III. Первый порядок обнаружений божественного мироправления (4–6 гл.) Видение небесного престола (4 гл.) Начиная с 4 гл. и до 22 – 6 ст. идет вторая часть Апокалипсиса, отличная от первой (1:10 – 3:22) и по содержанию откровения и по той обстановке, среди которой это последнее было получено. Откровение первой части было получено на земле при созерцании Подобного Сыну человеческому, откровение второй – частью при открытых вратах неба, а частью при открытом небе. Первая часть содержит в себе пророчески-учительное обращение Господа к семи азийским церквам, применительно к их историческому положению; часть вторая содержит в себе ряд (или пять порядков) явлений, которые картинно и символически изображают эсхатологию мира и церкви. Эбрард, (впрочем, не допускает принципиального различия между первою и второю частью и считает первую основанием второй (nicht getrent, nicht abgebrochen ), – по его мнению, разница только во времени получения откровения, в положении получателя и в состоянии его духа. Приблизительно так думают и многие другие толкователи 230 . Клифот, хотя также не находит принципиального различия между первою и второю частью и считает одну продолжением другой, однако во второй видит исключительное раскрытие эсхатологии мира и церкви. То же нужно сказать и о Креметце, по мнению которого изображение состояния Лаодикийской церкви (3:14–18) есть изображение нашего современного состояния; а дальнейшие явления (начиная с 4 гл.) относятся уже к эсхатологии мира. Что действительно вторая часть Апокалипсиса представляет собою нечто совершенно новое сравнительно с его первою частью, это будет постепенно выясняться при самом раскрытии и изъяснении текста. Об этом намекает уже первый стих 4 главы, который может быть принимаем за общее введение ко всей второй части, так как говорит об открытии для взоров тайнозрителя неба, откуда только и может исходить раскрытие эсхатологических тайн. μετ τατα εδον, κα δο θρα νεωγμνη ν τ οραν – после сего я взглянул, и вот дверь отверста на небе. Μετ τατα – после сего (ср. 18:1; 19:1) может быть рассматриваемо как обычный переход Апокалипсиса к дальнейшему и представляет собою столь же неопределенное указание времени, как («κα») «и» в 13:1; 14:1; 15:1 и др. Поэтому одни толкователи 231 видят в этом выражении указание на само написание (будто бы уже оконченное) посланий к азийским церквам, другие же 232 – на предшествующее и только что описанное явление Иисуса Христа. Последнее более справедливо, так как св. Иоанн во всем своем Апокалипсисе имеет дело с передачею самых явлений, а не с своею записью их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Деяния святых апостолов, изъясненные профессором Московской Духовной академии Димитрием Боголеповым. Последовательное истолковательное чтение Содержание От издателей Введение. Писатель книги Повод к написанию Время и место написания Цель написания Содержание и разделение книги Развернутое содержание и основные тезисы Толкования Первая часть. Церковь Христова из иудеев (гл. 1–12) I. Открытие основанной Христом Церкви чрез сошествие Святого Духа на верующих (1, 1–2, 47) 1. Предисловие к книге (1, 1–3) 2. Вознесение Иисуса Христа на небо (1, 4–11) 3. Жизнь верующих после вознесения Господня (1, 12–14) 4. Причтение Матфия к лику апостолов (1, 15–26) 5. Сошествие Святого Духа на верующих (2, 1–13) 6. Первая апостольская проповедь и обращение ко Христу около трех тысяч человек (2, 14–41) 7. Внутреннее состояние и внешнее положение Церкви Христовой (2, 42–47) II. Церковь Христова в Иерусалиме (3. 1–7, 60) 1. Новое умножение числа верующих в Иерусалиме (3, 1–26) 2. Апостолы на суде в синедрионе (4, 1–31) 3. Деятельная любовь первых христиан и опасность извращения ее в лицемерие. Анания и Сапфира (4, 32–5, 11) 4. Дальнейшее распространение Церкви в Иерусалиме и новое нападение синедриона на апостолов (5, 12–42) 5. Избрание семи диаконов (6. 1–7) 6. Первомученик Стефан (6, 8–7, 60) III. Церковь Христова во всей Иудее и Самарии и в переходе к язычникам (8, 1–12, 25) 1. Гонение на Церковь в Иерусалиме и распространение ее в Самарии. Обращение эфиопского вельможи (8, 1–40) 2. Обращение Савла (9, 1–31) 3. Апостольская деятельность Петра вне Иудеи и Самарии. Петр в Лидде и Иоппии (9. 32–43) 4 . Апостол Петр призывается перенести Евангелие к язычникам (10, 1–11, 18) 5. Обращение язычников к вере Христовой в Антиохии (11, 19–30) 6. Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову (12, 1–25) Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) а) Начало апостольских путешествий святого Павла б) Обращение проконсула Сергия Павла 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

29. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Девяти мучеников Кизических. Прп. Мемнона чудотворца. Свт. Василия Острожского. Прп. Амфилохия Почаевского . Прп. Нектария Оптинского . Празднество Пресвятей Владычице нашей Богородице ради Афонския чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Сладкое целование» . Вся служба праздника (по Триоди). Примечание. «Ведати подобает, яко в сей святой второй Недели Антипасхи: не поются воскресная, но вся праздника» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). Примечание. Службы святых, случившиеся в воскресенья периода Пятидесятницы, переносятся на повечерие (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 4-е «зри»); это указание Типикона, впрочем, не относится к службам бденных и полиелейных святых. В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата . 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты снизшел еси...», и кондак Пасхи: «Аще и во гроб...». На великой вечерне по возгласе: «Слава Святей, и Единосущней...» поется «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Приидите, поклонимся» обычно опускается.) «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным, пришел еси, Христе...». Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...» (со стихами). На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным, учеником собранным...». На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное...». (Стихиры Пасхи не поются.) По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (трижды). По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь». Примечание. Здесь, по Уставу, полагается чтение: «Чтутся же Деяния от начала или беседы Златоустаго от начала» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). «Ведомо же буди, яко от Недели Святыя Пасхи, даже до Недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же Недели всего лета чтутся седмь Соборная Послания апостольская, и четыренадесять Посланий святаго апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова» (Типикон, гл. 2, 1-е «зри»). Порядок чтения Типикон при этом не оговаривает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-12/

После публикации на страницах «Богословского вестника» первого обличительного слова прп. Никиты Стифата против ереси армян 1 настал черед для критического издания второго и третьего слов, посвящённых той же тематике (Invectivae 2, 3 in Armenios). Поскольку все общие сведения об антиармянском цикле Стифата были уже изложены 2 , непосредственно перейдем к основной теме публикации. 1. План второго и третьего обличительных слов В нашем издании второе слово разделено на 27 глав 3 . Гл. 1–3. Краткое вступление с упоминанием первого слова и его основной идеи – показать, что после Воплощения во Христе «пребывают» две природы «неразлучно и неслиянно», на что символично указывают два праздника Рождества и Крещения, каждый из которых имеет своё время празднования и свою «природную» особенность. Во втором слове автор намерен научиться у свт. Григория Богослова «ещё совершеннее» отличию праздников. Гл. 4–11, 15–16. Дальнейшие рассуждения о необходимости раздельного празднования Рождества и Крещения излагаются в сходной с первым словом тональности. Однако, если в первом слове доминировали высказывания свт. Григория Богослова из его гомилии на Рождество, начинавшейся словами «Христос рождается» 4 , то во втором преимущественное внимание уделено начальным словам из гомилии на Богоявление «Опять Иисус мой и опять таинство» 5 . Таким образом, во втором слове Стифат подробнее говорит о празднике Крещения, о котором он не успел сказать ранее. Гл. 12–14. Отступление о неправильном миропомазании при крещении у армян, отмеченное повторением псаломского стиха «и лица ваша не постыдятся» ( Пс.33:6 ). Гл. 16–24. Учение о пентархии византийских патриархатов в соответствии с пятичастным строением человеческого тела. В данной, наиболее интересной, части слова не только приводятся сведения по пентархическому устройству Византийской Церкви, отражающие общие представления того времени, но и говорится об истории христианства в Армении с перечнем некоторых древних центров христианского благовестия на Ближнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf 10.09 Служба преподобномученикам Казанским, в Свято-Успенском Зилантовом монастыре пострадавшим На малой вечерни На «Г осподи воззвах» стихиры на 4, гл. 1 Подобен «Н ебесных чинов». Приидите, празднолюбцы и постников сословие,/отложив житейская попечения/и оставив злых дел рачение,/воспоим дивная во обители Зилантовой/и прославим Бога, прославляемаго во святых своих. Мученика Иоанна в чиноначальники призывающе/восприимем песнь в похвалу новых мучеников/кротко убиение от безумных богоборцев претерпевших,/нам образ веры и мужества оставивших/и Богоматере обитель прославивших. Слава, гл. 1 И ты, горо Зилантова,/ничим же меньши еси во обителех русских,/чад своих для Небесного Царствия возрастивши,/окрестныя народы светом Святыя Троицы просветивши,/всем притекающим духовное утешение подающи,/память православных воинов сохраняющи,/Имя Божие в тебе прославляется,/град же Казань тобою величается. И ныне, Богородичен, глас той же Радуйся, Радосте праотцев, апостолов и мучеников веселие, и Покров нас, Дево, Твоих рабов. (в среду вечера) На стиховне стихиры, гл. 2 Подобен: «Д оме Евфрафов» Пение наше,/по силе приносимое,/не презрите, святии мученицы,/но благодать испросите певцам вашим. Стих: Ч естна пред Господем, смерть преподобных Его. Свыше приясте крепость,/достохвальнии мученицы,/побеждати враг видимых и невидимых/и благодать ходатайствовати/почитающим вас любовию. Стих: Б лажен муж, бояйся Господа в заповедех Его восхощет зело. Грешником безответным,/покаяние нам приличнее есть,/но любовию подвизаемии,/простираемся на богословие,/благодарение и славословие. Слава, и ныне, Богородичен, глас той же Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. (в четверток утра) На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На «Г осподи воззвах»: стихиры на 8 гл. 6 О, новии мученицы Зилантовы,/страх смертный мужески поправшии/и место покаяния своего до конца не оставившии;/добрый пастырь архимандрит Сергий,/с верною дружиною:/Лаврентием, Серафимом, Феодосием,/Леонтием, Стефаном, Георгием,/Илларионом, Иоанном и Сергием,/телеса свои на убиение за любовь Христову предавшии/и монашеския обеты своею кровию запечатлевшии;/испросите нам у Бога грехов оставление и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 20 Зач. 80-е. Притча о расплате с работниками в винограднике Читается в среду 9-й недели по Пятидесятнице 1. Подобно бо нбное человк домовит, иже изыде кпн утр нати въ свой, Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой Здесь и далее излагается притча Христова о работниках в винограднике или о расплате с таковыми работниками. Эту притчу Господь высказал после того, как сказал апостолам, что за то, что они оставили все ради Него и последовали за Ним, получат особенную награду на небесах и что великую награду получит и всякий, кто поступит подобно им, сказал притчу, как увидим, в предостережение. Что такое притча, уже не раз объяснено (чит. в объясн. 3 ст. 13 гл. и 23 ст. 18 гл.). Что такое царствие небесное, это тоже объяснено (2 ст. 3 гл. 24 ст. 13 гл. и др.) христианская церковь на земле и райское блаженство на небе. Господь уподобляет Свое царство винограднику по причине сходства трудов и наград в том и другом. Хозяин дома, это – Бог или Христос, устроивший на земле Свою церковь и открывший вход в райское блаженство на небе. Работники, которых нанимают в виноградник, означают людей, призываемых к вере во Христа и блаженству на небе. Рано по утру (купно утро), это – в 1-м часу дня, а по нашему счету, в 7-м часу утра. У Евреев день начинался с 7-го часа утра, с восхода солнца, и кончался 6-м часом вечера, закатом солнца. Работники, нанятые рано утром, означают в частности людей, вступивших в церковь Христову в ранних летах своей жизни; вообще же это означает, что Господь, начиная со времени грехопадения первых людей, зовет всех трудиться в Своей церкви для спасения души. 2. и совщавъ съ по пнзю на день, посла ихъ въ свой. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой Динарий или пенязь монета в 20 коп., обычная плата поденщикам и жалованье римскому воину. Плата за работу означает небесную награду людям, вступающим в церковь Христову, т.е. христианам, верующим во Христа в новозаветное, и ожидавшим Его в ветхозаветное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 История. 10 класс   10 кл.                 месяц обществознание   дата Алексеев Сергей Иншутина Агафья Касаткин Сергей Розина Ангелина Ушков Евгений Фадеева Елизавета Шурхай Александр Темы уроков и домашние задания:   4 сентября Общественные науки. 11 сентября Экономика. Альтернативная стоимость. пар. 2, листок 18 сентября Закон спроса и предложения. 24 сентября ПР по эк.сист. Работа с графиками. пар. 4, листок 16 октября 23 октября Эластичность. Неценовые факторы. пар. 5, листок, подг. к КР 30 октября КР по теме «Закон спроса и предложения». 6 ноября Рациональный потребитель. Бюджет домохозяйства. 13 ноября 28 ноября Прибыль, доход, издержки. пар. 10 4 декабря Прибыль, доход, издержки. листок 11 декабря Производительность труда. пар. 11, листок зад. 1 18 декабря Работа с бизнес-проектом. Маркетинг. Бизнес-план. подг. Бизнес-проект 25 декабря Бизнес-проект. 15 января Ценные бумаги. Фондовый рынок. пар. 12-13 22 января Рынок труда. пар. 17 5 февраля Функции государства в экономике. ВВП. пар. 19 12 февраля Способы подсчета ВВП. пар. 20 19 февраля Безработица и инфляция. пар. 21   10 кл.                 месяц Закон Божий         дата Алексеев Сергей Иншутина Агафья Касаткин Сергей Розина Ангелина Ушков Евгений Фадеева Елизавета Шурхай Александр Темы уроков и домашние задания:   5 сентября Повторение: Евангельская история. в тетр. 12 сентября Книга «Апостол». Деяния свв. апостолов. Деяния, гл. 1-4 20 сентября Сошествие Святого Духа. Церковь в Иерусалиме. гл. 5-7 24 сентября Проповедь свв. апп. в Палестине. 25 сентября Первое путешествие св.ап. Павла. гл. 8-12 17 октября 2 и 3 путешествия св.ап. Павла. гл. 13-20, схема 24 октября Путешествия св. ап. Павла. Деяния до конца. 31 октября Олимпиада ПСТГУ. Вопросы. 7 ноября Итоговое повторение книги «Деяния». подг. к КР 14 ноября КР по теме «Деяния свв. апп.» Соб. посл. Иакова 27 ноября Соборное посл. св. ап. Иакова. Соб. посл. Иакова

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Триодь Цветная Святая великая неделя Пасхи На утрени стихира, гл. 6. Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Тропарь: гл. 5. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Ирмосы канона, гл. 1. Песнь 1-ая. Воскресения день, просветимся, людие: пасха, Господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия. Припев: Христос воскресе из мертвых. –      Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поюще. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное. –      3. Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся. –      Ныне вся иснолнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в нем же утверждаемся. –      Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави Спасе, во царствии Твоем. Ипакои. гл. 4. Предварившия утро яже о Марии, в обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сушаго, с мертвыми что ищете яко человека? видите гробныя пелены; тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. –      4. На Божественней стражи, Богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен. –      Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся. –      Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Александр Тресвятский Вместо предисловия Книга, начинаясь календарными сведениями (пасхалия, месяцеслов по Синодальному, алфавиту имен святых, Чудотворные иконы Божией Матери), заключает три отдела: 1) Законы, касающиеся церкви и духовенства. Указы Св. Синода, епархиальные и правительственные распоряжения (гл. I). Школа. Высочайше утвержденное 26 февраля 1896 года Положение об управлении школами церковноприходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания (гл. II), по церковному хозяйству (гл. III), Церковное письмоводство (гл. IV). Второй отдел посвящен вопросам и указаниям пастырской практики. Третий – излагает полезные для священника заметки (имеют ли право сельские священники пересылать казенные бумаги но почте без оплаты конверта, о вознаграждении за требы и т. под.). В конце приложены образцы разных документов, наичаще требующихся в пастырской практике. В заключение помещен алфавитный указатель ответов, данных в «Церковных Ведомостях» по разным церковно-практическим вопросам и по учебному ведомству. Как видно из самого приведенного перечня предметов, составляющих содержание «Календарь Священника», книга имеет целью дать возможность священнику иметь под рукой для справок важнейшие церковно-гражданские постановления по вопросам пастырской практики. И действительно, как справочную книгу, «Календарь Священника» можно рекомендовать на ряду с другими справочными сборниками. Особенности Сборника свящ. А. Тресвятского в ряду других подобных сборников состоят в том, что в нем правила и распоряжения большей частью приводятся с буквальной точностью, что устраняет возможность неправильного их понимания и применения. Орлов. Еп. Вед. 1897 г. 29 Содержание Пасхальная таблица. 2 Способ Гауса узнать день Пасхи в любом году. 3 Пасхальные дни на 125 лет, с 1876 года по 2000 год. 4 Таблица нахождения дней недели, соответствующих данным числам месяца в настоящем и прошлых столетиях по старому стилю. 5 Месяцеслов (по Синодальному). 6 Алфавит имен святых. 31 Празднество икон Пресвятой Богородицы в переходящие по пасхалии дни. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010