Аз дверь Тя божию прозвах затворену, и никто же пройде сквозь ея, токмо един Господь Бог израилев» ( Большаков. Подлинник иконописный. 1903. С. ). Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова//СбОДИ на 1873 г. Отд. 2-е. С. 36; Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 45, 46, 68-72; Лазарев В. Н. Визант. и древнерус. искусство. М., 1978. С. 146-147; он же. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1, 2 (Табл.); Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzant. Churches. Copenhagen, 1979. P. 40; Сковран А. Искусство средневек. Сербии//Худож. наследие сербов: (Из монастырских сокровищниц, частных и музейных собраний): [Кат. выст.]. Белград, 1984. С. 43-66; Popovich L. D. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 25-43; idem. Compositional and Theological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321)//Ibid. P. 290; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. Л., 1985. Кат. 111. С. 210-211; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988. С. 319-320; Этингоф О. Е. Эрмитажный памятник визант. живописи кон. XII в. (стиль и иконография)//Вост. Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв.: Сб. ст. Л., 1988. С. 140-159; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода. М., 1989; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. Athens, 1990; Логвинов Е. В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых//Искусство строгановских мастеров: Реставрация, исслед., пробл. М., 1991. Кат. 24. С. 60, 64; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. выст. М., 1991. С. 38-43; Cutler A. Ezekiel and the Politics of Resurrection in 10th Cent. Byzantium//DOP. 1992. Vol. 46. P. 47-58; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261. N. Y., 1997; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в.//Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1999. С. 164-217; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. С. 310-311. Кат. 113; Шалина И. А. Придел Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде: Путев. М., 2001. С. 24; История иконописи: Истоки, традиция, современность. М., 2002; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003. С. 130 [публ. иконы после реставрации]; Орецкая И. А. О миниатюрах греч. рукописи IX в. Sacra Parallela//ВВ. 2003. Т. 62. С. 133-140; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 300-303; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007; Athos: Monastic Life on the Holy Mountain. Helsinki, 2007. P. 78.

http://pravenc.ru/text/293573.html

На эстампах этого извода образ И. известен с кон. XVII в. (гравюра на меди Иосифа Гочемского из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623)). Его изображения имеются, напр., на раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и на хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) И., вероятно 3-й слева во 2-м ряду, изображен необычно (без куколя, с волнистыми волосами). В надписях святой нередко именуется постником (спостником). На иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе погрудное изображение И. вместе с др. святыми помещено в правой части композиции в одном из цветков «древа» ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314; Он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111). Выполненное в академической традиции изображение И. (или прп. Иоанна, духовного брата прп. Феофила) было включено в программу росписи интерьера храма Христа Спасителя: И. представлен среди 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов - Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Образ И. (в группе Киево-Печерских святых) помещен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) , 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия, ризница ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ), а также на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. И. на рис. мон. Иулиании в серии святцев рус. святых (после 1959, частное собрание - Iuliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskylä], 2000. P. 44) представлен под 7 дек. в рост, в монашеском одеянии, с покровенными руками, в клобуке, с короткой раздвоенной бородой; изображен вместе с преподобными Нилом Столобенским и Антонием Сийским.

http://pravenc.ru/text/469005.html

Новгородского, почивающего в Сковородском мон-ре, с изобр. святителя. Новг., 18952). Похожее гравированное изображение М. присутствует на дарохранительнице (1751, НГОМЗ). М. включен в сонм русских святых на иконах выговских мастеров: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК, ГИМ), 1814 г., письма П. Тимофеева, из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса ( Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012. С. 128-131. Кат. 34) и др. Он написан прямолично среди Новгородских святителей на одной из икон триптиха с фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см. Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33). Кроме того, изображения М. вводились в композицию «Собор Тверских святых», напр. на иконе 1902 г., созданной по заказу члена Тверской УАК И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина), где, по описаниям, М. был «седым, в митре, в крещатых ризах, в белом омофоре, на коем сделаны 4-конечные кресты; правой рукой благословляет, а в левой как строитель мон-рей на белом убрусе держит однокупольный храм» (Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 3-4, 141). В монументальной живописи академического направления образ М. встречается в композиции с подвижниками XIV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия, кон. 60-70-х гг. XIX в., поновление - в 70-х гг. XX в., ок. 2010), а также в росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81). В XX в. образ М. разрабатывала мон. Иулиания (Соколова) в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие»: на иконах 1934 г., 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

XVIII в., частное собрание; см.: [Электр. ресурс]: www.eremeevs/index.php?lotid=176699) святые, покровительствующие домашнему хозяйству, фланкируют фронтальный ростовой образ М. Кон. XVIII в. датируется и изображение на створке киота «Образы Богоматери, избранные святые и праздники» из коллекции Н. П. Лихачёва (Романов-Борисоглебск (?), ГРМ) - М. включен в представительный собор святых, прославленных в чине преподобных (изображен в 4-м ряду в молении иконам Божией Матери «Знамение» и «Корсунская»), в левой группе в 4-м снизу ряду, следующим за прп. Максимом Греком, один из немногих держит в руках развернутый вверх свиток с текстом; голова не покрыта, борода длинная, клиновидная; надпись «    ». На иконе «Избранные святые» (1-я четв. XIX в., ФГБУК «Гос. художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»») М. и Фотиния изображены вместе со святыми Василием Исповедником, Артемием, Петром Александрийским и Феоктистом. На иконе, написанной в XIX в. в Ср. Поволжье, ростовые фигуры прп. Иоанна Лествичника (?) (справа) и М. (слева) фланкируют образ вмч. Пантелеимона (вверху образ Спасителя в облаках) - М. в монашеском облачении, в легком повороте к центру, надпись «Пре Mapohui» (см.: Цодикович В. К. Традиции народной культуры и сюжетообразование в рус. иконописи, парсуне, пластике XIV-XX вв. Ульяновск, 2010. Кат. 419. С. 579. Ил. 431). На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) работы иконописца-старообрядца Н. М. Силина образы святых вынесены на поля, а в среднике представлены композиции с изображением 4 праздников (Рождество Христово, Сретение, Преображение и Успение Пресв. Богородицы). Подбор 16 святых (на горизонтальных полях полуфигуры в медальонах; на вертикальных - фигуры в рост) отвечает наиболее традиц. составу образов целителей в развернутых вариантах на иконах-«лечебниках»; М. представлен на левом поле, 3-м сверху, в -ном развороте к центру, голова не покрыта (куколь на плечах). На иконе из г. Верхотурье Свердловской обл. «Богоматерь Агиосоритисса (Деисусная), с праздниками и избранными святыми» (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

В XIX в. в жен. обителях, напр. в Горицком в честь Воскресения Господня жен. мон-ре, уцелевшие фрагменты шитья (вероятно, из экономии) переносили на новые предметы. 6 полуфигур святых, снятых, возможно, с иконных пелен Кириллова Белозерского мон-ря, послужили украшением новой Е. 2 фигуры, получившие новые подписи (вмц. Екатерина и царевич св. Димитрий), происходят из композиции «Успение Богоматери» на пелене работы мастерской вел. кнг. Софии Палеолог (посл. четв. XV в., ГРМ). С развитием церковной жизни и ремесел в России на рубеже XIX и XX вв. были востребованы древние традиции оформления одежд: Е. для мощей патриарха Ермогена (мастерские шитья Вознесенского монастыря в Кремле, 1913-1914, ГММК) с фигурами Московских святителей в рост в архитектурном обрамлении следует памятникам XVI-XVII вв. Подобные тенденции сохранялись до кон. XX в. В совр. церковном шитье отмечается возрастающий интерес к возрождению древней традиции. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 251, 253-256. Рис. 92, 94. Фото 156; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. Br., 1907; Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Зап. немца-опричника/Пер., вступ. ст.: И. И. Полосин. Л., 1925. С. 63; Millet G. Broderies religieuses du style Byzantin. P., 1939. Vol. 1. Pl. 110; 1947. Vol. 2. Р. 2-5, 29-30, 43-49. Ill. 54-55, 62, 64-65; Wright P. R., Richmond I. A. Catalogue of the Roman Inscribed and Sculptured Stones in the Grosvenor Museum. Chester, 1955. Cat. 40, 120. Pl. 21; A. Едан прилог kлaccuфukaцuju enumpahiлija XIV-XIX в.//Зб. народного мyзeja. Београд, 1967. 5. С. 351-385; Theocharis M. Embroideries//Stavronikita Monastery: History, Icons, Embroideries. [Athens], 1974. P. 143-237; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976. С. 64-70; Рыбаков А. А. Худож. памятники Вологды. М., 1980. Ил. 65; Walter C. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. P. 19-20; Худож. шитье Др. Руси в собр. Загорского музея/Авт.-сост.: Т.

http://pravenc.ru/text/190057.html

Образ пишущего М. с разными канцелярскими принадлежностями на фоне архитектуры из арсенала книжной иллюминации был заимствован иконописцами, напр. для створок царских врат как в визант. темплоне, так и в рус. высоком иконостасе. В монументальной живописи Др. Руси этот же образ наряду с др. евангелистами был усвоен для декорации паруса. В рус. рукописях XV-XVI вв. наследуются основные изводы облика М., прежде всего пишущего на архитектурном фоне. Могут отличаться архитектурные детали, формы предметов, положение М. в процессе работы: пишет ли он на листе, лежащем на его колене, как на миниатюре работы художника из круга Андрея Рублёва (Евангелие Хитрово - РНБ. Ф. 304. Троиц. III. 3/М 8657. Л. 44 об., ок. 1405 г.) и на др. миниатюрах схожего извода (Евангелие из ризницы Троице-Сергиева мон-ря - РНБ. Ф. 304. Троиц. III. 5/М 8655. Л. 4, нач. XV в.: Шереметьевское Евангелие - ГИМ. Муз. 364. Л. 44 об., 2-я четв. XV в.), или в небольшой рукописи, к-рую он держит на весу (Морозовское Евангелие - Оружейная палата. 11056. Л. 53 об., нач. XV в.), или разворачивает кодекс на коленях (Евангелие - ГИМ 20737. Муз. 352. Л. 59 об., 1534 г.). В поздних рукописях его образ помещается в архитектурную рамку, напр., в Евангелии с иллюстрациями мастера Феодосия, сына Дионисия (РНБ. Погод. 133. Л. 10 об., 1507 г.), в Евангелии Исаака Бирева (РНБ. Ф. 304. III. 15 Л. 12 об., 1531 г.). Не только на миниатюрах, но и в памятниках иконописи встречается изображение М. с персонификацией Премудрости, как это представлено в Рогожском Евангелии (РГБ. Ф. 247. Рогож. 138. Л. 11 об., 1-я треть XV в.), на фрагменте царских врат (XV в., ГРМ). В нек-рых случаях в значении Премудрости, вдохновляющей евангелиста, выступает ангел (символ М.), что сближает иконографию М. с изводом ап. Иоанна Богослова «в молчании» (миниатюра московского художника из Евангелия Луки Киприота - Baltim. 535. Fol. 67v, 1596-1600 гг.). На иконографию евангелистов, в т. ч. М., повлияли изображения пророков. Мастера копируют рукописи XIV в., повторяя на новом этапе процессы, известные в византийском позднепалеологовском искусстве: в миниатюре из Евангелия 1551 г. из Соловецкого мон-ря (БАН. Солов. I. Л. 10 об.) М. стоит на золотом фоне, его фигуре придано винтообразное движение, свиток подвешен к верхнему краю, как к небесам, переливающийся серо-охристый колорит одеяний отражает отблеск небесной благодати. В Лицевом летописном своде традиционный образ пишущего М. дополнен богатой архитектурной декорацией и фигурой правителя, поскольку в тексте упоминается о написании Евангелия «в 3-е лето царства Гаиева» (БАН. 17.17. 9. Л. 914, 70-е гг. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Е., пострадавший в Корсуни, изображен на нек-рых иконах Собора Крымских святых. Оплечный фронтальный образ Е.-старца с седой бородой, в куколе представлен в 3-м ряду крайним справа на иконе посл. четв. ХХ в. из юж. придела во имя Всех святых, в земле Крымской просиявших, в Троицком соборе симферопольского во имя Св. Троицы мон-ря ( Проскурина Н. В. Симферопольский Св.-Троицкий жен. мон-рь. Симферополь, 2007. С. 61). Е., распятый на кресте, изображен в левой части иконы в ц. во имя Всех Крымских святых и вмч. Феодора Стратилата г. Алушты на юж. стене справа от алтаря (написана липецким иконописцем В. Блиновым к празднику Всех Крымских святых, учрежденному Синодом РПЦ в 1988) ( Путнина Г., Кенгурова И. и др. Христ. святыни Алуштинской долины. Симферополь, 2006. С. 74). В росписи ц. Трех святителей г. Симферополя (80-е гг. ХХ в., симферопольский худож. И. Сахаров) ростовой образ Е.-средовека с непокрытой головой и крестообразно сложенными на груди руками помещен в числе Крымских святых в 1-м ряду крайним слева. В 1995 г. в с. Терновка близ Севастополя был устроен в жилом доме храм во имя Е., приписной к Инкерманскому во имя ап. Климента мон-рю ( Дятлов В. Мон-ри Укр. Правосл. Церкви: Справ.-путев. К., 1997. С. 39). Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ. М., 1870. С. 28; он же. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 101, 390-391; Гончарук В. М., Кабанець П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Искусство земли Владимирской: Кат./ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Сергий Е. С. [Коллекция деревянных резных крестов XVI-XVIII вв. в серебряных оправах из собр. НКПИКЗ]. К., 2005. С. 1-20. Ркп.; Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 2006. С. 474-479. Кат. 107; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/187511.html

Также изображения М. входят в состав икон «Похвала Богоматери» («Свыше пророцы Тя предвозвестиша»): иконы Успенского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК); иконы сер. XVI в. (ГРМ); Курской-Коренной иконы Божией Матери (1597, ц. иконы Божией Матери «Знамение» при Архиерейском Синоде РПЦЗ, Нью-Йорк; см.: Языкова И. К., Лука (Головков), игум. Богословские основы иконы и иконопочитания//История иконописи: Истоки, традиции, современность, VI-XX вв. М., 2002. С. 20. Ил. 19). Изображение видения Неопалимой Купины всегда входит в композицию икон «Богоматерь «Неопалимая Купина»» (икона кон. XVI в. из Соловецкого мон-ря, ГМЗК; 2-сторонняя икона «Введение во храм Пресв. Богородицы, с избранными святыми», 1598, Метрополитен-музей, США; икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа, праздниками и Древом Иессеевым», иконописец Дионисий Гринков, 1567-1568, ВГИАХМЗ). Вплоть до сер. XVI в. в рус. иллюминированных рукописях изображения М. встречаются в сочинениях тех же жанров, что и в визант. искусстве: в Киевской Псалтири 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 205 об., 206, 208 об.) и повторяющей ее Угличской Псалтири 1485 г. (РНБ. F.I.5); Псалтири XVI в. (РГБ. Ф. 37. 432. Л. 127, 179); Следованной Псалтири XV-XVI вв. (РНБ. F.I.738); Геннадиевской Библии 1499 г. (ГИМ. Син. 915. Л. 1) - украшена одной заставкой с изображением пишущего пророка. Большое число иллюстраций, в т. ч. с М., сохраняется в Христианской топографии Космы Индикоплова: 1-й четв. XVI в. (РГБ. Ф. 98 15. Л. 89 об., 90, 91 об., 92; 106 об., 113); ок. 1535 г. (РГБ. Ф. 173/I. 102, мастерская митр. Макария) - рукопись украшают роскошные, сложные по композиции миниатюры в лист (Л. 57 об., 59 об., 61 об., 62, 81 об.); обширный цикл миниатюр - в составе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (ГИМ. Муз. 358; БАН. П I Б. 76). Изображение М. включалось в программу входных храмовых врат 2-й пол. XVI в.: «Видение Неопалимой Купины» представлено на вратах Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. На вратах собора арх. Михаила в Вел. Устюге (ГЭ; традиционно датируют 1653-1656) представлены также сцены «Переход через Чермное море», «Получение скрижалей завета» и «Служба Аарона у скинии завета».

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Рождество, крещение, воздержание (отказ от молока матери) святого, приведение его к еп. Ростовскому Прохору и встреча старца-монаха с родителями были представлены в росписи домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского в новгородском Детинце (между 1459 и 1463; см.: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 517). На иконах 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского Борисоглебского на Устье мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 20062. С. 204-209. Кат. 57) и 2-й четв.- сер. XVII в. (в окладе XVII в.; из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР) сцены «Рождество Варфоломея» и «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей» решены традиционно. На иконе с 12 клеймами XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; см.: Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. С. 96-97. Ил. 50. Кат. 114) имеется только композиция рождества (М. в темном сине-зеленом плаще), а на иконе с 16 клеймами 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора Варницкого мон-ря под Ростовом (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. С. 304-307. Кат. 86) - композиции рождества и крещения. Имена родителей прп. Сергия в клеймах подписывались редко. В XVII в., после распространения новой редакции Жития прп. Сергия, составленной Симоном (Азарьиным), появились иконы с расширенным количеством сюжетов. К ним можно отнести, напр., поволжскую икону с 30 клеймами кон. XVII в. (ЦМиАР). К. и М. изображены в 4 клеймах верхнего ряда: «Рождество Варфоломея» (М. на одре, К. восседает в арочном проеме), «Крещение Варфоломея», «Приведение старца-монаха в дом родителей» и «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж». В изображении крещения пресв. Михаил с младенцем на руках предрекает его великое будущее родителям, стоящим по др. сторону купели. К. в боярской одежде, он держит в руках белый плат для принятия младенца после совершения таинства. М. в красном плаще и белом головном уборе. В клейме со старцем-монахом родители выходят ему навстречу в таких же одеждах, причем изображены дважды - и стоящими, и коленопреклоненными, что характерно для иконописи этого времени. В композиции «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж» К. и М. с 3 сыновьями и со слугами направляются к воротам города.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

[Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 113-122; она же. Об иконе Богоматери Одигитрии XV в. в визант. окладе из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы III междунар. конф. Серг. П., 2004. С. 267-279; Иконы Москвы XIV-XVI вв.: Кат. собр. ЦМиАР: Сер. «Иконы». М., 2000. Вып. 1; 2007. Вып. 2; Вздорнов Г. И. Историческое и худож. значение Ферапонтова//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 16-22; Дионисий «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002; Дионисий в Рус. музее: К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. СПб., Художественное наследие Дионисия: Кат. выст. М., 2002; Шалина И. А. Летописная запись Дионисия и особенности росписей боковых нефов собора Ферапонтова мон-ря//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в.: Сб. ст. М., 2005. С. 163-189; Малкин М. Г. Еще раз об иконостасе собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря//Там же. C. 368-378; Толстая Т. В. «Царские врата» из соборов Моск. Кремля в собр. ГРМ//Там же. С. 379-386; Шаромазов М. Н. К 10-летию формирования коллекций Музея фресок Дионисия (1993-2003)//Источники по истории реставрации и изуч. памятников рус. худож. культуры, XX в.: [Сб. ст.]. М., 2005; Бусева-Давыдова И. Л. [Рец. на кн.:] Голейзовский Н. К. Дионисий и его современники. М., 2005. Ч. 1//Искусствознание. 2006. 6. С. 616-619; Лифшиц Л. И. , Попов Г. В. Дионисий. М., 2006. Г. В. Попов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в. КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (8.10.1883 - 5.11.1937), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в.

http://pravenc.ru/text/178357.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010