Прежде надо «вникнуть в закон совершенный, закон свободы, и пребыть в нем» ( Иак.1:25 ) и только тогда стать «исполнителем дела» и «блаженным в своем делании». Апостол Иоанн Богослов вполне определенно говорит о первичности духовного устроения человека пред всяким делом: «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:8,9 ). Дела человеческие – злые или добрые не замыкаются на самом делателе – они доходят до небес и потрясают их; все дела у Бога взвешены, и худые из них прогневляют Бога ( 1Цар.2:3 ), так что на каждое из них найдется возмездие ( 2Цар.15.7 ). Дела Божии связаны с делами человеческими – они как внимательный отклик на все деяния людей. У Тертуллиана есть образная фраза, что мы молитвой своей обезоруживаем небеса, заставляем их посылать дождь на землю. Ни один грех не минует наказания, и ни одно доброе дело не минует похвалы – «ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда» ( Иов.34:11,12 ). Все люди – дело рук Божиих, и в этом они равны для Его суда, и лишь только дела их судит Господь, в которых может быть разное – или злое, или доброе ( Иов.34:19 ). Всякому человеку предстоит избрать доброе или злое, но если выбор совершен и сердце прилежит добру, то естественен вопрос: «Что нам или мне делать?» Такие вопросы очень часто встречаются в Писании. К понятию «дело» приложено понятие «уметь», поэтому вместе с вопросом «что нам делать?» высказывается просьба – «научи нас». В целом Священное Писание – это учебная книга к обретению добрых дел ( 2Тим.3:16 ). Господь от века сказал: «...буду учить вас, что вам делать» ( Исх.4:15 ), а потом еще раз, чтобы Мне услышать ваши моления «удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро...» ( Ис.1:16,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Игорь Гагарин Радуется Господь, когда в храм приходят дети, и негодует, когда кто-то препятствует им. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14), — строго говорит Иисус Христос тем, кто хотел помешать детям приходить к Нему. И если это так, если приход в храм детей - радость для Бога, то в ближайшее к 1 сентября воскресение Он радуется особенно! Никогда в наших храмах не собирается такое множество детей, как в этот день. Дети готовятся идти в школу, с 1 сентября главным делом их жизни будет обретение новых знаний. Поэтому и приурочили к этому дню праздник, само название которого – День Знаний – указывает на главную цель обучения в школе – приобретение знаний. А хорошее ли это дело, приобретение знаний? От такого вопроса, догадываюсь, попахивает мракобесием. Кто может в наше время сомневаться в необходимости и ценности знаний!? И все же... Самый первый грех, тот, который положил начало бесчисленному множеству последующих грехов, губящих человечество, тоже ведь связан с этим словом. " И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6)». Иллюстрация: Дедюля Ольга, 14 лет, Изостудия " Росток " , г. Обь «Дает ЗНАНИЕ...» И вкусила... С этого и началось все злое в нашей жизни. Да что там «злое»! Сама смерть пришла в мир вместе с этим вот знанием. Обратим, однако, внимание на слово " вожделенно " , которое использует Писание, говоря о знании в этом отрывке. Всем известно, что такое " вожделение " , но только в очень узком смысле этого слова. «Вожделение» - непреодолимое желание, нестерпимая жажда, неудержимое стремление к... понятно к чему. Но нет, оказывается, не только к тому, что имеют в виду произносящие это слово. Человеческий дух вожделеет к знаниям более, чем к чему бы то ни было. Жажда знаний, толкнувшая первых людей совершить непоправимую ошибку, унаследована их потомками, всеми нами... К чему же приводит нас утоление этой жажды?

http://pravoslavie.ru/55856.html

Разделы портала «Азбука веры» Для чего была создана Ева? Неужели Адаму было мало общения с Богом? Похожие вопросы 5 Ответов Священное Писание не говорит этого. Бог создал и животных Адаму как помощников. Это же не значит, что Адаму не хватало Одного Бога в Помощниках. Для была создана Ева поясняет св. Ефрем Сирин : “Хотя помощниками человеку стали звери и скоты, но пригоднее для него был бы помощник из его же рода. И Ева, кроме попечения о делах домашних, кроме заботы об овцах, волах и стадах других животных, могла, по возможности, быть помощницей мужу в постройках, вязаниях и других художествах. Хотя животные находились в рабстве у человека, но в этом не могли оказывать ему помощи. Потому Бог сотворил ему такую помощницу, которая бы вместе с ним имела о всем попечение и во многом помогала ему”. Бог Творец. Поэтому Он захотел и сотворил Еву. Также Бог “х очет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ” ( 1Тим.2:4 ), поэтому все разумные существа (и Ева в том числе) сотворены для вечной радости, любви и бытия с Богом. Бог сотворил человечество таким каким Он захотел. Многие богословы также считают, что Образ Божий в человеке реализуется в полноте по образу Бога-Троицы, то есть в семье (Адаме, Еве и их детях). Ева была дана Адаму для: Бог создал человека, чтобы тот стал причастником благ. При этом Он создал его по Своему образу и подобию ( Быт.1:26 ), способным к самосовершенствованию, к совершенствованию окружающего его мира, над которым, по воле Божьей, он был поставлен владыкой ( Быт.1:26 ). Стало быть, благость Божия в отношении человека обнаруживалась не только в том, что человек мог общаться со своим Создателем, но и в том, что мог уподобляться Творцу и Промыслителю, раскрывая заложенные в него (в человека), при создании, сущностные и индивидуальные способности. В чём именно проявлялось для Адама отсутсвие равного ему по способностям ближнего, хорошо видно из текста Писания, отражающего Божьи слова: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Заметим, что с обретением помощника в лице Евы, Адам испытал подлинный восторг: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» ( Быт.2:23 ).

http://azbyka.ru/vopros/dlya-chego-byla-...

Разделы портала «Азбука веры» Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие. Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие. Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов. В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» ( Притч. 8:30 ). Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис. 35:10 ). С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ). Как пишет святитель Андрей Критский , «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?» 1

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes-1fes-51...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Болезнь — наказание за грех? 1 мин., 31.01.2010 Вопрос читателя: Правда ли, что болезни посылаются в наказание за грехи? Если я болею, значит ли это, что Бог от меня отвернулся? Отвечаем: У болезни могут быть разные причины; в некоторых случаях они действительно могут быть вызваны  личными грехами человека, но это далеко не всегда так. Когда ученики спросили Господа о слепорожденном: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? — Господь ответил: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:2-3). Болезнь и смерть Лазаря тоже, по словам Господа, должна была обернуться к славе Божией (Ин 11:4). Когда Господь исцеляет женщину, восемнадцать лет страдавшую какой-то хронической болезнью, он называет ее «дщерью Авраамовой», то есть признает ее верующей. Святой апостол Павел, о котором Сам Спаситель сказал: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян 9:15), страдал крайне тяжелым заболеванием, от которого не был избавлен, несмотря на усиленные молитвы (2 Кор 12:9). Тимофей, ученик апостола Павла, страдал какой-то болезнью желудка (1 Тим 5:23). Таким образом, верующий человек, находящийся на пути спасения, может страдать от болезни. Болезнь — это никоим образом не знак отверженности Богом. Напротив, болезнь может быть уникальной возможностью для духовного возрастания, преодоления каких-то пороков, обретения опыта упования на Бога, смирения и терпения. Бог может, через наши болезни, научить нас сочувствовать бедам других или дать нам возможность показать пример веры и терпения тем, кто находится рядом с нами. Поэтому, наверное, правильнее ставить вопрос не «за что?», а «для чего?» — какую духовную пользу нам или другим людям может принести наша болезнь? Писание говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22). Когда мы переносим наши скорби с терпением и надеждой, мы становимся ближе к Богу и тому вечному утешению, которое мы обретем в Его Царстве. Редакция журнала «Фома» Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Воля Божия – что это? 01.09.2009 01.08.2009 29.01.2011 02.10.2009 01.09.2009 01.08.2009 29.01.2011 02.10.2009 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/bolezn-nakazanie-za-grex....

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как христиане объясняют необходимость крещения? 13 мин., 15.02.2021 Содержание Крещение – первое из церковных таинств, с которым встречается человек, уверовавший во Христа. Крестившись, он становится членом Церкви, получает возможность непосредственно общаться с Богом, принимать Его благодатную помощь. Но почему все это возможно только при условии крещения? Давайте разбираться. Почему христиане убеждены, что человек не может спастись, если не примет крещения? Христиане – это те, кто верует Господу Иисусу Христу. И в утверждении, что некрещеный человек не может наследовать Царствие Небесное, они опираются на слова Самого Христа. Во-первых – Его наставление ученикам в конце Евангелия от Марка: Кто будет  веровать и креститься ,  спасен будет ; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16: 16). Во-вторых, в Евангелии от Иоанна Христос объясняет Своему последователю из числа фарисеев, Никодиму: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3: 5,6). В-третьих, Евангелие от Матфея завершается знаменательным призывом Господа к ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28: 19, 20). Здесь хотя и не говорится напрямую о спасительности крещения, но поручение крестить людей звучит как прямая и неотменяемая заповедь Спасителя. Спасение от чего обещано тем, кто будет веровать и креститься ? Во-первых – от рабства греху, когда, говоря словами апостола Павла, не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим 7: 15). Во-вторых – от рабства сатане, который обманом и клеветой на Бога спровоцировал грехопадение Адама и его жены. В-третьих – от смерти, которая подчинила себе весь мир в результате грехопадения человека. Но спасением в православном христианстве называется не только освобождение от этих трех видов рабства. Спасение – это предельное сближение и вступление в сыновние отношения с Богом, достижение единства с Богом, обретение того Царства небесного, где будет Бог все во всем (1 Кор 15: 28). Сам Христос называет спасение жизнью вечной, о которой мы пока мало что можем сказать, кроме того, что она будет непредставимо прекрасной, радостной и, говоря словами митрополита Сурожского Антония, переливающейся через край от избытка полноты. Как писал об этом апостол Павел, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2: 9). «Кто будет веровать и креститься»… А как связаны друг с другом крещение и вера?

http://foma.ru/kak-hristiane-objasnjajut...

с ее особой датой, подготовительным очищением и главное - жертвенным пасхальным агнцем, следует считать важнейшим прообразом Крестной Жертвы Господа Иисуса Христа. Так, еп. Иерапольский св. Аполлинарий ок. 167 г. писал: «14-е число - истинная Господня Пасха, жертва великая: вместо [пасхального] агнца отрок (πας) Божий, связавший крепкого, связан, и осужден Судия живых и мертвых, и предан в руки грешников, да распнется, и вознесен [на Крест]… и в святое ребро прободен, изливающий из Своего ребра две подающие чистоту [вещи] - воду и кровь, Слово и Дух,- и погребен в день Пасхи, с запечатыванием гроба камнем» (фрагм. 4; PG. 92. Col. 81). Ветхозаветная П. неоднократно упоминается в «Диалоге с Трифоном иудеем» мч. Иустина Философа († 165), ибо, как он указывал своим евр. слушателям, «даже написано и о том, что вы взяли Его в день Пасхи и распяли также во время Пасхи» ( Iust. Martyr. Dial. 40, 72, 111). Немаловажно, что мч. Иустин отождествляет образ агнца из знаменитых пророчеств о страдающем Мессии: «Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание...» (Иер 11. 19) и «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих...» (Ис 53. 7-8) именно с пасхальным агнцем, тем самым увязывая эти пророчества с уставом П. из Пятикнижия ( Iust. Martyr. Dial. 13, 40, 72, 114). Еще в одном апологетическом тексте II в., Послании к Диогнету, обретение познания и истинной жизни во Христе описано как состояние, в к-ром, в частности, «не прекращается Пасха Господня» (Κυρου Πσχα προρχεται - слова в финале Послания). Крест. Агнец Божий, с поклоняющимися ангелами. Миниатюра из «Толкования на Апокалипсис» Беата Лиебанского. Ок. 1180 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 1991. 232.1) Крест. Агнец Божий, с поклоняющимися ангелами. Миниатюра из «Толкования на Апокалипсис» Беата Лиебанского. Ок. 1180 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 1991. 232.1) Особенно подробно и ярко прообразовательный характер ветхозаветной П. раскрыт в произведении свт. Мелитона Сардского (II в.) «О Пасхе», которое представляет собой развернутую проповедь о Крестной смерти и Воскресении Христа, написанную с большой экспрессией и напоминающую скорее литургический поэтический гимн, чем прозаический текст.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя " (Мф. 22:37-38). Поэтому, любовь, которая есть " совокупность всех совершенств " , и которая " ... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается... " (1 Кор. 13:4) поглощает собою заповедь. Это возможно, потому что Сам " Бог есть любовь " (1 Ин. 4:8) и " Любовь есть исполнение закона " (Рим. 13:10). Вопрос о субботе упирается в вопрос о Законе. После грехопадения человека в райском саду между человеком и Богом Святой Бог уже не мог иметь общение с человеком, если грех пребывал с ним. Человек стремился это болезненное состояние излечить сам. В преддверии греха дается заповедь ( " се, грех лежит у порога дома твоего, он влечет тебя, но ты властвуй над ним " , Быт. 4). Заповедь была нарушена; тогда из любви к человеку, для обретения свободы последним, Богом был дан Закон. " Закон же пришел после " (в греч. оригинале: между прочим) и, таким образом, умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). Как это понять? Не грешить ли нам сильнее, спрашивает апостол Павел, чтобы преизобиловала милость Божия? Это равносильно тому, как если бы не было правил дорожного движения, то водители не знали бы, где они нарушают эти правила. Повесили дорожные знаки — стало ясно, где эти правила нарушаются. Как только Бог дал Закон, люди стали видеть, как они его постоянно нарушают. Стали видеть насколько они грешны. Это была основная цель Господа: показать людям через Закон как в зеркале их состояние, чтобы помочь им через благодать спастись от вечной гибели. Та как Закон выражает волю Бога, то он требует абсолютной праведности и святости. Но эти требования ни один человек не может исполнить. Таким образом. Закон способствует познанию греха, но не дает жизни. Закон осуждает каждого, что не может исполнить его требования. " Что же скажем? Неужели от Закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством Закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы Закон не говорил: " не пожелай " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона Святой апостол Иоанн Богослов Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 1-2, 13). Други наши, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и сегодня же день прославления святителя Тихона — Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Долго, очень долго он один был властителем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свечнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства, и звено последнее — святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим пристальнее на жизнь их и почерпнем из источника приснотекущего живую воду, дающую бессмертие душе.

http://pravoslavie.ru/48978.html

Совершенно поэтому понятным становится то свидетельство Ап. Павла о себе, в котором он, с особенным указанием на предмет своего слова, отличает свое личное мнение от того, что повелевалось ему говорить и проповедывать как «откровение свыше». И хотя и в сем случае Ап. Павел говорит о себе, как об «имеющем Духа Божия», – в то же, однако, время, со всею решительностью и святою прямотой своего слова, он указывает, что в данном случае он высказывает свое личное мнение, а не повеление, полученное им от Бога. Так, говоря о семейном положении мужа-христианина при «неверующей жене» и – жены христианки при «неверующем муже», а также говоря о «девстве», Ап. Павел прямо заявляет, что в сем случае он от себя «говорит, а не Господь», что, «не имея повеления Господня, он дает совет от себя, как получивший от Господа милость быть ему верным» ( 1Кор.7:12–13–25–26 ). Следствием сего духовно-нравственного состояния, – в полной духовно-нравственной свободе и при совершенно ясном личном сознании, происходит то, что «человек Божий», получая откровение Божия и будучи, под «наитием Святого Духа», как бы «устами Божиими» для других людей ( Исх.4:11 …16), в моменты самого озарения духа своего Духом Божиим может проявлять не только свои личные рассуждения, но и волевые наклонения к «упорствованию» или к «малодушию» при тех или других трудных внешних обстоятельствах. Так Господь говорит прор. Иеремии: «Вот Я вложил слова Мои в уста твои ( Иер.1:9 ); вот Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем ( Иер.5:14 ); ты будешь как уста мои ( Иер.13:19 ); не малодушествуй пред ними», пред своими соотечественниками, «чтобы Я не поразил тебя в глазах их» ( Иер.1:17 ). Что прор. Иеремия «малодушествовал» в себе и до некоторой степени упорствовал, «удерживая слово свое» к народу, данное ему от Бога, о сем он сам свидетельствует, говоря: «О, Господи! обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» ( Иер.13:15–16 ); «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня, и превозмог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010