Притч. 10 :20. Серебро очищенное — язык праведного, сердце же нечестивого исчезнет. Притч. 10 :21. Уста праведных познают высокое, а неразумные умирают в скудости. Притч. 10 :22. Блогословение Господне на главе праведного; оно обогащает, и не присоединится к нему печаль в сердце. Притч. 10 :23. Со смехом неразумный совершает дурное, мудрость же раждает мужу разум. Притч. 10 :24. Нечестивый всего лишается и гибнет, желание же праведного исполняется. Притч. 10 :25. Когда проносится буря, нечестивый исчезает, праведный же, уклонившись, спасается на веки. Притч. 10 :26. Как зеленый виноград вреден для зубов и дым для глаз, так и беззаконие для делающих его. Притч. 10 :27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч. 10 :28. С праведными пребывает веселие, а надежда нечестивых погибает. Притч. 10 :29. Страх Господень — твердыня праведника, а для злодеев — погибель. Притч. 10 :30. Праведный во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Притч. 10 :31. Уста праведного источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Притч. 10 :32. Уста мужей праведных источают блогодать, уста же нечестивых развращают. Примечание: Глава 11 1—8. Обманы и гордость свойственны грешным людям и погубят их, а правда и добродетели праведных спасут от несчастий на земле и за гробом; 9—14 — вред для сограждан и города от дурных людей и добро от праведников; 15—23 — добрые пожелания и дела праведных и награды им, и злоумышленность и погибель нечестивых; 24—31 — щедрость к бедным и награды на земле праведным; надежда на богатство, скупость и несчастия грешников. Притч. 11 :1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес приятен Ему. Притч. 11 :2. Если куда придет гордость, там и безчестие, уста же смиренных поучаются мудрости. Притч. 11 :3. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Притч. 11 :4. Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесет пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их», т. е. на Ассура 73 . В другое время, кроме Ахаза, не могло быть речи об «уповании на помощь царя ассирийского. Замечательно, что о помощи Египта и надежде на Египет, с которыми вошел в союз Езекия, отложившись от царя ассирийского, в 10-й главе ничего не упоминается, как постоянно с 20-й главы 74 . А в 10:27 говорится об «ярме» Ассура, лежащем на земле иудейской: это – дань, наложенная на Ахаза Феглаффелласаром ( 2Пар.28:20–21 : «был – Феглаффелласар – в тягость Ахазу»; ср. еще 4Цар.16:7 : «я раб твой», 8 – о дани; 18:7 и Ис.9:4 ). Об «ярме» Ассура, которое сверг Езекия и, вероятно, в начале (о чем ниже) своего царствования ( 4Цар.18:7 ), уместнее было говорить также в царствование Ахаза. Характеристично, наконец, сходство словесного выражения 10-й главы с соседними, написанными при Ахазе. Так, выражения 10-й главы: «поразит тебя жезлом и трость Свою поднимет на тебя, как на Египет» (24 ст.); «поднимет Господь бич на него, как во время поражения Мадиама» (26 ст.), «будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей, и распадется ярмо от тука» (27 ст.) встречаются в том же сочетании в одном 4-м стихе главы 9-й; затем ср. 10:19: «дитя будет в состоянии сделать опись» ср. с 11:6; речь о «срубленных» кедрах (10:33) тесно связана с 11:1: – «из усеченного корня»: 10:1–4: «при всем том не отвратится гнев Его и рука Его еще простерта» ср. с 9:12 и др. Равным образом нельзя признать более поздними 75 и поставить вне связи с отделом главы 11:10–12. Глава 12-я составляет самое подходящее заключение отдела, а в главе 11-й предполагается еще существование царства израильского. Выражение 11:13: «прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены; Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять (не будет враждовать) Ефрема» подходит только ко времени до падения Самарии (в 6-й год Езекии) и более всего – ко времени сиро-израильской войны (как и пар. 9:19–21) 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

123 . Итак, существует единство знания. Открывает дающий Духа откровения Отец, открывает и Сын, как написано: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11:27 ). О Сыне сказано больше, но не потому, что Он имеет больше, чем Отец, но чтобы не подумали, что меньше. Он открывает так же, как и Отец, поскольку знает Отца так же, как и Он знает Сына. 124 . Убедись, что и Дух знает Бога Отца. Написано: как никто из человеков не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем, так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Никто не знает, кроме Духа Божия. Может, исключен из этого знания и Сын Божий? Ничего подобного! Как и Святой Дух не был исключен там, где Писание говорит: Отца не знает никто, кроме Сына ( Мф. 11:27 ). 125 . Единой природой и единым знанием обладают Отец, Сын и Святой Дух. Нельзя причислять Святого Духа ни к чему, сотворенному Сыном, так как Он знает Бога Отца, Которого, как написано, не знает никто, кроме Сына ( Мф. 11:27 ). Если Святой Дух знает, то под «никто» понимается все творение, но не Святой Дух. 126 . Я хочу, чтобы еретики ответили еще на один вопрос: какая часть человеческого существа знает то, что в человеке ( 1Кор. 2:11 )? Без сомнения, это умное начало, возвышающееся над остальными силами души и признаваемое главным в человеческой природе. Что такое Дух, Который проницает глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ) и через Которого открывается всемогущий Бог ? Может ли быть менее значим в полноте божества 78 Тот, Кто и в этом рассуждении должен быть признан единосущным Отцу? О чем может не знать Тот, Кто знает советы и тайны Божьи, от века сокрытые? 79 Что может утаиться от Знающего все Божье? 127 . Воистину Дух проницает и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). Предотвращая неверное мнение, что Дух проницает то, чего не знает, и проницает для того, чтобы узнать, апостол сказал: Нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:10 ). Наставляя тебя, что Дух знает открываемое нам через Него, он продожает: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? ( 1Кор. 2:11 ). Если человеческому духу ведомо человеческое, и ведомо еще до того, как он его проницает, что в Боге может остаться неизвестным Духу Божьему, по верному и уместному слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Он знает не потому, что изучил, но знание свойственно Ему по природе, и знание вещей божественных для Него не случайное качество, а природное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Беседа 27. Евангелие от Матфея, глава 8, 10–12, 14–27. «Исцеление Петровой тещи, отказ в ученичестве и укрощение бури» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. Мы рассмотрим 8-ю главу, стихи 10–12 и с 14-го по 27-й. Прочитаем первый отрывок: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.   Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов » ( Мф.8:10–12 ). Этот текст свидетельствует о том, что Господь совершенно не лицеприятен. Увидев в язычнике – сотнике великую веру, Сын Божий поставил ее выше веры Израиля (Иакова), сказав: «…и в Израиле не нашел Я такой веры» . Для иудеев такие слова являлись оскорбительными, ведь они считали себя единственным верующим народом во всем мире. Как и ныне многие из них думают о себе! – Так иногда и мы, православные, думаем о себе. Но Бог лучше нас знает, кто подлинно верующий, а кто нет, ибо Он не лицеприятен. Блаженный Феофилакт поясняет: «Удивляется же Господь вере язычника, как весьма великой, и говорит: и в Израиле не нашел Я такой веры, то есть, в Иакове, какую в нем (в сотнике нашел): ибо Иаков думал, что Бог есть только на месте том (где он видел лестницу от земли до Неба), а сей признал Меня вездесущим и всемогущим (то есть на всяком месте)» . Далее мы прочли: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» , – это свидетельство Христово о том, что Церковь Его распространится не только на Востоке, но и на Западе. И Восток, и Запад принадлежат Богу, равно как и юг, и север в Его власти. Господь Бог именно вездесущ. Сказано: «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:23–24 ). Никто не может скрыться от лица Божия, и Господь промышляет о спасении каждого. Для Него в этом смысле нет избранников, все Его творение, каждый – дело рук Его. Бог именно не лицеприятен, – и об этом нельзя забывать, особенно тогда, когда мы общаемся с инородцами и иноверцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В Евангелии от Иоанна утверждается, что Бог невидим по природе, однако Он был явлен человечеству через Иисуса Христа: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин 1:18 )». Бог вечен и вездесущ. Время и пространство — неотъемлемые характеристики тварного мира, но Творец пребывает вне пространства и времени. Псалмопевец выражает это так: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» ( Пс 89:5 ); «Дни мои — как уклоняющаяся тень… Ты же, Господи, вовек пребываешь» ( Пс 101:12–13 ). В Ветхом Завете говорится, что Бог превосходит все пространственные ограничения ( 3Цар 8:27 ; Иер 23:23–24 ; Пс 138:8–10 ) и объемлет всё сотворенное ( Прем 1:7 ). По слову святителя Кирилла Иерусалимского , Бог «не ограничен каким-либо местом… Он во всем и вне О вездесущии Божием говорит Псалмопевец: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс 138:7–10 ). Бог всемогущ. Ветхозаветный пророк возвещает: «Ибо Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится» ( Иез 12:25 ). Для Бога нет ничего невозможного ( Быт 18:14 ). Бог всемогущ на небе и на земле, ибо Он Сам сотворил их ( Быт 2:4 ). Бог по Своему благоусмотрению располагает Своим творением ( Иер 27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс 32:6 ). Он властвует над силами и порядком сотворенной Им вселенной ( Пс 64:8; 88:10 ). Поскольку Он Сам установил этот порядок ( Иов 28:25–28 ; Прит 8:27–31 ), Он может и менять его. Бог «знает наперед будущее, Он могущественнее всего; знает и делает так, как О всемогуществе Божием свидетельствует в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «Авва Отче! Все возможно Тебе» ( Мк 14:36 ). По словам Спасителя, Богу «все возможно» ( Мф 19:26 ). В Священном Писании многократно говорится о благости Бога и о том, что Бог есть источник всякого добра.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Глеб 29 апреля 2016, 23:19 «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16–18) " Отравленная радость " - это не благородный трагизм, а состояние очень больной души. ВЕКШИНА Людмила 29 апреля 2016, 20:55 Благодарю за мудрое и простое объяснение, почему кому-то нравятся частушки и весёлые песни, а кому-то грустные народные песнопения; кто-то любит " современное искусство " , а кто-то ищет залы, где представлена классика, не требующая разъяснений, что да как... Наверное, важен и характер человека, но ведь и он не с проста, видно, а по мере части Божией в душе каждого из рожденных на земле проявляется... Благодарю за интересную и полезную статью. Все материала сайты сделаны профессионалами и талантливо. Большое спасибо авторам и создателям сайта. Татиана 29 апреля 2016, 10:46 13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. (1Пет.4:13) 11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами. (2Кор.13:11) 16 Всегда радуйтесь. (1Фесс.5:16) 4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. (Фил.4:4) 21 Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. (Фил.1:21) 23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; (Фил.1:23) 27 Только живите достойно благовествования Христова, (Фил.1:27) Egor Molov 29 апреля 2016, 10:40 Спаси Бог! Хорошие,отрезвляющие слова. t. 29 апреля 2016, 10:06 Спасибо! Лариса Воронина 29 апреля 2016, 09:27 Я ничего не поняла. Чересчур креативно и не соответствует Великому пятку. Ульяна 29 апреля 2016, 09:22 Спасибо Вам большое за статью! Я давно задумывалась о том, почему не могу просто наслаждаться красотой мира: цветов, животных, детей и не думать о том, что всё это умрёт. Мысль о смерти превращает наблюдение за прекрасным в боль. Я долго списывала это на свойственный мне пессимизм, а оказалось, это многие чувствуют! Спасибо за то, что так просто, доступно и интересно выразили мысль о связи прекрасного и трагедии мира!

http://pravoslavie.ru/92923.html

Здесь желает святой Апостол духовных благ верующим и от Сына или Иисуса Христа, и от Святого Духа, точно так же, как и от Отца, и притом от каждого из Них желает блага особого; следовательно, Сын и Святой Дух суть такие же Лица, как и Отец, все равны и все различны между Собой. 477 в) в словах святого Апостола Петра к новообращенным Иудеям, где он называет их избранными по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа ( 1Петр. 1:1–2 ). И здесь упоминаются Отец, Святой Дух и Иисус Христос или Сын совершенно отдельно и одинаково, как Лица, и каждому из Них усвояется определенное действие. 478 2) В частности Священное Писание изображает: а) Личность Отца, когда приписывает Ему: аа) ведение: никто не знает Сына, кроме Отца ( Матф. 11:27 ; срав. Матф. 24:36; 6:4,8,32 ; Деян. 1:7 ); бб) волю: не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Иоан. 5:30 ; срав. 6:38–40; Лук. 12:32 ; Матф. 6:9–10 ); вв) деятельность: Отец Мой доныне делает ( Иоан. 5:17–19 ), и когда с подробностью говорит, что Отец послал в мир Сына ( Иоан. 6:39; 8:16 ) и потом Святого Духа ( Иоан. 14:26 ). что Отец любит Сына ( Иоан. 3:35; 5:20; 15:9 ) и мир ( Иоан. 3:16; 14:21 ; 1Иоан. 4:9–10 ), открывает людям истину ( Матф. 16:17 ; Евр. 1:1 ), дает блага просящим у Него ( Матф. 7:11 ; Лук. 11:13 ; Иоан. 16:23 ), прощает грехи ( Матф. 6:14 ; Лук. 23:34 ), спасает ( Иоан 12:27 ), прославляет ( Иоан. 17:5 ) и под. б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет: аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца ( Иоан. 10:15; 17:25 ; Матф. 11:27 , Лук. 10:22 ); бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною ( Иоан. 17:24; 10:18; 5:30 ); вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Иоан. 5:17–36; 17:4 ), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и вопло­тился для нашего спасения ( Иоан. 1:14 ; Евр. 2:14 ), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа ( Иоан. 16:7; 17:18; 20:21 ; Лук. 24:49 ), что Сын любит Отца и мир ( Иоан. 10:11; 14:31; 15:9 ), сообщил людям откровение ( Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26 ), дарует блага просящим ( Иоан. 14:13 ), прощает грехи ( Марк. 2:9–10 ) и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ис.66:15–18 . С 15 по 18 ст. идет отдел речи, касающийся участи нераскаянных грешников, для которых день явления славы Господней верующим будет днем откровения праведного, но грозного суда Божия. Ис.66:15 . Ибо вот, при­дет Го­с­по­дь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и пре­ще­ние Свое с пыла­ю­щим огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его, как вихрь». Огонь – один из наиболее употребительных атрибутов ветхозаветных теофаний. Бог «в огне» сходит на Синае ( Исх.19:18 ), в столпе облачно-огненном ведет Израиля через пустыню ( Исх.13:21–22 ), путем небесного огня, попаляющего жертву, открывает Свою волю Давиду ( 1Пар.21:26 ), Соломону ( 2Пар.7:1 ). Не раз и пророк Исаия, говоря о богоявлениях, упоминал и сопутствующем им «огне» ( Ис.10:16–18 ; Ис.27:4 ; Ис.29:6 ; Ис.30:27, 30 ; Ис.33:12–14 и др.). Участие огня, как символа, или даже как агента страшного суда Божия, признают и новозаветные писания ( 2Пет.3:7–10 ; 2Фес.1:8 и др.). Упоминание о «колесницах» – ничто иное, как образ, взятый от обычая восточных владык сопровождать себя конницей и колесницами, символизирующий величие и грозную силу этого страшного суда. Ис.66:16 . Ибо Го­с­по­дь с огнем и мечом Сво­им про­изведет суд над всякою плотью, и много будет по­ражен­ных Го­с­по­дом. «Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд». «Меч» как символ Божественного Правосудия и наказания грешников встречался у пророка Исаии не раз и раньше ( Ис.27:1 ; Ис.34:5–6 ; Ис.42:13 ; Ис.52:10 ; Ис.59:17 и др.). Ис.66:17 . Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все по­гибнут, говорит Го­с­по­дь. Сокращенное повторение того, о чем более подробно говорилось выше ( Ис.65:3–7 ). Ис.66:18 . Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, при­ду собрать все народы и языки, и они при­дут и увидят славу Мою. Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» – правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 стиха: «и вот, приду собрать все народы» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Конечно, бравого патриотизма в нем нет, ну и слава Богу! Слишком уж часто пытаются нам преподнести Православие как «русскую веру», поставить его на службу политике, говоря о том, что Церковь «цементирует наше общество». Церковь собирает людей вокруг Христа и ради Христа, ради Небесного отечества. И именно поэтому настоящий христианин может оставаться христианином и при коммунистах и при фашистах и при любой другой политической системе и виде власти, потому что в любой стране он в равной степени пришелец, несущий свет не этого мира людям и именно потому, что они люди, а не потому что русские, немцы, украинцы, латыши и т.д. У протодиакона Андрея Кураева есть замечательная фраза, которой можно выразить весь пафос фильма: «Православие может прожить без России, а Россия без Православия  — никогда». Потому что патриотизм христианина это не патриотизм победных речей и громких лозунгов. Это тот патриотизм, о котором спел в своей песне Юрий Шевчук: «Наш патриотизм не очень высок, Он не фужер на банкете, Не танцор нагишом. Он не гимны, не марши, не речей песок. Он наивен, прост и даже смешон… Он не дубина, не народ, не вождь, Не чугунный цветок в гранитной руке. Он там, где мы хоронили дождь, Он — солнце, тонущее в реке…» А еще фильм показывает, как в жизни воплощаются слова Христа: «Вот, Я посылаю вас,  как овец среди волков: итак будьте  мудры, как змии, и просты, как  голуби.» (Матф.10:16) Часто мы забываем о том, что важно не только хранить в себе Христа, но и стремиться поделиться Им с кем только можно, и потому мудрые компромиссы не только возможны, но и необходимы:  «…будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:  для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых». (1Кор.9). Вот этого умения стать иным ради иных часто нам не хватает. Мы воротим нос, узнав о проповеди священника на рок-концертах или среди сектантов и иноверцев: мол, куда он поперся, те же – совсем не наши, говорить с ними не о чем.  История же показывает, что нам есть, что сказать даже фашистам, если мы верим, что имеющий уши  — услышит. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 октября, 2023 27 мая, 2023 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 27 января, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 10 октября, 2023 27 мая, 2023 8 февраля, 2024

http://pravmir.ru/film-pop-dlya-vsex-ya-...

Он строго приказал им никому не говорить о сем — причина запрета в том, что истинный смысл мессианства, который тут же и раскрывается, непонятен для большинства людей. Глагол de‹ ‘должно’ означает здесь высшую Божественную цель, которая осуществляется в жизни, смерти и воскресении Христа; для Евангелистов и первоначальной Церкви de‹, несомненно, означало непреложность пророчеств Писания. Путь Сына Человеческого обрисован в пророчестве четырьмя глаголами в инфинитиве: 1) paqe‹n ‘пострадать’ означало вообще страдание или смерть, однако не было простым синонимом мученической смерти, каким оно впоследствии стало в христианской литературе; у этого слова нет надежных ветхозаветных параллелей, кроме, может быть, Пс 33:20 (много скорбей у праведного); 2) — ‘быть отвергнутым’; ‘быть признанным бесполезным’, ср. 17:25; 20:17; Евр 12:17; 1 Пет 2:4,7; ветхозаветная параллель — Пс 117:22 (камень, который отвергли строители) и, может быть, еще Ис 53:3 (мы ни во что ставили Его), где тот же глагол употреблен в неканонических греческих переводах — у Акилы, Симмаха и Феодотиона; 3) ‘быть убитым’ и 4) ™gerqБnai ‘воскреснуть’, точнее — ‘быть воскрешенным’; в отличие от глагола ‘восстать’ у Марка, Лука употребляет пассивный аорист глагола ™ge…rw ‘восставлять’, ‘воскрешать’, подчеркивая таким образом Божие действие. Следование за Христом (9:23–27) В изложении отрывка Лука следует за Марком, сокращая его и прибавляя некоторые речения из общего с Матфеем источника, ср. 9:23 и 14:27=Мф 10:38; 9:24 и 17:33=Мф 10:39; 9:26 и 12:9=Мф 10:33. Земная судьба Иисуса и судьба Его учеников сопоставляются и в Ин 12:23–27, откуда ясно, что текстуальная близость между предсказанием о Страстях и призывом следовать за Христом имеет историческую основу. Выражение если кто хочет идти за Мною имеет прототипом ветхозаветные формулы, в которых следование Богу истинному противопоставляется следованию ложным богам: если Господь есть Бог, то последуйте Ему (3 Цар 18:21; тж. Суд 2:12; Втор 13:5). Желающий идти за Христом разделяет и страдания Сына Человеческого. Возьми крест свой — осужденные на распятие несли на себе перекладины крестов до места казни; в I в. по Р. Х. римские власти в Палестине настолько часто применяли этот способ наказания и устрашения, что слушатели не нуждались в разъяснении смысла метафоры. Ученики призваны добровольно принять участь приговоренных к мучительной смерти, пусть и не всегда в буквальном смысле: речь идет о смерти для самости и греха ради жизни во Христе: нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем [в переводе епископа Кассиана зрелищем — Реф.] для мира (1 Кор 4:9). В авторитетных древних рукописях здесь стоит еще kaq’ ‘каждый день’ — прибавление, которое встречается только у Луки. Если Марк говорит о едином акте самоотречения, то Лука подчеркивает каждодневность его, необходимость обновления; ср. у апостола Павла: Я каждый день умираю (1 Кор 15:31).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010