Примечание 1. Обязанности заболевших наставников не могут быть возлагаемы на помощников инспектора. (Опред. 11 Марта – 4 Июля 1868 г.) Примечание 2. Опущение классов наставниками по причине занятий по должности члена распорядительного собрания не считается уважительным. (Опред. 10 – 29 Декабря 1871 г.) Совмещение должности наставника семинарии с обязанностями приходского священника может быть допускаемо в случае удобства такого совмещения и при обязательстве исправного ведения со стороны означенного наставника учебного дела. (Опред. 27 Октября – 15 Ноября 1871 г.) В случае призыва к исполнению обязанностей присяжных заседателей, наставники и учители духовно-учебных заведений могут просить председателя Окружного Суда о перенесении очереди их призыва в заседание суда из одной четверти года в другую, и просьбы их по этому предмету подлежат удовлетворению по возможности. (Указ. 20 Ноября 1870 г. 35, по сообщ. М. Юст. Председателям Окружн. Судов 29 Июля 1868 г. за 11434). 4 О. преимуществах службы при духовно-учебных заведениях 1 О производстве в чины Служащие при православных духовных академиях, семинариях и училищах, за исключением лиц духовного сана, считаясь, доколе занимают свои должности, в присвоенных им классах, пользуются вообще преимуществами, означенными в Уст. о служ. по опред. от правительства и производятся в чины по нижеследующим правилам. (Ст. 478 т. 3. Уст. Служ. Прав. по прод. 1879 г.) Профессоры, Доценты и лекторы духовных академий сравниваются, по чинопроизводству, с такими же чинами университетов, а Помощники Инспекторов духовных академий – с Помощниками проректоров университетов. (П. 1.прил. к ст. 478 т. 3, Уст. Служб. Прав. по прод. 1879 г.) Примечание 1. Сверхштатные Процессоры и доценты академий пользуются правами по чинопроизводству наравне со штатными Профессорами и Доцентами. Примечание 2. Приват-доценты не считаются в государственной службе, но, доколе остаются в этой должности, пользуются преимуществами классных чиновников. Инспекторы и те из преподавателей духовных семинарий, которые имеют ученую степень магистра или кандидата богословских наук, или установленное свидетельство на звание учителя гимназии, в отношении прав по чинопроизводству сравниваются: первые – с Инспекторами, а вторые – с преподавателями гимназий Министерства Народного Просвещения. (П. 2 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Обычно у нас празднование тортом и ограничивается, но в этом году я решила всем сделать маленькие подарочки. Девочкам – брошки, они наденут их прямо на форму: ничего, 1 сентября можно. Что подарю мальчикам, пока не решила. В этом году Оля идёт в первый класс, она очень ждёт 1 сентября, и вот для нее это будет действительно большой праздник! Цветы из-под снега Ольга Юревич, мама семерых детей: У нас по традиции 1 сентября – это обязательно каждому школьнику букет цветов. Обычно мы цветы, за которыми сами и ухаживали, собирали заранее у храма или у его ограды, делали красивые букеты и ставили на ночь в ведро. И вот когда у нас было школьников, кажется, человек шесть, начались ночные заморозки, и в ночь с 30 на 31 августа выпал снег. Проснулись утром: все вокруг побелело! Неужели останемся без цветов? Бросились их спасать, руки замерзали, но мы самоотверженно откапывали в надежде, что хоть что-то сохранилось. Спасенные из-под снега георгины поставили в вазу оттаивать. В итоге почернело лишь совсем немного цветов. Утром шли в школу с букетами, довольные, гордые, что удалось спасти цветы и сохранить традицию. Те самые цветы из-под снега Старшая дочка пошла в обычную школу, там ничего особенного не было – линейка, знакомая всем нам еще с советских времен. А вот Первое сентября в нашей православной гимназии традиционно начиналось в гимназическом храме. Первоклассники стояли впереди всех, такие нарядные, торжественные. Особенно им нравилось, когда батюшка обильно окроплял их: на фотографиях потом можно было рассматривать восторженные смеющиеся личики новых учеников. После молитвы – классные часы, чаепития, а потом все расходились по домам. 1 сентября – праздничный день, учеба начнется только завтра. Дома тоже обязательно праздновали всей семьей, пили чай с вкусным тортом. К школе, понятное дело, готовились заранее: закупали школьные принадлежности летом на школьном базаре. Я всегда брала с собой всех детей, потому что каждому же нужно было выбрать тетради себе по вкусу: кому-то с принцессой на обложке, кому-то – с зелёной лягушкой.

http://pravmir.ru/chto-takoe-1-sentyabry...

В результате реформы духовного образования 30 авг. 1814 г. Перервинская семинария была закрыта. 1 нояб. в стенах П. Н. м. по новым правилам открылась Московская ДС, студенты для к-рой были набраны из закрытых Московской академии и Перервинской семинарии. Первым ректором стал архим. Евгений (Казанцев ; впосл. архиепископ). Московская ДС имела 3 двухгодичных класса (риторический, философский и богословский), ее 1-й набор во все классы составил 386 чел. Обитель ежегодно выделяла на содержание семинарии 9600 р., а также взяла на себя содержание 150 учеников. После вступления на Московскую кафедру митр. Филарета (Дроздова) при его активном содействии 17 марта 1822 г. Синод принял решение о переводе Московской ДС в Заиконоспасский мон-рь, где она открылась 1 сент. 1823 г. Одновременно в П. Н. м. переведены казеннокоштные ученики Московских и Волоколамских уч-щ, для которых в П. Н. м. 3 сент. 1823 г. открылись Перервинское приходское и Перервинское уездное духовные уч-ща. В 1828 г. по инициативе митр. Филарета создано правление Перервинских уч-щ, в к-рое вошли смотритель и инспектор уч-щ, а также настоятель П. Н. м. Два уч-ща, по сути, составляли одно 4-классное ДУ (1-й класс и 2-й класс приходского ДУ, низшее отделение и высшее отделение (по 2 года) уездного ДУ), учебный курс занимал 6 или 7 лет (в зависимости от времени перехода из 2-го класса в низшее отделение). Первоначально в уч-щах было положено содержать 167 казеннокоштных и полукоштных воспитанников. В 1828 г. было запрещено принимать в уч-ща своекоштных учеников без разрешения правления. Ежегодная численность учеников колебалась: в 1828 г.- 220 чел., в 1840 г.- 317 (из них 145 казеннокоштных и 129 полукоштных), в 1857 г.- 310 (из них 180 казеннокоштных и 115 полукоштных), в 1865 г.- 243 чел. (из них 139 казеннокоштных и 63 полукоштных). Большое внимание митр. Филарет уделял учебному процессу, подбору кадров и устранению недостатков в учебном процессе. В первые годы нахождения на Московской кафедре он нередко лично приезжал на публичные экзамены в уч-ще, позднее отправлял на них викариев. Экзамены проводились 3 раза в год (перед Рождеством, перед Пасхой и перед летними каникулами в июне).

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Их годовая зарплата была очень скромной — около 340 руб. в деревнях и 450–530 руб. в городе. Самая высокая зарплата учителей начальных школ зафиксирована в Бакинской (838 руб. в год у учительниц и 859 руб. в год у учителей) и Петроградской (718 руб. в год у учительниц и 601 руб. в год у учителей) губерниях. Вообще в дальних губерниях Сибири, Кавказа и Приамурья зарплата школьных учителей была существенно выше. Большинство школьных учителей имели квартиры площадью 25–40 кв. м. Было также подсчитано, что в этих школах имелось 153 947 классных комнат. Это значит, что на одну такую школу в среднем приходилось 1,5 комнаты и 1,5 преподавателя. Средние затраты на одну школу по России равнялись 950 руб. в год. Но при этом были школы и богатые (с бюджетом до 7 тыс. руб.), и бедные (200 руб.). Учащиеся . Всего в начальных школах империи обучалось 6 629 978 человек, а на занятиях в день переписи присутствовало 6 188 879 человек. Эта цифра должна впечатлять, если учесть, что еще в 1894 году в начальной школе училось около 3 млн детей. Таким образом, за 16 лет количество учеников начальных школ в империи удвоилось, а количество сельских школ возросло в полтора раза. По сравнению с 1880 годом рост еще более ощутимый — количество начальных школ выросло в 2,5 раза. От всего населения России на 1 января 1911 года (164 млн чел.) в начальной школе училось 5,48 % лиц мужского пола и 2,6 % женского, или в среднем 4,04 %. Из них в возрасте менее 8 лет — 121,5 тысяч (2 %), 8–11 лет — 4300 тысяч (73 %), 12–14 лет — 1413,5 тысяч (24 %), 15 лет и старше — 79,5 тысяч (1,3 %). Таким образом, 97 % детей, которые учились в начальной школе и участвовали в Однодневной переписи, находились в возрасте от 8 до 14 лет. Средний возраст обуча­вшихся в начальной школе по империи составлял 10,4 года. Школа не для всех Одной из принципиальных проб­лем начальной школы было то ­обстоятельство, что далеко не все дети начального школьного возраста могли в ней обучаться и далеко не все обучавшиеся могли ее закончить. Однодневная перепись 1911 года показала, что в 1910 году примерно 1 млн детей было отказано в приеме в школу 10 . В Петербургском учебном округе 15 % от общего числа первоклассников не были приняты в 1-й класс, а до окончания учебы школу оставили 17 % учащихся. В Московском учебном округе, объединявшем 11 плотно населенных центральных губерний России, в течение учебного года выбыли, не закончив курса, 216 тыс. учащихся — 16 % мальчиков и 26 % девочек. Основной причиной ухода было тяжелое материальное положение семьи, вынужденной для поддержания благосостояния пользоваться детским трудом, а также недоступность платы за обучение (притом что она была очень низкой), элементарное отсутствие обуви и одежды. Причиной невыхода на учебу в сельской местности могли быть полевая страда летом, весенние полевые работы, промыслы и т. д. 11 .

http://e-vestnik.ru/analytics/bez_tsarya...

Среди них я дышал дорогой, родной атмосферой любви. Этот сон дал толчок моим мыслям и моей воле... Он взял к себе на воспитание нескольких беднейших сирот м. Янполя. С этого началось его дело. Ныне в его имениях несколько школ для детей дошкольного возраста и – мужская и женская сельскохозяйственные школы. Эти две последние и являются собственно братскими школами. Воздвиженская низшая сельскохозяйственная (мужская) школа 1-го разряда содержится Братством, которое, по обязательству дарственного акта, отпускает на содержание её ежегодно 10000 рублей. Кроме того, ежегодно отпускается на жалованье учителям и на учебные принадлежности правительственного пособия 3500 рублей. Сюда нужно прибавить до 2000 р. ежегодного дохода от школьного хозяйства. Все ученики – числом до 80 – находятся на полном содержании школы. Курс школы пятилетний с определенной теоретической программой и практическими занятиями. Учебный год продолжается с 1 октября по 1 апреля, рабочее время с 1 апреля по 1 октября. Каникулы зимой с 15 декабря по 15 января. Для практических занятий в распоряжении школы имеется хозяйство, которое составляют: около 50 десятин пахатной земли, 12 дес. лугу, более 1 д. под питомниками, древесным и плодовым, 8 волов рабочих, 4 лошади, 4 коровы, свинарник, – необходимый для обработки этого участка земли инвентарь. Воспитанники исполняют в этих размерах все главные хозяйственные работы. Учебно-рабочее время распределяется так: зимой с 8 до 12 классные занятия, а с 12½ до 4 часов работы в мастерских (столярно-плотничной и кузнечно-слесарной) и по дежурствам – по дому, по скотному двору и пр. Летом исключительно работы. Эта учебно-практическая программа удовлетворяет общим целям школы, которые в уставе школы определяются так: «школа эта имеет целью распространение в народе, преимущественно путем практических занятий, основных познаний по сельскому хозяйству вообще, а отчасти по садоводству и по винокуренному производству, а также по ремеслам – столярному и слесарному». По всему, что мы видели, мы имеем возможность засвидетельствовать, что Воздвиженская школа стоит довольно высоко, обладает выдающимися средствами сельскохозяйственного обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Ученики любят стихотворения за их прекрасную, гармоническую форму, а потому с охотою и старательно будут переписывать продиктованное в чистые тетради и содержать их опрятно. При спрашивании назначенного в урок стихотворения, учитель, сверх наблюдения за выразительностью чтения, требует от ученика синтаксического и этимологического разбора того или другого стиха; проверка правописания форм ведется преимущественно устно; во время ответа ученика, преподаватель пересматривает его тетрадь; окончив устный ответ, ученик, по усмотрению учителя, пишет на классной доске 2–3 стиха из урока, или несколько отдельных слов, учитель же в это время спрашивает других, а потом проверяет написанное. Классная работа ведется оживленно и с энергиею, все ученики возбуждены, каждое объяснение учителя падает на возделанную почву, и естественно ожидать, что при общей оживленности и возбужденном внимании каждого, ученики сделают минимум ошибок. – Изученные стихотворения, кроме великого образовательного значения своего, могут также служить богатым источником для так называемых «своих примеров» на разные правила грамматики. Какого рода примеры может сочинять ученик 1-го кл., если только не помогут ему на дому? Это будет бессодержательный набор слов, часто – неправильное сопоставление понятий, и вообще ряд бессвязных мыслей в виде предложений, имеющих только формальную правильность. Опыты такого сочинительства не редко приходилось слышать, и пожалеть о них. Учитель лучше поступит, если из выученных уже образцов станет приводить им на память примеры на правила, и в то же время будет мало-помалу руководить их в составлении новых примеров, возбуждая их самодеятельность и указывая им то на предмет, то на действие или признак для составления суждения. Но и сии опыты, по высказанным уже основаниям, следует производить устно. Можно ли назначать ученикам 1-го класса письменные пересказы? Весьма желательно, чтобы ученик 1-го кл. мог составить какой-либо коротенький рассказ толково и написать его правильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В. Васильев — в римско–католическом мире, протоиерей И. П. Янышев — в протестантском… Прочие члены комитета были также в своем роде люди замечательные… Так, трудами упомянутых лиц и выработан был высочайше утвержденный 30 мая 1869 г. Устав духовных академий со всеми его особенностями. Одной из главных была специализация и разделение преподаваемых наук на три группы, или отделения: богословское, церковно–историческое и церковно–практическое… Слабые стороны такого учебного плана скоро были замечены. Это — преобладание небогословских наук пред богословскими в двух по крайней мере отделениях: церковно–историческом и церковно–практическом, недостаток полноты богословского образования студентов… Идея специализации духовно–академического образования носилась, так сказать, в воздухе тогдашнего времени и находила почти общее признание… После введения в действие новый учебный план Устава 1869 г. принес много добрых и ценных плодов. Студенты стали несравненно серьезнее, чем прежде, относиться к изучению наук, в особенности отделенских… Вообще во всех классных занятиях прошла какая–то бодрая, живая струя. Тем досаднее была явная крайность в проведении прекрасного и благодетельного, в сущности, принципа специализации, являлось предчувствие недолговечности нового Устава и сильное опасение возврата к прежнему академическому строю, что потом, к сожалению, и случилось в 1884 г.»  В новом Уставе предметы были разделены на общеобязательные и отделенские, т. е. изучавшиеся на одном из трех вышеназванных отделений. К общеобязательным относились: 1) Священное Писание; 2) введение в богословие; 3) философия (логика, психология и метафизика); 4) история философии; 5) педагогика; 6) один из древних языков и литература на нем; 7) один из современных языков (французский, немецкий или английский). На богословском отделении изучались: 1) догматика и история догматов; 2) нравственное богословие; 3) сравнительное богословие; 4) патристика; 5) древнееврейский язык; 6) библейская археология. Следующие предметы были специальными на церковно–историческом отделении: 1) библейская история Ветхого и Нового Заветов; 2) всеобщая церковная история; 3) история Русской Церкви; 4) история и обличение русского раскола; 5) всеобщая светская история; 6) русская история.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Замечания, изложенные в 5, 6 и 7 пунктах заключения учебного комитета по поводу замечаний предшествовавшего ревизора, не оставлены ректором семинарии без внимания. Сверх того, по наблюдениям ревизора г. Зинченко, требуются еще следующие исправления: а) преподавателю греческого языка протоиерею Попруженко следует строже относиться к ученикам, так как вследствие его излишней снисходительности ученики VI класса, по наблюдениям ревизора, слишком безучастны к предмету им преподаваемому, а в учениках 1-го класса не видно полной внимательности к классным занятиям, что выражалось в подсказывании учеников друг другу во время уроков и в ответах по готовым переводам. За выслугою 35-летнего срока службы протоиерей Попруженко уволен от должности преподавателя греческого языка и заменен ныне другим лицом. б) Ректору предстоит наблюсти, чтобы все наставники с полною тщательностью исправляли упражнения учеников. Исправными в этом отношении найдены ректор, инспектор и преподаватели латинского языка и словесности. У остальных преподавателей ревизор встречал ученические упражнения с неисправленными ошибками. Определенная выше удовлетворительность учебной части семинарии есть только относительная, так как уровень успехов учеников не высок. По разрядным спискам 1877–8 года из 144 воспитанников шести классов семинарии было перворазрядных только 13; в том числе в II классе – 4, в III – 1 и VI – 1. Малочисленность перворазрядных учеников, по замечанию ревизора, составляет факт, повторяющийся из года в год. Семинарское начальство считает такое явление нормальным, видя в нем действие правильного применения действующего устава духовных семинарий: в ректорском отчете о семинарии за 1876–7 год проводится мысль, что «семинарский устав не дозволяет выдвигаться в первый разряд дарованиям, если к ним не приложено серьезного труда, так же, как и трудолюбию, если оно соединено с малоспособностью». Но ревизор находит такое объяснение теоретическим и, не входя в его рассмотрение, представляет следующее фактическое объяснение вышеозначенного явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно методической записке К. «Преподавание церковного пения в Пензенской духовной семинарии в 1898-1899 учебном году» (1900), программные темы обучения в ДС соответствовали практике преподавания, разработанной Синодальным училищем церковного пения : попевки и фиты в нотном изложении (1-й класс); крюковые изображения периода киноварных помет и упражнения в пении по крюкам (2-й класс); элементарная теория музыки (3-й класс); гармония по хоровым произведениям (4-й класс); история мелодического церковного пения и приемы начального обучения пению (5-й класс); элементарная теория музыки и обучение пению классному и хоровому (6-й класс, непрограммный). В качестве учебных пособий использовались «Октоих нотного пения», «Очерк истории православного церковного пения» свящ. Василия Металлова (1-е изд.: Саратов, 1893). К недостаткам обучения К. относит слабую подготовку в духовных учебных заведениях, отсутствие программных пособий, малочисленность уроков. Зрелостью суждений и предложений отличается «Записка о преподавании пения в духовных семинариях и училищах» (1906). На 1-е место в обучении низших церковнослужителей К. ставил «момент художественный». Само «церковное богослужение должно быть в высшей степени благолепным», что достигается постижением смысла, художественным прочтением духовно-музыкальных сочинений. Буд. клирикам он рекомендует изучать церковное пение на практике: петь полный годовой круг церковных богослужений; особенно изучать церковное осмогласие, распеть в гласах все стихиры и тропари, не положенные на ноты; петь большой знаменный распев и др. старинные церковные распевы, наиболее употребительные в церковной практике, в т. ч. в многоголосной обработке; знать наизусть полный осмогласный круг; изучать муз. грамоту по одноголосным нотам, квадратную ноту сначала заменять круглой для лучшего усвоения древних напевов; для музыкального развития рекомендует светские вокальные произведения М. И. Глинки , А. Н. Серова, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского , Н. А. Римского-Корсакова, а также В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона.

http://pravenc.ru/text/1681335.html

Покойный император Николай Павлович вполне одобрил предположение преосвященного и 11 февраля 1846 г. Высочайше повелеть соизволил открыть в Риге 5-ти классное духовно-учебное заведение (с 2-х годичным курсом в каждом классе), с тем, чтобы учебная часть в оном, не уклоняясь от главных оснований духовных семинарий и училищ, была приспособлена к местным обстоятельствам и потребностям края, а также с тем, чтобы в каждый класс оной было принято на казенное содержание по 10 мальчиков из детей православно-русского духовенства и крестьянских детей православных латышей и эстонцев. Полный комплект казеннокоштных воспитанников был определен таким образом в 150 человек. Во исполнение Высочайшего повеления, новое учебное заведение предположено было так, чтобы воспитанники его имели возможность восходить от самых первоначальных предметов до высшего семинарского курса; затем, исключив преподавание греческого, еврейского и др. менее важных предметов, обратить особенное внимание на изучение местных языков: эстонского и латышского. Из иностранных языков вводился язык немецкий. Новое учебное заведение (родоначальник нынешних духовной семинарии духовного училища) не могло, однако же открыться в 1846 г.; надобно было, во-1-х, отыскать и приспособить здания для помещения училища, а, во-2-х – призвать в новую школу и учеников из крестьянских деревень и усадьб, учеников мало-мальски грамотных и способных (сельских православных школ в те времена почти совсем не было). Преосвященному, в его заботах об открытии училища, много помог генерал Головин; деятельно помогал также ближайший сотрудник преосвященного рижский протоиерей о. Владимир Назроевский. Весь год прошел в приготовлениях; к концу августа 1847 г. все избранные дети для нового учебного заведения были на лицо (многим крестьянским детям из суммы и содержание семинарии пришлось выдать деньги на проезд в Ригу и на одежду – до такой степени были бедны их родители). 1 сентября 1844 г., в присутствии генерал-губернатора Головина и других лиц, между которыми видное место занимали латыши и эстонцы – родные и знакомые избранных в училище мальчиков, торжество началось прочтением Высочайшего повеления об открытии в Риге училища; затем преосвященный Филарет лично отслужил молебен о преуспеянии нового учебного заведения. С 1 сентября 1844 г. начался первый учебный год нового заведения, открытие которого произвело сильнейшее впечатление между новоприсоединявшимися к православию латышами и эстонцами. Для Риге это бело неслыханное и невиданное событие: явилось учебное заведение, открытое для крестьян, в котором учат по-латышски и по-эстонски!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010