1181); в 2 циклах на Крите - в парекклисионе св. Иоанна Крестителя ц. св. Василия в Ираклио (1284) и в ц. Панагии в Фоделе (1321); на фресках храма Спаса в Цаленджихе, Грузия (1384-1396); на фресках ц. св. Иоанна Предтечи на о-ве Родос (сер. XV в.) (свод визант. памятников с изображением «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» см.: Κατσιτη. 1998. Σ. 169-174). В средневизант. период сложились неск. иконографических изводов «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи», получивших широкое распространение впосл. Наиболее традиционным является изображение фигуры склонившегося святого в 3/4-ном повороте, над к-рым воин заносит меч; действие происходит на фоне ландшафта, как представлено на миниатюрах из Минология (ГИМ. Греч. 9/382, 1063 г.), из Лекционария (Ath. Dionys. 587, 3-я четв. XI в.); на фресках в крипте ц. св. Иоанна Предтечи в Севастии Палестинской (ок. 1185); в росписях ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) и мн. др. Следующим вариантом иконографии «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» стало изображение совершившейся казни, когда голова отделена от тела, из к-рого изливается кровь; над простертым на земле святым возвышается воин, к-рый вкладывает меч в ножны: миниатюра из Синаксаря Захарии Вагаршакертского под 29 авг. (Кекел. А 648, 1030 г.); икона «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (нач. XIII в.); фреска ц. Успения в мон-ре Трескавец в Македонии (между 1334 и 1343) и др. Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. XVI в. (НГХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. XVI в. (НГХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. 1595 г. (ГИМ) Реже И. П. изображали стоящим, но уже обезглавленным - момент только что совершившейся казни, его глава в нимбе лежит на земле: росписи ц. свт. Николая Чудотворца в г. Куртя-де-Арджеш в Румынии (сер. XIV в.); ц. св. Фанурия (Валсамонеру) на Крите (1408, 1425). Иногда главу на блюде уносят Саломия или воин; в таком варианте «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи» включалось как эпизод в композицию «Пир Ирода» в составе миниатюрных и монументальных повествовательных циклов, напр.

http://pravenc.ru/text/471450.html

На территории Болгарии, в те времена Римской империи, христианство стало распространяться рано, в апостольские времена. Однако крещение Болгарии и принятие христианства произошло в 865 г. в годы правления св. царя Бориса I (852-889, † 907, пам. 2 М.) после того, как византийские монахи нарисовали на стене его дворца картины страшного суда и адских мук. Сразу же после принятия христианской религии был поднят вопрос об автокефалии, которая частично в форме автономной архиепископии в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии была получена 4 марта 870 г. Этот день считается днем рождения Болгарской Церкви. С 919 г. провозглашена абсолютная автокефалия, а архиепископ признан патриархом. Решение вопроса о юридическом статусе Церкви привело ее в состояние нестабильности, потерям автокефалии и гонкам за ее восстановлением, расколам. В 1018-1019 гг. завоевавший Болгарию Василий Болгаробойца признал автокефалию, однако снизил ее ранг до архиепископии и стал назначать епископов из греков, хотя богослужение продолжалось в основном совершаться по-славянски. В результате восстания, организованного братьями Петром и Асенем в 1185-1186 гг.., с целью избавиться от двухвекового греческого засилья, было основано Второе Болгарское Царство (1187-1396) с столицей в Велико Тырново, где располагалась резиденция архиепископа. В 1235 г. по решению Константинопольской Патриархии архиепископия была повышена до статуса Тырновского Патриархата, просуществовавшего до 1393 г. – покорения Болгарии турками. Духовный центр переместился в Охрид, изнывавший под игом греков-фанариотов. После покорения в 1767 г. Балканского полуострова турками и он прекратил свое существование. Начались годы двойного греко-турецкого диктата, оставалась одна надежда на «деда Ивана – братский русский народ, который поможет освобождению болгарской земли». . София - Русская церковь и проспект Русский Когда идешь по центру Софии, то невольно погружаешься в историю русско-болгарских отношений: «проспект Царя Освободителя», «Русский бульвар», кафедральный собор Александра Невского...

http://pravoslavie.ru/39688.html

Мужской монастырь Илии Пророка (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Илии Пророка находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Впервые этот монастырь упоминается западными паломниками около 1160 года. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По сообщению Иоанна Фоки (1185), монастырь Илии Пророка, «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийыем на средства византийского императора Мануила I. (Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2 (23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греч. анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где пророку Илии скрывшемуся в пустыне от Иезавели явился Ангел (3 Цар 19, 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы жившие позднее ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620) - либо с местом, куда пророк удалился во время засухи (3 Цар 17, 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо - Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в монастыре Хозива и с ущельем Харран за р. Иордан. С монастырем Илии Пророка также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (RapmTpouloj. 1996. S. 140-141).

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ [Дейр-Мар-Ильяс; греч. Μον το προφτου Ηλιο; араб.      ], муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Высказывались предположения об основании И. п. м. равноап. Еленой или свт. Илией I (494-516), патриархом Иерусалимским (ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 40). Однако впервые этот монастырь упоминается западными паломниками ок. 1160 г. По сообщению Иоанна Фоки (1185), И. п. м., «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийцем на средства визант. имп. Мануила I ( Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греческому анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где прор. Илии , скрывшемуся в пустыне от Иезавели, являлся Ангел (3 Цар 19. 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы, жившие позднее, ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620), либо с местом, куда удалившемуся во время засухи пророку приносили пищу вороны (3 Цар 17. 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо,- Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в мон-ре Хозива и с долиной Харрар (в настоящее время на территории Иордании). Мон-рь во имя прор. Илии Иерусалимской Православной Церкви Мон-рь во имя прор. Илии Иерусалимской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/389257.html

P. 193). Во время освобождения Болгарии от визант. господства и создания Второго Болгарского царства братья Петр и Асень предприняли попытку перенести центр почитания Д. С. в Тырнове и сделать святого покровителем Болгарии. Они заявили, что после захвата Фессалоники норманнами в 1185 г. Д. С. оставил свой город и переместился в Тырново, где была построена церковь в его честь (см. в разд. «Почитание Д. С. у южных славян и на Руси»). Изображение Д. С. появляется на монетах болг. царей. На «узурпацию» Д. С. болгарами последовала визант. реакция: была создана легенда об убийстве в 1207 г. великомучеником царя Калояна, к-рая появилась в сочинении Иоанна Ставракия, а затем получила широкое распространение в литературе и живописи ( Тъпкова- Заимова. 1979. С. 11-12). В XIII-XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание Д. С. В это время было написано наибольшее количество Похвальных слов и гомилий. Визант. историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о Д. С. Свт. Григорий Палама создал образ молодого Д. С., приближенный к идеалу монахов-исихастов. Георгий Палеолог построил мон-рь во имя Д. С. в К-поле, а Михаил VIII Палеолог (1259-1282) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322-1340) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий (Оксфорд. Bodl. gr. th. F. 1), в к-ром есть иллюстрации к «Мученичеству» Д. С., небесного патрона деспота: кроме традиц. портрета, в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники, имеется еще 6 сцен: святой перед императором, Д. С. умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора, убийство Д. С. в темнице и погребение его ( Walter. 1973. Pl. 13). С VII в. визант. писателями было создано большое количество Похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь Д. С. (BHG, N 534-547). Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений в основном были фессалоникийские архиереи: Иоанн (кон. VI - нач. VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и нач. Х в.), свт. Иосиф Студит Исповедник (807-809, 811-815), Никита (кон. XI - нач. XII в.), Евстафий (1175-1195/96), свт. Григорий Палама (1347-1357), Исидор Глава (1380-1396), Гавриил (1397-1425), Симеон (1416/17-1429), уроженцы или жители города: Константин Арменопул (сер. XIV в.), свт. Филофей Коккин, патриарх К-польский (1353-1354, 1364-1376), Макарий Хумн (2-я пол. XIV в.), свт. Николай Кавасила († после 1391) и Димитрий Хрисолор († после 1416).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Крестово-купольный храм сохраняет господство в болгарской церковной архитектуре и в период византийского владычества (с 1018), и в эпоху Второго Болгарского царства (ок. 1185–1396). Знаменитая Боянская церковь во имя святителя Николая была построена в период между X и XII веками: в плане она представляет собой крест, вписанный в квадрат (в 1259 году к церкви был пристроен новый притвор). Активное церковное строительство ведется в XIII веке в столице Болгарского царства Тырново и его окрестностях. К началу этого столетия относится церковь Петра и Павла в Тырнове, представляющая собой выдающийся памятник крестово-купольной архитектуры. Крестово-купольные храмы остаются преобладающими в городской церковной архитектуре Болгарии вплоть до середины XVIII века, когда широкое распространение получает базилика; с середины XIX века преобладает купольная базилика. После освобождения Болгарии от турецкого ига в 1878 году наблюдается новый расцвет церковной архитектуры. Наряду с местными архитекторами в Болгарии трудятся мастера из России, Австрии и других стран. Русские зодчие, в частности, трудились над созданием кафедрального Александро-Невского собора в Софии (1904–1912). Собор представляет собой крестово-купольное сооружение внушительных размеров (высота купола 45 м, площадь 70x52 кв.м, вместимость около 5 тыс. человек). С 1951 года Александро-Невский храм является патриаршим кафедральным собором. Множество памятников византийской архитектуры расположено на территории современной Сербии, включая Косово и Метохию. Одним из наиболее ранних памятников рашской школы церковной архитектуры является церковь Богородицы Эвергетиды в Студенице (1183), основанная королем Стефаном Неманей и спроектированная в форме однонефной купольной базилики. Выдающимся памятником сербской церковной архитектуры является храм монастыря Грачаница (ок. 1315), прямоугольный в плане с вписанным в прямоугольник крестом; храм увенчан пятью главами со шлемовидным завершением; к храму пристроен прямоугольный эксонартекс со своим куполом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл передал в дар Румынской Церкви частицу мощей преподобного Серафима Саровского 26 октября 2017 г. 21:44 26 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил возглавили принесение ковчега с частицей мощей преподобного Серафима Саровского в духовный центр Румынского Патриархата. После встречи в аэропорту имени Анри Коанды г. Бухареста Предстоятели Русской и Румынской Православных Церквей прибыли на Патриарший холм Бухареста, где находятся собор святых равноапостольных Константина и Елены, а также Патриаршие дворец и резиденция. Под звон колоколов состоялось торжественное шествие с мощами преподобного Серафима Саровского от врат Патриаршего собора на площадь святых Константина и Елены. Ковчег с мощами преподобного Серафима Саровского был поставлен перед престолом, после чего был совершен молебен преподобному Серафиму. В богослужении участвовали иерархи и духовенство Румынской Православной Церкви. На площади молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне. По завершении молебна Блаженнейший Патриарх Даниил от лица духовенства и мирян Румынской Православной Церкви приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и всех участников торжеств: «Благодарим Вас, Ваше Блаженство, возлюбленный о Христе сослужитель, за то, что Вы приехали на великий праздник Патриаршего кафедрального собора и города Бухареста, в день памяти преподобного Димитрия Нового! Благословление и радость, которые приносит нам праздник преподобного Димитрия Нового, возрастают в этом году присутствием в Бухаресте мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, почившего о Господе в 1833 году и прославленного в лике святых Русской Православной Церковью в 1903 году, которого очень хорошо знают и почитают во всем Православии. Мощи преподобного Димитрия Нового, который жил в XIII веке, во время румынско-болгарского царства Асанов (1185-1396), были принесены в этот кафедральный собор 13 июля 1774 года благоволением русского генерала Петра Салтыкова, во время архипастырства благочестивого митрополита Григория II Угровлахийского.

http://patriarchia.ru/db/text/5046999.ht...

(Boissonade Anecdota graeca, t. V, p. 1–62). Cp. Bibl. Hag. Gr. p. 26. Fabricii Bibl. Gr. t. X, p. 200; по слав. Вел. Ч. Мин. Арх. Ком., день 24 октября, ст. 1839–1862; и Ч. Минея Тр.-С. Лавр. Моск. Дух. Акад. 2 (Октябрь) л. 467. 1383 Еверг. Тип. Εχε μν τ. ωμαων σκπτρα (Τυπικ, стр. 301). Acta Sanctorum, October IV, 96–103; Migne, P. Gr., t. CXVI, col. 1185. Cp. Fabricii Bibl Gr., t. X, p. 218. 1384 Еверг. Тип. под 29 числом. νδρν φιλαρτων βος (Τυπικ, стр. 302). Migne, p. Gr., t. CXV, col. 44. Fabricii Bibl. Gr., t. X, p. 187. 1388 144 не имеет. В 905 служба и житие – 4 ноября (У архиеп. Сергия в «Полном месяцеслове Востока», т. 1 изд. 2, на стр. 447–448 ошибочно указана память Иоанникия по 330 под тем же 4 ноября). 1396 144 не имеет. Еверг. Тип. ρχαον τ ωμαων διποντος (Τυπικ, стр. 327). Гр. Ч. М. Синод. б. 361 (XI в. Ноябрь) л. 392 об., 363 (того же века) л. 220 об. Ср. Fabricii Bibl. Gr. t. I p. 336, также Analecta Bollandiana t. XVI, 320 и XXV 496; Bibl. Hag. Gr. p. 108. 1401 Служба Ермилу и Стратонику правится 12 Января вместе со службой муч. Татьяны, так как 13 Января вся служба – отданию Богоявления. 330 л. 131 об. 1403 В Еверг. Тип. соответствует: «Τ ποφϑγματα το γου Μακριου» (Дмитриевский, Τυπικ, стр. 395). См греческий Патерик Синод. библ., 346 (Арх, Владимира, «Описание», стр. 507) л. 205: γαπν δξαν νϑρπων, κα ϑλων προσκυνεσϑαι. См. также 340–347. Слав. пер. в рук. 701 Тр.-Серг. Лавры (Описание, ч. III, стр. 62–80) и в издании «Патерик азбучный», напеч. в Супрасле 1701 г. Русск. перев. в издании редакции «Душеполезное Чтение» «Древний Патерик, изложенный по главам, перевод с греческого. М. 1874. (См. здесь предисловие, стр. 3–8.) 1411 Смысл этой фразы разъясняют следующие параллели из Евергетидского Типикона. 27 января: λγος ες τς μετφρασιν το Αογοϑτου· πμνημα ες τν πνοδον (мощей Иоанна Златоуста ) ο ρχ· λλ πς ν τις (Τυπικ, стр. 420); 22 марта: ναγινσκομεν δ κα τν βον ατο (священномученика Василия) μετφρασιν (Τυπικ, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Tweet Нравится Bulgaria " s Police Donates 14th Century Silver Icon to National Museum of History Source: Archaeology in Bulgaria January 22, 2016 This 14th century Bulgarian silver icon showing Jesus Christ, the Virgin Mary, and St. John the Baptist has made its way to the collection of the National Museum of History in Sofia. Photo: National Museum of History in Sofia      A 14th century silver icon of Jesus Christ from the time of the Second Bulgarian Empire (1185-1396) has been donated to Bulgaria’s National Museum of History in Sofia by the Bulgarian police. The icon is a rectangular silver slab which is 6 cm long and 5 cm wide, the Museum press service has announced. It features an image of Christ Pantocrator (Pantokrator, i.e. Almighty) sitting on a throne, with images of the Holy Mother of God (Virgin Mary) and St. John the Baptist on his sides. “The figures were wonderfully drawn by an experienced engraver, and are fully preserved. This was probably an icon worn on the bosom by a senior aristocrat from the Second Bulgarian Empire, " Bozhidar Dimitrov, Director of the National Museum of History in Sofia, is quoted as saying. More specifically, the silver icon is dated back to the first half of the 14th century. It has been hypothesized that it was made in the then Bulgarian capital Tarnovgrad, today’s Veliko Tarnovo. It probably dates back to the reign of Tsar Todor (Teodor) Svetoslav Terter (r. 1300-1321), or his son, Tsar Georgi II Terter (r. 1331-1323). “It is known that the next Bulgarian Tsar, Tsar Mihail III Shishman (r. 1323-1330) wore on his breast a cross made of regular iron, and often swore, and everyone believed, that it was a miracle cross, " Dimitrov says. In its statement, the Museum reveals that themedieval silver icon was donated for its collection by Inspector Angel Papalezov from the Unit for Fighting Crimes against Cultural Heritage Properties of Bulgaria’s National Police. However, it does not provide any detail as to how the police officer came in possession of the medieval icon, and/or if it was seized fromtreasure hunters or antique traffickers.

http://pravoslavie.ru/89957.html

    Пр. Аврамий, архим. ростовский, XI-XIV в. овт. 29. В службе Григория, Ключев. стр. 462.     Пр. Никита переяслав. 1186 мая 24. Житие написано в конце XIV или в начале XV в. Ключев. стр. 462. 2. Святые, коим установлено празднование на соборе 1547 г     а) Везде:     Иоанн, архиеп. новгородский 7 сент. 1185 г.     Александр невский 23 нояб. 1263 г.     Никон, игумен радонежский, 17 нояб. 1427 г.     Павел пр. комельский или обнорский 10 янв. 1429 г.     Савватий пр. соловецкий 27 сент. 1435 г.     Дионисий пр. глушицкий 1 июня 1437 года.     Михаил пр. клопский 11 янв. ок. 1456 г.     Иона, митроп. московский, 31 мар. 1461 г.     Зосима пр. соловецкий 17 апр. 1478 г.     Пафнутий пр. боровский 1 мая 1478 г.     Макарий, игум. колязинский, 17 мар. 1483 г.     Александр пр. свирский 30 авг. 1533 г.     б) Поместно:     Константин, князь муромский и чада его.: Михаил и Феодор мая 21. XII-XIII в.     Петр, князь муромский и супруга его Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, 25 июня 1228 г.     Прокопий юродивый устюжский, 8 июля 1285 г.     Арсений, еп. тверской, 2 мар. 1409 г.     Максим, блаженный московский, 11 нояб. 1434 г.     Иоанн юродивый устюжский, 29 мая 1494 г. 3. Святые, коим установлено праздновать на соборе 1549 г     Никита, еп. новгородский, 1107 г. янв. 30.     Всеволод-Гавриил, князь псковский, 1138 г. февр. 11.     Нифонт, еп. новгородский, 8 апр. 1156 г.     Аврамий, пр. смоленсвий, 21 авг. в начале XIII в.     Арсений, архиеп. сербский, окт. 28 1266 г.     Антоний, Иоанн, Евстафий, мучч. литовские, 1347 г. апр. 14. Иаков, еп. ростовский, 1391 г. нояб. 27.     Стефан, еп. пермский, 1396 г. 26 апр.     Евфимий, архим. суздальский, 1405 г. 1 апр.     Савва, пр. звенигородский (сторожевский), 1407 дек. 3.     Михаил Ярославич тверский 22 нояб. 1318 г.     Григорий, пр. пельшемский или вологодский, 30 сент. 1441 г.     Евфимий, архиеп. новгородский, 11 мар. 1458.     Иона, архиеп. новгородский, 5 нояб. 1470.     Ефросинь, пр. псковский, 15 мая 1481 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010