Дан.2:20 . И сказал Даниил: да будет благо­словен­но имя Го­с­по­да от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Основная мысль молитвы: прославление силы и мудрости Божией, проявившихся на открытом Даниилу сновидении. Дан.2:21 . Он изменяет времена и лета, низлагает царей и по­ставляет царей; дает мудрость мудрым и ра­зу­ме­ние ра­зу­мным; Дан.2:22 . Он открывает глубокое и сокровен­ное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Предвещающее великие перевороты в человечестве и говорящее о верховном владычестве Господа над судьбами мира, сновидение свидетельствует о силе Божией: Господь по Своей воле и власти «изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» (Ср. 1Цар.2:7–8 ; Притч.8:14 ). Недоступное по своему значению для человеческой мудрости, открытое и разъясненное Даниилу Самим Богом, оно говорит о божественной мудрости ( Дан.2:22 ). Дан.2:23 . Славлю и величаю Тебя, Боже отцов мо­их, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя. Благодарение за сообщение смысла сновидения. Дан.2:24 . После сего Даниил вошел к Ариоху, которому царь по­велел умертвить мудрецов Вавилонских, при­шел и сказал ему: не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значе­ние сна. Дан.2:25 . Тогда Ариох немедлен­но при­вел Даниила к царю и сказал ему: я нашел из плен­ных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значе­ние сна. Отсрочив на время смертную казнь ( Дан.2:13–15 ), Ариох совсем не должен приводить в исполнение царское приказание: Даниилу открыто содержание виденного Навуходоносором сна. По восточному обычаю, воспрещающему доступ и вход к царю без предварительного доклада ( Эсф.4:11 ), пророк вводится к Навуходоносору Ариохом, как лицом заинтересованным в таком или ином исходе всего дела. Он, приостановивший смертную казнь, как бы оправдывает данный поступок: приводит к царю человека, могущего открыть значение сна. Дан.2:26 . Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты ска­за­ть мне сон, который я видел, и значе­ние его?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.1:23 .  И по­ставили дво­их: Иосифа, называемого Варсавою, который про­зван Иустом, и Матфия; «Поставили двоих», т.е. из числа удовлетворявших высказанному условию наметили двоих. «Почему не многих? Чтобы не вышло большего нестроения, притом же и дело касалось немногих»... (Феофил.). Избранные – Иосиф Варсава (Иуст) и Матфий – оба неизвестны в Евангельской историии. Вероятно, «они были из числа 70, бывших с 12-ю апостолами, и из других верующих, но более пламенно веровавшие и более благочестивые, чем прочие» (Феофил.). Деян.1:24 .  и по­молились и сказали: Ты, Го­с­по­ди, Сердцеведец всех, по­кажи из сих дво­их одного, которого Ты избрал «Помолились и сказали» – και προσευξμενοι επον – точнее слав.: «и помолившеся реша» – и помолившись, сказали. Вероятно, приводимую, затем, молитву от лица собрания произнес Петр. Молитва обращается, очевидно, к Господу Иисусу Христу, Который при этом именуется «сердцеведцем». Так как в другом месте Петр называет сердцеведцем Бога ( Деян.15, 8 и д.), то употребление и здесь означенного наименования в приложении к Иисусу Христу выражает не иное что, как веру в Божественные свойства Его и исповедание Его Божества. «Покажи», т.е. посредством жребия. «Не сказали – «избери», но покажи, говорят, избранного: они знали, что у Бога все наперед определено (Златоуст)». Как при жизни своей на земле, Господь Сам избрал Себе апостолов, так и теперь, хотя Он вознесся на небо, но обещавшись всегда пребывать в Церкви Своей, должен Сам избрать и двенадцатого Апостола. Деян.1:25 .  принять жребий сего служе­ния и Апостоль­ства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. «Идти в место свое», т.е. в место осуждения, геенну. Деян.1:26 .  И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к один­надцати Апостолам. Определение по жребию есть установление ветхозаветное, и в решении дел по жребию видели действие Самого Бога ( Лев. 16, 8 и д.; Числ. 17 ; Числ. 34:13 ; Нав. 14, 2 ; 1Цар. 10, 20 ). Но – «почему, – говорит Златоуст, – апостолы предпочитают избрание посредством жребия?» Потому, что «они еще не считали себя достойными того, чтобы самим сделать выбор, а потому и хотят узнать (о сем выборе) посредством какого-нибудь знака... И Дух Святый еще не сходил на них..., и жребий имел великое значение»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дон Ферберн пишет об этом так: «Любой евангельский христианин, который хотя бы поверхностно знаком с Православием, заметит драматическую разницу в формах богослужения православных и евангельских христиан. Вместо хорошо освещенных, относительно неукрашенных помещений – полутемные залы с большим количеством икон и свечей. Общее пение (под аккомпанемент органа, пианино или группы прославления) обычно заменено пением хора без музыкального сопровождения. Проповедь во время богослужения не занимает такого выдающегося положения, как у евангельских христиан, хотя Литургия в основном состоит из чтения избранных мест из Священного Писания. Большая часть богослужения проходит за иконостасом, вне поля зрения мирянина. Подобная атмосфера кажется чужеродной для евангельских христиан, и эта чужеродность легко может вызвать у них множество вопросов о Православии» . Хотя протестантам свойственно не столько спрашивать – о, если бы они только спрашивали и слушали, вдумываясь в ответы православных! – сколько обвинять и всему давать свои извращённые оценки. Таким образом, в настоящей главе я ставлю своей задачей дать библейско-историческое оправдание главным элементам православного Богослужения и устройства храма. Для начала важно понять, что значит поклоняться Богу в духе? «В духе» значит, прежде всего, « в Духе Святом " 354 . После грехопадения Адама до самого дня Пятидесятницы никто из людей не имел Духа Святого в себе, как говорил Христос Апостолам: «Он с вами пребывает и в вас будет » ( Ин.14:17 ); заметим: в Апостолах, как и других учениках Христа (и вообще в праведниках Ветхого Завета после грехопадения Адама) Духа ещё не было, а вошёл Он в человека впервые только на десятый день после вознесения Христова. О ветхозаветных людях обычно говорится, что Дух Святой сходил и почивал на них, а не в них: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (Моисеем), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать... Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане» ( Числ.11:25–26 ); «опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар.2:15 ); «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий» ( Числ.24:2 ); «и сошел Дух Божий на Саула» ( 1Цар.11:6 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию , то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» ( Быт.2:16–17 ). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Пост установлен особым законом при Моисее для всех ( Лев.16:29 ). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила ( 1Цар.1:7 ). Сорок дней постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился даже нечестивый царь Ахав ( 3Цар.24:27 ). Давид «изнурял себя постом» ( Пс.34:13 ). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» ( Иоил.1:14 ), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). Ниневитяне «объявили пост» ( Ион.3:5 ), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» ( Зах.8:19 ). Постился в пустыне Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» ( Мф.4:2 ). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься ( Мф.6:16 ), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов ( Мк.9:29 ). Савл постился три дня ( Деян.9:9 ). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней ( Деян.10:30 ). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом ( Деян.14:23 ). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» ( Деян.27:9 ); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» ( Деян.27:12 ), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» ( 1Кор.10:25 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И действительно, только с помощью Господа Давид поразил и умертвил Голиафа ( 1Цар.15:35;10:1,10–13;17:32–37,45–46 и сл.). 22–24. Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящия его побежду. Оказав помощь Давиду, вскоре после избрания и помазания его в цари над народом, Господь не отступал от него, – продолжал помогать ему и во всю его жизнь. – Так как рука Моя, говорит Господь, заступается за него – Давида и мышца Моя укрепляет его: то враг не будет иметь успеха при нападении на него, и никакой беззаконник не приложит озлобити его, или – раз причини в ему бедствие, понесет строгое наказание и уже не приложит не повторит своего злодеяния. И это потому, что за Давида отмстит врагам его Сам Господь мышцею руки своей или – всемогуществом. «Я, говорит Господь, иссеку или – изрублю мечем всех врагов его и побежду или – поражу на смерть всех ненавидящих его. Это свое обетование многократно оправдал Господь над самим Давидом и над преданным ему народом против их врагов, что и засвидетельствовал также многократно сам Давид в своих благодарственных – хвалебных псалмах (ср. Пс.4,9,17,20,22,26,29,51 и мн. др.). 25–26. И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его, и положу на мори руку его, и на реках десницу его. Как царь, избранный Богом и состоящий под Его непосредственной защитой, Давид не только сохранит свой народ от врагов, но и распространит свое мощное владычество на другие народы, и не только близкие, но и отдаленные. – Господь сказал о Давиде: «и истина и милость Моя с ним», – истинное, непреложное обетование при заключении завета и милость – если бы он уклонился от него до некоторой степени (ст. 29–36). – «И Моим именем возвысится рог его», – по действию свойств, содержащихся в Моем имени – премудрости, благости, всемогущества и других – возвысится его рог – оружие и вместе сила его над врагами его – самого царя и народа (ст. 16–19). – «И положу на мори руку его», разумеется – на берегах и островах Средиземного моря, на западе: «и на реках десницу его», – на берегах двух великих рек, Тигра и Евфрата, на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. Ср. Мф. 3,4 . Оба пророка Илия и Иоанн Креститель своим служением несли людям суд Господа и взывали к покаянию ( Мф. 3,1–12 ; Лк. 3,2–17 ). 1 человек Божий! царь говорит: сойди. С точки зрения Охозии, пророчество Илии являлось вмешательством в дела государства, и поэтому пророк должен был держать ответ за свои слова лично перед царем. Поведение Охозии свидетельствует о том, что ему свойствен произвол, характерный для восточных тиранов. 1 если я человек Божий. Илия клянется, и правдивость его клятвы немедленно подтверждается грозным знамением (см. ком. к 3Цар. 1,17 ). По убеждению пророка, цари должны подчиняться требованиям закона наравне со своими подданными ( Втор. 17,18–20 ; 1Цар. 12,14.15 ; 3Цар. 2,2–4 ). 1 воцарился Иорам. Иорам, как и Охозия, был сыном Ахава (3,1; 3Цар. 22,51 ). Его не следует путать с Иорамом, сыном и наследником Иосафата (см. 8,16.25), который примерно в то же время правил в Иудее. 1 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . Глава 2 2 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох ( Быт. 5,24 ), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса. Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар. 17,1 . из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона. 2 Вефиль. См. ком. к З Цар. 12,29. 2 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божий избранники могли продолжить свой путь посуху ( Исх. 14,13–31 ; Нав. 3,1–17 ). 2 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве ( Быт. 25,31 ; Втор. 21,17 ; Лк. 15,12 ). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1). 2 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея. 2 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1,10.12.14; З Цар. 18,38; ср. З Цар. 19,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ибо она была уведена в плен потому, что Господь не помиловал ее. При этом должно обратить внимание на гнев Господа, вследствие которого Он говорит, что не будет более миловать дома Израилева, но изгладит их из Своей памяти чрез вечное забвение, ибо до сего времени они находятся в порабощении у персидских царей, и никогда не прекращался плен их. Дом же Иудин Он обещает помиловать и говорит, что Он спасет их в Господе Боге их, – или чрез самого того, Кто говорит это, или Отец спасет чрез Сына согласно с написанным: «Господь одожди... от Господа» ( Быт. 19:24 ). Ибо Он спас их, когда Израиль был предан ассириянам, от руки Сеннахирима не луком, не мечом, не войною и множеством всадников, а Своею силою, послав ангела и в одну ночь поразив из войска Сеннахирима, царя ассирийского, сто восемьдесят пять тысяч ( 1Цар. 19 ). Применительно к образному смыслу мы можем сказать, что те, которые по причине умерщвления семени Божия называются не помилованными и осмелились сказать: «кровь Его на нас и на чадех наших» ( Мф. 27:25 ), доселе находятся в порабощении у римлян. Дом же Иудин, то есть те из иудеев, которые исповедали Господа, были спасены не силою войска, а чрез проповедь евангельскую. Что мы соответственно как историческому, так и образному смыслу истолковали в отношении к Израилю и Иуде, это мы можем относить и к сборищам еретиков и к Церкви Господа Спасителя, потому что их, лишенных помилования и утративших царство, побеждает Церковь Божия своею силою. Кто назывался семенем Божиим, тот превратился в женщину по причине слабости сил и прогневления Бога был отведен в плен, потому что он не был помилован Богом, и называется не откормленным грудью, а откормленною, ибо он уже утратил мужскую силу. Кто откармливается грудью, тот оставляет мать, не питается молоком родительницы, но поддерживает себя чуждою пищею. Поэтому и Израиль, оставленный Господом, подвергшийся бедствиям плена и питавшийся в Вавилоне нечистою пищею, называется не Божиим народом и наказывается чрез вечное подчинение чужому народу, так что называется не Моим народом и отвергается на веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иероним: ducemus choros=поведём хоры, т. е. будем праздновать с пением и игрою хоров по образцу победного торжества после потопления Египтян, – Исх.15:20–21 , – как это и изображается в Пс.67:25–26 ). Вслед за тем они опять кратко повторяют молитву, чтобы Господь исполнил все прошения царя их, т. е. о благополучном ведении войны и о даровании победы. Во им Гда Бга нашег возвеличимс, т. е. «соделаемся славны и знамениты» (бл. Феодор.), между окрестными народами. Вероятно 70 толк. евр. слова (нигдол)=поднимем знамя (русск.-халд.), читали с перестановкою букв как (нигдал)=будем или сделаемся велики (сирск.: возвысимся). Слово Гда в евр. т. (=хал д. и бл. Иер.) не читается и прибавлено переводчиками в соответствие ст. 8 и другим местам Псалтири, где соединяются вместе оба имени Божия Иегова и Елогим, ср. Пс.7:2 и 4; 17:29 и др. з. Нн познахъ, к спс гдь своего: услышитъ съ нбс стаг своег: въ силахъ десницы 7. Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. и. на колесницахъ, и на конехъ: мы же во им гда бга нашег призовемъ. 8. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: . спти быша и падоша: мы же востахомъ и исправихомс. 9. они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. 7–9. Воодушевительная речь первосвященника, или пророка, возвещающего народу откровение Божие об одержали победы в предстоящей войне. – В то время как происходило жертвоприношение и народ пел вышеизложенную молитву, первосвященник, или пророк, вероятно, от имени царя вопросил Господа об успехе предпринимаемой войны, как это обыкновенно делалось Давидом пред его походами ( 1Цар.23:2 и 4; 30:7–8; 2Цар.5:19 и 23–24), и, получив от Господа утвердительной ответ, в исполнение предписания закона ( Втор.20:2–4 ), обращается к народу и войнам с краткою речью, в которой и объявляет им о полученном от Господа обещании царю блистательной победы, изображая ее в живом пророческом созерцании, как бн уже совершившееся событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Из тех немногих примеров, когда люди падали на спину, становится ясно, что во всех этих случаях речь идет о знамении суда над этими людьми. Священник Илий, суд над которым был предсказан во второй главе первой книги Царств, умер, упав навзничь со стула и сломав себе при этом хребет ( 1Цар.4:18 ). В 28-й главе Книги пророка Исаии было возвещено о суде над пророками и священниками Ефрема, которые свершали свое служение в нетрезвом состоянии («в видении ошибаются, в суждении спотыкаются»). В пророчестве о них было сказано, что они «упадут навзничь и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены» ( Ис.28:13 ). Также о толпе людей, пришедших арестовать Иисуса, сказано, что «они отступили назад и пали на землю» ( Иоан.18:6 ), после того, как Сын Божий промолвил: «Это Я». И из этого примера ясно, что Бог таким способом воочию указал им на их же беспомощность и бессилие. Люди, пораженные величием и святостью Божией, падали перед Ним в поклонении. Падали исключительно лицом вниз, а не на спину. Они отвращали свое лицо от Славы Божией и тем самым «покрывали» себя в присутствии Бога. Авраам. «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним...» ( Быт.17:3 ). Моисей. «Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога» ( Исх.3:6 ). Израильский народ. «... и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» ( Лев.9:24 ). Валаам. «... и преклонился, и пал на лице свое» ( Чис.22:31 ). Илия. «Услышав сие, Илия закрыл лицо свое милотью своею, и вышел...» ( 3Цар.19:13 ). Иезекииль. «Увидев это, я пал на лице свое...» ( Иез.2:1 ). Даниил. «И когда он говорил со мною, я без чувства лежал лицем моим на земле...» ( Дан.8:18 ). Исцеленный прокаженный. «И пал ниц к ногам Его, благодаря Его...» ( Лук.17:16 ). Ангелы, старцы и четыре животных. «... и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу» ( Отк.7:11 ). Также о неверующем, который войдет в собрание христиан, и Дух Святой обличит его, сказано, что «он падает ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог» ( 1Кор.14:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Из этой ответственности ясно, что μωρ не значит просто «глупый» и не равно слову «рака», но означает что-то другое, потому что в противном случае не было бы надобности выделять это преступление из общей подсудности человеческим учреждениям. Но каково именно точное значение μωρ, трудно сказать. Лучшее объяснение этого слова и следующего за ним наказания в том, что здесь разумеется гнев на брата за его религиозные мнения, который, само собой разумеется, уже не подлежит светскому суду. Подтверждение этого находят в факте, что μωρ ­­ еврейскому «навал», а это последнее употреблено во Втор.32:21 ; Пс.13:1, 52:2 ; Иов.2:10, 30:8 (ср. 1Цар.25:3, 25 ) для обозначения преимущественно религиозных заблуждений. Что касается слов: «суду», «синедриону», «геенне огненной», то в этом стихе они имеют, несомненно, более определенное значение, чем в предыдущем, и указывают на низший суд, состоявший из 3 судей в местечках с населением около 120 человек, на суд из 23 – где население превышало 120 человек, и на высшее судилище – синедрион из 71 (по Шюреру), бывший в Иерусалиме. Слово «геенна» указывает на место, бывшее на юге от Иерусалима, где совершалось служение Молоху ( 2Пар.28:3, 33:6 ; Иер.7:31, 19:2–6 и др.). Иосия «осквернил Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху» ( 4Цар.23:10 ). Сюда бросались трупы преступников, животных и всякие нечистоты. Для уничтожения запаха и разлагающихся предметов там разводили огонь. Это место сделалось образом для обозначения загробных мучений. Слово «геенна» встречается несколько раз у Матфея, Марка, Луки и в послании Иакова ( Иак.3:6 ). Мф.5:23 .  Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, Мф.5:24 .  оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Обращаясь к слушателям, Спаситель в предыдущем стихе говорил об их собственном гневе, который служит к нарушению мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010