Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНОНИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ установленный канонами и др. церковными актами возрастной ценз для поставляемых в разные степени священства, для назначаемых или избираемых на нек-рые церковные должности, для принимающих монашеский постриг, а также для восприемников при крещении и для вступающих в брак. Служение на разных степенях священства предполагает разный минимально необходимый возраст для поставляемых. Связано это с тем, что для иерархического служения необходимы зрелость ума, твердость убеждений, жизненный опыт, к-рые предполагают достижение определенного возраста. Прав. 14 Трулльского Собора устанавливает минимальный возраст ставленника в диакона - 25 лет, а в пресвитера - 30 лет: «...дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учити. Подобно и диакон прежде двадесяти пяти лет... да не поставляется» (ср.: Неокес. 11; Карф. 16(22); IV Всел. 15). В 15-м прав. Трулльского Собора указывается минимальный возраст иподиакона - 20 лет, а также устанавливается прещение для клириков, не достигших К. в.: «Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет, да будет извержен». О возрасте лиц, поставляемых в епископа, каноны умалчивают. «Апостольские постановления» предусматривают для кандидата в епископа 50-летний возраст (Const. Ap. II 1. 1). В «Номоканон XIV титулов» внесено положение из 123-й новеллы имп. св. Юстиниана I, к-рая устанавливает для кандидата на высшую иерархическую степень 35-летний возрастной ценз (Novell. Just. 123. 1. 1), в исключительных случаях - 30-летний (Ibid. 137. 2; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 1. Σ. 65-66). О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонах также ничего не говорится. 123-я новелла имп. св. Юстиниана дозволяет поставлять в чтеца не ранее 18 лет (Novell. Just. 123. 13). В России в синодальный период возрастной ценз был определен только в отношении ставленников, не имевших школьного духовного образования, выпускники же духовных школ поставлялись до достижения К. в. при отсутствии иных канонических препятствий. По действующему Уставу Русской Православной Церкви во диакона и пресвитера можно рукоположить лиц, достигших гражданского совершеннолетия (Устав РПЦ, 2000. XI 24); кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет (Там же. X 10). Устав определил также возрастной ценз для кандидата в патриархи - 40 лет (Там же. IV 17).

http://pravenc.ru/text/1470249.html

Имп. Юстиниан (или Трибониан - подробнее см. в ст. Corpus iuris civilis ) предусматривал возможность издания новых постановлений в случае необходимости регулирования новых общественных отношений или же для улучшения действующего законодательства (Cordi. 4). Н. Ю. издавались на всем протяжении правления имп. Юстиниана. Вместе с тем наиболее активная законотворческая деятельность императора совпадает со временем квесторства «последнего римского юриста» ( Honor é . 1978. P. 256) Трибониана. Автором большого числа постановлений Юстиниана мог быть именно Трибониан, хотя император, возможно, составил несколько новых конституций самостоятельно; в любом случае Трибониан, официально занимая пост quaestor sacri palatii (квестор священного дворца) или выступая в качестве консультанта по юридическим вопросам, в течение длительного времени (529-542) создавал законоположения имп. Юстиниана, в т. ч. возглавлял комиссии по созданию «Институций», «Дигест» и Кодекса Юстиниана. По всей видимости, Трибониан ответственен и за составление части новелл, принятых в правление императора (Ibid. P. XIII.). По мнению англ. исследователя Т. Оноре, с 529 по 542 г. принято 275 датируемых лат. постановлений и 16 постановлений без указания даты, к-рые можно также отнести к этому периоду; Трибониан, по-видимому, был автором 258 датируемых лат. постановлений (и 13 постановлений без указания даты), последнее из них издано в нояб. 541 г. (Ibid. P. 120). Авторство греческих Н. Ю. не устанавливается с такой же определенностью, как авторство лат. постановлений; тем не менее бóльшая часть греч. новелл, принятых с 1 янв. 535 по 1 мая 542 г., вероятно, составлена Трибонианом (Ibid. P. 137). Форма Большинство сохранившихся Н. Ю. представляют собой письма (лат. epistulae) императора различным чиновникам империи или же церковным сановникам. Нормы, устанавливаемые в новеллах, могли действовать в отдельной провинции (провинциях) или во всей империи. Копии (лат. scripta exemplaria, греч. γρφη τ στυπον) одной и той же новеллы могли направляться помимо основного адресата разным чиновникам, при этом тексты новелл могли различаться в зависимости от служебных полномочий адресата. Так, новелла от 18 марта 536 г. адресована префекту претория Иоанну Каппадокийскому, копии - префекту города (К-поля), магистру оффиций, комиту священных щедрот, квестору священного дворца (т. е. Трибониану), комиту частного (императорского) имущества и др. лицам (Nov. 22// Sch ö ll, Kroll. 1895. P. 146, 186-187). Знаменитая Nov. 6 адресована патриарху К-поля Епифанию , а ее копии - патриархам Александрии, Антиохии, Иерусалима и префектам претория Востока (Иоанну Каппадокийскому) и Иллирика ( Sch ö ll, Kroll. 1895. P. 35, 47).

http://pravenc.ru/text/2577789.html

зр. как гражданского, так и церковного права) он становится гораздо позже. В «Дигестах» имп. св. Юстиниана молитвы при заключении Б. не упоминаются (23. 2; 35. 1. 15). В «Эклоге» имп. Льва III и Константина V говорится о гражданском обручении (Titul. 1) и о заключении Б. (Titul. 2), причем в 1-м титуле церковное последование не упомянуто, а во 2-м нормальным способом заключения Б. названо подписание договора, и лишь в особых обстоятельствах допускаются не зафиксированные письменно Б., заключенные или в присутствии друзей (свидетелей), или с церковного благословения. В «Исагоге» (886), в составлении к-рой, возможно, принимал участие Патриарх св. Фотий, также не упоминаются к.-л. молитвы при обручении и указаны 3 способа заключения Б.- подписание договора, венчание и благословение (из документа очевидно, что церковные благословение и венчание - это разные чины; по предположению А. М. Пентковского (Le Mariage. P. 259-287), под «благословением» в «Эклоге» и «Исагоге» следует понимать чин церковного обручения). Начиная с этого (точнее, неск. более раннего) времени из сохранившихся рукописей Евхология (древнейшая - Vat. Barb. 336, кон. VIII в.) известен текст визант. чина церковного благословения Б. Обязательным для всех подданных империи церковное бракосочетание становится только при Льве VI Мудром, 74-я новелла к-рого упоминает о благословении при обручении, а 89-я обязывает получать благословение на совместную жизнь (συνοικσιον). Наконец, в 24-й новелле имп. Алексея I Комнина (1084) как о само собой разумеющемся говорится о церковном благословении при обручении (μνηστεα) и при браке (γμος), а в 31-й новелле (1092) обязательность церковного благословения распространяется и на рабов. С XI в. также и в визант. искусстве типичной иконографией Б. становится образ Христа, венчающего супругов ( Walter. P. 122-125). Православное чинопоследование таинства Б. В греч. и слав. рукописях Евхология текст чинопоследования церковного благословения Б. отличается большим разнообразием, поэтому нельзя говорить о к.-л.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

император объединил все арм. земли в один военный округ с центром в Феодосиополе, во главе его был поставлен магистр армии (magister militum per Armeniam et Pontum Polemoniacum et gentes, под gentes подразумевались южно-арм. сатрапии-нахарарства). На должность магистра был назначен армянин Ситта. Затем имп. Юстиниан реформировал адм. устройство Зап. Армении с целью уравнять правовое положение армян с остальными подданными империи. В соответствии с 31-й новеллой визант. Армения была разделена на Армению Первую (включая всю Внутреннюю и часть бывш. Первой Армении) с центром в Визане (Леонтополе), Армению Вторую (включая часть бывш. Первой и прилегающие понтийские области) с центром в Севастии, Армению Третью (бывш. Вторая) с центром в Мелитине и Армению Четвертую (арм. сатрапии) с центром в Мартирополе (арм. Нпркерт). Прокопий Кесарийский упоминает имена назначавшихся туда правителей-армян: Симеон, Амазасп, Акакий, Фома. Новелла 21(33) имп. Юстиниана под предлогом необходимости уподобить статус армян общеимперскому наносила удар по основам нахарарского землевладения, наделив правом наследования женщин: в результате арм. нахарарства дробились, теряя свою экономическую и политическую силу. Арм. нахарары лишались права иметь свое войско. Т. о. была ликвидирована автономия Четвертой Армении. Формируемые из армян войска направлялись в отдаленные районы империи для охраны границ. Источники упоминают ок. 20 имен армян-полководцев того времени, наиболее известны среди них Артаван Аршакуни (участвовавший в завоевании Сев. Африки) и Нерсес (победоносно завершивший войну с остготами в Италии). В Четвертой Армении были построены крепости Китарич, Мартирополь и др., укреплены города Сатала (Сатаг), Колония, Мелитина, Феодосиополь. Тяжелая налоговая политика империи, повинности, установленные для строительства крепостей, а также догматические разногласия, возникшие после Халкидонского Собора, породили недовольство армян и в 539 г. привели к восстанию, а в 540 г.- к войне Византии с Ираном: прямые обращения арм.

http://pravenc.ru/text/372678.html

14 Третье житие св. Даниила Столпника 38:8–11. 15 [Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1593–1610]. Ср. в 5 новелле имп. Юстиниана: «И если в прежней жизни им было совершено какое-либо падение (ибо природа человеческая является некоторым образом удобопретконовенной к падениям), но достаточна для среднего очищения и успеха в добродетели свидетельство трехлетнего срока» (Новелла 5. P. 31:7–12). 16 Трулльский Собор, 40: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно, то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу (τν μολογαν το κατ Θεν βου), яко уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полнаго раскрытия разума. И тако намеревающийся вступить под иго монашества да будет не менее, как десятилетний, но и для таковаго во власти начальствующаго состоит разсмотрение, не признает ли он за полезнейшее продолжить ему время, пред введением в жизнь монашескую и утверждением в оной. … Сие и мы совершенно уразумев, сообразно с сим определили: намеревающагося начать подвиги по Богу, скоро знаменать знамением благодати, яко некоею печатью, сим самым споспешествуя ему не коснеть долго, не колебаться, более же поощряя его к избранию добра и ко утверждению в оном» (Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 1476–1527). 17 «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме». (Ап. 6, 20, 81, 83; IV Всел. 3, 16; Трул. 21; VII Всел. 10; Карф. 16; двукрат. 11). (ACO.Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 159:31–33). 18 Conciliorum Oecumenicorum Decreta: 1529–1572. 19 Трулльский Собор, 24: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отцев наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен». (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1088–1098)

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

Д. Петракакис пишет, что «св. Василий все монашеское житие основывал на отречении от мира» (Σ. 156). [Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1593-1610]. Ср. в 5 новелле имп. Юстиниана: «И если в прежней жизни им было совершено какое-либо падение (ибо природа человеческая является некоторым образом удобопретконовенной к падениям), но достаточна для среднего очищения и успеха в добродетели свидетельство трехлетнего срока» (Новелла 5. P. 31:7-12). Трулльский Собор, 40: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма  спасительно,  то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу (τν μολογαν το κατ Θεν βου),  яко уже твердый и происходящий от ведения и  рассуждения,  после  полнаго раскрытия разума.  И тако намеревающийся вступить под иго монашества да будет не менее, как десятилетний, но и для таковаго во власти начальствующаго состоит разсмотрение, не признает ли он за полезнейшее продолжить ему время, пред введением в жизнь монашескую и утверждением в оной. … Сие и мы совершенно уразумев, сообразно с сим определили: намеревающагося начать подвиги по Богу, скоро знаменать знамением благодати, яко некоею печатью,  сим самым споспешествуя ему не коснеть долго,  не колебаться,  более же поощряя его к избранию добра и ко утверждению в оном» (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1476-1527). «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме». (Ап. 6, 20, 81, 83; IV Всел. 3, 16; Трул. 21; VII Всел. 10; Карф. 16; двукрат. 11). ( ACO. Concilium universale Chalcedonense anno 451. 2,1,2. P. 159:31-33). Трулльский Собор, 24: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да встанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам  учение  отцев  наших.  Аще же кто обличен будет в сем:  или да престанет, или да будет извержен». (Conciliorum Oecumenicorum Decreta:1088-1098)

http://bogoslov.ru/article/3516854

Как будто не решаясь окончательно вступить на новый путь, законодатели то суживают 3547 , то расширяют вновь круг законных оснований для развода. 3548 Следы —442— этой неустойчивости можно подметить даже в узаконениях, исходивших от одного и того же лица. Наиболее плодовитый из византийских законодателей, имп. Юстиниан, неоднократно возвращавшийся, на протяжении сравнительно небольшого времени, к пересмотру норм бракоразводного права 3549 , подобно своим христианским предшественникам, заявляет себя решительным противником произвольного расторжения супружеств citra omnem causam; но в определении того, как должна быть оцениваема та или другая causa, выставляемая заинтересованною стороной, он значительно расходится не только с творцами прежних правоопределений, а и с самим собой. Сначала ему показалось недостаточно тех вовсе не малочисленных поводов к разводу, какие намечены конституцией Феодосия Младшего 3550 , и он присоединил к ним несколько новых, предоставив мужу право безнаказанно отвергнуть жену, если она умышленно произведёт аборт, позволит себе libidinis causa мыться вместе с посторонними мужчинами или, пренебре- —443— гая своим замужним положением, станет искать нового супружества 3551 ; сверх того, брак мог быть расторгнут и без вины другого супруга – женой или ее родителями, si maritus uxori ab initio matrimonii usque ad duos continuos annos computandos coire minime valeat 3552 , и мужем в случае избрания его в епископы. 3553 С течением времени, однако, взгляд законодателя на пределы допустимости разрыва брачных уз сильно меняется, и он издаёт, одно за другим, несколько ограничительных постановлений, отмечающих собою в истории византийского бракоразводного права решительный поворот в сторону более строгих требований. Ограничение коснулось как признанных дотоле действовавшими узаконениями оснований для развода cum damno, так и тех поводов, наличность которых, по тогдашним понятиям, делала возможным расторжение брака без каких-либо невыгодных последствий для обеих сторон (divortium bona gratia, διαζγιον κατ πρφασιν ελογον). Из обстоятельств этой последней группы, уполномочивавших на односторонний развод, XXII-я новелла Юстиниана одно (ссылку in metalla) устранила совсем 3554 , а бракорасторгающую силу двух других (безвестного отсутствия мужа на войне или неспособности его к телесно-половому сожительству) обставила более строгими гарантиями их неустранимости. 3555 Несколько позже сделан был ещё

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выше уже было замечено (стр. 39), что для лиц несвободного состояния римское право допускало возможность лишь чисто фактического сожительства (contubernium), а отнюдь не законного брака. Это положение, несмотря на его явную несогласуемость с христианскими понятиями о человеческой личности раба ( Гал. 3:28 ), не сразу нашло себе противников в лице христианских императоров и было сполна принято в юстиниановский Corpus juris (см. Nov. XXII, с 11 et 17; cf. 1. 24 Cod. XI, 47). Однако, в позднейшем византийском законодательстве, хотя и не без колебаний, устанавливается иной взгляд, допускающий браки рабов как между собой, так и с лицами свободных состояний. Для нас в настоящем случае представляют интерес, конечно, только эта последняя группа браков и те правоопределения, которые дают возможность проследить отражение в них мысли о необходимой связи между гражданским состоянием одного из супругов и таковым же состоянием другого В этом отношении следует отметить, прежде всего, постановление Эклоги (tit. VIII, с 3, – по изд. Zachariae р. 30) о том, что заключаемый с согласия господина брак раба со свободным лицом делает и раба свободным (ер. Proch. t. XXXIV, с 14, – по изд. Zachariae р. 199–200). Хотя этому положению и не суждено было сразу стать неизменною нормою на будущее время (см. нов. имп. Ирины – у Zachariae в Jus graeco-rom., t III, р. 60: то же в афин. Σντ V, р. 252), тем не менее, основная мысль его не была забыта потом и восстановлена, в несколько изменённом виде, двумя новеллами Льва Мудрого. Первая из них (nov. С), признавая брак между свободными и рабами за действительный, определяет, что status обоих супругов при этом должен становиться одинаковым – либо чрез порабощение (на время) свободного члена брачной четы тому же хозяину, которому принадлежит несвободный супруг, либо чрез освобождение этого последнего за изв. выкуп: смерть господина немедленно освобождает обоих таких супругов (Zachariae, ibid, р 199–200). Другая новелла (CI) предусматривает случай, когда из двух лиц рабского состояния, связанных брачными узами, одно в силу каких-нибудь обстоятельств законно получило свободу: брак чрез это не нарушается, а с освобождением одного супруга становится свободным и другой (Zachariae, ibid, р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Юстиниана I (527-565) и масштабные преобразования в церковной жизни. К-польский патриарх стал основным проводником церковной политики императора, нацеленной на укрепление церковно-государственного и догматического единства Вселенской Церкви, и фактически первенствующей фигурой в церковной иерархии всей империи. Церковно-адм. и богословские меры Юстиниана в равной мере касались всех Поместных Церквей, однако обсуждались и прорабатывались прежде всего при участии патриархов КПЦ. Патриарх Епифаний принимал апелляции, поступавшие из-за пределов своей области. Так, к его суду прибегали епископы Фессалии по поводу конфликтов в своих церквах. В 533 г. Епифаний вместе с Синодом КПЦ подписал эдикт о вере, изданный имп. Юстинианом. В 535 г. императором была издана важная новелла, адресованная Епифанию, которая посвящена упорядочению хиротоний епископов и клириков, а также управлению расходами Церкви. После кончины Епифания в 535 г. на К-польскую кафедру по воле императора и имп. Феодоры был возведен еп. Трапезундский Анфим I (535-536) с целью добиться компромисса с антихалкидонской партией, во главе которой стояли патриарх Феодосий I Александрийский (535-537) и низложенный Севир Антиохийский. Анфим обменялся синодиками с Феодосием и вступил в тайные переговоры с Севиром, что вызвало резкий протест папы Римского св. Агапита I (535-536). В марте 536 г. в К-поле был созван поместный Собор, на к-рый прибыл папа Агапит (папа впервые в истории посещал К-поль). Он отказался встретиться с патриархом Анфимом, обвинив его в неканоническом занятии кафедры. Анфим не явился на Собор и после троекратного приглашения был низложен на канонических основаниях. При участии папы Агапита на К-польскую кафедру был возведен патриарх Мина (536-552). Папа Агапит скончался вскоре после поставления Мины, который стал фактическим главой Собора и первым подписал документы, низлагающие Анфима и анафематствующие лидеров монофизитов Севира, еп. Петра Апамейского и др. В 543 г. Мина председательствовал на К-польском Соборе, осудившем иерусалимских оригенистов и в том же году письменно присоединился к эдикту имп.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

То же можно сказать о гимне « Единородный Сыне...» который был включён имп. Юстинианом I в чин столичной Литургии в 536 г. Интересно, что уже этот имп. Юстиниан боролся с утверждающейся практикой произносить важнейшие Литургические молитвы тайно . Он даже издал специальное постановление о произнесении их в полный голос (Новелла 137, гл. 6). Но объективный ход процесса сакрализации Византийского богослужения был сильнее. Следовательно, на протяжении 6 века (начавшегося правлением имп. Юстиниана) и совершался переход к практике тайного чтения. И если мы в каком-нибудь чине Литургии находим тайные молитвы, то это указывает на время после 6 века. То же самое можно сказать о пении Херувимской песни на Великом входе. По свидетельству Георгия Кедрина, она была введена в чин Литургии в царствование имп. Юстиниана 2 (565–578 гг.), точнее ок. 573 г. Следовательно, если мы встречаем в чине Литургии Великий вход с Херувимской, то это – слой, образовавшийся после 6 века. Вообще, функция Херувимской – заполнить паузу во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол. Это косвенно свидетельствует о том, что уже при Юстиниане в КПле начинается формирование Проскомидии. В своём подробнейшем исследовании «Исторический обзор чинопоследования Проскомидии» (М. 1895 г.) Сергей Муретов относит время её повсеместного установления к рубежу 7 и 8 веков. Это – характернейший момент Восточной императорской Литургии, и он тесно связан с чином входа императора. На Западе Проскомидии нет . А вот пение Аллилуария между чтением Апостола и Евангелия впервые появилось именно на Западе – в Риме при папе Дамасе (4 в.), а на Востоке было заимствовано лишь в 7 веке. К тому же 7 веку относится пение «Да исполнятся уста наша Твоего, Господи...»в конце Литургии. Антифоны изобразительные, которыми начинается современная Литургия, ещё более поздние. Это 8–9 века. Сугубая ектенья , вставшая у нас на место проповеди после Евангелия, – это 10 век. Пение «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и пренепорочную...» в ходатайственной части Евхаристического канона Литургии Иоанна Златоустог о датируется 980 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010