1048. Krumbacher К. Geschichte derumbacher К. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches. 2. Aufl. München, 1897. S. 289.yzantinischen Literatur von Justinianumbacher К. Geschichte derumbacher К. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches. 2. Aufl. München, 1897. S. 289.yzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches. 2. Aufl. München, 1897. S. 289.is zum Ende des oströmischen Reiches. 2. Aufl. München, 1897. S. 289. 1049. Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur dernger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. S. 452-453.yzantiner. S. 452-453. 1050. Cp.: Ibid. S. 448-449. 1051. Mango C.ngo C. Byzantine Literature as a Distorting Mirror. Oxford, 1975. P. 5-6.yzantine Literature as a Distorting Mirror. Oxford, 1975. P. 5-6. 1052. Amphilochia 92//PG. 101, 585 A; 111, 653 D. 1053. Bibliotheca 107bliotheca 107 b, cod. 165 (речь идет о Гимерии)., cod. 165 (речь идет о Гимерии). 1054. Ibid., cod. 172—174. Cp.: Kustas G. L. Studies inid., cod. 172—174. Cp.: Kustas G. L. Studies in Buzantine rhetoric… P. 62.uzantine rhetoric… P. 62. 1055. Bibliotheca 126 a, cod. 181. 1056. Ibid. 126 ab, cod. 181. 1057. Ibid. 156id. 156 b, cod. 192 (A)., cod. 192 (A). 1058. Ibid. 156id. 156 b—157 a, cod. 192 (A). —157 a, cod. 192 (A). 1059. Ibid. 157 a, cod. 192 (A). 1060. Cp.: Аееринцев С. С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда//Новое в современной классической филологии. М., 1979. С. 41—81, особенно с. 61—67. 1061. Об этом нам приходилось говорить дважды — в кн.: Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973. С. 98—106; и в статье: Аееринцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения//Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 142—154. 1062. См.: Podskalsky G. Tbeologie und Philosophie in.: Podskalsky G. Tbeologie und Philosophie in Byzanz.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

1051 б) Репродукция представлений . Очень распространенный взгляд в сумме того, что наполняет наше сознание, различает общие созерцания, которыми наш дух обладает a priori, от других, которыми он обязан опыту. Хотя и первые, как это было уже отмечено выше, не врождены в готовом виде, но имеют свою историю развития образуются постепенно под воздействием опыта, тем не менее, они ближе стоят к существу души, поскольку выражают смысл некоторых общих приемов действия, которым мы вынуждены следовать в сочетании и соотнесении всех впечатлений, каково бы ни было их специальное содержание. Эти общие созерцания или формы познания независимы от содержания впечатлений, к которым они относятся, имея общее для всех них значение, независимы от смены в ходе представлений, независимы, наконец, и от воздействия внешнего мира – пусть они этим воздействием и вызываются в сознание, однако с прекращением его, не исчезают из души: отсюда Лотце не считает необходимым для них и содействие телесных органов. Иное дело – созерцания частные или отдельные представления: в них душа стоит в некоторой зависимости от инородной природы предмета, от специального содержания впечатлений и от их изменчивости. Вот для этих-то отдельных созерцаний и может быть необходимо, по Лотце, содействие телесных органов: при порождении из них общих представлений, ослабляется ясность этих созерцаний, и такое ослабление, может быть, требует, в виде противовеса, содействия телесных органов, благодаря которому содержание их всегда сызнова восстановляется в душе – аналогично тому, как это бывает в момент действительная ощущения. 1052 Нужным является такое же содействие, можно думать, и в других случаях потемнения чувственных представлений, напр., при вызове в сознание слабого впечатления, 1053 или для придачи живости нашим представлениям, приближающей их до некоторой степени к ощущениям, напр., представлениям о прежде испытанных радостных и печальных чувствах, 1054 или представлениям о звуках: звуки гораздо живее представляем мы себе, чем цвета потому, что воспоминание о первых сопровождается незаметным говором или пением и соответствующим возбуждением мускульного чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Часть 5. Динамика и тенденции развития религий в мире. 1. Динамика развития мировых религий и сект . Исследования динамики религиозной ситуации в мире фиксируют устойчивую тенденцию к увеличению численности последователей новых религий. Согласно прогнозу, составленному в 1987 г. под руководством французского ученого М. Клевно, темпы роста НРД к 2000 г. по сравнению с 1988 г. должны были составить 127,7%, в то время как аналогичные показатели в христианстве 125%, у мусульман 143%. Таблица 3 Численность последователей (млн чел.) мировых религий (по данным М.Клевно) Религия Христианство 487 млн 1.169 млн 1.508 млн 1890 млн 200 млн 551 млн 837 млн 1.200 млн Индуизм 203 млн 465 млн 661 млн 859 млн Буддизм 127 млн 232 млн 300 млн 359 млн Иудаизм Сикхизм Данных нет Новые религиозные движения Данных нет 108 млн 138 млн По данным исследований американского ученого Давида Баррета, 1052 НРД являются одной из самых быстрорастущих групп из всех религий мира, за период с 1993 г. по 2006 г. их рост составит 67%, опережая христианство в 2,5 раза, ислам в 2 раза. Таблица 4 Численность последователей (млн чел.) мировых религий (по данным Давида Баррета) Религия Фактическое Предполагаемое изменение изменение 1980–1993 гг. в % 1993–2006 гг. в % Христианство Индуизм Буддизм Новые религии Сикхизм Иудаизм Прочие религии Атеизм Нерелигиозные группы Мировое население Однако по общей численности последователей НРД значительно отстают от всех мировых религий. В долгосрочной перспективе до 2025 г. рост новых религий, по Баррету, по количеству последователей должен увеличиться вдвое и составит 217 млн чел.. 1053 Прогнозы западных ученых о количестве последователей НРД разделяются и отечественными религиоведами. По данным П. И. Пучкова и О. Е. Казьминой, общая численность НРД (без бахаизма) в 1996 г. составила 106 млн чел., или 2% от населения Земли. Но если к НРД причислить последователей бахаи, то эта число вырастет до 112,4 млн чел. Схожие оценки развития религий в мире в предстоящие тридцать лет предоставило Статическое управление ООН, прогнозирующее значительное увеличение численности НРД – с 2% до 3%, а также христианства и мусульман, но темпы количественного роста НРД будут их опережать. 1054 2. Динамика и тенденции развития христианских деноминаций и сект (на примере США).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

657 Walter’s Kirchenr. S. 621. Впрочем, это делается только между владетельными особами. Scavini – Th. М. Un. t. III. p. 390. 676 Scavini–Theol. Mor. Un. t. III. p. 490–493. Salzano – Lez. di. dir. can. v. III. p. 159, 123 e. 160. 678 André – Cours de dr. can. t. 1. col. 56. t. 2. col. 1052–1054. Walter’s Kirchenrecht. S. 666 und. 669. Klee – Man. del’hist des dogm. chrét. P. II. p. 306–307. 686 Исключая главный престол в Латеранской базилике в Риме. Gaume – Les trois Rome. t. I. p. 271. 691 Salzano – Lez. di dir. can. v. III. p. 177–178. André – Cours de dr. can. t. 2. col. 934–936. 696 На иконы Божией Матери, ознаменованные сверхъестественною благодатию, чрез них сообщаемою, папа, ватиканский капитул или его депутаты с особенными обрядами возлагают в Риме и Италии венцы (coronas) из драгоценных металлов и камней. 698 Сверх сего на западе папа или, с дозволения его кафедры, епископы и привилегированные прелаты торжественным образом дают народу апостольское благословение, сообщающее ему полную индульгенцию, т. е. отпущение всего временного наказания Божия за грехи. В Риме в вербную неделю и в великую среду, четверг и пяток кардинал великий духовник дает кающимся стодневную индульгенцию, касаясь их головы посредством покаянной трости (penitenzial verga). Lunadoro – Rel. della Cort. di Roma. P. II. p. 96. De Montault – L’ann. lit. à Rome. p. 155–158. Gaume – Les trois Rome. t. 2. p. 65. 700 Salzano – Lez. di dir. can. v. IV. p. 125. По латинским правилам один из супругов, в наказание за некоторые грехи, (напр. за кровосмешение, прелюбодеяние и др.) лишается права petere debitum conjugale, и может только rendere debitum (Salz. – Lez. di dir. can. v. III. p. 134–143). В таких случаях епископ может дать полномочие духовнику разрешить ему употребление этого права на исповеди чрез чтения особенной формулы после разрешения от грехов. Scavini – Th. М. Un. t. III. p. 485–489. 701 Сверх крещения и миропомазания, может быть уважено у латинян таинство священства, но остающимся в священстве, по правилам, мы не можем дозволить вступления в брак. Зап. по Церк. Законов., стр. 260 и 261, в примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

темже не презрит и гласа твоего. Премудра Софиа Алексиевна, Богу любезна велия царевна, О немже его имаши молити, даст ти в славу си удобь исполнити. Того премудрой ти выну желаю, Академии привилей вручаю, Иже любезна ти брата создан есть повелением, чинно написан есть, Мудра и щедра Феодора царя, Богом даннаго царству государя. О источниче, Христе, премудрости, ради твоея к России благости Возлюбленною от тя царевною, премудростию ти одаренною, Тщащеюся тя выну прославляти, яко Творца си весьма восхваляти, Благоволи нам свет наук явити и наданием 1049 в век ся утвердити! Да оною зде мудрость утвердится, при твоей славе и ея хвалится Имя, от тебе, Царя, преизбранной, на славу твою и хвалу созданной. Подаждь убо ей, о том тщательнице, благочестия охранительнице, Премудрой Софии царевне, прославляющей тя государыне, То дело начав ей и совершити, и якоже леть есть и утвердити. Да не якоже прежде разрушится, но мощию ти безвредно хранится. Аще бо о сем ты благоволиши, то сердце ея на се укрепиши. В твоей бо руце оно содержиши, аможе хощешь, тамо уклониши 1050 . Уклони, Христе, ей в се и укрепи, от всех препятных случаев 1051 заступи. Сотвори с нею знамение во благо, постыдна яви в том ей противнаго, Да вси познают в том ей помощь твою, прославляющу ю, избранну свою. Подаждь ей вскоре то дело начати, яко премудрой о том прилежати. На земли же лет много здраво жити, славу имени ти распространити, Идеже солнце лучи разсыпает, воды океан своя разливает. А по довольство многих лет с тобою жити ей в небе радостью благою. Мудрой, премудрость ти в век созерцати, оною присно ся увеселяти. Того светлости ти весьма желаю ко стопам твоим главу приклоняю. Чая щедротством ти хранимый быти, богомолец ваш, Дóндеже ми жити. Вашего царскаго великаго милосердия пресветлой и богатой щедрости всякаго блага времяннаго и вечнаго истинно усердный желатель, недостойный монах, грешный Сильвестр Медведев рукою моею. Карион Истомин Домострой 1052 1053 Сию книжицу возми в десницу, Чти 1054 и помни стихи словни,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В действительности, социальный уклад, в котором жизнью сообщества управляют старейшины, возможно, является одним из самых древних в истории человечества 1052 . В библейские времена свои старейшины, представлявшие какой–либо род или сословие, были в Египте, Моаве, Мидии, или Гаваоне 1053 . После того, как Израиль обосновался в Ханаане, в каждом поселении у израильтян также были свои старейшины 1054 . Они не были «официальными» руководителями, занимающими свою «управленческую должность» на постоянной основе. Судя по всему, они просто были уважаемыми людьми, к которым можно было обратиться в случае необходимости и которые помогали – как отдельным людям, так и сообществу в целом – в решении трудных ситуаций и проблем 1055 . В Писании ничего не говорится о том, что какая–либо «организация», царь или священник «назначали» людей служить в качестве старейшин, или что быть старейшиной означало занимать «официальную должность». Отсутствие информации об этом позволяет заключить, что некоторые люди просто считались старейшинами в сообществе благодаря своей зрелой мудрости и справедливости, и что люди, ставшие старейшинами до них, также признавали их авторитет. Человек становился старейшиной в основном благодаря своим личным качествам. Такая ситуация отражает уважительное и почтительное отношение, сложившееся в те времена по отношению к старшим и богатым опытом людям в семье или сообществе. При образовании христианских общин, внутреннее управление осуществлялось подобным же образом. Действительно, мы читаем о том, как Павел и Варнава «назначили старейшин» («рукоположили пресвитеров», СП ; «назначили старших», СЖ ) в различных посещенных ими городах по всему Криту 1056 . Однако, в Богословском словаре Нового Завета в комментарии на Деяния 14:23 говорится: В повседневном греческом, по крайней мере, за пределами Египта, пресвитерос означает просто «старший». Возможно, Лука использовал это слово как раз в таком смысле в Деяниях Если это так, тогда речь идет не о том, что Павел назначил определенных людей старейшинами, а скорее о том, что он поручил старейшинам определенные обязанности 1057 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Юлиан, прибыв в Константинополь 11 декабря 361 года, и оставил его в половине следующего мая. В конце июня 362 года он достиг Антиохии и оставался там до 5 марта 363 года, когда он выступил в свою роковую экспедицию в Персию. Таким образом, большая часть его короткого царствования была проведена в двух городах, особенно неблагоприятных его религии, потому что Константинополь никогда до этого времени не был оскверняем публичными жертвоприношениями, а в Антиохии, хотя жители ее были вообще слишком преданы распутству и роскоши, и страстно любили всякие легкомысленные развлечения, христианство было общим исповеданием, так что там было только несколько престарелых лиц, которые с сожалением оглядывались назад на то время, когда язычество было национальной религией. О крайнем упадке старой религии в Сирийской столице можно отчасти судить по рассказу, который передается самим императором, что когда, по восстановлении храма Дафны, близ города, он отправился в него в день великого местного праздника, то нашел, что вместо великолепного церемониала и массы богомольцев, как он ожидал, там присутствовал только один старый жрец, приносивший в жертву лишь одного гуся, которого бедняку притом пришлось купить на свой собственный счет 1050 . Язычество Юлиана было совершенно отлично от древней политической религии Рима, оно было эклектической, философски восторженной системой, более похожей на гностицизм, чем даже на богословие древних греков. Он веровал в одного верховного Бога, которого отождествлял с Митрой или солнечным богом восточного культа. Под главенством этого божества он признавал других покровителей народов, наук и т. п. Он веровал, что мир вечен, и из разнообразия национальных характеров извлекал довод против общего происхождения человечества 1051 . Поклонение иконам было запрещено им на философских основаниях, весьма далеких от народного верования 1052 . Ревность этого обращенца к старой религии далеко превосходила ревность ее наследственных исповедников. Языческий историк того времени описывает его скорее суеверным, чем в собственном смысле религиозным 1053 , и его языческие подданные в общем относились с изумлением и неуважением к щедрости его дорогих жертв и к тому участию, которое он принимал в них, исполняя даже самые грубые и часто отвратительные должности 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

его переводную «речь») касается вопроса об «эволюции и этике» 1046 . Речь последнего, хотя и встреченная известною, расположенною к выводам эволюционизма, частью общества сочувственно, может в действительности только сбить с толку человека неустойчивого в своих убеждениях. Статья Бекетова не оправдывает имени автора. Некоторые статьи занимаются решением «вопроса о свободе воли» (напр., Н. Зверева... 1047 , значение которого в системе этики уже намечено выше 1048 . Помимо отмеченных статей, занимающихся вышеуказанными вопросами, весьма важными и часто коренными, многие посвящены то изложению, то вместе с тем и критике нравственного мировоззрения тех или иных представителей философской морали. Так, проф. Лопатин посвящает свою статью выяснению «нравственного учения Канта» 1049 , Бао – «Вундта» 1050 , В. Преображенский – «Фр. Нитше» 1051 ; Э. Радлов пишет «об этических отрывках Демокрита» 1052 ; Б. Н. Чичерин и Шершеневич дают статьи «по поводу книги В. С. Соловьева Оправданье Добра» 1053 ; г. Штейн характеризует Леопарди и его пессимизм» 1054 ... Ср. статью Астафьева: «Генезис нравственного идеала декадента» 1055 . В названном ряду статей особенное внимание обращают на себя принадлежащие – Б. Н. Чичерину, П. Е. Астафьеву, В. Преображенскому и отчасти друг. Обращают на себя внимание также статьи, вызванные известною теорией Ломброзо. Здесь могут быть названы следующие: Д-ра А. Е. Щербака «Преступный человек. Врожденный преступник – нравственно помешанный – эпилептик. По Lombroso» 1056 (интересна строгая критика воззрений последнего, делаемая русским ученым); П. Матвеева «Атавизм в современном французском романе» (т. е., в «Человеке-звере» Золя) 1057 (автор статьи прекрасно разбивает «доктрину атавизма», отрицая за ней «научное значение»). Обе статьи и интересны, и поучительны в большой степени. Здесь-же попутно назовем и порекомендуем обстоятельную и важную статью проф. В. Ф. Чижа: «Нравственность душевно-больных» 1058 , заслуживающую такого же серьезного внимания, на какое имеют право и другие подобного же характера его статьи 1059 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

За этим следует отсылка к тому месту из св. Августина 1052 , где речь идет о видимых подобиях невидимых реальностей. 2) Чем больше мы уподобляем нечто Богу, умножая подобия, тем очевиднее, в силу самой этой множественности, становится неподобие. Эта максима, которая приписывается «святым и учителям», опирается на неоплатоническую доктрину об отношении между единым и многим: большее с точки зрения количества хуже с точки зрения качества 1053 . 3) Равновесие dissimilitudo-similitudo, грозящее в двух приведенных выше аргументах нарушиться в пользу радикального неподобия Бога и творений, восстанавливается и обретает прочное основание в учении о божественном Слове, этом Ratio по преимуществу, и о тварных rationes всех вещей в Боге. Неподобие объясняется тем, что в Боге находятся не вещи и их формы, а только rationes, «первичное» и «виртуальное» бытие, отличное от «вторичного», или «формального» бытия творений. И все же, признавая, что нет ничего более неподобного, чем божественный «логос» вещи и вещь в ее собственной природе, следует признать и то, что нет ничего более подобного. В самом деле, идеальный логос не мог бы сказываться о некоторой конкретной вещи в ее дефиниции – нельзя было бы сказать о человеке, что он есть «разумное живое существо», – если бы между двумя терминами этого утвердительного высказывания не было подобия, или, вернее, тождества 1054 . Точно так же можно было бы сказать, что нет ничего более неподобного, чем вечный нетварный логос и преходящая тварная вещь. Если воспользоваться примером св. Августина 1055 , ratio [формальная сущность] тленного круга вечна; более того, она не есть ни «круг», ни «круглое». Стало быть, формальная сущность подобного остается неподобной: она ничем не напоминает вещи, которые делает подобными между собой. Но, с другой стороны, здесь, на земле, не существовало бы ничего подобного, если бы ratio подобного не была представлена во внутренней глубине всякой тварной вещи. Отсюда с необходимостью следует, что тварные вещи и их нетварные логосы в одно и то же время (partier et coniunctim) подобны и не подобны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

1043 Эту греховную связь ума (Адама) с чувством (Евой) порождает δον [удовольствие] (змей); последнее, как начало отрицательное, – оно уничтожает добродетель и порождает порок, 1044 – и есть, собственно, основание греха. 1045 Но так как седалищем удовольствий и пожеланий ( δονν γρ κα πιθυμιν χρα τ σμα 1046 ) и вообще чувственности 1047 является тело, которое, согласно убеждению Филона, есть нечто, само по себе мёртвое и мертвенное, 1048 есть некая сама по себе вредная вещь, 1049 есть тень 1050  и прах ( χος 1051 ), то в нём Филон, как истый пифагореец, и видит источник всякого зла. 1052 Отсюда, хотя александрийский философ и признаёт вместе со стоиками много аффектов, однако начало их полагает не в γεμονικν, как стоики, а в чувственной части человека и, именно, в теле. 1053 «Зло, – говорит он, – появилось на земле 1054 тогда, когда души, дотоле чуждые всякой телесности, приняли настоящие тела и через то лишились чистоты своей природы 1055 и связанного с нею созерцания Божества 1056 ; грех скрыт, таким образом, в самом акте рождения человека и появления его в этом материальном мире». 1057 Ясно, что в данном случае Филон находится под влиянием учения Платона, 1058 который признавал реальное бытие только за идеями, но не за изменчивой и неустойчивой материей ( το μη ν). Правда, разграничение Платоном истинного и не истинного бытия носило больше метафизический, чем этический, характер, однако, в его учении было достаточно данных для того, чтобы его (в особенности позднейшие) ученики «сущее» отождествляли с добром, а «не сущее» со злом; по крайней мере, Платон в материи видел πρτον κακν, «в сравнении с которым всё другое может быть рассматриваемо, лишь как зло производное – вторичное или даже третичное. 1059 Наряду с таким объяснением происхождения греха мы находим у Филона и другое, согласное с библейским повествованием о грехопадении первых людей, по которому начало греха полагалось в свободной воле человека. Плоть, рассуждает Филон, не влечёт человека ко злу непреодолимо, человек сам соизволяет на него, 1060 ставя при этом на место Бога 1061 свой ум и даже чувственность и вообще на место небесных – земные и преходящие вещи, 1062 откуда, с точки зрения внутренней жизни, грех тесно связывается с себялюбием 1063 или гордостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010