(1271/72 - 22.11.1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Сын вел. кн. Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича и вел. кнг. св. блгв. Ксении Юрьевны . Основными источниками сведений о жизни М. Я. являются летописи XIII-XV вв. (Рогожская, Симеоновская, Новгородская I, Ермолинская, Московский свод кон. XV в. и др.), а также Житие св. князя, написанное вскоре после его кончины. О рождении М. Я. после смерти отца, умершего по дороге из Орды, сообщается в Московском своде кон. XV в. и в Ермолинской летописи. Летописи не дают уточнений о дате рождения княжича, сообщается лишь, что Ярослав скончался «зимой». Тем не менее дату рождения - 1 нояб.- содержит позднее Похвальное слово М. Я. (2-я пол. XVII в.). Неизвестно, на какие данные опирался его составитель, но В. А. Кучкин определил, что одним из его источников был некий поздний летописный памятник, содержавший в т. ч. ошибочные даты. Имя княжичу было дано, по-видимому, в честь умершего единокровного брата. В летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду XV в., известие о смерти Михаила Ярославича-старшего следует за информацией о смерти Ярослава. Т. о., как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, имя Михаил «совмещало в себе функции родового и христианского» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 580). Арх. Михаил как небесный покровитель постоянно присутствовал в жизни М. Я. 8 нояб. 1294 г., на Собор арх. Михаила, он венчался с кнж. Анной Дмитриевной, дочерью кн. Дмитрия Борисовича Ростовского (см. св. блгв. кнг. Анна Кашинская ). Сохранились атрибутируемые М. Я. печати с изображением арх. Михаила ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 9, 11-12; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 64, 66-67, 165-166). В княжение М. Я. в нач. XIV в. была построена ц. арх. Михаила «на брезе» (на Загородском посаде на берегу Волги). Неоднократно упоминаются арх. Михаил и его чудесная помощь в Житии М. Я., в т. ч. его автор подчеркивает, что 6 сент., на память Чуда арх. Михаила в Хонех, М. Я. прибыл в Орду, и на ту же дату пришлось погребение останков М. Я. в Спасо-Преображенском соборе Твери.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

В целом жизнь Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) делится на два периода: до архиерейской хиротонии в 1526 году и после нее. Эти два периода существенно отличаются друг от друга. Первый можно разделить еще на три хронологических отрезка, но практически они не отражаются в источниках и возможна только их реконструкция благодаря косвенным данным 1 . Второй период можно разделить на две части: новгородскую и московскую. Источники по ним весьма разнообразны. Однако есть одна интересная особенность. О новгородском периоде Святителя мы очень хорошо осведомлены прежде всего благодаря так наз. Владычнему летописному своду 1539 года 2 , в котором целенаправленно и последовательно освещена деятельность архиепископа Макария. Известия свода заканчиваются 1537 годом; последний раз имя святителя Макария упоминается в нем под 1537 годом, когда говорится о его молитвенном предстательстве во время мятежа князя Андрея Старицкого 3 . После первосвятительской интронизации в 1542 году главным источником сведений о его жизни является Никоновская летопись, когда имя Митрополита Макария опять становится частым на страницах летописи. Таким образом выявляется пятилетняя лакуна в конце его архипастырского служения в Великом Новгороде, о которой известно менее, чем о предшествовавших и последующих годах. Если о последних днях его Митрополичьего периода, то есть о конце жизни, мы знаем довольно подробно благодаря особой Повести, то о конце новгородского периода, наоборот, совсем мало. Поэтому представляется целесообразным максимально собрать сведения о годах, предшествующих его митрополичьей интронизации, используя прежде всего другие летописи с привлечением различных дополнительных источников. В летописи ранее, отдельно от рассказа о мятеже князя Андрея Старицкого, говорится о составлении по благословению святителя Макария Жития преподобного Михаила Клопского 4 . В службе этому Святому выявлен акростих, свидетельствующий о ее составлении по благословению архиепископа Макария 5 . Все это позволяет говорить о проведении местной, епархиальной канонизации преподобного Михаила в Великом Новгороде.

http://pravmir.ru/godyi-arhiereystva-svy...

Великий Новгород. Кремль. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г. К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей " колокольницы " . Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава - в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей. В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину - в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье - в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения - 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

http://sobory.ru/article/?object=00314

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Илия; † 7.09.1186, Новгород), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский, старший брат свт. Гавриила (Григория) , архиеп. Новгородского. Биография Согласно «Повести о построении Благовещенской церкви» (кон. 70-х гг. XV в.), святитель и его брат свт. Гавриил происходили, видимо, из боярского рода («благородну, и благочестиву, и богату родителю чада» - БЛДР. Т. 6. С. 460; Бобров. «Повести древних лет». 2003. С. 161). В соответствии с основной редакцией Жития И., составленной ок. сер. XV в. (см. ниже), отца святых звали Николаем, мать - Христиной (Крестиной). Однако, как свидетельствует запись о кормах под 6 сент. в списке Студийского устава не позднее рубежа 50-х и 60-х гг. XV в. из новгородского Благовещенского мон-ря, И. и Гавриил были не родными, а единокровными братьями: Христина была матерью Гавриила, а мать И. звали Марией: «На Созонтов день обед по архиепискупе Иване и Григории, отця их Микулу и матери их М(а)рью и Крестину поминати, их род и племя» (ГИМ. Син. 330. Л. 70; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. 380. С. 248). В «Повести о построении Благовещенской церкви» рассказывается, что после смерти родителей, оставивших детям большое наследство, братья основали Благовещенский мон-рь в Людином конце Новгорода (в юж. части Софийской стороны), где приняли монашеский постриг. Однако, согласно Новгородской I летописи, Благовещенский монастырь был создан в 1170 г., когда И. (Илия) уже был архиепископом (см. ниже о монашеском постриге и об имени святого). Автор Жития И. и вслед за ним позднейшие летописцы сообщают, что Илия был священником ц. сщмч. Власия на Волосовой ул. в Людином конце (ВМЧ. Стб. 321, 328; ср.: Новгородские летописи. С. 8-9, 131, 192; ПСРЛ. Т. 30. С. 189, 197), хотя более ранние источники, в т. ч. новгородская владычная летопись, отразившаяся в Новгородской I летописи (Старшего и Младшего изводов), об этом умалчивают.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Отделение III. Церкви В Новгороде на Торговой стороне 1. Знаменский собор Местоположение Знаменского собора и первоначальное его основание в честь иконы Знамения Божией Матери. Построение нынешнего храма и последующая его судьба. Устройство его совне и внутри. Стенная иконопись. Колокольня. Преимущества собора. Новгородский Знаменский собор находится на Торговой стороне от Софийского собора к востоку, расстоянием около версты, идучи от оного на правой стороне Ильины или нынешней Знаменской улицы. Он окружен со всех сторон принадлежащими к нему зданиями, а именно от западного угла чрез святые ворота с простенками по ту и другую сторону оных одноэтажною каменною женскою богадельнею, которая устроена для вдов и сирот духовного звания преосвященным митрополитом Иовом в начале прошлого столетия 600 , а митрополитами Гавриилом и Амвросием возобновлена 601 . От юго-западного угла богадельни по южной стороне продолжается такое же здание, занимаемое Попечительством о бедных духовного звания, до самой колокольни оного собора, от которой до юго-восточного угла простирается стена. По восточной стороне находится дом каменный одноэтажный, занимаемый церковнослужителями собора, и далее до северо-восточного угла и от оного до собора продолжается стена. Первоначальное основание Знаменского собора относится в XIV веку. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, в честь коей устроен собор, до сего времени находилась в Спасо-Преображенской церкви. Но частию пожары 1329 и 1340 годов 602 , в которые сгорела Спасская церковь , а еще более усердие Новгородцев к чудотворной иконе, служили побуждением к построению Знаменского собора в 1355 году 603 . Об этом в Новг. I летописи значится: 604 «В лето 6863, поставлена бысть церкви камена в имя святыа Богородиця Знамение, на Ильине улице.» А в Новг. III летописи под 6862 (1454) годом показано, что из двух каменных церквей одна построена 605 : «Знамение пресвятей Богородпцы, на Ильине улицы, повелением владыки Моисея и всего новгородского сонмища людей, после чудеси спустя 185 лет, и тогда молитвами пресвятой Богородицы велие чудо сотворися в Великом Новеграде, что новгородские людие рыбу руками имаша, у брега, сколько кому надобно.» В другом месте тойже XIX летописи еще яснее сказано: «По преславном чудеси (1169) пребысть пречестный Знамения пресвятыя Богородицы образ в церкви Всемилостивого Спаса 186 лет. В лето же 6862 (1354), изволением Божиим и пречистыя Его Матери, нецыи христолюбивые людие ненасыщаемым желанием одержими и велию верою влекоми к

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Реферат протоиерея П. Г. Лебединцева Древнейший памятник церковного зодчества в нашем отечестве, киевософийский собор, до его возобновления подробно и весьма обстоятельно описан знаменитым митрополитом киевским Евгением и известным учёным, протоиереем И. Скворцовым , – по его возобновлении в 1843–1853 годах. При всем уважении к их трудам, я позволяю себе сказать и своё слово в ответ на некоторые вопросы, поставленные в их описаниях, так как новые исторические источники, не бывшие под руками у митрополита Евгения и протоиерея Скворцова, и изучение собора сравнительно с другими подобными памятниками дают мне пособие к решению вопросов о киевософийском соборе, несколько отличному от того, какое встречаем у митрополита Евгения и Скворцова. Мне кажется, что доселе недостаточно уяснены следующие вопросы: когда заложен и освящён киевософийский собор? Какое было иерархическое его значение? Каков древний его вид и насколько он сохранился до настоящего времени? Ответ на эти и входящие в них честнейшие вопросы постараюсь изложить в настоящем моем исследовании. 1. Св. София, созданная св. кн. Ольгой По свидетельству первоисточников, храм св. Софии существовал в Киеве ещё в 10-м веке. Так: Иоакимовская летопись говорить, что блаженная Ольга, по возвращении своём из Константинополя, построила в Киеве деревянную церковь во имя св. Софии, для которой иконы прислал ей патриарх. 2)      В Апостоле 1307 года, принадлежащем Московской синодальной библиотеке, под 11-м мая в лето 6460 (952-е), означено освящение церкви св. Софии в Киеве, бывшее, следовательно, ещё при св. Ольге. 3)      Дитмар, описывая победу Болеслава под Ярославом, бывшую в 1018 году, и торжественную встречу, сделанную Болеславу и Святополку в монастыре св.. Софии в Киеве, упоминает о храме в тоже имя Софии, по несчастному случаю сгоревшем в предшествовавшем, т. е. В 1017 г. С этим сказанием Дитмара совершенно согласны: летопись Нестора,–в которой под 1017 годом отмечено: „Ярослав воиде в Киев и погореша церкви»,–и древняя новгородская летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

священник М.А.Поторжинский Скачать epub pdf Биографические сведения о нем очень скудны. В Несторовой летописи о начале Печерского монастыря замечается, что между многими священниками при церкви св. апостолов, в любимом селе Ярослава, Берестове, был пресвитер, именем Иларион, муж благ, книжен и постник. Не ограничичиваясь исполнением своих обязанностей по отправлению церковных служб и стремясь к высшим подвигам христианского благочестия, он удалялся на близлежащую гору, покрытую великим лесом, выкопал там небольшую, в 2 сажени, пещеру, отпевал в ней часы и молился Богу втайне. За свои добрые качества, доброту сердца, высокий ум и образование, подвиги поста и молитвы, по желанию вел. кн. Ярослава, он был поставлен митрополитом св. Софии 1051 г. Особенно достойно замечания здесь то, что он был первым митрополитом из русских. Можно думать, что он получил образование в том училище, которое завел в Киеве еще Владимир Святой. Богатые дарования его или др. какие-либо обстоятельства доставили ему место старшего священника между другими, при дворцовой церкви в с. Берестове, – не известно. Вероятно Ярослав, покровитель просвещения, обратил внимание на него, как на человека, выдающегося своими познаниями и благочестием, и пожелал иметь его митрополитом. Сколько именно времени и как он управлял митрополиею киевскою, летописец не говорит; знаем только, что он освятил храм св. Георгия, построенный в Киеве в. кн. Ярославом; под 1054 г. летописец, описывая погребение Ярослава, говорит о многих попах, но о митрополите не упоминает; а под 1055 г. новгородский летописец упоминает о митр. Ефреме. В Степенной книге и некоторых списках русских святых мужей встречается и имя Илариона, митрополита киевского, но по историческим памятникам не видно, чтобы он был причтен к лику святых всею церковию. Между древними рукописями русскими встречаются следующие сочинения митр. Илариона: 1) Слово о законе Моисеем данным и благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского; и похвала Кагану нашему Владимиру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всея земли наша

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Kievsk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI – 1-й трети XII в. К 80-м гг. XI в. Новгородская епископия преодолела ряд кризисов, вызванных как внутрицерковными, так и общими политическими причинами . Новый этап ее истории можно связать с появлением на Софийской кафедре пострижеников Киево-Печерского монастыря, а также, учитывая княжеский патронат над епископскими кафедрами того времени, с установлением на несколько десятилетий более стабильного присутствия князей в Новгороде, начиная с Мстислава Владимировича, сына Владимира Всеволодовича Мономаха. На конец XI – 1-ю треть XII в., как известно, приходится и начало становления республиканского строя средневекового Новгорода , при этом роль Церкви в этом процессе остается изученной недостаточно. Согласно данным, приведенным в Киево-Печерском патерике Владимиро-Суздальским епископом Симоном (в послании иноку Поликарпу, которое датируется 1225–1226 гг.), начало поставления киево-печерских пострижеников в епископы относится к 70-м гг. XI в. Первым из печерян на Новгородской кафедре был Герман, хиротонисанный в Киеве в 1078 г. при митрополите Иоанне II (1076/77–1089/90 гг.), хорошо образованном греческом богослове, канонисте и церковном полемисте . Учитывая дату поставления Германа, он мог входить в круг учеников прп. Феодосия Печерского (+ 1074 г.). Так или иначе, пятый Новгородский епископ должен был быть причастен традиции киево-печерского подвижничества, связанной своими истоками с Афоном и общежительными монастырями Константинополя. Согласно летописным данным, в Киеве накануне поставления Германа был одноименный ему «игумен святаго Спаса», который участвовал в 1072 г. в перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в Вышгороде . Герман возглавлял Спасо-Берестовский монастырь под Киевом, называвшийся также Германеч и находившийся рядом с загородной княжеской резиденцией Берестово.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого русского митрополита Михаилом Сириным Источник   В Х-й книжке «Чтений в Историческом Обществе Нестора-летописца» помещена статья: «К вопросу о киевском митрополите XII века Михаиле». В этой статье, подписанной инициалами П. Л., между прочим, сведены мнения по вопросу о действительном существовании другого русского митрополита Михаила, который в известном летописном своде XVI века, в т. наз. Степенной книге, представляется первым русским митрополитом, современником св. Владимира (стр. 7–13). Сущность мнений, доселе высказанных по этому последнему вопросу, сводится к следующим положениям: 1) ряд русских митрополитов, несомненно, начинается с Леона, или Леонтия, названного в источнике вполне достоверном – в первой Новгородской летописи; но 2) в этой летописи известие о митрополите Леоне впоследствии (не позже XIII в.) было искажено прибавкой, будто он прислан был на Русь патриархом Фотием, умершим за 100 лет до крещения Владимира; 3) имя митрополита Михаила, вместо Леонтия, явилось в Степенной книге просто по недоразумению составителя этого летописного свода. А недоразумение, по остроумному объяснению профессора Е. Е. Голубинского , произошло таким образом: нашим предкам, по-видимому, известно было в славянском переводе окружное послание патриарха Фотия (о заблуждениях латинян). В этом послании, между прочим, сообщается известие о современном Фотию крещении Руссов, которые, по словам патриарха, до такой степени показали себя преданными христианской вере, что приняли к себе епископа. Греческие летописцы, замечает по поводу этого известия проф. Голубинский, не называют по имени епископа, присланного Фотием к современным ему Руссам, но в самих славянских сказаниях, ссылающихся на Зонару и Куропалата или Скилицу, не знаем – на каком основании, он назван митрополитом Михаилом. Затем, приведя подлинные слова Густынской летописи об этом митрополите, проф. Голубинский замечает: в этом сказании «ясно говорится, что митрополит Михаил был прислан Русским от патриарха Фотия не при Владимире, а гораздо ранее; но составитель Степенной книги предпочел верить Новгородской летописис и памятникам, ее повторяющим (между прочим, уставу Владимира), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010