Беседа 34. Евангелие от Матфея, глава 10, 1–37. «Призвание апостолов» Мы начинаем чтение 10-й главы Евангелия от Матфея, с 1-го стиха и ниже. Сначала рассмотрим текст с 1-го по 4-й стих. Общее название темы: «Призвание апостолов». И мы читаем: Мф.10:1 . «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь». Итак, Господь призывает двенадцать мужчин разного возраста на проповедь. Эти люди мало чем отличались от других людей, только если своею незнатностью, неученостью и простотой. Кто-то однажды сказал: «Иисус ищет не столько необыкновенных людей, сколько обыкновенных людей, которые могут необыкновенно хорошо выполнять необычную работу». Само число «12» отнюдь не случайно. Родоначальники еврейских колен тоже были числом 12. Здесь мы наблюдаем сотворение нового, новозаветного человечества, и число новых патриархов тоже 12. Связь 12-и патриархов с 12-ю апостолами усматривал и святой Андрей Кесарийский , истолковавший 24 старцев Апокалипсиса как 12 родоначальников колен (детей Иакова) плюс 12 апостолов Иисуса Христа. Сам факт, что Сын Божий окружал Себя именно простыми людьми, свидетельствует о многом. И прежде всего о том, что каждый простой человек нужен Богу и представляет для Него некую ценность. Кто-то, может быть, считает себя неспособным взойти на высоту духовной жизни, но это не значит, что Бог считает точно так же. Скорее, точно наоборот! Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:26–28 ). Господь избирает простых людей – пастухов, рыбаков и плотников – для того, чтобы пришедшие к Богу не привносили бы в свою новую духовную жизнь нечто из прошлого мирского опыта, не трансформировав и не изменив его. Сказано: «Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме… и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» ( Мк.11:15–16 ). Эти последние слова: Сын Божий «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» – свидетельствуют о том, что, приходя в Церковь , мы должны оставлять весь свой греховный опыт и багаж, все свои мирские замашки и претензии за порогом храма. Никакой наш светский «командно-бюрократический ресурс» Богу не нужен. В Церкви Христа господствует совсем иная система взаимоотношений между людьми. Сказано: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 27 1–11. Господь повелевает Иеремии возложить на себя узы и ярмо и послать узы и ярмо к соседним народам. 12–15. Увещание к Седекии, 16–22. и к священникам. Иер.27:1–11 . В правление царя Седекии пророк получил от Господа повеление – возложить узы с ярмом на себя и послать таковые же к государям соседних царств с посланниками этих государей. При этом Сам Господь объясняет и смысл этого символического действия таким образом: Господь, как – Владыка земли, решил отдать под власть Навуходоносора все земли западной Азии. Пусть, поэтому, эти земли добровольно несут на себе возложенное Навуходоносором на них иго, пусть они не верят никаким гадателям, которые указывают им на возможность сбросить с себя вавилонское иго. Иер.27:1 .  В начале цар­с­т­во­вания Иоакима , сына Иосии, царя Иудейского, было слово сие к Иеремии от Го­с­по­да:: Что здесь необходимо читать имя Седекии вместо имени Иоакима – это ясно видно а) из 3-го ст., где назван именно Седекия, б) из 1 ст. XXVIII-й гл., где сказано, что событие, описываемое в этой главе случилось «в тот же год в начале царствования Седекии» ( Иер.28:1 ); точное время описываемого события можно определить так, что это было не ранее 4-го года царствования Седекии, потому что едва ли Седекия, поставленный в цари Навуходоносором, тотчас же бы стал злоумышлять против него. На 4-м же году он ездил даже в Вавилон, чтобы доказать свою верность Навуходоносору ( Иер 51.59 ). Иер.27:2 .  так сказал мне Го­с­по­дь: сделай себе узы и ярмо и воз­ложи их себе на выю; Деревянное ярмо прикреплялось к телу веревками или узами (ср. Ис 9.4 ). Иер.27:7 .  И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не при­дет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие. Пророк говорит здесь только о продолжительности вавилонского пленения и едва ли хочет сказать, что престол вавилонский непременно будет переходить от отца к сыну. Иер.27:12 .  И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подкло­ните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такой траур не может предполагать отношение к Й. К. как к празднику, он лишает покаяние его актуального смысла. Исходя из данных обстоятельств, Ю. Велльгаузен предложил считать Й. К. послепленным нововведением. Велльгаузен пришел к выводу, что до разрушения Первого храма дни всеобщего поста не имели строго фиксированного места в богослужебном календаре, «они назначались особо, и поводом к ним всегда были какие-либо необычайные события: публичное исповедание вины или угроза божественного гнева и в особенности народные бедствия, постигавшие страну» ( Велльгаузен. 1909. С. 95). Так, Иезавель , чтобы придать офиц. характер обвинению в адрес Навуфея, приказывает объявить пост (3 Цар 21. 9, 12). Иоиль призывает объявить пост по случаю голода (Иоиль 1. 14; 2. 15). Напротив, в период плена всеобщие посты становятся регулярным явлением. В Захарии пророка книге упоминаются покаянные посты, совершавшиеся в 5-м и 7-м месяцах на протяжении 70 лет плена (Зах 7. 5). В Иезекииля пророка книге дается подробное описание священнодействий, к-рые должны будут совершаться в восстановленном Иерусалимском храме, и среди них назван день очищения, близкий по содержанию к Й. К., но совершаемый 2 раза в год: «...в первом месяце, в первый день месяца, возьми из стада волов тельца без порока и очисти святилище. Священник пусть возьмет крови от этой жертвы за грех и покропит ею на вереи храма и на четыре угла площадки у жертвенника и на вереи ворот внутреннего двора. То же сделай и в седьмой день месяца за согрешающих умышленно и по простоте, и так очищайте храм» (Иез 45. 18-20). По мнению Велльгаузена, речь идет не об очищении храма в один и тот же месяц в 1-й и 7-й дни, а об очищении в 1-й день 1-го месяца и 1-й день 7-го месяца: именно такое понимание следует из Септуагинты, к-рая вместо «седьмой день месяца» дает чтение «в седьмой месяц» (ν τ βδμ μην; Иез 45. 20). В этом случае осенний день очищения у Иезекииля даже по дате приближается к соответствующему дню в кн. Левит, но тем не менее эти праздники не тождественны. Источники эпохи плена свидетельствуют об усиленном стремлении придать посту общеобязательный и систематический характер, но даже в этих источниках еще не описан великий День очищения в том виде, в каком он представлен в Лев 16.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

10. Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: 11. голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; 12. глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; 13. щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру; 14. руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; 15. голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; 16. уста его – сладость, и весь он – любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! 17(6:1)«Куда пошел возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? куда обратился возлюбленный твой? мы поищем его с тобою». V. 1. Пир возлюбленного.—2—7. Ночные впечатления невесты в искании своего друга. 8–16. В беседе с девицами Иерусалимскими она превозносит похвалами своего друга. 1. В ответ на приглашение или пожелание невесты (IV, 16 б) возлюбленный приходит в сад свой, и из всех плодов и пряностей его устрояет пиршество для гостей и друзей. В текстах LXX, слав. Вульг.: вторая половина ст. 16 го гл. IV-й отнесена к 1-му ст. V-й и, что сообщает большую цельность смежным и родственным мыслям, – оканчивающей одну главу и начинающей другую. 2–7. В словах: «Я сплю, сердце мое бодрствует» – дана верная и точная характеристика пламенной любви, наполняющей все существо любящего существа даже во время сна: одного слова возлюбленного достаточно для того, чтобы любящая его пробудилась от сна. Мидраш (s. 134 так перефразирует слова ст. 2-го: «Общество Израилево говорит пред Богом: Господь мира! я сплю и не исполняю заповедей, но сердце мое бодрствует, оно возбуждено любовью к людям; я сплю, не говорю о благотворительности, но сердце мое бодрствует, чтобы совершать ее, я сплю – я опускаю жертвоприношения, но сердце мое бдит, благоговейно настроенное к чтению «шема» и молитвы: я сплю – не иду в храм, но сердце мое бдит – стремится в синагоги и школы; я сплю – не рассчитываю (конца страданий), но мое сердце бдит, – пламенно желает избавления, и сердце Божие бдит – избавить меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

2) Повествования о событиях, совершившихся по смерти Иисуса Навина встречаются в книге неоднократно. В 15-й главе книги, в стихах с 13-го по 19-й ( Нав.15,13–19 ), говорится о завоевании Хеврона Халевом и Девира Гофониилом. Из 1-й главы книги Судей оказывается, что и то, и другое случилось после смерти Иисуса Навина: »по смерти Иисуса Навина, сказано в 1-м стихе, вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет». После этого следует рассказ о подвигах Иуды, и стихи с 10-го по 15-й представляют полную параллель с указанным местом из книги Иисуса Навина. В той же 15-й главе, в стихе 63-м ( Нав.15:63 ) есть замечание: «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня». Согласно 18-й главе, город Иевус или Иерусалим, при разделе земли Иисусом Навином, достался по жребию колену Вениаминову, а не Иудину; при жизни Иисуса Навина Иевус совсем не принадлежал сынам Израилевым. Первую попытку овладеть им сделало колено Иудино после смерти Иисуса Навина (по 1 гл. кн. Судей), во время войны с Адонивезеком. В начале 16-й главы, при описании удела, доставшегося сынам Иосифа, южная граница его определяется так: «от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской. От Вефиля идет предел к Лузу». Город Вефиль, имя которого известно из истории патриархов, у Хананеев назывался Луз. Другой Луз, упоминаемый при описании границы, позднейшего происхождения. Об основании его из книги Судей ( Суд.1,22–26 ) узнаем следующее: «сыны Иосифа пошли на Вефиль.., и высматривали сыны Иосифа Вефиль (имя же городу прежде было Луз), и увидели стражи человека, идущего из города, (и взяли его), и сказали ему: покажи нам вход в город, – и поразили город мечем, а человека сего и все родство его отпустили. Человек сей пошел в землю Хеттеев и построил (там) город, и нарек имя ему Луз (в воспоминание о своем прежнем родном городе). Это имя его до сего дня». Что же касается времени Иисуса Навина, то при нем существовал только древний Луз – Вефиль, как сказано в 13-м стихе 18-й главы ( Нав.18:13 ): «Оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля». В 19 главе ( Нав.19,46–47 ) упоминается о том, что сыны Дана завоевали Ласем (или по книге Судей – Лаис) и назвали Даном по имени Дана, отца своего. О том же завоевании находим более подробный отчет в 18-й главе книги Судей. Состояние Израиля, изображаемое в 18-й главе, не дает права приурочить это событие ко времени Иисуса Навина. Сличение других историко-географических данных книги Иисуса Навина с соответствующими данными в прочих книгах Ветхого Завета приводит к одинаковому результату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

352 Именно слова 11-ой главы 4 ст.: «жезлом уст Своих поразит землю и духом уст Своих убьет нечестивого». 353 собственно «сосущий», «младенец», затем «сучек», извлекающий сок из самого дерева – матери; , следовательно, соответствует словам и в 11:1; как и дальнейшие слова 53:2: «и как отпрыск от корня» сходны с в 1-м стихе той же 11 главы. 354 Ср. Исаии 22:16, 18, где также упоминается о приготовлении гробницы, как принадлежности почетного погребения; а с Ис.22:16, 18 и 14:19 очень сходно место 51:1, – единство образа выражения не совсем удобопонятное, если указанные места принадлежат трем-четырем писателям. 356 В частности, ср. ст. 2-й с 60:1–3; стих 3-ий слова: «ты умножишь народ» ср. с 60:22 или 4, так как в последнем, очевидно, имеется в виду то же, что в ст. 18-м и дал. главы 49-й, т. е. умножение народа. Слова стиха 3-го: «увеличишь радость Его. Он будет веселиться пред Тобою» ср. с 60:5, 15; слова ст. 3-го: «при разделе добычи» ср. с 60:5–7. Стихи 4 и 5 ср. с 60:17–18, 10, 12, 14–15. 357 Может казаться, что сказанное здесь о Рабе Господа отличается от слов 11:2 об Эммануиле: «исполнит Его дух совета и крепости», так как «дух крепости» – есть то же, по-видимому, что «дух мужества», а в 50:4 идет речь о нравственном укреплении изнемогающих. Но, с одной стороны, было бы односторонне ограничивать «дух крепости» понятием воинской доблести; с другой, – в гл. 50 мысль о нравственной крепости Раба Господня представляется под образом непобедимости Его со стороны всех «вооружающихся» (7–11 ст.). Об одинаковости духовных качеств Раба Господня и Эммануила можно заключать также из 5 и 10 стихов главы 50-й. Здесь Рабу Господа приписывается то свойство, которое в 11:3 обозначается словами: «исполнит Его... дух страха Божия». 358 См. 54:11–12: «вот, я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров... ограду твою из драгоценных камней». 359 Из последней, кроме указанного выше соответствия слов «испытанный» (о Камне) и «изведавший (болезнь» – о Рабе Господа, 53:3), следует обратить внимание особенно на употребление слова – «верующий в Него» в 28:16 и 53:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. В ряде контекстов γαπητς весьма близко приближается по значению к κλεκτς, а то и вовсе употребляется практически синонимично. Наименование Христа в Лк 9:35 υς μου γαπητς имеет себе параллелью Мф 12:18 υς μου κλελεγμνος γαπητς, и оба стиха восходят к Исх 42:1 , где в переводе LXX это место передано через κλεκτς μου. Здесь же уместно привести 1-е стихи 2-го и 3-го Посланий Иоанна, в которых текст, явно совпадающий по смыслу и форме выражения, различается определениями адресата: κλεκτς – γαπητς. 2Ин 1:1 πρεσβτερος κλεκτ κυρ κα τος τκνοις ατς, ος γ γαπ ν ληθε… Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине… Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. (ср. также 2Ин 1:13 δελφς κλεκτς «сестры избранной»). Список соответствий можно было бы продолжить еще и еще. Речь не идет, конечно, о совпадении значений κλεκτς и γαπητς, но их семантическая близость несомненна (сравн. русск.: возлюбленный – избранник). Итак, 1 . У синоптиков γαπητς употребляется только применительно к отношениям Отца к Сыну; см. указанные выше контексты + Мф 3:17 … υς μου γαπητς , ν εδκησα. …Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного… Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. …стали нам любезны, где употреблен дательный. В заключение повторим, что важнейшей специфической чертой словоупотребления γαπητς в Новом Завете является широкое применение этого слова как обращения и отсутствие сочетаемости с именами неодушевленных предметов. И та, и другая тенденции получат свое продолжение в дальнейшей истории греческого языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/glagoly...

Глава 14 1–7. Неразумно обращаться с молитвой к идолам, когда миром управляет Божественный промысл. 8–11. Суд Божий над идолопоклонством. 12–20. Происхождение идолопоклонства. 21–31. Развращающее влияние его на нравственную жизнь. Прем.14:1 . Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны, призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля; Прем.14:2 . ибо стремление к приобретениям выдумало оный, а художник искусно устроил, 1–2 . В конце предшествующей главы писатель говорил о тщетности молитвы, обращенной к идолам. В первых стихах XIV гл. он приводит еще один пример этого. Собираясь плыть в море, «иной… призывает на помощь дерево», т.е. обращается с молитвой к деревянному идолу, который не больше как кусок дерева, и мореплавателю может оказать меньшую помощь, чем корабль, на который он садится: «слабейшее носящего его корабля». За прочность корабля говорит по крайней мере то, что он, задуманный с целью наживы, построен искусным техником (2 ст.). Выражение «художник искусно устроил» с греческого – «художник устроил премудростию, при посредстве премудрости» ( τεχντης σοφα κατεσκ). Мысль та, что Божественная Премудрость помогает человеку в устроении корабля, чего не бывает при делании идолов. Прем.14:3 . но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, Прем.14:4 . показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства. 3–4 . В важнейших обстоятельствах жизни, в которых люди тщетно обращались к идолам ( Прем.13:17–19, 14:1–2 ст.), только одно Божественное провидение может помочь и спасти. «Но промысл Твой, Отец, управляет кораблем». О наименовании Бога Отцом см. Прем.11:10–11 ст.; о промысле см. Прем.6:7 ст. Союз «но» указывает на такую связь мысли о промысле Божием с предшествующим: хотя корабль хорошо задуман и искусно устроен (2 ст.), но окончательный успех мореплавания зависит от Провидения (3 ст.). Вторая половина 3-го ст. дает основание для этой мысли: «ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах». Часто это выражение понимается в общем смысле, но прошедшее время глагола и последующая речь лучше согласуются с тем толкованием, которое видит здесь указание на чудо перехода израильтян через Чермное море. Бог, полный владыка моря, Он открывает свободный путь по нему даже тем, кто «отправлялся в море и без искусства». «Без искусства» ( νευ τχνης) в соответствии с «искусно устроил» 2-го стиха означает здесь не искусство управления кораблем, а искусство строить корабли. Выражение представляет метонимию: без искусства кораблестроения, т.е. без кораблей. Бог спас евреев, хотя они отправлялись в море, как по сухому пути, без кораблей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 1–17. Хвалебная песнь Иудифи. 18–20. Заключение торжеств. 21–25. Последующая судьба Иудифи. Иудиф.16:1 И сказала Иудифь: начните Богу моему на тимпанах, пойте Господу моему на кимвалах, стройно воспевайте Ему новую песнь, возносите и призывайте имя Его; 1 . «Начните Богу моему… пойте Господу моему…» Иудифь выражает здесь свое особенное право именовать и считать Господа своим – как Таким, Который один мог сохранить ее жизнь в ее столь отчаянном подвиге. Который один Своею помощью даровал ей совершить это страшное дело Его праведного суда и Которому исключительно одному она обязана всею жизнью и благополучием, в особенном и преимущественном смысле слова. Иудиф.16:2 потому что Он есть Бог Господь, сокрушающий брани, потому что Он ополчился за меня среди народа и исторг меня из руки моих преследователей. 2 . «Он ополчился за меня среди народа и исторг меня из руки моих преследователей» – греч.: εις παρεμβολς ατο ν μσω λαο ξελατ με κ χειρς καταδιωκντων με, т.е. буквальнее: «в ополчение Его среди народа Он изъял меня от руки преследовавших меня», другими словами: «чтобы явить Свое ополчение (силу Своего заступничества за народ), Он выделил меня из среды остального народа и показали эту силу Свою на мне, исторгнув меня от руки преследовавших меня». Собственно, Иудифь благодаря своей хитрости избежала всякого преследования; поэтому здесь она или разумеет то, что было возможно в ее положении, или просто представляет себя преследуемой постольку, поскольку принадлежала к народу, подвергавшемуся опасности истребления ассирийцами. И вся вообще хвалебная песнь Иудифи – надо заметить – представляет столько же исповедание личных ее радостных чувств, сколько – с другой стороны – и исповедание подобных же чувств применительно к каждому другому отдельному лицу и к целой олицетворенной общине иудейской. Это особенно ясно выступает в тех местах гимна Иудифи, где все лично к ней относящееся и не могущее быть приспособлено к другому лицу – ставится в форме 3-го лица, а не 1-го (ср. Иудиф. 16:2, 11–13 ст. с 5–10 ст. этой же главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Картина, к-рую рисует ап. Иоанн, свидетельствует о колебании 2 учеников между неверием и верой. С одной стороны, о себе Иоанн говорит, что он увидел и уверовал. С другой - слова «ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» относятся к обоим ученикам. Совместный путь 2 учеников к пустому гробу - символ их перехода от неверия к вере. П. был первым из учеников Иисуса, кто увидел Его воскресшим. Об этом свидетельствует в своем Евангелии ап. Лука в рассказе о том, как двое из учеников в 1-й день недели шли в сел. Эммаус. К ним подошел воскресший Иисус, но они сначала не узнали Его. Лишь после того, как Он вошел с ними в дом и преломил хлеб, «открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он тотчас стал невидим для них». Потрясенные ученики идут в Иерусалим, где узнают от одиннадцати и бывших с ними, что «Господь действительно воскрес и явился Симону». Они в свою очередь рассказывают ученикам, как узнали Воскресшего в преломлении хлеба (Лк 24. 13-35). О том же явлении Симону упоминает ап. Павел (1 Кор 15. 3-5). Из Евангелия от Иоанна известно, как Иисус явился на море Тивериадском П. и 6 др. ученикам (Ин 21. 1-22). Вряд ли этот рассказ нужно считать параллелью с упоминанием о явлении П. в Лк 24. 34. У ап. Луки встреча 2 путников с Воскресшим происходит в 1-й день недели, и возвратиться они должны были не позже следующего дня. У ап. Иоанна же описанное явление имеет место значительно позже - не ранее 9-го или 10-го дня, если учесть, что предшествующий ему эпизод с ап. Фомой (Ин 20. 26-29) происходит «после восьми дней». К тому же у Иоанна Христос является не одному Симону, а еще 6 ученикам. Упоминание о явлении воскресшего Иисуса П., несмотря на свою краткость, весьма ценно, т. к. показывает, что П. первым удостоился увидеть воскресшим Того, Кого раньше др. учеников исповедал Христом, Сыном Бога Живаго. Хождение по водам. Миниатюра из Четвероевангелия. 1058/59 гг. (Paris. gr. 74. Fol. 26v). Фото: Gallica. bnf.fr Хождение по водам. Миниатюра из Четвероевангелия.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010