«Дети любезные, вы поединок закончите этим. Зевсу, гонителю туч, вы милы в равной степени оба; Оба храбры и сильны: в этом все убедились сегодня. Но приближается ночь; покориться ей очень приятно». (7:280-,+ Сальников.) Герои обмениваются подарками, что является полной заменой (е. ) трофеев, а вдохновенный разгром – пиршествами (ё. ). На главный поединок «Илиады» – бой Ахиллеса и Гектора – мы взглянем позже. (Продолжение следует). СНОСКИ В доинтернетную эпоху совершенно обоснованным было требование: детально указывая источник цитирования, указывать номера стихов или страниц. Дабы не утяжелять здесь массив текста, даю единую электронную ссылку на рассматриваемые события по Синодальному переводу http://algart.net/bible/synodal/bible.html . … ростом он — шести локтей и пяди (ок. 2.80 м). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди (60 кг ); медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей (d > 5 см); а самое копье его в шестьсот сиклей железа (7.2 кг, наконечник), и пред ним шел оруженосец. (1Цар 17:4-7). Меч здесь не упомянут, но был и меч. Параллельно сравним описание особого роста Саула ( 1Цар 9:1, 1Цар 10:23 ) с описанием в «Илиаде» роста царя ахейцев Агамемноном: … Так же, как бык выдается меж всех в многочисленном стаде, - Мощный бугай, средь коров замечаемый с первого взгляда… (Ил.2:475+) Форминга – инструмент с четырьмя струнами (лира – с семью), считается древнейшим струнным инструментом из семейства греческих лирообразных. Все события «Илиады» укладываются в 51 день десятого года Троянской войны. Вне рамок поэмы – причины войны, девять лет сражений и её финал. О знаменитом деревянном коне и уничтожении Трои мы узнаём из «Одиссеи». В эпоху Гомера и в столетия близкие к его жизни все подробности жизни богов и героев цивилизованному миру были известны, как и предыстория добровольного похищения Елены, связанная с яблоком раздора, и не нуждались в напоминании.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/31/...

Деян.13:20 .  И по­сле сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до про­рока Самуила. «После сего», – т.е. разделения земли Ханаанской между евреями, – «около 450 лет». Это летосчисление периода Судей несколько несогласно с указанием 3 кн. Царств ( 3Цар.6:1 ), где 4-й год царствования Соломонова – год построения им храма – называется 480-м от исхода евреев из Египта (по LXX – 440-й), причем на период Судей придется собственно лишь 331 год. Это разногласие объясняется тем, что апостол употребляет в данном случае летосчисление предания, а не Писания, что делает и известный историк иудейский Иосиф Флавий, насчитывающий от выхода евреев из Египта до построения храма (или 4-го года царствования Соломона) – 592 года. Право такого предпочтения даты Предания – Писанию не может быть оспариваемо ввиду того, что для переписчиков рукописей особенно легко было допускать ошибки в цифрах – буквах, вследствие чего особенно цифровые даты различных рукописей страдают крайнею неустойчивостью и нуждались в особой проверке их авторитетным голосом ученого предания. «Давал им судей» – особых вождей, воздвигаемых непосредственною Его силою и указанием, для спасения народа от бедствий и управления им ( Суд.3:10 ). Особая книга Судей» описывает их деяния. «До пророка Самуила», который был последним Судиею народа. Деян.13:21 .  Потом про­сили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Ве­ниаминова. Так про­шло лет сорок. «Сорок лет». B ветхозаветных книгах нигде прямо не говорится о времени царствования Саулова. Здесь Павел опять употребляет указание Предания, которым пользуется также и Флавий, раздельно указывая 18 лет царствования Саула при жизни Самуила и 22 года еще после его смерти (Археол. VI, 14, 9). Деян.13:22 .  Отринув его, по­ставил им царем Давида, о котором и сказал, свиде­тель­ствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хоте­ния Мои. «Отринув его», – как не исполнившего воли и определений Божиих, – «поставил им царем Давида» ( 1Цар. 13 и д. 1Цар.15 и д. 1Цар.16 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Его Царство будет вечное Царство, и Он будет Праведен во всех путях Своих». Объяснить сходство нетрудно. Речь не идет о заимствовании одного текста из другого : кроме указанных общих идей в евангельском повествовании имеется одна значительная деталь, отсутствующая в кумранской рукописи, сообщение которой представляет собой основную задачу благовестия архангела Гавриила Богородице. Вначале архангел напоминает Пресвятой Деве те положения учения о Мессии, которые были известны из Священного Писания Ветхого Завета как Ей, так и представителям палестинского иудейства, и которые как раз отражены в кумранской рукописи: что Мессия произойдет из рода Давида, будет наречен «Сыном Всевышнего» и «Царству Его не будет конца». Богородица внимательно и благоговейно слушает эти слова, потому что уже знает пророчества. Но далее евангелист описывает крайне важную деталь, отсутствующую в кумранской рукописи и сразу же отвергающую мысль о каком-либо заимствовании: Дева Мария не сильно удивляется словам архангела о Мессии и Его чудесном рождении; Она спрашивает его не о том, что будет, а о том как это произойдет. Вопрос естественней, ведь Она должна приготовить себя к тому, что благовествует архангел. Поэтому на ее слова «как будет это, когда Я мужа не знаю?», архангел отвечает, что это произойдет силой Святаго Духа : «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим » ( Лк.1:34–35 ). 6. Отрасль от корня Иессеева Иессей (, «йишай») – имя внука Вооза, сына Овида и отца Давида ( Руф.4:22 ). Царь Саул во время гонений на Давида несколько раз называл его «сыном Иессеевым» ( 1Цар.20:27, 30–31; 22:7–8 ), что вполне соответствовало обычаям того времени и было понятно окружающим. Другие лица также называли Давида «сыном Иессея» – например, Доик Идумеянин ( 1Цар.22:9 ) и Навал ( 1Цар.25:10 ). Подобное наименование было понятно и современникам Давида, и последующим поколениям читателей книг Царств. Поэтому и апостол Павел в речи, произнесенной в синагоге Антиохии Писидийской, именует великого царя «Давидом, сыном Иессеевым» ( Деян.13:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Ибо говорит: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог ( Мф.19:17 )? Слово их гнило ( Еф.4:29 ) весьма, и обнаруживает в себе низость их. Надлежало бы им, если бы только они свободны были от злобы, понять, что не потому сказал это, что не признавал Себя благим. Как это мог сделать Тот, Который назвал благим и человека, и дерево? Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе ( Мф.12:35 ), новое и старое ( Мф.13:52 ). И: не может дерево доброе приносить плоды худые ( Мф.7:18 ). Итак, не отрицает, что Он благ, но обличает лицемерие того человека и открывает его лукавство, с которым делал вопрос. Как бы так 12 сказал: Как называешь благим Того, Которого считаешь простым человеком? Как называешь добрым Меня, Которого изловить словами пришёл? Для чего льстишь Тому, Которого считаешь противником Моисею? Почему не явно начинаешь войну, но строишь ловушку из лести? «Никто не благ, как только один Бог». Итак, если называешь меня добрым, то веруй и тому, что Я – Бог: а если считаешь меня простым человеком, которого можешь обольстить словами твоими, то не называй добрым. Вот с какой целью сказал Господь: никто не благ, как только один Бог! Но тут и иное подлежит рассмотрению. Ибо, если только один Бог благ, как Писание называет отрока Самуила благим ( 1Цар.2:26 ), и Саула, сына Кисова, мужем благим ( 1Цар.9:2 )? А Елкана, утешая супругу свою Анну в её бесчадии, не говорит ли: разве я для тебя не лучше (οκ γαϑς σοι) десяти сыновей ( 1Цар.1:8 )? И в псалме: благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих ( Пс.124:4 ). Но Евангелие говорит о благости в собственном смысле (τν κυρως γαϑτητα λγει), которая есть в одном Боге. Ибо сколько ни есть других 13 существ благих, все они суть участники добра по благодати, как участники и святости, и правды, и других благ, в коих участвует каждое из существ, насколько способна природа приемлющего. Итак, «никто не благ, как только один Бог». А если позволительно к слову приложить и некую сладкую приправу для находящих удовольствие в таких вещах, то есть и нечто общее между словами Θες (Бог) и αγαϑς (благий).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Кадес или Кадес-Варни, город в пустыне Син; близ этого города умерла сестра Моисея Мариам ( Чис.20:1 ). Цевоим , город, в котором колено Вениаминово жило по возвращении из плена ( Неем.11:34 ). Ароир , город на дороге из Петры в Газу. Давид послал этому городу часть из добычи, отнятой им у Амаликитян ( 1Цар.30:28 ). § 31. Страна Филистимская В первом разделе земли Ханаанской между коленами Израильскими страна Филистимская была отдана колену Иудину ( Нав.15:45 ); но Израильтяне не могли завладеть этой страной долгое время и, напротив, сами часто были притесняемы Филистимлянами. Города Филистимлян: Иамния , на берегу Средиземного моря. Озия, царь Иудейский, взял этот город у Филистимлян ( 2Пар.26:6 ). Впоследствии Иуда Маккавей сжег гавань Иамнии за то, что жители хотели избить находившихся между ними Иудеев, как поступили перед тем жители Иоппии. «Он напал ночью на Иамнитян, и зажег пристань с кораблями, так что пламя видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий» ( 2Мак.12:3–9 ). Аккарон , близ моря. В Аккарон Охозия посылал послов спросить у Веелзевула, божества Аккаронского, выздоровеет ли он от своей болезни ( 4Цар.1:2 ). Пророк Илия встретил посланных и сказал им, что Охозия умрет за то, что, оставив Бота Израилева, обратился к Веелзевулу ( 4Цар.1:4 ). Впоследствии Аккарон, со всею областью его, был подарен в наследственное владение Ионафану Маккавею Александром Валою ( 1Мак.10:89 ). Аккарон во многих местах Св. Писания называется Екроном: «Екрон искоренится» ( Соф.2:5 ); «от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона» ( Нав.13:3 ). Азот , близ моря. В Азоте был поставлен Филистимлянами ковчег завета в капище Дагона ( 1Цар.5:2 ). На другой день Азотяне увидели, что Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом завета. Они поставили Дагона на свое место, но на следующий день нашли его разбитого на куски: голова, руки и ноги были отсечены, оставалось только туловище. Наконец рука Господня отяготела над Азотянами: Господь поразил их мучительными болезнями ( 1Цар.5:3–6 ), и они отправили ковчег завета в Геф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» ( 1Цар. 8:7–9 ). И Самуил представляет им права царя, говоря о тех тяготах, которые цари на них наложат: «Восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе, и не будет Господь отвечать вам тогда» ( 1Цар. 8:11–18 ). Но народ не согласился и сказал: «Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы, будет судить нас царь наш и ходить пред нами и вести войны наши» ( 1Цар. 8:19–20 ). В законе Моисеевом предусмотрена ситуация поставления царя и даны по этому поводу некоторые заповеди, в которых, в частности, говорится о том, что царь не должен себе умножать количество коней и колесниц и не должен собирать много золота в доме своем ( Втор. 17:14–20 ). В Пятикнижии указание относительно царства выглядит вполне нейтрально. Однако в связи с попыткой воцарения Авимелеха в Книге Судей приводится обличительная притча о терновнике, который готов был воцариться над другими деревьями ( Суд. 9:8–15 ). И мы видим здесь уже болезненную реакцию Самуила и указание от Бога о том, что они не только Самуила, но и Его Самого отвергли, желая быть как прочие народы, отказываясь от порядка, установленного во время Исхода. Тем не менее и в этом отступлении Господь промыслительно для них совершает добро, как некогда сказал своим братьям Иосиф: вы сделали зло, но Бог обратил его в добро. Греховное и неправедное по своим посылкам деяние Господь исправляет; и результатом этого установления царского правления является появление Давида, который стал потом образцом царя, образцом праведности для последующих поколений и с которым Господь заключил завет, что именно из потомков Давида произойдет истинный царь Израиля, Сын Божий, Которого престол Господь укрепит вовеки. Первым израильским царем был избран Саул из колена Вениаминова. Из этого можно заключить, что, несмотря на историю, описанную в Книге Судей ( Суд. 19–21 ), колено Вениаминово не было отвергнуто Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Книга вторая (В которой разбираются прочие пять или шесть вопросов, предложенных из книги Царств) Предисловие Довольно уже, как кажется, ответил я на предложенное из апостола. Теперь начну другую часть, посвященную тому, что подыскал ты из Книг Царств, которые, как многие и едва ли не все Ветхие Книги, образны и окутаны покровом тайн. И хотя с того времени, как мы переходим ко Христу, покров удаляется ( 2Кор 3:16 ); однако ныне мы видим в загадке, а тогда [увидим] лицом к лицу. Ибо покров целиком преграждает обзор, а загадка [дает видеть] как бы сквозь стекло, по слову того же апостола: «Ныне мы видим сквозь стекло и в загадке» ( 1Кор.13:12 ); она и не обнаруживает очевиднейший вид, но и не целиком скрывает истину. Итак, приступим мы и к этому, под водительством Господним, скорее поддерживаемые твоими молитвами, чем отягощаемые повелениями, потому в особенности [охотно], что, как понял я из письма твоего, не о значении всего этого как пророчества вопрошаешь ты. Ведь [если это было бы так], то поистине тяжко было бы мне подчиниться тебе, поскольку пришлось бы вести речь обо всей внутренней связи и последовательности этих книг, так что если бы и был рассудок готов к этому, помешало бы сознание грандиозности предприятия, которое требует от приступающего к нему большего свободного времени, [чем есть у меня]. Но теперь соизволь узнать и открыть в моих писаниях, насколько я уразумел, собственное значение тех исторических деяний, которые обозначены в упомянутых тобою словах. Вопрос 1 Дух Божий по-разному воздействует на пророков (§ 1) 1. Прежде всего [обращусь] я к тому, что повелел ты мне объяснить из первой книги Царств, [а именно], в каком смысле сказано: «И вошел Дух Господень в Саула» ( 1Цар.10:10 ), если в другом месте [Писание] говорит: «И злой дух Господень в Сауле» ( 1Цар.16:14 ). А написано здесь так: «И вот, когда он повернулся, чтобы идти от Самуила, изменил Бог в Сауле сердце в иное, и сбылись все знамения в тот день. И пришел оттуда к холму, и вот, навстречу ему хор пророков, и вошел в него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» ( 1Цар.10:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

ОТВЕТ : Самодержавная царская власть и помазание Царя на царство является Божиим установлением, как это ясно видно из священных книг Ветхого Завета. Так, по повелению Божию, Самуил помазал на царство Саула, сказав при этом: «Вот Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего во Израили, и ты будешь царствовать над народом Господним» ( 1Цар.10:1 ), Когда Господь отверг Саула, то Самуил, по повелению Господню, помазал, вместо него, на царство Давида ( 1Цар.16:1–13 ). Цари в Священном Писании и называются поэтому «Помазанниками Божиими». Богоучреждённость царской власти и таинственное сообщение Царям, как Помазанникам Божиим, полноты благодатных даров Св. Духа делает лице Царево неприкосновенною святынею. Вот почему Слово Божие говорит: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и не лукавьте пред ними» ( Пс.104:15 ); «Касающийся их – касается зеницы ока Господня " ( Зах.2:8 ); «Даже и в мыслях своих не злословь царя» ( Еккл.10:20 ); «Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей неизследимо» ( Притч.25:3 ); «Кто раздражает его (Царя), тот грешит против самого себя» ( Притч.20:2 ). Учение о самодержавной царской власти и о повиновении ей основано всецело на Слове Божием, что видно хотя бы из следующих изречений: «Мною Цари царствуют», говорит Господь ( Притч.8:15 ); «Бойся, сын мой, Господа и Царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч.24:21 ); «Бога бойтесь, Царя чтите» ( 1Пет.2:17 ). «Как не побоялся ты поднять руку, чтоб убить помазанника ГОСПОДНЯ» , сказал Давид отроку, рассказавшему ему, будто он убил царя Саула ( 2Цар.1:14 ). Свв. Апостолы в Новом Завете увещевают христиан молиться за Царя и быть покорными ему: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодаренья за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.2:1–2 ), «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Пет.2:13–14 ). Неверно, что «у нас Один Помазанник Божий – Господь Иисус Христос». Помазанниками Божиими были в Ветхом Завете священники (см. Исх.28:41 ; Лев.4:3 ), цари (см. 1Цар.9:16, 10:1, 15:1, 15:17 ; и мн. др.) и пророки (см. 3Цар.19:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Откуда это видно? Из дальнейших слов. Вы все, конечно, знаете, что бесплодие невыносимо для жен – особенно из-за мужей. Есть много таких безрассудных мужей, которые винят жен, когда они не рождают, но, зная того, что способность рождать имеет начало свое свыше – от Божьего промысла, и что для этого ни природа женщины, ни сожитие (с мужем) и ничто другое, само по себе, недостаточно; но хотя бы и знали, что это обвинение не справедливо, тем не менее, упрекают, часто даже отдаляются и неохотно живут с ними.   5. Посмотрим, не случилось ли того же и с этой женой. И если увидишь, что она терпела презрение, бесчестие, огорчения, не имела близости к мужу и пользовалась особым его расположением, то можешь предположить, что она желала дитя для того, чтобы иметь большую близость, свободу, и сделаться более любезной мужу. Но если найдешь совершенно противоположное этому, т. е., что она была любима (мужем) более, чем имевшая детей, и пользовалась большим расположением, то ясно, что она желала иметь дитя не ради чего-нибудь человеческого и не для того, чтобы еще более привлечь к себе мужа, но по той причине, какую я указал выше. Откуда же это видно? Послушай, что об этом говорит сам писатель. Ведь он не без цели упомянул об этом, но, чтобы ты узнал добродетель жены. Что же он говорит? " Анну любил Елкана больше Феннаны " (1Цар.1:5). И потом далее (Елкана), видя, что она не ест, а только плачет, говорит: " что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей " ? (1Цар.1:8). Видишь, как он привязан был к ней и как сильно скорбел за нее, не потому, что не имел (от нее) детей, а потому что видел ее печальной и удрученной скорбью? Однако не убедил ее в том, чтобы она перестала печалиться, потому что не для него желала она иметь дитя, но чтобы принести некоторый плод Богу. " И встала Анна " , говорит Писание, " после того, как они ели и пили в Силоме и встала перед Господом " (1Цар.1:9). Не без цели употреблено и это выражение: " после того, как они ели и пили " , но чтобы ты знал, что время, которое другие посвящают отдыху и бездействию, она проводила в молитве и слезах, потому что была весьма трезвенна и бодра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Помазание Соломона по библейскому рассказу (ср. ст. 34) является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя – в силу указанного (к ст. 34) значения акта помазания царей еврейских: без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться «помазанником» (евр.: машиах Иеговы ( 2Цар.2:4,12:7 ) и вообще быть теократическим царем. Ошибочно поэтому мнение некоторых раввинов, (Гроция, Винера), будто помазывались лишь те цари, которые не имели исторических прав на царство; Давид, во всяком случае, считал Соломона законным своим наследником (почему и дал об этом клятву Вирсавии, ст. 13, 17). Помазание Соломона совершено было не только первосвященником Садоком (ст. 39), но и пророком Нафаном (ст. 34), подобно как помазание Саула ( 1Цар.10:1 ) и Давида ( 1Цар.16:13 ) совершал пророк Самуил. Над Давидом помазание после было повторено народом ( 2Цар.2:4,5:3 ). По ( 1Пар.29:22 ), повторено было после помазание и над Соломоном. 3Цар.1:39 .  И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! 3Цар.1:40 .  И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его. Участие народа в поставлении Соломона царем выразилось в его радостных кликах «да живет царь!» (ср. 1Цар.10:24 ; 4Цар.11:12 ; Мф.21:9 ) – народ, видимо, не признавал претензий Адонии на царство; затем, в триумфальном шествии за Соломоном при звуках трубы и игре на флейтах бахалилим, Vulg.: canenmium tibiis; LXX и слав. – о радости вообще: χρευον ν χορος, «ликоваша в лицех»); «земля расседалась от криков» народа – гиперболическое выражение мысли о всенародном восторге. 3Цар.1:41 .  И услышал Адония и все приглашенные им, как только перестали есть; а Иоав, услышав звук трубы, сказал: отчего этот шум волнующегося города? 3Цар.1:42 .  Еще он говорил, как пришел Ионафан, сын священника Авиафара. И сказал Адония: войди; ты – честный человек и несешь добрую весть. 3Цар.1:43 .  И отвечал Ионафан и сказал Адонии: да, господин наш царь Давид поставил Соломона царем; 3Цар.1:44 .  и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев, и они посадили его на мула царского; 3Цар.1:45 .  и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришел в движение город.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010