В научной лит-ре существует 2 т. зр. относительно времени жизни прп. Серапиона Зарзмского: согласно более распространенному мнению К. Кекелидзе, это IX-X вв., П. Ингороква и Г. Н. Чубинашвили относят события Жития и соответственно время бытования в мон-ре иконы к VII-VIII вв. Цилканская икона Божией Матери. IX–X вв., XIII в. (ГМИГ) Цилканская икона Божией Матери. IX–X вв., XIII в. (ГМИГ) В IX-X вв., т. е. в конце периода иконоборчества и времени триумфа иконопочитания, были созданы Цилканская икона Божией Матери (ГМИГ; древние части - лики и руки Богоматери, Младенца и архангелов; фигуры выполнены в XIII в.) и икона «Богоматерь на престоле и вмц. Варвара» (ИЭМС). Эти произведения по художественному строю восходят к восточнохрист. изобразительной традиции, что проявляется в иератичности и экспрессивности образов, в лаконичном, неск. архаичном характере рисунка, в плоскостно-декоративной трактовке форм. С XI в. политическое и религ. возрождение гос-ва обусловило подъем во всех сферах культуры и развитие прогрессивных тенденций в искусстве. Этому способствовало также сближение с Византией, к-рая для христ. мира отождествлялась с высшими достижениями правосл. культуры. Представление о груз. иконописи этого периода дают иконы Божией Матери «Одигитрия» и Спасителя из Ушгули (XI в.). Монументальные фигуры отличаются выразительным силуэтом, пропорциональной соразмерностью. В живописной разработке форм ярко выражены стилистические тенденции эпохи: лики очерчены четким контуром, рельефность форм создается применением пробелов (вокруг глаз, на лбу, над бровями, на переносице) поверх теплого охряного тона. Живописная разделка одежд посредством выразительного рисунка и высветлений намечает пластические объемы фигур. Сорок Севастийских мучеников. Икона. Кон. XI — нач. XII в. (ИЭМС) Сорок Севастийских мучеников. Икона. Кон. XI — нач. XII в. (ИЭМС) Процессионная икона «Собор архангелов» из ц. св. Архангелов в с. Пхотрери (кон. XI - нач. XII в.) - самый ранний сохранившийся пример этой иконографии в христ. искусстве - продолжает художественные традиции предшествующей эпохи. Икона отличается высоким живописным мастерством, структурностью композиционного построения и торжественной монументальностью: фронтально стоящие архангелы Михаил и Гавриил, облаченные в лоратные одеяния, держат медальон с образом Христа Еммануила. Между архангелами изображены небольшие фигурки мужчины и женщины в моленных позах - заказчиков иконы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

н. Анчисхати (ныне в ГМИГ). Сильно поврежденное, фрагментированное первоначальное изображение VI-VII вв. скрыто поздними поновлениями, что значительно затрудняет изучение иконы, но строгий лик Христа, с большими, широко распахнутыми глазами и четким темным рисунком черт, позволяет отнести исполненный энкаустикой образ к грузино-сир. художественному кругу ( Амиранашвили Ш. Я. Бека Опизари. Тбилиси, 1956. С. 241-243). Отсутствие в Грузии сохранившихся раннесредневек. памятников иконописи компенсируется данными груз. лит. источников, свидетельствующих о распространении икон в VI-IX вв. и об их значении для церковной жизни страны. Так, в новооткрытой на Синае груз. рукописи X в. Житие св. Иоанна Зедазнели (Sinait. iber. 50) появление в Грузии Нерукотворного образа Спасителя связывается с сир. отцами, учениками прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) - прп. Исидором Самтависским (Эздериозом Набукели) и Феодосием Урхаели (оба VI в.), чем косвенно подтверждается предание, согласно к-рому в Грузии хранился, по одной версии, Мандилион, по другой - Чрепие ( Алексидзе З. Мандилион и керамион в груз. лит-ре//Academia. 2001. 1. С. 9-15 (на груз. яз.)). Житие св. Григола Ханцтели, написанное Георгием Мерчуле в Х в., содержит свидетельства о распространении икон в Грузии и об их чудотворении. В Житии говорится, что прп. Григорий Хандзтийский (759-861) и его племянник Савва отправились в К-поль для поклонения Животворящему Древу и св. местам. В свой мон-рь Хандзта (Кларджети) паломники привезли мощи и иконы, а также «множество разных евлогий» (Груз. литература. Тбилиси, 1987. Т. 1. С. 600 (на груз. яз.)). Житие повествует также о чуде исцеления женщины, сотворенном иконой Божией Матери. Сохранившийся чеканный оклад (ГМИГ) утраченной иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма - одного из древнейших чудотворных образов Грузии - датирован надписью 886 г. ( Чубинашвили. 1959. С. 27-42). В Житии св. Серапиона Зарзмели, составленном в Х в., особое место занимает рассказ о храмовой иконе мон-ря Зарзма «Преображение», ее значении, почитании и совершившихся от нее чудесах.

http://pravenc.ru/text/168199.html

д., в приложении размещались материалы по истории и культуре Грузинской Церкви, публиковались жития груз. святых. Экзарх Евсевий (Ильинский) под предлогом недостатка средств закрыл журнал (1868), после чего в течение мн. лет Экзархат не имел своего печатного органа. В 1891-1917 гг. на рус. и груз. языках выходил «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1910-1917 - Вестник Грузинского Экзархата). В 1883-1910 гг. в Зестафони на груз. языке выходил издаваемый на средства прот. Давида Гамбашидзе ж. «Мцкемси» (Пастырь), сыгравший важную роль в усилении патриотизма груз. духовенства и укреплении Православия среди населения. Несмотря на жестокую цензуру, журнал освещал историю не только ГПЦ и Грузии в целом, но и отражал совр. политические процессы. В 1886-1903 гг., чтобы заинтересовать негруз. читателя, выходили параллельные номера журнала на рус. языке. В кон. XIX в. в России встал вопрос о возможности восстановления Патриаршества в РПЦ. В среде груз. общественности появилась надежда, что определенные преобразования затронут и Г. Э. В 90-х гг. сформировалось новое поколение груз. духовенства, воспитанное в духе верности Православию и ГПЦ и впитавшее идеи груз. просветителей 2-й пол. XIX в. Его представители - позже канонизированные Грузинской Церковью епископы Кирион III (Садзаглишвили ; в 1917-1918 Католикос-Патриарх), Леонид (Окропиридзе ; в 1918-1921 Католикос-Патриарх), Амвросий (Хелая ; в 1921-1927 Католикос-Патриарх), Каллистрат (Цинцадзе ; в 1932-1952 Католикос-Патриарх) и др.- внесли большой вклад в защиту ГПЦ и обретение ею автокефальных прав. Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) В период управления Г. Э. архиеп. Евсевием (Ильинским) имели место случаи расхищения церковного имущества. Груз. пресса того времени обвиняла его в том, что он через посредников продавал частным коллекционерам митры и драгоценные кресты груз. архиереев и патриархов. В 1869 г. при его покровительстве и содействии кутаисский ген.-губернатор В. В. Левашов изъял из Гелатского мон-ря драгоценную Хахульскую икону Божией Матери Х в. Худож. В. А. Васильеву был заказан эскиз иконы, с к-рого худож. В. Сазиков выполнил копию. Оригинал был продан коллекционеру М. П. Боткину, а копия возвращена в Гелатский мон-рь. Афера не осталась тайной и вызвала возмущение общественности. Груз. духовенство обвиняло экзарха Евсевия в попустительстве доносам и в репрессиях среди груз. учителей и священников. С особой неприязнью экзарх относился к свт. Гавриилу (Кикодзе), убеждая Синод в неблагонадежности архиерея и прибегая к политическим интригам. Однако высокий авторитет еп. Гавриила среди паствы и известность в масштабах империи обусловили его неприкосновенность, Святейший Синод не реагировал на доносы экзарха.

http://pravenc.ru/text/168201.html

В 1122 г. Д. С. завладел Тбилиси, к-рый на протяжении 400 лет принадлежал мусульманам, и перенес туда из Кутаиси столицу Грузинского гос-ва. В 1123 г. освобождением Дманиси завершилось освобождение и политическое объединение Грузии. В авг. 1124 г. к Д. С. прибыли послы из столицы Армении Ани с просьбой о помощи в освобождении города от турок-сельджуков, обещая Д. С. «сдать город». Как пишет «историк Давида», царь за 3 дня снарядил 60-тысячное войско, освободившее Ани и присоединившее его к Грузии. В том же году был присоединен Ширван. В результате одержанных царем побед границы Грузинского царства расширились «от Никопсии до Дербентского моря и от Осетии до Арагаца» (Завещание царя царей Давида Гелатскому мон-рю. 1984. С. 62). Д. С. стал титуловаться как «царь абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян ( Дундуа Г. , Дундуа Т. 2006. С. 196-198). В 1105 г. по инициативе Д. С. был созван Руис-Урбнисский Собор , 19 правил (уложений) к-рого установили основные дисциплинарные и адм. нормы ГПЦ. Почти полностью был сменен архиерейский состав: недостойные епископы были отлучены от Церкви, кафедры заняли единомышленники царя. Д. С. объединил в одном лице 2 должности: церковную (чкондидели - Чкондидский епископ) и гос. (мцигнобартухуцеси - канцлер). Став важнейшим лицом в гос-ве и Церкви после царя и католикоса-патриарха, чкондидел-мцигнобартухуцеси, должность которого занял воспитатель царя еп. Георгий, контролировал все ведомства центрального управления. Ему же царь вверил высший апелляционный суд (Жизнь царя царей. С. 327). Объединив под управлением одного архиерея 2 наиболее крупные епархии - Бедийскую (Зап. Грузия) и Алавердскую (Вост. Грузия), Д. С. еще более упрочил церковное единство в Зап. и Вост. Грузии. Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ) Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ) При Д. С. был возобновлен мон-рь Шиомгвиме , по заказу царя Арсений Икалтойский перевел Типикон монастыря св. Симеона Столпника на Чёрной Горе (Сирия), по к-рому в Шиомгвимском монастыре совершалось богослужение до нач. XIX в. «Историк Давида» писал, что Д. С. «щедро одарил лавры, церкви и монастыри» не только Грузии, но и Византии, Афона, Сирии, Кипра, Палестины, а особенно «могилу Господа нашего Иисуса Христа». С крупным пожертвованием Д. С. также связаны строительные работы в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Д. С. имел тесные связи с крестоносцами. Из письма (1108) кантора ц. Гроба Господня Ансенуса известно, что Д. С. передал им в дар крест, сделанный из частей Креста Господня. Этот крест, названный европейцами «Крестом Давида», хранился в соборе Парижской Богоматери во Франции ( Авалишвили. 1989. С. 17-21).

http://pravenc.ru/text/168512.html

К. Асатиани Проповедь христианства в Грузии связана с именами апостолов Андрея Первозванного, Симона Кананита, Варфоломея, Фаддея и Мататы (Матафии). По церковной традиции Грузия - удел Пресв. Богородицы, выпавший Ей по жребию в Сионской горнице. Считается, что первую епископскую кафедру в Грузии основал в с. Ацкури ап. Андрей, к-рого со Своим Нерукотворным образом послала проповедовать в Грузию Пресв. Богородица. Груз. церковная традиция считает ап. Андрея первым иерархом ГПЦ, поэтому груз. первоиерархи с древности именуются «сидящими на престоле ап. Андрея Первозванного» (см. ст. Грузия ). Проповедь св. Нины в IV в., Крещение Грузии, объявление христианства государственной религией в Картли Св. равноап. Нина. Икона. XVII в. (ГМИГ) Св. равноап. Нина. Икона. XVII в. (ГМИГ) Крещение Грузии и объявление христианства государственной религией связано с проповедью св. равноап. Нины . Сведения о ее деятельности в Картли (Вост. Грузия) сохранились как в груз. преданиях, так и в груз., греч., лат., арм., копт. источниках. В сочинениях визант. церковных историков V в. Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist eccl. X 10), Сократа Схоластика , Созомена и свт. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. eccl. I 24) упоминается некая «пленница», проповедующая христианство в Картли (Иберия), отождествляемая со св. Ниной; в сочинении армянского историка Мовсеса Хоренаци рассказывается о подруге девиц Рипсимян (святых Рипсимии , Гаиании ) - Нунее ( Moses of Khoren. History. 1978. Cap. 86). Основным источником для реконструкции культурно-исторических реалий обращения Картлийского царства является груз. агиографический памятник Житие св. Нины, сохранившийся в неск. редакциях. Древнейшая вошла в «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли, V-VII вв.) и считается протографом, созданным в ближайший после обращения грузин в христианство период (т. е. в сер. IV в.). К более поздним версиям относятся т. н. летописная редакция, включенная Леонтием Мровели в «Картлис Цховреба» (Жизнь Грузии, XI в.), и метафрастическая редакция XII в. Э. Хоштариа-Броссе считает, что Леонтий Мровели использовал созданный в более раннее время утерянный текст ( Хоштариа-Броссе Э. 1996. С. 31-34). Еще одним важнейшим источником является Житие царя Мириана, также вошедшее в «Картлис Цховреба».

http://pravenc.ru/text/638558.html

30 июня 1811 г. ГПЦ утратила автокефалию и вошла в состав РПЦ как Грузинский Экзархат . Ист.: Иоанн Багратиони. Калмасоба. Тбилиси, 1948. С. 211 (на груз. яз.); Габашвили Т. Mimoslva/Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1956. С. 85; Искандер Мунши. Сведения Искандера Мунши о Грузии/Ред.: В. С. Путуридзе. Тбилиси, 1969. С. 102. Лит.: Иоселиани П. Ист. взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849; он же. Жизнь царя Георгия XII. Тифлис, 1893. С. 10-21; Берзенов Н. Католикос Антоний I и его «Похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии». Тифлис, 1855; Кавтария М. Жизнь и деятельность Виссариона Орбелишвили//Вестник Ин-та рукописей АН Грузии. Тбилиси, 1959. 1. С. 75-111 (на груз. яз.); он же. Из истории груз. обществ. мысли XVIII в.: Эпистолярное наследие Антония Багратиони. Тбилиси, 1977. С. 18-40 (на груз. яз.); Жужунадзе О. К истории внешней политики Грузии в 1-й пол. XV в.//Вопросы истории внешней политики груз. феод. государств. Тбилиси, 1970. Т. 1 (на груз. яз.); Гугушвили М. Жизненный путь Теймураза I. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Орбелиани П. История Грузии. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Джамбурия Г. Полит. ситуация в Грузии в 30-90-х гг. XVII в.//Очерки истории Грузии. 1986. Т. 4. С. 328 (на груз. яз.); Абуладзе Ц. Османские грамоты по истории груз. колонии в Иерусалиме и на Синае//Изв. АН Грузии. 1987. 1. С. 91. З. Абашидзе Абхазский (Западногрузинский) Католикосат в XVI-XVIII вв. Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. 1568 г. (ГМИГ) Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. 1568 г. (ГМИГ) В XVI в. в Зап. Грузии с севера усилился поток мигрирующих на юг и юго-запад северокавк. горцев-язычников, с юга нападала Османская империя, что привело к исламизации Абхазии и Юж. Грузии. В кон. 60-х гг., при католикосе Евдемоне I (Чхетидзе), резиденция Абхазского католикоса была перенесена из Бичвинты в храм св. Георгия в мон-ре Гелати. Туда же отправили святыню Западногрузинской Церкви - Пицундскую (Бичвинтскую) икону Божией Матери , покровительницу Абхазского Католикосата, созданную по заказу Евдемона I в 1568 г. Несмотря на это, Бичвинтский храм до конца существования Католикосата оставался кафедральным собором: католикосы жертвовали поместья и утварь, посещали Бичвинту на праздники, груз. священник на груз. языке регулярно совершал богослужения, зачастую при полном отсутствии паствы.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Нагрудный крест св. царицы Тамары. XII в. (ГМИГ) Нагрудный крест св. царицы Тамары. XII в. (ГМИГ) Католикос Михаил скончался в 1190 г. О нем неизвестный историк св. царицы Тамары (возможно, Басили Эзосмодзгвари) писал, что «никто не скорбел по нему, ни знатные, ни простые, ибо ненавистен был каждому» (КЦ. Т. 2. С. 122). Архиеп. Антоний (Глонистависдзе) был восстановлен в должности чкондидел-мцигнобартухуцеси, а католикосом-патриархом стал Феодор II . В правление св. царицы Тамары Патриарший престол занимали Василий IV , Иоанн VII и Епифаний . На рубеже XII и XIII вв. Грузия, успешно выступавшая против тюрк. племен, приобрела значительный политический авторитет. Султан Рукн-ад-Дин с объединенным тур. войском выступил против св. царицы Тамары, встав лагерем близ Басиани (Юж. Грузия). Он потребовал от царицы сдаться и обещал взять ее в жены, в противном случае угрожал разрушить страну и взять ее наложницей. Муж царицы Давид Сослан во главе объединенного груз. войска двинулся на стан турок, а св. Тамара молилась за победу грузин пред Вардзийской иконой Божией Матери. Вместе с ней находился патриарх Феодор и еп. Гелатский свт. Иоанн Шавтели , гимнограф, философ и ритор. Во время литургии о даровании победы грузинам в мон-ре Одзрхе, в момент, когда грузины стали одерживать верх, произошло чудо: юродивый Евлогий трижды пал на землю с возгласом: «Славен Бог! Всемогущ Христос!.. Милость Божия снизошла на дом Тамары!»- и прп. Иоанн Шавтели передал его слова царице (КЦ. Т. 2. С. 99, 138). Прп. Иоанн Шавтели в честь победы грузин в Басианской битве (1202) написал «Песнь Вардзийской Богородице» (1204). Ему же принадлежит посвященная св. царице Тамаре ода «Абдул-Мессия». Вардзийская икона Божией Матери. XII–XIII вв. Вардзийская икона Божией Матери. XII–XIII вв. В царствование Георгия III и св. Тамары большое влияние при дворе приобрели представители курдского рода Мхаргрдзели, исповедующего монофизитство,- амирспасалар Саргис и его сыновья, амирспасалар Захария и мсахуртухуцеси (министр двора) Иване. Видимо, вероисповедание столь значимых политических деятелей беспокоило груз. общество и Церковь. В источниках описывается, как во время одного из богослужений «армянин, монофизит по вере» амирспасалар Захария Мхаргрдзели вслед за присутствовавшими на литургии знатными лицами подошел к причастию и священник отказал ему. Конфликт было решено разрешить с помощью «словопрений». Из Армении прибыли представители Армянской Церкви во главе с Ванским католикосом; с груз. стороны присутствовали св. царица Тамара, ее супруг Давид Сослан, епископы. Спор был разрешен, Захария подтвердил истинность правосл. веры, но отказался принимать ее, а его брат Иване принял Крещение от католикоса Грузии, и вслед за ним «многое множество армян явились, чтобы принять крещение» (КЦ. Т. 2. С. 82-90).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Б. Кудава Возникновение Абхазского Католикосата в Зап. Грузии Христос Пантократор. Мощевик. Х в. (ГМИГ) Христос Пантократор. Мощевик. Х в. (ГМИГ) связывают с выходом из юрисдикции К-польского Патриархата митрополии Фасиса с 4 подчиненными кафедрами (Родополь, Саисины, Петра, Зиганеи), а также архиепископий Никопсии и Абазгии с последующим их объединением в Грузинскую Церковь, политическую основу к-рого составляло Абхазское (Западногрузинское) царство. Резиденция католикоса находилась в Бичвинте (Пицунда), где в X в. был выстроен кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы. Западногрузинских католикосов в источниках называют также Бичвинтскими - по местонахождению их резиденции. Титулатура католикоса («Богоизбранный наместник апостола Андрея Первозванного... подражатель Двенадцати») подчеркивала преемственность служения католикоса от просветителя Грузии ап. Андрея Первозванного ( Какабадзе. Церковные документы. Т. 2. С. 41, 51-52; Исторические документы Имеретинского царства и Гурийско-Одишских княжеств. Т. 1. С. 105-106). С обретением церковной независимости от К-поля греч. епископские кафедры, расположенные в основном на побережье Чёрного м., упразднялись абх. (западногруз.) царями, вместо них основывались грузинские. С IX в. в Зап. Грузии греч. язык в богослужении был заменен грузинским, появились и первые эпиграфические памятники на груз. языке, наиболее ранние из к-рых - надписи на асомтаврули в церкви Мсигхуа (Гудаутский р-н) ( Ахаладзе. Эпиграфические памятники. 1999. С. 363-374; КГН. Т. 2. С. 30-32; Бгажба. Из истории письменности. 1967. С. 5). Прямых сведений о существовании Абхазского Католикосата до XI в. нет, наиболее ранним свидетельством является Ахалцихское пергаменное Евангелие (Исторический музей г. Ахалцихе, ркп. 186, XI в.), в колофонах к-рого неск. раз упоминается «католикос Абхазии Свимеон», современник автора записей ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 89-90; Бердзенишвили. Вопросы. Т. 3. 1966. С. 47; Силогава В. Древнейшее письменное сведение об Абхазском католикосе//Груз. источниковедение. Тбилиси, 2006. Вып. 11. С. 108-120 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

В 1913 г. по инициативе прав. Евфимия Такаишвили была организована экспедиция в неск. мон-рей Гареджийского многогорья. Рака, установленная в сев.-вост. рукаве Преображенской ц., повторявшая формой и размерами могилу св. Давида, была известна как место погребения Д. Г. ( Карбелашвили. 1895. С. 2), но Г. Чубинашвили считал ее усыпальницей прп. Лукиана Гареджийского ( Чубинашвили. 1948. С. 40). Сохранилась фотография раки, сделанная Ф. Кюне, одним из членов экспедиции. По-видимому, рака была изготовлена из дерева, украшена металлическими, возможно бронзовыми, деталями и находилась под покровом. На гробницу был возложен живописный образ Д. Г. Мощи помещены в специально высеченную в полу небольшую раку (Кекел. Фонд Е. Такаишвили. Ед. хр. 295). Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский, Давид и Додо Гареджийские. Икона. XIX в. (ГМИГ) Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский, Давид и Додо Гареджийские. Икона. XIX в. (ГМИГ) В нач. 20-х гг. ХХ в. с закрытием Давидгареджийской лавры и остальные мон-ри Гареджи пришли в упадок и опустели. В 1917-1918 гг. лавра неск. раз подвергалась нападению, пострадали местные святыни, были разорены раки преподобных Давида и Д. Г. В 60-х гг., во время восстановительных работ в лавре, раки покрыли бетонным раствором. В нач. авг. 2000 г. с благословения КатоликосаПатриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) рака Д. Г. была вскрыта. После разборки кирпичной кладки на полу сев. рукава церкви показался обозначенный слегка процарапанным контуром прямоугольник, размерами соответствующий раке прп. Давида. В юго-зап. части было обнаружено высеченное в полу небольшое углубление (70×30 см, глубина 35 см) с мощами Д. Г. Стало очевидно, что рака была создана позднее, для ее устроения был частично расширен и переделан сев. рукав церкви ( Схиртладзе. 2006. С. 35, 89. Таб. 53, 54, 62). 6 авг., после вскрытия раки и явления мощей Д. Г., в Гареджи прибыл Католикос-Патри-арх Илия II и отслужил молебен. На основе проекта (автор Т. Беридзе), выполненного в Отделе охраны и поиска святынь Грузинской Патриархии, была создана каменная рака малых размеров в виде саркофага, куда были положены мощи Д. Г. Ее поместили в сев.-вост. рукав Преображенской ц. и т. о. перекрыли полость, созданную при перенесении мощей Д. Г. в 1880 г. Иконография

http://pravenc.ru/text/178730.html

Мартвильский нагрудный энколпион в виде триптиха . (IX в., ГМИГ, 12,2×12,2 см в закрытом виде, серебро с позолотой, чеканка, перегородчатая эмаль, чернь, драгоценные камни), один из значительных образцов груз. средневек. искусства раннего периода. Лицевая сторона закрытого триптиха содержит 4 квадратных поля, предназначенных, очевидно, для заполнения перегородчатой эмалью. На обороте помещены 4 сцены, выполненные в технике черни и имеющие орнаментальное обрамление: «Рождество Христово», «Сретение», «Сошествие во ад» и «Жены-мироносицы у Гроба Господня». В центральной части раскрытого триптиха помещена исполненная в технике перегородчатой эмали композиция «Деисус», к-рую относят к малочисленной группе сохранившихся эмальерных произведений раннего средневековья. Фон полупрозрачный, изумрудного цвета, одежды окрашены в пурпурно-коричневые и синие полупрозрачные тона, что характерно для ранних перегородчатых эмалей. Центральную часть занимают фигуры стоящего на возвышении Христа (эмаль, сохр. с большими утратами), Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи (эмаль), на крыльях триптиха помещены фигуры архангелов Гавриила и Михаила (чеканка). Верх и низ обрамления центральной части, а также ушко для продевания цепи украшены драгоценными камнями. В отдельных частях триптиха наблюдается сочетание типично новых черт со старыми, с традиц. изображением трафаретных форм. Так, в чеканке просматривается характерный для римско-эллинистического мира пластический подход в трактовке фигур, тогда как эмалевые и черневые изображения решены в плоскостно-графическом декоративном стиле, соответствующем стилистике переходного времени. Иконография памятника уникальна включением самых ранних в восточнохрист. искусстве композиций «Деисус» и «Сретение» (сохр. греч. надпись). Необычными для композиции «Деисус» являются изображения солнца и луны в виде 2 кругов по обе стороны от головы Христа, к-рые должны подчеркнуть величие и славу Господа. Мартвильский наперсный крест-энколпион (IX в., ГМИГ, 15×9 см, золото, перегородчатая эмаль, камни), одно их ранних произведений груз.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010