Царств, «погиб за свои грехи, в чем он согрешил, делая неугодное пред очами Господними, ходя путем Иеровоама и в грехах его, которые тот сделал, чтобы ввести Израиля в грех» ( 3Цар. 16:15–19 ). Здесь, как видим, нет никакого одобрения самоубийству; самоубийство представляется как возмездие за грехи. Ахитофель, один из сообщников Авессалома, предложил последнему бесчестный план относительно умерщвления Давида. Когда же план не удался, он, чтобы не попасться в руки Давида, удавился ( 2Цар 16:20–21, 17:1–23 ). Здесь прямое самоубийство. Но ведь писатель 2-й книги Царств не высказывает никакого сочувствия ему. А справедливо ли заключать от этого молчания к невинности самоубийства? Иудей Елеазар, во время войны с Антиохом Епифаном, увидел, что один из слонов покрыт царской броней. Ему казалось, что на нем был сам царь. Желая спасти народ свой и прославиться, он смело подбежал к слону в средину отряда, и поражая врагов направо и налево, бросился под слона, убил его и сам погиб (1Макк. 6, 43–46). Но кто же в праве видеть здесь самоубийство? Елеазар умирает, как патриот, для блага своего народа. Но разве это не возвышенное самопожертвование? Подобные факты были всегда, и мы не только не осуждаем их, но даже восхваляем. Самопожертвование для ближних есть истинно христианский поступок. «Нит больше той любви, что если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ), говорит Спаситель. Во 2-й книге Маккавейской рассказывается о самоубийстве некоего иудея Разиса, пользовавшегося у своих соотечественников большим уважением и за свое доброжелательство прозванного отцом иудеев. Во время Маккавейской войны языческий вождь Никанор послал более пятисот воинов, чтобы схватить Разиса. Когда воины уже совсем готовы были исполнить свое поручение, Разис, не желая отдаться в руки врагов, пронзил себя мечом, «желая лучше доблестно умереть, нежели попасться в руки беззаконников и недостойно обесчестить свое благородство». Но так как удар от поспешности оказался неверен, а толпа уже врывалась в двери, то он отважно вбежал на стену и бросился вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-samoubijst...

«Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов» (13:1–14, 23). «Поднимите знамя на открытой горе, махните им (народам) рукой, чтобы шли в ворота властелинов», т. е. в ворота столицы халдеев (13:2). Господь «дал поведение избранным Своим», призвал для наказания Вавилона «сильных» – быть «орудиями гнева Его», и оттого «на горах большой шум» народов и царств, собравшихся вместе (3–4). Они идут из «отдаленной страны, от края неба» сокрушить всю землю (5), «сделать ее пустынею» и истребить грешников ее (9), положить конец «высокоумию гордых» и «надменности притеснителей» народа Его (11). «День Господень близок»: потому все ужаснулись, и «сердце у каждого человека растаяло» (6–8); ибо «в тот день» Господь «потрясет небо» с его светилами и поколеблет землю за беззакония нечестивых, чтобы сделать людей «дороже золота Офирского» (9–13). Каждый побежит к своему народу и в свою землю; но меч пронзит даже бегущих; домы будут разграблены, младенцы избиты, а жены обесчещены (14–16). Господь поднимет мидян, «которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту», и Вавилон, «краса царств, гордость халдеев» будет ниспровергнут, как Содом и Гоморра (17–19). Не заселится никогда, и будут в нем обитать звери пустыни 85 (22–20). И «близко время его» – т. е. время гибели Вавилона, – потому что Господь снова поселит Израиля на земле его: к нему присоединятся иноземцы, и будет он господствовать над своими угнетателями (14:1–3). Освободившись от страха и рабства, произнесет он притчу на царя Вавилонского (3–4). «Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший все народы». Вся земля покоится, радуются кипарисы и кедры ливанские, и ад пришел в движение ради царя Вавилонского, увидев его низверженным в преисподнюю (5–9:11, 15). Теперь сделался бессильным тот, кто думал в гордости сердца своего уподобиться Всевышнему (10–15). Видящие его не узнают его: человек, который потрясал царства, повержен вне гробницы, как попираемый труп, как «презренная ветвь», и черви сделались его покровом (16–20, 11). «Во веки семя злодеев не будет вспоминаемо». Господь определил истребить имя Вавилона и весь остаток его – сына и внука, сделать его «владением ежей и болотом» (20–23). Как определил Господь, так и состоится: чтобы сокрушить Ассура на горах Своих и снять ярмо с народа Своего; ибо таково определение Господа о всей земле, и никто не может «отвратить руку Его, простертую на все народы» (24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Следовательно, и эта форма аскетизма и посвящения Богу не требовала безбрачия, и потому не имеет ни малейшего отношения к дочери Иеффая. 3) Самым сильным доказательством в пользу существования института безбрачия служат два места из книг Исход и 1 Царств, где будто бы говорится о благочестивых женщинах, постоянно пребывавших при скинии для служения Богу. В книге Исход ( Исх.38:8 ) читаем: «Сей (Веселиил) сотвори умывальницу медяну, и стояло ее медяно из зерцал постниц, яже постишася у дверей скинии свидения». В 1-й книге Царств ( 1Цар.2:22 ): «Илий был весьма стар, и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» (слав. яко бываху с же- —73— нами предстоящими у дверей скинии свидения). Прежде всего, заслуживает замечания русский перевод приведенного места из книги Исход: вместо сходного с LXX-ю славянского «сотвори умывальницу медяну из зерцал постниц, яже постишася у дверей скинии собрания», в русском находим: «и сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания». В данном случае русский переводчик уклонился от всех известных древних и новых переводов и толкований и последовал мнению, изложенному в начале 18-го столетия неким Clemens’oм в магистерской или докторской диссертации «о медном умывальнике» 1490 . Еврейское слово мара, переводимое всеми единогласно, начиная с LXX, Iohaфaha, Вульгаты и других переводов, словом зеркало (в русском передано неправильно словом «изображение»), кроме этого места употребляется в Св. Писании всего два-три раза со значением «видение», о видениях во сне, иллюзиях, галлюцинациях и под. Правильность древних переводов подтверждается тем, что в арабском есть слово одинаковое по начертанию и выговору – арабское слово мара также значит «зеркало». Далее в русском неправильно передан и смысл еврейского предлога бе, поставленного перед словом мара, который, по замечанию Абен-Эзры, должен значить «из» (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но с стечением времени чувства народа к Соломону изменились. Встретились обстоятельства, которые раскрыли  глаза народа и дали ему почувствовать тягость своего положения. В 11 главе 3 Царств говорится: и полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери Фараоновой, моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок (ст.1). Одно это уже было в глазах народа таким соблазном, который колебал уважением к царю, потому что закон Иеговы строго возбранял сынам израилевым вступать в супружества с дочерями иноплеменных народов (ст.2 сн. Исх. 34, 15. 16 . Втор. 7, 3 ). Иегова терпел это отступление от закона, доколе сам Соломон не изменил Ему; на глазах у всех стояло дивное создание Соломона – храм Иеговы, в, котором он молился за народ свой. Но в старости, овладеваемый страстью к женщинам, до того предался им, что они склонили сердце его к иным богам (ст. 4). Из угождения им, он построил в самом Иерусалиме идольские капища для тех божеств, которым они служили (ст. 7. 8). Это угождение простёрлось наконец до того, что и сам он стал служить Астарте, божеству сидонскому, и Милхому, мерзости аммонитской, и пр. (ст. 5). Такое отступление от Иеговы не могло быть оставлено Им без внимания. И разгневался , говорится в книге Царств, Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа, Бога Израилева (ст. 9). Иегова, дотоле милостивый к Соломону, возвестил ему: что за такое отступление отнимет от него царство и отдаст рабу его, и только ради Давида, отца его, исполнит это после него, при сыне, которому ради же Давида и Иерусалима оставит только два колена (ст. 11–13). Однако ж, и самого Соломона Иегова не оставил безнаказанным, воздвигнув против него врагов и вне и внутри царства (ст. 14–40). Этими печальными событиями, ознаменовались последние годы Соломона, и они кладут мрачную тень на последний период его царствования, который является в совершенном контрасте со всем предшествующим. Возобладание над Соломоном женщин имело своё влияние не на религиозное только чувство царя, но  простиралось несомненно и на дела правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Но уже в период Судей, когда народ начал отступать от служения Господу и ходить вслед иных богов, жизнь ветхозаветной Церкви периодически оказывалась в опасности. И тогда появляются пророки, обличавшие народ, призывавшие его вернуться к Завету с Господом. В книге Судей упоминаются только два пророка: Девора ( Суд.4:4 ) и некий человек Божий ( Суд.13:6 ). Однако надо иметь в виду, что в этот период многое из пророческого служения выпадало на долю самих судей, которые, также как и пророки, были поставляемы Господом. «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их» ( Суд.2:18 ). Но все же, по замечанию 1й книги Царств, «слово Господне было редко в vie дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ). Этот период еще не был временем тьмы – после каждого отпадения народ возвращался к служению Господу. Тьма сгустилась во времена разделения единого царства после смерти царя Соломона. Впервые государственные, личные и династические амбиции были поставлены выше исполнения завета Божия. Создание независимого Северного царства при наличии одного народа, единого Закона, единого Храма, единых требований Закона о принесении жертв всем народом в иерусалимском Храме не менее трех раз в год, с неизбежностью должно было поставить перед каждым израильским царем проблему выбора. Или он будет поддерживать единый культ со всеми его требованиями – тогда для него реальной станет возможность потери царства: если весь активный народ будет трижды в год ходить в столицу другого государства, то через какое-то время существование двух отдельных царств станет бессмысленным и будет восстановлено единство. Или он должен создать свой собственный культ, похожий на иерусалимский, но со своим местным святилищем, своими священниками и т. д., чтобы не допустить постоянного паломничества в столицу другого государства. Это понимал каждый израильский царь, и перед каждым монархом северного царства вставал выбор – что для него важнее: исполнение Закона или сохранение собственного царства? Выбор главенства царства фактически означал отвержение Закона, потому что, независимо от личного благочестия того или иного царя, это вело весь народ к постоянному нарушению Первой заповеди. Впервые и весь народ Божий столкнулся с дилеммой: Церковь или государство?

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Сказал Господь Моисею, говоря: в первый день месяца первого поставишь скинию свидетельства, и положишь ковчег [свидетельства], и закроешь его завесою; и внесешь стол и светильник (его); и поставишь кадильницу золотую для курения пред ковчегом свидетельства, и поместишь покров завесы ко входу скинии свидетельства. И возьмешь елей помазания, и помажешь скинию и всё, что в ней, и освятишь её и всю утварь её, и будет свята. И освятишь жертвенник, и будет жертвенник святое святых. И сотвори Моисей вся, елика заповеда ему Господь Бог Святый Израилев. И покры облак скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния. И не можаше Моисей внити в скинию свидения, яко осеняше над нею облак, и славы Господни исполнися скиния. И сделал Моисей всё, что заповедал ему Господь (Бог, Святой Израилев), [так он и сделал]. И покрыло облако скинию свидетельства, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию свидетельства, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполнила скинию. Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35 Царств третиих чтение (глава 8): 2. Третьей книги Царств чтение Бысть, яко соверши Соломон еже создати дом Господень. И собра вся старцы Израилевы в Сион вознести кивот завета Господня из града Давидова, сей есть Сион. И взяша священницы кивот завета Господня, и скинию свидения, и вся сосуды святыя, яже в скинии свидения. И царь, и весь Израиль пред кивотом. И внесоша священницы кивот завета Господня на место его, в давир храма, во святая святых, под крила Херувимов. Яко Херувими бяху распростерты крилами над местом кивота, и покрываху Херувими над кивотом и над святая его свышше. Было, когда завершил Соломон сооружение дома Господня, и созвал он всех старейшин Израиля на Сион, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, который есть Сион. И подняли священники ковчег (завета Господня), и скинию свидетельства, и все святые сосуды, которые в скинии свидетельства; и царь и весь Израиль шли пред ковчегом. И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья Херувимов: ибо Херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали Херувимы ковчег и святыни его сверху.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Повествование книг Паралипоменон об Амасии и Иосии параллельно повествованию кн. Царств и сравнительно с последним не даёт ничего нового; но в других местах сообщает много определённых указаний на целый состав Пятокнижия. В первых главах I-я книга Паралипоменон повторяет родословные списки книг Бытия, Исхода, Числ; при описании распоряжений Давида касательно богослужения (гл. 23) передаёт содержание книги Левит в таких выражениях, которые не оставляют никакого сомнения в том, что автор разумел именно эту книгу: и исчислены левиты.., чтоб они были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, для наблюдения за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепёшками, за печёным, жареным и за всякой мерой и весом, и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы,, в новомесячия, и в праздники по числу, как предписано о них 3393 , – без сомнения, в книге Левит. Не менее ясные указания на книги Исход, Левит и Числ повторяются во 2-й книге Паралипоменон, при описании царствования Соломона, Авии, Иосафата, Иоаса и Езекии (в особенности). Книги Ездры и Неемии представляют столь великое множество ссылок на Пятокнижие, как на писанный закон Моисеев, что приводить их значило бы выписать половину содержания книг названных писателей. Для примера укажем только на речь Неемии в 9-й главе, где вкратце передано содержание всего Пятокнижия. Ещё следует заметить (Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1912 год//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 561–668 (7-я пагин.) —561— Ездры. II-я часть – исследование о содержании и происхождении её. В I части 6 глав: в 1-ой главе г. Шарапов говорит о надписании 2-ой книги Ездры и её месте в древних кодексах и в печатных изданиях Библии, доказывает, что она была написана с самого начала автором по-гречески, а не переведена с еврейского, доказывает, что ею пользовался Иосиф Флавий в своей Археологии, указывает древние переводы её на разные языки. В главах 2–4 он рассматривает вопрос о том, на каком языке читал автор канонические источники 2 Ездры, – в еврейском ли подлиннике, или в переводе LXX, – и высказывается в пользу первого предположения. В 5-ой главе он говорит о текстуальных особенностях 2 Ездры по сравнению с текстом её канонических источников: о перестановках, опущениях, сокращениях и прибавлениях. В 6-ой главе он указывает на важность 2 Ездры для критики текста книг канонических, – как еврейского, так и греческого в переводе LXX; язык 2 Ездры определяет как более чистый по сравнению с языком перевода LXX; делает догадки об источниках апокрифической вставки (2 Е. III–V, 6); первоначальным языком её он считает также греческий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» (43:10, 11); «Я Господь, – это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (42:8); «Я первый и в последних Я тот же» (41:4); «Я первый и Я последний, и, кроме Меня, нет Бога» (44:6); «Я Господь, и нет иного» (45:6, 18); или еще – частых указаний на то, что Господь сотворил небо и землю, не встречается в первой части книги пророка Исаии; но они становятся понятными в устах пророка, если принять во внимание то возвышенное возбужденное состояние духа, какое произвели в пророке Исаии надменность царя ассирийского, поношение Бога Живого, сравнение Бога Живого с богами народов, «изделием рук человеческих». Кроме того, и в различных местах 1-й части книги неоднократно утверждается единство Божие и ничтожность идолов, как дела рук человеческих. Напр. 2:8: «и наполнилась земля его идолами; они покланяются делу рук своих, тому, что сделали персты их»; 17, 18 ст. «и падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день; и идолы совсем исчезнут» (ср. 41:29; 44:11, 9, 20 стихи); 2:20: «в тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им», ср. 17:7–8; 19:1; 21:9; 27:9; 30:22; 31:7; 37:16–20 и др. В молитве царя Езекии можно даже отчасти находить вышеозначенный способ изображения единства и всемогущества Божия. Напр.: «Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю... Услышь слова Сеннахерима, который послал поносить Тебя Бога Живого... и ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (37:16, 17, 20). Кроме того, сравни сказанное выше на 243 стр. Затем говорят, что в 56-й и 58-й главах (и др.) писатель придает слишком большое значение чествованию субботы, поставляет чествование субботы главным признаком благочестивого израильтянина; усвоять подобное значение субботе начали уже после обретения книги закона при царе Иосии, когда развилось строгое, но несоразмерное с внутренним настроением соблюдение внешних обрядовых установлений, – и после плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

—79— в благословении, преподанном Израилю, упоминает о том, что не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрёк через раба Своего Моисея ( 3Цар.8:51,53,56 ). „Печь железная“ – выражение, употреблённое в книге Второзакония 3390 ; благие слова, изречённые Моисеем – это его благословения, содержащиеся также во Второзаконии; равным образом, идея отделения Израиля в удел из всех народов земли чаще и яснее выражается опять же во Второзаконии. Следовательно, молитва Соломона, в связи с завещанием Давида, даёт прямое доказательство того, что 1) Второзаконие существовало до Давида, 2) что его происхождение приписывалось Моисею. При Соломоне ещё хранились скрижали завета, которые положил туда Моисей на Хориве ( 3Цар.8:9 ; сн. Втор.10:5 ). В 4-й книге Царств ( 4Цар.14:5–6 ) встречаем формальную цитацию из книги закона Моисеева. Амасия умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так-как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за своё преступление должен быть наказываем смертью. Приводится с буквальной точностью 16 стих 24 главы Второзакония (ср. 2Пар.25:3–4 ). В царствование Иосии, в 18 год, первосвященник Хелкия нашёл в храме книгу закона и через Шафана писца передал её Иосии; когда Шафан прочитал её пред царём, то последний разорвал одежды свои и отправил нарочитых мужей к пророчице Олдаме вопросить Господа о словах найденной книги. Пророчица Олдама сказала им: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь Иудейский 3391 . Впечатление, произведённое на царя чтением книги, и содержание её, вкратце переданное в словах пророчицы, – ясно показывают, что это опять-таки было Второзаконие, что явствует и из нижеследующих распоряжений царя: Иосия повелел народу совершить —80— пасху, как написано в книге завета, потом истребил. вызывателей мёртвых, и волшебников, и терафимов, w идолов.., чтоб исполнит слова закона, написанные в книге, которую нашёл Хелкия священник 3392 . Предписание о пасхе есть во Второзаконии – гл. 16; постановление против вызывателей мёртвых, волшебников и пр. находится там же в 18 главе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это надписание, хотя непосредственно и не содержит имени Соломона, но несомненно указывает на последнего, потому что из детей Давида только один Соломон был царем в Иерусалиме, б) Это надписание, затем, несколько раз в более сокращенной форме повторяется и подтверждает принадлежность всей книги, а не отдельной лишь какой-либо ее части, тому же Екклезиасту-Соломону. Все мудрствование Екклезиаста излагается от лица самого мудреца, как его собственная речь и выводы из его многообразных личных наблюдений, часто как тяжелые и жизненные его собственные опыты (1:13—14:16—17; 2 гл.; 3:10; 4:1, 4, 7; 6:1; 7:16; 8:15; 10:6—7). Но этот опытный мудрец называет себя несколько раз, как и в надписании, Екклезиастом, царем израильским в Иерусалиме (1:2, 12, 16; 7:27; 12:8—10), следовательно лицом вполне тождественным с упоминаемым в надписании, т. е. Соломоном, в) В эпилоге книги (12:9—14) даются следующие сведения о не раз уже упомянутом том же Екклезиасте, как писателе книги: «кроме того, что Екклезиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал и составил много притчей, слова истины записаны им верно» (12:9—10). Если сопоставить это свидетельство об Екклезиасте, ранее дважды названном царем израильским (1:1, 12), с описанием Соломона в 3 книге Царств: «и дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум и обширный ум… и была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Изрек он три тысячи притчей и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона» (3Цар.4:29—34), — то не усумнимся отождествить «мудрейшего, писавшего притчи, все узнавшего» царя Екклезиаста с Соломоном. Тождество здесь несомненное, хотя и без имени Соломона. г) Царское достоинство Екклезиаста, и именно тождество его с Соломоном, очень ясно видно во второй главе. На первое указывает, например, следующее выражение: «у всех бывших прежде меня в Иерусалиме» (2:7, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010