Затем массовую популярность стала приобретать йога (ее применение давало чувство освобождения от «тирании разума и мозга») и «Трансцендентальная медитация» Махариши (в США с 1959 г.), за ними следовало Общество сознания Кришны (ОСК, основано в США в 1966 г.). В 1967 г. ТМ получила широкую рекламу благодаря группе «Битлз», обратившихся к этому учению и отказавшихся от наркотиков, но вскоре они порвали с ТМ, хотя продолжали заниматься медитацией. «Число приверженцев этого движения увеличивалось. К 1971 г. было уже около 100 тыс. практикующих ТМ под руководством 2 тыс. инструкторов, по числу адептов оно стало самым крупным движением «восточной духовности» в Америке. В 1975 г., ежемесячно приобретая по 40 тыс. учеников, движение достигло своего апогея, общее количество последователей составило 600 тыс.». За эти годы ТМ «широко распространилась в армии, в школах, тюрьмах, больницах и даже в церковных общинах, включая православные приходы Греческого экзархата Северной и Южной Америки, под видом нейтральной формы «ментальной терапии», совместимой с любыми религиозными взглядами или практикой. Курс ТМ специально подобран для американского образа жизни и называется «путем преуспеяния в духовном без особого приложения сил»; сам Махариши называет его методом, «подобным чистке зубов». 421 ТМ стали даже практиковать на некоторых военных базах, и к 1972 г. факультативные курсы ввело не менее 10 американских университетов. Она соблазняла постижением запредельного мира экспериментальным путем. 422 На этой же волне в 1971 г. в Англии, а затем в США появляется движение «Миссия божественного света» Махараджи, которую возглавил тринадцатилетний сын учредителя этой Миссии. Движение Махараджи распространялось очень быстро. В 1973 г. в Англии насчитывалось ок. 8 тыс. чел., а в США 50 тыс. чел.; активные участники движения (около 500 чел.) проживали в 24 ашрамах. Последователями Махараджи становились в основном разделяющие взгляды хиппи белокожие молодые люди из семей среднего достатка. 423 Таким образом, восточные религии предлагали альтернативную традиционной западной культуре свою культуру, свой образ жизни, но без наркотиков. И часть протестующей молодежи отказалась от наркотиков, от сексуальной свободы, от всего опасного и проблематичного в контркультуре, так как устала от бесплодного и разрушительного риска. 424

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

И вот в таких источниках действующего церковного права этого времени мы встречаем и законы Юстиниана о браке священнослужителей 424 . Уже в первом таком сборнике законов (в 25 главах), приложенном к сборнику канонов в 60 титулов и составленном около 335 года 425 содержится вышеприведенная конституция 530 года, помещенная и в Кодексе. В сборнике постановлений из новелл в 87 главах, составленном Иоанном Схоластиком и вошедшем потом в Номоканон в 50 титулах, составленный в конце VI века, помещена и 123 новелла, говорящая о браке клириков. Как конституция, так и новеллы помещены и в номоканоне XIV титулов, составленном, вероятно, около 629 года. Следовательно, законы Юстиниана о браках клириков применялись в этот период так же, как применялись и другие светские законы, касающиеся Церкви. А последнее несомненно настолько, что Бинер даже считает лишним это доказывать. Однако, не совсем не прав в данном случае и еп. Никодим. Вышеприведенные законы Юстиниана выполнялись не в полном объеме. Строго выполнялась лишь та часть законов, которая являлась повторением канонов, но не та, в которой устанавливался новый порядок. Мы видели, что этот новый порядок, касавшийся не второбрачия, а лишь брака после хиротонии, сводился к трем пунктам: 1) к признанию незаконности браков, совершаемых после хиротонии, с юридическими последствиями такого признания для жен и детей, 2) к наказанию самих клириков за такие браки лишением не только священнослужения, но и духовного звания (Кодекс 1, 3, 44), 3) к отмене под угрозою наказания 10 правила анкирского собора (Новелла 123). Из этих трех новшеств Юстиниана строго соблюдалось только одно второе, как не противоречащее установившейся церковной практике и канонам. Вообще Юстиниан, как и другие византийские императоры, признавали, что все законы, касающиеся Церкви, должны строго согласоваться с канонами, хотя на практике нередко нарушали этот принцип. Но признание браков заключенных после хиротонии незаконными не согласовалось ни с канонами, требовавшими лишь извержения из сана такого клирика, ни практикой, еще во времена Тертуллиана удовлетворившейся лишь одним этим наказанием. Поэтому, уже в первых своих новеллах Юстиниан отменяет свой суровый закон 426 и естественно, что он не соблюдался как при нем, с 536 года, так и после него, почему он и не вносился в церковные сборники светских законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

419 . А для этого необходимо ежедневно с утра заключить себя как в некоем месте или позорище, в своем собственном сердце. Установившись здесь, возведи затем себя в сознание и чувство, что ошуюю тебя стоит уже тот враг твой и то страстное влечение, с коими ты состоишь в то время в борьбе, готовые тотчас напасть на тебя, и вследствие того восстанови в себе решительность или победить или умереть, но не уступать; сознай также, что одесную тебя невидимо предстоят тебе победоносный Архистратиг твой, Господь наш Иисус Христос , с Пресвятою Матерью Своею, и множеством Ангелов святых, с архангелом Михаилом во главе, готовые на помощь тебе, и вследствие того воодушевись благонадежием 420 . Борющийся всегда должен помнить о необходимости ратоборствования, если он хочет жить; а коль скоро перестанет бодрствовать и ратовать, тотчас будет поражен на смерть. 421 Из телесных аскетических средств одно из первых мест принадлежит труду. Труд представляет собою не только способ и средство господства человека над внешней природой, но вместе с тем и средство самообладания. Сосредоточивая внимание человека на цели и предмете выполнения известного труда и направляя жизненные силы и энергию на его осуществление, человек тем самым воспитывает в себе самособранность. В этом случае труд для человека является тем же, чем узда для коня. Благотворное значение труда особенно проявляется в том, что благодаря занятию работой, человек легко исторгает из души дурные мысли. Преосвящ. Феофан, изъясняя слова Апостола ( 2Фес.3:10 ), говорит, что труд это общая всем епитимия, в Адаме на всех наложенная: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» ( Быт.3:19 ). Труд, телесный ли то, или духовный, неизбежно обязателен для всякого 422 . А в стихе 2-м того же толкования приводит слова Феофилакта; доказывающие пользу и необходимость труда в борьбе со грехом: «ум наш присно-движим», пишет Феофилакт; «потому когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предается делам непотребным, в разведывание, как живут другие, а отсюда в пересуды, празднословие» 423 . Отсюда становится понятным, почему трудолюбие всегда составляло необходимую принадлежность аскетической жизни. Известно напр., что авва Павел, опытнейший между отцами, хотя для своего содержания и не нуждался в работе, но занимался постоянно плетением корзин, которые по прошествии года сжигал. 424

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

420 Такие люди, каковы друзья мои, способны попрать самые священные обязанности дружбы; у них достанет жестокости изменить своему другу и предать его грабителям на добычу. Но Бог накажет грех их в детях их. Их потомки напрасно во время нужды будут воздыхать о помощи. Они будут искать утешителей и спасителей, и никого не найдут. Глаза истают – то есть, они будут ожидать помощи от других с великим желанием, и не получат её. Если глаза слишком долго и постоянно устремлены на какой-нибудь отдаленный предмет, то они слабеют и наконец меркнуть. Софар выше (в 11:20) употребил тот же образ. 421 Я поражён столь многими страданиями, что другие, желая несчастия своему врагу, будут говорить: пусть случится с тобою тоже, что с Иовом. Эти страдания, в которых видят наказание за преступления, заклеймили меня, как тайного злодея, так что каждый гнушается мною и готов с отвращением плевать на меня. Иов жаловался, что друзья его, которых рассудок помрачил Бог, не признают его невинности, но что они напротив издеваются над ним самым жестоким образом. Кто же избавит его от такого поношения? Бог, который послал на него так много бедствий. 422 Боль, которую я чувствую при таких ругательствах, выжимает у меня обильные слезы (16:20), так что я плачу до потери зрения. (Истощение духа особенно выражается в бледном лице. См. Пс. 6:8; 31:10 ). Меня так изнурила болезнь моя, что я стал похож на тень и на скелет мёртвеца. 423 Конечно иной друг добродетели, знавший мою беспорочную жизнь, изумится чрезмерности моих страданий и не поймёт, как Бог попускает так страдать человеку благочестивому и невинному. Может быть, при взгляде на моё бедствие, и праведник почтёт завидным состояние презрителя Бога, которому все удаётся. 424 Праведник, которого добродетель тверда, который благочестив по уверенности в превосходстве добродетели, не подвергается искушению; он не уклоняется от правого пути, при взоре на мнимое счастие безбожника; он твёрдо шествует стезею добродетели и в утешительном сознании своей честности, в чувстве своего нравственного достоинства и в надежде блаженного бессмертия находит новую силу и крепость для добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Значительнейшее из полемических сочинений Тертуллиана – 5 книг против Маркиона 417 . Это самое обширное и обстоятельнейшее из всех известных нам обличений Маркионитства 418 . В нем важно для истории особенно то, что автор в первых трех книгах представляет подробный разбор собственного сочинения Маркиона «Antitheses», опровергает множество возражений против христианского учения, заимствованных из этого сочинения, а в двух последних также обстоятельно передает содержание искаженного евангелия Маркионова и принимаемых Маркионом 10 посланий апостольских 419 . Важно также сочинение Тертуллиана против Гермогена 420 лжеучителя ему современного, которого Ириней еще не мог знать, и о котором в сочинении Ипполита сообщаются лишь краткие сведения 421 . Тертуллиан опровергает этого еретика с большею подробностью, чем Ипполит. Такое же значение обличения ереси современной и близко известной обличителю имеет сочинение Тертуллиана против Праксея 422 ; хотя в этом сочинении довольно сильно сказывается пристрастное отношение личности и партии, тем не менее оно важно для истории, как опровержение патрипассианских мнений в первом периоде распространения их в западной церкви, и как один из первых опытов богословского раскрытия православного учения о Троице 423 . Менее имеет значения Тертуллианово сочинение против Валентиниан 424 ; после тех обстоятельных сведений, какие сообщаются об учении этой секты в сочинениях Иринея и Ипполита, полемика Тертуллиана мало представляет значительного; свои сведения об учении Валентина Тертуллиан большею частию заимствует у Иринея 425 , новыми представляются у него несколько известий о разветвлении Валентиновой секты на различные отрасли в позднейшее время 426 . Кроме сочинений направленных против целых сект, есть у Тертуллиана еще несколько сочинений против отдельных еретических мнений. Между ними прежде всего обращает на себя внимание сочинение озаглавляемое «Противоядие против гностиков» 427 , представляющее опровержение очень любопытных и ниоткуда, кроме этого сочинения, не известных возражений, высказанных некоторыми сектантами против христианского мученичества, имевшего в то время такое важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Вознесенные до сих пор короткие молитвы на нескольких ектениях в 12 (считая с возгласом) прошениях настоящей ектении возвышаются в своей силе: верующие приглашаются вознести их от всей души и всего помышления и начинают моление свое прошением об услышании и помиловании вообще. Сугубая ектения — это молитва об одних верных, как и определяет ее содержание св. Симеон Солунский: «о верных царях, о местном иерархе, о предстоятеле монастыря, о попечителях храма, о предстоящих православных и повсюду верных» [ 424 ]. С особенною раздельностью ектения молится о царе, именно о 10 нуждах его: о силе власти его («державе», κρτους), победе (в сражениях), долголетии («пребывании», διαμονς), мире, здравии, спасении (вечном), еще большем («наипаче», επιπλον) содействии («пособити», συνεργσαι) Божием ему и полном успехе κατευοδσοα) [ 425 ] во всем, совершенном («под нозе») покорении ему врагов внутренних (χθρν) и внешних («супостата» πολμιον); затем отдельное прошение за царицу и отдельное о наследнике и царствующем доме (без соединения первого с прошением о царе, а второго с прошением о палате и воинстве, как на великой ектении), о духовной власти (Св. Синоде и местном архиерее) совместно со всей о Христе братией нашей (=δελφτητος, точнее, «братстве»=«причте» вел. ектении, клире), о войске, новое прошение по сравнению с великой ектенией об усопших — и прежде всего об основателях обители («создателех», κτητρων, ктиторах), которые названы за это дело свое блаженными (почти святыми) и приснопамятными (αεμνηστων), а затем и о всех усопших, но из них прежде, естественно, о похороненных здесь же; после этого прошения как бы за бывшую братию обители — прошение о нынешней братии и всех их нуждах (которых насчитывается с тою же раздельностью, как в прошении за царя, — 8, между ними о «посещении», επισκψεως, особых милостях Божиих, затем не только о «прощении», но и о совершенном «оставлении» грехов); постоянно суживая круг предстательствуемых, сугубая ектения в последнем прошении сосредоточивается на ближайших участниках настоящего богослужения, на имеющих отношение только к данному храму: его благотворителях и частнее — украсителях («добродеющих» — καλλιεργοντων), несущих по нему более тяжелые (черные) работы («труждающихся», κοπιντων [ 426 ]), поющих (ψαλλντων) и просто стоящих во храме; последними словами: «ожидающия от Тебе великия и богатыя милости» — прошения сугубой ектении возвращаются к своему началу и выражают всю суть своего содержания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Обдумав сказанное обеими сторонами и приняв сторону вакуфа, а также взяв во внимание и всё то, что должно было быть взято во внимание, равно имея в виду существующие между разными Улемами разногласия в вопросах о вакуфе, вышеупомянутый г. Судья (да утвердит Бог справедливость его решения!) заявил, на основании Шариата, о правильности настоящего вакуфа и о его обязательности в общем и в, частности и отверг требование учредительницы вакуфа об исключительном её владении им и о возвращении такового ей. Тогда названная учредительница вакуфа уволила помянутого управителя по регистрированию и получила от него обратно им возвращённый вакуф и приняла вакуф в своё управление, как о том последовало признание. При этом увольнение (управителя) и принятие (обратное вакуфа) были совершены законным порядком. В удостоверение вышеизложенного, по просьбе (учредительницы) и приказанию (начальства) написан (сей акт) 25 Раби’уль-Эввеля 1317 г. (=22 июля 1899 г.). Свидетели: (подп.) АВП РИ, ф, Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 4057, л. 420–424, 93. Донесение генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву Иерусалим, 10 августа 1900 г. Копия. О недвижимости г. Миловидовой, обращённой в вакуф, о предназначении части её для русского Дома Трудолюбия и об условиях её будущего существования Я заметил, что многие из наших паломниц (в особенности из числа молодых), издержав здесь деньги, или начинали писать в Россию письма и выманивать пожертвования для себя и для духовенства, или же прибегали к совершенно нечестному труду. Остановить это было возможно только посредством доставления им другого способа зарабатывать себе деньги. Другими словами, надо было устроить нечто вроде Дома Трудолюбия. Узнав об этом, одна из почтенных здешних русских паломниц предложила мне выполнить этот план, и в июле прошлого года купила за 50 000 франков участок в 2490 кв. метров с большим домом, около которого она вскоре затем выстроила ещё несколько комнат. Эта недвижимость находится вне стен Святого Града, но на очень хорошем месте (против нашего Вениаминовского Приюта). За невозможностью удовлетворить просьбы г. Миловидовой закрепить недвижимость посредством записи её на чьё-либо имя, я посоветовал ей обратить эту недвижимость в вакуф. Благодаря Императорскому Посольству, вакуфный акт, составленный здесь, был утверждён в Константинополе. Об этом здесь была сделана местной властью надлежащая отметка на купчей крепости г-жи Миловидовой. Таким образом, ныне вакуфный акт имеет полную силу. Цель и условия его существования, Ваше Высокопревосходительство, благоволите усмотреть из прилагаемого при сем его перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

188  После нашествия Монголов дань со всех потому, что до нашествия Монголов десятина со всех, – I тома 1 половина стр. 424 . В Западной России десятина и в XV веке, – Востоков Описание рукописей Румянцевского музея стр. 178 col. 1 (десятую часть годовых доходов с вотчин – церкви). 189  От рассматриваемого нами времени сохранилось довольно немалое количество жалованных тарханных грамот, даванных епископами приходским церквам, которыми епископы или совсем освобождают причты церквей от дани или облегчают её им. Но грамоты не дают нам нужных нам сведений. (Размеры дани епископам в XVI в., – Акты Экспедиции т. III, стр. 150, col. 2; – в начале XVII в. – ibid. стр. 258. Некоторым приходам епископы облегчали дань, равно как и некоторые соборы не платили даней. Великие князья также освобождали церкви и монастыри от дани митрополиту и епископам). 191  Акты Экспедиции т. IV, стр. 367 col. 1 (ср. стр. 514 col. 1. Об окладе духовенства данью при патриархе Никоне , см. Соловьёва Истории России т. XIII, стр. 150. О данях с духовенства и мирян см. у Холмогоровых в Исторических материалах о церквах и сёлах XVI-XVIII века, выпуски I-XI, см. например, выпуск XI, стр. 96. О митрополите Фотии говорили, что он своими данями всю землю (Русско-Литовскую) пусту сотвори, – Никоновская летопись V, 51; следовательно, собирал со всех. В Истории разделения митрополии при Фотии нет ли указаний на сбор митрополитом даней со всего духовенства (через три года на четвёртый)? Из рассказа об отношениях митрополита Фотия к Литве (путешествие в Литву с целью примирения с Витовтом, кончившееся ограблением) видно, что митрополиты собирали дань и в епархиях епископских. В поездку в Литву в 1411г. Фотий „собирал дани обычная” у священников не в своей митрополии епархии, – Густинская летопись, Собрание летописей. II, 353; – собирал дани до Смоленска, следовательно, в чужих епархиях, – Никоновская летопись V, 53; Собрание летописей II, 53; III, 105; VIII, 87. 193  См. Акты Исторические т. I, стр. 191; cfr ibid. т. V, и Акты Экспедиции т. IV, и [Ср. выше стр. 54–55 примечание 2 ]. (Об обложении данью „по приходно” в начале XVII в. см. в Летописи занятий Археографической Комиссии, выпуск 3, отд. 3, стр. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

424 Norden, Reisen у Hengstenberg, Büch Mos. u. A eg. S. 122. Лепсиус, описывая нападение саранчи на Египет в 1843 г., говорит: «14 лет прошло, как саранча не появлялась в Египте в таком количестве» (Lepsius, Briefe aus Aegypten по Vigouroux II, 309). 425 В «Инструкциях» царю Озортезену I, приписываемых Аменемха I, опустошения, производимые саранчей, упоминаются в числе поражающих Египет бичей и приравниваются к гражданским войнам и неполному наводнению Нила. «Soit que les sauterelles aient organise le pillage, говорится там, и пр. (Maspero, Hist. anc. des peuples d’Orient, p. 101). Как обычный враг земледельцев, саранча упоминается также в papyrus Anastasi I, p. 10 (Speaker’s Comment.). Самые ужасные бедствия этого рода случались в Африканских пределах в эпоху римлян, и особенно поражали те области, которые были подчинены римской империи (Millington. 143–144). 429 Wilkinson, Customs and Manners. vol. II, part. I, p. 185. В храмовых скульптурах часто встречается изображение царя, в присутствии этого божества, разбивающего грунт киркой, как бы приготовляющего землю для восприятия благодетельного влияния этого бога. На алтаре или столе, носимом позади статуи этого бога в священных процессиях, ставилось несколько деревьев вместе с другими эмблемами этого божества (ibid.). 431 Следующую меткую характеристику Египта относительно его религиозности, в каждом благодетельном явлении природы, усматривавшей объект для почитания, дает Ювенал в одной из своих сатир: «здесь опасно попирать лук или осквернять святыню нечистыми зубами. О святое племя! о, священные места! здесь каждый сад плодит богов» (Sat. XV, 9–11. Iuvenalis Satirae, Pariiis 1771). 432 С древнего времени в литературе, относящейся к еврейской истории рассматриваемого периода, делаются некоторые добавления к оригинальному тексту исторического повествования о девятой казни. Начало этих добавлений положено еще LXX толковниками, которые определяют эту казнь словами: σκτος α γνφος α ϑελλα («тма, мрак, буря»), чему в масоретском тексте соответствует =густая тьма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

7 . Рама – царевич, а затем монарх государства Айодха, герой эпоса «Рамаяна»; 8 . Кришна – «Темный», герой Бхагавадгиты; 9 . Будда – Сиддхартха Гаутама, основатель буддизма 424 ; 10 . Калки-образ грядущего мессии, который должен явиться в конце настоящего временного периода. В народной среде Вишну почитается главным образом именно в лице своих аватар. Самыми популярными из них являются Рама и Кришна. Согласно вишнуитской мифологии, Вишну обитает на вершине горы Меру. Это есть центр Вселенной, точка пересечения различных уровней бытия. Жилище Вишну вместе с мировой горой и есть axis mundi. Считается, что его дворец сияет ярче солнца, и потому другие божества не могут взирать на него. Сами небесные светила меркнут, приближаясь к дворцовым пределам. Один из величайших мыслителей и учителей вайшнавизма Рамануджа в XII веке заложил основания широко распространившегося впоследствии в вайшнавизме учения о пяти способах проявления бога в мире 425 . Божество являет себя: – в своей изначальной форме . В ней Вишну пребывает на своей высшей духовной планете – Вайткунхе; – в виде вьюх , то есть в четырех формах, о которых упоминалось выше. В них Вишну промышляет о мире и пребывает в нем своей беспредельной силой; – в виде «нисхождений» – аватар ; – в виде божественной силы в человеческих душах ; – в форме пребывания Вишну в сакральных пространствах, в частности – в храмовых изображениях – мурти (санскр. mrti – букв. «проявление»). Иконографический образ Вишну антропоморфен. Он изображается в виде человека с выразительными миндалевидными глазами, часто с четырьмя руками или многоруким. Цвет кожи – синий, одежд – желтый. Голова украшена диадемой. Показателен набор предметов, которые он держит в своих многочисленных руках. Чаще всего это стрела – вероятно, символ небесного оружия – молнии; четки – образ нескончаемого круговорота времени; жезл власти. Лотос и раковина – символы водной стихии, из которой рождается мир. Чакра – боевой метательный диск – символ вращения времени или же по другому толкованию – образ кольца планет, создаваемых и разрушаемых Вишну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010