Отсюда вытекает предположение, что анафора читалась неслышно. 3. Никита, синкелл и хартофилакс Великой Церкви (вторая половина XI в.) Источник из середины XI в. подтверждает это. Письмо Никиты, синкелла и хартофилакса Великой церкви во времена патриаршества Михаила I Керулярия (1043–1058), Никите Стифату Студийскому († ок. 1090), касаясь некоторых взглядов, выраженных позже, сообщает и об анафоре: Заметь, что место мирян на собрании верных во время анафоры далеко от божественного престола. Внутренность алтаря усвоена священникам, диаконам и иподиаконам; место снаружи возле алтаря – монахам и другим чинам нашей иерархии; место за ними и помост – верным... Как с такого расстояния могут непосвященные миряне созерцать тайны Божии, совершаемые с трепетом священниками. Ибо тайны (μυστρια) совершаются священниками, и они отправляются в тишине (κα ν σιγ τελονται). В других местах 611 я сам видел, что даже завеса задергивается вокруг святой вимы во время тайн. Она раскрывается и закрывает все так, что снаружи не видно даже самих священников. Это сделал Кир Евстафий благословенный среди патриархов. 612 Так как сам автор этого послания принадлежал к клиру Святой Софии и был патриаршим сановником, можно допустить, что он со знанием дела свидетельствует об обычаях того времени. 4. «Протеория» (ок. 1085–1095 гг.) «Протеория» (ок. 1085–1095), комментарий на Божественную литургию из Андиды (провинция Памфилия Вторая в Малой Азии), подтверждает распространение практики столицы на удаленные провинциальные центры. Протеория § 38 толкует Заамвонную молитву, исконное заключительное благословение византийской Божественной литургии, следующим образом: Заамвонная молитва является словно печатью всех молений и всех учиненных повторений, равной тому, что было сказано ранее и более торжественно [на анафоре]. Так вся Божественная служба совершается особенно за просителей, за которых она принесена, и затем за всех остальных в единой молитве. Так как некоторые из стоящих вне святилища (ξω το θυσιαστηρου σττων)) часто считают себя озадаченными, думая и говоря: «Что же является целью, намерением и силой молитв, которые шепчутся епископом (τν παρ το ρχιερως ποψιθυριζομνων εχν)»? И они хотят получить некоторое понимание. По этой причине божественные отцы сделали форму этой [Заамвонной] молитвы в виде краткого повторения всех молений и иных молитв, научая тех ищущих, словно выходя за общие рамки. 613

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

День четырнадцатый Память преподобной матери нашей Петки-Параскевы Болгарской «Закон любви таков, – говорит описатель жизни святой Параскевы, – что он побуждает обновлять в памяти любезных нашему сердцу, чтобы могли мы созерцать в уме образ их и живописать речи их. Тем более отрадно для сердца воспоминание о Божиих угодниках, столько полезное для всех. Как в летние дни, под благотворными лучами солнца, все оживает и растет, так и духовная повесть, прогоняя облако печали, веселит и живит душу и, подавая силу усердию нашему, ведет нас к лучшему. Уже во всей Мизии, Фракии Далматии славится имя преподобной Параскевы» 686 . Родители блаженной Петки были славяне и люди не бедные, пользовавшиеся известностью; жили они в местечке Эпиватос (Пиват, турецкий Баядос), на взморье, между Силимвриею и Константинополем. Кроме дочери Петки был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме родителей, под надзором матери. В Петке рано открылось пламенное желание жить для Господа. Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе ( Мф. 16, 24 ): эти слова, слышанные ею в храме, как стрела, пронзили сердце ее, и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Родители побранили ее за выменянный наряд; но сердце ее горело любовью к Господу. Спустя несколько времени опять отдала она свою одежду нищенке и потом не раз повторяла то же самое. Бранили ее резко, но она чувствовала, что иначе не может она жить. Брат Петки, когда достаточно научен был Священному Писанию , пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твердым. По известности о его высокой жизни возведен он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбою с еретиками. Он почил в глубокой старости, и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове патриарху Михаилу Керуларию (1043–1058) с похвалами отзывается о святителе Евфимии как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1970. Vol. 14. N 3. P. 155-176; Avvakumov. 2002. S. 29-159; Бармин. 2006). Уже в XI в. спор об опресноках достиг Киевской Руси, где получили большое распространение слав. переводы визант. трактатов на эту тему; кроме того, нек-рые из рус. митрополитов-греков выступили как авторы собственных сочинений против опресноков - нек-рые из них сохранились только на слав. языке (см.: Попов. 1875; Павлов. 1878; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.)/Пер.: А. В. Назаренко; ред.: К. К. Акентьев. СПб., 19962. С. 280-303). Причащение апостолов. Миниатюра из Евангелия. XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 156v) Полемика об опресноках, приведшая в 1054 г. к взаимным анафемам между рим. легатами и К-польским патриархом, возникла на фоне сложных политических событий. Первым известным документом греч. полемики против опресноков является письмо Льва , архиеп. Охридского, к Иоанну, еп. Транийскому (а через него - ко всем архиереям «франков» и к самому папе), написанное в сер. 1053 г. по побуждению патриарха Михаила I Кирулария (1043-1058). В этом письме архиеп. Лев обвиняет латинян в 4 основных отступлениях: в совершении Е. на опресноках, в соблюдении поста в субботу, в отказе от пения «Аллилуия» в период Великого поста и в употреблении в пищу удавленины (эти же обвинения останутся в центре внимания и последующей визант. полемики с латинянами). Аргументация архиеп. Льва достаточно лаконична; в частности, он пишет, что, используя опресноки и соблюдая субботы, латиняне тем самым оказываются в общении с иудеями. Преимущество квасного хлеба перед опресноками архиеп. Лев обосновывает тем, что опреснок «ничем не отличается от бездушного камня и кирпичной глины», тогда как квасной хлеб «жив, одушевлен и порождает теплоту», к-рую он имеет от закваски и соли. Архиеп. Лев приводит подборку цитат в доказательство того, что слово ρτος ([квасной] хлеб; Охридский архиепископ производит его от глаголов αρω, παρω и φρω π τ νω - поднимать, всходить, возносить) - в отличие от τ ζυμα (опресноки) - употребляется в Свящ. Писании в контексте радости, т. к. Пасха нового Завета «радостна и поднимает (παρει) нас от земли через радость на небо, как и закваска посредством собственной теплоты [поднимает] хлеб, который, причаствуя и соли, и закваске, исполнен радости». О преимуществе употребления квасного хлеба свидетельствуют те места Евангелия, где ученики Христа названы «солью земли», а Царство Небесное уподоблено закваске, положенной в 3 меры муки. Христос на Тайной вечере, согласно архиеп. Льву, сначала совершил ветхозаветную Пасху, вкусив пасхального агнца с травами и опресноками, но после этого установил Е. уже на квасном хлебе, показав тем самым, что то, что принадлежит ветхому Завету, прошло и упразднилось. Итак, употребление опресноков, установленное Моисеем, упразднено в новом Завете ( Will. 1861. P. 56-58).

http://pravenc.ru/text/351651.html

630-631 631-634 МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии 634-640 МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. 640-642 642-643 643-646 646-648 648-652 МИХАИЛ (Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874 - 1916), писатель, публицист, еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) 652-659 МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 1854-1912), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель 659-663 663-666 666-669 МИХАИЛ I КИРУЛАРИЙ (нач. XI в.- 1059), патриарх К-польский (с 25 марта 1043 по 2 нояб. 1058), один из крупнейших церковно-политических деятелей в истории Византии 669-672 МИХАИЛ III АНХИАЛ [Анхиалец, из Анхиала], патриарх К-польский (янв. 1170 - март 1178), визант. богослов, ученый 672-674 674-675 676-677 676-677 677-678 678-679 679-680 680-681 681-682 МИХАИЛ VI [Михаил ас-Саббаг аль-Хамави] (ок. 1505 - 1592 (?)), патриарх Антиохийский (1576/77-1583/84) 682-683 МИХАИЛ I еп. Картли (Мцхетский) (50-е - кон. 60-х гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви 683-684 684-685 685-686 686-687 687-690 690-691 691-692 692-693 693-694 694-697 МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 697-701 МИХАИЛ АСТРАПА И ЕВТИХИЙ средневек. художники, создавшие неск. фресковых ансамблей на территории Македонии и Сербии 701-703 702-703 МИХАИЛ БРЕЙК [Бурейк, Барик; ад-Димашки ] (нач. XVIII в. - после 1781), свящ., правосл. араб. летописец 703-704 704-705 705-706 МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) 706-725 МИХАИЛ ГАРЕДЖЕЛИ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. в ст. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар и Симон Гареджийские

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Из Никеи И. К. во главе большого войска двинулся к К-полю. Узнав об этом, Михаил VI также собрал войско, которым командовали доместик схол Феодор, магистр Аарон (шурин И. К.) и стратилат Запада Василий Тарханиот. Переправившись через Босфор у Хрисополя, их силы двинулись к Никее. 20 авг. 1057 г. в сражении при местечке Полемон, или Аид, имп. войско было разгромлено (Ibid. S. 494-495; Mich. Attal. Hist. P. 55-56). Через неск. дней после битвы в Никомидию, где расположился И. К., в качестве послов от императора прибыли ипат философов Михаил Пселл и проедры Константин Лихуд (буд. патриарх К-польский Константин III Лихуд ) и Феодор Алоп. Они передали И. К., что Михаил VI готов усыновить его, сделать кесарем и утвердить все совершенные им назначения. И. К. согласился сложить оружие при условии, что протосинкелл Лев Параспондил будет отстранен от власти и император клятвенно подтвердит, что не будет преследовать сторонников И. К. и не передаст власть никому, кроме него. Когда послы вернулись в К-поль, Михаил VI письменно согласился с этим условием и в секретном пункте соглашения пообещал в ближайшее время объявить И. К. соправителем ( Mich. Psell. Chron. VII 30-33). Однако это обещание не удалось сохранить в тайне, и весть о нем взволновала жителей К-поля, т. к. незадолго до этого император потребовал от них клятвы, что они никогда не признают И. К. своим императором. Толпа во главе с патрикиями Феодором Хрисилием и Христофором Пирром собралась у собора Св. Софии и, взяв в заложники племянников патриарха Михаила I Кирулария (1043-1058), вынудила его освободить их от клятвы Михаилу VI. После этого патриарх, перешедший на сторону восставших, отправил к Михаилу VI митрополитов с предложением покинуть покои Большого дворца, отказаться ради собственной безопасности от власти и принять постриг. Михаил VI уступил требованию патриарха и отрекся от престола ( Scyl. Hist. S. 498-500). Согласно Пселлу, известие о перевороте прервало очередной этап переговоров, в ходе которых И. К. был готов пойти на мирное урегулирование конфликта ( Mich. Psell. Chron. VII 36-37). Узнав об отречении Михаила VI, И. К. назначил одного из заговорщиков, магистра Катакалона Кекавмена, куропалатом и отправил в столицу, чтобы тот подготовил торжественный въезд. 3 сент. 1057 г. И. К. вступил в К-поль и на следующий день был коронован ( Schreiner. 1977. Tl. 2. S. 150-151). Затем он наградил своих солдат и распустил их по домам, чтобы обезопасить гражданское население столицы.

http://pravenc.ru/text/674139.html

461 Византии Диоклетиана. – Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (240–316), римский император. С.М. Соловьев не совсем точен: Римская империя разделилась на Западную и Восточную в 395 г., после смерти императора Феодосия I Флавия. Вероятно, автор подразумевает систему домината (неограниченная власть императора на основе республиканского права). 463 ...в первом выпуске Национального вопроса. – В 1-м томе сборника «Национальный вопрос» (1888) было опубликовано открытое письмо И.С. Аксакову и статьи «Нравственность и политика», «Что требуется от русской партии» и «Россия и Европа». 465 «Город глупый, город грязный...» – Шуточное стихотворение В. С. Соловьева (1887). С.М. Соловьев приводит малоизвестный вариант стихотворения, наиболее близкий к опубликованной им редакции: Соловьев В.С. Стихотворения. М., 1915. С. 351. Разночтение со 2-й строки: Смесь Каткова и кутьи,/Царство сплетни неотвязной,/Скуки, сна, галиматьи. См.: Соловьев В.С. Стихотворения, шуточные пьесы. С. 147. 467 …союз со Стасюлевичем и кружком «Вестника Европы». – Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826–1911), публицист, издатель журнала «Вестник Европы» (1866–1908). 468 ...Августина, в его комментарии к Евангелию Иоанна... – Имеется в виду сочинение «In Ioannis Euangelium Tractatus CXXIV» («Толкование на Евангелие от Иоанна, 124 трактата»), датируемое 416–417 гг. 469 ...о примате пути Иоаннова над путем Петровым. – Трактат 124, параграф 5 указанного сочинения. 476 ...не признаем только церковь Фотиев и Керуллариев. – Фотий (ок. 810–890-е гг.), патриарх Константинопольский. В 863г., в ходе догматического и политического противостояния Западной и Восточной Церквей, был отлучен от Церкви папой Николаем I (Римский собор), в 867 г. на Константинопольском соборе отлучил от Церкви папу Николая I; Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (1043–1058). В 1053 г. закрыл римские церкви и монастыри в Константинополе. В 1054 г. отлучил от Церкви папских легатов во главе с кардиналом Гумбертом, что привело к окончательному разрыву Западной и Восточной Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Хотя права Константина на царство естественным образом вытекали из порфирородного статуса Зои, нельзя сказать, что его положение в первые годы отличалось устойчивостью, и именно по причине третьего брака царственных супругов. С одной стороны, византийцы продемонстрировали силу своего монархического правосознания и верность традициям, вернув двух монахинь на трон. С другой стороны, византийское общество, выступившее единым фронтом против узурпатора, по-прежнему делилось на сторонников и противников Зои и Феодоры. В такой ситуации любая «мелочь», как, например, осуждаемый Церковью третий брак, или крупная политическая фигура, к которой издавна относился Константинопольский патриарх, могли развеять в прах сомнительный по крепости тройственный союз двух императриц и василевса. С учетом этого император поспешил с выбором нового столичного архиерея, надеясь опереться на человека, как ему казалось, известного своей преданностью Македонской династии, благородного, умного и твердого. И Константин IX остановил свой выбор на Михаиле Керулларии (1043–1058), с которым лично не был знаком, но, безусловно, много наслышан. Как писалось выше, незадолго перед этими событиями Керулларий принимал самое деятельное участие в неудавшемся заговоре против Михаила IV Пафлагона, и эта история имеет свое продолжение, позволяющее охарактеризовать Михаила. Во-первых, осужденный как заговорщик, Михаил Керулларий далеко не сразу согласился постричься в монахи по приказу царя, и не потому, что категорично не желал для себя духовной карьеры, а в связи с тем, что полагал принципиально неправильным принимать ангельский чин в виде наказания. Во-вторых, ему, родовитому аристократу и человеку с глубоким умом и сильным характером, было невыносимо видеть, как царское достоинство достается изначально слабым личностям, а не ему. Человек властный и решительный, всегда готовый пойти на риск ради поставленной цели, он, по словам современников, мог быть и царем, и патриархом – в зависимости от обстоятельств. Кем именно – не играло никакой роли, лишь бы Михаил чувствовал себя на верху властной пирамиды 792 . «Замечательную» характеристику патриарху дал один из его сподвижников: «Стремление к царской власти, желание царствовать над всеми, желание движением бровей потрясать небо и Олимп, заставляло его пренебрегать самыми священными вещами».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР III Патриарх Антиохийский (1051/52 - не позже 1057), автор посланий, участник греко-лат. полемики вокруг событий Разделения Церквей 1054 г. между Римско-католической и Восточными правосл. Церквами. Время рождения П. неизвестно; в 1054 г. он уже считал себя стариком. По словам П., он происходил из известной своим благочестием антиохийской семьи, а его рождение сопровождалось чудесными событиями. В детстве он вошел в окружение Антиохийского патриарха Иоанна III . В 1009 г. прибыл в К-поль для учебы. При визант. имп. Романе III (1028-1034) П. стал придворным чиновником, затем служил судьей в разных провинциях и в столице, затем стал, по его словам, «попечителем» (φροντιστς) к-польского собора святых Апостолов , потом - скевофилаксом собора Св. Софии. Соображения А. Михеля, согласно к-рым П. был «великим скевофилаксом» ( Michel. 1930. S. 418), неубедительны, т. к. Михель опирается на сочинение XIV в. «De officiis», где должность «великого скевофилакса» всего лишь обозначает прежнюю должность скевофилакса. Не исключено, что П. был женат и имел дочь, т. к. у него был зять (γαμβρς), под к-рым, однако, мог подразумеваться и муж его сестры. Согласно принятым до наст. времени представлениям, в 1052 г. по решению визант. имп. Константина IX Мономаха П. был возведен на престол Антиохийской Церкви. По словам П., к этому императора побудила Сама Богородица, явившаяся ему ночью. Приняв монашество и поочередно пройдя все ступени священства, П. был рукоположен в К-поле патриархом Михаилом I Кируларием (1043-1058). Возрождая древний обычай, П. отправил послания с изложением веры (συστατικα πιστολα) Римскому папе Льву IX и патриархам Александрии и Иерусалима. Послание к папе было отправлено с паломниками визант. наместнику Юж. Италии Аргиру, чтобы он доставил его адресату. Ответа от папы на свое 1-е послание П. не получил. Когда антиохийский диак. Христодул Агиостефанит был назначен в К-поле кувуклисием, П. оспорил это решение как вмешательство в его юрисдикцию, и патриарх Михаил Кируларий вынужден был отменить его. Известно, что П. старался ввести Успенский пост , до того не распространенный в Антиохийской Церкви. П. также противодействовал Сиро-яковитской Церкви. Согласно яковитским источникам, он под угрозой судебного рассмотрения вынудил одного богатого яковита присоединиться к правосл. Церкви и провел публичное сожжение принадлежавших яковитам рукописей Евангелий.

http://pravenc.ru/text/2580344.html

См.  Кассиан, еп. С. 252. 1042 Данн Д.Д. С. 377. 1043 См.  Brown R. P. 679. 1044 Brown R. P. 771. 1045 В результате получается очень интересный парадокс: не будучи задействованным в богослужении, Откр. плодотворно «работает» в догматическом и литургическом богословии Православной Церкви. Можно вспомнить, например, такие чисто апокалиптические, т. е. почерпнутые из Откр., идеи, как Христос-Агнец Божий, Небесный Иерусалим, мученичество как свидетельство и т. п. Этот парадокс вызывает неподдельное удивление у западных христиан, не мыслящих свое богослужение без чтения Откр. 1046 См.  Brown R. P. 773. 1047 «Не существует стандартного типа апокалипсиса, поэтому выделенные далее черты — не описание жанра, а освещение наиболее ярких особенностей, нередко встречающихся в «апокалипсисах». — Данн Д.Д. С. 333. 1048 Collins J.J. Daniel with an Introduction to Apocaliptic Literature. Michigan. 1989. P. 3. 1049 См.  Brown R. P. 775. N. 3. 1050 Кроме того, среди книг Ветхого Завета, входящих в славянский канон книг, хотя и называемых неканоническими в смысле отсутствия в еврейском каноне, явным апокалиптическим характером отмечена 3-я книга Ездры. Эта книга отсутствует даже в каноне LXX, но будучи переведена с еврейского, она включена в славянскую Библию и некоторые издания Вульгаты, и таким образом является для Православной Церкви Священным Писанием. 3 Ездр. «носит имя великого священника Ездры, но написана не им, а палестинским иудеем — быть может, знакомым с зарождавшимся христианством — по-еврейски или арамейски в конце I века н. э. (несомненно после 70-го года)». — Ключ... С. 248. 1051 Данн Д.Д. С. 355. 1052 См. подробнее Brown R. P. 776-7. 1053 См.: Charpentier E. Pour lire l’Ancien Testament. Paris. 1981. P. 89. 1054 Barrett C.K. The New Testament Background. P. 231. — Цит. по: Данн Д.Д. С. 334; ср.  Brown R. P. 776. 1055 См.  Charpentier E. P. 105. 1056 См.  Collins J.J. Daniel with an Introduction to Apocaliptic Literature. Michigan. 1989. P. 5. 1057 Rad G. von. Old Testament Theology. v. II, Edinburgh and London. 1966. P. 302. 1058

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В отношениях Игнатия и Римского папы камнем преткновения продолжал быть вопрос о Болгарской Церкви. Преемник Адриана II Иоанн VIII категорически требовал от Игнатия, чтобы он в 30-дневный срок очистил Болгарию от греческого духовенства и передал Церковь этой страны в юрисдикцию папы, грозя ему лишением Патриаршеского престола. Но Игнатий умер Патриархом (877 г.), а с его смертью рухнули и те фальшивые основы, которые заложило папство для своего главенства на Востоке. §4. Восстановление Патриаршего правления Фотия и его дальнейшая судьба После смерти Игнатия к управлению Церковью вторично был призван Фотий. Василий Македонянин видел, что Фотий был единственным человеком, который способен был положить конец церковной смуте. Но император понимал, что для устойчивого положения Фотия необходимо было отменить тяготевшее над ним отлучение Собора 869 года. Только тогда партия Игнатия могла войти в общение с Фотием, и раскол в Константинопольской Церкви мог прекратиться. В 879–880 годах в Константинополе состоялся великий Собор, получивший по месту своего прохождения наименование Свято-Софийского . В нем участвовало 380 епископов, три папских легата, а также представители восточных Патриархов. Собор реабилитировал Фотия, чем был нанесен тяжелый удар папскому авторитету. Иоанн VIII пытался представить восстановление Фотия делом его милости, рассчитывая на подчинение ему Болгарской Церкви. Свое неудовольствие результатами Собора папа выразил в письмах императору и Фотию. Неудачной была попытка и нового папского легата Марина вырвать Болгарскую Церковь из канонического подчинения Константинополя. После Собора 879–880 гг. Патриарх Фотий продолжал твердую и независимую от Рима политику. В 886 году по неизвестным причинам Фотия низложил с первосвятительского престола новый император Лев Мудрый и его жизнь закончилась 6 февраля 891 года на покое в монастыре. §5. Юридическое завершение раскола В первой половине XI века Константинопольскую кафедру занимал Патриарх Михаил Керулларий (1043–1058 гг.) – человек, по твердости своего характера повторивший Фотия. Римскую кафедру в это время занимал папа Лев IX, церковная политика которого направлялась поборником папского главенства Григорием Гильдебрандтом. Столкновение между папой и Патриархом произошло в связи со следующими обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010