1034 (Ст. 5). Не может быть сомнения, что в древнем законе, как в древнем мире, женщина считалась существом низшим, и потому очищение родильницы после рождения девочки, полагается вдвое. Закон вел народ в сфере тех понятий, которые были возможны и доступны для него; он выводил только его из тьмы языческих верований и скверн. Но сказать: «несть мужеский пол ни женский, все вы едино есте о Христе Иисусе, (к Гaлam. III, 28 ) предоставлено было закону любви, закону свободы. 1035 (Ст. 6–8). Весь закон жертвоприношений зиждется, как мы видели в предыдущих главах, на трех родах жертв: прежде всего приносится очистительная жертва греха или повинности, тогда только человек может принести важнейшую и (древнейшую) из жертв: всесожжение, наконец, он имеет право принесть мирную жертву, из которой учреждается радостная трапеза, съедаемая пред Господом, состоящая из части Господней, которую Он отдает своим священникам, и части приносящего жертву, кроме тука, сожигаемого на алтаре. Здесь, в случае очищения женщины, замечательно, что жертва греха полагается общая для всех-и бедных и богатых-и притом меньшая из всех жертв греха, голубь или горлица, что и доказывает, что никакой особой греховности не полагалось ни в рождении ребенка, ни в последующем за рождением состоянии матери, а отчуждение ее основывалось лишь на физической нечистоте ее. Всесожжения-агнец для богатых, и голубь для бедных-назначались сообразно состоянию каждого, и Пресвятая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, рожденного в бедности, принесла в храм двух горлиц по окончании дней очищения ( Лyku II, 22–24 ). 1036 Извлечено из Англ. Комм. Библии. См. Leviticus; preliminary notes on ch XIII-XI40;, on leprosy in the house at the end of Ch. XIV, on leprosy in clothing, and footnotes of vv. 45, 46 of Ch. XIII. Также сверено с Encyclopedic Théologique de Migne, см. его лексиконы de Liturgie (art. irregularité, lèpre, etc.), и Droit Canon id. 1037 Есть у Диод. Сиц. кн. II гл. LX, рассказ об изгнания Аамесом толпы людей с отрезанными носами, которые селятся «на границе Египта и Сирии». Не есть ли это измененная форма того же древнего сказания, записанного и у Манефона?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Секретарь Л. А. Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь// 55 С. 616–619– Общежительный устав, данный преподобным Варлаамом монастырю, не сохранился. Наиболее раннее свидетельство об общежитии в Варлаамиевом Хутынском монастыре привел С. Герберштейн в «Записках о Московии» (начало XVI в.): настоятель имел общую трапезу с насельниками, «о нуждах и делах советовался с тремя или четырьмя из старшей братии, а потом предлагал дела на общее рассуждение братии». Преподобный Варлаам был погребен в Преображенском соборе обители. Около 1208/09 г. в обители принял постриг святитель Антоний (Добрыня Ядрейкович), избранный в 1210 г. архиепископом Новгородским, весной 1228 г. вернувшийся в обитель из-за болезни. В Варлаамиевом Хутынском монастыре подвизались преподобный Антоний Дымский и блаженный Прокопий Устюжский, о чем сообщают их жития. Насельниками монастыря были Новгородские архиепископы Иоанн II, святители Симеон и Евфимий II, при котором в 1440 г. была открыта гробница с останками преподобного Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. монастырь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву монастырю. Расцвет Варлаамиева Хутынского монастыря связан с покровительством великого князя Василия III Иоанновича, особо почитавшего преподобного Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам). В ноябре 1531 г. по рекомендации великого князя Новгородский архиепископ святой Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена Варлаамиева Хутынского монастыря. В 1532 г. Василий III дал монастырю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только великий князь, в духовных – Новгородский архиепископ, и освободил Варлаамиев Хутынский монастырь от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1034 . Stone N. Names of God. Chicago, 1944. 1035 . Stupperich R. Russische Sekten. Wernigerode-am-Harz, 1938. 1036 . SuttnerE. C. Philokalie und Jesusgebet im westlichen Europa unser-er Tage (mit umfassender Literaturiibersicht). – 1000 Jahre zwischen Wolgaund Rhein. Munchen, 1988. 1037 . Taylor V. The Names of Jesus. London, 1954. 1038 . Testa E. Nomi personal! semiticï Biblici, Angelici, Profanï Studio filologico e comparative. Porziuncola, 1994. 1039 . The Mount Athos Heresy Case. Voluntary Exile in Siberia. – The Times, 23.08.1913. 1040 . Thompson H. O. Yahweh. – Anchor Bible Dictionary. T. VI. New York, 1992. P. 1011–1012. 1041 . Tittel B. Vorwort. – Ilarion, Schimonach. Auf der Bergen des Kaukasus. Gesprach zweier Einsiedler iiber das Jesus-Gebet. Uber-zetzt und mit einem Vorwort von P. Bonifaz Tittel OSB. Salzburg, 1991. S. 11–42. 1042 . Toumay R. Le Psaume VIII et la doctrine biblique du Nom. – Revue bibliqueVS, 1971.P. 18–30. 1043 . Traube L. Nomina sacra. Versuch einer Geschichte der christlichen Kurzung. Munchen, 1907. 1044 . Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophic. Berlin, 1926. 1045 . Volker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1974. 1046 . Vaccari A. Nomen Domini. Roma, 1933. 1047 . Van Rujven D. A. Le " Rossicon» ou le monastere russe de St. Panteleimon au Mont-Athos. – Irenikon 30. Chevetogne, 1957. r 44–59. 1048 . Vattioni F. II Tetragramma divino nel Pfuad inv. 266. – Studia Papirologica. T. XVIII. Fasc. 1. Enero-Julio, 1979. 1049 . Vaux R. de. The Early History of Israel. Philadelphia, 1978. 1050 . Vaux R. de. The Revelation of the Divine Name YHWH. – Proclamation and Presence. Festschrift G. H. Davies. London, 1970. r 48–75. 1051 . Vigano L. Nome e titoli di YHWH alia luce del semitico del Nord-Ouest. Roma, 1976. 1052 . Wambacq B. N. Eheyeh asher eheyeh. – Biblica 59, 1978. P. 317–338. 1053 . Ware K. A Way of Ascent: The Jesus Prayer. – Christian Spirituality. Origins to the Twelfth Century. Ed. by B. McGinn and John Meyendorff in collaboration with J. Leclercq. London, 1986. P. 402–410.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

в 16 правиле запрещает брак под страхом заключения в монастырь вдовам субдиакона, экзорциста или аколуфа 1035 . Папа Григорий Великий требует расторжения брака вдовы одного сицилийского диакона, если только будет доказано, что она была действительно женою диакона. Сомненье в последнем вытекало из того, что она не одела монашеской одежды после его хиротонии, что, очевидно, было обязательно для жен священнослужителей 1036 . Римский собор 743 г. в 5 правиле запрещает кому-либо жениться на вдове священника я диакона или на монахине 1037 , очевидно, приравнивая первых к последней. Вермерийский собор 753 г. запрещает жениться вообще на женщине, оставленной (relicta) священником 1038 . Наконец о запрещении брака вдовам клириков до иподиакона включительно упоминает и кардинал Гумберт 1039 . На востоке не было данных для возникновения такой практики. Жены священников и диаконов продолжали сожительствовать с мужьями и после их хиротонии. Жены принявших монашество имели право даже при жизни мужей вступать в новый брак. Даже жены епископов продолжали сожительствовать с мужьями. Хотя уже в IV веке на сожительство с женами епископов смотрели неблагосклонно и на востоке, так что епископ Антоний был низложен в 400 году на соборе под председательством Златоуста за то, что у него были дети и после епископской хиротонии, а Григорий Нисский , получив епископскую хиротонию, разошелся со своей женой, но вопроса о женах епископов и тогда не возникало. Тем более не могло возникнуть такого вопроса после того, как Юстиниан I постановил в своих конституциях 1 марта 528 г. и 29 августа 531 года и в новелле 29 июня 531 года, что епископом можно избирать лишь неженатых или вдовых, но не имеющих детей, так как епископ вместо жены должен иметь Церковь , а вместо детей «весь православный христианский народ» (Codex I, 3, 42, 51). Вопрос о праве жен епископов снова выходить замуж возник на востоке лишь на Трулльском соборе, восстановившем до-юстиниановскую практику и разрешившем в 12 и 48 правилах ставить в епископы женатых, с тем лишь условием, чтобы дальнейшее сожительство их с женами прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса. Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Он подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету. Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых. Князь составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем отечестве библиотеку. Посетивши в 1030 г. Новгород, сам завел там весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава первая. Формирование и развитие церковно-административной структуры и управления 1. Проблема первоначальной церковной организации на Руси Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской. Основания для такого мнения, казалось бы, давали сообщения Повести временных лет, во-первых, о начале строительства кафедрального митрополичьего собора в Киеве в летописной статье 1037 г. и, во-вторых, о киевском митрополите (Феопемпте), впервые упомянутом под 1039 годом . Так, А. А. Шахматов связывал с учреждением митрополии и создание первого киевского митрополичьего свода 1039 г. , а М. Д. Приселков построил на основе молчания русских летописей о церковной организации до 1030-х годов свою концепцию о вхождении Руси в ведомство не Константинопольской, а Охридской кафедры и уничтожении всех свидетельств этого первым митрополитом Феопемптом . Он писал: «Летопись точно помнит год установления у нас митрополии, отмеченный как год заложения св. Софии в Киеве, „митрополии " , уже в 1039 г. освященной первым русским митрополитом Феопемптом» . Однако сами летописные сообщения об этом учреждении митрополии в 1030-х годах совсем не говорят , а другие русские и иностранные источники позволяют датировать возникновение церковной организации во главе с митрополитом значительно ранее, вскоре после официального крещения. В летописной статье 1037 г. содержится указание на заложение здания митрополичьей церкви св. Софии, а совсем не учреждении кафедры: «В лето 6545. Заложи Ярослав город великий, у него же града суть Златая врата, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью... » О том, что это была не первая кафедральная церковь (на самом деле — уже третья), позволяет говорить предшествующее сообщение летописи под 1036 годом, что новая церковь была построена там, где прежде было поле за городскими стенами . Таким образом, современная нам каменная церковь была начата строительством в 1037 г. на новом месте, в «городе Ярослава», вместе с постройкой новых городских стен с Золотыми воротами.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Отсюда и οκουμενικς уже латинского universalis. Но если οκουμνη понимать так, то, как заметил еще Бароний и как думает Гергенрётер, по-видимому 1033 , получается абсурд: вселенским в таком случае может и имеет право называться каждый епископ. Но это только по-видимому. Не расширяя своего этимологического значения в языке патристическом, слово οκουμενηκς расширило свой смысл в этом языке в другом направлении: оно получило значение переносное, техническое, стало почетным титулом, указывающим на христианское и именно православное направление лица, к которому оно прилагалось. Довольно точное содержание для этого титула в его новом употреблении указано в приведенных выше словах блаж. Феодорита. В этом смысле назван Иоанн Златоуст «вселенским» учителем со стороны императора Феодосия младшего. 1034 С таким же значением этот титул прилагается к Диоскору в 449 году в словах Олимпия Эвазского: «вселенский архиепископ великого города Александрии» 1035 , и несколько раз к папе Льву Великому на Халкидонском соборе 1036 . И только при таком толковании его становятся понятными многие факты, которые уже указаны выше в речи об употреблении этого титула в царствовании Юстиниана, и с которыми мы встречаемся при чтении переписки Григория Великого по поводу принятия его Иоанном Постником . Замечательно именно то, что все лица, которым всего лучше было знать настоящее положение дела и всего удобнее правильно истолковать титул «вселенский», или остались равнодушными к беспокойству Григория или же большею частью прямо высказались против него, как человека, поднявшего тревогу без всякого уважительного повода. По словам самого Григория император Маврикий «слушал и поддерживал» Постника и напротив «не внимал и даже гневался» на него Григория 1037 ; «не вразумлял гордеца», а приглашал папу «примириться с своим братом и сослужителем Иоанном», «отклоняя его, Григория, от намерения защитить истину евангелия и канонов, смирения и прямоты» 1038 и «связывая его противодействие путами царской власти» 1039 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

350 Стр. 290. …княгини Ростиславляа Верхослава… – Жена великого князя Ростислава Рюриковича (ум. в 1218 г.), дочь Всеволода Большое Гнездо. 351 …послушай Павла, глаголюща к Тимофю… – Имеется в виду одно из посланий апостола Павла к Тимофею (апостольские послания находятся в Новом завете после апостольских деяний). 352 Князь Георгий – Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский, брат Верхославы (ум. в 1238 г.). 353 Стр. 292. Леонтий, епископ Ростовъскый – епископствовал с 1073 по 1077 г. Далее перечисляются русские епископы, выходцы из Печерского монастыря. 354 …с онема варягома… – Под 983 годом «Повесть временных лет» рассказывает о гибели варягов-христиан отца и сына, живших в Киеве, которые были убиты киевлянами-язычниками. 356 …сиа съборныа церкви, красоты Владимерьскиа, и другиа Суждальскиа церъки… – Имеются в виду Успенский собор во Владимире (построен в 1158–1161 гг. и капитально перестроен в 1185 г.) и собор Рождества богородицы в Суздале (построен в 1222–1225 гг., перестроен в 1528 г.). 358 Стр. 300. …Якуна Слепаго, иже отбеже от златыа луды, биася… с лютымъ Мстиславомь. – Луда – плащ. Имеется в виду битва 1024 г. при Листвене (урочище близ Чернигова) Ярослава Владимировича Мудрого (киевский вел. кн. с 1019 по 1054 г.) с братом Мстиславом (князь Черниговский и Тмутороканский, ум. в 1036 г.). Ярослав потерпел поражение, участвующий на стороне Ярослава вождь варяжского отряда Якун (Гакон) во время бегства с поля боя потерял свой плащ. Об этом рассказывает и «Повесть временных лет». 359 …Изяслав, Святослави Всеволод – сыновья Ярослава Мудрого, в разное время занимавшие великокняжеский Киевский стол. Изяслав умер в 1078 г.; Святослав – в 1076 г.; Всеволод – в 1093 г. 361 Стр. 304. …сд Георгий Владимерович в Киев… – Юрий Владимирович Долгорукий начал княжить в Киеве с 1149 г. 363 Стр. 316. Ростислав же утопе… – Ростислав Всеволодович утонул в реке Стугне во время переправы через нее после битвы с половцами в 1093 г. В противоположность Киево-Печерскому патерику «Слово о полку Игореве» очень сочувственно говорит о гибели юного князя (см. стр. 210).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Отправление послов в Рим и в разные страны для соглядания земель и их обычаев 1. Леон † после 1004г. – Приход митрополита с епископами и приступ к крещению всего народа. – Заложение Десятинной церкви 2. Иоанн 1. В первый раз упомин.1008г. † в самом начале княжения Ярослава 992. Учреждение епархии (Новгородской, Черниговской, Владимиро-Волынской, Полоцкой, Туровской, Белгородской, Ростовской, Тмутараканской) – Возвращение послов Владимира, ходивших к папе. 996. Освящение Десятинной церкви и дарование ей (и митрополиту) десятины. 1004. Еретик Адриан скопец Святополк, сын Ярополка – Владимира. Междоусобие: 1015 и 16 Святополк, 1017 Ярослав, 1018 и 19 Святополк 1015. убиение Бориса 24 Июля и Глеба 5 Сентября Ярослав Владимирович 1019–1054 С 1024 по 1036г. в восточной половине Руси от Днепра Мстислав Тмутараканский, со столицей в Чернигове; после смерти Мстислава в последнем году Ярослав единовластец Построение в Вышгороде церкви в честь Бориса и Глеба и установление праздника им. После 1032г. Учреждение епархии Юрьевской. С 1037г. Построение Софийского собора и монастырей Георгиевского и Ирининского 3. Феопемпт, упомин. 1039г. В 1036 (-4)г. поставлен епископ Новгородский Учреждение епархии Переяславской (после переведения митрополита в Киев в Софии) 4. Кирилл 1 [см. сразу после сноски 544 «не упоминаемый летописями, но…»] 1051. Поставление Илариона своими русскими епископами, без сношений с Греками. Прибытие с Афона преподобного Антония Печерского. Прибытие к Антонию преподобного Феодосия. Печерский монастырь в пещере. 1054. Окончательное разделение церквей. (1054. Возвращение через Русь Константинопольских послов папы) 5. Иларион, поставленный в 1051г. Изяслав Ярославич, 1054–1068 6. Ефрем, упоминается в 1055г. 1055. Суд над епископом Новгородским Лукой Жидятой и его заключение в Киеве 1062. Вынесение Печерского монастыря из пещеры на верх земли Всеслав Брячиславич Полоцкий 1068–69 Изяслав Ярославич во второй раз, 1069–1078 7. Георгий, упоминается под 1072г. и 1073г. В 1060г. и в 1069г. поставлены Новгородские епископы

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но ему, правду сказать, никогда и не думали вверять в управление какую бы то ни было епархию 1649 ; мало того: его освободили даже от звания Викария и послали в начале 1878. г. управлять Московским Новоспасским монастырем с назначением присутствовать в Московской Синодаль- —346— 1870 г. ной Конторе. Синод называл он незаконнорожденным сыном Церкви и проч. Из Михайловского монастыря мы поехали в Софийский кафедральный Собор. Первоначальное основание церкви во имя св. Софии – Премудрости Божией относится ко временам великого князя Ярослава. Она основана на месте победы, одержанной Ярославом в 1036 г. над Печенегами, Благочестивый Князь, сооружая храм, в благодарность Богу за дарованную победу, не щадил никаких средств для благолепия этого храма. Доселе уцелевшие по местам остатки мозаики, мрамора и порфира свидетельствуют об этом благолепии. Но в тяжкую годину нашествия татар (1240 г.) от Ярославовой Софии уцелели одни только стены да купола и некоторые мозаические и фресковые изображения. Возобновлением и приведением в настоящий вид Софийский храм обязан ревности знаменитого Киевского митрополита Петра Могилы . Внутреннее же обновление храма, как то: открытие и восстановление древних греческих фресок совершено было в царствование блаженной памяти Императора Николая Павловича (с 1839–1851 г.), трудами соборного старца Лавры Иеромонаха Иринарха и священника Желтоножского, под руководством академика Солнцева. В древнем храме Св. Софии, кроме святыни мощей священномученика Макария, митрополита Киевского, убиенного Татарами в 1497 г. и некоторых чудотворных икон, особенного благоговейного внимания заслуживает сохранившееся на полусводе от горнего места к главному, алтарю мозаическое изображение Божией Матери с воздетыми к небу руками, именуемое в народе Нерушимою стеною. Греческие фрески XI века с изображением ликов святительских, мученических и др., недавно открыты в других местах на стенах собора. В приделе во имя Равноапостольного Князя Владимира, при северной стене главного алтаря, мне указали могильный памятник Храмоздателя, великого Князя Ярослава, из бело-синеватого мрамора, украшенный разными символическими изображениями. При входе на хоры Собора, обращено было мое внимание на древние фрески на стене, где изображена в разных видах звериная охота древних Киевских Князей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010