Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ († после 1089), свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. И. принял монашество в Киево-Печерском мон-ре, по-видимому, был учеником прп. Феодосия Печерского. В Житии прп. Феодосия (написано, по мнению Ю. А. Артамонова, в нач. XII в., до 1107/08; см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277) об И. говорится: «Тъгда же христолюбивый князь (Изяслав Ярославич.- М. П.) от манастыря великааго отьца нашего Феодосия избьрав единого от братия, иже в чьрньчьскемь житии просиявъша, Исаию наричемааго, того же, извед, игумена постави в манастыри своемь и святааго мученика Димитрия, иже и послеже добрых ради нрав его поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 95; БЛДР. Т. 1. С. 388). Т. о., И. стал игуменом киевского во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря , будучи выбран ктитором обители кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем , занимавшим киевский стол в 1054 - сент. 1068 г., в мае 1069 - марте 1073 г., 15 июля 1077 - 3 окт. 1078 г. Предшественник И. на посту игумена - Варлаам - скончался ранее 1074 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Дата хиротонии И. на Ростовскую кафедру неизвестна. Согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), в 1088 г. И., будучи епископом, принимал участие наряду с др. иерархами в освящении Михаило-Архангельского собора в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре , в 1089 г.- в освящении Успенского собора Киево-Печерского мон-ря; оба торжества возглавил митр. Иоанн II (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208; Т. 2. Стб. 199). На Ростовской кафедре И. стал преемником свт. Леонтия , убитого язычниками (версия Киево-Печерского патерика ) или мирно скончавшегося (версия Жития свт. Леонтия). Новый Ростовский архиерей столкнулся с укорененными языческими верованиями местного населения, как русского, так и финно-угорского. Под 6579 (1071) г. в ПВЛ помещено повествование о ярославских волхвах, начавших волнения в Заволжье (ПВЛ. 1996. С. 76-77); согласно убедительному мнению В. А. Кучкина , эти события датируются осенью 1073 - весной 1074 г. ( Кучкин В. А. Формирование государственной территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 64).

http://pravenc.ru/text/674806.html

Ярославль 1912. 299. 130 . Smith Th. A. The Volokolamsky paterik: A study, translation and commentary. Toronto 1989. 254. Подвижники, тексты и очаги Традиции Антоний и Феодосий Печерские Антипа, † 1073, время канонизации неизв., пам. 10 июля, 2 сент.: ИКС 3. 550–551; Аф. патерик 2. 77–82; BHG 2034; Феодосий, ок. 1036 – 3 мая 1074, канонизир. 1108, пам. 3 мая, 14 авг., 2 сент.: НКС 3. 268–270 131 . Беляев И. Жизнь преподобного Антония Печерского. М. 1866. 42. 132 . Гудзий Н. К. О сочинениях Феодосия Печерского //Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей к 70-летию М. Н. Тихомирова. М. 1963. 62–66. 133 . Гудзий Н. К. Похвала Феодосию Печерскому //Ligua Viget, Commentationes Slavicae in Honorem V. Kiparsky. Helsinki 1965. 61–67. 134 . Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского //ТОДРЛ 1947. 5. 172–187. 135 . Житие Феодосия Печерского /Подгот. текста, пер. и примеч Творогова О. В.//Повести Древней Руси XI-XII вв./Сост. Понырко Н. В., вступ. ст. Лихачева Д. С. Л. 1983. 230–325. 136 . Кара Н. В. Язык и стиль поучений Феодосия Печерского . Автореф. дис. канд. филол. наук Л. 1983. 17. 137 . Кириллин В. М. «Слово о вере христианской и латинской» Феодосия Печерского //Древнерусская литература: Восприятие Запада в XI-XIV вв. М. 1996. 51–93. 138 . Леонид (Кавелин) , архим. Два памятника древнерусской Киевской письменности XI-XII веков: а) слово о перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского , сочинение монаха Нестора; б) похвала преподобному Феодосию Печерскому неизвестного (архимандрита Серапиона)//ЧОИДР 1890. 2:2. 1–25. 139 . Малинин В. Н. Преподобный Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря (публичное чтение)//ТКДА 1902. 5. 64–87. 140 . Николаевский П. Ф., прот. Киевопечерский монастырь в древней России//ХЧ 1876. 1. 303. 141 . Павлова Р. Житие Феодосия Печерского в южнославянских рукописях XIII-XIV вв.//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1992. 16:2. 50–67. 142 . Папулидис К. К. Из истории отношений Киево-Печерского монастыря и Афона: преподобный Антоний Печерский//Byzantinorussica.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Изображение О., соответствующее канонам визант. и дренерус. живописи, в XX в. вошло в масштабную соборную композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- в группе чудотворцев Ближних пещер. Его образ представлен и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в. Образ святого вошел и в лицевые святцы рус. святых (1959-1962, частное собрание), созданные также мон. Иулианией по просьбе свт. Афанасия (Сахарова): О. показан со средней длины окладистой бородой, в куколе, лицо аскетичное, со впалыми щеками. Лит.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 378. С. 187; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНИЙ [лат. Genius; франц. Génie] (IV в.), св. (пам. зап. 12 мая в диоцезах Тарб и Ош), почитается как исповедник в г. Лактора в Галлии (совр. Лектур, Франция). Сведения о жизни Г. содержатся в позднем житии, известно также сокращенное житие из средневек. Бревиария аббатства Муасак (департамент Тарн и Гаронна, Франция) и еще более краткий пересказ из Галльского Мартиролога XVI в., составленного А. дю Соссеем, к-рый, вероятно, пользовался несохранившейся версией жития. Г. происходил из знатного рода, с юности проявил любовь к целомудрию и воздержанию, пребывал в постах и молитвах, часто удалялся для молитвы на гору в пригороде Лакторы. Святость его жизни расположила к нему мн. язычников, к-рые впосл. уверовали во Христа. В это время в Галлию были посланы проконсулы с распоряжением начать преследование христиан. Наместник пров. Новемпопулана Асклепиад направил в Лактору 30 воинов, чтобы те пленили Г. Когда воины приблизились к горе, где святой пребывал в молитве, они не могли перейти расположенную поблизости реку, к-рая необычайно разлилась. Поняв, что даже стихии подвластны Богу, они уверовали во Христа и, придя к святому, пали к его ногам, исповедуя себя христианами. Г. отвел воинов, по дороге наставив в основах веры, в город к пресв. Цельсу, к-рый крестил их. Вернувшись к наместнику, воины объявили себя христианами и были казнены. Тела их были погребены христианами, а место казни впосл. получило название в переводе с лат. «Кровь невинных». Др. отряд воинов, посланный в Лактору привести Г., вернулся ни с чем, т. к. святой уже мирно почил. Через нек-рое время еп. Лакторы Евтер похоронил тело Г. в построенной святым базилике у подножия горы в городском предместье. У могилы Г. совершались чудеса. Впосл. возле этой церкви возник мон-рь, к-рый в 1074 г. архиеп. Оша Вильгельм с согласия епископа г. Лектура присоединил к Клюни. В древности и в средние века память Г. совершалась в Лектуре 3 мая (дата его кончины, указанная в житии), в аббатстве Муасак - 4 мая из-за празднества обретения Креста Господня, приходившегося в зап. Церкви на 3 мая.

http://pravenc.ru/text/162041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАМИАН мч., Аравийский, Киликийский, бессребреник (пам. 17 окт.) - см. в ст. Косма и Дамиан, бессререники Аравийские ДАМИАН мч., Асийский, бессребреник (пам. 1 нояб.) - см. в ст. Косма и Дамиан, мученики, бессребреники Асийские

http://pravenc.ru/text/Дамиану.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Еквтиме, Ептвиме Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый; груз. , ] (955 - 13.05.1028), прп. (пам. 13 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне (1005-1019), переводчик духовной лит-ры на груз. язык, руководитель афонской лит. школы. Синаксарное Житие Е. С., вероятно созданное вскоре после кончины преподобного, содержится в 5 рукописях XI в. (НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. Iber. 4) и в 11 рукописях XII-XIII вв. Оно послужило одним из источников для «Жития блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повести об их достойном подвижничестве» (между 1042 и 1044) прп. Георгия Святогорца , ученика святых. Наиболее ранний текст этого Жития дошел в рукописи 1074 г. (НЦРГ. A 558 - ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105) и в 8 рукописях XVIII в. Сведения о Е. С. содержатся также в соч. «Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца», составленном Георгием Мцире (НЦРГ. S 353, XIV в.; 10 рукописей XVIII в.- ПДГАЛ. Т. 2. С. 122-124, 128-133, 145-146). Греч. повесть неизвестного автора «О Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах», сохранившаяся в 2 рукописях 1-й пол. XVIII в. (Ath. Iber. 453 - Λμπρος. 1888. Σ. 147b и Vatic. gr. 2613 - BHG, N 2143; Мачханели. 1982), содержит уникальные сведения из биографии Е. С. Е. С. посвящены песнопения: одно внесено в Месяцеслов XI в. (НЦРГ. H 1710. Л. 66-70 об.- Метревели. 1952), 2 других содержатся в НЦРГ. A 558 ( Хаханов. 1901. С. 109-110). Житие Е. С. род. в груз. исторической пров. Тао в семье крупного феодала, приближенного ко двору груз. царя Давида III Куропалата († 1001). Его мать происходила из груз. княжеского рода Чордванели. Е. С. был еще ребенком, когда его отец принял постриг с именем Иоанн и обосновался на горе Олимп в Вифинии. Мальчика и его братьев и сестер воспитывал дед Абухарб Чордванели. Византийцы, ведя войну с арабами и стремясь заручиться поддержкой Грузии, уступили Давиду III нек-рые земли, а груз. царь в свою очередь как гарант союза отправил в К-поль «принцев крови» - кузенов Е. С. по матери и его самого. Узнав об этом, его отец, прп. Иоанн Святогорец , отправился в К-поль и с согласия визант. императора увез сына на Олимп.

http://pravenc.ru/text/187800.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬПУРГА Прп. Вальпурга. Скульптура из мон-ря прп. Вальпурги в Айхштате. Германия. XI в. (?) Прп. Вальпурга. Скульптура из мон-ря прп. Вальпурги в Айхштате. Германия. XI в. (?) [Вальбурга, Гальбурга; лат. Walburga, Gualburgis] (ок. 710-779), прп. (пам. зап. 25 февр., 1 мая), аббатиса Хайденхаймская. Дочь англосакса Рихарда, сестра святых Виллибальда , еп. Айхштеттского, и Вунибальда Хайденхаймского. Род. в Англии, воспитывалась в мон-ре Уимборн (Юж. Англия). Вместе со святыми Лиобой и Феклой была призвана родственниками содействовать св. Бонифацию (Винфриду) в проповеди Евангелия в Германии. Здесь В. сначала подвизалась под рук. св. Лиобы в мон-ре Бишофсхайм близ Могонциака (совр. Майнц), затем основала жен. общину в Хайденхайме (епископство Айхштетт), где уже был мон-рь, основанный Вунибальдом. После его смерти в 761 г. В. объединила под своим управлением жен. и муж. мон-ри, к-рые в это время стали центрами христианства в Германии. В 870 г. Откар, еп. Айхштеттский, перенес мощи В. в свой кафедральный город, в выстроенный в его честь мон-рь при ц. Св. Креста, где они были помещены в мавзолей. В 893 г. еп. Эрханбольд открыл мощи для всеобщего почитания. В.- одна из самых почитаемых в Германии святых, части ее мощей находились как в Германии, так и за ее пределами. В 893 г. частица мощей была перенесена в жен. мон-рь Монхайм. В 1060 г. Аннон II, архиеп. Кёльнский, передал главу и жезл святой в мон-рь Вальберберг (Кёльнское архиеп-ство). Еще одна частица мощей оказалась в мон-ре Вальбург в Эльзасе (выстроен герц. Фридрихом II в 1074). Среди мест особого почитания В. в Германии: Ламберг близ г. Хам (еп-ство Регенсбург), Эренбюрг возле г. Форххайма (еп-ство Бамберг), Альфен и Вормбах (еп-ство Падерборн), Зандвайер (еп-ство Фрайбург) и Вальбургисберг возле Вешница (архиеп-ство Майнц). В кон. IX в. часть мощей В. была перенесена в Фюрн (совр. Вёрне, Бельгия), откуда ее почитание распространилось во Фландрии и Сев. Франции. Одним из центров почитания В. был г. Антверпен. В Сев. Нидерландах мощи В. находились в графстве Гелдерн (совр. пров. Гелдерланд), в г. Тил, откуда в 1315 г. были перенесены в Арнем, Зютфен и Гронинген. Во Франции кор. Карл Лысый (843-877) построил часовню (ораториум) в честь В. при дворце в Аттиньи, впосл. она была разрушена норманнами; восстановлена на новом месте Гуго, гр. Шампани, ок. 1102 г. (совр. Сент-Вобур). От мощей В. в различных местах совершались чудеса и подавались исцеления (по сообщению Филиппа, еп. Айхштеттского, от мощей истекал елей).

http://pravenc.ru/text/154029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ОЛТИСАРИ [груз. ], груз. церковный деятель, с 1066 г. настоятель Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне. Сведения о Г. О. содержатся в Житии прп. Георгия Святогорца , к-рого он сменил на настоятельском посту. Именно в игуменство Г. О. мощи прп. Георгия Святогорца были перенесены в соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Ивирон и упокоены рядом с мощами прп. Георгия Строителя . Г. О. активно застраивал и украшал мон-рь, в чем ему содействовала дочь царя Баграта IV визант. имп. Мария и ее сын Константин Дука. Под рук. Г. О. в Ивироне шла интенсивная лит. работа: в колофонах мн. рукописей содержатся указания, что над текстом работал Г. О. (напр., Кекел. Ath. 24, 30, A 500), особого внимания заслуживает Афонский сборник 1074 г. (Кекел. A 558). Лит.: . 1074 . . , 1902; / . . , 1967. Т. 2. С. 200; . . , 1998. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/164413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων; лат. Zeno] († 303), мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.). Сведения о З. содержатся в Мученичестве Индиса и Домны, составленном прп. Симеоном Метафрастом (X в.). Повествование о З. входит в него как составная часть и, возможно, ранее существовало как самостоятельное произведение. После сожжения христиан в никомидийской церкви (см. ст. Никомидийские мученики ) имп. Галерий (293-311) с войском совершал жертвоприношение в храме Деметры. Среди присутствовавших был воин-христианин З. (в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) он назван полководцем (στρατηγς), а не рядовым воином (στρατιτης)). Выступив вперед, З. обличил языческое заблуждение императора, за что Галерий приказал побить его камнями, вывезти за город и отрубить ему голову. Прп. Симеон Метафраст упоминает З. также в Мученичестве сщмч. Анфима Никомидийского (BHG, N 135). В Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского , под 3 сент. приводится то же сказание о З., что и под 28 дек., по этой причине в календаре РПЦ утвердилось 2 дня памяти З. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 27 апр. отмечена память еп. Зинона. По мнению болландистов, речь идет о З., к-рому ошибочно приписан епископский титул Анфима, поминаемого в тот же день (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 2. P. 212-213). В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память З. отмечена 22 дек. Ист.: BHG, N 823; PG. 116. Col. 1073-1074 [Мученичество Индиса и Домны]; PG. 117. Col. 231-232 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 596-597; ЖСв. Дек. С. 799; SynCP. Col. 358; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 395; Т. 3. С. 525; Ζνων (6)//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1225; Sauget J.-M. Zenone//BiblSS. Vol. 12. Col. 1475-1476; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 163. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199869.html

АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/64702.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010