Нужно заметить, что одна из самых серьезных болезней всех сект есть построение своих доктрин на одной части правды, вопреки другой, что в итоге приводит к лжеучению. Вот так и здесь: протестанты видят и помнят одни стихи Библии, но совершенно не хотят ни знать, ни замечать, ни осмысливать множество других библейских свидетельств об обратном, когда люди поклонялись Ангелам и другим людям , и не осуждались за это Богом. Вот многочисленные тому примеры. 1) Лот поклонился пришедшим к нему Ангелам «лицем до земли» ( Быт.19:1 ). 2) Авраам кланялся сынам Хетовым ( Быт.23:7 ). 3) Иаков «поклонился до земли семь раз» Исаву, брату своему ( Быт.33:3 ). 4) «Иосиф... поклонился ему (Иакову) лицем своим до земли» ( Быт.48:12 ). 5) Братья Иосифа «поклонились ему до земли» ( Быт.43:26 ). 6) Пророк Валаам «преклонился, и пал на лице свое» пред Ангелом Господним ( Чис.22:31 ). 7) Руфь «пала на лице свое и поклонилась до земли» Воозу ( Руфь2:10 ). 8) Иисус Навин поклонился Архангелу Михаилу 193 : «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). 9) «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился» своему любезному другу Ионафану ( 1Цар.20:41 ). 10) Авигея «пала пред Давидом на лице свое и поклонились до земли» ( 1Цар.25:23 ). 11) «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю» Давиду ( 3Цар.1:31 ). 12) Праведный Авдий «узнал его (Илию) и пал на лице свое» ( 3Цар.18:7 ). 13) Пятидесятник, начальник военного отряда, «пал на колена свои пред Илиею, и умолял его» ( 4Цар.1:13 ). 14) Пророческие сыны поклонились пророку Елисею «до земли» ( 4Цар.2:15 ). 15) Женщина Сонамитянка подошла к Елисею «и упала ему в ноги, и поклонилась до земли» ( 4Цар.4:37 ). 16) «Царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу» ( Дан.2:46 ). 17) Сам Христос обещает Ангелу 194 Филадельфийской Церкви: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими » ( Откр.3:9 ). Поклонятся не Богу, а Ангелу (!), и такое поклонение не грех, ведь Сам Христос «сделает», то есть устроит это поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1) «Все мы много согрешаем», -говорит апостол Иаков 3:2 . Поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться пред Еогом о своих грехах. «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50:19 ; сравн. Иоиль 2:12–13 ; 2Кор. 7:9 ). Но такового покаяния еще не достаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи не в молитве только, но в особо установленном Самим Богом таинстве пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь Израильтянам каяться и очищаться от грехов ( Лев. 5, 13; 6, 6–7 ; Числ.5:6–8 ; 1Цар. 2:25 ). Так поступали Израильтяне, как это мы видим из примеров ветхозаветных мужей. «И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех , что мы поступили глупо и согрешили» ( Числ. 12:11 ). «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. Теперь же сними с меня грех мой, и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу (Богу твоему)» ( 1Цар. 15:24, 25 ; 2Цар. 12:13 ; Матф. 3:5–6 и др.) «И сказал Давид Нафону: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» ( 2Цар. 12, 13 ). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5–6 ). Христос Спаситель пришедший, установил таинство покаяния, даровав апостолам, а в лице их, и преемникам их, пастырям Церкви, право и власть «вязать и решить» (Иан. 20:21–23; Мф. 18:18, 28:20 ). Пастыри Церкви, в силу полученной им власти, и разрешают грехи кающихся «силою Св. Духа» ( Иоан. 20:22 ) «властью Божиею» (2 Кор, 10:8). Ссылка сектантов на Евангелие от Марка (2, 7), что никто не может прощать грехи, кроме Бага – неосновательна. Православная Церковь учила и учит, что пастыри православные отпускают грехи на исповеди не сами собой, не собственной властью, вяжут и решат грехи людские, но властью, данной от Господа Иисуса Христа ( Иоан. 20:22–23 ), Который имеет право отпускать грехи ( Лук. 5:24 ; Мф. 28:18 ). Притом, ссылаясь на Евангелие от Марка, где говорится, что книжники и фарисеи так думали, сектанты уподобляют себя ими, врагам Христовым. Что же касается молитвы Господней ( Мф. 6:12 ), то Православная [ Церковь всегда учила и учит, что нужно обращаться с молитвой к Господу о помиловании; но она также исполняет повеление Господне уча о том, что кроме молитвы нужна и исповедь пред священником.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.3:9 .  даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? «Досточудны слова, произнесенные Соломоном в молитве. Ибо, воспомянув о тех благах, какие имел отец, и восхвалив Подателя оных, он принес моление и о себе; (7–9 ст.)... В сих словах показал он и немощь естества, и несовершенство возраста, и величие данной власти, и опасность погрешить в суде, и необходимость благоразумия, и смышленность в прошении» (блаженный Феодорит, вопр. 12). Признавая милости Иеговы Давиду в жизни его вообще, и, в частности, в даровании его престола сыну его (ст. 6), Соломон именует себя самого «отроком малым, не знающим ни выхода, ни входа» (ст. 7), конечно, в соотношении его неопытности с важностью и тяжестью задач народоправления, а не по действительной маловозрастности Соломона (по И. Флав., Иудейские Древн. VIII, 7, 8, Соломону в это время было 10 лет, по некоторым раввинам 12 лет); из снесения ( 3Цар.11:42 ) и ( 3Цар.14:21 ) видно, что при начале своего царствования Соломон имел уже однолетнего сына Ровоама, след., был по крайней мере 19–20 лет от роду, и Давид ( 3Цар.2:6, 9 ) называл его иш хакам, " мужем мудрым». Выражение «не знать ни входа, ни выхода» означает образ действия и направления жизни человека вообще ( Втор.31:2 ; Иер.10:23 ; Пс.120:8 и др.), но преимущественно употребляется о предводительстве на войне ( 1Цар.18:13,16 ; 2Цар.3:25,5:2 ): здесь царская власть есть прежде всего предводительство народом на войне, а в ст. 9 она понимается в смысле главным образом судейской функции (ср. ст. 16); обе стороны нераздельно мыслились в древнееврейском представлении (как и восточном вообще) царя (ср. 1Цар.8:6,20 ; 2Цар.15:2–4 ). 3Цар.3:10 .  И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. 3Цар.3:11 .  И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, –

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И возвестися в дому Давидове, глаголя: совещася Арам со Ефремом, и ужасеся душа его и душа людий его, якоже в дубраве древо ветром восколеблется ( Ис.7:2 ). «И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу». И да приложат книгочия глаголати к людем, и да рекут: кий человек страшлив и слаб сердцем? да идет, и возвратится в дом свой, да не устрашит сердца брата своего, аки сердце свое ( Втор. 20:8 ). «И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя ( Пс.54:5 ). «Сердце мое затрепетало во мне и боязнь смерти напала на меня». — мужества ( Пс.26:14; 30:25 ): Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа ( Пс.26:14 ). «Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа». Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа ( Пс.30:25 ). «Мужайтесь и да будет твердо сердце ваше, все уповакщие на Господа!» Также и обнаружение глубоких чувств приписывается сердцу, как-то: — торжества ( Иов. 29:13 ): Благословение погибающаго на мя да приидет, уста же вдовича благословиша мя ( Иов. 29:13 ). «Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость». — терзания (стона) ( Пс.37:9 ) и другие: Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего ( Пс.37:9 ). «Я много страдал и чрезмерно унижен, кричал от терзания сердца моего». б) как источник движений воли человека и его решений: — «делай все, что на сердце у тебя» ( 1Цар. 14:7 ): И рече ему носяй оружие его: твори все, на неже сердце твое склоняется: се, аз с тобою есмь, якоже сердце твое сердце мое ( 1Цар. 14:7 ). «И отвечал оруженосец: делай все, что на сердце у тебя; иди, вот я с тобою, куда тебе угодно». И рече Нафан к Давиду: все еже в сердцы твоем твори, яко Бог с тобою есть ( 1Пар. 17 :2 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. 24 . к жезломъ поразитъ т: зв бо наводитъ на т: так действует он в качестве жезла и бича гнева Божия (ср. ст. 5). Не бойся этого, – говорит Господь, – не страшись этих ударов! Еже видети пть Страх пред ассириянами заставлял иудеев обращать взоры к Египту: так было в царствование Езекии, который перестал платить дань Сеннахериму, надеясь на помощь египетского фараона Тиргаки ( 4Цap.XVIII, 21 . Ис.36:6 ). Между тем буквальный смысл евр. текста в настоящем случае таков: «как Египет», т. е. Ассур также наказывает тебя теперь, как бил когда-то Египет. бо мал, и престанетъ гнвъ, рость же мо на совтъ их: 25. Ещё немного, очень немного, и пройдёт Моё негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. 25 . Престанетъ гнвъ – против иудеев. рость же мо на совтъ их=на замысел ассириян покорить себе иудейское царство, в котором царствовал собственно Господь ( 1Цар.12:12 ; ср. 1Цар.8:7 ). Таким образом здесь указана причина, по которой Господь поражает своим гневом Ассура, между тем как в евр. тексте здесь указывается конечная цель, в которой ведёт разгневанный Господь Ассура: на истребление их. На совет их, ср. русск.-евр. на истребление их, масор. 70 толковников по-видимому читали и понимали это слово в значении, принадлежащем ему в халд. наречии. И воздвигнетъ Бг силъ на н зв, к зв на мсте скорби, и рость на пть иже к морю, на пть иже во 26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простёр на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 26 . «Язва Мадиамля» – поражение, нанесённое мадианитянам израильтянами, во главе которых стоял Гедеон ( Суд.7:22 и сл.). На мст скорби, может быть, только небуквальное выражение смысла евр. слов, буквально значащих: у скалы Орива – слов, указывающих на место смерти мадиамского князя Орива ( Суд.7:25 ), место не только для мадианитян ознаменованное горестной утратой их вождя, но и израильтянам напоминавшее тяжёлое время их страдания от мадианитян ( Суд.6:1 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Слав.-гр.-лат. мо – переносное знач. слова (итто тай, – букв. времена мои, Ак., Симм., Иерея.), но лучше выражает мысль текста и более здесь уместно (Евсев., Афан., Феодор., Зигаб.), чем близкое к букве значение; дни мои; цоэтому изъ русск. прр. лучше Пумаянский и Лонд. «судьбы моя» (Ср. Словари Фюр- ста и Штейнберга). Просвт лиц тво на раба твоего: спси м твоею. 17. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. 17 . Просвт лиц тво на раба твоего... См. выше на Пс.4:7 стр. 109; спси м твоею – см. Пс.6:5 стр. 123. Гди, да не постыжс, к призвахъ т: да постыдтс и снидтъ во адъ. 18. Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. Нмы да бдтъ устны льстивы, глаголющы на првнаго гордынею и 19. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. 18–19. да не постыжс … см. выше Пс.24 :1б; да постыдтс см. Пс.6:11 и 24:3, и снидтъ во адъ=да будут поражены смертию (Афан., Феод., Зигаб.) и осуждены на вечное заключение во аде (ср. на Пс.6:6 , стр. 123–124), и так. обр. онемеют лживые и коварные уста их; т. е. пусть враги и гонители, нисшедши в Шеол, как страну молчания ( Пс.93:17 ), лишатся возможности продолжать свои клеветы и злословия, которого они, живя на земле, и с свойственною им гордостью и презрением (ср. 1Цар.22:7–8; 25:10 ), постоянно преследуют праведника, т. е. Давида, не сделавшего против Саула никакой несправедливости (неправды 1Цар.22:1 ) и ничем не заслужившего взводимых ва него нареканий и преследований ( – 24:12 и 18; ср. Евсевия). Такая мольба псалмопевца не есть выражение пожелания его своим гонителям, а лишь предоставление правосудию Божию того справедливого отмщения, на которое сам он имел право по Моисееву закону ( Исх.21:23–26 ) и не противоречит духу евангельского закона, так как проистекает из благочестивой ревности по Боге и справедливости (ср. Пс.54:16; 138:19–21 ; Ин.2:15–17 ) и ограничивается желанием превращения зла, к вразумлению других нечестивцев (ср. Астерий Амас. у Зигабена), и кроме того, как изречете пророка, может быть понимаемо в смысле пророчества о погибели нечестивых противников преобразованного им Христа Спасителя и всех врагов и гонителей Церкви Божией на земле (ср. 2Цар.23:6–7 и Евсев., Афан. и Зигаб. на Пс.54:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Повеление друзьям Иова: «Идите к рабу Моему Иову... Иов же раб Мой помолится о вас, понеже точию лице его прииму: аще бо не его ради, погубил бы убо вас» ( Иов.42:8 ). Иудеи просят молитв у Самуила, тот отвечает: «...не буди мне, еже отступити от Господа Бога моего, и не вопити о Вас молением» ( 1Цар.7:8 ). И действительно: «...возопи ко Господу о Израиля, и послуша его Господь» ( 1Цар.7:9 ). Пророк Давид взывает в молитве: «Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших» ( 1Пар.29:18 ). В Катихизисе говорится: «Царь и пророк Давид воспоминает Святых в подкрепление своей молитвы, точно также, как и ныне Православная Церковь призывает «Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых " » (Кат). Апостол Павел просит молитв о себе: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизатися со мною в молитвах за меня к Богу» ( Деян.15:30 ). «Братия, молитесь за нас» ( 1Сол.5:25 ). У апостола Иакова мы читаем: «Много может усиленная молитва праведнаго» ( Иак.5:16 ). Здесь есть один оттенок, который может смутить, потому что в указанных примерах обращение в молитвах идет за помощью к праведникам, которые еще находятся на земле, еще не умерли. А мы говорим о призывании Святых, которые уже на небесах. Мы можем опираться на то, что, поднимаясь к Богу, праведники становятся более прозорливыми, лучше понимают цель молитвы. Они обладают большей благодатью, чем другие люди. Конечно, свойство прозорливости при приближении к Богу усиливается. Поэтому апостол Павел говорит: «...теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан» ( 1Кор.13:12 ). Господь Сам говорит: «сподобившиеся достигнуть того века, умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:35–36 ). О том, что они знают о наших нуждах, можно прочесть в Евангелии от Луки: «говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рим. 8:7 ). Таким образом самолюбие, соединенное с враждой к Богу, составляет внутреннюю сторону, или внутренний принцип греха первых людей. В Ветхом Завете Господь дал чрез Моисея избранному народу Своему нравственный закон. Исполнение этого закона составляло нравственную обязанность израильского народа. Сыны Израилевы должны был исполнять все законы и постановления, данные им Господом чрез Моисея. «Мои законы, – говорит Господь сынам Израилевым чрез Моисея, – исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» ( Лев. 18:4–5 . Ср. Лев. 18:26, 19:37, 20:22 . Втор.4:1, 5; 7:11–12, 30:10, 16 . 4Цар. 23:3 . 2Пар. 34:31 и особенно Пс. 118 ). Так как здесь законы и постановления, исполнение которых заповедуется сынам Израилевым, прямо называются законами и постановлениями Бога, то они были выражением божественной воли, следовательно, тот, кто исполнял эти законы и постановления, оказывал послушание божественной воле, и наоборот, кто преступал эти законы и постановления, тот оказывал непослушание божественной воле. Поэтому о добродетельном человеке в Ветхом Завете говорится, что он послушен ( Исх. 19:5, 24:7 ; Ис. 1:19 ) и верен ( Ис. 1:21 ) закону, соблюдает ( Втор. 33:9 ) завет Иеговы, исполняет и соблюдает законы и постановления Божии ( Лев. 18:4, 5, 26; 19:37; 20:22 и др.); между тем как о грешнике говорится, что он оставляет и нарушает закон Бога своего ( Ис. 58:2 ), завет Иеговы ( 3Цар. 19:14 ; Иер. 22:9 ), заповеди Его ( 1Ездр. 9:10 ); что он не слушает, не соблюдает слов завета, слов Иеговы ( Иер. 11:3 ; Втор. 18:19 ; Нав. 1:18 ; Пс. 118, 158 ), не слушает гласа Господа и не исполняет заповедей и постановлений Его ( Втор. 28:15 ; 1Цар. 12:15 ; Иер. 13:10 ), пренебрегает Его повелениями и непокорен Его слову ( Чис. 20:24 ; Втор. 1:26, 43, 9:24 ; Нав. 1:18 ; 1Цар. 12:15 ; 3Цар. 13:21 ; Иез. 5:6 и дал. 11:12). Из сказанного ясно, что грех с внешней стороны, по учению Ветхого Завета, представляет преступление нравственного закона, данного израильскому народу чрез Моисея. Но так как этот закон дан был чрез Моисея Самим Богом и таким образом был выражением Его воли, то грех с внешней стороны был вместе с тем преслушанием воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Бог Ветхого Завета – это Бог Живой ( 1Цар. 17:26, 36 ; 4Цар. 19:16 ). Выражение «Жив Господь Бог» ( 3Цар. 17:1,12, 18:10, 15 и др.) было одной из наиболее распространенных форм упоминания о Боге в клятве или приветствии: упоминая Бога, человек как бы приводил Его в свидетели истинности своих слов. Сам Господь, обращаясь к народу израильскому, говорит: «Живу Я» ( Иез. 5:11 ). Бог всегда жив и активен, Он «не дремлет и не спит» ( Пс. 120:4 ), «не утомляется и не изнемогает» ( Ис 40,28 ). Его живое присутствие ощущается всем народом израильским и каждым членом этого народа. На Его присутствие откликается природа: перед лицом Бога «море... побежало, Иордан обратился назад, горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» ( Пс. 113:3–4 ). Ветхозаветный Бог – это Бог «Святый» ( Ис. 57:15 ), имя Его «свято и страшно» ( Пс. 110:9, 98:3 ). Перед Святым Богом не могут стоять другие народы (см.: 1Цар. 6:20 ), а народ израильский предстоит святости Божией со страхом и трепетом. Между Богом и народом израильским заключен Завет, скрепленный святостью Бога. Поэтому народ называет Бога «Святый Израилев» ( Пс. 70:22 ; Ис. 5:24 ), а Бог, обращаясь к народу, называет Себя «среди тебя Святый» ( Ос. 11:9 ). Ветхозаветный Бог – это «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ); «Он будет судиться со всякой плотью, нечестивых Он предаст мечу» ( Иер. 25:31 ). «Бог – судия праведный... всякий день строго взыскивающий» ( Пс. 7:12 ); Он восседает на Престоле и производит суд (см.: Пс. 9:5 ); Он «одного унижает, а другого возносит» ( Пс. 74:8 ); Он воздает «возмездие гордым» ( Пс. 93:2 ). Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода» ( Исх. 34:6–7 ). Бог Ветхого Завета – это Бог Единый и единственный: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» ( Ис. 43:10–11 ). Бог – «ревнитель» ( Исх. 34:11, 20:5 ), не позволяющий поклоняться другим богам, воспринимающий народ израильский как Свою невесту (см.: Ис. 54:5 ; Иер. 2:2 ) и всякое уклонение Израиля в идолопоклонство как измену и блудодеяние ( Исх. 34:15–17 ; Ис. 1:21 ; Иез. 16:1–43 ). Настанет время, говорит Бог в книге пророка Осии, когда народ израильский отвергнет поклонение ложным богам и будет соблюдать верность Яхве, как жена мужу:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010