Любовь желает обладать, но еще более готова отдать себя. Апостол Павел хочет Христа, но Христа любит больше себя. И народ свой тоже любит более себя. За Христа, за славу и честь Его, за родных по плоти, готов быть отлучен от Христа. Павел, ты страшен в любви своей. Ты – второй Моисей. Святой Богобо­рец церкви Христовой. И что? Каков результат этой самоотверженности Павловой? Ради Павла, или не ради Павла, – об этом ничего не говорится в Писании, – но результат известен. Завершая свои размышления о судьбах израильского народа, которые апостол начал с дерзновенной готовности быть отлученным от Христа 1162 , он пишет так: Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – ...что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ СПАСЕТСЯ! 1163 Израиль спасется! Пусть не через его, Павлову, проповедь, не через пропо­ведь Петра, но настанет день и Израиль спасется! Устами последнего изра­ильского пророка Малахии Бог отвечает Павлу: – Нет, ты не будешь отлучен от Христа! А родные твои по плоти? И они тоже. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Ягве, вели­кого и страшного. И он обратит сердца отцов (израильтян) к детям (хрис­тианам) и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли про­клятием 1164 . Вот достойный итог Павловой борьбы, его великой печали и непрестан­ного мучения сердца его. Он, Павел, не будет отлучен от Христа, как и неког­да Моисей не был вычеркнут из книги жизни. Ему, Павлу, готовится венец правды 1165 в День оный, а вознесенный на огненной колеснице про­рок будет послан к народу Павла, к родным его по плоти, и тогда остаток Из­раиля весь спасется! Бог начал – Бог и завершит, но чтобы это случилось, ну­жен пламень Илии и нужно нежное, страждущее сердце не менее огненного Павла, его страшная готовность быть за родных отлученным от Христа; быть отлученным от Христа ради славы бесконечно любимого им Христа. Если не погрешительно будет сказать, то перед таким Павлом Христос устоять не мог. И те, кому Христос оставил дом пустой 1166 , будут спасены! ПРАВЕДНАЯ МОНИКА 1167

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Наиболее явно, если говорить о своеобразных чтениях древнегреческого перевода Библии, вера в воскресение из мертвых представлена в книге Иова. Свидетельство этого памятника ценно прежде всего тем, что интересующие нас фрагменты хорошо прочитываются в более широком контексте, позволяя предположить наличие разночтений уже в еврейском оригинале. При чем если более достоверным считается более связный текст, то Септуагинта вправе претендовать здесь на историческое первенство. Рассмотрим вначале 14-ю главу, которая представляет собой законченный в смысловом отношении отрывок, воспроизводящий речь самого Иова: Иов 14 LXX 1 Человек, рожденный женою, недолговечен, и гнев пребывает на нем 1160 ; 2 или он подобен цветку, который зацвел и опал; он убегает как тень и не стоит на месте. 3 Но не его ли Ты сделал предметом рассмотрения 1161 и заставил предстать на суд пред Тобою? 4 Ибо кто тот, который чист будет от скверны? 1162 Никто, если даже один день проживет на земле 1163 ; но и месяцы его исчислены Тобою, срок Ты положил ему, и не преступит [предела]. 6 Отступи от него, чтобы он мог передохнуть и счесть свою жизнь благом, как наемник. 7 Ведь и дереву есть надежда: если срубят его, зацветет опять, ибо отросток его сохранится; 8 если же состарится в земле корень его, или на камне иссякнет ствол его, 9 то зацветет [снова] под влиянием воды, даст побеги посаженное вновь. 10 А человек умерший отошел, пал, и больше нет его 1164 . 11 Со временем оскудевает море, опустелая река пересыхает: 12 человек же, уснув, не встанет, пока не будет небо сошвено 1165 ,ø и не пробудятся [все] от сна своего, † 13 О, если бы во аде Ты сохранил меня, скрыл бы меня, пока не пройдет гнев Твой: назначь мне время, когда Ты вспомнишь обо мне. 14 Ведь если умрет человек, окончив дни жизни своей, жив будет 1166 ; я потерплю, пока вновь не стану быть 1167 . 15 После этого Ты призовешь меня, и я послушаюсь Тебя; Ты же созданий рук Твоих не отвергни. 16 Но Ты исчислил мои деяния, ни один из грехов моих не пройдет мимо Тебя: 17 Ты запечатал мои беззакония в мешке, отметил все то, что я преступил невольно. 18 øПоистине, и гора расседаясь рассядется, и скала сдвинется с места своего; 19 воды стирают камни, воды покрывают доверха высоты земли: так и ожидание человека Ты губишь.† 20 Отринул его до конца, и он отошел: с изменившимся лицом отпустил его. 21 Много ли сыновей у него, не ведает, мало ли их стало, не знает: 22 но телеса его болели, душа его саму себя оплакивала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Об этом свидетельствует сам [Кирилл], когда, оправдываясь за восточных епископов, пишет Акакию следующее: «Антиохийские братья никоим образом не делят на части соединенное – они настаивают только на том, что подразделяются речения о Христе: одни приличествуют Его Божеству, другие, напротив, Его человечеству, ибо Тот же Самый есть и Бог, и человек; вместе с тем, говорят они, есть и иные речения, которые некоторым образом являются общими (κοινοποιηθεσας) 1164 и словно обращены и к тому, и к другому (я говорю о Божестве и человечестве). Вот что я имею в виду: одни из речений бесспорно приличны Богу 1165 , другие, напротив, столь же приличны человеку 1166 , а третьи занимают некое среднее положение, показывая, что Сын Божий есть одновременно и Бог, и человек» 1167 . Итак, учитель показал нам: речения, занимающие среднее положение, означают отнюдь не то (как полагают некоторые), что Христос есть что-то иное, помимо тех [природ], из каковых, в каковых и каковые он есть, а то, что один и тот же является по природе одновременно и Богом, и человеком. А в доказательство этого учитель приводит [слова] боговдохновенного Писания, говоря так: «Когда [Господь] говорит Филиппу: „сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Видевший Меня видел Отца“ (ср. Ин.4:9–10 ) или „Я и Отец – одно“ [ Ин.10:30 ], то мы утверждаем, что речение в высшей степени богоприлично. Когда же Он обличает народ иудейский, говоря: „если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину… Авраам этого не делал“ [ Ин.8:39–40 ], то мы говорим, что это сказано прилично человеку. Впрочем, [мы подчеркиваем], что и богоприличные, и человеческие [речения относятся] к одному [и тому же] Сыну. К средним же мы уверенно относим такие речения, как, например, когда блаженный Павел пишет: „Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же“ [ Евр.13:8 ]; а также „один Бог Отец, из Которого все, и мы из Него; и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им“ (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Отметим по поводу текста правила, что мы передаем словами «воинское дело» греческий термин στρατεα и соответствующий ему латинский militia. Правда, в эпоху поздней империи он мог обозначать и службу при дворе 1165 . Перед нами сохранившийся в лексике пережиток давних времен, когда все имеющее отношение к имперским институтам носило военный характер. Нельзя с ходу сбрасывать со счетов гипотезу, согласно которой στρατεα (militia) означает в действительности придворную должность. Однако это кажется нам весьма маловероятным, поскольку текст соборного постановления предстает в более логичном виде, когда запрещение касается службы в армии и занятия публичных должностей. Если бы στρατεα означало здесь придворную должность, то далее можно было бы ожидать формулировки типа μτε πι λλη ν ξαν κοσμικ ν [и ни в какой иной мирской чин]. Кроме того, хотя такой аргумент и не решает дела, следует констатировать, что именно в указанном у нас значении это положение Халкидонского Собора и истолковывалось. Так, в новелле 8 Льва Мудрого и в церковнославянском переводе правила его смысл именно таков 1166 . Епископ Никодим (Милаш) совершенно верно ссылается на слова Спасителя в связи с принципом, указанным в данном правиле: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» ( Лк.14:28–30 ) и: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк. 9:62 ) 1167 . И откликом на эти слова Господни служит увещевание при монашеском постриге: «Подобает убо тебе наченшу путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратитися вспять, не будеши бо управлен в Царство Небесное» 1168 . Правило 8 Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических да пребывают, по преданию святых отцов, под властью епископов каждого города и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушать сие постановление каким бы то ни было образом и не подчиняющиеся своему епископу, если они клирики, да подлежат наказанию по правилам, если же монашествующие или миряне, да будут отлучены от общения церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

С этих времен мы знаем, что «достойное удивления» тело, природное свойство которого – тление, упразднено благодатью Воскресения 1165 , есть «храм Святого Духа» и является лишь «органом души»: во всей духовно-телесной структуре «душа занимает место художника, тело – инструмента» 1166 . Этим знанием мы призываемся найти необходимое соотношение между потребностями духа, души и тела, выстроить их иерархию, в которой потребности тела, как естества подлежащего, занимают отнюдь не основное место, хотя, безусловно, должны быть удовлетворяемы в определенных пределах. Тело не теряет своих основных материальных свойств и по воскресении – для того, надо думать, Воскресший Христос показал Своим ученикам и «язвы гвоздинныя» ( Лк.24:39–40 ; Ин.20:25–27 ), и саму возможность удовлетворять первичные телесные потребности ( «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:41–43 )). Но Христос явил также доказательство того, что не здесь – конец истории человеческого тела, что оно имеет гораздо более высокое предназначение: Он вознес это тело во славе 1167 и поместил его у Престола 1168 – того «престола Бога и Агнца, из которого исходит чистая река воды жизни, светлая как кристалл» ( Апок.22:1 ). К этому-то Престолу поставлено то смешение, из которого все мы, грешные, физически состоим, то смешение, которое возникает во утробе матери, развивается в ней, в определенный час появляется в мире, растет и крепнет в нем. Здесь, у этого Престола разрывается неумолимость бега времени и законов века сего, и мое смешение, человеческое естество, растворенное невыразимым нетварным Фаворским светом, становится причастным нетленных благ вечности. Оно уже стало таким – в нетленной Плоти Христовой. Оно должно стать таким – по общем воскресении, когда каждый из нас, вновь обложенный своей плотью, предстанет пред Судом Божиим. Должно стать – потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк.1:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Св. апостол Павел в 2Фес. говорит, что антихрист «сядет в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога», но день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели» ( 2Фес. 2:2–3 ). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Фес. 2:3 ). Под словом «удерживающий» св. Иоанн Златоуст и другие святые отцы подразумевали благодать Святаго Духа; другие – Римское государство. Но св. апостол Ерм говорит: «Имя Сына Божия велико и неизреченно, и неизмеримо, оно держит весь мир» 1167 ; святой Иоанн Златоустый учит: «Власть Божия – Имя Божие» 1168 . А в Библии сказано: «Имя Господа крепкая башня: убегает в неё праведник и безопасен» ( Притч. 18:11 ). «А башня ( Церковь ) основана словом всемогущего и преславного Имени и держится невидимой силой Господа» 1169 . «Никем другим не можешь быть спасён, кроме Его великого и преславного Имени» 1170 . «В Царствие Божие не может человек войти иначе, как только чрез Имя Сына Божия возлюбленного» 1171 . Да и что много говорить, по учению Святой неимяборческой Церкви, то есть до 1913 года, наша Православная Церковь учила: «Имя Божие есть Сам Бог». Итак, небесный «Держай» (т. е. Удерживающий) есть Имя Божие и Благодать Святаго Духа, ниспосылаемая верующим во Имя Иисуса Христа Сына Божия (ср.: Ин. 14:26; 1:14 ) Под «Римским государством», как удерживающим отступление, епископ Феофан, затворник Вышенский , в своём толковании 2Сол. 2 гл. разумеет монархический образ правления государством. Т. е. пока государством будет править самодержавный Царь, до тех пор не придёт отступление. По его пониманию, Царь-Помазанник Божий есть земной «держай», т. е. удерживающий отступление. Мы же реально увидели такую картину: в 1913 году Ангел Российской Церкви Св. Синод и Ангелы Вселенской Церкви греческие Патриархи Иоаким III и после его смерти Герман V похулением Имени и Слова Божия ( Откр. 19:13 ) и Имени Господа нашего Иисуса Христа отвергли Небесный «Держай» – Державное Имя Божие. За это беззаконие взят от земли и земной «Держай», т. е. Помазанник Божий – Царь. С 1913 по 1917-й годы, таким образом, был открыт доступ сатане через его слуг к Помазаннику Божию – Царю, уже не ограждённому «Небесным Держаем» – Благодатью Святаго Духа, Благодатеподательным ( Ин 7:39; 14:26 ) Именем Божиим, похуленным Российским Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Ст. 19. …Тогда нечестивый Иасон послал туда зрителями Аитиохиян из Иерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Геркулесу... Антиохиянами здесь называются, конечно, те Иудеи из Иерусалима, которые за деньги приобрели себе право Антиохийского гражданства 1164 . Триста драхм составляют около 6,000 руб. сер. Геркулес Тирский – был символом солнца. Ст. 21. …Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, послан был в Египет, по случаю восшествия на престол царя Птолемея Филометора и проч... Этого Аполлония Антиох Епифан посылал в Египет после сражения, данного Египтянам между Пелузией и горою Казием 1165 . Аполлоний должен был расследовать, насколько вельможи египетские расположены были содействовать к подчинению Египта Сирийской власти. Оказалось, что в Египте не только не сочувствуют замыслам Антиоховым, напротив, у него самого хотят отнять Палестину и Келесирию. Тогда Антиоху пришлось позаботиться о собственной безопасности; и с этой целью он предпринял обозрение крепостей со стороны Египта, между которыми была и Яффа. Также весьма важно было для него убедиться в верности иерусалимских иудеев 1166 . Ст. 30. … В то время, как это происходило, взбунтовались Тарсяне и Маллоты за то, что они отданы были в дар Антиохиде, наложнице царской... Тарс был столичный город Киликии. Маллос был другой город той же провинции. В древней истории весьма не редки были примеры того, что цари персидские дарили целые города своим женам, а также наложницам, или друзьям. Вот на каких условиях, – замечает Цицерон, – дарят они города своим женам: такой-то город обязуется доставлять нашей супруге все нужное для ее головных украшений, такой-то – все нужное для шейных украшений, а такой-то – все потребное для волос. Таким образом, целые народности они (цари) делают не только соучастниками своих страстей, но и пособниками оных. Азиатские города, впрочем, не считали для себя все это постыдным; но города греческие никак не могли с этим помириться 1167 . Ст. 33. …Верно дознав о том (т. е. о распродаже священных сосудов, совершенной Менелаем с корыстной целью) , Ония изобличил его и удалился в безопасное место – Дафну, лежащую при Антиохии... Дафна был городок неподалеку от Антиохии. Он был знаменит кипарисной и лавровой рощами, посвященными Апполону и Диане, и ради этих святынь, на пространстве четырех миль с половиной в окружности своей, считался местом убежища для гонимых. Первосвященник Ония, для спасения своей жизни, мог безгрешно воспользоваться сим убежищем. Глава 5 1168 . Неистовства Антиоха Епифана в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Так как таинство брака, по сути, есть договор двух лиц, эти лица являются как подателями таинства, так – получателями; его одно дает другому, принимая данное другим обещание. Священник, который, представляя Церковь , совершает соответствующие церемонии, официально утверждает и свидетельствует договор брачующихся, и освящает его». 1167 Сравнение Православие учит, что Брак – Таинство, в котором Бог соединяет брачующихся, поэтому и венчание может совершить только правильно рукоположенный священник. Основанием для православного учения являются слова Христа: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». 1168 Для того чтобы произошло сочетание Богом, необходимо совершение Таинства. Утверждение, что «таинство брака, по сути, есть договор двух лиц, эти лица являются как подателями таинства, так – получателями; «прямо противоречит словам Христа о том, что Бог соединяет. По католическому учению подателями Таинства являются брачующиеся, а не Бог, и это противоречит Евангелию, так как священник, по католическому вероучению, только освящает союз: – «Благословение присутствующего священника есть освящение, которое присоединяется к таинству брака». В терминологии католицизма освящение (sakramentlijas) соответствует нашему понятию освящения (напр., иконок, крестиков). Несмотря на то, что и в православии учение о Таинства Брака сформировалось сравнительно поздно (после IX века), брак во все времена совершался священником. Безусловно, суть брака, как соединения людей в семью, есть взаимное желание и обещание вести семейную жизнь, но это только внешняя сторона брака, имеющая место и вне христианства, но брачные обязательства и брачный договор нельзя отождествлять с Таинством – соединением людей Богом. Католическая практика совершения брака без священника «2. Заключить действительный брак в нормальных условиях можно только в присутствии настоятеля прихода или другого полномочного священника и двоих свидетелей. В случае опасности смерти или, когда священник отсутствует, по меньшей мере целый месяц, для заключения брака достаточно двоих свидетелей. 1169

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Принимая или отвергая эту гипотезу, следует учитывать одну особенность формирования келарских обиходников. Тексты в них, как правило, расположены в следующей последовательности: кормовая книга, праздничная книга, уставы о звонах и т. д. Памяти келарей находятся в конце рукописей. Исключением является рукопись Соф. 1167, которая открывается интересующим нас текстом. Более того, сравнительное изучение 11 списков келарских памятей показало, что тексты Погод. 1566, л. 2—20 и Соф. 1167 наиболее близки. Вероятно, составитель келарского обиходника Соф. 1167 имел перед собой рукопись Соф. 1152, из которой в XIX в. был изъят текст келарских памятей. Второй по хронологии список памятей входит в состав келарского обиходника: РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843, 63 л. Рукопись в 4°, сильно обветшала по краям, многие листы выпадают, блок частично оторван от переплета, у корешка видны следы плесени, на некоторых листах пятна от воды. После л. 28 (кормовая книга) вырезано 6 листов, у корешка видны остатки вырезанных листов. Рукопись состоит из двух блоков: 1) кормовая книга (л. 1–27), писана крупным полууставом с киноварными заголовками; 2) келарские памяти (л. 29—45), праздничная книга (л. 49—62), тексты писаны близким по характеру полууставом с киноварными заголовками. Согласно кодикологической таблице Т. И. Шабловой, можно сказать, что при написании первого и второго блоков частично использовалась бумага с филигранью Гербовой щит типа Лихачев 2798 (1575 Это указывает на то, что тексты писались разными писцами, но в одно время. Определенно можно сказать также, что они были одновременно и переплетены, так как нет следов вторичной прошивки. Переплет XVI в. – кожа в сумку, по краю правого клапана продернута кожаная лента, заканчивается завязкой, большая часть которой утрачена. Т. И. Шаблова датирует рукопись в целом 1573—1576 гг. по тексту кормовой Нижняя граница определена по записи поминовения игумена Кирилла II (+ после 1572 г.). Однако по данным Н. К. Никольского, дата последнего упоминания в документах имена игумена Кирилла – июль 1572 г. – требует уточнения, так как Игнатий в феврале этого же года назван уже «нареченным Основным почерком написано поминание о Марфе Собакиной (+ 1571 г.), а запись о В. И. Умном-Колычеве (+ 1575 г.) сделана уже другим Тем самым, рукопись не могла быть написана ранее 1571 г. и позднее 1575 г., т.е. в начале 1570-х. Памяти келарей с заголовком«Книга келарская расходная поминкам и по службам дают запас», вероятно, была составлена тогда же (переписчик частично использовал ту же бумагу, что и в кормовой книге).

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Всеволод Ольгович 5 марта 1139 – 30 июля 1146 21. Игорь Ольгович 30 июля 1146 – 13 августа 1146 22. Изяслав Мстиславич 13 августа 1146 – 27 августа 1149 23. Юрий Владимирович Долгорукий 28 августа 1149 – лето 1150 24. Изяслав Мстиславич (во второй раз) совместно с Вячеславом Владимировичем лето 1150 – август 1150 25. Юрий Владимирович(во второй раз) начало сентября 1150 – март 1151 26. Изяслав Мстисловичсовместно с ВячесловомВладимировичем(оба в третий раз) после 20 марта 1151 – 19 ноября 1154 27. Вячеслав Владимирович(в четвертый раз) совместно сРостиславом Мстиславичем ноябрь 1154 – декабрь 1154 28. Изяслав Давыдович, внукСвятослава Ярославича январь 1155 – март 1155 29. Юрий Владимирович(в третий раз) 20 марта 1155 – 15 мая 1157 30. Изяслав Давыдович(во второй раз) 19 мая 1157 – декабрь 1158 31. Мстислав Изяславич, внукМстислава Владимировича 22 декабря 1158 – 11 апреля 1159 32. Ростислав Мстиславич(во второй раз) 12 апреля 1159 – после 8 февраля 1161 33. Изяслав Давыдович(в третий раз) 12 февраля 1161 – 6 марта 1161 34. Ростислав Мстиславич(в третий раз) 6 марта 1161 – 14 марта 1167 35. Владимир Мстиславич, внукВладимира Мономаха после 14 марта 1161 – ранее 15 мая 1167 36. Мстислав Изяславич(во второй раз) 15 мая 1167 – 12 марта 1169 37. Глеб Юрьевич,сын Юрия Долгорукого после 12 марта 1169 – конец февраля 1170 38. Мстислав Изяславич(в третий раз) конец февраля 1170 – 13 апреля 1170 39. Глеб Юрьевич (во второй раз) апрель 1170 – 20 января 1171 40. Владимир Мстиславич(во второй раз) 15 февраля 1171 – 10 мая 1171 41. Роман Ростиславич июль 1171 – февраль 1173 42. Михалко и ВсеволодЮрьевичи, сыновьяЮрия Долгорукого 18 февраля 1173 – 24 марта 1173 43. Рюрик Ростиславич 24 марта 1173 – ок. 1 сентября 1173 44. Ярослав Изяславич,внук МстиславаВладимировича после 10 ноября 1173 – декабрь 1173 45. Святослав Всеволодович,сын Всеволода Ольговича 12 дней в декабре 1173 или в январе 1174 46. Ярослав Изяславич(во второй раз) – июнь/июль 1174 47. Роман Ростиславич(во второй раз) июнь/июль 1174 – 22 июля 1176 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010