По Промыслу Божию она появилась снова, как раз тогда, когда русские люди праздновали 1000-летие крещения Руси и старались осознать значение Православия в жизни России, русского народа и вообще каждого русского человека. О профессоре Царевском " Полный православный богословский энциклопедический словарь " (издание СПб) писал так (Том II, стр. 2310): " Царевский, Алексей Александрович-духовный писатель, родился в 1855 г., кончил Казанскую духовную академию, где и состоит теперь профессором славянскаго языка, палеографии и истории русской словесности, написал: " Посошков и его сочинения " , " С. Я. Надсон и его поэзия, мысли и печали " , " Значение православия в жизни и исторической судьбе России " , " Значение просветительных трудов св. Кирилла и Мефодия в славянорусской жизни и истории " , " Светлое Христово Воскресение и празднование его в церкви православной " , " О священной поэзии православнаго христианскаго богослужения " и многие другия " . Автор этого издания разработал его так, чтобы книга могла стать учебником и справочником по вопросу влияния Православной веры на жизнь в Православной России. Таким образом эта книга может быть полезной педагогам, преподавателям, духовным отцам, а также и всем боголюбивым мирянам. Пожелаем ей самого широкого распространения. Очень интересно, символично и знаменательно, как происходят издания этой книги. Работа над ними захватывает 100 лет, несколько поколений и церковных юрисдикций. Все они в области христианской проповеди, любви к Господу Богу и Православию едины. Так вот, эта книга, изданная впервые в 1898 г. в Казани, была найдена в библиотеке одного известного американского университета в 1980-ых годах русским ученым монахом о. Архимандритом Амвросием (Пагодиным) в Калифорнии. Отец Амвросий снял с нее ксерокопию и переслал в Монреаль, в Канаду, Митрополиту Виталию, Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому. Митрополит ее переиздал в 1986 г. - как раз в преддверие 1000-летия крещения Руси. В 1991 г., Научно-издательский центр " Альфа " в Санкт-Петербурге переиздал ее по новой орфографии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1476...

Понимая и сочувствуя Глубоковскому, Харлампович уговаривал «во имя русской науки» согласиться вновь взять издание ПБЭ в свои руки. 526 В дни, когда Глубоковский отмечал 25-летие преподавания в Академии (октябрь 1916 г.), он получил письмо от П. А. Лахотского, почитателя его научно-литературной деятельности, в котором также содержалась просьба поработать над завершением энциклопедии: «Православное духовенство поблагодарит Вас за этот труд молитвою о Вас Богу, а Ваши обширные и глубокие познания найдут здесь достойное применение». 527 Возобновление активной работы над изданием ПБЭ отразилось в переписке Глубоковского с конца 1916 г. «Что же, будет ли издаваться Богословская Энциклопедия в Петрограде или Чернигове?», 528 – интересовался 2 декабря Харлампович. Те статьи, которые Глубоковский вернул авторам, ему пришлось срочно собирать обратно. В частности, в феврале 1917 г. он просил Тураева прислать, и как можно скорее, статью о Коптской церкви и ряд других. 529 Неопубликованная часть ПБЭ хранится в РГИА: 9 папок содержат около 1 000 статей (подавляющая часть на буквы К–Л, около 40 статей на букву М и несколько на букву Н) с редакторскими пометами Глубоковского. 530 По количеству статей они составляют примерно 1 / 5 от общего объема 12 изданных томов. Папка со статьями (Константинопольская церковь в ее истории и устройстве – А. Н. Коржавин) представляет подготовленный к набору 13-й том. Подавляющая часть его (почти 600 листов) посвящена истории Константинопольской церкви. Среди авторов статей: И. И. Соколов , С. М. Зарин, А. П. Лебедев , В. Н. Мышцын , Б. А. Панченко, X. М. Лопарев, К. Я. Здравомыслов , А. И. Соболевский, А. С. Хаханов, А. И. Покровский , А. П. Доброклонский , Μ. Н. Сперанский, А. И. Алмазов . Определяющая для тома статья «Константинопольская церковь в ее истории и устройстве» написана И. И. Соколовым . 531 Среди статей встречаются письма их авторов. Один из них в письме от 12 февраля 1917 г. приветствует Глубоковского с возобновлением издания ПБЭ. 532 Обращает на себя внимание статья «Корнилий Выговский», под которой стоит дата: 29 апреля 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Это не все, – замечал Глубоковский, – но тоже не без значения для пробуждения народной совести и для нравственно-христианского возрождения омраченной русской души. Несомненна и жажда религиозного просвещения». Нечто подобное Глубоковский советовал устроить и в Киеве «для блага Церкви и верующего народа» (ИР НБУВ. Ф. 191. 568. Письмо от 25/12 сент. 1920 г.). 2680 ИР НБУВ. Ф. 191. 573. Против даты на письме Глубоковский сделал пометы: «день св. Александра Невского (а вчера было 25-летие священства нашего митрополита, которого своевременно не выпустили в Ревель для хиротонии эстонского архиепископа)». 2695 Там же. Впоследствии Попов неоднократно подвергался арестам, в 1925–1927 гг. находился в заключении на Соловках. 8 февраля 1938 г. расстрелян в г. Енисейске (Голубцов С. Московская духовная академия в начале XX века М., 1999. С. 71–74). 2696 Один из них, Дмитрий Андреевич Тернавский, учитель советской школы II ступени в г. Калач Воронежской губ, обращался к А. И. Соболевскому за разъяснением о приложении «марксистского метода» к изучению древнерусской литературы; спрашивая его мнение о научной состоятельности «Курса истории русской литературы» В. А. Келтуялы, он писал: «В Курсе Келтуялы есть такое место: «В лице митр. Макария, Сильвестра и др. лиц молодая дворянско-буржуазная Русь энциклопедически обосновывает новую идеологию, подводя под нее такие внушительные фундаменты, как «Четьи-Минеи», «Степенную книгу» второй редакции, «Домострой», «Азбуковник» и т.д. Я этого места не понимаю. Какова связь буржуазной идеологии с житиями святых, Домостроем, Азбуковником? В другом месте Келтуяла пишет: дворянство для закрепления в сознании русского общества своей идеологии собирает и издает оригинальные и переводные произведения древнерусской литературы (стр. 555). Опять нисколько не понимаю. 3) основное начало боярской идеологии – перевес внутреннего совершенствования над внешним (стр. 734). Как по-марксистски связать эту идеологию с экономической «базой» боярства? Разве внутренне аскетическое направление свойственно только монахам из бояр? Внешне аскетическое направление, пишет Келтуяла, свойственно было монахам из дворян (по преимуществу).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Главной причиной снижения успеваемости на третьем курсе технического вуза был наступивший серьезный кризис: душа требовала избрать благую часть, которая не отнимется ( Лк.10:42 ). Она настойчиво просила иных знаний, иного вида основной деятельности... Видимо, с каждым месяцем юноша всё сильнее ощущал, что его призвание – в другом... «Душа «уязвляется любовью к Господу», это чувство, бесконечно развиваясь, становится определяющим всю жизнь человека. Человек забывает все былые привязанности и стремится только к теснейшему брачному союзу с Богом». Это – цитата из первого научного сочинения К. В. Нечаева – диссертации на присвоение степени кандидата богословия. Борис Левин , ректор Московского государственного университета путей сообщения (МНИТ), профессор, доктор технических наук «Общение с Владыкой Питиримом было школой для думающего человека» Благодаря Владыке, носителю христианской культуры и многовековой русской духовной традиции, немало и известных, и простых людей в секулярную эпоху нашли путь к храму. Нам было известно, что у нас в МИИТе учился митрополит Питирим. Но случая познакомиться с ним все не представлялось. Познакомились в 1996-м, когда мы готовились отмечать 100-летие нашего университета. На этом празднике Владыка был одним из самых почетных гостей. Выступил с приветствием и благословил наш коллектив успешно трудиться следующие 100 лет. После этого знакомства Владыка стал бывать в МИИТе на торжественных мероприятиях и концертах. Владыка принял деятельное участие и в возрождении Никольского домового храма МИИТа. Эту идею он высказал еще в середине 1990-х. Было, конечно, непросто – в числе первых восстановить церковь внутри гражданского вуза. Но Владыка всех нас – и ректорат, и преподавателей, и студентов – настроил на то, что это надо обязательно сделать. И вот 26 апреля 2001 года храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении митрополита Питирима. Митрополит Питирим был действительно исключительно интересным человеком. Его обаяние всегда притягивало к нему самых разных людей. Он умел тонко чувствовать собеседника, любую аудиторию. Общение с ним было всегда школой для любого думающего человека. Он всех поражал своей энциклопедичностью – глубокими знаниями не только истории христианства, особенно Православия, но и в самых разных сферах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

треть XIII - 1-е 10-летие XIV в.) характеризуется возрождением эллинизма и получил название «палеологовский ренессанс»; поздний (сер. XIV в.) отмечен сложением особого стиля, основанного на аскетических духовных предпосылках и воплотившего в формах изобразительного искусства явление исихазма. Это деление условно, поскольку в целом для визант. искусства посл. трети XIII - 1-й пол. XV в. свойственны классическая форма, глубина пространства, естественность движения, живописное понимание цвета и света и, наконец, глубоко личностное чувство, присущее свящ. образу. Особенностью палеологовского искусства в отличие от предшествовавших периодов является отсутствие противоборствующих тенденций: эллинизирующие и аскетические формы сосуществуют, смешиваясь друг с другом или преобладая в тех или иных памятниках. Эта фаза развития оказалась столь плодотворной, что после падения В. и. на протяжении неск. столетий художественные и иконографические темы палеологовского времени продолжали жить в искусстве стран правосл. мира, прежде всего Руси. Деисус. Мозаика собора св. Софии в Константинополе. Ок. 1261 г. Деисус. Мозаика собора св. Софии в Константинополе. Ок. 1261 г. Возвращение имп. двора из Никеи в К-поль означало возрождение культурной и научной жизни столицы. Из Никеи, Фессалоники, Трапезунда в К-поль съезжались представители ученого мира, чьи энциклопедическая образованность и широта интересов простирались от математики до изобразительного искусства. Своеобразным памятником художественного возрождения столицы является мозаика юж. галереи собора Св. Софии, выполненная, вероятно, вскоре после 1261 г. (XII в.- датировка Лазарева), представляющая Деисус. Образы Спасителя, Богоматери и св. Иоанна Предтечи, живописное совершенство к-рых вызывает ассоциации с произведениями XII в., отличаются новой, глубоко индивидуальной трактовкой. Лик Богоматери, с любовью склонившейся к исполненному царственного величия Спасителю, противопоставлен пламенному и скорбному образу св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В 1988 году был увеличен прием абитуриентов в семинарии. В Смоленске в том же году открылось первое межепархиальное духовное училище. Вслед за ним духовные училища были открыты в Кишиневе, Чернигове, Ставрополе, Минске, Новосибирске. В 1989 году открылись новые семинарии: Киевская, Тобольская и Минская. В некоторых приходах начались внебогослужебные катехизические занятия с верующими: появились первые воскресные школы. Церковные деятели получили наконец широкий доступ к средствам массовой информации – в печать, на радио и телевидение: они стали участвовать в общественном диалоге по проблемам, волнующим людей: о нравственном состоянии общества и путях его оздоровления, о культурном наследии, по национальному вопросу, о проблемах сохранения мира. Архипастыри и пастыри встречаются с общественностью в клубах, домах культуры, их приглашают в институты и школы. Важнейшим событием 1988 года явилось празднование 1000-летия Крещения Руси. Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения Христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В предъюбилейное время было проведено три международных научно-богословских конференции: в Киеве (июль 1986 года), Москве (май 1987 года) и Ленинграде (февраль 1988 года), в которых участвовали русские и зарубежные богословы, церковные историки, канонисты, светские ученые: историки, философы, филологи, искусствоведы. С 28 по 31 марта 1988 года в Московском Новодевичьем монастыре заседало Предсоборное Архиерейское Совещание. На нем были рассмотрены программа юбилейного Поместного Собора и проекты его документов. Особое внимание привлек проект Устава об управлении Русской Православной Церкви, архипастыри внесли в него ряд поправок. На Архиерейском Совещании были приняты имена подвижников благочестия для канонизации на Поместном Соборе. Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня. На празднование 1000-летия Крещения Руси в Москву съехались члены Поместного Собора и 517 почетных гостей, среди которых были Патриархи Антиохийский Игнатий IV, Иерусалимский Диодор I, Грузинский Илия II, Болгарский Максим, главы Кипрской Церкви – архиепископ Хризостом, Польской - митрополит Василий, Чехословацкой - митрополит Дорофей, Православной Церкви в Америке - митрополит Феодосии, и высокие инославные гости - кардиналы Агостино Казароли, Йозеф Глемп, архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси, генеральный секретарь Высшего Церковного Совета Эмиль Кастро, Патриарх и Католикос всех армян Вазген I; митрополит Делийский Павел Map Григорий, глава Коптской церкви Патриарх Александрийский Шенуде III. В торжествах участвовали главы и представители нехристианских религиозных общин, общественные и политические деятели со всего мира. 5 июня, в Неделю всех святых, Божественной литургией в Московском Богоявленском Соборе открылись юбилейные торжества.

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

И. В. Пугач. Центральное Поморье в годы петровских преобразований: заметки по поводу монографии М. С. Черкасовой «Вологда и Устюг в эпоху Петра I»   В преддверии юбилейных торжеств, которые широко отмечаются в 2022 г. научным и музейным сообществом России – 350-летие со дня рождения Петра Великого, вышла монография доктора исторических наук, профессора Вологодского государственного университета М. С. Черкасовой, посвященная жизни двух северных городов – Вологды и Великого Устюга – в начальный период петровских преобразований. Обращение Марины Сергеевны к данной теме не случайно. Описанное ею время – один из важнейших этапов в отечественной истории, время трансформации всей системы государственно-политической, социально-экономической и культурной жизни России. Региональный аспект петровских преобразований на примере Вологды и Великого Устюга позволяет увидеть конкретно-исторический характер этих изменений. Поморье и его крупные города занимали особое место в планах царя-реформатора, особенно на начальном этапе их реализации. После азовских походов фактически все усилия по дальнейшему строительству флота так или иначе были связаны с Русским Севером. Еще в большей степени Петра I интересовали экономические и людские ресурсы региона, который в XVII в. являлся одним из важнейших доноров государственного бюджета. Монография состоит из введения, четырех отдельных очерков, связанных прежде всего логикой политических, экономических и социальных потрясений, которые переживала Россия в период петровских реформ, заключения, научно-справочного аппарата и обширного Приложения – подборки из 85 архивных документов, в основном из фондов Государственного архива Вологодской области. Статистический материал о финансово-хозяйственном состоянии приходских храмов Устюжской епархии, городском населении Вологды и тяглом населении Устюга сгруппирован в 12 таблицах. Поражает широта и разнообразие источников, привлеченных автором к исследованию. Это в первую очередь неопубликованные делопроизводственные материалы и частноправовые акты Вологодской духовной консистории (ф. 496), Вологодского архиерейского дома (ф. 948), Спасо-Прилуцкого монастыря (ф. 512), Коллекции столбцов (ф. 1260) и др. Государственного архива Вологодской области; материалы фондов Великоустюжского центрального архива – Посадской земской избы (ф. 1.) и Духовной консистории (ф. 363). Значительный комплекс документов извлечен из фондов РГАДА – Монастырский приказ (ф. 237), Устюжский архиерейский дом (ф. 236) Вологодский магистрат (ф. 717), Поместный приказ (ф. 1209), Ландратские книги и ревизские сказки (ф. 350) и др. Значительное место в работе занимают и опубликованные материалы по народонаселению Вологды и Великого Устюга первой четверти XVIII в. описи, приходо-расходные и хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома , описи и переписные книги вологодских монастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/10193511/

В 1925 г. в Софии издан сборник «35-летие ученой деятельности профессора Николая Никаноровича Глубоковского », в него вошли документы, важные для оценки ученой, педагогической и церковнообщественной деятельности, включая первые годы пребывания в эмиграции, а также самая полная библиография работ Глубоковского (до 1925 г. включительно) 37 . Юбилеи Глубоковского, отмечаемые «в беженстве», также вызывали немало печатных откликов. И, наконец, некрологи, появившиеся в русской и иностранной печати. В результате мы имеем довольно обширный перечень литературы, отражающей жизненный и научно-литературный путь ученого и оценку его научного творчества и деятельности современниками. Затем наступило долгое молчание, прерванное статьей А. Игнатьева «Памяти Η. Н. Глубоковского » 38 . Юбилей, отмечаемый в декабре 2004 г. (140 лет со дня рождения), вызвал несколько статей и публикаций (в том числе в электронном виде). С начала 1990-х гг. переиздаются и отдельные работы Глубоковского 39 , причем некоторые его сочинения публикуются впервые 40 . Источники А) архивные Подавляющее большинство материалов, на которых основано исследование, впервые вводится в научный оборот. Прежде всего это обширный архив самого Η. Н. Глубоковского , который хранится в нескольких архивохранилищах. Основной массив документов сосредоточен в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1 и 2) и насчитывает свыше 2000 дел, включая биографические документы, творческие рукописи, обширную переписку (личную и служебную), материалы служебно-педагогической и церковно-общественной деятельности, фотографии, а также документы, связанные с изданием томов Православной богословской энциклопедии, вышедших под редакцией Глубоковского. Другая часть его личного архива находится в Центральном государственном историческом архиве С.-Петербурга (ЦГИА СПб. Ф. 2162). Отличительной чертой ее является преобладание служебно-биографических документов (формулярные списки, дипломы и грамоты, связанные с награждениями и избранием в почетные члены научных обществ, академий, братств, попечительств и пр.; письма, связанные с юбилеями Глубоковского в 1914 и 1916 гг.); здесь же хранятся материалы, касающиеся истории рода Глубоковских 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В ЦНЦ «Православная энциклопедия» состоялся пленум Синодальной богословской комиссии 4 мая 2006 г. 15:07 4 мая в Церковно-научном центре «Православная Энциклопедия» состоялся пленум Синодальной богословской комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви. Пленум прошел под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси . В пленуме также принял участие архиепископ Львовский и Галицкий Августин , председатель Богословской комиссии Украинской Православной Церкви. В ходе работы пленума обсуждался план работы комиссии на 2006 — 2007 гг. Принявшие участие в работе пленума преподаватели Православного Свято-Тихоновского Богословского Гуманитарного университета сообщили о подготовке конференции «Россия-Афон. 1000-летие духовного единства», которая пройдет в октябре этого года. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/109762.htm...

В ЦНЦ «Православная энциклопедия» состоялся пленум Синодальной богословской комиссии Москва, 4 мая 2006 г . 3 мая в Церковно-научном центре «Православная Энциклопедия» состоялся пленум Синодальной богословской комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви. Пленум прошел под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. В пленуме также принял участие архиепископ Львовский и Галицкий Августин, председатель Богословской комиссии Украинской Православной Церкви, сообщает Седмица.Ru. В ходе работы пленума обсуждался план работы комиссии на 2006—2007 гг. Принявшие участие в работе пленума преподаватели Православного Свято-Тихоновского Богословского Гуманитарного университета сообщили о подготовке конференции " Россия-Афон. 1000-летие духовного единства " , которая пройдет в октябре этого года. 4 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17244.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010