B. Цель нашего избрания (1:4 – 12) Г. Тема искупления кровью Христа 2. Учение Послания о Христе 3. О Божественном достоинстве Христа А. Участник Предвечного совета (1:3 – 5) Б. «Превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (1:21 – 22) В. От Него «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (3:15) Г. Глава мироздания (1:10) и создатель всего (3:9) Д. Во Христе истина (4:21) 4. О Христе как нашем Спасителе и Главе Церкви А. Нет прямого указания на Воплощение, но говорится об исполнении предвечного предопределения во Христе в «устроении полноты времен» (1:10), об искуплении нас кровью, пролитой на Кресте (1:7; 2:13) Б. Воскрес из мертвых (1:20) В. Христос – творец нового творения (2:10) Г. Глава Церкви (1:10; 1:22; 4:15) Д. Спаситель тела (Церкви) (5:23) E. Возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу (5:2) Ж. Возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (5:25 – 26) 5. О значении жертвы Христа для верующих А. Создатель единства и примиритель верующих с Богом (2:11 – 18; 3:6) Б. Христос «вселяется» в верующих (3:17) В. Исполняет верующих «полнотою Божиею» (3:19) Г. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (4:7) Д. Христос научил нас всему (4:21) Е. Облекает в нового человека (4:24) Ж. Верующие должны вырасти «в меру полного возраста Христова» (4:13) З. Просвешает (5:14) 6. Совершенность спасения во Христе. Актуальная (реализованная) эсхатология А. Употребление грамматических форм аориста (во Христе мы сделались наследниками (1:11); Бог нас ожитворил, воскресил, посадил на небесах во Христе (2:56)) и перфекта ( «благодатью вы спасены» (2:4)) Б. «Через Него» мы имеем доступ к отцу (2:18) В. Это тайна, сокрытая от века и явленная «в последние дни» для всего человечества Г. Возможность достижения этого через Церковь (3:8 – 12; 3:21) Экклесиология Послання 1. Вторая молитва . Тема Церкви (1:15 – 23) А. Основание Церкви во Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1Мак.4:51 . И положили на трапезе хлебы, и развесили завесы, и окончили все работы, какия производили. 1Мак.4:52 . И утренневали рано в двадцать пятый день девятаго месяца, – это месяц Хаслев сто сорок восьмаго года. 1Мак.4:53 . И принесли жертву по закону на новом жертвеннике всесожжений, который соорудили. 1Мак.4:54 . В то время и в тот день, в который осквернили его язычники, освящен он с песнопениями, и гуслями и арфами и кимвалами. 1Мак.4:55 . И пали все люди лицем на землю, и поклонились и благословили Того, кто на небе споспешествовал им. 1Мак.4:56 . И совершали освящение жертвенника дней восемь, и приносили всесожжения с веселием, и закалали жертвы спасения и хваления. 1Мак.4:57 . И украсили то, что пред лицем народа [Разумей наружную сторону храма], золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища, и поставили в них двери. 1Мак.4:58 . И была весьма великая радость у народа, и отстранено поношение язычников. 1Мак.4:59 . Установил Иуда с братьями своими и со всем собранием Израиля, чтобы дни освящения жертвенника проводимы были в свое время, год от году, восемь дней, от двадцать пятаго дня месяца Хаслева, с веселием и радостию. 1Мак.4:60 . И обстроили в то время гору Сион, вокруг, стенами высокими и башнями крепкими, дабы язычники, пришедши когда либо, не разрушили их, как делали прежде. 1Мак.4:61 . И поставили тут рать для охранения горы, и укрепили Вефсуру для охраны ея, дабы народ имел крепость пред лицем Идумеи. Глава 5 1Мак.5:1 . И было: когда услышали окрестныя племена, что построен жертвенник и возобновлено святилище, как прежде, то сильно вознегодовали. 1Мак.5:2 . И совещались погубить род Иакова, живший среди их, и начали умервщлять и истреблять его среди народа. 1Мак.5:3 . И ратовал Иуда с сынами Исава в Идумее у Акраватины, так как они составляли засаду для Израиля, и поразил их великим поражением, и утеснил их и взял у них добычи. 1Мак.5:4 . Потом вспомнил разбои сынов Вэана, которые были для людей как сеть и преткновение, устраивая засады на дорогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

4: 10. Мы глупы 561 ради Христа, а вы разумны во Христе, то есть, вы в славе, а мы в бесчестии. 4: 11. Даже до нынешнего времени (до последнего часа) терпим и голод, и жажду. 4: 12. И работаем руками своими. И не этим только одним сделались мы примером для них, но также и другими делами нашими. 4: 13. Хулили нас, а мы благословляли их. Поистине, как бы посмешище какое выставлены мы пред миром этим, и мы попираемся всеми. 4: 14. Но это я вам пишу не для того, чтобы устыдить вас, когда противоположное уже совершается у вас, но чтобы вы подражали нам как дети. 4: 15. Знаете ведь, что чрез Евангелие я вас родил. 4: 17. Для сего я послал к вам Тимофея, который вам напомнит пути мои, то есть: чтобы сообщил вам о делах моих, кои во Христе суть; дабы знать вам, что как поступаю, так во всякой церкви и учу. —70— 4: 18. Некоторые из вас возгордились друг над другом, и думают, что я не приду и не смирю их. 4: 19. Но приду скоро и узнаю не слово возгордившихся, но силу их. 4: 20. Ибо не в слове имеем царство Божие, но в силе терпения. 4: 21. Итак, чего желаете? с жезлом придти мне к вам, со строгостью то есть, или с кротостью? V 5: 1. Вот у вас появился блуд, и такой, какого нет у язычников, хотя вы и превозноситесь друг над другом, так что именитейший сын жену отца своего имеет. 5: 2. А вы возгордились и превозноситесь духовными дарами своими, которые имеете. Почему же не предались плачу и не опечалились, с бичеваниями и постами, чтобы изъят был из среды вас, или этот грех, или виновник этого греха? 5: 4. И так, соберитесь, и я с вами в духе, с силою Господа нашего, который среди вас есть. 5: 5. Предать такового сатане во измождение 562 плоти, чтобы дух спасен был в день Господа нашего Иисуса Христа, то есть: чтобы был отлучен от них и да предастся во власть дел своих, дабы прочие спаслись от погибели его. А если обратится он и совершит покаяние, то пусть опять примут его. Иначе, (т. е. если не покается), по отлучении его, да увещеваются другие, чтобы не подражали ему. 5: 6. Не хороша похвальба ваша, ибо вот до чего довела вас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дан. 3 :96. И я издаю повеление: всякий народ, племя, язык! если кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденого, будет истреблен и дома их будут разграблены, ибо нет другого бога, который может так избавлять. Дан. 3 :97. Тогда царь возвысил 122 в стране Вавилонской Седраха, Мисаха и Авденого, и возвеличил их, и удостоил их начальствования над всеми Иудеями, бывшими в царстве его. Дан. 3 :98. Навуходоносор царь 123 всем народам, племенам и языкам, живущим во всей земле: „мир у вас да умножится! Дан. 3 :99. Знамения и чудеса, которыя совершил надо мною Бог Вышний, мне угодно возвестить вам: Дан. 3 :100. Сколь велики они и могущественны! царство Его-царство вечное и власть Его в роды и роды 124 . Глава 4 Дан. 4 :1. Я, Навуходоносор, жил в обилии в дому моем и благоденствовал 125 на престоле моем. Дан. 4 :2. Видел я сон, и он устрашил меня, и обезпокоился я на ложе моем, и видения головы моей смутили меня. Дан. 4 :3. И издано было мною повеление привести ко мне всех мудрых мужей 126 Вавилонских, чтобы объяснили мне значение сна. Дан. 4 :4. И вошли чародеи, волхвы, предсказатели, халдеи 127 , и сон я разсказал им, но значения его они не объяснили мне, Дан. 4 :5. Пока не пришел ко мне 128 Даниил, коему имя Валтасар по имени бога моего, который имеет в себе Святого Духа Божия. И я разсказал ему сон. Дан. 4 :6. „Валтасар, глава волхвов! Я знаю, что ты имеешь в себе Святого Духа Божия и никакая тайна не затруднит 129 тебя, выслушай содержание 130 сна моего, который я видел, и скажи мне значение его, Дан. 4 :7. Видение головы моей 131 на ложе моем было 132 (таковое): вот дерево среди земли и высота его великая. Дан. 4 :8. Велико и крепко было дерево то, и высота его достигала небес, и величина 133 его до краев всей земли. Дан. 4 :9. Листья у него прекрасные и плодов на нем множество, и пища на нем для всех, и под ним поместились все 134 дикие звери, и в ветвях его угнездились (все) 135 птицы небесныя, и от него питалась всякая плоть. Дан. 4 :10. Я видел во сне 136 ночью на ложе моем: и вот Бодрый 137 и Святый сошел с небес 138 , Дан.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 3 :22. Возвратитесь сыны возвращающиеся! и исцелю ваши поражения. – Вот мы будем рабами Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. Иер. 3 :23. Поистине, обманчивы были холмы и множество 89 гор, только в Господе Боге нашем спасение Израилево. Иер. 3 :24. От юности нашей эта мерзость 90 пожрала труды отцев наших: овец их и тельцов их, и сыновей их, и дочерей их. Иер. 3 :25. Мы уснули 91 в стыде нашем, и покрыло нас безчестие наше, ибо пред Господом 92 Богом нашим мы согрешили, мы и отцы наши от юности нашей даже до сегодня, и не послушали голоса Господа Бога нашего. Глава 4 Иер. 4 :1. Если обратишься. Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись, и если удалишь мерзости твои из уст твоих 93 и убоишься Лица Моего, Иер. 4 :2. То будешь клясться: жив Господь! в истине, и в суде и в правде. Им 94 будут благословлять народы и им будут хвалить Бога в Иерусалиме. Иер. 4 :3. Так говорит Господь мужам Иуды и жителям Иерусалима: распашите себе новыя нивы 95 и не сейте в тернии; Иер. 4 :4. Обрежьтесь Богу вашему и обрежьте жестокое сердце ваше, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы не вышла, как огонь, ярость Моя, и не воспылала неугасимо, по причине лукавых дел ваших. Иер. 4 :5. Возвестите в Иудее, и пусть слышно будет в Иерусалиме, говорите, возвещайте трубою по земле, взывайте громко и говорите: соберитесь и войдем в укрепленные города. Иер. 4 :6. Подняв (знамя) 96 бегите в Сион, спешите, не стойте, ибо Я наведу бедствие с севера и большое разрушение. Иер. 4 :7. Вышел лев из логовища своего и поднялся истребитель народов, и вышел с места своего, чтобы обратить землю твою 97 в пустыню, и города твои 98 раззорены будут, оставшись 99 без жителей. Иер. 4 :8. Посему препояшьтесь вретищем, и плачьте, и рыдайте, ибо неотвратим от вас гнев ярости 100 Господней. Иер. 4 :9. В тот день, говорит Господь, замрет 101 сердце у царя, и сердце у начальников, и священники ужаснутся, и изумятся пророки. Иер. 4 :10. И я сказал: о Владыко, Господи, ужели Ты обольщал (только) 102 народ сей и Иерусалим, говоря: мир будет у вас, а вот 103 меч дошел даже до души их?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

1 Книжный магазин. 739 2 М.Фуко " Слова и вещи " (фр.). 740 3 Самое высокое здание в Монреале. 741 4 Морена " Потерянная парадигма " (фр.). 742 5 Ин.7:37. 743 1 неподвижное время (фр.). 744 2 предубеждение (фр.). 745 3 последнее, но тем не менее важное (англ.). 746 4 " Свидетельство о динамике спасения " (англ.). 747 5 свидетельствует (англ.). 748 1 фонарями (исп.). 749 1 человеческое тепло (фр.). 750 2 Ср. Мф.11:25: " …утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам " . 751 1 ориентировочно, в порядке рабочей гипотезы; неуверенно (англ.). 752 2 " социальной проповедью " и " служением миру " (фр.). 753 1 " Ни твоя победа, ни твое поражение/не были мучительным рождением/полукровного народа, который является/сегодняшней Мексикой " . 754 2 Альбер Утен " Американизм " (фр.). 755 3 директора (англ.). 756 4 " Он видел далеко " (англ.). 757 1 " работа благодати (фр.). 758 2 Пс.1:1: " Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых " . 759 1 Старость – это поражение (или крах?) (фр.). 760 2 Огромная грусть от всего этого (фр.). 761 3 в Тмутаракани (англ.). 762 1 " окаменении сердца " (англ.). 763 1 протестантской богословской семинарии в Нью-Йорке. 764 2 У.Стрингфеллоу и А.Таун " Смерть и жизнь епископа Пайка " (англ.). 765 3 Колумбийском университете в Нью-Йорке 766 4 епископальном соборе св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке (англ.). 767 5 " самореализации " (англ.). 768 1 Еф.5:15. 769 2 1Ин.1:5. 770 3 франкоязычной (фр.). 771 4 То есть с верностью структурам, именно эмпирическим формам Православия (У.Ш.). 772 1 " В этот раз он был более активен и напорист… " (англ.). 773 2 1Ин.2:16. 774 3 наоборот (лат.). 775 1 " Отче, когда Вы можете принять…? " (англ.). 776 2 Так оно есть на самом деле (англ.). 777 3 Лк.21:19. 778 4 Пс.34:9. 779 1 См. Гал.5:1. 780 2 Быт.3:5. 781 3 Ин.8:44. 782 1 покаяния (греч.). 783 1 Ин.8:11. 784 2 Эрика Севарайда ( " Не такая уж дикая мечта " ) (англ.). 785 1 Ср.: Мф.13:15% " Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их " . 786

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Глава четвертая Заключение святых Апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1—4). Допрос Апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу (5—22). Молитва Апостолов и ниспослание верующим благодати Святого Духа (23—31). Взаимная любовь членов первой христианской общины (32—37). Заключение Апостолов Петра и Иоанна в темницу (Деян. 4:1—4) Деян.4:1. Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2. досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; Деян.4:3. и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. Деян.4:4. Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.    Раздраженные проповедью святого Петра священники, начальник стражи при храме и саддукеи схватили Апостолов и заключили их в темницу до утра, ибо наступил уже вечер.    Священники досадовали на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного полномочия, учат народ, начальник стражи досадовал на то, что стечением народа нарушается благочиние, саддукеи же были раздражены тем, что Апостол учил о воскресении мертвых, которое они отвергали. Они прервали речь Апостола, «возложив на них руки», конечно, не без распоряжения синедриона. Так как было уже поздно и спешить с созывом синедриона для суда над Апостолами не было большой надобности, то их посадили в темницу — «отдали их под стражу» — до утра. В то время как представители иудейской иерархии отнеслись к Апостолам так враждебно, простые люди так были увлечены речью Апостола, что уверовало великое множество - около пяти тысяч. Уверовали они, как подчеркивает Дееписатель, не ради собственно чуда, но убежденные словом Апостола. К этому подготовило их, вероятно, все то, что совершали Апостолы и до тех пор со дня Пятидесятницы, и вся необыкновенная жизнь первых христиан, стяжавшая им общее уважение и любовь. Допрос Апостолов в синедрионе (Деян. 4:5—22) Деян.4:5. На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, Деян.4:6. и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;    На следующий день собрался синедрион. Это, как видно, было формальное и полное собрание синедриона, так как дело Апостолов было сочтено важным. Тут заняли свои места и отставной первосвященник Анна, или Анан, и Каиафа, осудивший Господа Иисуса Христа, и еще неизвестные в истории Иоанн и Александр, члены рода первосвященнического, имевшие в то время, видно, силу в синедрионе, может быть, как родственники первосвященников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Но неоспорим и следующий факт: где бы (в собраниях христианских) ни появлялись апостолы, везде умолкали непризванные учители человечества; в присутствии апостолов никто не решался проповедовать; ибо они от Самого Иисуса Христа получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим.1:5 ), а посему они за собой только признавали высшее учительство в Церкви Христовой, – именно, что благовестие вверено им от Самого Иисуса Христа ( 1Сол.2:4 ; Гал.2:7 ). Притом они своею непременною обязанностью считали при жизни своей всегда увещевать верующих и благовествовать им слово Божие ( 2Пет.1:12, 13 ; 1Кор.9:16 и др.). Они постоянно наставляли верующих словесным благовествованием, когда же требовали обстоятельства, апостолы посылали верующим свои послания (собственноручные) и даже нередко посылали ближайших своих учеников для личного напоминания верующим путей спасения ( 1Кор.4:17 ; 2Кор.8:23 ; 1Фес.3:2 ; Кол.1:7 и др.), а во всех новопросвещенных странах непременно оставляли своих сотрудников для утверждения уверовавших. Свет открылся в мире к просвещению всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ) и поэтому самому не должен был никогда погаснуть. Мы и видим, что апостолы, приняв учение от Спасителя и возвестив его народам, старались, чтобы и по отшествии их уверовавшие приводили в памяти слова их ( 2Пет.2:15 ); с этой целью они избирали себе при жизни своей преемников, чтобы начатое ими благовестие миру евангелия Царствия Божия не умолкало ( 1Тим.4:16 ) и по смерти их ( 2Тим.4:2, 5, 6 ), но передавалось из рода в род таким людям, которые были бы способны и других научать ( 2Тим.2:2 ). Апостолы по таинственному действию Св. Духа (по пророчеству) избирали себе преемниками ближайших своих учеников, которые были истинными последователями их самих, и чрез рукоположение поставляли их епископами и пресвитерами в каждой церкви ( Деян.14:23; 20:28 ; 1Тим.4:14 и Др.), а также и диаконами ( Деян.6:5, 6 ). Послушаем, что говорит ап. Павел к Тимофею и Титу епископам, рукоположенным самим Апостолом ( 1Тим.1:3 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ). Тимофею св. ап. Павел говорит: «ты издетства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Иисуса Христа ( 2Тим.3:15 ); ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (выше 10 и 11 ст.). Итак я заклинаю тебя пред Богом и Господом (4:1): пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная кем ты научен (14 ст.); будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (4:5); проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (4:2); ибо я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало (4:6); возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (1:6); храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (1:14).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ср. Кол. 2, 14. 780 Ср. Быт. 3, 24. 781 Ср. Мф. 7, 13–14. 782 Ср. Ин. 7, 37–38. 783 Ср. Пс. 24, 5; Мф. 22, 4. 784 Ср. Мф. 22, 10; Лк. 14, 16. 785 Ср. Мф. 25, 6; 27, 52. 786 Ср. 1 Фес. 4, 17. 787 Ср. 1 Кор. 15, 52. 788 Ср. Мф. 24, 31. 789 Ср. Лк. 16, 24. 790 Ср. 1 Кор. 15, 54–56. 791 Ср. Лк. 6, 35; Гал. 3, 28. 792 Ср. Мф. 25, 7–10. 793 Ис. 56, 5 (Пешитта). Синод.: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. 794 Ср. Притч. 6, 27. 795 Ср. Мф. 25, 1–12. 796 (В) возлюбленные мои. 797 Ср. Фил. 2, 6–8. 798 Ср. Мф. 8, 20. 799 Ср. Дан. 7, 13; Мф. 26, 64. 800 Ср. Ин. 12, 14–15. 801 Ср. Флп. 2, 7. 802 Ср. Ин. 4, 6. 803 Ср. Ин. 19, 28. 804 Ср. Мф. 4, 2; Лк. 4, 2. 805 Ср. Пс. 120, 4. 806 Ср. Мф. 8, 24; Мк. 4, 38; Лк. 8, 23. 807 Ср. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31. 808 Ср. Пс. 22, 17. 809 Ср. Пс. 49, 4. 810 Ср. Пс. 69, 22; Мф. 27, 34. 811 Ср. Ис. 59, 8–9. 812 Ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14. 813 Ин. 14, 3. 814 Ср. Евр. 2, 9. 815 Ср. Еф. 1, 14. 816 Ср. Лк. 1, 26. 817 Ср. Прем. 18, 15. 818 Ин. 1, 14. 819 Еф. 2, 6. Пешитта: и воскресил нас с Ним, и посадил с Ним на небесах. Синод.: и воскресил с Ним, и посадил на небесах. 820 Мф. 28, 20. 821 Ср. Мк. 16, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 822 Ср. Плач. 4, 20; Лк. 1, 36. 823 Ис. 53, 12. Фраза в Пешитте может быть переведена и так, как в Синод.: Я дам Ему часть между великими. 824 Ин. 14, 20. 825 Ин. 10, 30. 826 Чис. 11, 17. 827 Ср. 1 Кор. 12, 11–28; Рим. 12, 3–6. 828 Ср. Ин. 3, 34. 829 Ср. Иоил. 3, 1–2; Деян. 2, 17–18. 830 Ср. Мк. 10, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 831 Ин. 3, 34–35. Пешитта=Синод.: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. 832 Мф. 11, 27. 833 Ин. 5, 22. Пешитта=Синод.: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. 834 1 Кор. 15, 27–28. Пешитта=Синод.: все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Мих 4. Пророчество Мих 4. 1 - «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы» - пользуется в раннехрист. традиции особенным вниманием. Блж. Августин, еп. Гиппонский, и др. авторы полагали, что М. в образе «великой горы» предызобразил Иисуса Христа ( Aug. De civ. Dei. XVIII 30; Greg. Magn. In Evang. 16. 4). Еп. Феодорит, сопоставляя слова пророчества с евангельскими словами о вселенском характере евангельской проповеди (Мф 24. 14; Мф 28. 19-20), говорит о том, что христ. весть о спасении, начавшись в Иерусалиме, оттуда, как из источника, протечет через всю вселенную, принося орошение всем верующим ( Theodoret. In Mich. 4. 1-2). Он также допускает, что иносказательным образом под «холмами» можно понимать разорение языческих капищ. При этом он крайне отрицательно относится к тому факту, что отдельные христ. толкователи принимают иудейское истолкование этого пророчества, относящее его исполнение к возвращению из Вавилонского плена. Его обличение носит рациональную аргументацию: согласно Феодориту, ничего не известно о том, что после плена мн. народы пришли в храм и с радостью принялись изучать закон; скорее этот мирный период завершился войнами времен эллинизма ( Theodoret. In Mich. 4. 1-2). Очевидно, что Феодорит в этом случае полемизирует с Феодором, по мнению к-рого это пророчество указывает на достижение избранным народом религиозного и политического возрождения после тех бед, которые ему предстоит претерпеть вначале от ассирийцев, а затем от вавилонян. Ишодад относит это пророчество к нашествию народов Гога и суду над ними (Commentaire d " Išo " dad de Merv. P. 174). Феодор полагал, что нет ничего общего между пророчеством М. и евангельскими реалиями, поскольку слова М.- «из Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима» (Мих 4. 2b) - весьма отличаются от слов Самого Господа, сказанных женщине-самаритянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4. 21 - Theod. Mops. In Mich. 4. 1-3). По мнению свт. Кирилла, эти слова содержат предсказание об устроении Церкви из язычников, иносказательно представленной в образе великой горы, превосходящей учение философов ( Суг. Alex. In Mich. 4. 1-2). Прп. Ефрем полагает, что это пророчество о воссоздании храма заключает в себе тайну Церкви вечной, созданной «в последние дни», а «гора Господня» в возвышенном смысле говорит о пригвождении плотью к Св. Кресту на вершине горы Господа ( Ephraem Syr. In Mich. 4. 1).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010