1 Кор 3:18) 18 . Также он еще речет: Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы (1 Кор 14:20). Ибо Бог хочет, чтобы [христиане] в отношении земного были безумными, а в отношении небесного — разумными. Ведь противник наш диавол (1 Пет 5:8) разумен на злое и нам должно разумно подступать к нему, чтобы победить злохудожные помыслы его. Поэтому Спаситель говорит в Евангелиях: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Ибо тот, кто называется Им мудрым, искусно творит волю Божию и соблюдает Его заповеди. 5. Смиренномудрие есть великое лекарство спасения. Ибо сатана не вследствие блуда или прелюбодеяния, или воровства был низвергнут с небес, но гордость низринула его в преисподнейшие части бездны. Ибо он сказал так: Взойду и поставлю престол мой пред Богом и буду подобен Всевышнему 19 . За эти слова он был низринут и уделом его стал огонь вечный. Стало быть, гордость — в диаволе, смиренномудрие — во Христе 20 . Ведь и Сам Господь говорит: кто хочет между вами быть б ольшим, да будет вам слугою (Мф 20:26). Ибо Он есть Бог смиренных. 6. Сильно возлюбим пост, ибо великим оплотом являются пост, молитва и милостыня; они от смерти избавляют человека. Ведь как через снедь и непослушание Адам был изгнан из рая, так через пост и послушание опять входит в рай желающий [этого]. И ты, дева, украшай этой добродетелью свое тело — и угодишь Небесному Жениху. Ибо сочетающиеся с миром и украшающие тела свои фимиамами, благовониями и благоуханиями, облачающие их в роскошные одеяния и в золото для того, чтобы угодить людям, Богу угодить не могут. Христос ничего этого не требует от тебя, но требует только сердца чистого и тела неоскверненного и смиренного постом. Если же придут некоторые [к тебе] и скажут, чтобы [ты] часто не постилась, дабы совсем не ослабнуть, — не слушайся их, поскольку враг внушает им это. Помни написанное, а именно: [что произошло], когда Даниил и три отрока попали в плен к вавилонскому царю Навуходоносору; с ними были и другие отроки. И царь повелел им есть от трапезы его и пить от вина его.

http://pravmir.ru/o-devstve-ili-o-podviz...

При таком обилии всякого рода благ, Адам получает подобную ему благолепную помощницу, ближайшую к нему по всем отношениям, и обитатель рая является полным владетелем его и владыкою всех животных, которым по силе внутреннего богоподобного разумения своего, равно и по власти, данной ему от Бога, дает имена, как покорной ему твари. Востекая скорбною мыслью к райскому состоянию, потерянному нами в Адаме, будем непрестанно и мыслить, и желать, и все меры действия употреблять на то, чтобы потерянное в Адаме, приобрести во Христе. 2-я Паремья 74 на вечерне Четвертка из Прит. (гл.3:1–18) Содержание Паремьи сходно с содержанием предшествовавшей. Богодухновенный Наставник в качестве Отца убеждает наставляемого им, как сына – слушать наставления его и показывает пользу наставлений своих, что 1) они приобретут благоденствие жизни, благоволение от Бога, похвалу от людей, здравие телу ( Прит.3:2–8 ); 2) надлежит чтить Бога от начатка приобретений своих и благодушно принимать наказание Господне ( Прит.3:9–12 ); 3) что мудрость драгоценнее сокровищ, в правой руке у нее долгоденствие, в левой богатство и слава ( Прит.3:13–18 ). Ст.: «1) Сын мой, не забывай учения моего и наставления мои сохрани в сердце твоем. 2) Ибо долготу дней, благополучие и счастье жизни они доставят тебе. 3) Благочестие и честность не оставляй, навяжи на выю твою. Напиши на скрижали сердца твоего. 4) И ты приобретешь благоволение пред людьми. 5) Надейся на Бога всем сердцем твоим, а на своем уме не утверждайся. 6) На всех путях твоих знай Его, и Он уравняет стези твои. 7) Не кажись в глазах своих мудрым, благоговей пред Богом, и удаляйся зла. 8) Это принесет здравие телу твоему и крепость членам твоим. 9) Чти Господа от имения твоего и от начатка всех прибытков твоих. 10) Тогда наполнятся житницы твои доверху, и точила твои переполнятся виноградным соком. 11) Наказание Господа не отвергай, сын мой, и не тяготись вразумлением Его. 12) Ибо Господь кого любит, того наказывает, и в то же время увеселяется им, как сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Ст. 24. В даровании Богом первому человеку жены, положено основание брачной жизни. Вот почему весьма естественно и законно то, что человек, отделяясь от отца и матери, вступает в самый теснейший и неразрывный жизненный союз с существом другого пола, делающий как бы одним целым. В браке заключается основание воспитания и образования потомков для жизни общественной, земной, и даже небесной. Вот почему это учреждение установлено Богом. Но оно должно быть именно таким, каким установлено впервые. Ст. 25. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Ст. 25. Разумные, праведные, любящие Бога, трудящиеся в меру, служившие Богу от чистого сердца, первые люди наслаждались самым высшим счастьем среди девственно нежной, прекрасной природы, не оказывавшей на них никакого враждебного действия, и даже не вынуждавшей их одеваться. Стыдиться им было нечего, потому что нужно стыдиться греха, а они были чисты и безгрешны. Неизвестно сколь долго продолжалось блаженнейшее райское состояние, только бытописатель ненамного, ненадолго останавливает наше внимание на первобытном счастливейшем веке, о котором, как о золотом веке, помнят и многие древние языческие народы. Глава 3 (О грехопадении людей (1–13), наказании их и об обетовании Спасителя (14–24 ст.)) Ст. 1–5. «3мей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Ст. 1–5. Сотворенные по образу и по подобию Божию, первые люди сначала были совершенно безгрешны, невинны, и были более расположены к добру. Вместе с тем, по неокрепшей свободе, они могли сделать и нехорошее, противное воле Божией. Этою возможностью уклонения людей от добра и воспользовался искуситель, позавидовавший блаженству первых людей. Человек был богоподобен, разумнее всех живых существ. Нужно было, поэтому, враждебной стороне иметь соответствующие силы. Из всех прочих земных живых существ самым сильным, особенно на злостное коварство, был змей, и теперь отличающийся большою хитростью. Поэтому, чтобы иметь внешнее действие на человека, отец лжи и человекоубийца – диавол ( Ин.8:44 ) и воспользовался змием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Таковы слова Священного Писания, относящиеся к истории человека и рая. 22. Ты скажешь мне: Бог, по твоим словам, не должен ограничиваться местом, как же ты теперь говоришь, что Он ходил в раю? - Послушай, что скажу тебе. Бог и Отец всего необъятен и не находится в каком-либо месте, ибо нет места успокоения Его. Слово же Его, чрез которое Он все сотворил, будучи Его силою и премудростью, приняв вид Отца и Господа всего, - Оно ходило в раю под видом Бога и беседовало с Адамом. И само Священное Писание научает нас, что Адам говорил, что " он услышал голос " . Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Не так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает - Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что-либо произошло. Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол. 1,15), не так, однако, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал. Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: " в начале было Слово, и Слово было у Бога " , показывая этими словами, что исперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: " и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено " (Ин. 1,1-3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено. Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место, и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте. 23. Бог сотворил человека в шестой день, создание же его открыл после седьмого дня, когда сделал и рай, чтобы поселить его в лучшем и превосходнейшем местопребывании. Что это истинно, показывает самое дело. Не видим ли болезней, которые терпят женщины при рождении детей, и как после того они забывают свою скорбь, чтобы исполнялось повеление Божие и род человеческий плодился и размножался? Не видим ли также осуждение змея, как он проклятый ползает на чреве и ест землю, чтоб и это служило доказательством того, что я сказал выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/541/...

Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над диаволом – Церковь в лице Главы ее, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А о какой “пяте” идет речь: будешь жалить его в пяту? – Господь Иисус Христос нас ради человек и нашего ради спасения принял на себя немощную человеческую плоть, облекся в человеческое тело. И диавол через своих слуг истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к Кресту прибита, копьем прободена. Но это – все, что мог сделать диавол в своей непреходящей злобе на Спасителя. В тот момент, когда на голгофском Кресте Иисус Христос воскликнул: Совершилось! (Ин. 19, 30), Он провозгласил победу над древним змием – ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет (Откр. 20, 1–3). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, истолковывая это место из Откровения, пишет: “Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну”. Святой Иоанн Златоуст учит, что Господь сошел на землю для того, чтобы нас возвести на небеса, соделался человеком – чтобы нас сделать “богами”. Да, тайна спасения очень велика. Она была непостижима и для Адама, и для Евы. Им очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал на землю Того, Кого прикровенно нарек “семенем жены” (под “женой” святые Отцы понимают и Пресвятую Богородицу) – Сына Своего для спасения рода человеческого. Само имя “Ева”, которое Адам дал своей жене, его значение – “жизнь” – также свидетельствует о напряженности этого ожидания. Как обрадовалась Ева после рождения своего первого сына, воскликнув: Приобрела я человека от Господа! (Быт. 4, 1), и как велико было ее разочарование, когда оказалось, что это – не Спаситель, а первый человекоубийца! Так Господь показал, что людям надлежало до конца испить ту чашу, которую они сами для себя избрали; до конца пройти тот путь, на который они вступили, отказавшись от правды Божией, от воли Творца и избрав волю диавола. И вся история человечества от изгнания из рая до пришествия в мир Спасителя – это история ожидания искупления, ожидания спасения: вечной жизни в Боге и с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над дьяволом  – Церковь в лице Главы ее, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А о какой «пяте» идет речь: «будешь жалить его в пяту»? – Господь Иисус Христос нас ради человек и нашего ради спасения принял на себя немощную человеческую плоть, облекся в человеческое тело. И дьявол через своих слуг истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к Кресту прибита, копьем прободена. Но это – все, что мог сделать дьявол в своей непреходящей злобе на Спасителя. В тот момент, когда на голгофском Кресте Иисус Христос воскликнул: «Совершилось!» ( Ин.19:30 ), Он провозгласил победу над древним змием – ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего; который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» ( Откр.20:1–3 ). Святой Андрей, архиепископ Кесарий­ский, истолковывая это место из Откровения, пишет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну». Святой Иоанн Златоуст учит, что Господь сошел на землю для того, чтобы нас возвести на Небеса, соделался Человеком – чтобы нас сделать богами. Да, тайна Спасения очень велика. Она была непостижима и для Адама, и для Евы. Им очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал на землю Того, Кого прикровенно нарек «семенем жены» (под «женой» святые Отцы понимают и Пресвятую Богородицу) – Сына Своего для спасения рода человеческого. Само имя «Ева», которое Адам дал своей жене, его значение – «жизнь», также свидетельствует о напряженности этого ожидания. Как обрадовалась Ева после рождения своего первого сына, воскликнув: «Приобрела я человека от Господа» ( Быт.4:1 ), и как велико было ее разочарование, когда оказалось, что это – не Спаситель, а первый человекоубийца! Так Господь показал, что людям надлежало до конца испить ту чашу, которую они сами для себя избрали; до конца пройти тот путь, на который они вступили, отказавшись от правды Божьей, от воли Творца и избрав волю дьявола. И вся история человечества от изгнания из Рая до пришествия в мир Спасителя – это история ожидания искупления, ожидания спасения: Вечной жизни в Боге и с Богом. Спасение: вера, надежда, любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В супружестве сотворенная жена сочетается с мужем в такой союз, по которому оба составляют плоть одну; искупленные Иисусом Христом и верующие в Него также суть члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его ( Εф. V. 30). В качестве Главы рода человеческого. Но первый Адам низринул с собою все члены, которых был главою; Второму Адаму предопределено возглавить в себе все, что есть на небесах и на земле ( Εф. I. 10). Падение и восстановление человека Быm. III В истории падения и восстановления человеков описывается их искушение (1–5), грехопадение (6–7), обличение (8–13), суд Божий (14–19), наречение нового имени жене (20), начало одежды (21), изгнание Адама и Евы из Рая (22–24). Искушение первых человеков 1. Хитрейший из всех зверей в поле, которых Бог создал, был змей. Он сказал жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни с какого дерева в саду? 2. Жена сказала змею: нам можно есть плоды с дерев в саду. 3. Только плодов с древа, которое посреди сада, сказал Бог, не вкушайте, и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть. 4. И сказал змей жене: не умрете, 5. напротив того, знает Бог, что в день, в который вы вкусите плода его, отверзутся очи ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Приступая к описанию искушения, повествователь дает понятие об искусителе. И действительно, правильное о нем понятие необходимо нужно для того, чтобы уразуметь возможность и определить образ искушения. Искуситель называется змием. Трудно согласиться с мнением, будто сим означается простое животное, которое примером своего вкушения от запрещенного человекам древа возбудило в Еве богопротивную мысль и желание; поскольку в таком случае Моисею не было бы нужды приписывать сему животному вместо простого действия несвойственные ему суждения и слова; и представлять виною зла в мире существо, не имеющее свободы и действующее сообразно природе своей, значило бы представлять Бога искушающим вопреки собственному слову Его ( Uak. I. 13 ). Нельзя, напротив, думать и того, чтобы сей змий был только призрак животного, поскольку ясно сравнивается со зверями в поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Во-первых, в мусульманском мировоззрении нет места искуплению по той причине, что нет осознания испорченности человеческой природы как следствия первородного греха. Да, пророк Адам согрешил, за что был изгнан из рая, но потом он раскаялся в своем грехе и Бог простил его. Этот грех не повредил его природы, соответственно, его потомки в сущности своей являются такими же людьми, как и первый человек до грехопадения. Люди рождаются безгрешными, грешить они начинают по своей воле и потому каждый несет персональную ответственность за свой личный грех. Общечеловеческая греховность мыслится в исламе не как фактическое явление, а лишь как сумма всех личных грехов, имеющая теоретический характер, отсюда мусульманам очень сложно понять возможность ее преодоления посредством конкретной жертвы кого-то другого. Те жертвы, которые приносятся мусульманами в конце хаджа на горе Арафат, мыслятся как выражение покорности Богу, “совершаемое в воспоминание жертвы, принесенной Авра­амом” 73 , — не более. Ветхозаветное, подлинно “авраамовское” понимание жертвы утрачено (Исх 29:14; Лев 4:1–35 и т. п.). К тому же и само зло, сам грех предопределены Богом, а, значит, необходимы. Вторая причина — понимание страдания, вытекающее из понимания греха. Страдание — возмездие (в крайнем случае временное испытание), но не высшее проявление свободы и любви. Безвинных страданий не бывает; каждый страдает исключительно за свои грехи. Самудяне и мадианиты 74 погибли не потому что все были греховны, но потому что каждый был грешен (Коран 7.94). Немыслимо взять на себя страдания другого — “…душа ничем не возместит за другую душу, и не будет принято от нее заступничество, и не будет взят от нее равновес, и не будет им оказано помощи (2.45)”. В христианстве, равно как и в ветхозаветном иудаизме имеется совершенно другой взгляд на эту проблему —  Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились  (Ис 53:4–5);  Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились  (1 Пет 2:24).

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

Далее в главе 3 книги Бытия рассказывается о том, что первые люди были изгнаны из раяиз мира полного благополучия, полного благосостояния, полного счастья, которое им было дано в эдемском саду. И был поставлен херувим с мечом огненным, чтобы преграждать путь людям к древу вечной жизни. Почему? Об этом я уже говорил в прошлой беседе: для того, чтобы человек не увековечил зло и чтобы он не закостенел в грехе, а имел стремление к покаянию. «Грех влечет к себе» (Быт. 4: 1–24) Преподобный Симеон Новый Богослов: «Добро, которое сделано не добрым образом, не есть добро» Мы подошли к собственно теме сегодняшней встречи: «Всякое ли служение угодно Богу?» У преподобного Симеона Нового Богослова есть такие слова: «Добро, которое сделано не добрым образом, не есть добро». О чем эти слова? Казалось бы, здесь какая-то придирка, ведь сделал человек добро, ну и, как говорит наша поговорка, сделал хорошее дело – и гуляй смело. Нет, оказывается. Сказано: добро, сделанное не добрым образом, не есть добро. Это очень ярко выражено в Библии в рассказе о двух братьях, родившихся от Адама и Евы, – о Каине и Авеле . Каин и Авель. Фреска собора Монреале, Сицилия Читаем: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1). Очень интересный стих. Вспомним еще раз ту благую весть, которую мы прочитали в главе 3 книги Бытия, – слова Бога к змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). Это приговор диаволу, но только для диавола эти слова звучат как приговор смертоносный, а для Адама и Евы это благая весть. Как у апостола Павла сказано, что благая весть для одних – запах благоуханный, а для других – запах смертоносный (ср.: 2 Кор. 4: 16). И Ева помнит это обетование Божие, помнит благую весть – и, родив Каина, говорит: «Приобрела я человека от Господа». Она опережает события: это рождается еще не Мессия, как ей этого очень хочется. Это рождается Каин – первый человекоубийца: отступление от Бога, Который есть Жизнь, всегда порождает смерть.

http://pravoslavie.ru/96070.html

Когда Церковь учит, что Бог троичен в лицах, то этим выражает, что Отец, Сын и Святой Дух, не есть три свойства или силы, или явления одного и того же Божеского лица, а три самостоятельные ипостаси, имеющие каждая свои особые, личные свойства, которыми они различаются между собой. «Во Святой Троице, – говорит святитель Василий Великий , – иное есть общее, а иное особенное; общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица». 3.1. Ветхозаветные указания на таинства Пресвятой Троицы Истина о том, что в Боге действительно, три Лица со всей ясностью открыта в Новом Завете. Однако, некоторые указания на нее были и в Ветхом Завете. Но, поскольку эти указания неясны и сокровенны, понять их надлежащим образом можно только в свете Нового Завета. Все указания Ветхого Завета на тайну троичности можно разделить на три класса. I . Указания вообще на множественность лиц в Боге без определенного их числа. Сюда относятся: а) начальные слова Бытописания: «В начале сотворил Бог (бара Елогим) небо и землю» ( Быт. 1:1 ). «В сем месте еврейского текста, – говорит митр. Филарет, – слово Элогим , собственно – Боги, выражает некоторую множественность, между тем как изречение «сотворил» показывает единство Творца; б) Слова Божии пред сотворением человека «по образу нашему и по подобию» ( Быт. 1 : 26 ). Перед изгнанием падших прародителей из рая: «И сказал Господь Бог: Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» ( Быт. 3:22 ). Перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении " и сказал Господь: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали желать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:6–7 ). Если не признавать во всех этих выражениях прикровенного указания на троичность лиц в Боге, то трудно дать удовлетворительное их объяснение. Так нельзя объяснить их как остаток политеизма еврейской религии, потому что эта религия никогда не учила о бытии многих богов. Нельзя также видеть здесь изображение беседы Бога с ангелами, потому что лица, с которыми совещается Бог, представляются равными Ему, обладающими творческою силою, чего нельзя сказать об ангелах. Кроме того человек в Писании называется сотворенным именно по образу Божию, а не по какому-либо другому образу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010