Воссозданный Царь-колокол инженер Подчиненнов собирался водрузить на кремлевскую Филаретовскую пристройку к колокольне Ивана Великого, сделав в ее стене небольшие выемки. Этому предложению предшествовало кропотливое изучение Николаем Владимировичем в архиве императорского двора «Дела о колоколе» и сложные вычисления, выдержит ли вес колокола-гиганта звонница ( Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С. 204–208). РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 143. Л. 96–97 об. Там же. Л. 91. Подчиненнов Н.В. Устройство и установка железной конструкции для привеса колоколов на древней колокольне Московского Даниловского монастыря//Бюллетень Политехнического общества. Вып. 2. 1909; Его же. Устройство и установка железной конструкции для привеса колоколов на древней колокольне Московского Данилова монастыря. М., 1909. Чтобы рассчитаться с заводом Финляндского, Данилов монастырь передал на переплавку некоторые старые, очевидно поврежденные, колокола общим весом 141 пуд (2300 кг). Бытует мнение, что именно в это время был списан в числе упомянутых старых колоколов и пропавший бесследно 65-пудовый «Царский» колокол 1682 года. Но эта гипотеза не имеет под собой основания, ибо в эти годы существовало строжайшее правило, по которому всякая перестройка, переделка и переплавка требовали одобрительной резолюции Императорского археологического общества. «Царский» колокол работы знаменитого мастера Федора Моторина с вкладной надписью, содержавшей имя государя Федора Алексеевича, брата будущего императора Петра I, даже в неисправном виде был слишком значительной, исторически важной реликвией не только в масштабах Данилова монастыря, но Москвы и всей России. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 151-а. Л. 387. Отец Иоаким также из своих средств оплатил счета по подъему «Большого» колокола на колокольню (Там же. Д. 504. Л. 37). Константин Сараджев уверял, что голос «Большого» колокола можно было слышать на расстоянии 20 верст (21 километра), а при особых погодных условиях – на расстоянии 60 верст (64 километров) от монастыря! Бунин И.А. Из записей неизвестного. Этюд VI// Бунин И.А. Под серпом и молотом. Лондон, 1975. С. 24. Макаров М.И. Сокровенная память души. С. 208, 212–213, 223–224, 235. Более подробно с историей даниловских колоколов и древнейшей московской обители можно будет ознакомиться по выходу в свет готовящейся к изданию фондом «Связь времен» книги Инны Симоновой «Колокола Даниила Московского». скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († 19 сент. 1163), свт. (пам. 18 сент., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1156-1163). Краткие сведения об основных событиях жизни А. содержатся в НПЛ. Древнейший список краткого жития А. содержится в пергаменном Прологе кон. XIV в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 162. Л. 31в, 32а); это же житие помещено в Макарьевских Минеях-Четьих под 17 сент. Оно восходит, вероятно, ко времени до 1188 г., т. к. о поставленной А. деревянной Успенской ц. Аркажа мон-ря говорится как о стоящей «до сего дне», тогда как в 1188 г. вместо нее был возведен каменный храм. Согласно житию, А. юношей оставил родителей и принял постриг в новгородском Юрьевом мон-ре , где через нек-рое время был рукоположен во иеромонаха, затем избран игуменом, но по неназванной причине был вынужден оставить обитель. Краткое игуменство А. в Юрьевом мон-ре имело место в промежуток между 1128 (смерть игум. Кириака) и 1130 гг. (упоминание игум. Исаии в дарственной киевского кн. Мстислава Владимировича и его сына новгородского св. блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю, к-рую скорее всего следует датировать 1130 г.). Умолчание об этом в НПЛ объясняется, как можно предполагать, тем, что поставление А. во игумена Юрьева мон-ря произошло при еп. Иоанне Попьяне, к-рого в Новгороде по не совсем понятным причинам не поминали и сведения о к-ром были исключены из летописи в ходе позднейшего редактирования. В 1134 г. кн. Изяслав Мстиславич поручил А. игуменство в основанном им новгородском в честь св. вмч. Пантелеимона мон-ре . В 1153 г. А. построил под Новгородом ц. Успения Пресв. Богоматери и основал при ней мон-рь, названный его именем - Аркаж. Упоминание «Оркадия игумена» в качестве собеседника Кирика Новгородца по каноническим и литургическим вопросам говорит об определенной учености А. Вскоре после смерти Новгородского архиеп. свт. Нифонта (21 апр.

http://pravenc.ru/text/76020.html

В 1184-1194 гг. в Н. господствовала «партия берестяников» под рук. Сверрира. Возвратившемуся в 1183 г. из Англии архиеп. Эйстейну пришлось формально замириться со Сверриром, однако прелат продолжал оставаться его противником. Архиеп. Эйстейн был вынужден сконцентрироваться на внутренних делах, касавшихся территориального устройства церковной провинции, строительства храмов и мон-рей, не вмешиваясь при этом в вопросы управления страной. Тем не менее борьба между королем и Церковью продолжалась. Памятниками этой борьбы стали 2 редакции «Законов Фростатинга», одна из к-рых, «Серый гусь», отражала позицию главенства королевской власти в делах управления страной, а другая - «Золотое перо», возникшая в окружении архиеп. Эйстейна, продвигала политику активного участия Церкви во всех сферах жизни. Своеобразной программой, обозначавшей развитие внутреннего устройства Церкви в Н., стали основанные на Декрете Грациана каноны Нидаросского Собора (Canones Nidrosiensis). В них оговаривалась процедура избрания епископов на собрании каноников и представителей от еп-ства. Церковь сохраняла первенство в распоряжении имуществом «частных» церквей за их владельцами, но право назначать в них священников признавалось исключительно за епископом. Каноны настаивали на соблюдении священниками целибата. До смерти архиеп. Эйстейна (26 янв. 1188) конфликт имел форму ожесточенной полемики, не перерастая в вооруженное противостояние. Вокруг архиепископа сплотились силы, оппозиционные режиму Сверрира. Еще при жизни Эйстейн наметил себе преемника, к-рым стал непримиримый противник Сверрира Ставангерский еп. Эйрик Иварссон (архиепископ Нидаросский в 1188-1213). Сверрир не принял этот выбор и не дал согласие на утверждение Эйрика главой норвеж. Церкви, отказавшись т. о. придерживаться канонов Нидаросского Собора 1152 г., запрещавших светским властям вмешиваться в процедуру избрания. Эйрик в свою очередь не стал короновать Сверрира. Помимо легитимации своей власти коронация была нужна Сверриру, чтобы иметь превосходство над новыми самозванцами, периодически появлявшимися в Н. Получив паллий в Риме, Эйрик, вернувшись в Н., стал во главе оппозиции правящему режиму и вел активную переписку с Папским престолом, с зарубежными правителями и князьями Церкви. Противостояние Сверрира и Эйрика стало одним из эпизодов происходившей в Европе борьбы за доминирование между светской и церковной властями.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Аввакум, по собственному его выражению, во всех городах и селах, где ему приходилось остановиться, с дерзновением кричал, уча народ и обличая ересь Никонианскую 1186 . Ученики Аввакума с успехом распространяли раскол. Они привили его к народу так сильно, что увлеченные, воображая наступившее царствование антихриста, начали массами предаваться сожжению 1187 . Нужна была необыкновенная внимательность по отношению к раскольническим движениям и усиленная деятельность церковной иерархии в обширной и почти дикой стране. Правительство не упускало из внимания Сибирской церкви и епархии. Епархия не оставалась вдовстующей по смерти или после перевода сибирского архиерея, потому что из Москвы тотчас назначали нового. Но московское назначение и действительное епархиальное управление сибирского архиерея далеко не совпадали. Иногда проходили годы в столичных задержках и переездах, пока новый владыка приедет в Тобольск и вступит в управление епархией. До его приезда епархия оставалась без архиерея. Известно напр., что архиеписк. Макарий умер 24 июня 1635 г., а погребен 31 мая 1636 г. (через 10 месяцев), так как его преемник прибыл в Тобольск только 1 апр. Другой сибирский архиепископ Герасим скончался 16 июня 1650 г., а погребен почти через два года 13 мая 1652 г. преемником Симеоном, вероятно, только что приехавшим 1188 . Приезжал архиерей, но он не мог знать всего и удовлетворить духовные нужды своей епархии. Стоило большого труда подыскать кандидатов и заместить окраинные свободные священнические места. Из Тобольска не ехали на край света, а с Байкала, Даурии, берегов Охотского моря и Ледовитого океана не ехали за посвящением в Тобольск. Поэтому попы – бродяги, вроде Андроника, встречали радушный прием. Доверенные, через которых архиереи действовали в отдаленных частях своей епархии, не могли помочь горю. Дело миссии так же страдало. Правительство понимало положение сибирского архиерея и прибегало к посредничеству воевод. В наказах воеводам прописывалось: «кто из ясачных людей захочет креститься своею волею, тех велеть крестить, сыскав про них допряма, своею ли волею хотят креститца» 1189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Построение храма Покрова на Нерли. 1165 около Учреждение Угличской епархии. Подтверждение архиепископского титула новгородских епископов и дарование такого титула Ростовскому епископу Леону (Леонтию II). Из Константинополя прибывает митрополит Константин II. Собор, собранный для решения споров по поводу постов в среду и пятницу. Окончательного решения вынесено не было. Кандидат во Владимирского митрополита и узурпатор Ростовской кафедры Феодор(ец) казнен в Киеве по приказу митрополита Константина II и в соответствии с решением Собора епископов. Собор в Киеве о постах. Мученическая смерть св. блгв. кн. Андрея Боголюбского. Начало распространения христианства в Вятской области новгородскими переселенцами. Возвращение из Рязани образа Владимирской Богоматери. 1182–1197 Предположительные годы правления митрополита Никифора II. С разрешения полоцкого князя Владимира проповедник Мейнгард начинает обращать чудь в латинство. Положено начало насаждению латинства в Ливонии. 1188–1190 Притеснения православных венграми-латинянами в Галиче в период правления на Галичине венгерского королевича Андрея. 1199–1200 Завершение в Киевском Выдубицком монастыре работы над Киевской летописью. Паломничество Добрыни Ядрейковича (будушего Новгородского архиепископа свт. Антония) к святыням Цареграда. Первое упоминание о митрополите Матфее. Взятие Константинополя крестоносцами. Усиливаются попытки папы обратить русских князей в латинство. Посольство папы Иннокентия III к Роману Галицкому, окончившееся безуспешно. Посольство папы к русским архиереям с целью обращения их в латинство, окончившееся безуспешно. 1207 около Учреждение Рязанской епархии. Учреждение епархии во Владимире на Клязьме. Усиление позиций латинства в Галиче после перехода его под владычество венгров. Преставление митрополита Матфея. 1220 около Возникновение епархий в Перемышле и Угровске. 1220е гг. Создание Патерика Киево-Печерского монастыря трудами Владимиро-Суздальского епископа Симона и печерского монаха Поликарпа. Поставление митрополитом грека Кирилла I.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

1162), Моисей († 1187) и Власий (поставл. 1187) 1758 , б) о монастыре Бело-Николаевском – здесь в 1165 г. архиепископ Иоанн повелел игумену Антонию учредить общежитие 1759 ; в) о монастыре Пантелеимоновом – здесь в 1207 г. некто Феодор Пинещенич соорудил новую церковь во имя святого Пантелеймона 1760 ; г) о монастыре Варварином – в нем были игуменьями Анна († 1167), Маримьяна (поставл. 1167), Христина († 1195), Варвара (поставл. 1195) и построена (1218 – 1219) новая каменная церковь во имя святой Варвары 1761 ; д) о монастыре Зверином Покровском – упоминается в 1192 г. игуменья его Евфросиния 1762 ; е) о монастыре Воскресенском – здесь были игуменьи Мария († 1192) и Евдокия (поставл. 1192) и сооружены две церкви – во имя святого Иоанна Милостивого на монастырских воротах (1193) и главная, каменная, во имя Воскресения Христова (1195) 1763 . Два также монастыря устроены Новгородскими владыками. В 1170 г. архиепископ Иоанн с братом своим Гавриилом основал в трех верстах от Новгорода при озере Мячине монастырь Благовещенский, в котором потом соорудил каменную церковь во имя Благовещения (1179) и другую каменную на воротах во имя Богоявления (1180) 1765 . В 1197 г. архиепископ Мартирий построил монастырь Николаевский Островский с каменною церковию во имя Николая в семи верстах от Новгорода к востоку, на острове между реками Вишерою и Вельею 1766 . Два монастыря устроены игуменами: Аркажский и Хутынь. Первый находился в трех верстах от Новгорода к югу и назывался так по имени своего игумена Аркадия, впоследствии епископа Новгородского, который в 1153 г. соорудил на означенном месте деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и собрал братию. Некто Симеон Дыбачевич создал в этом монастыре (1188) каменную церковь во имя Успения, а сын посадника новгородского Михалки Твердислав создал в этом монастыре (1206) другую – во имя святого Симеона столпника на монастырских воротах. Из настоятелей монастыря Аркажского известны Герасим и Панкратий (упом. 1194) 1767 . Начало Хутыню монастырю положил Варлаам, бывший в нем первым игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Собор Латранский врачует бедствия Церкви Западной. Каликст II председательствует на оном; таким образом папы, занимая первое место между отцами приобретают полное владычество на своих соборах. Год 1130 По смерти Онория II преемника Каликстова, в Риме избрали в один день двух пап; и мнение народа разделилось касательно права обоих совместников. Собравшиеся на соборе Этампском французские епископы отвергли Петра Льва, приявшего имя Анаклета II, и покорились власти Иннокентия II, по убеждению Бернарда, первого игумена Клервосского, который по основательности своих писаний, заслужил быть включенным в число великих учителей Церкви Западной. Второй Латранский всеобщий собор положил конец сему новому расколу. Год 1146 Бернард, по повелению ученика своего папы Евгения III, проповедует Второй Крестовой поход для вспомоществования царству Иерусалимскому, которому неверные угрожали великими опасностями. Людовик VII король французский, и император Конрад III возлагают на себя крест; но предприятие сие не имело чаемого успеха. Император был разбит от предательства греков; и оба соединенные войска, от измены сирийских христиан, принуждены были снять осаду с города Дамаска. Год 1179 Для прекращения новых раздоров, из недра Римской Церкви перешедших в главные христианские государства, собирается третий Латранский собор, поражает еретиков, анти-пап и их зачинщиков, и возвращает западному христианству спокойствие. Год 1188 Император Фридерик Рыжебородый, король французский Филипп Август, и король Английский Ричард Львиное Сердце, предпринимают Третий Крестовый Поход, дабы положить преграду быстрым победам князя или султана Египетского Саладина. Болезни войск, смерть императора, ссора двух, в живых оставшихся государей, все споспешествовало ко разрушению нового сего предприятия, кончившегося только завоеванием сильного города Акры, но не стоившего гибели трехсот тысяч человек. Год 1195 Смерть Саладинова подает повод к четвертому Крестовому Походу, к которому возбудил папа Целестин III. Шестьдесять тысяч немцев перешли в Палестину, и одержали там великие выгоды. Но смерть императора Генриха VI все сии завоевания сделала бесполезными. Год 1204

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Румянцев. С. 60 и след. 1323 Титов. Русская Православная Церковь в Польско–Литовском государстве. 2. 1 (1905). С. 194. Прим. 193–212; Покровский. Русские епархии в XVIII веке, в: Прав. соб. 1912. 1. С. 150 и след.; Харлампович. Ук. соч. С. 864 и след. Ср.: ПСЗ. 2. 1188 (договор с Польшей от 24 апреля 1686 г.). 1324 Александренко. Русская посольская церковь (1895); он же. Английская печать и отношение к ней русских дипломатических агентов в XVIII в., в: Русс. ст. 1895. 10; Лондонский священник Я. И. Смирнов, в: Русс. арх. 1879. 2. С. 354–356 (о его деятельности как «дипломатического представителя» в Лондоне при Павле I); Александренко. Император Павел I и англичане, в: Русс. ст. 1879. 10. О Е. И. Попове см.: Родосский. С. 373–375; Русс. ст. 1875. 12. 734–741; Филарет. Собрание мнений. 5. 1. С. 278–285. Ср. во 2 томе об отношениях с англиканской Церковью в XIX в. В 1749 г. священник русской церкви в Лондоне Антипа Маррианов доносил Святейшему Синоду, что «некоторые англикане» перешли в греко–православную веру (ПСПиР. Е. П. 3. 1114). 1325 Мальцев (1911). С. 175 и след. (здесь также о других церквах в Германии); ср.: он же (1906). С. 21 и след. В 1759 г. «конференция при дворе Ее Величества» постановила построить походные церкви в новозавоеванном городе Кенигсберге, Пиллау и Мемеле; после заключения Петром III мира с Фридрихом Великим эти церкви были возвращены в Россию, хотя прусское правительство обязывалось содержать русские церкви для проезжих купцов (ПСЗ. 15. 11566. Ст. 18; ср.: Мальцев (1906). С. 149 и след.). В 1744 г. епископ «греческой веры» Феоклит подал в Святейший Синод прошение о постройке в Лейпциге церкви на российские средства; он просил также о присылке в Лейпциг молодых русских священников и диаконов, которых он, Феоклит, будет обучать «разным наукам». Вследствие неточностей в сведениях Феоклита Синод передал его прошение в Коллегию иностранных дел. Кажется, дело кончилось ничем (ПСПиР. Е. П. 2. 680). Церковь в Лейпциге была построена лишь в 1913 г. в память битвы народов в 1813 г. 1326

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

203 Приехав в Санкт-Петербург в 1787 г., архиепископ Евгений до 1801 г. жил в частном доме, а затем перебрался в Александро-Невскую Лавру, где мирно скончался 27 мая 1806 г. и был похоронен в Феодоровской церкви Лавры. 206 Братии в третьеклассном Даниловом монастыре было по штату 12. См. Архимандрит Дионисий (Виноградов). Даниловский мужской монастырь. С. 105. О деятельности Феотокиса как управляющего обителью свидетельствуют, в частности, документы Данилова монастыря, Московской Синодальной Конторы и Канцелярии Синода периода его настоятельства: РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. 29–37 и др.; Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 24-а. 1793 г. 4; Ч. 25. 1796 г. 75; Ч. 26. 1800 г. 70 и др.; РГИА. Ф. 796. Оп. 74. Д. 238; Оп. 75. Д. 64. 207 Беседка на юго-западной, Никифоровской, башне, ныне не существующая, упоминается в описи 1760 г. и, в перестроенном виде, видна на литографии 1857 г. Во второй половине XIX века, когда территория Данилова монастыря была сильно расширена к западу, в Никифоровской башне была устроена баня, которая соединялась проходом с вновь построенным новым братским корпусом. Это единственная башня монастыря, об историческом названии которой мы имеем документально подтвержденные сведения. Архив ГИОП. Паспорт: «Данилов монастырь. Стены XVIII века. Крепостные башни XVII века». Сост. Карпова М. Г. 2004 г. 210 Александр Маврокордатос – представитель греческого княжеского рода; другой его представитель, также Александр Маврокордатос (1791–1865), был известным деятелем греческого восстания и затем министром при короле Оттоне. 211 РГИА. Ф. 1263 (Комитет министров). Оп. 1. Д. 168. Л. 368, от 25 февраля 1819 г. См.  Γρ.  Σ.  ωσηφ δης.  λξανδρος  ωννου  Μαυροκορδτοςγεμ ν  τς  Μολδαβ ας // Γρηγ ριος Παλαμ ς, 1918. С. 453–456. В 1855 г. здесь же была похоронена и его жена Александра Феодоровна, урожденная графиня Санти. Зеленская Г. М.Архиепископ Никифор... C. 69, примечание 3. 212 Здесь, по словам Врокиниса, они оставались до 1804 г., а затем были перевезены в Константинопольскую Патриаршую школу. См.Соловьев М. Проповеди Никифора Феотоки. С. 81, примечание 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Но посмотри, душа: разве в споре родилась когда-нибудь истина? Разве можно спором, доводами человеческими, изменить мнение, а то – и жизнь человека, позиция которого вполне сложилась, который, надо сказать, не так уж глуп, чтобы считать свое мнение в корне неверным, а твое – единственно верным? Ведь не всегда даже доводы совсем не человеческого происхождения не могут убедить спорящих, и в ход идут последние аргументы совсем не умственного свойства! Вспомним хотя бы безумного Ария, которому великий святитель Мир Ликийских Николай на Первом Вселенском соборе смог объяснить истину правого учения лишь вручную, таким только образом остановив поток его богохульств 1187 . Разве словопрения – лучше молитвы? Тем более – молитвы за врагов своих? Ведь сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ; Лк.6:28 )! И даже с такими, кто в самой вере отчуждился 1188 , церковное право повелевает обращаться не только с подобающей строгостью (еретиков надлежит анафематствовать 1189 , с ними вместе не молиться 1190 и не дозволять им присутствовать на молитвах православных; даже и не впускать их в церковь , если они коснеют в ереси 1191 , и так далее), но и с великой любовью: «Мы избрали за лучшее поступать с вышеупомянутыми людьми кротко и мирно. ...Может быть, тогда, как мы с кротостью собираем разномыслящих, по слову апостола, даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольской сети, быв уловлены от него в свою его волю» (Карф. 77) 1192 . Ты же, душа, и в друзьях своих умудряешься посеять смуту. Но хуже всего, что ты – без году неделю проведя в Церкви – начинаешь учить её, матерь твою, как ей продолжать свою жизнь: так ли, как прожила она уже две тысячи лет с Главой своим Премирным, Господом нашим Иисусом Христом, или – с тобой и как-нибудь по-новому, как того требует современный скоромимоходящий век... И Устав-то тебе не тот, и службы долгие, и присесть-то нельзя, и читают по-славянски, и вообще всё как-то архаично...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010