В 1975 г. о. Александр привез с собой как бы такую программу о предстоящем праздновании 1000-летия крещения Руси. Он задумался об этом, когда об этом еще никто и не думал, как мне кажется. И вот он среди прочего в этой программе, текст которой, наверное, где-то сохранился, написал, что нам для развития нашей церковной жизни нужно обязательно поставить себе целью вырастить 100 священников. А то старое поколение уходит, а откуда брать новых. И вот он привез эту программу. И говорит мне: «Вот почитай, может быть, у тебя какие-то соображения, может быть, я что-то лишнее написал или иначе как-то надо написать. В общем, посмотри, помоги мне». Я думаю, ну что я могу такому маститому протоиерею, да еще на церковные темы что-то. Но вот он так делился. Но 100 священников. Я так был впечатлен этим пунктом. Ничего я, конечно, к его программе не дополнил и не сказал. Когда я стал священником, я написал ему тогда, что я на один процент выполнил его план, но он не понял, потому что это было давно с его планами. Пришлось это ему объяснять и даже стыдно немножко стало. И вообще, я бы так сказал, при всей свободе общения, присутствовала такая целомудренность, которая... ну как-то стыдно было что-нибудь лишнее сказать. Я помню, один раз распоясался, когда мальчишкой был тринадцатилетним, а потом мне стыдно стало перед ним, хотя он ничего и не говорил. И эта целомудренность соединяется с той бережностью, о которой я ранее говорил. Это важные вещи. Ну и дальше мы так общались по душам, и в частности, в 1990 г. Вот он очень расстроился, что в 1988 г. получилось не то, совсем не то. Он там к празднованию 1000-летия Крещения Руси многое придумал, я уже не помню деталей. И он очень переживал, что все это свелось опять к американскому банкету. Он там активно участвовал. Но для меня это была Америка – далеко, и как они празднуют 1000-летие Крещения Руси... мы по-своему праздновали у себя, но он просто делился со мной своими переживаниями, когда приезжал. Он так долго готовился. Скорбел, что не получилось того, что можно было сделать. Россию любил он невероятно, об этом известно и рассказывать не надо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, так оно и было. Во всяком случае, еще в 1985 году в журнале «Наука и религия» клеймили «антисоветчиков всех мастей возлагающих надежды на подготовку и проведение крупных юбилеев — таких, как 1000-летие " крещения Руси " , взявших курс на реабилитацию религии, возвеличение ее роли в разви­тии общества и культуры». И поминали недобрым словом эмигрантскую печать, которая «юбилей церкви пытается использовать, что­бы поддерживать антикоммунистические акции империалистической пропаганды...» Остальная советская периодика о грядущем 1000-летии Крещения Руси не писала вообще, только «Комсомольская правда», пообещав читателям окончательно разгромить церковников к этой дате, начала цикл каких-то невнятных атеистических статей. Все стало меняться в 1987 году. Первая публикация появилась в августе. Академику Борису Раушенбаху, одному из основоположников советской космонавтики, позвонили из журнала «Коммунист» и попросили написать что-нибудь про стратегическую оборонную инициативу президента Рейгана. Академик, написавший уже несколько статей на эту тему, ответил: «Какая все это ерунда, разве это важно? Вот наступает тысячелетие Крещения Руси, а вы, странные люди, ничего об этом не пишете!» «А вы что, и об этом можете написать?» — спросили его. — «Конечно, могу...», — ответил Раушенбах, и статья была заказана. Года за два до этого он увлекся историей Древней Руси,  даже прочел в подлиннике «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Ему это просто было интересно, как и иконы, которыми он тоже всерьез тогда занимался. Поэтому материала у него оказалось предостаточно, статья была мгновенно написана и опубликована в августовском номере журнала. Весь тираж «Коммуниста», который обычно месяцами лежал во всех киосках, смели в один день. Скандальная статья всемирно известного академика в главном партийном печатном органе — это была бомба. Ее тут же перепечатали в самых разных изданиях по всему миру, включая журнал «Курьер ЮНЕСКО», в котором я тогда работала. Академик Раушенбах стал вдруг «самым крупным специалистом по русскому православию». И на праздновании 1000-летия Крещения Руси ЮНЕСКО в Париже, куда он поехал вместе с митрополитом Ювеналием, именно его выступление стало главным.

http://foma.ru/zhizn-v-epoxu-peremen.htm...

- Давайте вернёмся к вашей истории. Как же вы стали монахом? Могли ведь оставаться просто священником? - Я митрополита спросил о монашестве где-то перед 1000-летием Крещения Руси. А у меня же была ещё старенькая тётя, которую я досматривал. Она мне столько добра сделала! Как же я её покину? Мне люди из окружения митрополита посоветовали: «Вам бы, может, в монашество постричься, чтоб владыка Филарет вас постриг». Прошло время, и я спросил митрополита. Он ответил: «Я подумаю». Ну, он подумал, с кем надо посоветовался. ( Смеётся. ) А тогда в алтаре меня позвал и говорит: «Вот если вас постригать в монашество - то вам тогда надо жить в митрополии!» А я подумал, что это заключение - там жить. И говорю ему, что у меня тётя и я должен её досмотреть до смерти. «Ну, если так, если не жить в митрополии - монашества нет вам!» Ну, нет так нет. Я смирился. А тут как раз подошло празднование 1000-летия Крещения Руси. И лавру смогли открыть. Но я вам так скажу: лавру митрополит Филарет с патриархом Пименом выплакали. Её никто не хотел открывать. Благодаря Филарету и Пимену удалось Церкви вернуть кусочек обители - там, где Дальние пещеры. Ведь приезжали делегации отовсюду, приезжали предстоятели Православных Церквей - и надо было кусочек им хоть показать, что тут есть хоть что-то. Нагнали хлопцев, военных курсантов. Территория-то была запущенная. Они тут загребали, убирали, дорожки делали. Тундра была! Так хлопцы потрудились изрядно. И вот - в День 1000-летия Крещения Руси на Дальних пещерах была служба. Я с покойным отцом Игорем всё готовил к службе. А уже к осени стали мы жить в лавре постоянно, собрались несколько братьев. И митрополит прогуливался по лавре с отцом Софронием (Шинкаренко) из Княжичей (а тогда он был казначеем). И владыка говорит: «Ну как вы тут? Решили постригаться?» Я уже не желал монашества принимать. А владыка Филарет мне и говорит: «Я вам имя выбрал хорошее. Вы не побоялись трудностей, вы достойно понесли службу». А я по два часа в сутки спал! Вот так! У меня были кожа да кости. Итак, осенью меня постригли в монашество. И в том же году в соборе меня митрополит рукоположил в священнический сан, я был первым священником для лавры. И тогда не было у меня сорокоуста. Сразу к делу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Я постоянно с ними встречался в резиденции посла на ул. Гринель, 79. В 1987 году началась большая и серьезная работа по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси, которая шла очень активно – будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II взял подготовку этого великого события под свой личный контроль. Праздник прошел достойно, об этом сообщалось в СМИ Франции. В помещении «ЮНЕСКО» на эти мероприятия пригласили более 1000 прихожан не только из Парижа, но и из других крупных городов Франции. В одном из залов развернули представительную выставку, доставленную в Париж из Загорска, в которой были представлены золотые, серебряные и другие церковные изделия разных веков, уникальная древняя литература. Приехал церковный хор. Всё это привлекло широкое внимание православного люда, живущего во Франции, в том числе знатных российских фамилий первой волны эмиграции: Голицыных, Васильчиковых, Шаховских, Романовых, Шереметьевых и других, посещавших храмы Русской Зарубежной Церкви. Некоторые из них после этих мероприятий вернулись в лоно Московского Патриархата, в частности, княгиня Мещерская, которая до празднования 1000-летия Крещения Руси не шла на контакты с Москвой. В дни празднования Мещерская встретилась в залах здания «ЮНЕСКО» со мной (послом Советского Союза) и с представителями Московского Патриархата. Впоследствии княгиня посещала наш приход в Париже и презентовала Московскому Патриарху несколько ценных церковных изделий, вывезенных из России в смутные времена второго десятилетия XX века. Очень запоминающимися у меня были встречи с митрополитом Питиримом в конце 1989 года во Франции, когда по инициативе общества «Франция – СССР» на празднование, посвященное двухсотлетию Великой французской революции, из Москвы в Париж прилетела большая группа советских парламентариев и членов общества «СССР – Франция». В составе делегации были митрополит Питирим, директор музея им. А. С. Пушкина И. Антонова, актер А. Ливанов, руководитель детского фонда А. Лиханов, генералы из МО и МВД СССР и другие. Программа пребывания была обширной, рассчитанной на семь дней. Предусматривались десятки встреч во многих городах Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В отчете по Смоленской епархии за 1988 г., направленном Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену , архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл отмечал: «Празднование 1000-летия Крещения Руси на Смоленской земле вылилось в яркое свидетельство преданности православного народа своей Церкви, признания положительной исторической роли Церкви со стороны широкой общественности и осознания народом своего единства вне зависимости от отношения к религии. Последнее следует подчеркнуть особо. Единство верующих и неверующих было одной из главных тем прошедших торжеств. Эта тема не только звучала в проповедях и выступлениях, но и в реакции на Юбилей простых людей. Можно с уверенностью сказать, что 1000-летие укрепило здоровое чувство патриотизма, помогло осознанию исторической связи поколений, в каком-то смысле примирило людей, явилось поводом для очень трогательного видимого выражения единства нашего народа. Во время празднования была ясно обозначена позиция Церкви в отношении перестройки, ее готовность содействовать духовно-нравственному, политическому и социальному переустройству общества. Следует особо подчеркнуть то значение, каковое имело участие в праздновании местных властей, как в самом Смоленске, так и в районных центрах. Это участие было тепло встречено не только общественностью, но и широкими народными массами. Совместное с представителями Церкви возложение венков к могилам павших героев, участие в торжественных актах, теплые и доброжелательные выступления местных властей — все это явилось зримым выражением начавшейся перестройки церковно-государственных отношений, знаком того, что перестройка осуществляется не только в центре, но и на местах. Для простых людей это лучшее подтверждение существующего соответствия между словами и делами». Значимым достижением стало получение разрешения на открытие в Смоленске первого в Советском Союзе межъепархиального духовного училища, занятия в котором на двух отделениях — пастырском и регентском — начались уже в марте 1989 г., а 15 октября 1990 г. духовное училище переехало в новое специально оборудованное здание.

http://patriarch.patriarchia.ru/vzaimoot...

С 27 по 29 марта 1979 г. участвовал в Консультации «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение». С 12 по 24 июля того же года возглавил делегацию РПЦ на Всемирной Конференции «Вера, наука и будущее» в Кембридже (США). С 9 по 24 ноября в составе делегации РПЦ по приглашению Французской Епископской Конференции посетил Францию. 16 ноября   назначен членом Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства. С 28 по 31 января 1980 г. присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ. 29 мая участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии на о. Патмос и Родос. 14-22 августа— участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа — член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева). 25-27 ноября в составе делегации РПЦ участвовал в Болгарии в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства. С 30 ноября по 12 декабря того же года возглавил паломническую группу представителей и студентов ЛДА при поездке на Св. Землю.   23 декабря 1980 г. назначен членом Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. С 16 по 26 августа 1981 г. — участник 33-го заседания Центрального комитета ВСЦ в Дрездене. С 31 августа по 6 сентября совместно с Патриархом Пименом посетил Финляндию. 30 октября-3 ноября в Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) принял участие в заседаниях Комитета по подготовке VI Ассамблеи ВСЦ. 5-7 ноября того же года участвовал в праздновании 30-летия со дня основания Национального Совета Церквей в США. 23-27 ноября в Амстердаме (Нидерланды) от христиан СССР входил в группу слушания по ядерному разоружению. 3-16 января 1982 г. в Лиме (Перу) участвовал в заседании Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство». В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве. С 28 сентября по 4 октября находился в Финляндии, а с 25 октября по 1 ноября — в Японии. С 24 июля по 10 августа 1983 г. — участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ.   26-27 ноября того же года в составе делегации РПЦ участвовал в торжествах празднования 30-летия подворья Русской Православной Церкви в Софии.

http://pravmir.ru/tri-pretendenta-na-pat...

Сотрудники Информационного центра участвовали в проведении пресс-конференций во время работы ЦК, выезжали с гостями в Загорск, Ленинград, Киев и другие города, намеченные для посещения иностранными гостями, членами ЦК и исполкома. В Издательском отделе была проведена встреча христианок, в которой приняли участие представительницы ЦК и исполкома ВСЦ. По итогам женской встречи проводилась пресс-конференция. Объем работы Информационного центра Московской Патриархии с каждым днем возрастает. Ежедневно сотрудники Центра встречаются с представителями средств массовой информации, организуют встречи и интервью, дают консультации работникам печати. Работа Центра проходила бы более успешно, если бы он в достаточной мере обладал современной множительной техникой для выпуска пресс-релизов и специально оборудованными помещениями для работы с прессой. Деятельность Центра необходимо расширять в связи с быстрым развитием контактов Русской Православной Церкви в самых различных кругах советской и зарубежной общественности и активизацией ее социальной работы. Некоторые цифры для иллюстрации. Ежемесячно Издательский отдел посещают от 25 до 40 групп из 10–12 стран мира, всего около 500 человек в месяц, причем количество продолжает расти. Это расценивается Издательским отделом как одна из сторон его информационной работы. Она выполняется сотрудниками отдела по совместительству на общественных началах. Говоря об информационной деятельности нашего отдела, особое место надо уделить работе постоянного выставочного сектора. С декабря 1987 года она была ориентирована на подготовку к торжествам 1000-летия Крещения Руси. За неполные пять месяцев выставочным отделом подготовлены более 50 комплектов крупноформатных выставочных фотоэкспозиций и разосланы по просьбе представительств Русской Православной Церкви более чем в 25 стран. В Москве в период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси подготовлено и открыто более 40 выставок и экспозиций. К концу юбилейного года развернуты выставки более чем в 100 религиозных, культурных, общественных центрах в нашей стране и за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

- Вы говорите, что РПЦ полностью обеспечивала себя, но ведь празднование 1000-летия крещения Руси не обошлось без поддержки государства? - Да, мы им помогли. Но как? Государство обеспечило площадку для проведения торжеств, охрану, предоставили льготные условия передвижения для гостей, гостиницы. Конечно, здесь без государства они просто не могли бы ничего сделать. Это был общенародный праздник. Но Церкви напрямую денег не давали. Большой банкет в «Праге» они организовали за свои деньги, оплачивали гостиницы. Концерт в Большом театре - да, организовало Министерство культуры. Но это было государственное мероприятие, там присутствовала супруга Горбачева - Раиса Максимовна. - Почему именно она? - Когда Совет разрабатывал план празднований, предполагалось начать праздник с крестного хода, который должен был начаться в Кремле, у Патриарших палат. Не прошло. Большинство, в том числе и иерархи Церкви, - за то, чтобы центром празднований стало торжественное заседание. В спокойном советском стиле. Было принято решение провести заседание в Большом театре. Планировалось присутствие генерального секретаря ЦК КПСС. Отвергли с порога. От правительства присутствовал Николай Талызин - первый запред правительства. В последний момент сенсация: будет Раиса Максимовна Горбачева. Я отправился к Яковлеву посоветоваться: с кем рядом ее сажать? Накануне торжественного дня мы весь день согласовывали этот вопрос и никак не могли согласовать. Я звонил Яковлеву, он с кем-то советовался наверху. В конце концов он мне сказал: подбери в первом ряду президиума самого видного епископа, чтобы ей как женщине было приятно. Самым импозантным оказался Минский митрополит Филарет (Вахромеев). Вообще вопрос рассадки гостей был важен. Куда сажать католиков, которых на дух не переносила советская власть? Куда - иудеев, чтобы не обидеть? Ведь от них во многом зависела помощь в контактах с американской стороной. Конечно, все косили глаза на Раису Максимовну. Присутствие первой леди государства придало торжествам особый колорит. Раньше я не встречался с Раисой Максимовной. Но всегда с большим уважением относился к ее представительской деятельности. Чем-то она была сродни Маргарет Тэтчер, с которой мне посчастливилось провести несколько незабываемых часов один на один. Я сопровождал ее в Сергиеву лавру накануне 1000-летия крещения Руси. Они обе были образцом женской привлекательности и царственно-державного поведения на публике.

http://ruskline.ru/opp/2015/6/5/predseda...

Заявленный в начальном периоде руководства Г. курс на «перестройку» не предполагал отказа от основополагающих принципов советской системы, в т. ч. и по отношению к религии. Религ. убеждения по-прежнему воспринимались как предрассудок, ставились задачи по усилению атеистической работы. В 1985 г. было принято решение рассылать Информационный бюллетень Ин-та научного атеизма не только в областные, но и в районные комитеты партии, тираж издания был увеличен в 20 раз. Принятая в 1986 г. новая редакция Программы КПСС декларировала, что формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание являются важными задачами в области идейно-воспитательной работы. Проводившаяся РПЦ с нач. 80-х гг. ХХ в. подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси явилась поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности». В сент. 1985 г. Секретариатом ЦК КПСС было принято секретное постановление «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», в к-ром подчеркивалась отрицательная роль христианства как разновидности религиозно-идеалистического мировоззрения, оправдывавшей социальную несправедливость. В ответ на развернутую в зап. странах кампанию по защите свободы совести в СССР ЦК КПСС в марте 1986 г. принял постановление «О мерах по противодействию клеветнической клерикальной зарубежной пропаганде в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции», в к-ром указывалось на необходимость тщательного контроля за деятельностью религ. орг-ций. Особую активность в этот период проявлял 4-й отдел 5-го Управления КГБ СССР, утверждавший перечень основных агентурно-оперативных мероприятий по подготовке к 1000-летию Крещения Руси. Предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в сфере государственно-церковных отношений не находили понимания у руководителей гос-ва. 17 дек. 1985 г. в адрес Г. было направлено письмо управляющего делами Московской Патриархии Таллинского митр. Алексия (Ридигера, впосл. Патриарх Алексий II ) с предложением о пересмотре устаревшего законодательства о религ. объединениях. Ответом на это обращение было указание Совета по делам религий при Совете Министров СССР, что подобные вопросы Церкви поднимать не следует (ПЭ. Т. 1. С. 707).

http://pravenc.ru/text/166175.html

2. Ответное слово Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 19 августа 1987г. – 1987, 12, 12. 3. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на праздничной трапезе в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры 19 августа 1987г. – 1987, 12, 13. 4. Ответное слово Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 19 августа 1987г. – 1987, 12, 14. 5. Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в честь Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 21 августа 1987г. – 1987, 12, 15. 6. Ответная речь Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 21 августа 1987г. – 1987, 12, 17. 7. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на заключительном приеме в резиденции Его Святейшества 29 августа 1987г. – 1987, 12, 18. 8. Ответное слово Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия I 29 августа 1987 г. – 1987, 12, 18. 491. СОВМЕСТНОЕ коммюнике Вселенского Патриарха Димитрия I и Патриарха Московского Пимена. – 1987, 12, 19. 492. ПИСЬМО Святейшего Патриарха Димитрия I Святейшему Патриарху Пимену. (Благодарит за прием во время визита). – 1987, 12, 22. 493. КЫРРЕЖЕВ А. Православный центр Константинопольского Патриархата в Шамбези. – 1987, 12, 54. 494. ПЛАТОН, проф. архим. III Международная конференция православных богословских школ. – 1988, 1, 52. 495. КЫРРЕЖЕВ А. С визитами мира и любви. – 1988, 5, 51. 496. ЕГО ЖЕ. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Константинопольском Патриархате. – 1988, 12, 53. 497. ЕГО ЖЕ. Семинар в Шамбези, посвященный 1000-летию Крещения Руси. – 1989, 6, 46. 498. СКУРАТ К. , проф. Константинопольский Патриархат и проблема диаспоры. – 1989, 9, 60;10, 45. 499. ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ телеграмма (с 25– летием епископской хиротонии) Святейшего Патриарха Пимена Святейшему Патриарху Константинопольскому Димитрию I. – 1989, 11, 2. 500. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Патриарху Константинопольскому Димитрию I. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1990, 2, 3. 501. СКОБЕЙ Г. Митрополит Халкидонский Мелитон. (Некролог). – 1990, 7, 60. 502. ДИМИТРИЙ I, патр. Соболезнование в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 8, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010