11-я молитва оканчивается словами: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя, и Тебе славу возсылаем», которые составляют возглас после ектении, по 9-й песни канона, пред чтением хвалитных псалмов. В 12-й молитве содержится как бы начало и конец великого славословия: «Хвалим, поем, благословим, благодарим Тя. Боже отец наших... яко показал еси нам свет дневный, яко у тебе есть источник жизни» (См. подобное о светильничн. молитвах на вечерне – выше). Богородичен первый иной на малой вечерне, иной на великой вечерне после стихир на Господи воззвах, иной на утрени после тропаря по «Бог Господь». Так, в Типиконе 14 января в отдание Богоявления указано: «Богородичен первый, гласа, малыя вечерни». О богородичных первых на великой вечерне и на утрени в Типиконе в одном и том же «последовании дважды указывается. Во 1-х, на вечерне после стихир на «Господи воззвах», на службе воскресной (Тип., гл. 3 и 5), также и на службе субботней (Тип., гл. 12 и 15) Богородичен первый настоящего гласа. Во 2-х, на утрени по «Бог Господь» указан Богородичен первый по гласу тропаря святого (Тип., гл. 3 и 5), если есть тропарь святому. Если нет тропаря святому, то Богородичен настоящего гласа (Тип., гл. 2). Те и другие Богородичны, т. е. после стихир на «Господи воззвах», и после «Бог Господь», не один и те же, а разные. После стихир разумеются те Богородичны, которые находятся в Октоихе в воскресной службе после стихир на «Господи воззвах» и называются догматиком. На великой вечерне Октоиха – это есть первый Богородпчен. После же «Бог Господь» называется Богородичен первым тот, который в Октоихе в великой воскресной службе печатается по «Ныне отпущаеши» и тропаря. Он на утрени также есть первый воскресный Богородичен. Этот Богородичен именуется также воскресным отпустительным Богородичным (Тип., послед. 6 октября по великом славословии, также гл. 53) потому, что поется пред отпустом вечерни, на праздники со славословием и с полиелеем и пред отпустом на утрени после великого славословия, в праздники с великим славословием, полиелеем и бдением. Например, по указанию последования Типикона указан 23-го сентября Богородичен 4-го гласа «еже от века» (Сн. Тип., гл. 53, глас 4), 26-го сентября Богородичен 2-го гласа: «Вся паче смысла» (Сн. Тип., гл. 53, глас 2), 28-го сентября Богородичен гласа 8-го «Иже нас ради» (Сн. Тип., гл. 53, глас 8). Воскресные Богородичны, которые поются по «Бог Господь», в Типиконе называются первыми, в книжке же «Краткий Церковный Устав», изданной в Московской Синодальной типографии (1853 стр. 2) названы вторыми Богородичными.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Стихира эта 5-го гласа, о музыкальном колорите которого достаточно сказать, что им поются Непорочны, «Христос воскресе», «Пасха священная», но конечно, смогласными напевами. Из этих напевов к подобну «Радуйся постников» наиболее близок напев Непорочных – воскресных и Великой Субботы. Для стихир на хвалитех, соперничающих на бдении по значению со стихирами на Господи воззвах (так как они заключительные), выбран сосредоточенно-серьезный 8-й глас, совершенно неупотребительный в двунадесятые праздники на этом месте бдения (обычно 4-й глас, реже 1-й). Но они имеют свой напев, и не просто самгласный, но самоподобный (см. выше, прим. 226) напев редкой победной торжественности. Стихиры на литии и на поклонение Кресту самогланы и перебирают разные гласы, но первые радостные (1, 2 и 4, на который даже заключительная стихира, минуя почти обязательные для заключительных 8-й или 6-й гласы), вторые – печальные (2, 5, 6, 8, наиболее 8-го). Седальны по кафисмах первые – мрачны – 6-го гласа, вторые – светлее, особенно для 1-й кафисмы глас 1-й, подобен «Камени запечатану», для 2-й и по полиелее 8-й глас, подобен «Повеленное тайно», самый любимый в праздники, но только средней торжественности (в более великие гл. 4-й, подобен «Удивися Иосиф»). По 3-й песни канона седален гл. 4-й, подобен «Скоро предвари», совершенно неупетребительный по грустности в двунадесятые праздники. Светильны берут подобны из родственных по духу праздников – Вознесения (довольно редко) и жен мироносиц (самый частый). Тропарь «Кресту Твоему» положен на торжественноскорбный 6-й глас, но на самогласный напев его, в котором 1-я половина грустная, а вторая радостная. На литургии прокимен на глас не из радостных и исключительный для великих праздников – 7-й (в самые великие праздники 8, 4 или 3-го гл.). Но все же не 6-го. Общее впечатление от напевов всей службы – победа, обливаемая слезами, полная серьезной думы о будущем. 35 Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов. 39 χραντον незапятнанную; необходимое определение к слову «страсть», которое и по-гречески ( πθος) имеет такое же двоякое значение, как по-русски. 42 πολιτεεσθαι жизнь на правах гражданства, почему, может быть, и «на небесах» предлог εις «в» с вин («приписаны к небу»)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Пение этих тропарей во время паремий является подражанием такой же вставке между паремиями Великой субботы (на вечерне под Пасху), где, впрочем, место тропарей заступают библейския песни Моисея и 3 отроков. Но тогда как там песни поются на 5 глас, «косвенный» ( πλγιο;) первого, как бы составляющий нежно-грустную вариацию первого, здесь тропари положено петь на 6 глас, такую же вариацию 2-го, на который пелись стихиры. Примесь грусти в праздничное торжество, собственно еще и не начавшееся, понятно из того, что сказано о предпразднстве и его трипеснцах и будет сказано о великом повечерии праздника. Припевами к тропарям служат два самые краткие из допускающих приложение к празднику псалмов: 86 и 92. Первый псалом («Основания его на горах святых») воспевает величие и многолюдство Сиона, земного царства Божия. Второй («Господь воцарися») изображает еще большее величие царства Божия на небе, имеющего открыться теперь и на земле. Псалмы разделены в исполнении на 3 части. Тропарь в целом виде открывает и заключает псалом; к трём же частям псалма припевом служит только конец тропаря, который поется с припевами Слава и ныне, следовательно всего 5 раз, а со включением двух раз цельного пения тропаря – 7 раз 153 . Апостолом рождественской вечерни служит начало послания к Евреям (I, I – 10) ( Евр. 1, 1–10 ) – самое возвышенное богословие о Сыне Божием, – а евангелием – Луки ( Лк. 2, 1–20 ), – самый обстоятельный из евангельских рассказов о событии. Литургия Задостойник В качестве задостойника выбран 9-й ирмос не 1-го канона, а 2-го «Любити убо нам», как посвященный исключительно Богородице. Ирмос поется с своим припевом впереди, как то указано в качестве общего правила для всех двунадесятых праздников в Типиконе под 8 сентября. Днесь Дева раждает Владыку внутрь вертепа. Любити убо нам... Причастен Причастен, в виду своей краткости, останавливаясь лишь на значении события, соответственно моменту его пения, указывает это значение в даровании нам чрез событие «искупления», λτροωσις 1084 , слав. «избавления», выражая эту мысль, по обычаю причастных, псалмическими словами (со вставкою «Господь») 1085 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

До литургии поются часы 3, 6, 9 и изобразительные с пропуском песнопений литургии. На литургии антифоны состоят из полных соответствующих стихов, припев ко второму: «Спаси нас, Сыне Божий, распныйся плотию на кресте». О трапезе замечание: «воследования ради крестнаго ни масла подобает ясти нам, ни вино пити, но за бывшия ради радости крестояления творим сие разрешение во славу распеншагося Христа и сего явившаго», «ямы с маслом, пием и вино», но масло «древяно и маково».    По позднейшей греческой Минее служба имеет следующие отличия от нашей. Седальны: по 1 каф. только наш 1-й; по 2 каф. наш 1-й с 1-й каф.; по полиелее наш 2-й со 1-й каф.; по 3 песни канона наш полиелейный. На поклонение кресту наши стихиры 1—3, 4-я «Днесь сад живота», 5-я — наша 4-я, 6-я — наша после Евангелия. 7-я и 8-я — наши 5-я и 6-я; наших же двух последних нет (они в слав. Минею взяты, вероятно, из службы недели 3-й поста). На литургии последний стих 3-го антифона такой же, как в старопечатной Минее. О посте к замечанию славянского устава прибавлено: «смотри, что сей пост Креста имеет смягчение, как предали некоторые, указывая качество пищи, а не час (принятия ее)», т. е. не требуется, как в настоящие посты, вкушать пищу только вечером, после 9 часа дня (ок. 3 часа пополудни).    По нынешнему греческому Типикону (по чину Великой Церкви) бдения под Воздвижение, как и в другие праздники, нет, а лития совершается перед утреней. На вечерне на Господи воззвах стихиры на 6. На утрени по 50 псалме на славу стихира «Ты мой покров державен», и ныне — то же. Канон на 6 без стихов (песней), только Слава и ныне на каждой песне; по 3 песни седален один раз. Славословие великое на глас 4. С крестом иерей идет в предшествии рипид, примикирия с дивамвулом (особый патриарший предносный подсвещник), двух иеродиаконов со светильниками и кадилами, кадящих крест, на середину храма, трижды обходит аналой и, остановившись, смотря к востоку, возглашает «Премудрость, прости», кладет крест на аналой и кадя поет тропарь единожды и хоры так же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Об отрывках из богослужебных древле-славянских книг XI, XII и XII–XIII вв. болгарских и сербских В прошедшем 1878 году псаломщиком временного военного госпиталя из Московского Данилова монастыря, Павлом Смирновым, по моему поручению, для меня, приобретено в Сан-Стефано, от одного Болгарина, несколько замечательных, и по древности, и по содержанию, пергаменных листков из Богослужебных книг, писанных дорогою нам Кириллицею, пощаженных варварами турками, но не любимых цивилизованными Швабами, старающимися всеми мерами истребить кириллицу, заменяя ее латинскими буквами. Эти листки следующие: 1) В первом отрывке на трех страницах заключается конец 2-го тропаря 3-й песни св. ап. Варфоломею, далее 4, 5, 6, 7, 8 и 9 песни, только каждая с одним тропарем св. ап. Варнаве, и другим – св. ап. Варфоломею. Подобных канонов, только с одним тропарем каждому святому, без богородичных, ни в рукописях, ни в печатных служебных минеях не встречается. Здесь инде на поле против 2-го тропаря написано: , т. е. Богородичен, хотя сей тропарь принадлежит св. ап. Варфоломею. Оба тропаря выбраны были из тропарей, составленных Феофаном, творцом канонов, на выбор по одному, хотя у Феофана каждому святому по четыре тропаря, вместе с Богородичным. Местами древний период сего канона лучше и ближе к подлиннику. Таковы: за ны вь тварехь (δ μς ν κτισμασι), вм. насъ ради въ првзносите (περυψοτε), вм. блгословите. вьроломею прхвальне (βαρϑολομαε πανεφημε), вм. вароломее апле. вь нощи неразмн (ν νυχτ γνωσας), вм. во тм сьтвори дьни наслдьникы (εργσω τς μρας κληρονμους), вм. наслдники сдла свта. дице (τ γκστρω), вм. мрежею. Правописание сего отрывка замечательно по юсам древним, доселе еще мною не виданным. Таков юс или , похожий на букву ь, только загиб сей буквы с правой стороны от глаза немного шире. Такие слова, с подобным юсом, следующие: (крпость) крпькь. лькавьстви. възмьщати. варнавь славьнаго. простинь. Здесь есть и юс не йотированный, как он обыкновенно пишется и употребляется вместо у, например: варнавв, и вместо ю, напр . мреже, вро. Вместо ю, пишется , напр. лтаго. боповстел. Но и вместо у пишется, напр. ченик стоглас. Вместо а, по наречию, как и у нас в России в просторечии, пишется е. Напр. паметь шетани. безначельна. сдещихь. . вм. : напр. вьпльщени, зична, коже, ко; и вм. ы, напр. ти, зови.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

На обороте 10-го листа написана хвалитная стихира св. ап. Фоме, которой нет в печатных и рукописних Октоихах Греческих и Славянских: но за то она на своем месте есть в триоди цветной XII–XIII века Воскресенской, Новоирусалимской Библиотеки на л. 66 об. и во всех других триодях цветных. Л. 11 В понедельник вечера стихире, какие здесь написаны, нет в печатном Славянском Октоихе, равно и в Греческом. Догматик: В чермном мори. помещен на стиховных покаянных стихирах в понедельник же, а не в субботу на вечерни, где он обыкновенно помещается в рукописных и печатных Октоихах. Каноны в понедельник выбраны из канонов двух творцев Иосифа и Феофана 4 смешанно. Напр. на листе 13 в третьей песни 1-й тропарь: имаще не Иосифов, а Феофанов взятый из второго канона; 2-й же Иосифов. Подобный выбор есть и в других канонах 5 . Л. 16. об. В понедельник вечера стихир молебных (умилительных или покаянных) св. Иоанну Предтечи нет в печатном Октоихе, нет и в Греческом рукописном XII–XIII века. На стиховне же только одна покаянная мученическая есть в печатном Октоихе. Во вторник 5-го гласа в каноне на утрени, каких нет тропарей нет в печатном Славянском и Греческом рукописном XII–XIII в. и какие есть здесь, те есть в Славянском рукописном Параклитике XIII–XIV в. Синод. Типографской Библиотеки. На хвалитех только одна мученична стихира есть, а стихирь молебных Богородице нет; Кресту же только одна в печатном есть. Лист. 20 и 21. В среду на утрени нет подобного канона в Параклитике XIII–XIV в., некоторых тропарей и в печатном Славянском Октоихе нет. В среду на хвалитех стихиры Кресту такие, какие в печатном Славянском положено нет во вторник на стиховне. л. 25 об. Л. 20. В среду вечера стихир молебных св. ап. Петру нет в печатном Славянском Октоихе; их нет и в рукописном Греческом XII–XIII века. Л. 27 На утрени в четверток не полный канон св. ап. Петру за потерею листов. Его вовсе нет в печатном Октоихе. Некоторые из тропарей есть в Славянском Параклитике XIII–XIV века. После 1-го неполного седальна: Аплы… проповдаш недостает листов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Ряд чтений, казалось бы, отсылает нас к памяти святой: «Творится память преподобный матере великия княгини-инокини Анны» (Славник 5-го гласа на малой вечерне), «в честней сей памяти преподобный матери великия сея княгини Анны» (Вторая стихира на литии), «всем спастися, память ея верою и любовию почитающим» (Третья стихира на литии), «почитаем святую память твою. Ты же, блаженная, поминай нас, верою и любовию чтущих святое твое преставление» (Седален 1-го гласа по 1-й стихологии кафизм), «и святую и честную память твою почитающия» (Седален 8-го гласа по полиелее), «Всесвятая твоя память возсия мирови» (3-й тропарь 1-й песни 2-го канона), «в память великие княгини Анны » (Богородичен 1-й песни 2-го канона), «святую память твою верно почитаем» (Седален 3-го гласа по третьей песни канона), «Пресветлая и светоносная приспе память твоя» (Седален 5-го гласа по третьей песни канона), «моли о нас, о творящих святую память твою» (Светилен). Однако ещё большее число чтений указывает на празднование обретения мощей благоверной княгини: «И днесь по смерти твоей честныя мощи твои чюдодействуют, исцеление подаютъ всемъ приходящим к ним с верою. Крестоносный же царь и великий князь Алексей, патриарх же и вси людие радуются и веселятся о обретении честных мощей твоих» (Славник 5-го гласа после стихир на литии), «в память обретения мощей преподобный Анны» (1-й тропарь 1-й песни 2-го канона), «всечестное обретение честных мощей твоих почитающих» (3-й тропарь 3-й песни 2-го канона), «днесь любовию сошедшеся во обретении честных мощей ея, воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся, сподобльшему нас видети пречестное сокровище честных мощей ея, от мног бо лет сокровенны, напоследок же нам явленны и источают многа и различна исцеления» (Кондак по 3-й песни канона), «верно припадаем к пречестным мощем твоим, преподобная мати Анно, просяще отпущения грехов, молися о верно празднующих твоих честных мощей обретение» (1-й тропарь 4-й песни 2-го канона), «молися о чтущих честных мощей твоих обретение» (2-й тропарь 4-й песни 2-го канона), три тропаря 5-й песни 2-го канона, 2-й и 3-й тропари 6-й песни 2-го канона, «поминай нас, чтущих честных мощей твоих обретение» (1-й тропарь 8-й песни 2-го канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Глубины открыл есть дно...», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Шествует морскую...», по дважды, тропари на 6). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни). По 3-й песни – ипакои праздника, глас 5-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем , но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.) 1-й лик поет припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» , и ирмос 1-го канона: «Недоумеет всяк язык...». 2-й лик – то же. 1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Предтечи...», тропарь: «Давиде, прииди Духом...». 2-й лик припев: «Величай, душе моя, во Иордане...», тропарь: «Давиде, прииди Духом...». 1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Отеческаго гласа...», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся!..». 2-й лик припев: «Величай, душе моя, Единаго от Троицы...», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся!..». 1-й лик припев: «Пророче, прииди ко Мне...», тропарь: «Соблюдаемся благодатию...». 2-й лик припев: «Пророче, остави ныне...», тропарь: «Соблюдаемся благодатию...». 1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю...», и ирмос 2-го канона: «О, паче ума...». 2-й лик – то же. 1-й лик припев: «Днесь Иоанн крещает...», тропарь: «Уведехом Моисею...». 2-й лик – тот же припев и тропарь. 1-й лик припев: «Днесь Владыка водами погребает...», тропарь: «Уведехом Моисею...». 2-й лик припев: «Днесь Владыка свыше свидетельствуется...», тропарь: «Помазуеши, совершая...». 1-й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Владыка прииде освятити...», тропарь: «Помазуеши, совершая...». 2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Владыка Крещение приемлет...», тропарь: «Помазуеши, совершая...». Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую...», и ирмос 1-го канона: «Недоумеет всяк язык...», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю...», и ирмос 2-го канона: «О, паче ума...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…». 2-й лик – «Днесь Владыка плотию обрезася…». Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…». 1-й лик – «Величай, душе моя, во иерарсех…». Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 1-й лик – «Величай, душе моя, вселенныя…». Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…». 1-й лик – «Величай, душе моя, от Кесарии…». Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…». 1-й лик – «Величай, душе моя, украсившаго…» (вместо «Славы»). Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…». 2-й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую…» (вместо «И ныне»). Чтец – 4-й тропарь канона святителя: «Превыспренняя водами…». Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию…» и катавасию – ирмос 1-го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык…». Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2-го канона Богоявления: «О, паче ума…». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы . На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…». Великое славословие . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-14/

Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная...». 2-й лик – «Днесь Владыка плотию обрезася...». Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная...». 1-й лик – «Величай, душе моя, во иерарсех...». Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...». 1-й лик – «Величай, душе моя, вселенныя...». Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря...». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное...». 1-й лик – «Величай, душе моя, от Кесарии...». Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное...». 2-й лик – тот же припев. Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище...». 1-й лик – «Величай, душе моя, украсившаго...» (вместо «Славы»). Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище...». 2-й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую...» (вместо «И ныне»). Чтец – 4-й тропарь канона святителя: «Превыспренняя водами...». Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию...» и катавасию – ирмос 1-го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык...». Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2-го канона Богоявления: «О, паче ума...». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы . На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас...». Великое славословие . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010