— Лопухина Е.В. (Киево-Печерский заповедник). Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево-Печерской лавры. — Хромов О.Р. (НИИ РАХ, НИОР РГБ). Гравюры в рукописных книгах Румянцевского собрания РГБ. К вопросу о составлении сводного каталога гравюр в собрании научно-исследовательского отдела рукописей РГБ. 12 октября. Утреннее заседание. — Комашко Н.И. (ЦМиАР). Об освидетельствовании нижегородских иконописцев в 1723 г. — Пестова А.И. (Пермская государственная художественная галерея). Иконостас Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря и его исторического преемника - Пермского кафедрального собора. — Мохова Г.А. (Кировский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых). Иконописание вятского Успенского Трифонова монастыря XVI-XVIII веков. — Виноградова Л.П. (Ивановский художественный музей). Икона «Богоматерь Иерусалимская» из собрания Юрьевецкого историко-художественного музея в контексте костромской иконописной традиции. — Юрьева Т.В. (Ярославский госуниверситет). Иконостас Свято-Троицкого храма села Горицкое Даниловского района Ярославской области. — Антонова Л.И. (ЦМиАР). Пучежские фрески в собрании ЦМиАР и их место в росписи церкви Воскресения Христова. — Кожух Н.М., Трифонова Н.Я. (Минск, НХМ РБ). Изучение произведений русской иконописи в собрании Национального художественного музея Белоруссии. Дневное заседание. — Сиговский П.Я. (Люблин). Церкви в Корощине и Теребуне на Западном Буге, основанные князями Шуйскими. — Ярошевич А.А. (Минск, НХМ РБ). Житийные иконы преподобного Онуфрия Великого. — Гамлицкий А.В. (НИИ РАХ). Библейские гравюры Питера ван дер Борхта: от Антверпена до Ярославля. — Яворская С. Л. (Домодедовский музей). Образ Распятия. К вопросу об иконографии, типологии и стилистических особенностях большемерных резных распятий второй половины XVII века. — Николаева М.В. (РГАДА). Церковный иконостас: позолотные работы в храмах Москвы и Подмосковья в первой четверти XVIII века. — Власова О.М. (Пермская художественная галерея). Московские традиции в Пермской деревянной скульптуре XVIII века.

http://patriarchia.ru/db/text/150204.htm...

XVII в. из Московского Кремля, икона вмц. Екатерины (с надписью на обороте: «Моление воеводы Петра Головина, 1678» из ЦМиАР, 2-я четв.- сер. XVII в. ЦМиАР); «Вмц. Екатерина, со сценами жития», кон. XVII в., АМИИ; «Вмц. Екатерина, с 4 сценами жития», 1-я пол. XVIII в., Русский Север, ЦАК МДА - у Христа свиток; «Вмц. Екатерина» (2-я четв. XVIII в., ГТГ). На развернутом свитке Е. в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног Е. изображают коленопреклоненные фигуры (иконы 30-40-х гг. XVI в. и XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). В нек-рых произведениях в ответ на моление Е. Христос протягивает ей свиток (иконы из собрания М. Е. Елизаветина, ЦМиАР, ЦАК МДА). В XVIII в. под влиянием западноевроп. образцов, а также в связи с изменением текста Жития (об этом см. ниже) сложилась иконография «Обручение вмц. Екатерины». Е. сидит, на коленях Богоматери Младенец Христос надевает кольцо Е., что символизирует обручение святой с Церковью и Христом, у ее ног - орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева, 1778 г., Вел. Устюг (частное собрание) и на иконе 80-х гг. XVIII в., оклад 1786 г. (клеймо пробирного мастера «Н·М»), С.-Петербург (частное собрание). С XIX в. композиция встречается в гравюрах, лито- и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебрен(н)икова (1-я пол. XIX в., ГИМ). Кольцо в руках у Христа с XVIII в. встречается в изображениях молящейся Е.: икона 1-й четв. XVIII в., Москва (ГТГ); икона, 1721 (ГРМ). Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В рус. искусстве известно неск. икон XVII-XVIII вв., копирующих критские памятники с образом сидящей Е. («тип Палладаса»), напр. икона из ГРМ (ошибочно опубликованная как средиземноморский памятник в кн.: Синай, Византия, Русь.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Икона происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске, где была приобретена старообрядцем-федосеевцем Н. А. Папулиным и в 1822 г. вывезена оттуда в судиславский скит Преображения Господня (Костромская губ.); после закрытия скита, с 1847 г. находилась в собрании С. Г. Строганова (Москва, С.-Петербург) ( Пивоварова. 2000). По мнению Н. В. Пивоваровой, надпись «Палестинская» появилась на иконе в результате старообрядческой реставрации, произведенной в Судиславле в 1-й четв. XIX в. На это указывает отсутствие в описях Благовещенского собора Сольвычегодска наименования «Палестинская», к-рое впервые фиксируется в конфискационных документах 1846 г.: Костромских описях приказа общественного призрения, Духовной консистории, Ипатиевского мон-ря и в сдаточной С. Г. Строганову. В описях сольвычегодского Благовещенского собора икона значится под названием «Одигитрия» (ср.: Иконы Москвы. 2006. С. 285). По иконографии образу из ГРМ аналогична икона Богоматери с Младенцем без надписи «Палестинская» (ЦМиАР, см.: Поствизантийская живопись. 1995. Кат. 55. С. 214), считающаяся более ранней по времени создания (80-90-е гг. XVI в.). Л. М. Евсеева полагает, что автор иконы из ЦМиАР постарался воспроизвести «местными художественными приемами» особенности образца, восходящего к памятнику итало-критской живописи (Иконы Москвы. 2006. С. 286). Тем не менее в этой иконе хорошо читаются особенности т. н. строгановской школы живописи с ее тяготением к тонкому «каллиграфичному» письму, увлечением формой и проч. (согласно мнению Пивоваровой, икона, поступившая в ЦМиАР из старообрядческой часовни в Вольске, также происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске, подтверждением чему служат конфискационные описи, упоминающие 2 «Палестинские» иконы, близкие по размерам к существующим (соответственно 9×7 вершков и 1 аршин 11/2 вершка × 14 вершков; последняя икона в момент конфискации имела раму) (см.: Пивоварова. 2004. С. 374-375). На истоки иконографии икон этого типа указал Кондаков. На примере образка из собрания Пинакотеки Ватикана, аналогичного упомянутым рус.

http://pravenc.ru/text/2578712.html

и др. по идентификации честных останков прп. Иосифа Волоцкого//Там же. С. 114-125; Звягин В. Н., Нарина Н. В. О результатах исслед. мощей, обретенных в дьяконнике древнего Успенского собора в 2001 г. (царевича Ф. М. Долголядского)//Там же. С. 315-328; Сайгина Л. В. Сведения о деятельности художника-реставратора И. С. Кузнецова в Иосифо-Волоколамском мон-ре, 1905-1912//Там же. С. 394-413; Сергий (Воронков), игум. О выборе посвящения главного монастырского храма Иосифо-Волоцкого мон-ря//Там же. С. 163-181; Соломина О. Л. Музей Библии в Иосифо-Волоколамском мон-ре и его директор//Там же. С. 370-379; Фролов М. В., Смирнов Ю. А., Русакова П. Е. Археол. исследования фундаментов первого каменного храма Иосифо-Волоцкого мон-ря и погребений, совершенных в его приделах//Там же. С. 103-113; Чернов С. З. Некрополь Иосифо-Волоколамского мон-ря в свете археол. исследований 2001 г.: Старый и новый приделы//Там же. С. 269-314. А. И. Алексеев Древнейшие памятники и святыни Владимирская Волоколамская икона Божией Матери. Ок. 1572 г. (ЦМиАР) Владимирская Волоколамская икона Божией Матери. Ок. 1572 г. (ЦМиАР) Согласно Житию прп. Иосифа Волоцкого, на место буд. обители он пришел с 4 иконами Божией Матери, 3 из них были письма прп. Андрея Рублёва , 1 - письма Дионисия . В XVI в. в мон-рь были вложены еще неск. икон «Андреева писма Рублева»: ок. 1503/04 г.- Феодосием, сыном Дионисия (состав вклада неизв., иконы были отданы волоцкому кн. Федору Борисовичу), и в 1561 г.- Алексием (Ступишиным), архим. московского Симонова монастыря, «складни путные» с образом Божией Матери и ап. Иоанна Богослова «на одной половине» и с образами мч. Никиты, свт. Николая Чудотворца и архидиак. первомч. Стефана на другой. В монастырской описи 1545 г. упомянуты: 10 икон письма прп. Андрея Рублёва, 87 икон - Дионисия, 20 и 17 икон - его сыновей Феодосия и Владимира соответственно. Из масштабных работ в Успенском соборе времени Дионисия сохранилось лишь 2 иконы местного ряда - «Богородица Одигитрия» и «Св. Троица» (обе в ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/673721.html

В Кирьяшском погосте – монастырские деревни На Кимболе и Улианъгла, – 2 двора, 2 человека, 2 лука. «А дохода монастырю треть из хлеба» (XII, 143). Всего же Никольскому Корельскому монастырю принадлежало: в Городенском пог. Лад. уезд. 9 двор. 15 челов. в Сакульском в Ровдушском Кирьяшском а всего в уезде и пятине 32 двор. 51 челов. 48 обеж 15 . Никольский монастырь из Ладоги, существующий около Старой Ладоги и в настоящее время; начало его относят к XIII стол., но несомненно существовал в конце XV, что видно из нашей Писцовой Книги. Все деревни Никольского монастыря находились в четырех погостах Ладожского уезда – Городенском, Ильинском, Песотцком и Теребужском. В погосте Городенском, в д. Казикине монастырю принадлежало 2 двора, 4 человека, 2 обжи (XI, 35). «А доход монастырю шесть денег, пяток лну и две горсти, четыре сыра, а из хльба треть». С монастырских обеж – намеснич корм 8 ½ денег. В Ильинском погосте (XI, 39) находилась волостка монастыря, состоявшая из деревень: Мельницыно Теплуткино, На Заклюке, Витошино, Умостища, На Помчищах, Горка – Теплушкино, Под Рябиною, Громово, Извоз, Горка, Колоново, У Ильи Св. на погосте, Бронница, Славятино, Калиткино и двор в Мирославле; – во всех 21 двор, 42 человека, 25 ½ обеж. На погосте – 3 поземщика без пашни, вероятно рыбаки (=доход сигами). «А доход» монастырю три гривны и шесть денег, а мелково доходу сорок и три сыры, двенадцать чаш масла, двадцать и одна овчина, десять пятков льну, а из хлеба треть, да за третью четыре коробьи ржи; а с поземщиков доход шесть сигов (XI, 42). В Песотцком погосте монастырю принадлежали д. Княж Остров и д. На Песках, – в обеих 3 двора, 4 человека, 3 обжи. «А дохода монастырю восмь денег, пять сыров, чаша масла, овчина, горсть лну, а из хлеба треть» (XI, 54). Намеснича корма – 13 денег без четверетцы. В Теребужском погосте Никольскому монастырю принадлежала д. Горгола и двор в д. Монастырь Силасарь, – в двух 4 двора, 8 человек, 7 обеж. «А доходу монастырю восемь денег, два пятка лну, четыре сыры, а из хлеба треть, овчина, чаша масла» (XI, 85). Намеснича корма – 2 гривны, 2 ден. без четверетцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Наступает, в огне и дыме, медный век. В литературе появилась заумь, расчленение слов на буквы и звуки, не имеющие значения, художественное безумие, ум заходит за разум, слово якобы возвращается в музыку. Появился в прозе «поток сознания» – автоматическое письмо суеверов: в потоке нечаянно сознают чьи-то мысли и за себя не отвечают. Бывшие христиане переняли от нехристиан интеллигентский оккультизм (бесовские тайны и дела), демонизм в искусстве (любование демонами, мефистофелями, похвалы сатане), теософию (ложное богомудрие), йогизм (индийское язычество); открыли и «поток подсознания», и «сверхсознание», и чтение чужих мыслей (телепатию), и временный выход души из тела, и реинкарнацию (мнимое перевоплощение души из одного тела в другое), и перемену душ (якобы человек меняет в жизни своей несколько душ), и снятие благодати (вместо подвига стяжания благодати некие приобучаются похищению у человека благодатной энергии одним прикосновением), и гадание по звездам (астрологию, гадание по звездам в 21 веке проповедуют даже на государственном российском телевидении, и на столичном телевидении), и гадание по приметам, и гадание по словам на листах книги, и перемещение предметов усилием ума (телекинез), и вызывание душ и духов из загробного мipa (спиритизм), учёные даже создавали прибор для разговоров с духами, духофон или некрофон, и на него получили патент, и учёные же потщились измерить динамометром потустороннюю силу, которая в спиритизме отрывает от пола ножку стола; и сегодня эти заблудшие гадают как прежде на картах, лозоходством, внимают экстрасенсам, магам и колдунам, слушая духов злобы поднебесных [Ефес. 6, 12]. И поражена была треть солнца и треть луны и треть звезд, да затмится треть их, и дня треть да не светит, и ночь также. [Апок. 8, 12] Вместо христианства появилась религиозная философия и в ней поклонение сверхчеловеку, человеку-зверю, двуполому человеку-андрогину, всемогущему полу. И вместо жизни в Боге, жизни во Христе, появилась жизнь в искусстве. Церковь запрещает общение с бесами, падшими духами – а безбожные учёные придумали изучение бесовщины, полтергейстов, инопланетян, изобрели уфологию, науку о неопознанных летающих объектах, и ищут снежного человека, бигфута (Большую ногу) и пришельцев. Интеллектуалы отвергли полноту Священного Писания, отвергли Богочеловечество Христа, и отвергли чудеса Божии. Поверили сумасшедшему, который изрек: «Бог умер» («Gott ist tot»). А ведь это богохульство древнее: в Ветхом завете написано: сказал безумный в сердце своем: нет Бога [Псал. 52, 2]. И теперь в школах и институтах не изучают Священное Писание и не преподают ничего священного, божественного, и читают и изучают чудеса сказочные, в сказках, чудеса художественные, в романах, и чудеса самоизмышленные, в мнимо научной фантастике.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/12/...

Святой ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник Пророк Апостол Святитель МЧ, МЧНК Мученик Преподобный Надпись Страна Перевод Псков. XV в. Иисус Христос Греция. XVI в. Иисус Христос Русь. XVI в. Иисус Христос Византия. XIV в. Матерь Божия Русь. XVI в. Матерь Божия Сербия. XIV в. Матерь Божия Византия. XII в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Праведник Греция. XVI в. Праведник Русь. XV в. Пророк Греция. XVI в. Пророк Русь. XV в. Пророк Болгария. XIV в. Святой Сербия. XIV в. Святой Русь. XVII в. Святой Русь. XII-XIII в. Святой Греция. XVI в. Святой Русь. XVI в. Святой Русь. XVI в. Апостол Русь. XVII в. Апостол Русь. XVII в. Святитель Русь. XVII в. Святитель Русь. XVI в. Мученик Русь. XVII в. Мученик Русь. XVII в. Преподобный Русь. XVII в. Преподобный Русь. XV в. Греция. XVI в. Русь. XVI в. Греция. XVI в. Предтеча Русь. XVI в. Предтеча Византия. XI в. Златоуст Греция. XVI в. Златоуст Шрифт в русских иконах Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

http://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax

XIX в. (ЦМиАР) действие происходит в интерьере с 2 келейными образами троицкого игумена в красном углу, М. склонился к стоящему на коленях прп. Сергию, спрятав лицо в складках мантии, куколь лежит на плечах. Этот же сюжет получил распространение как одно из клейм в житийной иконографии прп. Сергия, начиная с местного образа с 19 клеймами посл. четв. XV в. письма Дионисия из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010. С. 106-107). Образ М. с поднятыми к лицу покровенными руками едва виден в глубине арочного проема палаты за фигурой коленопреклоненного прп. Сергия, его голова не покрыта, персональные черты иконописцем не выявлены. В житийных циклах, восходящих по иконографии к образу из Троицкого собора, в 12-м клейме изображен М. (в остальных клеймах среди учеников образ М. не обозначен), иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); ок. 1510 г. предположительно письма Феодосия, сына Дионисия (из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконе нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящей из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ), М. изображен на фоне арки рядом с прп. Сергием; на московской иконе ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре Костромы (КГОИАХМЗ) юный М. написан в проеме палаты еще не упавшим на колени; на иконе кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ) - изображен в профиль; на ростовской иконе 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре на Устье (ГМЗРК) - М., средовек с небольшой русой бородой, предстоит в молении за прп. Сергием (как прп. Никон в др. иконографическом изводе). О событии рассказано в 2 клеймах на житийных иконах 1-й пол. XVII в. с дополнениями 3-й четв. XVII в. (Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. 58) и 1-й трети XVIII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ): сначала прп. Сергий молится и предупреждает М. о чудесном посещении, затем оба встречают Пресв. Богородицу с апостолами. На некоторых иконах подписано имя М.; с нач. XVI в., гл. обр. в троицких произведениях, встречаются его изображения с нимбом.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

в саккосе с орнаментом из вписанных в круги крестов, белом клобуке с херувимом, обеими руками поддерживает Евангелие. Эти памятники отражают основные изводы в иконографии П., получившие в дальнейшем значительное распространение. Среди деисусных изображений П. (преимущественно ростовых) можно выделить 3 варианта: святитель с приподнятыми в молении руками; с Евангелием в руке (руки могут меняться: в правой или в левой, в зависимости от поворота фигуры) либо двумя руками поддерживает Евангелие. Первый, довольно редкий вариант, представлен, напр., на пелене с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» и избранными святыми 80-х гг. XV в. (ГРМ), в составе ростового деисусного чина на иконе ок. 1497 г. из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), на иконе 1-й трети XVI в. из Пскова (ЦМиАР). Второй вариант изображения известен, в частности, на ростовой деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. из иконостаса Гуслицкого Преображенского мон-ря (ГРМ); возможно, к такому варианту извода относилась также несохранившаяся икона П. из деисусного чина 1481 г. иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Др. образцы этого же извода: деисусные иконы ок. 1558 г. (из ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, НГОМЗ), 2-й пол. XVI в. из Успенского собора Черемшанского монастыря (Хвалынский краеведческий музей), 1685 г. (ГИМ), XVII в. (ВУИАХМЗ), 1660-1662 гг. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ), XVII в. (ГВСМЗ); створка походного иконостаса XVII в. (?) (НГОМЗ). На иконе 1-й пол.- сер. XVII в. из Тихвина (ГИМ) на голове у П.- архиерейская шапка . Более поздний вариант имеется на иконе кон. XVII в. (из собрания икон Троицкой ц. с. Троице-Лыково, ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях, ЦМиАР): П. облачен в декорированный узорами саккос без крестов, митру, палицу, на груди - панагия; посох в его левой руке наделен чертами исторической реликвии. В 3-м иконографическом варианте П. изображен в составе ростового деисусного чина на иконах: 3-й четв. XVI в. из Троицкой ц. Троице-Сергиева монастыря в Свияжске (ГМИИРТ), ок. 1595 г. из ц. Преображения Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), «Святители Петр и Алексий Московские» кон. XVI - нач. XVII в. (КБМЗ; П. слегка приподнял Евангелие вверх), 1652 г. из ц. Воскресения Христова на Дебре и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме, 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК), 1778 г. письма И. В. Минина (из ц. Вход Господень в Иерусалим дер. Верховье (В. Мудьюга) Онежского р-на Архангельской обл., СГИАПМЗ). Подобным образом П. представлен на левой створке царских врат XVI в. (из ц. Ризоположения с. Бородава, КБМЗ; на правой створке - свт. Кирилл Александрийский); на левом поле Владимирской (Волоколамской) иконы Божией Матери ок. 1572 г. (из Иосифова Волоколамского мон-ря, ЦМиАР; на правом поле - свт. Иона, митр. Московский).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

В произведениях прикладного искусства изображение прп. Сергия у гробов родителей не получило широкого распространения, за исключением сергиевопосадской резьбы и ростовских эмалей (см., напр.: Давыдова Е. В. Образ прп. Сергия Радонежского в произведениях резчиков Сергиева Посада 2-й пол. XIX - нач. XX в.//Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 23-24). Прежде всего этот сюжет появился в резьбе мастеров Сергиевского посада (ныне г. Сергиев Посад), работавших по заказу Троице-Сергиевой лавры. Самое раннее обнаруженное упоминание о нем в монастырских документах относится к 1830 г. (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. 9456. Л. 92), но резные иконы такого извода этого времени неизвестны. На овальной иконке сер. XIX в. (частное собрание) и в среднике 3-створчатого складня 60-х гг. XIX в. (ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества. М., 2009. С. 252. Кат. 728) иконография не отличается от изводов произведений, созданных в посл. четв. XIX - нач. ХХ в. (напр., 2 образка и средник складня, ЦМиАР). В среднике одного из 3-створчатых складней 60-х гг. XIX в. (ГМИР; см.: Монастырская резьба по дереву в собр. ГМИР; СПб., 2012. Кат. 41) написаны имена святых («Пр. Ма», «Пр. Ки»). Иногда руки К. и М. вытянуты вдоль туловища и, прикрытые покрывалом, не видны (круглая икона кон. XIX в. и средник складня 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Судя по плоскостной резьбе, изображены не тела усопших, а их живописные иконы, лежавшие на подлинных гробницах, и покрывавшие их ткани; интерьер храма обозначен массивным столбом, размещенным в центре композиции. В более подробной редакции извода добавлялись образ Спаса Нерукотворного, контурно намеченный рельефом или карандашом, аналой с раскрытой книгой и подсвечник со свечой (средник складня, ЦМиАР). Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в житии. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря) Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в житии. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря) При изготовлении ростовских эмалевых образков использовались обе иконографические редакции, краткая и подробная, и те же детали.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010