Прп. Авраамий Галичский. Икона XVII в. (ЦАК МДА) В 1608-1631 годах над находящимися под спудом в монастыре мощами прп. Авраамия был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе которого находилась гробница преподобного (св. Авраамий скончался в Ильин день). В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами освятили серебряную раку. В XVI-XIX вв. преподобный Авраамий являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных прп. Аврамием Городецким в XVIII в., были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и два - в 1764), однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподобного закрыт не был. Рака преподобного Авраамия была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались. Иконография Иконография преподобного Авраамия Галичского сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго , ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» ; в др. руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» . На иконе второй пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке. В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (вторая пол. XVIII в. ЦМиАР) преподобный представлен в темной мантии и рясе киноварного цвета, в руках икона и развернутый свиток, борода разделена на пряди. В клеймах изображено: прп. Авраамий молит прп. Сергия Радонежского о пострижении в иночество; испрашивает благословения уйти в пустыню; обретение иконы; по просьбе галичского князя прп. Авраамий приходит с иконой в Галич; молитвы и труды святого; преставление; первое чудо исцеления у гроба. Особым иконографическим изводом является сюжет о явлении прп. Авраамию образа Богородицы «Умиление»: напр., на иконах сер. XVII в. (ГТГ) и второй пол. XVII в. (ГМЗК), где святой представлен трижды: молящимся на берегу озера, на горе пред иконой, стоящей в ветвях дерева, и в центре изображения - с иконой в руках, поддерживаемой ангелами. Изображения прп. Авраамия хранятся также в музеях Костромы, Чухломы, Солигалича.

http://drevo-info.ru/articles/25108.html

Во 2-й пол. XVII в. иконография Черниговских святых претерпела значительные изменения. Редкий для более раннего времени вариант с непокрытыми головами М. В. и Феодора, как и аналогичные образы др. князей, становится все более распространенным. К нему относятся композиция (изображение беседующих святых) на столбе ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673), фронтальные фигуры на столбах соборов Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1689) и Ипатиевского мон-ря в Костроме (1685). В последнем случае Феодор держит шапку в левой руке; типы ликов и форма бород святых (в частности, бороды М. В., разделенной на вьющиеся пряди) восходят к более ранним памятникам. Образы обоих святых или одного М. В. встречаются и в др. монументальных ансамблях посл. трети XVII в., как правило, на столбах больших соборов с развитыми циклами изображений святых князей и царей: Крестовоздвиженского (1676) и Воскресенского (1678-1679) в Романове-Борисоглебске (Тутаеве), ц. Рождества Христова в Ярославле (1683), Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684), Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве (1689) - здесь их фигуры помещены в откосах одного из окон зап. стены ( Никитина. 2015); изображения святых включены и в роспись придела Ярославских чудотворцев Введенского собора Толгского мон-ря, где они также находятся в откосах окна (1690-1691; Шумилина. 2010; М. В. ошибочно назван Тверским). К тому же варианту, предполагающему отсутствие княжеской шапки, принадлежат и мн. др. произведения, такие как сев. деисусная икона М. В. (2-я пол. XVII в., частное собрание; В свете горнем. 2003. Кат. 35), свидетельствующая о почитании святого в удаленных от столицы регионах и, возможно, составлявшая пару с образом Феодора (несмотря на обновление иконографии, мастер сохранил один из древних типов М. В. с длинной бородой). С непокрытой головой, молящимся представленному в небесном сегменте и окруженному ангелами тронному Вседержителю М. В. показан на московской (?) иконе 2-й пол. XVII в. с редкой сценой погребения князя на заполненном архитектурными мотивами фоне (ГТГ?). Схожие образы молящихся М. В. и Феодора помещены на полях иконы «Богоматерь Казанская», написанной мастером круга Оружейной палаты (кон. XVII в., частное собрание).

http://pravenc.ru/text/Михаиле ...

Из ризницы монастыря также происходят 2 предмета лицевого шитья с образом И. На подвесной пелене кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) И., как и в среднике его житийной иконы из ГТГ, изображен прямолично в рост, правой рукой благословляет, на отведенной в сторону левой держит Евангелие. Особенности иконографии др. пелены, «Св. Троица, с припадающими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием» (нач. XVII в., КГОИАХМЗ) связаны с посвящением главных престолов обители; коленопреклоненные фигуры святых показаны в центре под изображением Св. Троицы (т. н. новозаветной). Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Сщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Несмотря на более выраженное почитание святого 31 марта, а не 16 нояб., где предпочтительным является изображение ап. Матфея, в рус. иконописи встречается образ И. в ноябрьской минее (икона на нояб., нач. XVII в. (?), ЦАК МДА). Перечень памятников с образом И., представленных в минеях на март, несравнимо шире. Одной из ранних икон в таком ряду является годовая минея из Музея икон в Рекклингхаузене, датированная 1-й пол. XVI в.,- И. показан вместе со свт. Ионой Московским, чья память приходится на тот же день, он в крещатой фелони, Евангелие держит на омофоре в покровенной фелонью левой руке. Его изображение традиц. иконографии есть: на обороте 2-сторонней иконы-таблетки на март (нач. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); на 2-сторонней иконе-таблетке на март-апр. (2-я пол. XVI в., собрание М. Б. Миндлина); на годовой минее нач. XIX в. (УКМ); на среднике иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко) и проч. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на март И. изображен в фелони, с митрой на голове, обеими руками перед грудью держащим икону Божией Матери с Младенцем Христом. На гравированном листе святцев на март работы И. К. Любецкого (1730) И. показан в более традиц. иконографии - в фелони, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. На миниатюре Молитвослова кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812, 50-е гг. XIX в.), образ И., благословляющего обеими, разведенными в стороны руками, помещен в части месяцеслова на март.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Один из ранних опубликованных списков М. и. датируется кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ, происходит из собр. С. П. Рябушинского; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 257. Кат. 689). Авторы каталога относят его к московской школе иконописи. Однако есть мнение и о его новгородском происхождении (Г. В. Сидоренко). На нем изображена поясная фигура Божией Матери, обращенная вправо, Ее голова склонена, на руках полулежит Младенец. В Его левой опущенной руке - развернутый свиток с надписью: «Аз есмь свет всему миру». Десница Христа, сложенная в благословляющем жесте, изображена на фоне подбородка Богородицы, т. о. создается впечатление, что Он, играя, касается лика Матери. Вторая икона этого же собрания датирована нач. XVII в. (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 260. Кат. 694). Икона записана, на ней имеется пробная расчистка, судя по к-рой нельзя исключить как более раннее время создания образа (2-я пол. XVI в.), так и его не столичное, а местное происхождение (т. зр. Сидоренко). Различия с предыдущим образом незначительны: пальцы левой руки Младенца показаны на фоне шеи Божией Матери, а не Ее подбородка. На полях иконы в XIX в. дописаны 4 фигуры в рост: 3 святителя (слева вверху - свт. Гурий, архиеп. Казанский, справа вверху - свт. Григорий Богослов) и неизвестная преподобная жена (справа внизу). В фондах ГТГ находится 3-я икона (передана из ГИМ; в старых инвентарях датируется XVI в.). Очевидно, из-за плохой сохранности (красочный слой значительно потерт) в ранней датировке возникали сомнения, тем не менее не исключено, что икона действительно является произведением XVI в. (этой т. зр. придерживается Сидоренко). Отличие ее от прототипа заметнее: помимо измененного положения пальцев правой руки Христа (изображены чуть правее и словно прикасаются к самому краю подбородка Божией Матери), свиток в левой руке Младенца представлен свернутым ( Сухова. 2012. С. 114-115; Ил. 7. С. 114). Две М. и. хранятся в ГИМ. Первая происходит из собрания С. И. Щукина и в старых инвентарях датируется кон. XVI в. (прописана в XVIII в.- наблюдение хранителя коллекции Л. А. Корнюковой). Свиток в руках Христа развернут, на нем ясно читается надпись: «Азъ есмь с(вет)ъ истины на се приидом да призову». Др. икона происходит из коллекции О. С. Чирикова (ранее датировалась XVII в., однако она либо записана, либо создана в XIX в.). Свиток в руке Младенца свернут; внизу имеется надпись с наименованием иконы: «Престыя Бдцы Муромския» (Там же. С. 114-115). По сведениям Т. С. Ерёминой, М. и. XVI в. хранится в музее Троице-Сергиевой лавры ( Ерёмина Т. С. Мир русских икон: История, предания. М., 2002. С. 238-239).

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Во 2-й пол. XVI в. усилилась просветительная роль Ж. и. После проведения Соборов 1547-1549 гг. были написаны многочисленные Ж. и. рус. святых, в т. ч. с большим количеством клейм. Получают распространение житийные циклы святых, канонизированных в ранний период, напр. равноап. вел. кн. Владимира, к-рые включают иногда в Ж. и. святых Бориса и Глеба. Редким примером развернутого изображения Жития равноап. вел. кн. Владимира является икона «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием» из ц. Рождества Богоматери в Вологде (ВГИАХМЗ). Ярким свидетельством масштабности Ж. и. «новых чудотворцев» стал образ прп. Александра Свирского, созданный для Успенского собора Московского Кремля (ГММК), со 129 клеймами (см.: Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 118-144). Размеры средника уменьшились, роль клейм и повествования о деяниях святого возросла. Ж. и. прп. Александра Свирского получат впосл. распространение в сокращенном варианте. Свт. Петр, митрополит Московский, с житием. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ГТГ) Свт. Петр, митрополит Московский, с житием. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ГТГ) Если иконописец не располагал подробными сведениями о жизни святого (в Прологах и Минеях могли содержаться описания лишь основных событий), в состав клейм вводили традиц. сюжеты детства: рождение, крещение, обучение; в Ж. и. святителей - этапы служения - от поставления в диаконы (иногда монашеский постриг) до архиерейской хиротонии, а также успение святого, обретение мощей и происходящие от них чудеса. По принципу Ж. и. создавались иконы со сложным богословским замыслом, напр. 2 грандиозные иконы из Успенского собора Московского Кремля: «Распятие, с евангельскими сценами» и «Воскресение, с евангельскими сценами» (обе - в ГММК; см.: Маркина Н. Ю. О двух памятниках времени Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 145-173), где в клеймах проиллюстрированы евангельские тексты, описывающие события Страстной недели. Помимо собственно житийных сюжетов в клеймах изображены притчи Спасителя, его беседы с учениками и диспуты с иудеями. Полемика с представителями др. христ. конфессий обусловила интерес к появлению иконографических сюжетов, связанных с объяснением вероучения. В XVII в. обе иконы играли важную роль в церковном убранстве Успенского собора, располагаясь около модели Гроба Господня. Сходный замысел лежал в основе иконы «Спас Смоленский, с притчами» в иконостасе Благовещенского собора Кремля (сер. XVI в., ГММК).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Первым известным произведением житийной иконографии А. является икона письма Дионисия «Святитель Алексий, митрополит Московский, с 19 клеймами жития» (ГТГ), парная иконе свт. Петра (обе находились в Успенском соборе Московского Кремля). Особенности сюжетов в клеймах соответствуют тексту жития А. редакции Пахомия Логофета 1459 г. Здесь представлены: рождение и обучение грамоте младенца Елевферия (в надписи уже назван А.); пророческий сон А.; уход его в Богоявленский мон-рь и пострижение в монашество; поставление в митрополиты; А. в Орде у Бердибека ходатайствует о мире; встреча А. с прп. Сергием Радонежским; основание Спасо-Андроникова мон-ря и поставление прп. Андроника на игуменство; вторая поездка А. в Орду в 1357 г. для исцеления царицы Тайдулы; беседа с прп. Сергием о судьбе Русской митрополии; А. перед своей гробницей в соборе Чудова мон-ря; преставление святого; обретение его мощей (архитектурные строения в клеймах переданы исторически достоверно). Завершается житийный цикл изображением чудес от гроба А.: чудо воскрешения отрока Димитрия, исцеление слепой Матроны, хромого чернеца Наума (произошло в 1462, уже после появления Пахомиевой редакции жития А.; содержится в «Сказании об исцелевшем хромце», написанном Феодосием, митр. Московским). На житийной иконе А. кон. XVI в. работы строгановских мастеров из Благовещенского собора Сольвычегодска (СИХМ) состав и последовательность клейм аналогичны иконе Дионисия, но к ним добавлено еще одно - исцеление некой жены от недуга у гроба А. Во 2-й пол. XVII в. житийное повествование в иконах изменилось по составу и было расширено. К этому времени относится московская икона А. (ГТГ), в к-рой только 12 клейм, но 3 из них являются новыми: Крещение А. (с XVII в. изображение этого события становится типичным для рус. житийной иконографии); последняя литургия святителя (подобно тому как изображали последнюю литургию свт. Петра, это событие отмечено в житиях обоих святителей); перед смертью А. благословляет св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского и дает крестное целование бывшим с ним. В иконе святителей Московских Петра, А., Ионы нач. XVII в. (ГРМ) - 72 клейма. Появление этого образа связано с важным событием в истории РПЦ - принятием Патриаршества (1589) и установлением праздника 3 святителям. Житию А. посвящены 24 клейма, в т. ч. Крещение А.; уход А. в пустынь, где он провел 40 лет; поставление во диакона; поставление во священника, исцеление жены от недуга.

http://pravenc.ru/text/81755.html

В 4 углах икон «Н. К.» изображаются сцены, иллюстрирующие ветхозаветные пророчества о рождении Спасителя. В большинстве икон слева сверху представлено «Явление Моисею Неопалимой Купины», справа вверху - композиция «Древо Иессеево», слева внизу - «Врата Иезекиилевы», справа внизу - «Лествица Иакова». На иконах XVI-XVII вв. эти сцены соединяются лентами с надписями, поясняющими сюжеты. Существуют 2 основных варианта иконографической схемы «Н. К.», связанные с изображением пророческих сцен. В 1-м, наиболее распространенном, 4 пророческих сюжета расположены в углах иконы. Второй вариант иконографии, представленный, в частности, иконами 40-х гг.- сер. XVI в. (КБМЗ), 2-й пол. XVI в. из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), рубежа XVI и XVII вв. из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), возник под воздействием композиции «Древо Иессеево» - изображение Иессея с корнем древа находится в центре нижнего поля иконы, а побеги древа, огибая звезду с образом Богоматери и Младенца, окружают изображения царей-пророков Давида и Соломона на боковых полях. В верхних углах помещена сцена видения прор. Моисеем Неопалимой Купины: справа - ангел, указыващий прор. Моисею на горящий куст, слева - сам горящий куст. В центре верхнего поля располагается основанная на ветхозаветных пророчествах композиция «Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову» Данный вариант иконографии имеет более ясную логику прочтения, чем 1-я иконографическая схема, поскольку в нем наглядно представлена смысловая вертикаль, связанная с темами Воплощения и Искупления (Иессей - Богоматерь с Младенцем - «Ты еси иерей…»). Кроме того, изображение видения прор. Моисею на верхнем поле размещено таким образом, что пророк обращен не только к горящему кусту, но и к композиции «Ты еси Иерей», напоминающей о теме Предвечного Совета, предвидении Жертвы Христовой до творения мира. Тема «Древо Иессеево» имеет большое значение и в случае с изображениями ангелов, к-рые символизируют действия Духа Господня, почивающего на «Отрасли от Корня Иессеева», то есть на Христе (Ис 11. 2-3).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Иаков Брат Господень» (сер. XVI в., частное собрание, Вел. Новгород). Полуфигура И. в медальоне широко использовалась в лицевом шитье, особенно на каймах плащаниц. Напр., на плащанице, вложенной царем Алексеем Михайловичем в Преображенский собор Новоспасского монастыря (царицына мастерская, 1645-1647, ГММК), И. с подписью: «Брат Божий» - представлен на левом поле; на правом ему соответствует изображение свт. Лазаря с подписью: «Друг Божий»; также в начале ряда святителей И. помещен на левом поле плащаницы, шитой в мастерской Анны Ивановны Строгановой (70-е гг. XVII в., Кировский гос. объединенный историко-архитектурный и лит. музей). Без подписи изображения И. входили в состав неск. сцен из НЗ: в композиции «Бегство в Египет» юный И. с нимбом идет впереди осляти, к-рый везет Богоматерь и Младенца,- на иконе в составе серии 12 праздников («Рождество и детство Христово», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или следом за ним - на миниатюре из Слов Григория Назианзина 3-й четв. XI в. (РНБ. Греч. 334. Л. 1). Подобная схема сохраняется, напр., на ростовской иконе «Рождество Христово» 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК): в правом нижнем углу в эпизоде бегства в Египет И. (без нимба, с посошком на плечах) идет следом за ослятей. И. изображали в развернутом варианте композиции «Успение Пресв. Богородицы», получившем распространение в иконописи и монументальной живописи к нач. XIII в.,- он единственный святитель в коричневой фелони, в омофоре, с седой бородой, с жестом обращения ко Христу на фрагменте эпистилия с 12 праздниками (кон. XII - нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); один из 3 епископов в правой группе апостолов, средовек с гуменцом, в фелони и омофоре - на иконе из новгородского Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ); в полиставрии, с кодексом в руках - в композиции «Успение Пресв. Богородицы» на обороте 2-сторонней чудотворной Донской иконы Божией Матери, приписываемой Феофану Греку (80-90-е гг. XIV в., ГТГ), на иконе из праздничного ряда в соборе афонского мон-ря Ставроникита (ок.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦМиАР) Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Икона. 2-я пол. XVI в. (ЦМиАР) Самые ранние сохранившиеся до наст. времени иконы были созданы в XVI в. До этого времени храмовым образом Сретенского мон-ря, вероятно, была икона-список чудотворной В. и. Композиция самой ранней иконы (32 ´ 24 см; 2-я пол. XVI в., ЦМиАР) отличается лаконизмом и по своей схеме напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа - выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом и вел. князем. Изображение князя появляется здесь впервые, на миниатюре, точно следовавшей тексту повести, этого образа не было. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ. В XVII в. подобные изображения, называемые «Сретение иконы Богоматери Владимирской», становятся многочисленными. Однако они представляют не столько встречу чудотворного образа 26 авг. 1395 г., сколько Большой крестный ход, совершавшийся в XVII в. в дни празднований чудотворным иконам - «Владимирской» и «Казанской»; эти изображения дополнены историческими подробностями, характерными для того времени. На иконе (сер.- 2-я пол. XVII в., ГТГ) из ц. свт. Алексия, митр. Московского, на фоне города и горы изображена многолюдная толпа, перед к-рой в левой части иконы возвышается В. и. с подвесной пеленой, а в правой - выделяются крупные фигуры с нимбами духовного владыки и светского правителя (митр. Киприана и вел. кн. Василия) во главе «большого крестного хождения». Как следует из устава, в Большой крестный ход из Кремля брали чудотворные иконы - В. и. из Успенского собора и «Одигитрию» из Вознесенского мон-ря. Обе святыни изображены на иконе: В. и. на первом плане (ей посвящено празднество), «Одигитрия» - на втором. В. и. изображена очень точно, левая рука Богоматери касается рукава Младенца Христа; изображение В. и. было украшено реальным серебряным окладом (не сохр.), показана подвешенная к ней пелена с Голгофским крестом.

http://pravenc.ru/text/154962.html

XVIII в. образ был перенесен на новую бронзовую раку (1720), устроенную вместо деревянной. Нагробный образ был поновлен и украшен новой ризой на средства помещика Д. В. Давыдова. По описи 1857 г., «сия дска обложена серебром в 1841 году при Настоятеле Архимандрите Агапите» (Там же. Л. 24). Образ и его драгоценный убор были утрачены после закрытия мон-ря в 20-х гг. XX в. В собрании ГРМ находится прорись (обратный перевод) с иконы XVI в. (вверху листа поздняя приписка: «Пр. Иосиф Волоцкий»), где И. представлен прямолично в рост, в монашеской одежде, с непокрытой головой, волосы короткие и слегка вьющиеся, на лбу залысины, округлая борода средней длины. Обе руки согнуты перед грудью: правая - в благословляющем жесте, в левой - свернутый свиток ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 294-295, 630. 144). Известны изображения И. в паре с прп. Пафнутием Боровским на полях икон: «О Тебе радуется» из Пафнутьева Боровского мон-ря (2-я пол. XVI в., ГТГ) - в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в 3/4-ном повороте влево, симметрично ему, на правом поле,- прп. Пафнутий Боровский; Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря ( Алексеев. 2010. С. 70). Во 2-й пол. XVI в. появились т. н. иконы основателей монастырей (напр., икона «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких», кон. XVI в., ГТГ). Их традиц. извод предполагает изображение святого в молении Спасителю (или Богоматери) за основанную им обитель, показанную тут же, в среднике иконы. Упомянутые в описях Иосифова Волоколамского мон-ря иконы с молением И. Спасителю «во облаце» не содержат уточнений об изображении мон-ря. К наст. времени исследованы 2 иконы такого извода, обе датированы в пределах 90-х гг. XVII - нач. XVIII в. На одной (ГМЗК; Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. ГМЗК. М., 2006. С. 84-87) И. помещен в левой части иконы, обращен к Иисусу Христу в облачном сегменте справа в верхнем углу средника, правая рука в молении, в левой - развернутый свиток с текстом: «    ()      ».

http://pravenc.ru/text/578410.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010