Сошествие Святого Духа на апостолов было моментом возникновения Церкви и вместе с тем первым христианским богослужением, потому что апостолы в этот момент были «крещены Духом Святым». Таким образом, Церковь открыла себя миру через облагодатствованное Святым Духом богослужение. Это весьма важное обстоятельство, и оно является основным критерием для определения самой Церкви. Церковь  – там, где имеется облагодатствованное Духом Святым богослужение, и без последнего нет первой. Облагодатствованное Святым Духом богослужение является самой жизнью Церкви. Так именно понимали Церковь апостолы. Приняв крещение Духом Святым, «Петр ..., став с одиннадцатью» ( Деян.2:14 ), обратился к народу с призывом: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). После этого призыва «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:41–42 ). Жизнь первой в мире Церкви заполняли: проповедь тогда еще не записанного и передаваемого устно Евангелия, общение в преломлении хлеба, или, что то же, Евхаристия, и молитвы, т. е. те элементы, которые составляют основу христианского богослужения. В этой действительности «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:47 ). Благодаря повествованию апостола Луки о первых днях существования Церкви мы знаем, что представляла собой Церковь как действительность, влившаяся в мир в день Пятидесятницы. Другой из апостолов – Павел – раскрывает саму сущность Церкви. Церковь есть тело, главой которого является Христос ( Еф.1:22–23 ). Церковь есть непорочная невеста, женихом которой является Тот же Христос ( Еф.5:23–27 ). Слова апостола Павла о Церкви как о теле Христовом и о невесте Христовой являются не аналогиями, полезными для спекулятивных суждений о сущности Церкви. Церковь реальна, как реален воскресший Христос, и она живет со Христом благодаря присутствию в ней Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

К святости призывается каждый, кто уверовал во Христа и последовал за Ним: «Плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» ( Рим 6:22 ). Христиане — «призванные святые» ( Рим 1:7 ), то есть, они призваны к святости и освящаются в таинстве Покаяния, а в Таинстве Евхаристии они приобщаются Христу. Нераскаявшиеся грешники как мертвые члены отсекаются от Тела Христова, Церковь же по-прежнему остается святой. Абсолютной святостью обладает только Бог. Даже в ангелах Бог «усматривает недостатки» ( Иов 4:18 ). Что же касается людей, то, как говорится в заупокойной молитве, «несть человек иже жив будет и не согрешит». Безгрешных людей не бывает; есть люди, победившие в себе греховные наклонности, приблизившиеся к Богу и тем самым достигшие высших степеней духовного совершенства. Этих людей Церковь и называет святыми. Бог свят по Своей природе, а человек может стать святым по благодати. Апостол Павел призывает христианина облечься «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф 4:24 ). Святость есть отражение Божественных совершенств, о чем говорится в Ветхом Завете: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» ( Лев 19:2 ). Эти слова повторяет апостол Петр, прибавляя: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» ( 1Петр 1:15 ). Бог есть единственный источник святости; люди же могут быть только причастниками Его святости ( 2Пет 1:4 ). Наивысший для человека идеал святости дан в Иисусе Христе. Богочеловек Иисус Христос явил людям образец того, каким должен быть человек в его отношении к Богу, людям, миру. Поэтому Бог и «предопределил» христианам «быть подобными образу Сына Своего» ( Рим 8:29 ). Господь Иисус Христос, в Котором соединились две природы, Божественная и человеческая, изначально был свят в силу святости Божественной природы, которая обожила Его человеческую природу. В момент Благовещения Архангел Гавриил говорит Пресвятой Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк 1:35 ). Святым Сыном Божиим именуют Его апостолы в молитве, обращенной к Отцу ( Деян 4:27 ). В Послании к Евреям Он именуется Первосвященником «святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников и превознесенным выше небес» ( Евр 7:26 ). Сам Господь Иисус Христос называет Себя Тем, «Которого Отец освятил и послал в мир» ( Ин 10:36 ). За всю Свою земную жизнь «Он не сделал никакого греха… Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет 2:22–23 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Они также, как показывает избрание первых семи диаконов ( Деян.6 ), поставлялись чрез преподавание им даров Св. Духа. Это преподавание на все три степени священства должно совершаться, по учению Апостолов, чрез возложение рук на избранного. Так преподавали дары Духа Святого сами Апостолы ( 1Тим.4:14 ), также заповедали и своим преемникам. Рук ни на кого не возлагай поспешно, пишет апостол Павел ученику своему Тимофею, не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). С тою же подробностию говорят Св. Апостолы о других Таинствах. В дополнение к учению Христа Спасителя они указывают и значение и способ совершения их. Так, говоря о Таинстве Св. Крещения, Апостолы указывают, что оно предъизображено было переходом Израильтян чрез Чермное море ( 1Кор.10:2 ), что оно близкое имеет отношение к ветхозаветному обрезанию, только выше сего последнего ( Кол.2:11 ), что чрез него человек как бы спогребается Христу и совоскресает с ним ( Рим.6:4 ), получает прощение грехов, омывается, освящается ( Еф.5:26 ), оправдывается, возрождается ( Тит.3:5 ), облекается во Христа, становится членом тела Христова и сыном Божиим ( Гал.3:26–27 ). За крещением следовало, по учению Апостолов, преподавание даров Святого Духа. Оно везде выставляется, как отдельное от крещения священнодействие. Так, хотя Самаряне и были крещены диаконом Филиппом, тем не менее для преподавания даров Духа Святого к ним отправлены были Апостолы Петр и Иоанн ( Деян.8:14–15 ). Это преподавание даров Св. Духа совершалось двумя способами: чрез возложение рук ( Деян.8:17, 19:6 ) и чрез помазание ( 2Кор.1:21–22 ). Какое высокое значение имеет помазание, о том в писании апостола Иоанна говорится так: Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему научило оно вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:27 . Сравн. Евр.6:1–5 . Еф.4:30 ). О Таинстве Святого Причащения Апостолы, в полном согласии с евангелистами, говорят, что оно установлено было Христом Спасителем в ночь пред страданиями Его, что приступать к нему должно после испытания себя, и прибавляют: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней ( 1Кор.11:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

§ 30. Нравственное приложение догмата    Поклоняясь Отцу и Сыну и Святому Духу, трем Лицам во едином существе -    1) Будем помнить, что и в каждом из нас, в некоторой степени, отражается пребожественная Троица.    Отражается -    а) в трех составных частях нашего существа, духе, душе и теле: отселе научимся заботиться о том, да будет ваш дух и душа и тело во всей целости… без порока (1 Фес. 5:23), да соблюдается между ними то единство и согласие, которые установлены самим Творцом; да не преобладает в нас тело над душой и душа над высшими стремлениями духа, но да пребывают все в своем чине и должном отношении между собой.    Отражается -    б) в трех главных силах нашей духовной природы, уме, воле и чувстве; научимся сохранять и здесь естественное единство и согласие, т.е. чтобы ни одна из этих сил не была подавляема или пренебрегаема на счет другой, напротив, чтобы все согласно стремились к целям своим: ум — к высочайшей Истине, воля — к высочайшему Добру, чувство — к высочайшему Блаженству, и все находились в надлежащем отношении между собой — воля в подчинении разуму, чувство в подчинении разуму и воле или нравственному закону.    2) Будем помнить, что и все мы, хотя не едины по существу, как едины суть Три свидетельствующие на небесах, однако — представляем единое сообщество человеческое; а потому, хотя разделены друг от друга, но можем приходить в теснейшее нравственное единство между собой, и иметь как бы единый ум, единую волю, единое чувство. Средства к тому указаны нам самим Триипостасным в единстве христианской веры, в единстве христианской любви, в единстве христианской надежды (Ефес. 4:3-6; Иоан. 13:34; 17:21).    3) Будем, наконец, помнить и то, что хотя мы создания Божьи и даже слабейшие из сознаний, но, сделавшись Христианами, сделались причастниками Божественного естества (2 Петр. 1:4); что по благодати Духа Святого, возродившего нас, все мы чада Отца небесного и братия единородного Сына Его (Иоан. 1:12-13; Лук. 8:21). А потому можем приходить в теснейшее нравственное единение и с самим Триединым, если только, веруя в Него и стремясь к Нему надеждой, возлюбим Его всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим (Матф. 22:37). Тогда, без сомнения, исполнится над нами обетование Спасителя: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23), — и мы поймем значение слов Апостола: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Ст. 18. В тот день отнимет Господ красивыя цепочки на ногах, и звездочки, и луночки (ст. 19). Серьги и ожерелья, опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами и привески волшебныя (ст. 20). Перстни и кольца в носу ст. 21). Верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки (ст. 22). Светлыя тонкия епанчи и повязки, и покрывала (ст. 23). И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо. бб) Второе наказание: сиротство и вдовство женщин и девиц Ст. 24. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. По убиении знаменитых мужей и сильных юношей на войне с Вавилонянами жены и девицы останутся в бедственном состоянии вдовства и сиротства и будут оплакивать свое горестное положение (см. Плач. Иер.2:22 ). Ст. 25. И будут воздыхать и плакат ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная. Сион или город Иерусалим представляется здесь под образом женщины, которая по случаю несчастия обыкновенно у Иудеев садилась на землю и оплакивала свою горькую участь. Так и Иерусалим, лишившись знаменитых мужей и юношей, убитых на войне, и, осиротевши, будет оплакивать свое бедственное состояние. Плач приписывается особенно воротам Сиона, потому что в древности при воротах бывало большое собрание народа и заседание судей и правителей, которых Иерусалим теперь лишится ( Иер.14:2 , Плач. 1:4 ). вв) Следствие сиротства и вдовства жен и девиц Глава 4, ст. 1. И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут свой хлеб будем ест и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем – сними с нас позор. Здесь описывается следствие вдовства жен и безбрачия девиц после поражения мужей и юношей на войне. Наказание это ужасно для Еврейских жен особенно потому, что безмужнее состояние почиталось у них укоризненным, как будто они остаются в пренебрежении у мужчин. Пророк как бы так говорит: а) такой будет недостаток мужчин, что даже девицы, которым стыдливость запрещает искать мужей, теперь, вопреки скромности, будут искать мужей, опасаясь остаться в пренебреженном состоянии безбрачия, так как муж но закону природы и Божественному постановлению составляет покров, полноту и украшение жены; б) не только будут искать, но ухватятся за мужчину и станут убеждать – взять в замужество; в) притом седмь, т. е. многие жены ухватятся за одного мужчину; г) будут просить взять за себя хотя с тем условием, чтобы им иметь свое содержание пищей и одеждою, только бы прикрыл бесчестие безбрачия их. Этою фигуральною речью вообще означается совершенный недостаток мужчин. Так и случилось это, как видно из 2Пар.36:17 ; Плач. Иер.2:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Образ воды, играющий столь существенную роль в рассмотренных эпизодах из Евангелия от Иоанна, будет возникать и в дальнейшем повествовании евангелиста, а именно – в рассказах об исцелении слепорожденного, которого Иисус пошлет в Силоамскую купальню ( Ин.9:7 ), об умовении ног на Тайной Вечере ( Ин.13:2–11 ), об истечении крови и воды из пронзенных ребер умершего на кресте Иисуса ( Ин.19:34 ). Все эти эпизоды, начиная с чуда в Кане Галилейской и включая перечисленные в настоящей главе, выстраиваются в единую цепь событий, внутренняя связь между которыми обеспечивается благодаря использованию одного и того же образа. Начавшись на берегах реки Иордан, повествовательная часть четвертого Евангелия завершится на берегу моря Тивериадского (оно же Галилейское озеро), с которым связаны многие события из жизни Иисуса, рассказанные другими евангелистами. Увидев стоящего на берегу Иисуса, Петр, сидящий обнаженным в лодке, бросится в воду, чтобы вплавь достичь берега ( Ин.21:1–7 ). Это событие станет последним намеком на таинство Крещения в Евангелии от Иоанна. В Апокалипсисе образ воды вновь станет одним из основных. Описанная на страницах книги Откровения эпопея борьбы Агнца со злом завершается грандиозной картиной нового неба и новой земли. Голос Сидящего на престоле провозглашает: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой ( Откр. 21:6 ). В новом, сходящем с небес Иерусалиме, изображенном в Апокалипсисе, нет храма, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец… Город не имеет нужды в солнце и луне, потому что светильник его – Агнец ( Откр. 21:22–23 ). Но посреди города протекает чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца; на берегу реки растет древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Этот последний образ отсылает нас и к видению храма в Книге пророка Иезекииля, где тоже описывается поток, по берегам которого растут деревья ( Иез.47:5–7 ), и к повествованию книги Бытия о древе жизни, насажденном посреди рая ( Быт. 2:9 ). Доступ к этому дереву для человека был закрыт после грехопадения ( Быт. 3:22 ). Его вновь открывает Агнец, берущий на Себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава IV Разные нравственные наставления (1–11). Преимущественно наставления о невинных страданиях (12–19) 1Пет.4:1 .  Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, 1Пет.4:2 .  чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Мысль о Христе, пострадавшем за людей, воскресшем из мертвых и вознесшемся на небо ( 1Пет 3:18, 21–22 ), должна, по Апостолу, побуждать и всех христиан вооружиться готовностью страдать, в случае надобности, за Христа, «зане пострадавый плотию, преста от греха». «Пострадавый» вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» ( 2Тим 2:11 ) и: будем «мертвыми для греха, живыми же для Бога» ( Рим 6:11 ). Вообще толкованием приведенного изречения Ап. Петра и обоих рассматриваемых нами стихов гл. IV служит вся глава VI послания Ап. Павла к Римлянам: там и здесь мысль одна, только у Ап. Павла она раскрыта несравненно подробнее. Сущность дела в том, что обращающийся ко Христу верою в Его искупительную крестную смерть сораспинается Ему, а через крещение спогребается Ему, и, как мертвый не грешит, так и христианин должен считать себя мертвым для греха, грех не должен иметь над ним власти, а жить он должен для Одного Бога ( Рим 6:1–23 ). «Если Христос умер за нас плотью (ибо без сомнения не бессмертным и божеским своим естеством), то и мы в оплату Ему должны для Него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить по одной только воле Божией» (блаж. Феофил.), ища плода закона – святости и конца его – жизни вечной ( Рим 6:22 ). 1Пет.4:3 .  Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 1Пет.4:4 .  почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Увещание жить по воле Божией Апостол усиливает осуждением и отрицанием прежнего языческого образа жизни читателей до вступления в Церковь Христову. «Смысл речи такой: однажды навсегда отказавшись от языческого образа жизни, который вы проводили некогда, ныне вы должны держаться избранной вами жизни честной. Тогда и сами язычники будут удивляться вам, что вы не участвуете с ними в том же нечестии. Посему после удивления вашей перемене и недоумений они не только посрамятся, но и станут злословить, ибо благочестие для грешника отвратительно. Но они не останутся ненаказанными за такое злословие, а дадут ответ Судии всех» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Избирая такую тему для нынешней речи, я уверен, что не отступаю от нашего предмета и не нарушаю миссионерского характера нашего собрания. Ибо Церковь и миссия находится между собою в самой тесной связи. Между тем как Церковь призвана служить миру, миссия имеет своей задачей приготовить место Церкви среди этого мира. Церковь и мир – они суть друг против друга и в то же время друг за друга. Когда в день Пятидесятницы апостол Петр окончил свою проповедь, он трогательными словами убеждал собравшихся, чтобы они для своего спасения переходили из мира в Церковь . Церковь есть корабль, на который мы садимся из мира; она есть ковчег Ноя, который во время греховного потопа переносит нас на берег спасения. Церковь и мир – друг против друга, мы это знаем хорошо. И, однако, они должны быть в свою очередь и друг за друга. Не в углу и не в каких-нибудь закоулках и апостол Павел проповедовал Евангелие, но публично, пред всем народом, на открытых местах и площадях. Отсюда ясно видна взаимная близость мира и Церкви. Этому учит нас и прежняя миссия, и миссия наших дней. Хотя она зародилась в тиши и росла в тесноте, но она с самого начала носила в своем сердце весь мир и обнимала своею любовью все народы. И история миссии громко и убедительно проповедует нам, что оба они заодно между собою – и Церковь, и мир, и что Церковь имеет призвание для мира. Вот почему в настоящий день миссионерского праздника мы хотим напомнить себе об этом, положив в основание своей речи слова великого апостола языков. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ). Это слово ясно говорит нам о всемирном призвании Церкви. Но нынешний день побуждает нас обратить особенное внимание на то, как это призвание осуществляется в миссии. Два положения высказывает Апостол в этих двух стихах: 1) что мир призван служить Церкви и 2) что Церковь призвана служить миру. Первое может нас утешать, а второе побуждать и поощрять. Удивительна настойчивость, с которой апостол Павел во всем послании к Ефесянам, в особенности же в этом месте, проводит свою мысль о неразрывной взаимной связи Христа и Его Церкви: Христос, говорит он, есть глава Церкви ( Еф.5:23 ), а Церковь есть тело Иисуса Христа ( 1Кор.12:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

У каждого из нас есть ангел-хранитель. (Евр. 1:14; Деян. 12:14–15; Мат. 18:10). 1. В борьбе со грехом. « Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя … блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем » (Исход. 23:20–21). В каком положении грешника ангел оказывает свое влияние? а) Если наступает искушение. «Не следуй, не делай этого, беги и т. д.», внушает ангел-хранитель. Ангел говорил Аврааму: « не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего » (Быт. 22:12). Примеры из жизни. Ангел вещает нам через совесть или в совести. б) Если совершен грех. Тогда ангел, то убеждая, то утешая, то угрожая, говорит: «возвратись на правый путь! Покайся, пока есть время» и т. п. в) Если попытки к исправлению оказываются тщетными. Тогда ангел поражает грешника болезнью, несчастьем, нуждой, презрением. Ангел говорил Валааму: « Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною » (Числ. 22:32). 2. В борьбе с несчастьями. В горе и нужде помогают иногда нам люди, но не многие и недолго. Несравненно большую помощь оказывают ангелы. а) В затруднительных обстоятельствах, в нужде и несчастьи. Ангел, спутник Товии (Товит. 5:4–8 ). Агарь с сыном своим Измаилом были изгнаны в пустыню. Мех с водой опустел. Оба погибали от жажды. Тогда явился ей Ангел и сказал: « Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится » (Быт. 21:14–19). Агарь нашла воду. б) В гонениях и притеснениях от людей. Апостол. Петр был изведен ангелом из темницы. Если ангел не всегда творит с нами чудо, то всегда утешает и ободряет нас. в) На смертном одре. Ангелы охраняют душу от влияния злых духов, сопровождают ее к престолу Судьи. Какие наши обязанности по отношению к ангелам-хранителям? « Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. »

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Учение святителя Григория Паламы о Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью и догматически закреплено ею на Константинопольских Поместных Соборах 1341 и 1351 годов, состоявшихся в ходе полемики святителя Григория против еретиков Варлаама, Акиндина и Никифора Григоры. Святителя в его полемике с еретиками также решительно поддержали монахи Святой Горы Афон. В 1347 году, пережив многочисленные трудности и даже гонения за веру, святитель Григорий становится митрополитом Фессалоникийским. Последние годы жизни – после 1351 года – он провел на своей кафедре в Фессалониках. Почил святитель 14 ноября 1357 года. От Григория Паламы дошли многочисленные сочинения, важнейшие из которых – «Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Антирретики против Акиндина». Сохранился и обширный цикл произнесенных им гомилий, в том числе «Беседа на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Гомилия прозвучала в годы пребывания святителя Григория на митрополичьей кафедре города Фессалоники (1351–1357 годы). Русский перевод гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Григория Паламы принадлежит архимандриту Амвросию (Погодину) . Текст перевода печатается с любезного разрешения редакции журнала «Православный путь», на страницах которого она и была впервые опубликована в середине прошлого столетия. 1. Действительно, всякое время является удобным для того, чтобы положить начало спасительному образу жизни; и показывая это, великий Павел сказал: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения ( 2Кор.6:2 ), отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно ( Рим.13:12–13 ); не один какой-либо определенный час или день называя благоприятным для Спасения, но [говорит, что] после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа всякое время является благоприятным для этого. Потому что как с восходом чувственного солнца для людей настает время для телесной деятельности, – как сказал Давид: Восходит солнце, [и]... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–23 ), – так и когда воссияло нам во плоти Солнце Правды, после явления Его, всякое время представляется благоприятным для духовного делания, что тот же Пророк, в ином месте являя, – после того, как сказал о Владычнем пришествии: Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла ( Пс.117:22 по LXX), – привел: Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ). Но при чувственном солнце, которое словно перебивается ночью, выходит, говорится, человек на дело свое... до вечера; Солнце же Правды, будучи незаходимым и, по слову Апостола, не имеющим изменения и ни тени перемены ( Иак.1:17 ), предоставляет благоприятность времени для духовного делания непрерываемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010