1094 У св. Никифора исповедника († 829) помещения для мощей, находившиеся под полами церквей (последнее не прямо говорится, а дается знать) называются именно усыпальницами, – κοιμητρια, см. у Ралли и П. IV, 431 ε». 1095 Мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея были положены в Константинополе, в храме апостолов, π τν ερν τρπεζαν (ποκτω τς γας τραπζης), – Менологий импер. Василия под 30-м Ноября и Хроника пасхальная под 356-м годом; вообще о полагании мощей святых под св. трапезой см. у Никодима в Синаксаристе под 12-м Ноября память препод. Нила постника. Вальсамон в толковании на 2-е правило Дионисия Александрийского , выражаясь не совсем ясно, как будто говорит, что иногда мощи поставлялись в притворах (πρναοι) церквей, – у Ралли и Π. IV, 8 fin. 1111 Mendelssohn-Bartholdy. Geschichte Griechenlands von der Eroberung Konstantinopel durch die Türken bis auf unsere Tage. I. Theil. S. 6–7. 1113 Hammer. Geschichte des Osmanisch. Reiches. B. II, S. 468–9, Pesth. 1834. Hertzberg. Op. cit. B. III, s. 98. Zinkeisen. B. III, s. 367–368. 1122 Проф. Е. Е. Голубинского . Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и Молдаво-Валашской, стр. 337–338. У автора приложен и список господарей (342 и д.), уясняющий преемство фанариотов на столе молдаво-валашском. 1125 Hertzberg. III, 199. Впрочем, считаем долгом справедливости указать одного автора, представляющего правление фанариотов в более мягкой форме. Разумеем: Heimbach. Griechisch-römisch. Recht im Mittelalter und in der Neuzeit: Ersch und Gruber – Encykl. B. 87, S. 56–57. 1126 Полный список свято-гробских монастырей с угодьями (но без всяких подробностей об этих имуществах) напечатан у Silbernagl’я: Verfassung der Kirchen des Oriens. S. 148–150. Неполный список их, но с некоторыми подробностями см. у Муравьева: «История св. града Иерусалима», часть II. стр. 275:297–8:390 (Петерб., 1844), а также у Δοσθου – «история патриархов иерусалимских», σελ 1168:1174. 1127 Полный список монастырей с угодьями, принадлежавших горе Афонской, напечатан (но без всяких подробностей) у Silbernagl’я (Op. cit. S. 149–151). Подобный же список этих имуществ, с подробностями, но далеко не всеми, какие были бы нужны для историка, напечатан у преосвящ. Порфирия: «История Афона», часть III, отд. 2-ое, стр. 339–354 (Петерб., 1892).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

с 26.03.1893 24.08.1893 Антоний (Соколов), епископ бывший епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии с 03.09.1893 20.04.1911 Викарии Черниговской епархии Новгород-Северские епископы С 21 августа 1868 года Имена Сведения Феофилакт (Праведников), епископ рукоположен с 13.10.1868 12.01.1869 Серапион (Маевский), епископ рукоположен с 04.05.1869 по 15.05.1876 епископ Черниговский и Нежинский Афанасий (Пархомович), епископ рукоположен с 09.06.1885 по 04.03.1889 епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; 05.09.1910 Антоний (Соколов), епископ рукоположен с 24.09.1889 по 19.01.1891 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии; 20.04.1911 бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии со 2.02.1891 по 26.03.1893 епископ Черниговский и Нежинский; 24.08.1893 Юрьевская (Юрьев под Киевом на реке Рось). Учреждена около 1072 (1036) года Юрьевская (иногда Каневская) Кафедра в Юрьеве Имена Сведения Михаил, епископ упоминается в 1071 и 1073 неизвестно Антоний, епископ упоминается в 1088–1091 неизвестно Карион (Марин), епископ рукоположен После разорения Юрьева половцами кафедра в 1095 году была перенесена временно в Святополч до 1103 года, когда Юрьев был восстановлен Даниил, епископ рукоположен с 06.01.1113 09.09.1122 Кафедра временно перенесена в Канев, и епископы стали называться Каневскими Дамиан (Диодор), епископ (епископ Каневский) упоминается в 1147 по 1154 неизвестно Безымянный епископ упоминается неизвестно Адриан, епископ Белгородский рукоположен с 1190 упоминается в 1196, 1197 в конце XII века (1197) Алексий, епископ упоминается с 1231 епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский, неизвестно В XIII веке перешла в управление Киевских митрополитов. Юрьевская (в Дерпте Ливонском) и Виленская Учреждена в 1570 году. Кафедра в Юрьеве (Дерпте) Имена Сведения Корнилий, епископ рукоположен 1570 (1575, 1578) Савва, епископ упоминается с 1578 по 24.02.1582 изгнан; неизвестно Кафедра закрылась по случаю завоевания Ливонии шведами. Якутская Учреждена 4 ноября 1869 года

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf 143. Мстислав I Владимирович, прозванием Великий, великий князь киевский сын Владимира II Всеволодовича Мономаха, великого князя киевского, от первого брака с Гидой Геральдовной, королевной английской. Родился в Смоленске в 1075 г.; выпрошен новгородцами и отпущен к ним на княжение в 1088 г.; переведен на стол ростовский в 1093 г.; возвращен новгородцами в 1095 г.; пошел на Олега, князя черниговского (см. 154), захватившего Муром, и разбил его под Суздалем 1 января, но вскоре же примирился со своим отцом, в 1097 г.; назначенный Святополком II, великим князем киевским (см. 169), в князья Владимиру-Волынскому, не отпущен туда новгородцами в 1101 г.; участвовал в походе русских князей за р. Дон на половцев в 1111 г.; победил Чудь в 1113 г.; «заложи Новгород болий перваго», – говорит летописец, в 1114 г.; взял чудский город Оденпе (Медвежья Голова) близ Дерпта 9 марта 1116 г.; волей отца, уже великого князя киевского, призван и явился на житье в Белгородку киевскую в 1117 г.; ходил с малой дружиной к Владимиру-Волынскому выручать брата Андрея, осажденного там Ярославцем Святополковичем в 1123 г.; наследовал после отца стол великокняжеский в. 1125 г.; сбитый с толку духовенством, допустил Всеволода Ольговича (см. 57) безнаказанно выгнать дядю своего из Чернигова и овладел последним, а сам взял Изяславль полоцкий в 1127 г. и отправил всю семью князей полоцких на трех ладьях в Константинополь в 1129 г.; посылал сыновей на Чудь (эстонцев) в 1130 и 1131 гг. Умер в Киеве 15 апреля 1132 г. Тело его погребено там же, в церкви Федора Тирона, уцелевшем остатке бывшего Федоровского вотча, т. е. отчего, монастыря, Мстиславом же сооруженного. Мстислав Владимирович Великий был женат дважды: 1) на Христине, королевне шведской (см. 189) и 2) на неизвестной по имени дочери посадника новгородского (см. 115). От обеих жен имел пять (по другим известиям, шесть) сыновей, в том числе Изяслава, Ростислава – великих князей киевских, и несколько дочерей. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Лит.: Mai A. Scriptorum veterum nova collectio. R., 1828. T. 3/2. P. 166 sq.; Cardahi G. Liber Thesauri de arte poetica Syrorum. R., 1875. P. 171-183 [издат. планы Иосифа Симона]; DHGE. T. 4. Col. 1095-1098; EC. T. 2. Col. 159-161; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 444 f.; F ü ck J. Die arabischen Studien in Europa bis in den Anfang des 20. Jhs. Lpz., 1955. S. 125; LTK. Bd. 1. Sp. 942-943; Gemayel N. Les échanges culturelles entre les maronites et l " Europe. Beirouth, 1984. P. 625. Н. Г. Головнина, Т. Ю. Кобищанов Рубрики: Ключевые слова: ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель ДИКТИНИЙ († ок. 440), св. (пам. зап. 24 июля; впосл. 2 июня), еп. г. Астурика (совр. Асторга, Испания), богослов ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.)

http://pravenc.ru/text/76680.html

776 Тмже достойно похволяти ангелы... – Отсюда и до слов «...и постави уставы по числу ангелъ» обширная выписка из Хроники Амартола (С. 160–162). 777 Иоанн Златоуст – византийский церковный писатель и проповедник, один из наиболее почитаемых отцов церкви, константинопольский патриарх в 398–404 гг. 778 ...со дьяволомъ тла ради Моисиева противяся... – Об этом упоминается в Послании апостола Иуды ( Иуд. 9 ) и подробно повествуется в апокрифе о Моисее (См.: Порфирьев В. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки//Сборник ОРЯС. СПб., 1877. Т. 17, 1. С. 204). 783 Такоже есть и боголпный Рафаилъ ...створи ему. – В библейской книге Товит рассказывается, как демон умерщвлял одного за другим семь женихов Сарры, дочери Рагуила. Сыну Товита Товии ангел Рафаил велел извлечь из пойманной рыбы сердце, печень и желчь и сохранить их. Затем ангел повелел Товии жениться на Сарре, но перед брачной ночью сжечь внутренности рыбы. От этого запаха демон бежал, и молодожены остались живы. 784 Ибо отроковица Роди ...ангелъ его есть. – В книге Деяний апостолов (12, 12–17) рассказывается, что, когда ангел извел апостола Петра из темницы и он пришел к дому евангелиста Марка и постучал в дверь, то служанка Рода, услышав его голос, не открыла дверь, а побежала сообщить молившимся в доме о его приходе. Ей не поверили, думая, что пришел «ангел его». 787 ...къ Грекомъ и Угромъ ...и до Рима проиде... – Образ разносящейся по всем странам славы мы встречаем также в «Слове о полку Игореве» («Ту Нмци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю...») и в «Задонщине». 789 ...ведоша Володимерьну Офимью въ Угры за короля. – Евфимия была выдана замуж за венгерского короля Кальмана (1095–1116 гг.), но вскоре была отослана обратно на Русь из-за ухудшения отношений с Венгрией. Ее сын Борис впоследствии выступал как претендент на венгерский престол (См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 167–168). Умерла Евфимия в Киеве в 1139 г. 792 Сд на стол отца ...мятежь влеже. – Владимир останется великим князем киевским до своей смерти в 1125 г. В 1113 г., став киевским князем, Владимир, стремясь успокоить киевлян, дополнил свод законов – «Русскую правду» разделом «А се уставил Володимерь Всеволодовичь», в котором были расширены права «закупов» – то есть зависимой части населения, отрабатывающей свой долг и ссуду, полученную от феодала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полный церковно-славянский словарь. СПб., 1899. Т.1. С.382. 629 Антоний Новгородский упоминает этот ковер в числе реликвий св. Николая в Св. Софии: Лопарев Хр. (прим. 527). С.5. 630 О местоположении работоргового рынка см.: Janin R. Constantinople byzantine. 2-е éd. (AOCh. T.4a). Paris, 1964. P. 97; о торжище руси: ibid. P. 256 f. 631 Где находился и как выглядел этот только здесь упомянутый монастырь, неизвестно: Janin R. La géographie ecclésiastique de byzantin. Ière partie: Le siége de Constantinople et le Patriarcat oecuménique, t.III: Les Eglises et les Monastères. 2-е éd. Paris, 1969. P. 376 27). 633 Очевидно, опечатка (вместо 1089 г.), коль скоро речь идет о митрополите Иоанне II, умершем во второй половине этого или в начале следующего года. (А.Н.) 634 O христианизации половцев см.: Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.ЗЗ (Вопрошание Париково, §40); ПСРЛ. Т.1. Стб.505 (1223 г.: крещение хана Бастыя); а также прим. 181. 637 ПСРЛ. Т.1. Стб.229 (под 1095 г.), 291 (под 1117 г.), 295 (под 1125 г.), 301 (под 1132 г.). Так как время заложения храма однозначно засвидетельствовано летописями (см. предыдущее прим.), упомянутый в тексте “Мстислав Святославич, внук Ярослава Владимировича, в крещении Георгий” является плодом недоразумения; к тому же епископ Никита, поименованный в качестве современника, скончался 30 января 1109 г. (НПЛ. С. 19). 639 Речь идет, надо полагать, о вдове киевского князя Всеволода Ярославича († 1093 г.): см. указатель личных имен к ПСРЛ. Т.1 [С.542, 2–й столб. – Прим. изд. (А.Н.)] 640 Следует учесть, однако, что вторая жена Всеволода Ярославича (которую, возможно, в самом деле звали Анной) умерла в 1111 г. (ПСРЛ. Т.2. Стб.273), тогда как сооружение Николо-Дворищенского собора относится к 1113 г. (эта дата есть и в тексте “новгородского чуда”). Подробнее см.: Назаренко А.В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого//Отечеств, ист. 1993. С.65–78. (А.Н.) 642 “Около 1080 г. (султан) Сулейман владел уже всеми малоазийскими землями от Киликии до Геллеспонта, основав здесь, в исконных византийских областях, Иконийский султанат (Рум)” (Ostrogorsky G.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1091 Порфирий. История Афона. Ч. III. С. 114; Он же. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. I. Отд. 1. С. 316. 1092 Архимандрит Леонид. Историческое обозрение афонских славянских обителей//Херсонские епарх.. ведомости. 1886. Приб. Ч. XIX. С. 243. 1094 В пределах рассматриваемой эпохи имя Кутлумуша встречается еще только однажды – в акте от 1169 г., которым утверждалась передача русским монастыря св. Пантелеимона. Здесь подпись игумена Кутлумуша занимает девятнадцатое место из двадцать семи. См.: Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. 1095 Странствования Василия Григорьевича Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. Изд. Православного Палестинского об-ва. Ч. III. СПб., 1886. С. 193–194. 1098 Он же. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. I. Отд. 1. С. 338–339; Странствования Василия Григорьевича Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. Изд. Православного Палестинского об-ва. Ч. III. С. 119; Γεδεν. Σ. 187. 1099 Григорович. Очерк ученого путешествия по Европейской Турции//Ученые записки. Изд. Имп. Казанск. ун-та. 1848. Кн. III. С. 57. 1100 Порфирий. Описание Афонских монастырей//ЖМНП. Ч. LVIII. С. 57; Он же. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. II. Отд. 1. С.492. 1101 Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. Библиографическое разыскание Тимофея Флоринского. Записки историко-филологического факультета С.-Петерб. ун-та. Ч. V. СПб., 1880. Ср.: Порфирий. Второе путешествие по св. Горе Афонской. С. 246–247. 1112 Он же. История Афона. Ч. III. С. 145; Он же. Описание Афонских монастырей//ЖМНП. Ч. LVIII. С. 56. 1113 Леонид. Историческое обозрение афонских славянских обителей//Херсонские епарх. ведомости. 1866. Приб. Ч. 19. С. 243: Продажа монастырька св. Апостолов протом Фомой в 930 г. монаху Антонию. 1117 Διατπωσις το σ ου κα μακαρ ου πατρ ς μν θανασ ου; Антонин. Заметки поклонника св. Горы. Киев, 1864. С. 176, 179. 1124 Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. С. 15–17. Ср.: Антонин. Заметки поклонника св. Горы. Киев, 1864. С. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

После этого Рубениды и Васил Гох отстаивали свои интересы независимо. Весной 1098 г. крестоносцы, византийцы и арм. князья осадили Антиохию. Когда византийцы порвали отношения с крестоносцами и покинули осадный лагерь под Антиохией, вместе с византийцами войну прекратили и Хетумиды, а также дружина Костандина I Рубенида. Летом 1098 г. крестоносцы захватили Антиохию и создали Антиохийское княжество . С этого момента начинается длительное противостояние между К. А. Рубенидов и Антиохийским княжеством за владение Равнинной Киликией. Тем не менее история крестоносных государств на Ближ. Востоке (Иерусалимское королевство, Эдесское графство, с кон. XII в. Кипрское королевство) в дальнейшем тесно пересекается с историей К. А. Во время правления Костандина I (1095 - ок. 1100) княжество Рубенидов значительно укрепилось. В 1098 г. Костандин захватил один из важных опорных пунктов Горной Киликии - крепость Вахка, к-рая стала неприступной столицей княжества. Костандин расширил границы своих владений за счет и сельджуков и византийцев. Княжество Рубенидов внимательно следило за борьбой между крестоносцами и византийцами за влияние в Равнинной Киликии, которая тогда еще считалась владением Византии. Время от времени К. А. втягивалась в этот конфликт, как правило на стороне Византии. Костандин укрепил свое положение также с помощью серии династических браков. Он женился на гречанке из знатного визант. рода Фок; свою дочь выдал за эдесского гр. Жослена I де Куртене. Старший сын Костандина Торос I (ок. 1100-1129) женился на представительнице визант. фамилии Мандал. Племянница Костандина и дочь Тороса Эдесского Арда (Орианта) была выдана за кор. Балдуина I Иерусалимского и до 1113 г. была иерусалимской королевой ( Mutafian. 2012. Vol. 2. P. 31). Т. о., благодаря матримониальным связям крестоносцы обрели союзников в арм. среде, а княжество Рубенидов постепенно начало расширять свое влияние в регионе. Продолжая политику Костандина I, его сын кн. Торос I в 1104 г. присоединил к своим владениям города Сис и Аназарв и попытался завладеть неск. крепостями Горной Киликии. Аназарв стал новой столицей княжества Рубенидов. Здесь Торос построил большой собор святых Георгия и Феодора. Сложные отношения между Византией и Антиохийским княжеством, которые напрямую касались К. А., были урегулированы Девольским мирным договором между Византией и норманнским князем Антиохии Боэмундом (1108). Антиохийское княжество обязалось вернуть Византии Равнинную Киликию между реками Кидн (ныне Тарсус) и Пирам (ныне Джейхан). В соглашении упоминаются также князья К. А. Торос I и Левон I (1129-1137), правители Горной Киликии, которые в то время делили между собой владения фамилии Рубенидов как равные вассалы Византии ( Анна Комнина . Алексиада/Пер. с греч.: Я. Н. Любарский. СПб., 1996. С. 364-372). В 1111 г. Танкред, унаследовавший Антиохийское княжество Боэмунда, был также вынужден признать сюзеренитет Византии, в т. ч. относительно своих владений в Равнинной Киликии.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Эмиром (султаном) Мосула и Алеппо был представитель рода Сельджукидов Родован или, как его называет хронист первого крестового похода Альберт Ахенский, Бродоан (1095-1113), сын Тутуша Дамасского. Пасхалий II — папа римский (1099-1118), в миру Раньеро из Бьеды, бывший клюнийский монах. Слабохарактерный и мягкий, в борьбе за инвеституру с императором Генрихом V потерпел полное поражение. Короли французский и немецкий — речь идет о короле Франции Филиппе I (1060-1108) и германском короле и императоре Генрихе V (1105-1125). Дочь Филиппа I от первого брака с Бертой Голландской Констанция, разведясь с графом Шампани Гуго I в 1104 г., два года спустя была выдана замуж за князя Боэмунда I Антиохийского; младшая дочь Филиппа I от Бертрады де Монфор Сесилия стала женой Танкреда Апулийского, а после его смерти в 1112 г. вышла за Пона де Сен-Жилля, графа Триполитанского. Генрих V (1081-1125) — германский король и император с 1105 г., сын Генриха IV и продолжатель его политики в борьбе за инвеституру с папством. Во время похода в Италию в 1111 г. взял в плен папу Пасхалия II с несколькими кардиналами, после чего добился своей коронации и признания за собой права инвеституры. По возвращению в Германию вел ожесточенную борьбу со своими светскими и духовными противниками. Заключил в 1122 г. с папой Каликстом II Вормсский конкордат, в соответствии с которым император отказывался от права духовной инвеституры, но мог присутствовать на выборах немецких епископов и наделять их коронными землями в качестве ленов (светская инвеститура). Гуго Пейенский (Гуго де Пейен, 1070-1131) — рыцарь из Шампани, которому приписывают основание ордена тамплиеров (храмовников) в 1118 г. Свое название орден получил после того, как король Балдуин II уступил ему в Иерусалиме замок возле места, где, по преданию, находился храм Соломона. Английский король — Генрих I (1069-1135), король с 1100 г., младший сын Вильгельма Завоевателя. Последний король из Нормандской династии. Госпитальеры — " Рыцарский орден госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского " , католический орден, основанный в 1023 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

А св. Иоанн на вопрос Кирика: что делать с теми, которые связали себя обетом идти во Иерусалим, отвечал: “полагать епитимью, ибо эти обеты губят землю”. 391 Сии запрещения, как очевидно, не унижают, а возвышают достоинство путешествий, какие дозволяла древняя Русская Церковь . 392 § 43. Примеры благочестия: В. Князья – Владимир Равноапостольный и Мстислав-Феодор, Новгородские – Владимир и Мстислав, Владимирский – Андрей Сын Мономаха, Мстислав-Феодор, был образцом Князей христианских, и достойно назван великим. На 19 году своей жизни, он, будучи Новгородским Князем, был уже примером и мужества и великодушия христианского. Олег Князь Черниговский убил брата его, опустошил Ростов и Суздаль. Мстислав (в 1095 г.) послал сказать ему: “забываю о смерти брата, в войне гибнут цари; но будь доволен наследством твоим (Муромом)”. Олег собрался взять Новгород, и после сражения едва спасся в Муроме. Мстислав опять предложил ему мир, желая только свободы пленникам. Просил даже отца своего простить вражду его. Мономах писал тогда к Олегу: “юноша пристыдил отца своим великодушием”. Олег согласился на мир, но для того только, чтобы обмануть великодушие. Когда Мстислав распустил войска свои и спокойно (в 1097 г.) праздновал в Суздале день Ангела своего Вмч. Феодора, гонцы донесли ему, что дядя Олег стоит на Клязьме с войском. Мстислав в одни сутки собрал войско свое, мужество его склонило победу на его сторону. Олег бежал, бросив даже Муром, и в отчаянии не знал, где приклонить голову. Мстислав сказал ему: “Святополк (В. Князь) и Владимир (отец) не лишат тебя земли русской. Я буду твоим ходатаем, останься в своем княжении, только смирись”. И Князь христианин исполнил блистательный подвиг любви. 393 Благодарный к милостям Божиим, Мстислав посторил храм во имя Богоматери, на городище в Новгороде. 394 И для сего-то храма, на его иждивении, написано драгоценное для нас Евангилие Мстислава, богато украшенное благочестивым Князем. 395 В 1113 г. он был исцелен от тяжкой болезни помощью свят. Николая, и богато отстроил монастырь Никольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010