Сковородском монастыре. Сильно пострадали фрески Феофана Грека в храме Спаса Преображения (1374 г.) и св. Феодора Стратилата  (1361 г.). Полностью разрушен Хутынский монастырь. Псков был одним из красивейших русских городов. Его красота производила сильное впечатление, даже на врагов подступавших к его стенам. «Пскова больше нет, и никогда не будет!» - заявило фашистское командование, покидая город. После ухода вражеских войск, в Пскове сохранились нетронутыми только 4 храма (причем 2 из них XV в., 2 – XVI в.). Разрушена Гдовская церковь и церковь свт. Никиты близ Пскова. Взорван храм Савинновой пустыни (XV в.) с древним иконостасом. Сильно пострадал Снетогорский монастырь, пострадали фрески 1313 г. Была взорвана колокольня-храм (XVII в.), от которой не осталось даже фундаментов. Разрушен уникальный Никольский храм (XV в.) в слободе близ Пскова.

http://pravoslavie.ru/5212.html

Теплица с огурцами Скотный двор. Коров не видно — на пастбище Скотный двор. Коров не видно — на пастбище Скотный двор. Коров не видно — на пастбище Поилка для скота Хозяйственные постройки Помидоры Столярная мастерская Столярная мастерская Монастырское кладбище Строящийся собор Строящийся собор На источнике святой Нины неподалеку от обители На источнике святой Нины неподалеку от обители На источнике святой Нины неподалеку от обители На источнике святой Нины неподалеку от обители На источнике святой Нины неподалеку от обители Храм над источником Храм над источником Храм над источником Храм над источником Храм над источником Храм над источником Дорога к источнику сейчас облагораживается Дорога к источнику сейчас облагораживается Паломники Колокольня монастыря Собор монастыря Распятие. Собор Бодбийского монастыря Святая равноапостольная Нино. Собор Бодбийского монастыря Святой великомученик Георгий. Собор Бодбийского монастыря Интерьер собора Гостеприимство Авраама. Фреска Омовение ног апостолов. Фреска Фрагмент убранства Царских врат Царские врата Ной и сыновья Жена-грешница у ног Спасителя. Фреска Фреска «Столб животворящий (Светицховели)» Иоанн, епископ Бодбийский (Макашвили) Могила епископа Иоанна (Макашвили) Лавка в храме Гроб святой Нино Интерьер собора. Иконостас — последний, сделанный в мастерской Давидо-Гареджийской обители, 1823 год Фрагмент фрески «Страшный суд» Фреска «Страшный суд» Фрески собора, XVIII век Исцеление бесноватых. Фреска собора Ноев ковчег. Фреска собора Радуга завета. Фреска собора Фрески собора, XVIII век Фрески собора, XVIII век Паломники Адам и Ева в раю Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска собора Фрески собора, XVIII век Фрески собора, XVIII век Чудотворная Бодбийская Иверская икона Божией Матери. В годы Великой Отечественной войны образ использовался как операционный стол Паломники прикладываются к гробу святой Нино Царские врата Икона святой Нино Икона Божией Матери «Знамение» Икона Троицы, написанная Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II

http://pravmir.ru/bodbi-dom-svyatoj-niny...

Для нас важно, что в куполе написан образ Спаса (Пантократор), ниже в три­буне Архангелы, а еще ниже, между окон, пророки, т. е. роспись подчинялась установлен­ному порядку. Теперь же роспись Св. Софии не то, что было первоначально – ни основной тип, не детали не отвечают требованиям XI ст. Только изображение Константина и Елены и Пророков дают понятия о древних Новгородских фресках, и в них поражает светлость красок. Собор был весь расписан, но роспись эта до нас не дошла, кроме помянутых изображений. Поэтому, для суждений о древних Новгородских фресках обратимся к сохра­нившимся фрескам Нередицкой церкви, пост­роенной в 6706 (1198) г. «Заложи церковь камину – князь великий Ярослав, сын Володимир, внук Мстисласль, во святаго Спаса Преображения Новгороде на горе, а прозвище Нередице, и начата делати месяца июня в 8 на святаго Феодора, а кончаша месяца сентября» (I Нов.). Как видите, построена она была в 3 мес. Вообще строились тогда церкви необык­новенно скоро – так церковь Преображения в Ст. Руссе в 70 дней, церковь Прокопия в Новгороде в 4 дня. Расписана была Нередицкая церковь в 1199 г. уцелевшие после пожара 1543 года фрески сохранились до наших дней, без всякого исправления, хотя это и нельзя считать научно доказанным. В Нередицкой церкви есть надписи на столбах (grafitti), но они не обследованы еще в научном отношении, и это прямо насущная научная задача. На южной стороне находится замечательное изображение кн. Ярослава Владимировича – это самое обычное изображение ктитора, подносящего построенную им церковь Христу. Князь Ярослав скончался около 1280 г. В 70-х годах минувшего столетия, В. А. Прохоров заметил на голове князя подобие татарской фески, он промыл изображение и оказалось, что фреска была исправлена, Я лично не раз бывал в Нередице, но нигде никаких следов исправления не видал. Если и была реставрация, то она состояла только в освежении красок, без изменения контуров, почему мы и можем на них смотреть как на фрески XII столетия. Приближаются они по стилю к Киевским фрескам XII столетия, но по сохранности своей превосходят все доселе известные в России и Византии фрески до XV столетия. Это фрески совершенно византийского образца и даже надписи на многих из них на жреческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Знаменитая по своим фрескам и архитектуре церковь Спаса Преображения на Нередице находится близ Великого Новгорода, в трех верстах от него, против Юрьева монастыря; расположена она на крутом берегу реки Волхова и видна издали. В 1-й Новгородской летописи об основании Спасо-Нередицкой церкви под 1198 годом записано: «В то же лето заложи церковь камяну князь великий Ярослав, сын Володимир, внук Мстиславль, во имя Святаго Спаса. Преображения Новгорода на горе, а прозвище Нередице; и начаша делати месяца июня в 8, на святого Федора, а концяша месяца сентября». «В лето» же «6707» (т. е. 1199), читаем мы в той же летописи, «исписаша церковь святаго Спаса в Нередицах». Из этого летописного известия видно, что здание храма было сооружено (конечно, вчерне) в течении летних месяцев 1198 года, а фрески были исполнены в следующем году. Спасо-Нередицкая церковь была монастырскою со времени своего построения до XVII века, затем была приходскою церковью, а в настоящее время числится заштатною и приписною. Отсутствие денежных средств в монастыре послужило к сохранению драгоценных фресок церкви; не было денег – не было и возможности «исправлять» и «поновлять» стенопись. Пожар в церкви, бывший в 1543 году, не повредил фресок, так как коснулся лишь верхней части храма до плеч. Фрески Спасо-Нередицкой церкви представляют собою великолепный памятник живописи XII века, весьма осторожно поновленный в XIII веке, как это видно по признакам иконографическим и палеографическим. По фресковой росписи острыми штифтами сделаны надписи; так, на южной стороне столба, между алтарем и диакоником читаем: «В лето 6787 месяца октября 7 преставися раб Божий Кюрил па память святого Сергия, а девятый день жена его преставися Оксиния. Господи, помози рабу своему Кюрилу и Оксинии»; на юго-западном столбе храма: «В лето 6762 месяца генваря 29 преставися раб Божий Козма Ивановичъ». По поводу этих двух надписей проф. Н.В. Покровский замечает: «Как эта, так и другая надпись относятся уже ко 2-й половине XIII века; следовательно, он не ручается за то, что в продолжении слишком 50 лет, протекших от времени первоначального написания фресок, не было произведено здесь реставрации фрески по тем или другим причинами могли потребовать исправления и указанные надписи могли быть нацарапаны на первоначальном грунте, но исправленном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Многие каменные храмы были украшаемы тогдашнею стенною иконописью, т. е. по сырому грунту,— al-fresco. Так расписаны были: собор ростовский епископом Лукою (1187), Дмитриевский во Владимире — великим князем Всеволодом (ок. 1197), суздальский — епископом Митрофаном (1230); в Новгороде церкви: Благовещенская(1189), Ризположенская на городских воротах — архиепископом Мартирием (1196), Спасо-Преображенская в Нередицком монастыре (1199), 40 мученик — Вячеславом, внуком Малышевым (1227), в Старой Руссе — Спасская (1199), в Старой Ладоге — Георгиевская, близ Полоцка — Спасская. Четыре из этих церквей доселе сохранили на стенах своих древние изображения. Именно: а) церковь Спасская близ Полоцка — она вся расписана священными ликами аль-фреско; б) церковь Спасо-Нередицкая в Новгороде, также вся расписанная; в) церковь Георгиевская в Ладоге — здесь сохранились фрески преимущественно в куполе; г) собор Дмитриевский владимирский — тут недавно открыты фрески только под сводами хоров, представляющие Божию Матерь, ангелов, ветхозаветных праотцев Авраама, Исаака и Иакова, двенадцать апостолов и проч. Из иконописцев того времени упоминается только какой-то Грьцин (мирское имя) Петрович, расписавший (1196) Ризположенскую церковь в Новгороде . Очень вероятно, что в расписании Спасской церкви близ Полоцка и Спасо-Нередицкой новгородской участвовали и русские иконописцы, судя по сохранившимся русским надписям. Некоторые храмы, например Дмитриевский во Владимире, Покровский в Боголюбове, Георгиевский в Юрьеве Повольском, построенные из белого мягкого камня, вывезенного из Болгарии, украшены были еще как внутри, так особенно снаружи разными резными изображениями по стенам. С наружной стороны Дмитриевского собора, от половины до самого верха, нет камня, на котором не было бы нарезано изображений ангелов, людей, львов, вообще зверей, птиц, грифонов и разных иероглифических животных. По другим местам видны резные изображения благословляющего Вседержителя, Божией Матери с Предвечным Младенцем, многих святых и в числе их равноапостольного князя Владимира. Такие же каменные изображения, хотя в меньшем количестве, но более выпуклые, доселе видны на наружных стенах Покровской церкви и Георгиевского собора в Юрьеве Повольском. Внутри первых двух храмов, равно как Успенского владимирского собора, сохранились только на столбах резные изображения львов, может быть служившие символами бывшего здесь великого княжения .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010