1067 ...в святой де нь пасхи ... — 2 апреля 584 г. 1068 ...он не облоб ызался с нашими... — В подлиннике: neque pacem cum nostris fecit - " не дал нашим поцелуй мира (верующих)». Обряд, совершаемый во время торжественных месс. 1069 ...«Царю же веков нетленному, невидимому, единому Богу честь и слава во веки веков через Иисуса Христа, нашего Господа». — Ср.: 1 Тим. 1:17. Слова: «через Иисуса Христа, нашего Господа», отсутствующие в этом послании, вероятно, заимствованы из «Послания к римлянам» (16, 27). 1070 ...«Пришел к своим и свои Его не признали. А тем, которые приняли Его... дал власть быть чадами Божиими». — Ин.:1, 11, 12. 1071 ...ни на ког о не наложил бремени тяжкого... — Ср.: Мф.. 11:30. 1072 « Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, до и теперь не в силах...». — 1 Кор.:3, 2. 1073 «... Твердая же пища свойственна совершенным» — Евр.:5, 14. 1074 ...«Я проповедал вам лишь Христа и притом распятого». — Ср.; 1 Кор.:2, 2. Цитируется Григорием не дословно. 1075 ...«Если же и знали распятого Христа, ныне уже не знаем». — 2 Кор.:5, 16. 1076 ...помажь гнойные глаза... — Ср.: Быт.:29. 17; Откр.:3, 18. 1077 ... «Для всех я сделался всем, чтобы приобрести всех». — 1 Кор.:9, 22. 1078 ...«Сей есть сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». — Мф.:3, 17. 1079 ...если у тебя уши были заложены... — Лат. oppilatus aures — непередаваемая игра слов, связанная с именем посла Оппила, к которому обращена речь епископа. 1080 ...«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». — Мф.:17, 5. 1081 ...«Отче, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». — Ин.:17, 1. 1082 ...«И прославил и еще прославлю» — Ин.:12, 28. 1083 ...«И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». — Флп:2, 11. 1084 ...Гунтрамн заключил союз со своим племянником Хильдебертом... — См. кн. VI, гл. 31. 1085 В эти дни у него родился сын... — Хлотарь II. 1086 ...которого он пове лел воспитывать в вилле Витри. Для того, «чтобы с ним не случилось какого-либо несчастья... если будет на глазах у народа». — Видимо, Хильперик боялся колдовства и поэтому изолировал сына. См. кн. VI, гл. 35,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

1073. Мф. 12:43–45. «Крещением изгоняется нечистый дух и обходит безводные и безверные души, но в них не обретает покоя, ибо покой для беса состоит в том, чтобы смущать лукавыми делами крещенных — некрещенные принадлежат ему от начала (зачатия) — и он возвращается на крещенного с семью духами. Как семь даров Духа, так семь и лукавых злых духов. Когда диавол возвратится на крещенного и найдет его праздным, то есть по причине лености не имеющим той деятельности, которая сопротивляется супостатам, тогда взошедши в него, злодействует лютее прежнего. Очистившемуся крещением, потом (осквернившемуся) нет надежды на второе крещение: разве [что] есть надежда на многотрудное покаяние». Объяснение Блаженным Феофилактом Болгарским приведенного здесь евангельского текста. — Преподобный Григорий Синайский сказал: «Держи неудержимый ум, то есть обуреваемый и рассеиваемый сопротивною силою, возвратившеюся снова по крещении, по причине нерадения, с иными лукавейшими духами, в ленивую душу, как говорит Господь». Святого Григория Синаита главы зело полезные, гл. 3. Добротолюбие. Ч. 1. — Преподобный Макарий Великий. Беседа 27, гл. 11. 1074. Гал. 3:27. 1075. Гал. 3:28. 1076. Слово 3 о Крещении. 1077. Кол. 2:3; Рим. 5:19. 1078. Прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века (Пс. 91:8). Грешники, прозябающие как трава, суть страстные помышления, подобные траве слабой и не имеющей силы. Итак, когда прозябают в душе страстные помышления, тогда проникают, то есть обнаруживаются еси делающии беззаконие, то есть страсти, яко да потребятся в век века, ибо когда страсти соделаются явными для подвизающихся, тогда они истребляются ими. Вникните в порядок изложения: сперва прозябают страстные помышления, таким образом обнаруживаются страсти, и затем истребляются». Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. О терпении искушений. 1079. О Законе Духовном, глава 2. 1080. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. …Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15:4–10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

а) Помещение Иудифи в сокровищнице Олоферновой, и данное ей право пользоваться пищей от стола Олофернова, а по ночам выходить в долину Ветилуи для молитвы и омовений (ст. 1–9). б) Пир Олоферна и приглашение на него Иудифи (ст. 10–14). в) Прибытие Иудифи в роскошном наряде, страстное влечение к ней Олоферна, необузданное веселье его, и крайнее опьянение (ст. 16–20). Ст. 1. И приказал Олоферн ввести Иудифь туда, где хранились серебряные сосуды его... Жилище Иудифи отведено было в сокровищнице Олоферновой с тем, очевидно, расчетом, чтобы поразить и увлечь прекрасную еврейку видом сокровищ и богатств Олоферновых. Ст. 5–6. ... пред утреннею стражею Иудифь встала и послала сказать Олоферну: да даст господин мой повеление, чтобы рабе твоей дозволили выходить на молитву... Эта просьба Иудифи могла бы, конечно, внушить Олоферну разные подозрения; но его ослепляли, с одной стороны, страсть, которую он почувствовал к ней, с другой же стороны – необыкновенное превозношение своим несокрушимым могуществом и уверенность в невозможности произойти чему-нибудь опасному от женщины и, наконец, крепкое убеждение, что Иудифь, как некоторая пророчица и посланница неба, за которую она себя выдавала, должна была по временам искать уединения для получения откровений от Бога, насчет того, когда евреи сделают свое преступление 1074 , и когда настанет, таким образом, благоприятное время, для нападения на Ветилую. Ст. 7. ... И пробыла Иудифь в лагере три дня, а по ночам выходила в долину Ветилуи, омывалась при источнике воды у лагеря... Это были религиозные омовения Иудифи перед молитвой. Таковые омовения были в обычае у евреев со времен весьма древних, и не только у евреев, но и у всех почти восточных народов. Ст. 9. … По возвращении она пребывала в шатре чистою, а к вечеру приносили ей пищу... Это примечание, очевидно, имеет ввиду дать понять, что добродетель и нравственная чистота Иудифи в стане ассирийском оставались совершенно неприкосновенными, – о чем, впрочем, Иудифь и сама торжественно заявила по возвращении в Ветилую 1075 , а также, что жизнь ее была такая же воздержная и подвижническая, какую она проводила дома во вдовьем своем уединении 1076 . Пищу она принимала один раз в день, уготовляла себя постом и молитвою на совершение задуманного ею геройского дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

е. когда они, чудесно напоив народ израильский из скалы 1070 в другой раз – при подобном же случае – не обнаружили надлежащей веры, и за сие осуждены были Богом не видеть земли обетованной 1071 . В дальнейших словах о Левии Моисей призывает милость и помощь Божию на левитское племя – за его святую ревность о законе Божием, которую ничто, даже самые близкие родственные отношения, поколебать не могут. «Левий говорит об отце своем и матери своей: я на них не смотрю, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает. Ибо они, левиты, слова Твои хранят, и завет Твой соблюдают...» и проч. 1072 . „Сие слово, – замечает блаж. Феодорит, – дает разуметь совершенство иереев Ибо иерею надлежит пренебрегать всем житейским, и пребывать в божественном священнослужении» 1073 . После Левия Моисей благословляет Вениамина (последнего и младшего) – потому, – как думает блаж. Феодорит, – что в колене Вениаминовом имел быть построен храм; так что «на ряду с священническим коленом поставил (Моисей) и священное место» (ст. 12). Сущность пророческого благословения Вениамину состоит в том, что сей любезный сын Иаковлев возлюблен будет Богом, ибо среди жребия его Господь воздвигнет себе храм, под священною тению которого Вениаминово колено будет покоиться, как бы за плечами Господними. Иосифа (т е. колена Ефремово и Манассиино) Моисей благословляет словами, весьма похожими на те, в которых преподал свое благословение патриарх Иаков любимому своему сыну 1074 (Ст. 13–17). Ему обещается всевозможное плодородие земли – от росы и дождей небесных и подземных источников бездны, от благотворного влияния солнца и луны, от гор древних и холмов, вечных. Действительно, колена Ефремово и Манассиино – при разделе земли обетованной – получили превосходнейшие участки, одно по сю, a другое по ту сторону Иордана. Кроме сего сим коленам обещается воинственная сила и крепость, под символическом образом тельца первородного и молодого; и также рогов буйвола. Впоследствии действительно (как повествует книга Судей), оба сии колена, особенно же Ефремово, оказались наивоинственными и сильнейшими в своих победах над соседними хаваанскими племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И так как сведения о числе монашествующих лиц в нашей статье касались 1867 г., то мы и монастырские доходы станем оценивать по некоторым данным того же года. Но, читая государственную роспись доходов и расходов на 1867 год, мы находим, что в этот год назначалось: 1) на все министерство народного просвещения 7 255 814 р., 2) на все министерство юстиции 8 315 684 р., — там на 755 тысяч менее, а здесь на 315 тысяч более, нежели сколько получают в настоящее время монастыри» (Беседа. 1872. С. 68). 295 Лучше бы продать это благовонное миро и раздать бедным, не так ли? — вспомните эту евангелическую историю. — Достоевский имеет в виду евангельское предание о женщине из Вифании, которая незадолго до празднования пасхи возлила на голову Иисуса драгоценное благовонное миро. «Увидев это, ученики его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а меня не всегда имеете. Возлив миро сие на тело мое, она приготовила меня к погребению», (см.: Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 8-13). 296 Мы знаем, что еще при святом Феодосии, при самом основании Киево-Печерской Лавры… — Речь идет о Феодосии Печерском (ум. 1074), основателе и игумене Киево-Печерского монастыря. Имя Феодосия неоднократно упоминается в черновых материалах к «Бесам» и «Подростку». 297 Мы сообщили в свое время — общества любителей духовного просвещения.. — В 1872 г. в Петербурге был открыт Отдел Общества любителей духовного просвещения с правом свободного обсуждения на своих заседаниях различных церковных вопросов. Достоевский не раз посещал эти заседания. В начале 1873 г. состоялись три заседания, посвященные вопросу «о нуждах единоверия» (последнее — 28 марта 1873 г.). Отчеты о диспуте были опубликованы в «Гражданине» (см.: Гражданин. 1873. 22 янв. С. 92; 29 янв. С. 154–155; 5 марта. С. 284; 2 апр. С. 433–434). 298 …г-н Филиппов читал свое рассуждение — г-н Нильский предложил свои возражения… — Тертий Иванович Филиппов (1825–1899) — консервативно-славянофильский публицист, член кружка В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

И я ответил: «Каждому католику известно, я думаю, что Отец был возвещен Сыном. Но он возвестил об Отце в мире так, что в чудесах Он и Себя явил Богом. Богу же Отцу надобно было послать Сына на землю с тем, чтобы явить Бога и дабы мир поверил хотя бы Сыну, если уж он не поверил пророкам, патриархам и самому законоположнику. Посему надлежит воздавать Богу славу в лицах. Итак, мы говорим: «Слава Богу Отцу, пославшему Сына; слава Богу Сыну, кровию Своею искупившему мир; слава Богу Духу Святому, освятившему искупленного человека». Но когда ты говоришь: «Слава Отцу через Сына», ты этим отнимаешь славу у Сына, словно Он Сам не славится вместе с Отцом за то, что он возвестил миру об Отце. Сын, как мы сказали, известил миру об Отце, но многие не поверили, как говорит евангелист Иоанн: «Пришел к своим и свои Его не признали. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» 1070 . Но ты умаляешь апостола Павла и смысла слов его не понимаешь. Пойми же, сколь осторожно он говорит и сколь сообразно пониманию каждого. Вникни, как проповедовал он среди неверующих языков и, казалось, ни на кого не наложил бремени тяжкого 1071 ; как говорит он некоторым: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах 1072 . Твердая же пища свойственна совершенным» 1073 . Другим же говорит: «Я проповедал вам лишь Христа и притом распятого 1074 . Что же теперь, не хочешь ли ты, еретик, усомниться в Его Воскресении, оттого что Павел проповедал Христа лишь распятого? Обрати лучше внимание на его осмотрительность и отметь его ум, когда он говорит другим, кого он считал более твердыми в вере: «Если же и знали распятого Христа, ныне уже не знаем» 1075 . Итак, отрицай, обвинитель Павла, если только ты не сошел с ума, что Он [Христос] не был распят. Но я прошу тебя, оставь это и лучше послушайся совета: глазною мазью помажь гнойные глаза 1076 и узри свет апостольской проповеди. Ведь Павел говорил просто, доступно людям, чтобы их поднять на ступень более высокой веры; как он говорит в другом месте: «Для всех я сделался всем, чтобы приобрести всех» 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Иез. 40 :28. И привел он меня во внутренний двор воротами 1064 , которыя на юг, и намерил в воротах, которыя на юг, ту же меру. Иез. 40 :29. И комнаты, и столбы и притворы той же меры. Иез. 40 :30. И окна их и притворы вокруг, пятьдесят локтей длина их и двадцать пять локтей ширина 1065 . Иез. 40 :31. И притвор на внешний двор и пальмы на столбах и восемь ступеней 1066 . Иез. 40 :32. И ввел меня в ворота, обращенныя на восток, и намерил в них ту же меру: и комнаты, и столбы и притворы-таких же размеров 1067 . Иез. 40 :33. И окна у них и притворы вокруг: пятьдесят локтей длина их, а ширина их двадцать пять локтей. Иез. 40 :34. И притворы во двор внутренний, и пальмы на столбах с обеих сторон и восемь ступеней к ним. Иез. 40 :35. И ввел меня в ворота, что на север, и намерил туже меру. Иез. 40 :36. И комнаты, и столбы, и притворы, и окна в них кругом: пятъдесят локтей длина их и двадцать пять локтей ширина. Иез. 40 :37. И притвор во внешний двор и пальмы на столбах с обеих сторон и восемь ступеней к ним. Иез. 40 :38. И комнаты 1068 у них и двери у них, и притворы у них 1069 . А пред вторыми 1070 воротами сток (воды) 1071 , там омывают всесожжения. Иез. 40 :39. А в притворе ворот два стола с одной стороны и два стола с другой, чтобы закалать на них всесожжения, приносимыя за грехи и (проступки) неведения 1072 . Иез. 40 :40. И позади стока (для омовения) всесожжений у ворот 1073 , обращенных к северу, два стола на восток против задней стороны (дверей) 1074 вторых 1075 , и против притвора ворот два стола на восток 1076 . Иез. 40 :41. Четыре (стола) по одну сторону и четыре по другую сторону, против задней 1077 стороны ворот, на них закалают жертвы. А напротив осьми столов для заклания Иез. 40 :42. Четыре стола для 1078 всесожжений каменных обтесанных: в ширину полтора локтя и в длину два с половиною локтя, а в высоту один локоть, на них полагают орудия, которыми закалают там всесожжения и (другия) жертвы. Иез. 40 :43. Они имеют кругом небольшое, в ладонь, обтесанное извнутри ограждение 1079 , а вверху столов покров, который закрывает их от дождя и зноя.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 47 :7. Но как он успокоится? ибо Господь дал ему повеление возстать на Аскалон, и на приморских и на остальных 1073 жителей. Глава 48 1074 Иер. 48 :1. О Моаве 1075 так сказал Господь Вседержитель. Бог. Израилев: горе Нававу, ибо погиб, взят Кариафаим, посрамлен Масигаф 1076 и побежден. Иер. 48 :2. Нет более цельбы у Моава, веселия в Есевоне, замыслили на него зло: „идите и истребим их 1077 из народовъ“, посему умолкнешь, (ибо) 1078 меч пойдет за тобою. Иер. 48 :3. Голос вопля (слышен) от Оронаима: опустошение и раззорение большое. Иер. 48 :4. Сокрушен Моав, возвестите вопль детей 1079 его. Иер. 48 :5. Ибо Алаоф наполнен плачем, поднимется с плачем по пути к Оронаиму, враги слышали 1080 вопль о раззорении. Иер. 48 :6. Бегите и спасайте души ваши 1081 , и будьте подобны дикому ослу 1082 в пустыни. Иер. 48 :7. Так как ты надеялся на укрепления твои и сокровища твои 1083 , то и ты будешь взят, и пойдет Хамос в плен и священники его вместе с князьями его 1084 . Иер. 48 :8. И придет опустошитель на всякий город, и не избавится ни один город, и погибнут долины, и опустеют поля 1085 , как сказал Господь. Иер. 48 :9. Дайте знак Моаву, ибо он будет сильно поражен 1086 , и все города его будут пусты 1087 и без жителей. Иер. 48 :10. Проклят (человек) 1088 , совершающий небрежно Господне дело, и проклят удерживающий меч свой 1089 от крови! Иер. 48 :11. Моав был спокоен с юности своей и надеялся на славу свою, не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не уходил, посему сохранился вкус его в нем, и запах его не изменялся. Иер. 48 :12. Посему вот наступают дни, говорит Господь, и пошлю на него переселителей, и переселят 1090 его, и сосуды его опустошат, и рога его сломают. Иер. 48 :13. И посрамлен будет Моав из-за Хамоса, как посрамлен дом Израилев из-за Вефиля, на который надеялся. Иер. 48 :14. Как вы говорите: „мы сильны и люди крепкие на войне?“ Иер. 48 :15. Погиб Моав: город его и отборные юноши его пошли под меч, говорит Царь, Господь Вседержитель — имя Ему. Иер. 48 :16. Скоро придет день 1091 Моаву, и бедствие его быстро наступает 1092 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

из церкви Св. Георгия Апортианона на Кипре 1072 (ил. 3) уподоблен лозе Давидовой. Тема лозы Давидовой напоминает о Древе Иессевом. символизирующем единство Ветхого и Нового Заветов и исполнение Божественного обетования о воплощении Мессии и Спасении: «И произойдет отрасль от корпя Пессева. и ветвь произрастет от корня его: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия... И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясани- ем бедер Его – истина» ( Ис. 11: 1–2. 5 ). Мотив прорастающего древа с изображением Спаса Еммануила – образа воплотившегося Христа Предвечного ( Ис. 7: 14–15 ) на царских дверях XVI в. из капеллы Иоанна Предтечи на Синае 1073 уподобляет вал процветшему жезлу Аарона. Как известно, в христианской экзегетической литературе и гимнографии процветший жезл Аарона является прообразом чудесного рождения Христа. Согласно книге Чисел (17: 8). жезл Аарона, расцветший, пустивший почки и принесший плоды – миндалины в Скинии Свидения решил спор колен Израиля о праве на священство. По повелению Бога он стал храниться в Скинии перед Ковчегом Откровения. «И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред Ковчегом Откровения на сохранение, в знамение для непокорных» ( Числа 17: 10 ). Резные врата такого типа утрачивают традиционные филенки и превращаются в своего рода икону. Символика этих враг раскрывается благодаря присутствию на них изображений Давида и Соломона, первых устроителей земного Дома Божественной Премудрости, пророков Моисея и первосвященника Аарона. Традиция их изображения в полный рост на полотнищах врат, лишенных каких-либо конструктивных членений, прослеживается на протяжении столетий от средневизантийского периода вплоть до нового времени. Например, пророки Моисей и первосвященник Аарон изображены на выдающемся по качеству памятнике – царских вратах начала XIII в. из монастыря Св. Екатерины на Синае 1074 (ил. 2). а также на вратах XVI в. из капеллы Иоанна Предтечи на Синае 1075 и на вратах второй половины XVIII в из Византийского музея в Афинах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Католические богословы в большинстве своем придерживаются мнения, что Божия Матерь умерла и была воскрешена. Это течение называют морталистами, но есть и богословы, придерживающиеся мнения, что Пресвятая Богородица не умерла и была взята с плотью на небо. Это течение называют имморталистами. 1074 Сравнение Православное учение о смерти Божие Матери основано на Священном Предании, которое гласит, что Пресвятая Богородица умерла и была погребена в Гефсиманском саду. Опоздавший на три дня на погребение Апостол Фома прибыл в Иерусалим и хотел попрощаться. На третий день после погребения гроб открыли и обнаружили, что тела нет. 1075 По учению Православной Церкви Пресвятая Богородица была воскрешена Своим Сыном и взята с телом на небо. Католическая аргументация неправильно использует цитаты из Священного Писания. Случай воскресения святых не может быть аргументом в исследуемом вопросе, так как касается определенного и конкретного случая, указывает на всемогущество Божие, но не имеет никакого отношения к утверждению о том, что Пресвятая Дева Мария была взята с телом и душой в небесную славу. Псевдологические рассуждения о подобии судеб тел и душ, а также о природе связи, которая объединяла Мать с Сыном, не просто не имеют основания в Писании, но даже противоречат Евангелию: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». 1076 Иисус Христос родился совершенно чистым и святым: «... раждаемое Свято наречется Сын Божий». 1077 Христос был совершенно безгрешен – не имел ни единого даже малейшего греха, Его плоть была свободна от греха и растления 1078 и Он был свободен от закона смерти: «Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, яко беззакония не сотвори, вземляй грехи мира, ниже обретеся лесть во устех Его, не был подчинен смерти, ибо смерть вошла в мир через грех. И так, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит Отцу в жертву за нас». 1079

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010