Пресв. Богородица с Младенцем и архиеп. Моквский Даниил. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 328) Пресв. Богородица с Младенцем и архиеп. Моквский Даниил. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 328) В античную эпоху и раннее средневековье территория М. е. входила в состав древнегрузинского царства Колхида (впосл. Лазское (Эгрисское) царство). Во 2-й пол. V в., при царе Картли св. Вахтанге Горгасали , а также в 1-й пол. VIII в., при эрисмтаварах Степанозе и Арчиле, на Шуа-Сопели распространялась власть правителей Картли. Древнейшие сведения о церковном окормлении этого региона отражены в нотициях К-польского Патриархата (Notitiae Episcopatuum). Из этих документов известно, что в VII-IX вв. в сев.-зап. часть Лазики существовали церковные структуры К-польского Патриархата с центрами в Зиганеи (Зиганис, ныне Гудава) и Севастополисе (Цхуми, ныне Сухуми). По мнению одних ученых (Дж. Гамахария, Б. Гогия), паства Шуа-Сопели входила в паству епископа Зиганеи, с т. зр. других (Б. Кудава) - епископа Севастополиса. Сведения об этих территориях сохранились в сочинении Феодосия Гангрского , упоминающего с. Мокви и крепость Тусуме над ним, куда был сослан прп. Анастасий Апокрисиарий , ученик прп. Максима Исповедника (Георгика. 1941. Т. 4. Ч. 1. С. 50) (подробнее см. в ст.: Максим Исповедник ). В кон. IX-X в. в Зап. Грузии были образованы грузинские церковные кафедры в юрисдикции Абхазского (Западногрузинского) Католикосата, в т. ч. Чкондидская , Драндская, Бедийская епархии, М. е. Основание М. е. груз. источники приписывают абх. царю Леону III (957-967): «Он построил церковь в Мокви и учредил [там] епископскую кафедру, благословил и обеспечил всем необходимым» (Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 270; То же//Картлис Цховреба. 2008. С. 146). Архидиак. Павел Алеппский «создателем епископии» ошибочно считает визант. имп. Андроника I Комнина (кон. XII в.) ( Павел Алеппский. 1973. С. 71). С образованием единой Грузии последовало объединение Абхазского и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосатов (кон. X - нач. XI в.). М. е. перешла под юрисдикцию католикоса-патриарха всей Грузии. О важности М. е. и роли ее архиерея в груз. царстве свидетельствует фресковая надпись в кафоликоне Мокви, в к-рой упоминались визант. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) и царь всей Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) ( Каухчишвили. 2004. С. 15, 40-41). Архиереи М. е. носили в тот период сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

    Владимирские епископы: Стефан II (1091—1094), Амфилохий (1105—1122), Симеон (1123—1136), Феодор (с 1137 г.). Поли. собр. р. лет. 1. 90, 96,119,128,133; 2. 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 403 (67).    Известен по имени только один епископ Тмутараканской епархии Николай, упоминается в послании Симона к Поликарпу и в житии преподобного Никиты, затворника Печерского. См. нашей Истор. Т. 1. Прим. 74.     Переяславские епископы; Николай (упомин. в послании Симона к Поликарпу), Петр (упомин. в 1072 г.), Ефрем (упомин. в 1091 г.), Лазарь (1105—1118), Сильвестр (1118—1123), Иоанн! (1123—1125), Марк или Маркелл (1126—1134), Евфимий (с 1141). П. собр. р. лет. 1. 78, 90, 119, 128, 130, 132; 2. 6. 8, 9. 12, 17, 338 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 385 (67).     Юрьевские епископы: Михаил (упомин. в 1072 г.), Антоний (упомин. в 1089), Марин (упомин. в 1091 г., сконч. 1095), Даниил (1114—1122). Поли. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90, 97,128; 2. 4, 6, 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 409 (67).    Известны Полоцкие епископы: Мина (1105—1116), Илия (ок. 1128), Косьма (с 1143г.). П. собр. р. лет. 1. 119, 128; 2. 19 (228). Истор. росс. иерарх. 1. 415 (67); Житие преп. Евфросинии Полоцкой – в Степ. кн. 1. 273 (156). В этом житии говорится, что во дни полоцкого князя Бориса, родного дяди Евфросинии, который, как известно (П. собр. р. лет. 3. 5 (228)), скончался в 1128 г., епископ Полоцкий Илия уступил ей для монастыря местечко Сельце, принадлежавшее архиерейскому дому, и, уступая, сказал: «Есть там церкви Всемилостиваго Спаса, идеже братия наша лежать, прелсе нас бывший епископи». Отсюда заключаем не только о времени жизни Полоцкого епископа Илии, но и о том, что у него был не один только предшественник Мина (1105—1116), но было их несколько. И потому основание Полоцкой епархии можно относить не к началу XII в., а к более древнему времени.    Известны Туровские епископы: Кирилл (рукоп. 1114 г.) и Иоаким I (рук. в 1144 г.). Поли. собр. р. лет. 1. 127; 2. 19 (228); Никон. 2. 44 (241); Истор. росс. иерарх. 1. 421 (67). Снес.: нашей Истор. Т. 1. Прим. 76.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1153 Владимирские епископы: Стефан II (1091–1094), Амфилохий (1105–1122), Симеон (1123–1136), Феодор (с 1137 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 90, 96,119,128,133; 2. 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 403 (67). 1154 Известен по имени только один епископ Тмутараканской епархии Николай, упоминается в послании Симона к Поликарпу и в житии преподобного Никиты, затворника Печерского. См. нашей Истор. Т. 1. Прим. 74. 1155 Переяславские епископы; Николай (упомин. в послании Симона к Поликарпу), Петр (упомин. в 1072 г.), Ефрем (упомин. в 1091 г.), Лазарь (1105–1118), Сильвестр (1118–1123), Иоанн (1123–1125), Марк или Маркелл (1126–1134), Евфимий (с 1141). П. собр. р. лет. 1. 78, 90, 119, 128, 130, 132; 2. 6. 8, 9. 12, 17, 338 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 385 (67). 1156 Юрьевские епископы: Михаил (упомин. в 1072 г.), Антоний (упомин. в 1089), Марин (упомин. в 1091 г., сконч. 1095), Даниил (1114–1122). Полн. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90, 97,128; 2. 4, 6, 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 409 (67). 1157 Известны Полоцкие епископы: Мина (1105–1116), Илия (ок. 1128), Косьма (с 1143г.). П. собр. р. лет. 1. 119, 128; 2. 19 (228). Истор. росс. иерарх. 1. 415 (67); Житие преп. Евфросинии Полоцкой – в Степ. кн. 1. 273 (156). В этом житии говорится, что во дни полоцкого князя Бориса, родного дяди Евфросинии, который, как известно (П. собр. р. лет. 3. 5 (228)), скончался в 1128 г., епископ Полоцкий Илия уступил ей для монастыря местечко Сельце, принадлежавшее архиерейскому дому, и, уступая, сказал: «Есть там церкви Всемилостиваго Спаса, идеже братия наша лежать, прелсе нас бывший епископи». Отсюда заключаем не только о времени жизни Полоцкого епископа Илии, но и о том, что у него был не один только предшественник Мина (1105–1116), но было их несколько. И потому основание Полоцкой епархии можно относить не к началу XII в., а к более древнему времени. 1158 Известны Туровские епископы: Кирилл (рукоп. 1114 г.) и Иоаким I (рук. в 1144 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 127; 2. 19 (228); Никон. 2. 44 (241); Истор. росс. иерарх. 1. 421 (67). Снес.: нашей Истор. Т. 1. Прим. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Ростове христианство возросло не иначе, как орошенное кровью искреннего проповедника своего. Феодор и Иларион, первые Епископы Ростова, принуждены были бежать из Ростова от ярости язычников, и первый имел некоторый успех только около Суздаля 63 . Св. Леонтий, один из учеников пр. Антония киевопечерского, прибыл в Ростов, нашел также сильное сопротивление в закоренелых язычниках. Они выгнали его из города, и ему надобно было вооружиться апостольским терпением для веры. Оставшись за городом, он ласками привлекал к себе сперва детей и стал учить их. Старые язычники опять взволновались, окружили Леонтия, дыша яростью, но кроткое слово веры на сей раз столько имело успеха, что многие крестились. Однако и после того язычники не раз вооружались на святителя, и наконец умертвили его. Ростовская Летопись так говорит о плодах подвигов св. Леонтия: «Леонтий убо святый просвети крещением град Ростов» 64 . Св. Симон, говоря, что многие из Печерского монастыря взошли на кафедры епископские, пишет: «Первый ростовский Леонтий священномученик, его же Бог прослави нетлением, и се бысть первопрестольник, его же невернии, много мучивше, убиша; и се третий гражданин небесный бысть руськаго мира с онема Варягома (убитыми при Владимире), венчався от Христа» 65 . Мученическая кончина св. Леонтия и вместе с тем насаждение христианства в Ростове последовали ок. 1070 г 66 . Преемнику Леонтия св. Исаии надлежало еще много трудиться, чтобы распространять христианство в Ростовской области. И сей подвижник печерский путешествовал по разным местам ее с проповедью о Христе. Плодом трудов его было обращение многих идодолопоклонников. Подвиг его окончился в 1089 году 67 . Известен и еще ростовский проповедник веры, пр. Аврамий. Житие его говорит, что при нем в чудском конце Ростова стоял идол Велеса и что Аврамий сокрушил идола тростью, данною в видении Иоанном Богословом. Трудно определить время, когда это было, но сан архимандрита, которым облечен был Аврамий, и князь Владимира суздальскаго, с которым имел он сношение, показывают, что это было не прежде Владимира Мономаха (1113–1125 г), и следов. при Мономахе еще так крепко стояли за Велеса, что для сокрушения его нужна была чудесная помощь Апостола Иоанна 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Антонин Державин 1889–1893 Александр Закке-Заккис 1893 Полтавская Учреждена в 1054 году. Кафедра в Полтаве. 61 Епископы Переяславские (в Переяславе): 62 Николай I 1054–1072 Петр, святой 1072–1082 Ефрем, святой 1089–1104 Симеон I Лазарь 1104–1117 Сильверст 1118–1123 Николай II 1123 Иоанн 1123–1125 Марк 1125–1134 Маркелл 1134–1135 Макарий 1135–1141 Евфимий, святой 1141–1155 Василий 1156–1168 Антоний 1168–1197 Павел 1198–1231 Симеон II, св.ятой 1239 Феодор 1239–1269 Феогност 1269–1279 Епископы Переяславские и Борисопольские: Захарий Корнилович 1700–1715 Кирилл Шумлянский 1715–1726 Иоаким Струков 1727–1730 Варлаам Линицкий 1730–1731 Арсений Берло 1733–1744 Никодим Скребницкий 1745–1751 Иоанн Козлович 1753–1757 Гервасий Линцевский 1757–1768 Иов Базилевич 1770–1776 Иларион Кондратковский 1776–1785 Виктор Садковский 1785–1793 Димитрий Устинович 1793–1795 Амфилохий Леонтович 1795–1799 Переяславские и Малороссийские: Сильвестр Лебединский 1799–1803 Переяславские и Полтавские: Сильвестр Лебединский 1799–1807 Феофан Шиянов 1807–1812 Анатолий Максимович 1812–1816 Мефодий Пишнячевский 1816–1824 Георгий Ящуржинский 1824–1830 Нафанаил Павловский 1830–1834 Гедеон Вишневский 1834–1849 с 1844 года архиепископ Иеремия Соловьев 1849–1850 Нафанаил Савченко 1850–1860 Александр Павлович 1860–1862 Иоанн Петин 1862–1887 с 1878 года архиепископ Иларион Юшинов 1887 Прилукское викариатство Учреждено в 1884 году. Епископы (в Полтаве): Иларион Юшенов 1884–1887 Михаил Грибановский 1894 Псковская Учреждена в 1589 году. Кафедра в Пскове. Епископы Псковские и Изборские: Мисаил 1589–1592 Геннадий 1595–1609 Иосиф 1610 Сильвестр 1613–1615 Архиепископы Псковские, Изборские и Нарвские: Иоаким 1616–1623 Павел 1623–1626 Иоасаф 1627–1634 Левкий 1634–1649 Макирий 1649–1664 Арсений 1665–1681 Митрополиты: Маркел 1681–1690 Иларион Смирнаго 1691–1698 Иосиф Римский-Корсаков 1698–1717 Архиепископы: Феофан Прокопович 1718–1725 с 1720 года архиепископ Рафаил Заборовский, еп. 1725–1731 Варлаам Линицкий 1731–1738 с 1732 года архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С некоторыми примерами мы уже познакомили читателя под 6604 (1096) и 6615 (1107) годами. Здесь укажем еще несколько примеров. Царь Давид II Строитель (1089–1125 г.), желая очистить разоренное свое царство, от владычества мусульман принялся за восстановление чина церковного и исправление нравов грузин с целью подготовки своих подданных для свержения ига магометан. Увидя царь очами ума и уразумев дело внушаемое Богом», как замечает Картлись Цховреба, в 1103 году созвал он знаменитый церковный собор, заседания которого происходили на Руисо-Урбнисской равнине, омываемой рекою Курою 733 . Сохранились деяния этого собора, известные под именем dzeglis wera (Дзеглис цера). Подражая по обыкновению Картлис Цховреба, русский летописец под этим же (1103) годом поместил сочиненный им съезд князей (собор земский) на берегу Долобского озера для избавления Руси от враждебных действий Половцев: «Бог вложи в сердце князем Русским Святославу и Володимиру и снястася думати на Долобьске» 734 . Русский летописец свои сведения о монголах и их нашествии почерпнул из Картлис Цховреба, которая о монголах повествует, между прочим, следующее: «появились люди удивительные... странные видом, обычаями, поведением и образом. ибо и в древних книгах нет известия об них, так как они суть иноязычники, странного вида и образа жизни... Они покорили весь Восток и много царств истребили 735 . Далее о царе Бату (Батый-рус. лет.) сказано, что он держит в своей власти Осетию (жили Ясы и Косоги), великую Кипчакетию (Половецкая земля), Хазаретию и Русетию» 736 . И русская Начальная летопись под 1223 годом сообщает теже сведения о монголах (татарах): «Того же (1223) лета явишася языци, ихже никтоже добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их премудрий мужи ведять я добре, кто книги разумно умееть; мы же их не вемы, кто суть... И мы слышахом, яко многы страны поплениша, Ясы, Обезы 737 , Касоги, и Половец безбожных множество избыша... 738 . Как видно из письма грузинской царицы Русудани к папе Римскому о нашествии монголов на Грузию, грузины думая, что они христиане, должно быть основываясь на дошедшем до них сказании о Чингизе, будто бы ему на горе явился Христос и научил его небесному учению (.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковные иерархи несомненно были ревностными защитниками национального единства и в этом смысле помогали грузинским правителям. Однако католикос сохранил контроль над церковными делами и администрацией и даже формально считался духовным царем народа 279 . Кроме того, католикос и все главные епископы и игумены приравнивались к светским князьям и наряду с феодалами заседали в государственном совете, или дарбази. Из сохранившихся источников также известно, что пост великого канцлера всегда занимал архиепископ Чхондиди (в Западной Грузии). Безусловно, участие церкви в грузинской феодальной структуре не всегда шло на пользу монархии. Союз светской и церковной знати, как правило, выступал в качестве центробежной силы по отношению к национальной власти царя 280 . Деятельность дарбази отчасти была попыткой полунезависимой грузинской аристократии ограничить царскую политику централизации. Конечно, твердые и решительные монархи могли сместить неудобного иерарха и даже, если приложить некоторые усилия, повлиять на ход церковных выборов. Наиболее значительными представителями правящей кавказской династии Багратидов несомненно были царь Давид II (1089–1125) и царица Тамара (1184–1212). Оба этих правителя в итоге были причислены к лику святых Грузинской православной церкви. Распространив власть Грузии далеко за пределы ее исторических границ, они в результате установили грузинскую гегемонию не только над собственным народом, но и над мусульманами и армянами. Современники заслуженно нарекли Давида II Восстановителем или Строителем (Агмагитебели). За политику преобразований и территориального расширения вкупе с впечатляющими военными успехами его даже отождествляли с мифическим пресвитером Иоанном. Правление Давида считается подлинно «героическим» периодом в истории средневековой Грузии 281 . Особенно важными были победы царя над мусульманами, поскольку они проложили путь к созданию многонациональной закавказской империи, которой будут управлять его потомки. В 1122 году Давид завладел Тифлисом, который в течение нескольких веков был исламским городом, и перенес туда столицу государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Сон прав. Иосифа. Роспись Атени Сиони. 2-я пол. XI в. Сон прав. Иосифа. Роспись Атени Сиони. 2-я пол. XI в. Продолжением традиций тао-кларджетской школы живописи является роспись Атени Сиони - памятника столичной художественной школы 2-й пол. XI в. Эта роспись, почти полностью сохранившая общую схему живописного декора, была выполнена неск. художниками. Мастера, расписавшие Атени Сиони, блестяще справились с задачей размещения нового живописного декора в интерьере более древнего храма - тетраконха, построенного в 1-й пол. VII в. В росписи представлены 4 сюжетно связанных друг с другом цикла: принятая в то время в монументальной живописи композиция с Богородицей и архангелами в алтарной апсиде, Богородичный цикл - в юж. апсиде, цикл земной жизни Христа - в северной, композиция «Страшный Суд» и ктиторский ряд с портретами членов царской фамилии - в западной. Существенную роль в этом монументальном, целостном живописном ансамбле играет свободное, исполненное спокойствия движение крупных, с изящными пропорциями фигур, представленных на светлом фоне; позы и жесты подчеркнуты гибким черным контуром, лики выразительны и гармоничны, цветовую гамму составляют голубой, зеленый, темно-красный, золотистый и белый цвета. Укрепление груз. государственности с периода царствования св. Давида IV Строителя (1089-1125) и до монголо-татар. нашествия (30-е гг. XIII в.) обусловило расцвет национальной культуры. Построенный в этот период мон-рь Гелати отличается таким множеством выполненных в разное время росписей, что его сравнивают с музеем фресок. На протяжении долгого времени мон-рь оставался одним из важнейших духовных и культурных центров страны, был усыпальницей представителей высшей светской и духовной власти (царей и западногруз. католикосов). Самым ранним слоем декора монастырского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы являются мозаика алтарного свода и фрески нартекса (ок. 1130). В посл. четв. XIII в. была выполнена роспись юго-зап. придела, в XV в.- центральной части сев. придела. Фрески центральной части наоса в основном относятся к XVI в. (тем же периодом датируется и роспись ц. вмч. Георгия). Росписи XVII-XVIII вв. сохранились в сев. приделах и в нартексе. На фресках представлены многочисленные портреты исторических лиц разных периодов истории Грузии.

http://pravenc.ru/text/168199.html

вм. Димитрия Солуньского, лучшей византийской работы X века; святой представлен стоя, с молитвенно воздетыми руками, как предстатель и ходатай. 16 . Крест выносной серебряный, чеканный; древко крыто гладким серебряным листом; имеет в вышину 0,30 м; сион под крестом в вышину 0,15 м; на сторонах сиона изображения Иоанна Предтечи и святителя, двух святителей, Богородицы, Петра и Павла. Работа XIV–XV в. 17 . Крест выносной, одинакового размера, подобным же образом украшенный, по сторонам креста собраны камни; работы того же времени. 18 . Патриарший посох, XVIII века, резной. 19 . Крест запрестольный, серебряный, чеканный, наиболее грубой работы XVII века (рис. 22). Крест запрестольный в Гелати Надпись его: «Боже, сотворивший вся, прославь венчанного Тобою царя Абхазов, Картвелов, Кахов и Леков Давида, – солнце христианства, аминь». Палеографический характер этого письма тождествен с характером письма эпохи Давида Возобновителя в надписи на иконе Спаса 24 и, конечно, настоящая надпись имеет в виду никого другого, как Давида Возобновителя (1089–1125 г.), тем более, что эпитет в ней, ему приписываемый, ни одному из царей грузинских, царствовавших под именем Давида, не может быть присваиваем. Указывают предания, по которому крест этот Давид Возобновитель постоянно носил при себе в походах и битвах; но работа его груба и, очевидно, принадлежит позднейшему времени. Видно, надпись попала на настоящий крест от древнего креста. Нередки подобные случаи в монастырях Грузии: древние надписи и на стенах их и даже на предметах церковной утвари и убранства в эпоху полного упадка в XVI–XVII веках служили для целей орнаментальных или декоративных. 20, 21, 22, 23. Четыре рипиды (рис. 23, 24) серебряные, чеканные, древко крыто гладким серебром, с яблоками, в вышину с древком 1,10 м, без древка – 0,30 м, с изображениями в кругах архангелов служащих – Гавриила и Михаила, окруженных херувимами и серафимами, также святителей: в среднем кругу Кирилла и Петра Александрийского , или же Григория Богослова и Иоанна Златоуста , Сильвестра, Василия Великого и Афанасия, Иоанна Предтечи крылатого и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Монастырь Гелать Знаменитый монастырь, находящийся в Имеретии, в 5–6 верстах к С.-В. от Кутаиса, основанный грузинским царем Давидом Возобновителем (1089–1125 гг.), как иноческая обитель, усыпальница грузинских царей. При Баграте III (1510–1548) и абхазском католикосе Малакионе стал епископскою кафедрою и обогащен всякого рода приношениями царей и правителей: иконами и драгоценною утварью, рукописями н облачениями. Предметы древности, здесь сосредоточенные, отличаются, поэтому, сборным характером; немногие из них имеют ближайшее отношение к самому монастырю. По упразднении пицундского патриаршего престола, сокровища Пицунды были перенесены в Гелать, как и многие драгоценности и святыни Абхазии, далее, турецкой Грузии, Гурии и самой Карталинии в тяжелые для нее времена. Русский посол Никифор Толочанов, посетивший Имеретию в 1650 году, подробно описал святыню Гелатского монастыря 1 : монастырь сохранил ныне жалкую долю тех богатств, великолепных и драгоценных памятников искусства и истории, которые Толочанов там видел. По его словам: В главной церкви во имя Богородицы: «Божия милосердия по правую сторону 1) образ местной Спасов поясной, обложен серебром в чекане, позолочен, по полям вычеканены Святые». «Подле образа 2) крест большой, вышину в сажень, обложен серебром с каменьями». «Подле того креста 3) образ Пречистой Богородицы местной с Превечным Младенцем, стоящей против человеческого роста, середина и поля обложены в чекань серебром, позолочены венцы у Богородицы, у Спаса золото, и по полям двадцать две дробницы золотых, писаны на них Пророки и Апостолы, и венцы мусиею украшены, по венцам яхонты и жемчуга. По левую сторону 4) образ Пречистой Богородицы стоящей местной же со Превечным Младенцем в той же мере, обложен и украшен так же, что и первой Богородицы образ; а на тех обеих образах написано при ногах Цари молящееся, а подписи над ними нет, кто именем и которой Царь. А сказывал Митрополит Захарей: которые Цари строили тот город и церкви, и те Цари на образах написаны, а имена их не ведать». Из этих двух образов один, неизвестно который, украшенный финифтяными иконками, сохранился доселе и описан ниже под именем образа Богородицы «Моленья царя Баграта», умершего в 1548 году и похороненного в Гелате, так как этот царь обратил Гелать в епископскую кафедру. Другой образ мог относиться к более раннему времени, например к основанию церкви, а так как он был украшен, по словам Толочанова, одинаково с этим последним, то, очевидно, этот копировал тот же древний оригинал, и утраченный образ мог принадлежать к самым замечательным памятникам искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010