1056 3абелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен. М., 1912. Ч. 2. С. 130. См. также: Аксаков К. С. Полн. собр. соч. в томах. М., 1889. Т. 1. С. 505–506. 1061 См.: Алексеев Л. В. Полоцкая земля: Очерки истории Северной Белоруссии в IX-XIII вв. М., 1966. С. 238. 1062 Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья. М, 1961. С. 198–201; Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.; Л., 1966. С. 290. 1065 ПВЛ. Ч. 1. С. 25. Киев, Чернигов и Переяславль выделены здесь не случайно. Это города Русской земли – ядра, вокруг торого формировался общевосточнославянский межплеменной союз. – См.: Фроянов И. Я, Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л, 1988; Фроянов И. Я. К истории зарождения Русского государства//Из истории Византии и византиноведения/Под ред. Г. Л. Курбатова. Л., 1991. 1067 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-полисной истории. Л., 1980. С. 223–232; Фроянов И. Я., Дворниченко. Города-государства Древней Руси. Л., 1988. С. 34–39. 1070 Примерно так в свое время и думал К. Н. Бестужев-Рюмин: «Уклады, которые взял Олег с Греков на Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк и Любечь, шли мужам, сидевшим со своею дружиною по городам» (Бестужев-Рюмин К. Русская история. СПб., 1872. Т. 1. С. 113). М. С. Грушевский, принимая «уклады» за «контрибуции», полагал, что они предназначались для «руських khязib, Олегових niдpyчhux». – Грушевьский Михайло. Icmopiя Т. 1. С. 432. 1071 ПВЛ. Ч. 1. С. 25. В так называемой Иоакимовской летописи сказано, что Олег, принудив греков «мир купити, возвратися с честию великою и богатством многим». – Татищев В. Н. История Российская в семи томах. М.; Л, 1962. Т. 1. С. 111. 1072 Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. С. 232. В другой своей работе А. Н. Сахаров расценивает контрибуцию и ежегодную дань как «основополагающее и наипервейшее условие» договора 907 года, как его «центральный пункт» (Сахаров А. Н. «Мы от рода русского...». С. 125, 126, 185). Автор допускает, на наш взгляд, неточность, когда говорит, что основными условиями русско-византийского соглашения были «мир, контрибуция, дань» (там же. С. 130, 131). Правильнее, нам кажется, было бы сказать: основными условиями мирного договора, или мира, являлись контрибуция и дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синод. Я ограничил свой труд преимущественно рассмотрением главного, коренного начала, положенного Комитетом в основание преобразования духовного Суда – начала отделения в лице епархиального архиерея судебной власти от административной. Мнение мое напечатано в 1-м томе, под числом 16-м, на стр. 228–302. Я очень рад был, что о моем отзыве ни в одной газете не было сказано ни слова – ни худа, ни добра, тем не менее в частных письмах и лично я получил не мало одобрительных, даже лестных, отзывов о моем труде, о чем речь будет впереди. Но за все слава и благодарение Единому Господу!... В напечатанных двух томах мнений епархиальных архиереев и Дух. Консисторий о проекте духовно-судебной реформы заключается много поучительного, но немало и странного, лживого и льстивого. Довольно обстоятельный и подробный разбор этих мнений сделан профессором Канонического права в С.-Петербургском Университете, священником М. Горчаковым 1064 . Продолжаю свою хронику. 6го декабря писал мне из Киева А. Н. Муравьев: «Поспешаю отвечать касательно Вашего вопроса, что Митрополит 1065 уезжает в воскресенье в Петербург, где, вероятно, решится дело о судебной реформе, мимо всех Ваших частных мнений, которые положат под спуд, как это было при реформе Семинарий и Академий, хотя и о них также требовались мнения со всех епархий. И так, не трудитесь слишком много, а скажите Ваше мнение кратко и честно по совести епископской, как это сделал Казанский 1066 . А наш старик 1067 , на которого Вы так надеетесь, даже не решился и заявить своего мнения, но предпочел собрать о том суждения поповского Комитета, чтобы свалить дело с больной головы на здоровую. При таких представителях церкви, чего можно от них ожидать». В ответ на это писал я от 29-го числа: «Приветствую Вас с новым годом и желаю Вам обновления духовного к продолжению Ваших духовно-литературных трудов, столь полезных для нашего малознакомого с церковностию, светского общества. Полученные мною от Вас письма о богослужении в количестве 10-ти зкземпляров все розданы и читаются с назиданием и душевною пользою.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В. продолжали строить даже после того, как он утратил литургическую функциональность. Такие формы, как увенчанный башней объем над входом, капелла или галерея над проемом главных дверей и 2-башенный фасад (т. н. гармоничный фасад), стали фундаментальным элементом романского и готического храма в X-XII вв. в Зап. Европе. Связь эпохи Каролингов с романским искусством обеспечили памятники Нормандии, напр. храмы аббатств Жюмьеж (1040-1067) и Сент-Этьен в Кане (построен Вильгельмом Завоевателем); отсюда В. попал в англо-норманнскую архитектуру. В. можно рассматривать как вариант развития раннехрист. нартекса в ср. века. Альтернативное ему, хотя и схожее во многом развитие представляют церкви Др. Руси: зап. фасад часто фланкируют башни с лестницами (в нек-рых случаях 2, как в соборах Спасском в Чернигове (1-я пол. XI в.) и Св. Софии в Киеве (1037-1045)), наземный этаж перекрывается сводом и сообщается с наосом, а верхний (хоры) образует зальный объем с прилегающими палатками, открывающийся в пространство церкви. Как и в Зап. Европе, залы на хорах рус. князья использовали для приемов. Лит.: Grodecki L. L " architecture ottonienne: au seuil de l " art roman. P., 1958; Heitz C. Recherches sur les rapports entre architecture et liturgie à l " époque carolingienne. P., 1963; idem. L " architecture religieuse carolingienne: les formes et leurs fonctions. P., 1980; Oswald F. Vorromanische Kirchenbauten: Kat. d. Denkmäler bis zum Ausgang d. Ottonen. Münch., 1966-1971. 2 Bde; Carolingian Art/Ed. J. Hubert e. a. L., 1970; Genicot L. -F. Les églises mosanes du XIe siècle. Louvain, 1972; Romanische Baukunst an Rhein und Maas: Kat. d. Vorromanischen u. Romanischen Denkmäler/Ed. H. E. Kubach, A. Verbeek. B., 1976-1989. 4 Bde; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture, 800 to 1200. New Haven, 1978; Fernie E. The Architecture of the Anglo-Saxons. L., 1983; idem. The architecture of Norman England. oxf., 2000; Binding G. Deutsche Königspfalzen: von Karl dem Grossen bis Friedrich II. (765-1240). Darmstadt, 1996; Claussen H. Kloster Corvey. Münch., 19963.

http://pravenc.ru/text/158234.html

буквально значит «помет праздников ваших» 1067 , – по LXX νυστρον ορτν 1068 ; вульг. опускает 2-ое «stercus» и переводит все место «et dispergam super vultum vestrum stercus sollennitatum vestrarum». Сирский: «разбросаю навоз на лица ваши и навоз на праздники ваши». Таргум перифразирует: «и погублю великолепие праздников ваших». Но «праздники» здесь метонимически обозначают праздничные жертвы, почему и справедливо будет переводить: «помет праздничных жертв ваших» (ψ.117:27; Исх.23:18 ; ср. 2Пар.30:22 ; Ин.18:28 и раввинское ) 1069 . Велльгаузен и Новак считают » » глоссой и, при том, – совершенно ненужной, потому что «непонятно, почему бы здесь был назван помет именно праздничных жертв» 1070 . Но мы думаем наоборот, – если бы это и было непонятно, то поэтому-то и не было бы надобности предполагать глоссу: глоссатор не сделал бы такого вызывающего недоумение пояснения. А затем, древность чтения засвидетельствована всеми переводами (LXX, вульг., тарг., сир.), что тоже делает мало вероятным глоссарный его характер. Какой же, – спросим мы теперь, – реальный смысл должны мы вкладывать в рассматриваемую угрозу? Здесь мы встречаемся с тремя частными вопросами: какой собственно помет разумеется пророком? – как он представлял себе осуществление высказываемой угрозы? – и какое значение приписывалось этому действию? Первый из этих вопросов некоторые комментаторы оставляют без разъяснения, другие же отвечают на него в том смысле, что разумеются нечистоты, содержащиеся во внутренностях жертвенных животных. Выпотрошивши животное, собравши и отмывши все содержимое желудка и кишок, служители храма должны была всю эту нечистоту вывести за город (в Пятикн. – «вне стана») и там сжечь (ср. выше все цит. места, где встреч. ) 1071 . Но против такого толкования может быть выдвинуто то соображение, что все места, содержащие это предписание закона, относятся к жертве за грех (). А как поступалось с «перешем» остальных жертв, мы не знаем. Не невозможно, что относительно его и не был соблюдаем такой образ действий 1072 . Между тем в Мал.2:3 говорится о переше праздничных жертв. Почему, в самом деле, пророк упомянул именно праздничные жертвы? Если под » разуметь, как и в Пятикнижии, содержимое внутренностей жертвы за грех , то непонятно, почему пророк не назвал именно этой жертвы, а назвал праздничные жертвы. Очевидно, он слово » понимал в более широком смысле: или как вообще содержимое внутренностей жертвенных животных, или же помет в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1067 РГИА, ф. 804, оп. 1, р. III, д. 472. Журнал от 27 октября 1870 г., л. 220–223; ф. 804, on. 1, р. I, д. 92, л. 20–38. 1069 РГИА, ф.804, оп. 19, д.55, л. 329об. О порядке обложения земскими сборами земель, принадлежащих церквам и церковным причтам. Указ от 15 октября 1869 г. 1073 Всеподданейший доклад министра народного просвещения. 7 сентября 1865 г. Отд. оттиск. Б/м., б/г 1075 РГИА, ф. 804, оп. 1, р. 1, 1863 г., д. 21-а, л. 30, 36об. Киевские епарх. ведом. 1863. 8. С. 231; 10. С. 285. 1077 Воскресенский А., свящ. Слобода Новотроицкая Криуша (Богучарского уезда)//Воронеж, епарх. ведом. 1867. 11. С. 368–376. Иващенко В. Из пастырского быта сельского священника. (Ad futuram memoriam)//Русская старина. 1909. Январь. С. 220. 1078 Начальные народные училища и участие в них православного русского духовенства. Извлечение из сведений, доставленных в Высочайше учрежденное Присутствие по делам православного духовенства. СПб., 1865. С. 1–5, 155–172 и др. 1079 Начальные народные училища и участие в них православного русского духовенства. Извлечение из сведений, доставленных в Высочайше учрежденное Присутствие по делам православного духовенства. СПб., 1865. С. 158: «В большинстве местностей они... смотрят на грамотность, как на нечто совершенно излишнее, отвлекающее лишь учащихся от сельских занятий, и стараются уклониться от отправления детей в школы», даже если те – бесплатные. 1083 Татищев С. С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. Т. 1. СПб., 1903. С. 257–258. 1097 См. его «Особое мнение» на известном заседании Комитета Министров 5 апреля 1866 г.//Татищев С. С. Указ. соч. С. 259–262. 1098 Утверждена Александром II 17 янв. 1863 г.//РГИА, ф. 804, оп. 1, р. III, д. 470, л. 11–16; РГИА, ф. 804, оп. I, р. I, 1863 г., д. 33, л. 80–80об. 1102 РГИА, ф. 804, оп. 1, р. 1, д. 33, 1863 г., л. 11–15. РГИА, ф. 804, оп. 1, р. I, д. 150, л. 13об.–14: о предоставлении священникам и диаконам прав потомственного дворянства, а церковнослужителям прав личного дворянства ходатайствовали духовенство и епископат Екатерино-славской, Владимирской, Вятской, Киевской, Полоцкой, Минской и Литовской епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григория [Нисского и св. Василия Великого ]. Однако оригенисты [ограничивали] этим весь смысл спасения, дарованного во Христе. Спасение [для них] есть восстановление безгрешного состояния [в воссозданном единстве Энады «умов " ] и ничего больше 1063 . Позднее полемика с оригенизмом позволила подчеркнуть важность православного догмата о превосходстве «конца» над «началом» 1064 : во Христе мы обретаем не только восстановление естества, но и полноту обожения... грех становится невозможен вовеки. Параллельно в аскетическом и антропологическом учении святые Отцы начинают для выражения той же мысли о превосходстве «конца» над «началом» использовать различение понятий «образа» и «подобия» Божия в человеке: «образ» – то, что было дано Адаму и восстанавливается Крещением; «подобие» – это то совершенство обожения во Христе, которое составляет цель подвижничества (см., например, у св. Диадоха Фотики йского (V в.), на которого в особенности ориентировался св. Максим: Подвижническое Слово (сотница), 89). Для более позднего времени именно такое понимание терминов становится обычным 1065 . Это рассуждение содержит зерно истины, хотя посылка, из которой оно исходит, ложна. Как указывает А. И. Сидоров 1066 : [В разграничении «образа» и «подобия» св. Максим] опирается на... устойчивую патристическую традицию, восходящую к св. Иринею Лионскому , Клименту Александрийскому 1067 , Оригену , св. Григорию Нисскому и др. Например, Ориген говорит: «достоинство образа человек получил в первом творении, совершенство же подобия получается в конце, т. е. человек сам должен приобрести его себе своими собственными прилежными трудами в подражание Богу, так как возможность совершенства дана ему в начале чрез достоинство образа, совершенное же подобие он должен получить в конце сам, чрез исполнение дел» 1068 . Примерно в том же духе высказывается и св. Василий Великий : «по образу» мы обладаем благодаря творению, а «по подобию» стяжаем собственным произволением... [П]реп. Максим... развивает мысли, высказанные его предшественниками, особенно св.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В этом отношении одно из первых мест принадлежало Кесарии Каппадокийской, затем оборонительной линии от Мелитены до Киликии, которая защищала Сирию и вместе господствовала над проходами Тавра. Значение указанной здесь оборонительной линии весьма хорошо было понято как империей, так и турецкими султанами-сельджукидами. Вот почему на этой линии происходили имеющие всемирное значение военные столкновения между Романом Диогеном и Альп-Арсланом в 1068–1071 гг. Когда в самом конце 1067 г. неожиданная игра судьбы дала верховную власть Роману IV Диогену, сельджукский вопрос настоятельно требовал неотложных военных мер. Оборонительная линия, о которой выше была речь, оказалась уже прорванной, и турки не встречали больше преград для движения как в собственные области Византии и Малой Азии, так и в Сирию. Если с давних пор помянутые области привыкли к арабскому полону, то сельджуки превосходили арабов беспощадным истреблением культурной и оседлой жизни, как будто все их стремления были направлены к тому, чтобы раз занятая ими страна обращалась на будущее время в привольную степь и пастбище для скота. Таким образом, решение Романа отправиться в поход на Восток через два месяца по вступлении на престол должно быть рассматриваемо как выражение его верного взгляда на политические обстоятельства и честного отношения к принятым на себя обязательствам. Ему, однако, предстояли большие затруднения, так как он не имел готового войска, весьма расстроенного его предшественником, и он не располагал достаточным временем, чтобы собрать и обучить новых ратников. Собрав наемные отряды франков и варягов, которые в XI в. играют большое значение в византийском войске, и присоединив к ним фемные войска из Македонии и Малой Азии, он сделал во Фригии смотр военным силам, какие ему предстояло двинуть против сельджуков. «Странное зрелище представляли эти столь знаменитые ромэйские воины, храбрость коих подчинила Восток и Запад. Налицо было скромное число мужей, да и то одетых в рубища и удрученных скудостью, лишенных вооружения и вместо мечей и военных снарядов имеющих при себе колчаны и секиры, конники без коней и без прочего вооружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В эпосе Дигенис совершает великие подвиги и сражается за христиан и за империю. В его системе взглядов православие и Романия (Византийская империя) неразделимы. Описание дворца Дигениса дает хорошее представление о великолепии и богатстве, находимых во владениях крупных земельных собственников Малой Азии, по поводу которых так негодовал Василий II Болгаробойца. Как говорят, прототипом Дигениса Акрита был не христианин, а полулегендарный борец за исламскую веру Сайид Баттал Гази, имя которого связывается с битвой при Акроинионе. 1067 Имя Дигениса оставалось популярным и в последующие периоды Византийской истории. Феодор Продром, поэт XII века, тогда, когда пытался воздать должную похвалу императору Мануилу Комнину, не смог найти ничего лучшего, как назвать его «новым Акритом». 1068 Согласно Дж. Б. Бьюри, «как Гомер отражает все стороны известного уровня раннегреческой цивилизации, как " Песнь о Нибелунгах» отображает цивилизацию германцев периода великих переселений, так цикл о Дигенисе представляет собой всеобъемлющую картину византийского мира в Малой Азии, так же как и жизни пограничных областей». 1069 Эпос пережил Византийскую империю. Даже сегодня народы Кипра и Малой Азии воспевают знаменитого византийского героя. 1070 Эпос о Дигенисе Акрите сохранился во множестве рукописей, древнейшая из которых относится к XIV веку. 1071 Изучение эпоса недавно вошло в новую фазу в выдающихся исследованиях, начатых А. Грегуаром и блистательно продолженных его коллегами – М. Канаром и Р. Гузенсом (R. Goossens). Сейчас практически очевидно, что историческим прототипом Дигениса был Диоген, турмарх фемы Анатолики в Малой Азии, который погиб в 788 году, сражаясь против арабов. 1072 Многие части поэмы датируются Х веком, когда византийские войска дошли до Евфрата и когда могила Дигениса близ Самосаты была идентифицирована около 940 года. Весьма интересные связи были установлены между византийским эпосом, а также арабскими и турецкими эпическими сказаниями и даже со сказками «Тысяча и одна ночь». Этот эпос с его интересной исторической основой и связями с восточными эпосами, является одной из наиболее привлекательных проблем византийской литературы. 1073 Византийский эпос в форме народных былин (popular ballads) нашел отражение и в русских эпических сочинениях; эпос о Дигенисе Акрите имеет в ней свое место. В древней русской литературе встречается известное еще Карамзину «Деяние и житие Девгениево Акрита», которое он считал русской сказкой. Во всяком случае, «Девгениево деяние» имеет немалое значение для истории древней русской литературы, потому что древнерусская жизнь и литература, как известно, наиболее испытали на себе силу византийского влияния, как церковного, так и светского. Интересно отметить, что в русской версии поэмы о Дигенисе встречаются иногда эпизоды, которые до сих пор еще не найдены в греческих текстах. 1074

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Файл : Богоявленский собор Eлoxob3.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1600 × 1067 (431 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры FUJIFILM Модель камеры X-T1 Время экспозиции 2/1 с (2) Число диафрагмы f/4 Светочувствительность ISO 200 Оригинальные дата и время 17:19, 24 февраля 2016 Фокусное расстояние 10 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Photos 1.2 Дата и время изменения файла 17:19, 24 февраля 2016 Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 17:19, 24 февраля 2016 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 3,2 Выдержка в APEX −1 Диафрагма в APEX 4 Яркость в APEX −1,5 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 4 APEX (f/4) Режим замера экспозиции Точечный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 2092 Разрешение по Y в фокальной плоскости 2092 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 15 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Резкость Сильное повышение Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Богоявлен...

– Скорее всего под ним разумелось телесное наказание, как в конце концов оно и было понято Св. Синодом 1065 ; упоминаемая же ссылка предполагается здесь когда в неисповеднике усматривали не только небрежного христианина, но и раскольника. Сверх же штрафов, по узаконениям XVIII в., для неисповедников ограничивались некоторые гражданские права. Так, по указу 17 февр. 1718 г. – «как в городах, так и в селах, в бурмистры и во всякие службы повсягодно исповедывающихся и со свидетельством отцев их выбирать повелено, а неисповедающихся запрещено» 1066 . В виду такого общего указа, св. Синод предписывает, напр., 4 февр. 1726 г., чтобы в «Ревеле и в его уезде Чухонцы отнюдь не держали в работниках российского народа людей..., у российских священников неисповедывающихся, но повсягодно отсылали бы их для исповеди к росс, правоверным священникам и в том имели б от тех священников достоверные на письме свидетельства, а без того никого не принимали бы 1067 . По указу же Св. Синода 1745 г., не бывшие на исповеди могут быть противною стороною лишены права свидетельского показания на суде, а никогда не бывшие – не допускаются к свидетельству даже под присягою» 1068 . Не смотря на свою моральную недостаточность, денежный штраф, как кара за не исповедь, твердо держался во все время первой половины XVIII в. Правда, по поводу выше цитованного указа Императрицы Екатерины I о принятии какой-либо другой побудительной к исполнению исповеди меры (8 февр. 1725 г.), Сенат, – «вменяя положенные денежные штрафы будто тягостны», – предлагал, – «чтобы наказывать (неисповедников) держанием в колодках под арестом». Но св. Синод твердо настоял на установившейся уже практике, представляя: что подобную меру «в уездах священникам исполнять невозможно что Е. И. В. (Петр I) весьма благорассмотрительно и снисходительно изволил понуждать (неисповедников) толь легкими штрафами, как 5, 10 и 15 коп., что штраф этот вовсе не тягостен для крестьянина, если принять во внимание, что он составляет только сотую долю против штрафа за порубку одного дерева заповедного, что и телесное наказание не повинующимся в оном Е. В. указе (1718, 17 февр.) показано зело праведно и премудро, потому что не вскоре оное чинить поведено, но по трех годах являющимся в противности... И как бы иным способом, – заключает свои представления св. Синод, врачевать таких мерзских противников, которые ни заповедей Божиих, ни указов Императорского Величества не слушают»?... 1069 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010