Университет Гранд Каньон не устанавливает приоритеты в догматических вопросах. Отсюда две крайности в содержании курсов: максимальная сглаженность в вопросах этики и критичность в исследовании текстов Св. Писания. Знания, получаемые в этом вузе, по его философии, должны быть полезными как для религиозных людей, так и для секулярных. В том числе и по программе «Магистр в пастырском служении»...   Характер преподавания Библейских наук Цель изучения Библейских наук, по анонсам многих библейских колледжей , – ознакомить с Библией таким способом, чтобы учащийся проник в суть – как лучше строить свою жизнь. Дух Святой, Автор Священных Писаний, должен озарить через Писание сердце и жизнь того учащегося, который открывается навстречу Богу. Познание истины невозможно без изменения жизни и устроения сердца. Цель обучения Библии, цель увещания, есть « любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры » (1Тим. 1:5). В силу высокого призвания Библеистики, ее принципы преподавания должны отличаться от светских наук. Однако, в реальности содержание курсов по изучению Библии задает «философия» того или иного вуза. Нередко, в США политика вуза задает характер всех дисциплин, подбираются и преподаватели, соответствующие духу вуза. Поэтому тот же самый предмет «Введение в Библию» может излагаться как в строго буквалистически-евангелическом духе, так и в критически-секулярном. Если в университетах евангелического направления, как «Свобода», Пятикнижие будет рассматриваться как непререкаемый текст (в его конструкции и содержании), то уже в Американском Католическом Университете Пятикнижие может изучаться отдельными курсами, разделяя «Священнический блок» от «Второзакония» .   Содержание курсов «Библия/Библейские исследования» в разных вузах Одинаковые названия курсов встречаются в разных вузах только на уровне бакалавратуры. Но и в этом случая содержание одного и того же курса «Введение в Писание» может отличаться. Например, курс «Введение в Новый Завет» (преподается на 1 или 2 курсах бакалавриата) в баптистской семинарии университета «Свобода» имеет следующее содержание: мир Нового Завета, формирование канона, текстология, вдохновение, археологические находки, синоптическая проблема . При изучении этого же курса в Бостонском университете обращается внимание на исторический фон появления Новозаветных Писаний, их значимость в современности . В университете Гранд Каньон при изучении подобного курса - первоочередное внимание на исторической перспективе: от межзаветного периода, через Евангелия и Деяния к формированию христианской веры в ходе истории .

http://bogoslov.ru/article/1169143

На II курсе: а) переведен в состав курса 1 студент того же курса Киевской Духовной Академин; б) 1 студент (Вязигин Георгий), бывший поручик запаса армейской пехоты, призван по мобилизации на действнтельную военную службу (оставлен в списках курса); в) 2 студента (Городецкий Анатолий и Дацыков Иван) поступили добровольцами в военные училища на краткосрочные подготовительные офицерские курсы и затем – в действующую армию. На I курсе: 2 студента (Воскресснский Владимир и Рожков Сергей) поступили добровольдами в военные училища и затем – в действующую армию. Б. Деятельность Академии I. Деятельность Совета Академии В течение отчетного года Совет Академии имел 14 собраний: 5 открытых по случаю магистерских коллоквиумов и 9 обыкновенных. —23— В ряду обычных занятий Совета наиболее важными были: 1) удостоение ученых степеней, 2) пополнение и устройство академической библиотеки и 3) присуждение премий и распределение пособий. 1) Ученых степеней Советом Академии удостоены были следующия лица: А. Степени доктора: а) богословия – Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Петроградский и Ладожский, – на основании § 175-го устава духовных академий, по коему: «лица, как духовного, так и светского звания, приобретшие известность учеными трудами и не состоящие на академяческой службе, могут быть возводимы академиями в степень доктора богословских наук без представления особой для этого диссертации по согласному постановлению, по крайней мере, членов Совета». – Согласно ходатайству Совета, Высокопреосвященнейший Митрополит Владимир указом Святейшего Синода от 15 мая 1915 года за 6248 возведен в степень доктора богословских наук. б) церковной истории – Экстраординарный профессор Императорской Московской Духовной Академии по кафедре истории русской церкви, магистр богословия, Сергей Смирнов за исследование под заглавием: «Древнерусский духовник». Москва, 1913 г., с приложением: «Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины». Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, 1912 г. – Утвержден в означенной степени указом Святейшего Синода от 13 декабря 1914 года за 20016.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Понимаю Ваши скорби по упомянутым случаям. Помянутое в газетах возбуждало в моей мысли много вопросов; но не предлагаю их. Если Бог велит встретиться с Вами лично, спрошу. В настоящее время много споров в различных сферах общественной деятельности, и много будет поводов к ним при новых преобразованиях. Терпения и твердости разумной потреба... Здесь гостит О. Инспектор Киевской Д. Академии, Архимандрит Сильвестр 66 . Впрочем, он не гостит, а пользует свои слабые глаза, при содействии простой лекарки. Живет у своего товарища по Академии, Смотрителя Могил. Д. Училища. Кажется, пробудет здесь до последних чисел июля, – чтобы только возвратиться в Киев ко дню юбилея Киевск. Владыки Митрополита 67 . А я связан делами, которые не дозволяют мне оставить Могилев. Необходимый выезд, для обозрения церквей, заменяет мне выезд для движения, какой Вам рекомендуют. Хотя путешествие, для показанной цели, не есть отдых, и для меня – это труднейшее занятие, но движение есть, и после этой работы приятно возвратиться в келью, как бы после работы в поле. Душевно желаю и молю Господа, да мир Божий будет с Вами и сущими около Вас. С душевным почтением и братскою любовью есть и пребуду Вам преданный Евсевий, А. М. 28 июня 1883 г. Могилев на Днепре. 1 Письма Архиеп. Евсевия печатаются по подлинникам, принадлежавшим редакции „Б. В.“, и ныне переданным в Библиот. Имп. Моск. Д. Ак. Примечания 1–31 и 64 составлены свящ. А. М. Белоруковым, а остальные были найдены приписанными на самых письмах. Ред. Архиеп. Евсевий (Орлинский) , магистр восьмого курса, товарищ А. В. Горского. Перед окончанием курса пострижен в монашество (29 мая 1832 г.) и по окончании курса определен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка в Вифанскую Семинарию. А. В. Горский по окончании Академии был определен наставником церковной и гражданской истории в Москов. Семинарию. В следующем году А. В. перемещен в бакалавра церк. истории в Академию, а в ноябре 1834 г. в Моск. С-рию назначен инспектором буд. Архиеп. Могилевский. С августа 1838 до 1842 года Евсевий служил в Академии, сначала инспектором, а с ноября 1841 г. – ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

5 Кроме И. В. Чельцова , в петербургской духовной Академии окончили курс еще три брата его: 1) Григорий Васильевич магистр XXVI курса (1861–1865), ныне протоиерей при церкви петербургских градских богаделен, автор известного учебника по Закону Божию (ср. А. Родосский . Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов С.-Петербургской Духовной Академии. Спб. 1907, 518); 2) Владимир Васильевич, кандидат XXXI курса (1870–1874), бывший затем преподавателем рязанской семинарии, 3) Михаил Васильевич, кандидат XXXV курса (1874–1878), получивший степень магистра за сочинение: „Спор между греками и латинянами об опресноках в XI веке“ (Спб. 1879) и бывший преподавателем вятской семинарии. 11 Краткое упоминание о диспуте ср. также в „Правосл. Обозрении», 1870. Известия и Заметки, ноябрь, 388–9. 15 Дело архива Академии 1861, 19. На место иером. Диодора уже 3 августа определен был А. М. Иванцов-Платонов. Ср. Чистович, 47. 20 Подобное же, до некоторой лишь, разумеется, степени, отношение к названным западным историкам можно видеть и у представи­телей церковно-исторической науки в московской Академии, прот. А. В. Горского и А. П. Лебедева . 26 «Изложение и слог сочинения не довольно удовлетворительны; первая часть (основания догмата) слабее двух других (древность и истинный характер чествования мощей), но мысли правильны и, го­воря вообще, труд сочинителя заслуживает одобрения. – 7. 31 июля, 1859 г.». 27 «Хотя сочинение носит на себе следы крайней поспешности и представляется написанным как бы только начерно; при всем том автор трудился не мало. Не имея ни одной цельной монографии для руководства, он должен был познакомиться с источниками. Таким образом ему удалось собрать довольно сведений; но ни разобрать, ни даже изложить их, как должно, он уже не имел времени. Пособиями он пользовался мало; к сожалению, кажется, главным помощником его был Рорбахер, о котором он сам хорошо сказал в предисловии, что его история носит характер чисто механического заимствования фактов, без надлежащего уяснения и сопоставления их, взамен того, – прибавлю я, – с достаточным количеством иезуитских вымыслов, проникнутых необузданным фанатизмом и употребляемых к месту и не к месту. По крайней мере, даже те части сочинения, которые прекрасно исследованы и изложены в новейшей церковно-исторической литературе, у г. Дружиловского так же слабы, как те, в которых он не мог иметь подобной помощи. Собственные же его силы, при известной степени живости и бойкости, оказались еще юны и тем недостаточнее, что в кругу предметов своего исследования он совсем не хозяин, а скорее робкий гость, в первый раз пере­ступивший порог страшного для себя дома. Можно думать, что заняв­шись делом более и присмотревшись к нему лучше, он получит о нем более точные понятия и будет судить правильнее. Тем не ме­нее, оценивая настоящее сочинение, как оно есть, сравнительно с дру­гими подобными, надобно сказать, что оно вообще хорошо и заслуживает поощрения. 5-го августа, 1861 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

19) Никита Петрович Гиляров-Платонов – 2-й магистр XVI курса. Сын священника г. Коломны, учился в Москов. семинарии и Академии, которую окончил в 1848 г. Магистерское сочинение написано было им на тему: «О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого». По окончании курса, как бакалавр, читал лекции по герменевтике и учению о вероисповеданиях, ересях и расколах. Был выдающимся преподавателем; его слушали, «затаив дыхание». В 1854 г. закончилась его профессорская деятельность. Это зависело от воли м. Филарета. В 1855 г. вышел из духов. звания, причем духов. начальство все-таки аттестовало его «исправным и надежным». В Москве сошелся с кружком славянофилов и был ближайшим сотрудником «Рус. Беседы», «Дня», «Москвы» и позднее «Руси»; вместе с Ю. Самариным переводил богословские сочинения Хомякова, изд. за границей, на русск. язык. Участвовал и в «Рус. Вестнике», потому что не чуждался и других течений общественной мысли, помимо славянофильских. С 1856–63 г. был цензором Моск. комитета, причем широта его взглядов, смелое направление мысли, дисциплинированное духовной школой, делали то, что многие повременные издания и литературные работы держались и видели свет только благодаря отваге цензора, в существе дела благонамеренного, хотя и не всегда согласного с конкретными требованиями высшего цензурного начальства. 11 августа 62 г. Гиляров принужден был оставить цензорство и получил назначение на должность чиновника особых поручений при Министерстве Народн. Просвещения. В этой должности он работал над выработкой нового цензурного устава. В августе 63 г. получил место управляющего Моск. Синод. типографией, где упорядочил библиотеку, реставрировал типограф. палаты, которые старался охранить от использования в коммерческих целях. Не сойдясь во взглядах с новым об.-прокур., графом Д. А. Толстым, в 1867 г. Гиляров оставил казенную службу навсегда, чтобы посвятить себя исключительно публицистической деятельности. 1 декабря 67 г. вышел 1-й Гиляровских «Соврем. Известий», которые после того издавались в течение 20 лет. За это время журналист-философ, христиански и научно образованный, честно поработал обществу, сближая его с жизненно-церковной областью, освещая своим православно-русским миросозерцанием общественные вопросы, разбирая и указывая ложные стороны теорий социализма, утилитаризма, индивидуализма и т. д. Выдающийся талант среди современных публицистов, отличавшийся богатством мысли и слова, честный воспитанник духовн. школы, Гиляров скончался в бедности и нужде 13 окт. 1887 г. и погребен на кладбищ Новодевич. монастыря. Сборник его сочинений издан в 2 х томах К. П. Победоносцевым (1899–1900); в сборнике помещен ряд статей по преимуществу церковно-исторического и философского характера. Здесь же помещены и автобиографические записки автора «Из пережитого», ярко характеризующие духовную среду и школу, какую прошел автор 370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так моя судьба снова привела меня в Петербург, но предварительно провела через строгую Филаретовскую школу, через полную ученых традиций высокочтимую Московскую академию, поставив под ближайшее руководство великого ученого, незаменимого научного руководителя и в особенном смысле «отца» ректора, протоиерея А. В. Горского. Московская академия была поистине второй моей матерью, довершившей мое образование как академического преподавателя. Она направляла и укрепляла мои первые, еще нетвердые шаги на ученом поприще. Проведенные в ней годы были для меня важнее, чем всякое заграничное путешествие. И если впоследствии мне удалось совершить нечто, не совершенно бесполезное для богословской науки, то этим, бесспорно, во многом обязан тому закалу и направлению, которое я получил в русском Оксфорде. Считаю себя крайне счастливым, что удалось дожить до 100-летнего юбилея (1 октября 1914 г.) дорогой Московской академии, которой и посвящаю этот очерк (IV гл.) своих «Воспоминаний» в знак глубоко почтительной и сердечно благодарной о ней памяти. Vivat Academia, vivant professores! 245 Исключая переход из СПб. академии ее воспитанника, Н. А. Сергиевского (2-й маг. XVIII к., 1849), бак. математики, москвича родом и родственника митр. Филарета. Сергиевский, согласно его прошению, переведен в 1850 г. на ту же кафедру в Моск. акад. и занимал ее до 1854 г., † прот. проф. Моск. университета, основатель и редактор-издатель «Правосл. обозрения». 246 Можно было бы подождать окончания XXIV к. Моск. акад., в 1864 г., для замещения обеих кафедр, или по крайней мере одной, собственными ее воспитанниками. Через полгода после моего приезда в Посад это и случилось. Из означенного курса был назначен на кафедру патристики 1-й его магистр, А. А. Смирнов , родной брат прот. П. А. Смирнова, бывшего также бак. в этой академии, по церк. археологии († председ. Учеб. комитета при Св. Синоде). А потом, в следующем 1865 г., на кафедру философии избран был 2-й маг. того же курса, однофамилец первого, А. П. Смирнов .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

—266— смотря на ясно выраженное здесь не сочувственное отношение к старо-католическому движению, дал редакции «Богосл. Вестника» полную свободу помещать на его страницах статьи А.А. Киреева, – горячего защитника старокатоликов, и при цензуре этих статей неизменно обнаруживал полное беспристрастие, чуждое хотя бы малейших придирок не только к мыслям, но и выражениям. – Но скоро наступили другие времена, когда нашему цензору и ректору пришлось и лично потерпеть от новых веяний, может быть, между прочим, и за его свободное отношение к академическому журналу. – 1-го августа 1893 года скончался Высокопр. Леонтий, митрополит Московский, и его преемником назначен был магистр 14-го курса нашей академии Высокопр. Сергий, Архиепископ Кишиневский. За все время существования Моск. Дух. Академии это был первый митрополит, из ее питомцев, вступавший на Московскую кафедру. Наша академия имела, по-видимому, все основания к тому, чтобы ожидать от нового Владыки особенно-благожелательного и сердечного к себе отношения, так как он был не только ее воспитанником, но, по окончании курса, шестнадцать лет прослужил в ней, последовательно занимая должности бакалавра, инспектора и ректора, а потому она должна была бы быть особенно родственной и близкой его сердцу. В составе нашей академической корпорации были еще лица, которые учились в академии и начали свою профессорскую службу в ней в те годы, когда молодой архимандрит Сергий, ставший теперь митрополитом, был инспектором и ректором академии, а потому хорошо помнили его как наставника, сослуживца и начальника. Эти сведущие люди предупреждали нас, что от нового Владыки академия едва ли может ожидать много хорошего. Они указывали при этом на некоторые особенные свойства его личного характера, резко проявлявшиеся в эпоху его ректорства в академии и послужившие причиною того, что с большинством профессорской корпорации у него создались неприятные отношения, которые ко времени его ухода с академической службы обострились до такой степени, что выражались иногда в явно неприязненных и враждебных столкновениях. Получив назначение на курскую епископ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21) Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов – 1-й магистр XVIII курса 1852 года. Сын полкового священника, род. 30 окт. 1828 г. в Новоржевском уезде, Псковской губернии, учился в Свенцянском уездном, для дворян, училище, затем в Варшавском духовном, в Волынской, Могилевской и Черниговской семинариях, перемещаясь из одного учебного заведения в другое, соответственно передвижениям отца, следовавшего за своим полком. Везде учился превосходно. В Академии воспитывался под руководством таких профессоров, как Ф. А. Голубинский, А. В. Горский, Гиляров-Платонов и Ф. Бухарев. Учился блистательно и по окончании курса оставлен был при Академии бакалавром библейской истории и греч. языка; но через два года перешел на кафедру математики и истории древней философии, освободившуюся после смерти проф. Голубинского. Талантливый профессор быстро сделал свою ученую карьеру: в 57 г. был избран экстраординарным, а в 58 г. ординарным профессором и членом конференции Академии. С 1880–91 гг. читал логику и много лет преподавал немецкий и французский языки. Получив широкую известность за свои ученые труды, был приглашаем в 60 и 61 гг. в Москов. и Петерб. университеты для занятия кафедры философии, но м. Филарет, не желая ослаблять этой кафедры в Академии взятием от нее профессора Кудрявцева, упросил гр. Путятина, мин. народ. просвещения, оставить В. Д. при Академии. Тем не менее в 1861 г. он был приглашен ко Двору и в продолжение года (61–62) читал Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу популярный курс логики и метафизики, а в то же время давал уроки психологии Николаю Максимилиановичу, герцогу Лейхтенбергскому. Поручение исполнил «с примерным усердием и замечательным талантом», получив от Цесаревича большой кабинетный портрет с собственноручной надписью: «В воспоминание наших занятий в 1861 г. Николай». От пожизненной ренты, обычно предлагавшейся наставникам Цесаревича, В. Д. должен был, по желанию митрополита Филарета, отказаться и она была заменена ему орденом. С 1870–84 г. был помощником (деканом) ректора на богословском отделении и не раз исправлял его обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кафедра древней общей церковной истории получила также нового преподавателя. В 1878 г. внезапно скончался профессор И. В. Чельцов , с 1870 г. – доктор богословия, первый удостоившийся этой высшей ученой степени в нашей академии, после публичной защиты диссертации. Год пустовала кафедра, так как поджидали окончания курса одним необыкновенно даровитым студентом, именно В. В. Болотовым , обратившим на себя внимание всей академии. Сразу же по окончании курса в 1879 г. В. В. Болотов 349 и занял эту кафедру (2 ноября 1879 г.), и притом – очень редкий, при уставе 1869 г., случай – прямо в звании доцента, как получивший степень магистра после защиты диссертации (28 октября того же 1879 г.). Огромное приобретение сделала академия в лице этого феноменально даровитого, можно сказать гениального человека, уже в Тверской семинарии славившегося своими необыкновенными дарованиями и познаниями. Еще перед поступлением его в академию его инспектор по семинарии, а мой бывший слушатель по Московской академии А. А. Тяжелов 350 , писал мне, что к нам в академию едет необыкновенных дарований студент, который уже и в семинарии имел научных знаний более иного окончившего полный академический курс. Славное имя профессора В. В. Болотова впоследствии стало известным далеко за пределами академии и духовного мира и внесло в историю родной академии одну из самых блестящих страниц. При кафедрах общей церковной истории древней и новой (вторую продолжал занимать профессор И.Е. Троицкий , с 1875 г. – доктор богословия и ординарный профессор) явились две приват-доцентуры: 1) по церковной географии и статистике и 2) по византийской истории. Лекции по первой (церковной географии и статистике) читал А. А. Автономов 351 , даровитый, обладавший прекрасным даром слова и большим остроумием, но, к сожалению, не привившийся к академии и вскоре (через год) оставивший ее сначала для светской службы, а потом для служения в священном сане. Приват-доцент по византийской истории – магистр сириец Герасим Яред 352 – служил гораздо долее (1870–1876); также очень даровитый, с горячей головой и легко воспламеняющимся характером, он оставил после себя немало ценных научных и литературных трудов. Преподавание этого отдела церковной истории он совмещал со службой в Петроградской духовной семинарии, до назначения его на ректуру в Псковскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

1040 Смирнов Сергей Иванович (1870–1916), профессор МДА по кафедре истории Русской Церкви, доктор церковной истории (1914). Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1895), оставлен профессорским стипендиатом, и. д. доцента по кафедре истории Русской Церкви (1896). Магистр богословия (1906). Доцент МДА (1906); экстраординарный профессор (1906); одновременно приват-доцент по кафедре истории Церкви ИМУ (1907), также преподавал историю Церкви на Высших женских курсах Полторацкой (1912); ординарный профессор МДА (1916); член Правления МДА (1916). Магистерская диссертация «Духовный отец в древней Восточной Церкви. (История духовничества на востоке.) Часть I: Период вселенских соборов» (Сергиев Посад, 1906); докторская диссертация «Древнерусский духовник» (М., 1913) и «Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины» (М., 1912), О С.И. Смирнове см.: ЦИАМ. ф. 229. Оп. 4. Д. 3882. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5206. Личное дело преподавателя МДА. 1041 По уставу Духовных академий 1869 г. физико-математические науки были выведены из состава академического курса. Отчасти естественные и точные науки остались лишь в МДА в виде внештатной кафедры «научно-естественной апологетики» по личному ходатайству проф. Д. Ф. Голубинского пред Св. Синодом, поддержанному Советом МДА, ректором прот. А.В. Горским и Московским митрополитом Иннокентием (Вениаминовым) . Благодаря § 115 Устава, дозволявшему вводить в академиях новые учебные предметы «сверх поименованных в Уставе», в 1870 г. Св. Синод разрешил оставить предмет сверхштатным, содержащимся на средства Московской епархии, и необязательным (см.: РГИА, Ф. 796. Оп. 151. Д. 912. Л. 1–3. О преподавании в духовных академиях естественно-научной апологетики). Следует отметить, что практически все студенты первого курса на протяжении всего существования кафедры изъявляли желание слушать лекции по естественно-научной апологетике. Со смертью Д. Ф. Голубинского в 1904 г. кафедру упразднили. Средства, выделявшиеся на ее содержание, пошли на создание и содержание кафедры истории русского сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010