Если «никто» для чего же один так ревешь ты? Но если болен, то воля на то Зевса, ее не избегнешь. Нам же, Киклопам, нужды нет ни в Боге ни в Зевсе. (2) И Орфей 1184 , еще до него: О сын великого Зевса, отец эгидоносного Зевса. (3) Ксенократ Халкидонский, говоря о верхнем Зевсе и нижнем, подразумевал, очевидно, Отца и Сына. 1185 (4) Однако Гомер, хотя и почитая богов, изображает их подверженными человеческим страстям, в отличие от Эпикура, который вообще отказывается их почитать. 1186 (117,1) Гомер, например, пишет 1187 : Что ты меня, о Пелид, уповая на быстрые ноги, Смертный, преследуешь бога бессмертного, или доселе Бога во мне не узнал. (2) Действительно, смертному не дано уловить Бога силою рук или ног, увидеть или же, иными словами, осознать с помощью органов чувств. (3) «Кому уподобите вы Бога, какое подобие найдете Ему? – сказано в Писании, – (4) Идола выливает художник, или золотильщик покрывает его золотом...» ( Ис. 40:18 ). (118,1) Комический поэт Эпихарм 1188 очень явственно говорит о Логосе в книге «Государство»: Человек нуждается в расчете(λογισμς) и числе. Мы живем числом и расчетом, вот что спасает людей. (2) И далее: Разум правит людьми как должно и всегда спасает. (3) И затем: Есть человеческий расчет, но и божественный разум. Только разум человека от рожденья обращен к жизни, А божественный – изначально сопутствует искусствам, И один лишь учит людей тому, что им выгодно. Ибо не человек изобрел искусство, но Бог, Как и человеческий разум произошел от Божественного. (119,1) Воистину Святой Дух так возвещает через Исаию: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь, – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу». И немного далее: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши из дум ваших» ( Ис. 1:11, 16 ). (2) А комический поэт Менандр 1189 говорит буквально так: О Памфил, клянусь Зевсом, если иной Приносит в жертву множество быков или козлов, Или других животных, или какое творение рук,

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

И было бы так. И ночь уже не сменялась бы днем, и зло не рассеивалось добром. Была бы ночь за ночью и зло было бы после зла. Но возопил Распятый: – Отче! прости им, ибо не знают, что делают! И любовь удерживает поражавшую вечным мраком руку правосудия Божия. – Правосудие, простой человеческий расчет справедливости, ты говоришь Мне: Отпусти, брось Своих распинателей. А Я не отпущу. Не отпущу, пока не отпустит Отец их грех, пока прощение Небесного Отца не будет на всех них, ибо не ведают, что творят! Правдолюб­цы, вы хотели наказания грешников, а Я хочу их прощения! ... и поражено было бедро Иакова. Люди прощены, а Он распят. Трижды боролся Иисус в саду Гефсиманском. Дважды на Голгофе. Три­кирий и дикирий Великого Архиерея. Не сразу после того, как вымолил Иисус людям прощение, кончилась тьма на Голгофе, не сразу солнце засветило. Мрак еще только сгущался. Взывал Иешуа к Отцу Своему о прощении распинателей, взял грех их на Себя, чтобы в пыль не возвратились 1185 . Тогда от их лица Сам ос­тался Один на кресте. В Сыне всегда было благоволение Отца 1186 , а теперь проклятие людское Он взял на Себя 1187 . Люди, правдолюб­цы, богоборцы – вы хотели правды Божией и вот она перед вами – на Гол­гофе распят Христос. И сбылись тогда слова пророка: И к злодеям причтен 1188 . За нас, к нам, к злодеям Он причтен, не сотворив греха. И отделил Бог свет от тьмы 1189 . Вся вселенская тьма и ночь сгус­тились на Голгофе, воплотились в Распятом. И испытал Он муку богооставленности. Испытал за нас за оставлявших Бога. О, адская мука! И борьба сверх сил. Страдая, Распятый вопиет: – Боже Мой! Боже Мой! Внемли мне. Но молчит Отец. – Внемли Мне, для чего Ты оставил Меня? 1190 . Меня оставили все, все-все. Но Ты, Отче, почему Ты оставил Меня? Не разделялась Троица, не покидало Божество распятую Плость. То сто­нал Иисус от лица мучившихся в своей богооставленности. Вот вечный мрак, и абсолютная тьма. Вот он ад, вот тьма кромешная! Где нет Бога, там ад, там ночь. И борется за богооставленных. – Боже Мой, Я вопию днем – и Ты не внемлешь Мне, ночью – и нет Мне успокоения... Избавь от меча душу Мою и от псов одинокую Мою 1191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И мы, исполняя Его святую волю, говорим Вам: «...отдайте Богу Божье...» Только Христу принадлежит власть в Церкви. Он стяжал Её Честной Своей Кровью. Она – Его возлюбленная Невеста, Его дом, Его живое Тело. Тот, кто «мирской власти» позволяет вторгаться во внутреннюю жизнь Церкви, предаёт растлению деву, оскверняет храм, терзает Христово Тело. Подобно Иоанну Предтече, Патриарх поставлен быть Другом Жениха 1189 , полагающим душу свою ради целомудрия Невесты. 1190 Охранение внутренней жизни Церкви от вторжения «кесарева» есть не только дело канонической правды, но и первейший долг христианского благочестия! Друг жениха смеет равнодушно слушать стоны невесты: «Встретили меня стражи, обходящие город; избили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены» (Песн. песн.5:7). III «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Ваше Святейшество! Страждущая Церковь с надеждой обращает к Вам свои взоры. В Ваших руках жезл Первосвятительской власти. Единым Патриаршим словом Вы в силах прекратить беззаконие! Сделайте это! Положите конец долее нетерпимому вмешательству «кесарева» во внутреннюю жизнь Церкви! Восстановите канонические нормы церковной жизни! Созовите новый Церковно-Поместный Собор с самым широким представительством, дайте возможность свободно прозвучать голосу Церкви, ибо душа Её истомилась в молчании; подвига деятельной любви жаждет Церковь – благословите Её, ибо Она не в силах более уклоняться от исполнения Божьей воли. Благословите Её и мы не сомневаемся в том, что Соборный разум Русской Православной Церкви, движимый Духом Святым, не только найдёт способы исцеления церковных болезней, но и откроет перед Русской Церковью путь к новому и великому возрождению. «БУДИ, БУДИ!» Отдайте Богу – Божье, и кесарь сполна получит своё! Ибо подлинно – интересы Церкви в гражданской сфере совпадают с интересами свободного и правового Государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо как Сын Божий может быть исповедуем человеком, подобным нам, которых и братом Он благоволил назваться (ср. Евр.2:17 ), если Он не описуем, подобно нам? Как Он будет рожденным по закону природы, если Он не подобен (448) Своей Матери? Если Он неописуем, [Col. 1189] то и не произошел от девственных кровей Ее, из которых Он создал Себе храм [тела], а носит небесное тело, как думал еретик Маркелл 922 и бывшие прежде него древние нечестивцы. Отсюда следует, что и Матерь Его не есть истинная мать, но лжеименуемая, и Он не подобен нам, но другого естества. Не может быть Он назван и Адамом , ибо как мог бы? Разве инородным телом воскреснет земное? Ибо известно, что подобное спасается подобным (τω ομοω το μοιον νασζεσθαι). Таким образом, следует, что и смерть не истреблена, и подзаконное служение не прекратилось, еще нужно обрезание и прочее. Видишь ли, человек Божий, до какой бездны нечестия дошли иконоборцы, утверждая, что Христос не может изображаться на картине? Они, несомненно, иудействуют. Потому они не принимают и Богородицы и никого из святых, чрез отвержение свойственных им образов гнушаясь самих изображаемых. Ибо почитание и непочитание образа относится к первообразу, как говорит Василий Великий 923 . Если ты отверг изображение Креста, то что ты отверг? Не Животворящий ли Крест? Так и в отношении к царю и ко всякому человеку; так и в отношении ко Христу, и к Матери Его, и ко всякому святому. Ныне Христос отвергается, преследуется и унижается. И блажен ты, отец, подвизающийся и ратоборствующий за Православие. Молись же и обо мне, несчастном, чтобы мне идти по следам твоей святости и не быть отвергнутым за грехи мои. 306. К эконому 924 (449) Я слышал, как прекрасно твоя честность подвизалась за Христа, подвергшись бичеванию и заключенная в темницу, и Владыку Христа, призвавшего тебя к исповеданию Его опять, возблагодарил не только потому, что ты [принадлежишь] вообще к [монашескому] святому образу, но и потому, что состоишь в подчинении [у меня], прибавлю, что принадлежишь и к моему монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Иер. 50 :5. Будут спрашивать о пути в Сион, туда обратив лица свои, придут и присоединятся 1182 к Господу заветом вечным, который не будет предан забвению 1183 . Иер. 50 :6. Народ Мой был как погибшия овцы, пастыри их совратили их и заставили блуждать 1184 по горам: с горы на холм ходили, Иер. 50 :7. Забыли ложе свое, все, кто находили их, пожирали 1185 их, и враги их говорили: „не пощадим 1186 ихъ“, ибо они согрешили пред Господом, – жилищем правды 1187 — пред Господом 1188 , собирающим отцов их. Иер. 50 :8. Выходите из среды Вавилона и из земли Халдейской, выходите, и будьте, как козлы 1189 впереди овец 1190 . Иер. 50 :9. Ибо вот Я подниму и приведу на Вавилон сборища народов великих из земли северной, и вооружатся против него, и тогда он будет взят, ибо стрела сильного и искусного воина 1191 не возвращается напрасно 1192 . Иер. 50 :10. И будет земля 1193 Халдейская разграблена, все грабители ея насытятся, говорит Господь. Иер. 50 :11. Ибо вы веселились и хвастались 1194 , расхищая наследие Мое, скакали, как тельцы на траве, и бодали, как волы. Иер. 50 :12. Посрамлена мать ваша, устыдилась родившая вас, вот она (стала) последняя из народов, (земля) пустынная, и непроходимая и сухая. Иер. 50 :13. От гнева Господня не будут (в нем) жить во веки, но весь будет опустошен, и всякий, проходящий чрез Вавилон, удивится и посвищет 1195 о всех язвах его. Иер. 50 :14. Вооружайтесь против Вавилона все соседи, натягивающие лук, стреляйте в него, не щадите стрел ваших, ибо он пред Господом согрешил. Иер. 50 :15. Возьмите его, руки его ослабели, твердыни 1196 его пали, рушились стены 1197 его, ибо это – возмездие от Господа, отмстите ему: как он поступал, так поступайте и с ним. Иер. 50 :16. Истребите сеющого 1198 из Вавилона и держащого серп во время жатвы; от меча Еллинского 1199 возвратится каждый к своему народу и каждый в свою землю убежит 1200 . Иер. 50 :17. Израиль – блуждающая овца, львы разогнали 1201 его: сначала поедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, обглодал его кости.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Можно ли овладеть этим искусством? Несомненно, что для этого необходимо озарение свыше. А Библия на каждой странице призывает нас видеть руку Господню во всем, что происходит. Так, например, история Иосифа являет нам таинственное вмешательство Бога, заставляющее даже зло служить замыслам спасения: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» ( Быт. 50:20 ). Чтение истории Израиля может стать для нас практическим упражнением для научения в чтении истории нашей собственной жизни. Испытание совести 1189 не следует ограничивать механическим сопоставлением наших действий с принципами неподвижной морали, оно должно стать искусством духовного прочтения каждодневных событий и встреч так, чтобы заканчивать день, осмыслив его, созерцая θεα θελματα, божественные намерения как в наших добродетелях, так и в наших ошибках. Созерцание Суда Суд и Промысел – две стороны одного и того же процесса, рассматриваемого с двух точек зрения или как два особых этапа 1190 . Божественный Промысел становится судом, наказанием по отношению к греху, продолжая оставаться Промыслом для грешника. Вера в суд Божий – одна из фундаментальных основ религии. Управляя событиями, Господь не забывает направлять их так, чтобы злые были наказаны (ср.: Быт. 18:23 и сл.). Существенным элементом христианского покаяния является признание собственных грехов, осуждение самого себя 1191 , постоянная память о страхе Божием и Его суде. Сознавать, что этот суд осуществляется уже сейчас, на земле, – это особая благодать, ведущая к «обращению» сердца. В связи с этим можно, например, привести размышления братьев Иосифа: «Точно мы наказываемся за грех против брата нашего» ( Быт. 42:21 ). Для того, кто способен созерцать жизненные страдания с такой позиции, божественное наказание является новой формой Богоявления, оно соразмерно грешнику, поскольку пробуждает в нем страх Божий и в то же время осуществляет прощение грехов: «освобождает от чувства вины и является причиной оправдания» 1192 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Ричард Львиное Сердце — Ричард I (1157—1199), король Англии с 1189 г ., большую часть жизни провел на войне, участвовал в крестовых походах. 75 Кромвель Оливер (1599—1658) — вождь английской буржуазной революции, протектор (правитель) Англии с 1653 г ., утопил в крови католическое восстание ирландцев. 76 Герцог Альба, Фернандо Альварес де Толедо (1507—1582) — испанский полководец, ввел в Нидерландах режим террора для подавления реформаторского движения (гезов). 77 Эмерсон Ральф Уолдо (1803—1882) — американский философ, идеалист, считавший природу воплощением Духа. 78 Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист, основатель особого экономико-демографического учения — мальтузианства. Мальтузианство считает основной причиной экономических трудностей перенаселение и полагает необходимыми войны, стихийные бедствия и проч. в качестве ограничителя прироста населения. Для католиков мальтузианство было неприемлемо еще и потому, что оно призывало к распространению противозачаточных средств и особенно абортов, совершенно недопустимых, с точки зрения католиков. 79 «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизни вечную» (Ин., XII, 35). 80 Честертон цитирует библейский текст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета!» (Еккл. III, 19). О печальнейшем уделе обреченного на смерть человека Гомер говорит постоянно. 81 Святой Бернард из Аосты — Бернард Ментонский (ум. 1081 г .) — протодьякон в Аосте, основатель (в 1050 г .) монастыря на Пеннинских Альпах, расположенного на высоте 8114 футов на перевале Большой Сен-Бернар. 82 Серая зола — символ покаяния, поскольку дело ордена проповедников, основанного святым Домиником — покаяние за грехи мира. 83 Преступника нужно прощать до семижды семидесяти — Ср.: Мф., XVIII, 22. 84 «ГehpuxV» — трагедия У. Шекспира. При короле Генрихе V Англия добилась наибольших успехов в войне с Францией. 85

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Эмерсон Ральф Уолдо (1803-1882) — американский философ, идеалист, считавший природу воплощением Духа. Мальтус Томас (1766-1834) — английский ученый экономист, основатель особого экономико-демографического учения — мальтузианства.Мальтузианство считает основной причиной экономических трудностей перенаселение и полагает необходимыми войны, стихийные бедствия и проч. в качестве ограничителя прироста населения. Ср.: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин., XII, 25) Честертон цитирует библейский текст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета!» (Еккл. III, 19). О печальнейшем уделе обреченного на смерть человека Гомер говорит постоянно. Святой Бернард из Аосты — протодьякон в Аосте, основатель в 1050 г. монастыря на Пеннинских Альпах, расположенного на высоте 8114 футов на переволе Большой Сен-Бернар. Серая зола — символ покаяния, поскольку дело ордена проповедников, основанного святым Домиником — покаяние за грехи мира. Преступника нужно прощать до седмижды семидесяти — Ср.: Мф., XVIII, 22 «Генрих V» — трагедия У. Шекспира. При короле Генрихе V Англия добилась наибольших успехов в войне с Францией. величайший из Плантагенетов — Генрих II (1132-1189), английский король с 1154 г. Укрепляя церковную власть, столкнулся с противлением церкви, в первую очередь, епископа Кентерберийского, Фомы Беккета. Фома Беккет был убит в храме по приказу короля. После убийства Генриху II пришлось принести публичное покаяние. Жалость святой Екатерины целовала головы на плахе — известный эпизод из жизни святой Екатерины Сиенской — она навещала в тюрьме и сопровождала на казнь осужденного рыцаря Николаса ди Тольдо. Отрубленную голову казненного она взяла в руки и поцеловала. Дугласы — знаменитый шотландский род, оставивший много героев и в истории, и в поэзии. Здесь скорее всего речь идет о сэре Джеймсе Дугласе (1286-1330), который после нескольких набегов на Англию отправился в Святую землю и был убит в пути.

http://pravmir.ru/paradoksy-xristianstva...

Воины Салах-ад-Дина разоряют Св. землю. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Сер. XIII в. (Brit. Lib. Yates Thompson. 12. Fol. 161) Воины Салах-ад-Дина разоряют Св. землю. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. Сер. XIII в. (Brit. Lib. Yates Thompson. 12. Fol. 161) Сбор «королевских» экспедиций требовал длительного времени, но, как выяснилось позднее, на ход войны в Палестине большие армии, возглавляемые монархами, имели лишь ограниченное влияние. В мае 1188 г. Салах-ад-Дин освободил кор. Ги де Лузиньяна, тем самым рассчитывая разжечь междоусобицу среди рыцарей, многие из к-рых видели в короле главного виновника катастрофы. Сеньор Тира Конрад Монферратский отказался впускать его в город и признавать королем Иерусалима до тех пор, пока не прибудут европ. монархи, чтобы совместно решить, кто должен занимать престол в Иерусалиме. Ги де Лузиньяну и его сторонникам пришлось разбить лагерь в окрестностях Тира. В кон. весны 1188 г. в Тир, ставший военной базой 3-го крестового похода, прибыло подкрепление из 200 рыцарей, отправленных кор. Сицилии Вильгельмом II (1166-1189). В 1189 г. по морю прибыли отряды неск. французских сеньоров и итальянских прелатов, в т. ч. Пизанского архиеп. Убальдо Ланфранки, флот которого составлял 52 корабля. Именно эти сравнительно небольшие силы, во главе к-рых встал Ги де Лузиньян, позволили крестоносцам стабилизировать положение и приступить к отвоеванию утраченных территорий. Конрад Монферратский вскоре также присоединился к войску Ги де Лузиньяна. Осада Акры до весны 1191 г. 28 авг. 1189 г. со своим вновь организованным войском (ок. 7 тыс. чел. пехоты и 400 рыцарей) и при поддержке эскадр датчан и фризов Ги де Лузиньян начал осаду Акры: овладев ею он смог бы закрепиться на побережье Сев. Палестины и получить прямой доступ в Галилею и Иерусалим. Первая попытка захватить город была безрезультатной. Однако Салах-ад-Дин, 15 сент. попытавшийся разрушить осадный лагерь крестоносцев под Акрой, также потерпел неудачу. Началось длительное позиционное противостояние: крестоносцы блокировали город с моря и удерживали свой лагерь на берегу к северу от Акры. Мусульмане поддерживали часть сухопутных коммуникаций с городом и строили осадные позиции вокруг лагеря крестоносцев с юга и востока. В крупном столкновении 4 окт. обе стороны понесли большие потери, но в основном сохранили за собой прежние позиции. К концу осени крестоносцы сумели полностью блокировать Акру с суши. Вокруг города образовалась двойная линия блокады, поскольку крестоносцев с суши осаждала армия Салах-ад-Дина. В кон. 1189 г. егип. флот оттеснил эскадры крестоносцев и положил конец блокаде Акры с моря.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Продвижение крестоносцев было прервано 10 июня 1190 г., когда во время перехода через хребет Тавр имп. Фридрих I Барбаросса сорвался с обрыва и утонул в горной реке Каликадн (Салеф; ныне Гёксу). Гибель Фридриха лишила поход смысла для большинства участвовавших в нем рыцарей: они были вынуждены позаботиться о защите своих политических прав на предстоявших в Германии выборах нового императора. Большая часть войска вернулась в Европу. Поход продолжили всего 5 тыс. крестоносцев; их вели сын императора герц. Фридрих Швабский и Конрад Монферратский. Вскоре этот отряд достиг Антиохии. Останки Фридриха Барбароссы были погребены в Тире. Немногочисленный отряд германских рыцарей, дошедших до Сирии и Палестины, уже не мог существенно повлиять на дальнейший ход войны. Экспедиция Ричарда I Львиное Сердце и Филиппа II Августа Наследник англ. престола Ричард I Львиное Сердце (король Англии в 1189-1199) принял крест осенью 1187 г. Однако организации 3-го крестового похода в Англии и во Франции препятствовала война между странами за владение герцогствами Нормандия, Анжу, Турень, Мен и др. В нач. 1188 г. состоялась встреча англ. кор. Генриха II (1154-1189) и франц. кор. Филиппа II Августа (1180-1223), на к-рой монархи согласились заключить перемирие и способствовать крестоносному движению. В Англии и во Франции был введен особый налог на предстоящую экспедицию (т. н. саладинова десятина). Тем не менее летом того же года война возобновилась. Крепость Маркаб ордена госпитальеров близ совр. г. Банияс (Сирия). XII. Крепость Маркаб ордена госпитальеров близ совр. г. Банияс (Сирия). XII. При этом Ричард принес оммаж Филиппу II и открыто выступил против отца, защищая интересы Франции и добиваясь мирного соглашения ради участия обоих королевств в крестовом походе. 6 июля 1189 г., вскоре после заключения перемирия, кор. Генрих II умер в замке Шинон (Франция). Ричард I Львиное Сердце занял англ. престол и начал формировать армию крестоносцев и собирать средства для совместного с французами похода. 18 мая 1190 г. англ. морская экспедиция крестоносцев во главе с Ричардом де Камвилем и Робером де Сабле отправилась из Дартмута вдоль зап. берегов Европы, чтобы соединиться с франц. крестоносцами в Марселе. По пути на Св. землю английские крестоносцы приняли участие в войне против мусульман на стороне португ. кор. Саншу I. Кор. Ричард I, проведя полгода в Англии, вернулся во Францию; 4 июля 1190 г. на переговорах в Везле была достигнута договоренность о встрече крестоносных армий на Сицилии. Не дожидаясь прихода в Марсель англ. морской экспедиции, Ричард Львиное Сердце покинул порт 7 авг. и 23 сент. высадился на Сицилии. Англ. флот опередил его и прибыл к берегам острова уже 14 сент. Ричард I сразу же начал военные действия против сицилийского кор. Танкреда (1189-1194), которого обвиняли в заточении Иоанны Английской, сестры Ричарда Львиное Сердце и вдовы сицилийского кор. Вильгельма II. 4 окт. англичане захватили Мессину, освободив кор. Иоанну.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010